Пояснительная
записка
Рабочая программа
по окружающему миру для 3 классов разработана в соответствии с
федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утвержденным приказом МО РФ от 05.03.2004 № 1089 и ориентирована
на формирование у учащихся целостной картины мира и осознание места в нём
человека на основе единства рационально-научного познания и
эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и
природой, на духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
России. За основу рабочей программы взята программа для специальных
(коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы
1-4. Авторский коллектив Р.Д. Тригер, Ю.А. Костенкова, С.Г.Шевченко, М.
«Парадигма», 2010. Реализуется средствами УМК «Школа России»: А.А.Плешакова
«Окружающий мир 1 класс, 2 класс, 3 класс, М. «Просвещение» 2011, 2012,
2013; А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 4 класс, М. «Просвещение», 2013.
«Окружающий мир»
— курс интегрированный. Основная цель его - формирование у учащихся
целостного взгляда на окружающую природную и социальную среду, место человека в
ней, воспитание правильного отношения к среде обитания и правила поведения в
обществе и природе.
При изучении данного курса решаются следующие основные задачи:
• расширение
кругозора школьников; повышение их адаптивных возможностей благодаря улучшению
социальной ориентировки;
• обогащение
жизненного опыта детей путём организации непосредственных наблюдений в природе
и обществе, в процессе предметно-практической и продуктивной деятельности;
• систематизация
знаний и представлений, способствующая повышению интеллектуальной активности
учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;
• уточнение,
расширение и активизации лексического запаса, развитие устной монологической
речи;
• улучшение
зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация
познавательной деятельности;
• активизация
умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа,
практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых
предметов из ближайшего окружения ученика);
• систематизация
знаний и навыков в междисциплинарных областях (краеведение, экология, гигиена,
технология, экономика, труд).
Отбор учебного материала в программе осуществлён с учетом наиболее
актуальных для ребёнка возраста
знаний с целью восполнения пробелов
его предшествующего обучения и развития, создания условий для познания и
понимания учащимися предметов и явлений окружающей действительности, близкой их
жизненному опыту, для формирования умений рассказывать о них и обсуждать
увиденное.
Изучение
программного материала позволит ученику понять свое место в окружающем мире (в
системе «человек — природа — общество»); осознать необходимость и значение для
себя окружающих предметов и явлений, а также связи и отношения между различными
объектами и явлениями окружающей действительности. Особенность программы
является включение знаний, способствующие познанию своего «Я», пониманию своей
индивидуальности, способностей и возможностей.
Уроки по
ознакомлению с окружающим миром и развитию речи должны развивать у детей
умения:
• вести
непосредственные наблюдения за отдельными предметами и явлениями окружающего
мира;
• задавать
вопросы и давать ответы на вопросы взрослого о проведенных наблюдениях;
• проводить
сравнение двух и более предметов с установлением их общих и отличительных
признаков;
• рассказывать
о признаках предметов из своего ближайшего окружения по определенному плану;
• делать
выводы и умозаключения на основе обсуждения (под руководством взрослого)
наблюдаемых событий, явлений, предметов;
• составлять
высказывания из трех—пяти сложносочиненных и сложноподчиненных предложений,
уметь планировать и вести устно рассказ-повествование, рас сказ-отчет,
рассказ-описание;
• усваивать
навыки правильного общения и поведения сверстниками и взрослыми из ближайшего
окружения.
При изучении темы «Предметы
вокруг нас» учащиеся знакомятся с разнообразием свойств
предметов, у них формируются пространственные представления.
На основе многократных действий с
предметами учащиеся овладевают приемами сопоставления объектов, такими, как
накладывание предметов друг на друга в случае озкомления с формой,
прикладывание их друг к другу с уравниванием по одной линии при знакомстве с
величиной и, наконец, прикладывание вплотную при распознавании цвета. Кроме
действий с предметами и их изображениями, на уроках используются разнообразные
виды продуктивной деятельности — аппликация, конструирование, работа с
природным материалом, рисование, лепка.
Изучение тем «Наша
улица, наш дом», « Наша школа, наш класс», «Наш город (село)», «Наша страна»
направлено
на уточнение и расширение конкретных представлений и знаний учащихся о
предметах быта и труда, наиболее распространенных общественных учреждениях,
транспорте города (села) и различных средствах связи. Дети знакомятся с некоторыми сторонами общественной жизни. С
трудом людей, с наиболее распространенными профессиями, учатся рассказывать о
членах своей семьи, об их труде. В ходе обсуждения этих тем они учатся понимать
поведение разных людей в сходных ситуациях, оценивать свое поведение и
поведение окружающих как «правильное — неправильное»,
«хорошее
— плохое», устанавливать связь между формой поведения человека и ответной
реакцией окружающих людей, понимать
причины негативных реакций у окружающих.
Изучение
данного раздела должно предусматривать анализ (с помощью учителя или
воспитателя) ситуаций, включающих те или иные проблемы, подведение
учащихся к соответствующему выводу, организацию ролевого тренинга
в классе (разговор по телефону, вызов «скорой помощи»; обращение с просьбой к
незнакомому лицу в транспорте, в других общественных местах), разбор примеров
из художественной литературы с целью формирования нравственных представлений.
Активизации познавательной
деятельности детей, развитию их творческого воображения способствует игра.
Наряду с дидактическими играми в данный раздел включены сюжетно-ролевые игры.
Игра способствует накоплению необходимого сенсорного опыта, запаса
разнообразных ярких отчетливых представлений, однако это первоначальный этап
ознакомления учащихся с окружающей действительностью. Образовавшиеся
представления должны воплотиться в слово. Каждый урок в начальной части
включает короткую беседу (8—10 мин) о результатах наблюдений, которые были
проведены учащимися по заданию учителя. Обязательной структурной единицей
урока являются также предметно-практическая и любые виды продуктивной
деятельности, позволяющие «оживить», закрепить, уточнить представления детей об
отдельных объектах и явлений окружающего мира. Чередование различных видов
деятельности способствует нормализации внимания учащихся согласуется со
структурой комбинированного урока. Обязательным этапом работы является
систематизация изучаемо го материала. Школьники усваивают обобщающие понятия,
осваивая приемы практической группировки и словесной классификации.
Изучение раздела «Природа
вокруг нас» предусматривает ознакомление детей с природой в процессе
непосредственных наблюдений за отдельными объектами и явления, проводимых в
ходе экскурсий, учебных прогулок, а также при организации практических работ
учащихся.
Сначала при
описании «Сезонных изменений в природе» используются простые распространенные
предложения, второй год обучения для описания установленной закономерности все
больше употребляются сложноподчиненные предложения. Важно побуждать учащихся
осуществлять самостоятельные обобщения, оформляя их в виде связного рассказа
по данному плану или по опорным словам.
В процессе
наблюдений в природе школьники знакомятся с некоторыми растениями и животными.
Более глубокое изучение некоторых видов растений и животных, сравнение
конкретных предметов с целью выделения их опознавательных признаков
предусматриваются темами «Растения» и «Животные».
Для закрепления
знаний по темам «Растения», «Животные»
используются работы учащихся с природным материалом. При этом у школьников
формируется умение целенаправленно, последовательно и планомерно рассматривать
изучаемые объекты, выделять их общие и отличительные признаки, существенные для
отнесения данных предметов к определенным группам или категориям (например, овощи,
фрукты, звери и т.п.)
В процессе
обучения школьники знакомятся не только с признаками отдельных конкретных
объектов, но и усваивают обобщающие слова (родовые понятия). Для этого также
организуется практическая деятельность учащихся по группировке и классификации
реальных предметов и их изображений.
На каждом уроке
решаются определённые воспитательные задачи: умение заботиться о растениях и
животных, нетерпимость к порче растений и уничтожению животных, способность
воспринимать красивое в природе, знакомство с законами об охране природы.
В 3 классе продолжается формирование знаний о предметах и
явлениях природы, начатое на занятиях по программе «\окружающий мир». Задачи обучения
природоведению состоят в том, чтобы расширить элементарные знания учащихся о
предметах и явлениях природы, показать на доступных примерах и взаимосвязи
в природе, а также между человеком и природой, познакомить с трудом людей,
занимающихся использованием и охраной природы, осуществлять эстетическое,
патриотическое воспитание учащихся. Исходя из целей экологического образования,
природоведение одной из задач ставит знакомство школьников с воздействием
человека на природу и развитие понимания детьми ценности природы как источника
духовных сил общества.
Предмет: окружающий
мир
(Всего
34 ч.; в неделю 1 ч.)
№
урока
|
Тема урока
|
Дата проведения
|
-
|
Введение. Природа.
|
|
-
|
Предметы и объекты, созданные трудом
человека
Одежда, обувь, головные уборы
|
|
-
|
Мебель, посуда, бытовая техника
Книги. Произведения искусств
|
|
-
|
Фабрики. Заводы. Общественные
учреждения, находящиеся в данной местности
|
|
-
|
Природа вокруг нас (экскурсия).
|
|
-
|
Исторические сооружения, являющиеся
общенациональным достоянием
Охрана труда, используемая на заводах,
фабриках, стройках, на транспорте, в сельском хозяйстве
|
|
-
|
Воздух и его охрана.
|
|
-
|
Вода. Превращение и круговорот воды.
Берегите воду!
|
|
-
|
Как разрушаются камни.
|
|
-
|
Что такое почва.
|
|
-
|
Разнообразие растений.
Солнце, растения и мы с вами.
Размножение и развитие растений. Охрана
растений.
|
|
-
|
Разнообразие животных. Кто что ест.
Невидимая сеть и невидимая пирамида.
Размножение и развитие животных. Охрана
животных.
|
|
-
|
Великий круговорот жизни.
|
|
-
|
Россия – наша Родина. Любовь человека к
Родине. Отдельные особенности родного края Крупнейшие города России: Москва.
Санкт - Петербург (игра - путешествие)
|
|
-
|
Россия – многонациональная страна.
Символы России.
|
|
-
|
Историческое прошлое нашей Родины
Правители Древнерусского и Российского
Государства
Обобщение по разделу «Ближайшее
окружение человека»
|
|
-
|
Организм человека. Как мы воспринимаем
окружающий мир.
Надёжная защита организма.
|
|
-
|
Опора тела и движение. Наше питание.
|
|
-
|
О дыхании, о движении крови и о том, как
удаляются из организма вредные вещества.
Это зависит от тебя. Здоровый образ
жизни.
|
|
-
|
Многообразие природы. Неживая природа. Огонь,
вода и газ.Живая природа
|
|
-
|
Мир глазами эколога. Природа в
опасности! Природе нужна твоя помощь (практическое занятие).
|
|
-
|
Тела, вещества, частицы.
Разнообразие веществ.
|
|
-
|
О молниях, змеях, собаках и прочем.
|
|
-
|
Невидимая сеть и невидимая пирамида.
|
|
-
|
В царстве грибов.
|
|
-
|
Экологическая безопасность.
Экологическая безопасность
(продолжение).
|
|
-
|
Полезные ископаемые.
|
|
-
|
Растениеводство. Животноводство. Растениеводство
и животноводство (закрепление).
|
|
-
|
Растительный и животный мир леса
Растительный и животный мир поля
Растительный и животный мир луга
Растительный и животный мир водоёма
|
|
-
|
Дикорастущие растения. Культурные
растения сада, огорода
Зерновые культуры.
|
|
-
|
Формы поверхности: равнина, холм, овраг,
гора, река, озеро, болото.
|
|
-
|
Погода в разные времена года. Значение
солнца, солнечного тепла для жизни растений и животных
|
|
-
|
Труд людей по использованию и охране
природы
|
|
-
|
Что мы узнали и чему научились за год
(итоговый урок).
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.