Главная / Другое / Слоговой метод обучения дошкольников чтению

Слоговой метод обучения дошкольников чтению

Обучение чтению слоговым методом

Использование слогового метода в обучении чтению детей дошкольного возраста предполагает, что единицей чтения становится слог, а не буква и звук, который она обозначает. У многих детей в дошкольном возрасте еще затруднено осознанное усвоение навыков фонематического анализа и синтеза. Аналитико-синтетический метод требует от ребенка владения полноценным фонематическим анализом, который формируется только на 6-7-м годах жизни. На практическом же уровне навык слогослияния доступен многим детям.

Основной принцип слогового метода заключается в усвоении слогов как целостных единиц опознания, или оперативных единиц чтения, с самого начала обучения.

Последовательность осознания речи и языковых единиц должна следовать принципу природосообразности. Сначала осваиваются навыки, которые психологически более доступны и имеют отчетливую чувственную основу, а затем более отвлеченные, абстрактные. К первой категории относится выделение и осознание слов и слогов, ко второй - выделение звуков. Работа над анализом речи ведется в следующей последовательности:

- сначала выделение слова из высказывания,

- затем деление слов на слоги (практически, в игре, без введения термина "слог", подбираются слова типа СГСГ или ГССГ),

- после закрепления этих навыков переход к выделению 1 звука на фоне слова в легкой позиции — в начале слова.

В течение учебного года у детей должны сформироваться:

- зрительные образы букв, прямых слогов с гласными А,О,У,Ы,Э;

- умение сливать слоги (типа СГ) и читать слова из 1-2 слогов;

- умение выделять звук в слове.


Календарно-тематический план по обучению чтению детей 4-5 лет.



п/п


Тема

Дата


I

Такие разные слова.

1. Развлечение «Азбука — к слову ступенька».

2. Знакомство с многообразием слов, с термином «слово», протяженностью слов (длинные, короткие).

3. Знакомство с многообразием слов, их звучанием (громко, тихо), сравнение слов по звучанию.

4. Деление слов на слоги. Игры со словами.

5. Практическая работа: рисование линий в заданном направлении.

6. Закрепление пройденного материала.


II

Гласные.

1. Буква А. Знакомство с буквой Я.

2. Буква О. Знакомство с буквой Е.

3. Закрепление изученных букв: игра "Поймай букву", "Сконструируй букву". Инсценировка «В гостях у сказки».

4. Буква У. Знакомство с буквой Ю.

5. Устные и графические упражнения на закрепление изученных гласных.

6. Буква Ы.

7. Буква И. Практическая работа: рисование элементов и печатание букв.

8. Буква Э. Знакомство с буквой Е.

9. Закрепление изученных букв.


III

Согласные М, Л, Н.

1. Закрепление материала по всем пройденным буквам.

2. Буква М. Слоговая попевка: МУ-МО-МА-МЭ-МЫ.

3. Закрепление буквы М и зрительного образа слогов с буквой М. Практическая работа: конструирование буквы, рисование элементов и печатание.

4. Слогообразование, устные и графические упражнения на закрепление букв и слогов. Составление и чтение первых слов (ау, уа, ам, ум).

5. Буква Л. Слоговая попевка: ЛУ-ЛО-ЛА-ЛЭ-ЛЫ.

6. Закрепление буквы Л и зрительного образа слогов с буквой Л. Практическая работа: конструирование буквы, рисование элементов и печатание.

7. Составление слогов и слов с изученными буквами, чтение (мама, лама и т.д.).

8. Буква Н. Слоговая попевка: НУ-НО-НА-НЭ-НЫ.

9. Закрепление буквы Н и зрительного образа слогов с буквой Н. Практическая работа: конструирование буквы, рисование элементов и печатание.


IV

Согласные П, Б.

1. Буква П. Слоговая попевка: ПУ-ПО-ПА-ПЭ-ПЫ.

2. Закрепление буквы П и зрительного образа слогов с буквой П. Практическая работа: конструирование буквы, рисование элементов и печатание.

3. Слогообразование, устные и графические упражнения на закрепление букв и слогов, составление и чтение слов.

4. Буква Б. Слоговая попевка: БУ-БО-БА-БЭ-БЫ.

5. Закрепление буквы Б и зрительного образа слогов с буквой Б. Практическая работа: конструирование буквы, рисование элементов и печатание.

6. Составление слогов и слов с изученными буквами, чтение (мама, папа, баба, лапа и т.д.).


V

Повторение пройденного материала.

1. Устные и графические упражнения на закрепление букв и слогов, чтение и составление слов.

2. Видео-салон (презентации, мультфильмы о буквах).

3. Практическая работа: конструирование букв, рисование элементов и печатание изученных букв.


VI

Согласные В, Ф.

1. Буква В. Слоговая попевка: ВУ-ВО-ВА-ВЭ-ВЫ.

2. Закрепление буквы В и зрительного образа слогов с буквой В. Практическая работа: конструирование буквы, рисование элементов и печатание.

3. Слогообразование, устные и графические упражнения на закрепление букв и слогов.

4. Буква Ф. Слоговая попевка: ФУ-ФО-ФА-ФЭ-ФЫ.

5. Закрепление буквы Ф и зрительного образа слогов с буквой Ф. Практическая работа: конструирование буквы, рисование элементов и печатание.

6. Графические упражнения на закрепление букв, слоговые и словесные игры.


VII

Согласные Г, К.

1. Буква Г. Слоговая попевка: ГУ-ГО-ГА-ГЭ-ГЫ.

2. Закрепление буквы Г и зрительного образа слогов с буквой Г. Практическая работа: конструирование буквы, рисование элементов и печатание.

3. Слогообразование, устные и графические упражнения на закрепление букв и слогов.

4. Буква К. Слоговая попевка: КУ-КО-КА-КЭ-КЫ.

5. Закрепление буквы К и зрительного образа слогов с буквой К. Практическая работа: конструирование буквы, рисование элементов и печатание.

6. Графические упражнения на закрепление букв, слоговые и словесные игры.


VIII

Согласные З, С.

1. Буква З. Слоговая попевка: ЗУ-ЗО-ЗА-ЗЭ-ЗЫ.

2. Закрепление буквы З и зрительного образа слогов с буквой З. Практическая работа: конструирование буквы, рисование элементов и печатание.

3. Слогообразование, устные и графические упражнения на закрепление букв и слогов.

4. Буква С. Слоговая попевка: СУ-СО-СА-СЭ-СЫ.

5. Закрепление буквы С и зрительного образа слогов с буквой С. Практическая работа: конструирование буквы, рисование элементов и печатание.

6. Графические упражнения на закрепление букв, слоговые и словесные игры.


IX

Согласные Д, Т.

1. Буква Д. Слоговая попевка: ДУ-ДО-ДА-ДЭ-ДЫ.

2. Закрепление буквы Д и зрительного образа слогов с буквой Д. Практическая работа: конструирование буквы, рисование элементов и печатание.

3. Слогообразование, устные и графические упражнения на закрепление букв и слогов.

4. Буква Т. Слоговая попевка: ТУ-ТО-ТА-ТЭ-ТЫ.

5. Закрепление буквы Т и зрительного образа слогов с буквой Т. Практическая работа: конструирование буквы, рисование элементов и печатание.

6. Графические упражнения на закрепление букв, слоговые и словесные игры.




Согласные Ж, Ш.

1. Буква Ж. Слоговая попевка: ЖУ-ЖО-ЖА-ЖЭ-ЖИ.

2. Закрепление буквы Ж и зрительного образа слогов с буквой Ж. Практическая работа: конструирование буквы, рисование элементов и печатание.

3. Слогообразование, устные и графические упражнения на закрепление букв и слогов.

4. Буква Ш. Слоговая попевка: ШУ-ШО-ША-ШЭ-ШИ.

5. Закрепление буквы Ш и зрительного образа слогов с буквой Ш. Практическая работа: конструирование буквы, рисование элементов и печатание.

6. Графические упражнения на закрепление букв, слоговые и словесные игры.



X

Согласные Х, Ц, Ч, Щ.

1. Буква Х: конструирование буквы, рисование элементов и печатание.

2. Буква Ц. Графические упражнения на закрепление букв, слоговые и словесные игры.

3. Буква Ч: конструирование буквы, рисование элементов и печатание.

4. Буква Щ. Практическая работа: чтение, написание слогов и слов с изученными буквами.

5. Игры для закрепления навыка чтения: «Найди домики для слов»; «Дорожки»; «Кто как кричит?».

6. Повторение и закрепление пройденных согласных.


XI

Согласный Р.

1. Буква Р. Слоговая попевка: РУ-РО-РА-РЭ-РЫ.

2. Закрепление буквы Р и зрительного образа слогов с буквой Р. Практическая работа: конструирование буквы, рисование элементов и печатание.

3. Повторение и закрепление пройденного.





Слоговой метод обучения дошкольников чтению
  • Другое
Описание:

Использование слогового метода в обучении чтению детей дошкольного возраста предполагает, что единицей чтения становится слог, а не буква и звук, который она обозначает.

У многих детей в дошкольном возрасте еще затруднено осознанное усвоение навыков фонематического анализа и синтеза. Аналитико-синтетический метод требует от ребенка владения полноценным фонематическим анализом, который формируется только на 6-7-м годах жизни, а вот практический навык слогослияния доступен многим детям среднего дошкольного возраста.

Автор Бовкун Евгения Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1487
Номер материала 26909
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓