Главная / Начальные классы / Сколько падежей в русском языке?

Сколько падежей в русском языке?

Сколько в русском языке падежей?

Тарчевская Галина Григорьевна,

Учитель начальных классов

Г. Усолье – Сибирское Иркутской области

В школьном учебнике говорится о шести падежах: именительном, родительном, дательном, винительном, творительном и предложном. Но оказывается, это не все падежи, которые есть в русском языке.

Ты рассказываешь: мы работали сегодня в саду и в огороде. Совершенно очевидно, что оба существительных употреблены в одном и том же языке; они поясняют один и тот же глагол, указывая на место действия. Вот только какой это падеж?

Дательный? Но в этом падеже у обоих слов окончание – у: подъехали к саду, огороду. Предложный? Но и в нём у этих существительных окончания одинаковы: рассказывал о саде, об огороде. И только тогда, когда эти слова указывают, где происходит действие или что-то расположено, у них появляются окончания-синонимы: цвести в саду, расти в огороде, дом в саду, шалаш на огороде. Выходит, это особый падеж местный.

Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» - читаем у Пушкина. Всё понятно? Конечно. Вот только что за странная форма слова «Старче? И даже если тебе подскажут, что это форма слова старец, а не старик, всё равно непонятно. Нет такого падежа у слова старец! Действительно, нет. Но когда-то был, и не только у этого слова. Он употреблялся, когда к кому-то обращались, когда кого-то звали, окликали. Его так и назвали: звательный падеж. Постепенно он исчез из языка, и сейчас можно обнаружить только его остатки. Может быть ты слышал, как молятся верующие люди: «Господи Боже, спаси и помилуй нас…» А в наше время этот падеж опять стал появляться. «Петь, иди сюда!» - зовёшь ты приятеля. Что за падеж «Петь» ? Конечно, звательный – во всех остальных падежах формы у этого слова другие. Правда, особую форму в этом падеже имеют не все слова, да и то только в разговорной речи.

Если внимательно присмотреться к русскому языку, можно обнаружить и другие падежи. Так что их гораздо больше шести.

А почему об этом не говорится в школьном учебнике? Да потому что в нём указаны основные падежи русского языка. У каждого из них есть свои особые формы, которые легко отличить от форм других падежей. Каждый из них имеет несколько различных значений. А вот местный, звательный и некоторые другие падежи – дополнительные. Особую форму в каждом из них имеют не все, а только некоторые слова. У каждого из этих падежей всего одно какое-то значение. Которое к тому же бывает и основных падежей. Поэтому дополнительный падеж не сразу и отличишь от основного. Без знания основных падежей никак не обойтись, ну а без знания падежей дополнительных обойтись можно. Вот и не упоминаются они в школьном учебнике. Большой беды не будет, если ты не всегда отличишь их от «главных» падежей. Но лучше, конечно. Отличать – ведь у каждого из них свой оттенок, который нужно уметь улавливать, чтобы по-настоящему наслаждаться русской речью. Точно так же, как для наслаждения живописью нужно уметь видеть не только основные тона, но и тончайшие оттенки цвета

Сравни существительные в местном и предложном падежи. Если сомневаешься, в каком падеже употреблено существительное. Замени его словом словом сад.

1.В шкафу хранилось множество старинных вещей. Об этом шкафе и его содержимом бабушка рассказывала удивительные истории. 2. В бою случается всякое. Об этом бое его участники никогда не забудут. 3. В доме отдыха работает немало опытных врачей. Недавно при доме отдыха открыли оздоровительный пункт для сельских ребятишек. 4. О русской степи сложено множество задушевных песен. В русской степи сохранилось немало редких растений и животных. 5. Всё воскресенье отец ковырялся в машине. В машине не осталось ни одного места. 6. На станции скопилось несколько поездов. При станции юных техников работают разные кружки.

Обрати внимание!

Большинство существительных в местном падеже имеет такое же окончание, как и в предложном. Как и местный падеж, предложный падеж может указывать, где происходит действие или находится предмет. Поэтому местный падеж часто рассматривают как разновидность предложного.

Сколько падежей в русском языке?
  • Начальные классы
Описание:

Знаешь ли ты русский язык? Ты рассказываешь: мы работали сегодня в саду и в огороде. Совершенно очевидно, что оба существительных употреблены в одном и том же языке; они поясняют один и тот же глагол, указывая на место действия. Вот только какой это падеж?

Дополнительный материал по русскому языку для учащихся начальной школы при изучении падежей. Можно использовать при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку, во внеклассной работе.
Автор Тарчевская Галина Григорьевна
Дата добавления 18.09.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 539
Номер материала MA-060771
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓