Главная / Биология / Скелет головы, туловища, верхней и нижней конечностей

Скелет головы, туловища, верхней и нижней конечностей

План урока № 14

Группа

Дата

БС-22

31.10



Предмет: Анатомия, физиология и школьная гигиена

Тема урока: Скелет головы, туловища, верхней и нижней конечностей.

Цели:

Образовательная:  Познакомить учащихся со строением скелета человека, выделить его значение в приспособлении организма к окружающей среде, обобщить и закрепить знания о строении и значении опорно – двигательной системы, об особенностях строения костей.

Развивающая:способствовать дальнейшему развитию умения формировать и излагать свои мысли, правильно строить монологическую речь;·  содействовать развитию внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления через использование заданий и упражнений, развивающих интеллектуальные способности;·  создать условия для развития умения общаться, работать в группе, планировать свою деятельность и работать во времени;

Воспитательная: воспитание творческого подхода к разрешению ситуаций, активности, внимательного отношения к окружающим и себе, побуждать к занятиям физкультурой и спортом.

Оборудование: тестовые задания, скелет человека, череп, муляжи верхней и нижней конечностей, презентация, слайды, мультимедийный проектор.

Тип урока - урок усвоения новых знаний.

Формы урока: фронтальные (общеклассные); групповые; индивидуальные

Межпредметные связи: биология, химия, медицина, экология, валеология

Ход урока

1.Организационный момент (приветствие и произвольное рассаживание в группы) 3 мин

2. Проверка и актуализация знаний (фронтальный опрос). 20 мин

На прошлом уроке мы начали знакомиться с опорно-двигательной системой человека.

- Из каких частей состоит опорно-двигательная система? - Какое значение имеет опорно-двигательная система?

- Какой тканью образован скелет? - На какие две большие группы подразделяются все кости? - Приведите примеры.

3. Актуализация базовых знаний Учитель: Как вы думаете, чем люди дорожат больше всего? /Говорят, что люди дорожат тремя вещами: богатством, славой, властью…/. Да, многие стремятся к этому, но, заимев богатство, как ни странно, они не становятся счастливыми. Известными людьми становятся герои, путешественники, ученые, артисты. Но для этого, прежде всего, нужны ум, воля, трудолюбие и упорный труд. Как вы относитесь к пословице «Здоровый нищий – счастливее больного короля». Ваше мнение?

Вывод: Нам интересны люди, увлекающиеся, хорошие мастера своего дела. Чтобы такими людьми стать, надо много знать и многое уметь. Что же еще нужно для счастья? /ответы детей/ 4. Выход на новую тему. Приходилось ли вам болеть? Чем больной человек отличается от здорового? Все мы с вами хорошо знаем. Здороваясь, люди желают, друг другу здоровья /мы с вами на уроке русского языка знакомились, со словами здравствуйте, здоровье, находили общее в значении и правописании/. Здоровье – необходимое условие для полного счастья человека, его главное богатство. 5. Этап изучения нового материала. Учитель: Посмотрите на своих товарищей. Из каких частей состоит тело человека? /голова, туловище, руки, ноги./ Опыт № 1. Задание: ощупайте части своего тела: голову, грудь, ноги колени, руки и локти, спину. Что вы прощупываете? Во всех ли частях есть кости? Что вы прощупываете? Одинаковы ли они по размеру и форме?

Демонстрация презентации.

На прошлом уроке мы с вами выяснили, что опорно-двигательная система – это кости скелета и мышцы.

Слайд №1

Опорно – двигательная система. Опорно-двигательную систему человека составляют кости, хрящи, суставы, связки и мышцы.

Итак, тема сегодняшнего нашего урока «Скелет человека».

Термин «скелет» произошел от греческого слова «скелетос», что означает высушенный, так как в Древней Греции он применялся к мумиям. У новорожденного скелет частично состоит из хрящевой ткани. Окостенение скелета заканчивается к 25 годам, поэтому сейчас, пока еще не поздно, следить за своей осанкой, правильной посадкой за партой. Не забывать контролировать походку, заниматься спортом, в меру своих возможностей, плаванием. В теле взрослого человека более 200 костей. У человека, массой 70кг средняя масса скелета 8–9кг.

Слайд № 2

Скелет человека.

Скелет – это совокупность всех костей человека.

Скелет человека состоит из:

1.Скелета головы /черепа / 2.Скелета туловища / позвоночника и грудной клетки / 3.Скелета пояса верхних и нижних конечностей и скелета свободных конечностей. Основой скелета туловища является позвоночник.

Опыт № 2. Задание: Встаньте, согните и разогните руки, ноги; наклонитесь вперед, назад, вправо, влево.

Что можно сказать о подвижности тела и его костей? /ответы детей/ Вывод: отдельные кости скелета соединены между собой подвижно, поэтому человек может выполнять различные движения всеми частями тела, мы можем свободно и устойчиво стоять сидеть, висеть на руках и ногах, прыгать и бегать.

Виды соединения костей. Учащиеся рассматривают слайд и выясняют, какие соединения костей существуют. Соединение костей: Неподвижное /шов/ - кости черепа и кости таза связаны между собой неподвижно. Полуподвижное - кости позвоночника соединяются между собой полуподвижно.

Строение сустава. Подвижное соединение костей называется суставом. Строение сустава – две кости, суставная ямка, суставная головка. Они покрыты хрящом и связаны между собой связками. Сверху сустав покрыт суставной сумкой, которая заполнена суставной жидкостью. - Как вы думаете, зачем нужна суставная жидкость?

/ответы детей/

Строение скелета головы или черепа.

Череп состоит из 29 костей и образует единое целое, в котором все кости, за исключением нижней челюсти прочно соединены между собой швами. Несмотря на общее сходство, строение черепа у разных людей имеет свои индивидуальные особенности. Скелет головы состоит из двух отделов: мозгового и лицевого.

Мозговой отдел черепа. У человека в отличие от обезьяны мозговой отдел черепа развит сильнее, чем лицевой, он состоит из 6 костей: лобной, двух теменных, двух височных и одной затылочной.

Лицевой отдел состоит из15 костей, которые неподвижно срастаются друг с другом, одна подвижная кость – нижняя челюсть.

- Как вы думаете, какую роль играет череп? /ответы детей: защищает мозг/

Скелет туловища. Скелет туловища образован позвоночником и грудной клеткой.

Позвоночник состоит из 33 – 34 позвонков, которые между собой соединяются полуподвижно. Скелет туловища состоит из нескольких отделов: шейный отдел, который включает 7 позвонков. Задание: Нагните голову и нащупайте на позвоночнике выступающую кость – это 7 шейный позвонок.

Грудной отдел включает 12-13 грудных позвонков.

Поясничные позвонки – их 5. Крестец-это 5 сросшихся позвонков и копчик.

Между позвонков находятся межпозвоночные хрящи. Оказывается, человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост уменьшается. К старости длина позвоночника уменьшается на 5 – 7см.

- Догадались, почему?/стираются хрящи/

Строение грудной клетки.

Грудная клетка состоит из 12 – 13 ребер, которые неподвижно срастаются с грудиной и полуподвижно с позвоночником. Как вы думаете, какую роль играет грудная клетка? /защищает от ударов сердце, легкие/

Физкульминутка.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись,

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, не уставать.

Голова устала тоже,

Так давайте ей поможем!

Вправо - влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.

Строение скелета верхних конечностей /рук/.

Пояс верхних конечностей играет большую роль в прикреплении руки к скелету туловища. Он образован двумя ключицами и двумя лопатками.

Свободная верхняя конечность образована:

а) костью плеча

б) двумя костями предплечья – локтевой и лучевой и в) костями кисти

Строение скелета пояса нижних конечностей /ног/ и свободной нижней конечности.

Пояс нижних конечностей играет большую роль в прикреплении ноги к скелету туловища. Он образован двумя парами тазовых костей, которые неподвижно срастаются с крестцом позвоночника и между собой.

Свободная нижняя конечность образована: а) бедренной костью

б) двумя костями голени – малой и большой берцовой

в) костями стопы

6. Этап закрепления изученного материала 1. Мини-блиц в форме ответов-вопросов. - Назовите основные части скелета. - Каково значение скелета? - В каких частях скелета расположены самые длинные кости?

-Что является основой скелета?

2.Моделирование схемы «Значение скелета» Скелет - служит опорой тела человека - придает нашему телу определенную форму, горизонтальное положение - защищает внутренние органы от повреждений /грудная клетка – сердце и легкие; кости черепа – головной мозг/

7. Этап контроля. Тестовые задания. 1. Выберите верное определение понятия «скелет» а) важный орган человека б) наружный покров тела человека в) опора тела человека 2. Какие функции выполняет скелет? а) защищает от перегрева б) защищает органы от повреждений в) поддерживает мягкие части тела 3. Из чего состоит скелет человека?

а) скелет состоит из мышц б) скелет состоит из сосудов в) скелет состоит из костей 8. Домашнее задание:

а) прочитать параграф с.38, ответы на вопросы б) подготовить сообщение о том, как предупредить искривление позвоночника.





Скелет головы, туловища, верхней и нижней конечностей
  • Биология
Описание:
Термин «скелет» произошел от греческого слова «скелетос», что означает высушенный, так как в Древней Греции он применялся к мумиям. У новорожденного скелет частично состоит из хрящевой ткани. Окостенение скелета заканчивается к 25 годам, поэтому сейчас, пока еще не поздно, следить за своей осанкой, правильной посадкой за партой. Не забывать контролировать походку, заниматься спортом, в меру своих возможностей, плаванием. В теле взрослого человека более 200 костей. У человека, массой 70кг средняя масса скелета 8–9кг.
Автор Танбаева Назгуль Сабыровна
Дата добавления 04.01.2016
Раздел Биология
Подраздел Планирования
Просмотров 585
Номер материала MA-063545
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓