Главная / Классному руководителю / След на Земле Сернурской

След на Земле Сернурской

Апаева Любовь Яковлевна, Волкова

Валентина Николаевна, учителя марийского

(государственного) языка МОУ Сернурская

средняя (полная) общеобразовательная школа №2 имени Н.А.Заболоцкого»

След на Земле.

На уроках марийского /государственного/ языка и ИКН мы, учителя, ведущие предметы национально-регионального компонента, знакомим детей с судьбой известных людей, которые жили, сейчас живут рядом с нами. Вместе с учащимися изучаем их жизненный путь и творчество, встречаемся с интересными людьми. Совместно с детьми, родителями мы пишем проекты, создаем компьютерные презентации.

Сернурская сторона! Она прекрасна не только своей удивительной природой, но и народом с богатым и красивым внутренним миром. Здесь родились и великие писатели, поэты, художники, звонкоголосые певцы, хорошие артисты, и просто очень талантливые люди.

Одной из дочерей Сернурской стороны гордится вся республика Марий Эл. Это учитель английского языка высшей категории, ветеран педагогического труда, почетный работник образования Российской Федерации, писатель республики Марий Эл, инвалид труда первой группы.

Родилась Елизавета Владимировна Марченкова (Половникова) 30 апреля 1955 года в деревне Орехово Сернурского района РМЭ в семье колхозников Половникова Владимира Яковлевича и Елены Максимовны, когда появляется нежная, зеленая трава, первые цветочки. Пробуждается земля от зимней спячки. Начинается жизнь, хочется жить!

Орехово! Какое красивое название! Удивительная, исцеляющая сила оказалась у ореха в самые тяжелые дни ее жизни! А орешники действительно росли вдоль речки.

Росла она в благополучной, трудолюбивой, дружной семье, и была светленькая, с волнистыми волосами. В двухлетнем возрасте сильно заболела воспалением легких и чудом осталась жива.

С 1961 года по 1964 год девочка Лиза училась в Больше-Коклалинской 8-летней школе. В третьем классе в школе был медосмотр. Маме предложили направить ее в Куярскую санаторную, лесную школу. Жизнь в Куяре была интересной, насыщенной, способствующей формированию творческой личности.

В этой школе была строгая дисциплина, расписан весь режим дня по минутам, четкое руководство и контроль со стороны воспитателей, учителей и обслуживающего персонала, организованная, воспитательная работа вне учебных занятий. Дети сами проводили политинформации, занимались исследовательской работой. Также воспитанникам давали хорошую трудовую подготовку, первые азы работы руководства. Лиза была председателем совета отряда, дружины, занималась в авиамодельном кружке, (делала ракеты) и в кружке изобразительного искусства, увлекалась гимнастикой, лыжным спортом и пела в ансамбле «Вишенка». Аттестат получила в Куярской средней школе.

Там она прожила самый хороший период своей жизни для становления личности, подкрепления здоровья и все это помогло ей пережить трудности, с которыми столкнулась позже.

По большому счету, она очень благодарна маме за заботу о своем здоровье, за поддержку в учебе в институте. Мама, как ясновидец, сумела далеко вперед заглянуть в ее судьбу. Подкрепленное здоровье в детстве помогают ей преодолеть испытания, выпавшие на инвалида труда 1 группы, прикованного к инвалидной коляске.

В 1973г поступила в Марийский педагогический институт им. Н.К.Крупской на историко-английское отделение. Конкурс был большой - пять человек на одно место.

С 1973 года по 1978 год - учеба, незабываемые, веселые студенческие годы. Ей очень повезло — попала в сильную, интересную, творческую группу, где студенты-однокурсники хорошо шили, играли на музыкальных инструментах, рисовали, писали стихи, хорошо учились. Естественно, общение с ними способствовало ее интеллектуальному, профессиональному «росту» и состояться достойным студентом. Елизавета была избрана членом совета студентов при кафедре истории, отвечала за учебу, на кафедре истории оформляла альбом «По страницам истории факультета», посещала занятия ФОП-а (факультет общественных профессий - фотограф). Любимым местом занятий была библиотека.

В 1978 году окончила историко-английское отделение МГПИ им. Н.К. Крупской и приехала работать в Марисолинскую среднюю школу.

После новогоднего учительского вечера девушек до общежития провожал Александр Сергеевич Марченков, молодой учитель химии. И он попросил молодую девушку Лизу выйти на свидание. И так началась ее история любви.

Зима, холод, метель, а они не замечали ничего кругом. Шли обнявшись, а Лиза пела ему песню «Снег кружится, летает, летает...». Начиналась самая счастливая пора ее жизни!

Июль 1980г. Ах, какая была свадьба... и неба было мало и земли! Свита Марченковых прибыла на восходе, и в 15.00 официально регистрировали брак в с.Ронга Советского района.

В Марисолу они вернулись мужем и женой. И начали Лиза и Саша семейную жизнь в старом доме. А 10 мая 1981г. в 18.00ч. появилась на свет девочка ТАТЬЯНА. Имя они дали в честь Татьяны Лариной из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Имя «Татьяна» переводится как «устроительница».

Наступила осень. Сентябрь 1986 года - новый учебный год. Дети проучились 3 дня, потом пошли на уборку картофеля. Здесь уместно вспомнить пословицу «Знал бы, где упасть - постелил бы солому».

9 сентября 1986 г. 12.00 ч. - случилось то, чего боялась - машина зацепила ее. На всю жизнь сломало хрупкое тело молодой женщины. Началась борьба за жизнь, попытка встать на ноги.

Вся ее жизнь разделилась на две части: до травмы и после него. «До» - это радость, мечта, цель. «После»- крушение всех основ и вечная борьба с самой собой и недугом своим.

Слова брата врезались в памяти: «Держись, сестренка, лечиться придется долго и упорно».

Пять месяцев была борьба за жизнь, со смертью.

Все дни рядом с ней были сестры и брат, муж с дочкой приезжали на выходные.

Сестра Алевтина открыла дорогу в Москву через газету «Труд», брат Алексей съездил в столицу, организовал группу врачей, которая оперировала ее. С марта по август 1988 года Лиза находилась в 67 клинической больнице им. Юмашева.

За 5 лет упорной работы, окончательного заключения «инвалид 1 группы пожизненно» - коляска пришло осознание того, что на ноги НИКОГДА больше не встать. Диагноз - компрессионный перелом позвоночника с разрывом спинного мозга 12 грудного позвонка не давали никаких шансов на ходьбу.

Поездки в Москву, Саки, встречи с такими же инвалидами дали Елизавете Владимировне возможность увидеть, задуматься, найти в себе силы жить.

«Очень тяжело услышать слова «я инвалид», «не буду», «не смогу работать». Еще тяжелее осознавать, что всю оставшуюся жизнь будешь зависима от других. В свой 31 год не наденешь туфли на высоких каблучках, не пройдешь под ручки с мужем, не сможешь кружиться в вихре вальса, не побегаешь на цветочной поляне, не поплаваешь в речке, не соберешь грибов в лесу и многое другое. НЕ СДЕЛАЕШЬ» (Е.В.Марченкова)

Прошло 5 лет - срок немаленький. Когда - то на ногах из школы ушла, а пришла на коляске. Очень переживала, как проведет первый урок, как встретят коллеги. 1992 - 1993 учебный год, первый урок в 5 классе, как студентка на практике – волнение при встрече с глазу на глаз с учениками.

Прошло много лет с тех пор, и она с улыбкой вспоминает тот день. Снег ли, дождь, тепло ли, холодно ли муж Саша нес на руках до первого этажа, сажал в машину и вез на работу. Так продолжался целый год.

Учащихся 5-11 классов учила одному из популярных языков мира английскому языку, знакомила с англо - говорящими странами, прививала любовь к процессу обучения. Ее ученики участвовали на районных олимпиадах - занимали призовые места, хорошо сдавали ЕГЭ. Сама старалась не отставать от районных учителей: проводила открытые уроки и мероприятия для учителей школы и района, посещала занятия методического объединения учителей английского языка, напечатаны разработки мероприятий в журнале «Туныктышо», защитилась на высшую категорию. За добросовестный и творческий труд награждена медалью «Почетный работник общего образования Российской Федерации». До сих пор продолжает обучать детей английскому языку. В педагогической деятельности Елизавета Владимировна состоялась. Эта работа вдохновляла, окрыляла, придавала силы для жизни, для семьи. Для человека очень важно осознавать, что он кому - то нужен, востребован.

Человек не ограничивается только работой. Поэтому она старалась реализовать себя в разных видах деятельности. В первые годы травмы много вязала. В свое время рисовала, занималась фотографиями. Она очень любит петь мелодичные песни на марийском, русском, английском языках. Они помогают ей в трудные минуты.

А самое главное увлечение - любила и любит писать. Ведет записи своих мыслей в дневник, рифмует посвящения родным и знакомым, а иногда пишет стихи, прозы.

Вниманию читателей выпустила следующие книги: «Птица счастья» (стихи), «Шергашвуй коклаште» (стихи), «Домик окнами в сад» (автобиография», «Пÿртÿс вий» (воспоминания), «Илыш омо огыл», диск песен на стихи Е. Марченковой. Елизавета Владимировна награждена Почетной грамотой союза писателей (2006 год). В 2010 году участвовала в конкурсе «Книга года Марий Эл – 2010» и в конкурсе творческих работ «Создаем будущее вместе».

«Мне кажется, что не совсем бесцельно прожита жизнь. И не стыдно мне в глаза людям смотреть. Благодаря поддержке мужа, дочери, родственников не стала обузой им, а где - то опорой сумела быть. Но пройденный мною путь, дает право сказать частичную, житейскую мудрость человеческого общения, осознание своего назначения в этой жизни. Да, я обрела это право! Кто-то обретает эту мудрость к концу жизни, кто-то, пройдя тяжелые испытания, еще в молодости» (Е.В.Марченкова)

Молодому поколению стоит взять пример у этой сильной женщины. Мы желаем уважаемой учительнице района, этой героической личности крепкого здоровья, и пусть в ее дальнейшей жизни дольше присутствует творческий дух.

Краеведческая работа, проводимая в школе на уроках и во внеурочное время, не только расширяет кругозор детей, но и воспитывает уважение к истории своего народа, любовь к родному краю, своей малой родине.

Библиографический список:

1. Абукаева, Л.А., Соловьев, Ю.И. Писатели Марий Эл/ Л.А.Абукаева, Ю.И.Соловьев – Йошкар-Ола, 2008.

2. Марченкова, Е., Шергашвуй коклаште/ Е. Марченкова – Йошкар-Ола, 2005.

3. Марченкова Е., Птица счастья/ Е.Марченкова – Йошкар-Ола, 2007.

4. Марченкова Е., Илыш омо огыл/ Е.Марченкова – Йошкар-Ола, 2008.

5. Эрвий 8 выпуск – Йошкар-Ола, 2008. С.85-87

6. Марченкова Е., Пÿртÿс вий / Е.Марченкова – Йошкар-Ола, 2010.

7. Эрвий 13 выпуск – Йошкар-Ола, 2011. С.39-41.

8. Марченкова Е., Домик окнами в сад/ Е.Марченкова – Йошкар-Ола, 2012.







След на Земле Сернурской
  • Классному руководителю
Описание:

Одной из дочерей  Сернурской стороны гордится вся  республика Марий Эл. Это учитель английского языка высшей категории, ветеран педагогического труда, почетный работник образования Российской Федерации, писатель республики Марий Эл, инвалид  труда первой группы.

 

Родилась Елизавета Владимировна Марченкова (Половникова) 30 апреля 1955 года в деревне Орехово Сернурского района РМЭ в семье колхозников Половникова Владимира Яковлевича и Елены Максимовны,  когда появляется нежная, зеленая трава, первые цветочки. Пробуждается земля от зимней спячки. Начинается жизнь, хочется жить! 

Автор Апаева Любовь Яковлевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 377
Номер материала 48032
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓