Сколько в русском языке падежей?
Тарчевская Галина Григорьевна,
Учитель начальных классов
Г. Усолье – Сибирское Иркутской
области
В школьном учебнике говорится о шести падежах:
именительном, родительном, дательном, винительном, творительном и предложном.
Но оказывается, это не все падежи, которые есть в русском языке.
Ты рассказываешь: мы работали сегодня в саду и
в огороде. Совершенно очевидно, что оба существительных употреблены в одном и
том же языке; они поясняют один и тот же глагол, указывая на место действия. Вот
только какой это падеж?
Дательный? Но в этом падеже у обоих слов
окончание – у:
подъехали к
саду, огороду. Предложный? Но и в нём у этих существительных окончания
одинаковы: рассказывал о саде, об огороде. И только тогда, когда эти слова
указывают, где происходит действие или что-то расположено, у них появляются
окончания-синонимы: цвести в саду, расти в огороде, дом в саду, шалаш на
огороде. Выходит, это особый падеж местный.
…Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно,
старче?» - читаем у Пушкина. Всё понятно? Конечно. Вот только что за странная форма
слова «Старче? И даже если тебе подскажут, что это форма слова старец, а не
старик, всё равно непонятно. Нет такого падежа у слова старец! Действительно,
нет. Но когда-то был, и не только у этого слова. Он употреблялся, когда к
кому-то обращались, когда кого-то звали, окликали. Его так и назвали: звательный
падеж. Постепенно он исчез из языка, и сейчас можно обнаружить только его
остатки. Может быть ты слышал, как молятся верующие люди: «Господи Боже, спаси
и помилуй нас…» А в наше время этот падеж опять стал появляться. «Петь, иди
сюда!» - зовёшь ты приятеля. Что за падеж «Петь» ? Конечно, звательный – во
всех остальных падежах формы у этого слова другие. Правда, особую форму в этом
падеже имеют не все слова, да и то только в разговорной речи.
Если внимательно присмотреться к русскому
языку, можно обнаружить и другие падежи. Так что их гораздо больше шести.
А почему об этом не говорится в школьном
учебнике? Да потому что в нём указаны основные падежи русского языка. У каждого
из них есть свои особые формы, которые легко отличить от форм других падежей. Каждый
из них имеет несколько различных значений. А вот местный, звательный и
некоторые другие падежи – дополнительные. Особую форму в каждом из них имеют не
все, а только некоторые слова. У каждого из этих падежей всего одно какое-то
значение. Которое к тому же бывает и основных падежей. Поэтому дополнительный
падеж не сразу и отличишь от основного. Без знания основных падежей никак не
обойтись, ну а без знания падежей дополнительных обойтись можно. Вот и не
упоминаются они в школьном учебнике. Большой беды не будет, если ты не всегда
отличишь их от «главных» падежей. Но лучше, конечно. Отличать – ведь у каждого
из них свой оттенок, который нужно уметь улавливать, чтобы по-настоящему наслаждаться
русской речью. Точно так же, как для наслаждения живописью нужно уметь видеть
не только основные тона, но и тончайшие оттенки цвета
Сравни существительные в местном и предложном
падежи. Если сомневаешься, в каком падеже употреблено существительное. Замени
его словом словом сад.
1.В шкафу хранилось множество
старинных вещей. Об этом шкафе и его содержимом бабушка
рассказывала удивительные истории. 2. В бою случается всякое. Об
этом бое его участники никогда не забудут. 3. В доме отдыха
работает немало опытных врачей. Недавно при доме отдыха открыли
оздоровительный пункт для сельских ребятишек. 4. О русской степи
сложено множество задушевных песен. В русской степи сохранилось
немало редких растений и животных. 5. Всё воскресенье отец ковырялся в
машине. В машине не осталось ни одного места. 6. На станции
скопилось несколько поездов. При станции юных техников работают
разные кружки.
Обрати
внимание!
Большинство существительных в местном падеже имеет такое же окончание,
как и в предложном. Как и местный падеж, предложный падеж может указывать, где
происходит действие или находится предмет. Поэтому местный падеж часто
рассматривают как разновидность предложного.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.