Главная / Классному руководителю / «Сквернословие – путь к саморазрушению»

«Сквернословие – путь к саморазрушению»

Министерство образования Нижегородской области


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение


«Навашинский политехнический техникум»




Внеклассное мероприятие

по русскому языку


«Сквернословие – путь к саморазрушению».








Преподаватель Ручина Н.А.






Цели:


- привлечение внимания к проблеме чистоты русского языка;

- информирование о влиянии бранных слов на человека, животных, растения, а также об истоках сквернословия;

- привитие любви к родному языку;

-воспитание культуры речевого поведения.


Задачи:


- дать понятие о жаргонах, сленгах;

- показать отрицательную роль сквернословия в нашей речи, выявить причины обеднения разговорной речи;

- призвать обучающихся к обогащению своего языка, научить прислушиваться к своей разговорной речи;

- вызвать стремление к искоренению сквернословия, предложить пути исцеления от грубых слов, жаргонов.


Ход мероприятия.


Тема нашего мероприятия «Сквернословие – путь к саморазрушению».

Докажем это.

О физическом состоянии человека мы судим по внешнему виду, о духовности говорят его поступки, а степень нравственной чистоты мгновенно можно определить по речи.

Речь – это часть личности человека, свидетельствующая о его воспитании.

Самое печальное, что люди с помощью слов занимаются саморазрушением.


С древних времён мудрые люди знали о великом значении слов, придумали о них множество пословиц и поговорок. Предлагаю вспомнить их.


Хоть слово не обух, а от него люди гибнут.

Язык голубит, язык и губит.

Слово – не воробей, вылетит – жди беды.

Слово – не стрела, а пуще стрелы разит.

У него что на уме, то и на языке.

Рана от копья - на теле, рана от речей – в душе.

Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрёшь, отрубишь – не приставишь.

На гнилое слово держи ухо глухо.

Каков разум таковы и речи.

Жало остро, а язык острей того.

За худые слова слетит и голова.

И доброе слово не уймёт злого.

Дурное – что смола; пристанет – не отлепишь.

Гнило слово от гнила сердца.

Как сказано, так и сделано.

Чистота слова – чистота души.


Очень много стихов на эту тему:


Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.


Однажды на пир к богатому и знаменитому купцу пришли гости, кто-то из них сказал хозяину:

  «Всему городу известно, что у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар, пусть принесет нам самое прекрасное на свете. 

Хозяин велел позвать Эзопа:

«Ты слышишь, Эзоп. Вот тебе деньги, сходи на базар и купи самое прекрасное, что есть на свете.» 

Раб уходит и возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Ее поднимают, а там лежит язык. 

«Эзоп, ты же принес язык?» 

«А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, любви, языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово “свобода”.» 

Через некоторое время кто-то подсказывает хозяину: 

«Пусть твой раб пойдет и принесет самое ужасное, что есть на свете.»

Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык.

 Удивлению гостей нет предела.

 «Эзоп, ты же опять принес язык?»

« А разве это не самое ужасное, что есть на свете? Языком мы произносим

слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим

слово “раб”.»


В языке существует норма – один из многих вариантов языковой единицы, который исторически принят обществом как единственно правильный. Многие подростки говорят, что следовать нормам – это скучно, каждый говорит так, как ему удобно. Брань, по их мнению, способ самоутверждения и стремления “быть как взрослые”, способ расслабления, часто – последний аргумент в споре.


: Сначала поговорим о сленге. Все знают, что такое сленг? То же, что и жаргон, - это буквально испорченный язык. Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди сверстников. Давайте с вами представим, что с помощью машины времени из прошлого к нам попал человек, который не может понять речь современного человека. Поможем ему?

Я торчу от этой песни – она мне нравится.

Ловлю кайф – получаю удовольствие.

Понтово - получаю удовольствие.

Прикол - шутка.

Отпад – замечательно.

Тащиться – быть в восторге.

Выделываться – вести себя вызывающе.


Жаргонизмы не понятны людям, непросвещенным, а это создает повод для недоразумений. Например, в ученическом жаргоне –пара – двойка, кемарить – спать, супер- отлично. Могут ли подобные словечки заменить настоящие, точные русский слова? Богатства оценочной лексики, которая в национальном языке выражает тончайшие оттенки человеческих чувств, в жаргоне подменяются условными обозначениями, которые сводятся к математическим знакам – и +. Блеск, клево, железно – все это говорится при положительной оценке; муть, прокол, чешуя- при отрицательной.


Надеемся, что подобный «словесный мусор» не слишком засоряет вашу речь. Болезнь сленга – это всё-таки болезнь детская, а значит должна проходить быстро, если, конечно, человек стремится стать не только взрослым, но и культурным.


Вслушайтесь в «перлы», услышанные мною от вас.

Ты чё с ума спятил?! У меня предки дома, и сваливать не собираются. Давай пойдем потусуемся во дворе. Никто не будет нудить, пилить. Посидим, перетрем. А надоест, нырнем в клуб.

Сообщение обучающейся о жаргоне.

Жаргон - французский термин, которым называют слова и выражения, употребляющиеся в замкнутых кругах людьми определенных профессий, социальных прослоек. Еще мы можем слышать синонимичные термины «СЛЕНГ», «АРГО», означающие «сниженная, грубая речь».

Жаргоны в языке – явление не новое. Торговцы, ремесленники в давние времена скрывали с помощью специальных слов, знакомых только узкому кругу, секреты своей профессии. Известны жаргоны моряков, охотников, музыкантов, уголовников. Эти слова в своей среде не мешают общению, хотя характеризуются большей степенью грубости по сравнению со словами литературного (нормированного) языка.

Причина появления жаргонизмов в речи молодежи связана с ее стремлением добиться независимости любой ценой, в том числе создать язык для общения в своем кругу, таким образом, подростки пытаются противостоять традиционности, трафаретности взрослой речи, которая кажется им пресной, скучной, не прикольной, как вы выражаетесь.

Причем нещадно искажается речь. Ни одной девушке неприятно слышать, что ее называют «КОШЕЛКОЙ», «ТЕЛКОЙ» или что к ней кто-то «КЛЕИТСЯ».


Профессор скворцов пишет: “ Жалок в своей беспомощности или смешон в нарочитой вульгарности тот, кто сыплет, как шелухой от семечек, пустыми внутри словечками, вроде клевый, прошвырнуться и т.д.

.

В речи существуют нейтральные выражения, заменяющие грубое и непристойное, они называются эвфемизмы. Можно сказать “пудрить мозги”, а можно – вводить в затруднение; вместо “жирный” - полный, вместо “сдохнуть” - умереть. Эвфемизмы помогут избежать конфликтов, проявить уважение к собеседнику.


Попробуйте перевести на нормальный русский язык:

Хелло, чуваки! Мои родаки сегодня отчаливают на фазенду, и мы можем клево оторваться на хате. (Привет, ребята! Мои родители сегодня уезжают на дачу, и мы можем отдохнуть у меня.)


В нашем языке существует еще одна проблема. Догадайтесь какая.

Импровизация из современной действительности(сценка).

1 девушка: Хай, подружка!

2 девушка: Привет! Классно выглядишь! Ты раньше на тинейджера смахивала, а теперь – стильная герла.

1 девушка: Это мой стилист постарался. Я такой салон отыскала! Супер-класс!

2 девушка: Где?

1 девушка: Знаешь. Возле нашего хоума паркинг построили, на въезде постер висит. Подхожу,

читаю: в одном из мультиплексов салон красоты открыли. Я после ланча туда отправилась. На входе секьюрити, в холле дизайн супер-модный, римейки самые клевые звучат. Все супер! Я как раз на прайм-тайм попала – пилинг со скидкой сделали. Кстати, вот тебе их визитка, сходи, не пожалеешь.

2 девушка: Нет, Женя, я туда не пойду.

Как вы думаете, почему девочка отказалась от такого заманчивого предложения? (Она ничего не поняла)

«Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус», - писал Белинский.


Но,пожалуй, самым страшным врагом нашего языка является матерная брань. Так же, как алкоголизм и курение, сквернословие сначала, когда ещё можно остановиться, не сказать, не произнести, - безусловно, порок. Потом, постепенно, незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов.


Сквернослов уподобляется чудовищу, когда перед словом «мать» поставляет себе понятие только о блуде, издевается, будучи сам рождён и воспитан матерью. Матерщинник – богохульник».


В американских семьях существует очень интересный обычай. Когда дети приносят с улицы бранные слова и спрашивают об их значении, то родители, как правило, разъясняют все честно, но потом в обязательном порядке заставляют ребенка вымыть рот с мылом, ведь мерзкие слова пачкают и сознание, и душу, и слух, и произносящий их рот. Неплохо бы и нам ввести для своих детей подобный обычай.


А знаете ли вы, какова история происхождения матерных слов? К сожалению, они имеют исконно-русские корни. В Древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали, что детей бранить нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться дома нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу – леший может обидеться, на берегу речки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость. Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение – «поле брани». Там ругались, чтоб выбить противника из равновесия.

Если же посмотреть на историю происхождения и значения слова «мат» в изначальном варианте, то оно означает «крик», громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных в брачный период. В Древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений. Мат – отголосок ритуального колдовского проклятия, противоположность молитвы.


Исследователи. Психологи утверждают, что расслабление необходимо, но расслабиться можно в танце, в музыке, в спорте, в путешествии. Человек, употребляющий в речи бранные слова, насыщает пространство негативной энергетикой, засоряет его. Окружающие, соприкоснувшись с этой энергией, могут заболеть. Последние исследования учёных – генетиков доказали, что слово материально.


Сообщение обучающейся об истории возникновения бранной лексики.

В древнерусской литературе и в народной поэзии запрет на бранную лексику связывался с представлением о том, что матершина оскорбляет Мать-сыру-землю, Богородицу и родную мать человека. У русских крестьян было опасно ругать детей, потому что на том свете они отвернутся от своих родителей. Ребенка, которого отчитали «черным» словом, могла унести нечистая сила, т.е. брань притягивает нечисть. Нельзя было ругаться при иконах, при печке, в лесу. В дом, где матершина обычна в общении, проникают бесы, а ангел-хранитель покидает такие жилища. В языческие времена на Руси с помощью непристойных слов и выражений изгоняли нечисть, спасали скот от бесплодия, а поля и пашни – от засухи. Слова эти назывались «ЧЕРНЫМИ», и в этом названии они сближались понятия «ЧЕРНОТЫ» и «ЧЕРТА».


Кинофильм «Мат – это яд (ад).


Презентация «Сквернословие».


Выучи русский язык!

Если хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,-

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи -

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!


Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.


Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!


Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.


Ученица:


Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами.

А может, не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.



Я от всей души желаю вам стать по-настоящему прекрасными людьми. Пусть все в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки!


Анкета «Сквернословие в моей жизни»



№ группы

Пол м / ж
1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? ________________________________________________________________________________________
2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? ________________________________________________________________________________________
3. Как часто ты произносишь эти слова? _____________________________________________________
4. В каких ситуациях это происходит? _______________________________________________________
5. Как ты думаешь, плохо это или нет? ______________________________________________________
6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? _______________________________________
7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? __________________________________________________________________________
8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? ___________________________________
9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? _________________________________________
10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? ________________________________________________________________________________________
11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? ____________________________________

12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? ________________________________________________________________________________________




«Сквернословие – путь к саморазрушению»
  • Классному руководителю
Описание:

Цели:

- привитиелюбви к родному языку;

-воспитание культурыречевого поведения.

Задачи:

- дать понятие о жаргонах, сленгах;

- показать отрицательную роль сквернословия в нашей речи, выявить причины обеднения разговорной речи;

- призвать обучающихся к обогащению своего языка, научить прислушиваться к своей разговорной речи;

- вызвать стремление к искоренению сквернословия, предложить пути исцеления от грубых слов, жаргонов.

Автор Ручина Наталья Анатольевна
Дата добавления 30.09.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел Конспекты
Просмотров 491
Номер материала MA-060955
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓