Муниципальное
бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение
«Гимназия №48»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
РАБОТА
по теме «Сочиняем
сказку сами»
секция «Мой
любимый предмет. Литература»
Автор: Дрометер Софья,
учащаяся 2В класса
МБ НОУ «Гимназия №48»
Руководитель:
Аристарина Оксана Владимировна,
учитель начальных классов
Новокузнецк 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
|
3
|
Теоретическое
исследование
|
4
|
Практическая часть
|
9
|
Заключение
|
11
|
Литература
|
10
|
Приложение
|
11
|
«Везде исследуйте
всечасно, что есть велико и прекрасно»
М.В. Ломоносов
ВВЕДЕНИЕ
Все
дети любят сказки, многие даже сочиняют их сами, но волшебная сказка хранит в
себе секреты. Знание их поможет сочинить настоящую волшебную сказку.
Цель
моего исследования: научиться сочинять сказки.
Задачи
исследования:
- узнать, с
помощью чего можно сочинить волшебную сказку;
- составить
алгоритм построения
сказки;
- сочинить сказку
самостоятельно.
Объект
исследования:
волшебные
сказки
Предмет
исследования:
законы создания волшебной сказки.
Методы
исследования:
- анализ
художественной литературы и интернет-источников по данной теме;
-
описательный
метод (наблюдение, классификация, обобщение);
Гипотеза: сказки
имеют свои особенности, зная их, сказку может сочинить и ребенок.
Основополагающий
вопрос: как
устроены волшебные сказки?
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ
Что такое сказка? Стоит
ли считать сказкой любой фантастический рассказ или разделить устную народную
прозу на «сказочную» и «не сказочную»? Как трактовать все те фантастические
вещи, без которых не обходится ни одна из сказок? Такой круг проблем всегда
волновал исследователей.
Существуют
различные толкования сказки. Одни учёные говорят, что сказка – это абсолютный
вымысел, независящий от реальности, а другие стремятся понять, как в сказочном
вымысле перевоплотилось отношение народных сказителей к окружающей
действительности.
Вот определение
сказки из словаря Ожегова: «Повествовательное, обычно народно-поэтическое
произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием
волшебных, фантастических сил». А эти строки о сказке из словаря В. Даля:
«Сказка – вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание.
Сказка – складка, а песня – быль…».
Наиболее чёткое
определение сказки дает известный ученый, исследователь сказок Э.В.
Померанцева: «Народная сказка (или казка, байка, побасенка) – эпическое устное
художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебное,
авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Последний признак
отличает сказку от других жанров устной прозы: сказа, предания и былички, то
есть от рассказов, преподносимым рассказчиком слушателям как повествование о
действительно имевшим место событиях, как бы маловероятны они не были».
Самая любимая и
распространенная в народе сказка – сказка волшебная. Корни ее уходят в
далекую-далекую старину.
У всех волшебных
сказок можно найти похожие черты.
Сказки бывают:
Признаки волшебных
сказок:
- особая композиция;
- троекратное
повторение;
- положительные и
отрицательные герои;
- сверхъестественные
силы, помощники, магические предметы;
- чудесные
превращения;
- добро побеждает
зло.
Композиция сказки.
Сказка строится по
своим законам, у нее есть особые элементы, без которых она не будет настоящей,
благодаря которым она сохраняют одну из своих важных особенностей – напевность.
Призказка нужна для
того, чтобы подготовить к слушанию сказки, заинтересовать ею. Как и былинный
запев, она - необязательная часть волшебной сказки. Можно начать с забавной присказки,
присказки-небылицы: «В некотором царстве, в некотором государстве, под номером
седьмым, под которым мы сидим, жил да был белоус, надел на голову арбуз, на нос
— огурец и построил чудо-дворец. Это не сказка, присказка, сказка будет после
обеда, после мягких калачей».
Зачин в сказке
нужен для того, чтобы сделать ее начало более интересным и загадочным: «В
некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь...»; «За далёкими
полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в
некотором царстве, небесном государстве жил-был…».
Завязка – это начало событий.
Развитие
сюжета — это поиск
потерянного или недостающего.
Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой,
или героиня сражаются с противоборствующей силой (или отгадывают трудные
задачи) и всегда побеждают её.
Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой
(героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный
статус, чем у него был в начале.
Концовка нужна для
того, чтобы ограничить вымышленный мир сказок от реальной жизни и вернуть
слушателя к действительности. Например: «Устроили пир на весь мир, и я там был,
мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Вот вам сказка, а мне
бубликов связка», «Стали жить-поживать – добра наживать».
Выдающийся
российский и советский учёный, филолог-фольклорист Владимир Яковлевич Пропп
(1895-1970 гг.), проанализировав структуру русских народных волшебных сказок,
убедился, что определенные герои (а их обычно в сказке не очень много)
совершают определенные поступки (их число тоже ограничено).
Героев,
обычно, не более семи (может быть меньше): вредитель (антагонист), даритель, чудесный
помощник, похищенный герой (искомый предмет), отправитель, герой, ложный герой.
В сказках есть борьба добра со злом, а значит, без злодеев в них не обойтись.
Победить их главному герою помогают дарители или помощники.
Поступки, которые
герои совершают в сказках, Пропп называл функциями и говорил, что
последовательность функций в сказках всегда одинакова. Согласно системе В.Я.
Проппа, этих функций действующих лиц – тридцать одна. Они не в полном составе
встречаются в каждой сказке, но основные сказочные действия все же присутствуют.
Таблица 1
Основные функции
действующих лиц.
|
Подготовительная
часть
|
1.
|
Отлучка
(Уезжают родители; царь отправляется на войну…)
|
2.
|
Запрет
(Не заходи только в десятую комнату; Не ходи со двора…)
|
3.
|
Нарушение
(Побежала Аленушка с подружками, заигралась…)
|
4.
|
Выведывание
(Стала ведьма вызнавать, выспрашивать…)
|
5.
|
Выдача
(Но царевна все ж милее...)
|
6.
|
Подвох
(Волк подражает голосу мамы-козы)
|
7.
|
Пособничество
(Царевна ест предложенное старухой яблочко)
|
8.
|
Вредительство
(или недостача) (Схватили гуси-лебеди Иванушку; заболел царь тяжкой
болезнью…)
|
Лжегерой
Братья
похищают добычу;
|
Завязка
|
9.
|
Посредничество
(Иди, Марьюшка, братца искать...)
|
10.
|
Начинающееся
противодействие (Позволь мне, царь, попытать счастья...)
|
Герой
снова отправляется на поиски;
|
11.
|
Отправка
(Царевич отправился в путь)
|
Основная
часть
|
12.
|
Первая функция дарителя (Стала
Баба-Яга вопросы спрашивать…)
|
Герой снова находит волшебное
средство;
|
13.
|
Реакция
героя (Ты б меня сперва накормила, напоила...)
|
14.
|
Получение
волшебного средства (Дал старичок Ивану коня; "Только скажи: по щучьему
велению, по моему хотению...)
|
15.
|
Перемещение
в иное царство (Долго ли шла Марьюшка, коротко, уже три пары башмаков
истоптала…)
|
Возвращение
с новым средством домой;
|
16.
|
Борьба (Стал Иван биться со
змеем-горынычем…)
|
17.
|
Клеймение
(Расцарапал ему Змей всю щеку…)
|
18.
|
Победа
(Завертелся Кощей волчком и сгинул…)
|
19.
|
Начальная
беда или недостача ликвидируется (Вышла к Ивану из подземелья Царь-девица)
|
20.
|
Возвращение
(Сели они на ковер-самолет, поднялись в воздух и полетели домой…)
|
21.
|
Погоня
(Бросились гуси-лебеди в вдогонку)
|
22.
|
Спасение
(Бросила она зеркальце, разлилось море; ведьма море пила-пила, да и
лопнула...)
|
23.
|
Неузнанное
прибытие - Приехал в родной город, но домой не пошел, стал учеником у
портного.
|
24.
|
Необоснованные
притязания - Генерал заявляет царю: "Я - змеев победитель".
|
25.
|
Трудная
задача - "Кто поднимет змеиную голову - тому и царевна достанется"
|
26.
|
Решение
- Подошел Иван, только тронул...
|
27.
|
Узнавание
- Показал он заветное колечко, узнала его царевна.
|
28.
|
Обличение
- Рассказала все царевна, как было.
|
29.
|
Трансфигурация
- Искупался Иван в молоке, вышел молодцем лучше прежнего.
|
30.
|
Наказание
- Посадили служанку в бочку, скатили с горы
|
31.
|
Свадьба,
воцарение - Получил Иван царевну и полцарства
|
В сказке может
нарушаться последовательность функций: перескоки, добавления, объединения,
которые, однако, не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться
с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться,
восстанавливая пропущенные события. Таким образом, можно сделать вывод, что
волшебные сказки похожи друг на друга.
Именно в
народных сказках сохраняются все функции, и соблюдается схема. В авторских,
литературных сказках этого может не быть.
В таблице
1 представлены наиболее часто встречающиеся функции волшебной сказки.
Таблица 2
|
Основные
функции действующих лиц.
|
1.
|
Недостача
или запрет, нарушение запрета
|
2.
|
Отъезд
или уход из дома. Дорога.
|
3.
|
Задача,
стоящая перед героем.
|
4.
|
Встреча
с помощниками. Испытание героя. Волшебные дары.
|
5.
|
Появление
сверхсильного противника.
|
6.
|
Борьба
с ним (три раза). Победа.
|
7.
|
Возвращение
домой. Часто свадьба.
|
8.
*
|
Ложный
герой.
|
9.
*
|
Вновь
трудные испытания.
|
10.
*
|
Беда
ликвидируется. Узнавание истинного героя.
|
11.
*
|
Ложный
герой наказывается.
|
12.
|
Награждение
героя, свадьба.
|
Значком * обозначаются функции,
которые не всегда бывают в сказках.
Я проанализировала
две волшебные сказки «Иван царевич и серый волк», «Царевна-лягушка» и выяснила,
что в этих сказках есть многие из перечисленных функций (таблицы 3,4).
Таблица 3
|
Функция
сказки
|
Описание эпизода
сказки
|
1.
|
Недостача
|
В царском саду стали пропадать
золотые яблоки
|
2.
|
Отъезд
или уход из дома. Дорога.
|
Иван царевич отправился искать
Жар-птицу
|
3.
|
Встреча
с помощником
|
Встреча с серым волком
|
4.
|
Помощник
испытывает героя.
|
Волк
отправляет Ивана-царевича за Жар-птицей, златогривым конем, Еленой
прекрасной, но…
|
5.
|
Запрет
|
…
говорит о том, что нельзя трогать клетку, уздечку.
|
6.
|
Нарушение
запрета, наказание героя
|
Иван-царевич не послушался волка,
взял клетку, уздечку. Трубы затрубили, барабаны забили, сторожа проснулись и
схватили Ивана-Царевича
|
7.
|
Задача
перед героем (3 раза)
|
Найти Жар-птицу, златогривого
коня и Елену прекрасную
|
8.
|
Помощник,
волшебные дары
|
Серый волк, превращаясь, помогает
Ивану-царевичу забрать Елену Прекрасную, а затем – коня и Жар-птицу
|
9.
|
Победа
|
Ивану-царевичу
привозит отцу Жар-птицу, а самому достаются Елена Прекрасная и конь
златогривый
|
10.
|
Пир,
свадьба
|
Иван-царевич
женится на Елене Прекрасной
|
Таблица 4
|
Функция
сказки
|
Описание эпизода
сказки
|
1.
|
Задача,
стоящая перед героем
|
…трем сыновьям пустить стрелы в
разные стороны. Где стрела упадет, там и суждено взять сыну невесту.
|
2.
|
Недостача
|
Сжег лягушачью кожу
|
3.
|
Отправка
|
Отправился младший сын искать
свою жену в тридевятое царство
|
4.
|
Помощник(и),
волшебные дары
|
старичок,
Баба-Яга, медведь, заяц, селезень, щука
|
5.
|
Возвращение
домой
|
Иван-царевич
пошел в дом Кощея, взял Василису Премудрую и воротился домой. После того они
жили вместе и долго и счастливо.
|
При сочинении
собственной сказки можно использовать все функции, а можно часть из них опустить.
Главное – попасть из точки «жили-были» в точку «счастливый конец».
Итак, можно
сделать вывод, что, опираясь на схему, можно самостоятельно сочинить волшебную
сказку (приложение 1).
Известный
сказочник Джанни Родари (1920-1980 гг.) предложил использовать графически
изображенные функции сказок, назвав их «Картами Проппа». Он написал книгу
«Грамматика фантазии», в которой учит детей и взрослых придумывать удивительные
сказочные истории, используя эти карты. Джанни Родари отмечал, что благодаря
использованию этих карт ребенок не просто наблюдает и слушает, а сам становится
создателем оригинальных литературных произведений.
Карты
можно без труда изготовить самостоятельно. Нет каких-то правил их
использования. Можно брать карты со всеми функциями, доставать на выбор любые
три карты и придумывать историю, опираясь на них. Также возможно играть
компанией, выкладывая карты на стол по очереди и продолжая историю, начатую
предыдущим игроком.
«Карты
Проппа», предложенные Родари, – это настоящий «сказочный конструктор». Чтобы
научиться конструировать из него, нужно знать сказочные традиции, читать
волшебные сказки своего народа, а также зарубежные волшебные сказки.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Результаты
анкетирования.
Среди учащихся
своего класса я провела анкетирование «Волшебная сказка». В опросе приняло
участие 24 ученика. Я подобрала такие вопросы, чтобы ответы на них использовать
при сочинении собственной сказки о школе. Результаты анкетирования представлены
диаграммами 1-6.
Диаграмма
1
Диаграмма
2
Диаграмма
3
Диаграмма
4
Диаграмма
5
Вывод: таким
образом, я выяснила, что мои одноклассники читают волшебные сказки, знают ее
героев, и могут наделить волшебными свойствами обыкновенные предметы, понимают,
что в сказках добро всегда побеждает зло. Но при этом у них возникают трудности
с сочинением собственной сказки, так как недостаточно знаний о ее особенностях.
Совместно с
классным руководителем я создала памятку «Уроки волшебства или как сочинить
свою сказку» (приложение 1), сочинила собственную волшебную сказку (приложение
2).
Также вместе с
одноклассниками мы создали «Книгу волшебных сказок» (некоторые из них
представлены в приложении 4), которую читаем теперь вместе. Ребята отметили,
что сочинять сказки – это очень интересно и увлекательно. Многие из них
воспользовались предложенной мной памяткой, что заметно упростило выполнение
задачи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе
исследования я читала волшебные сказки и убедилась, что они отличаются от
других сказок благодаря волшебным предметам, чудесам и особому построению
сюжета. Оказывается, они интересны не только детям, но и ученым, которые их
изучают. Сказку можно сочинить самому, зная ее особенности. А в помощники можно
взять специальный сказочный конструктор.
Я сочиняла сказки
и истории и раньше, но эта работа помогла мне научиться превращать обыкновенные
истории с настоящие волшебные сказки: где есть добро и зло, помощники и
волшебные предметы, препятствия и трудные испытания.
В результате
проведенной работы мне удалось достичь цели исследования, решить поставленные
задачи и подтвердить гипотезу о том, что волшебные сказки имеют свои
особенности, зная их, сказку может сочинить и ребенок.
В ходе работы у
меня возникла новая идея: сравнить народные и современные литературные
волшебные сказки, найти сходства и отличия. Так что, это присказка, а сказка
будет впереди…
ЛИТЕРАТУРА
1. Короткова
Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение,
1982.
2. Михайлова
А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993, №6.
3. Пропп В.Я.
Исторические корни волшебной сказки. – Л-д, 1986.
4. Родари Дж.
Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978
5. Сапожников
М. Сочиняем сказку // Начальная школа, 2006, №18
Приложение 1
ПАМЯТКА
«Уроки волшебства
или как сочинить свою сказку»
При сочинении
сказки можно использовать все функции, а можно часть из них опустить. Можно переставлять
функции местами.
Функция
волшебной сказки
|
Пример
|
Зачин, создание сказочного пространства
|
«давным-давно», «жили-были», «в
тридесятом царстве»
|
Отлучка
|
«уезжают родители, царь уходит на
войну…»
|
Запрет
|
«не открывай оконца», «не
отлучайся со двора», «не пей водицы»
|
Нарушение запрета
|
персонажи сказок и в оконце
выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке
появляется новое лицо - антагонист, вредитель
|
Герой покидает дом
|
при этом герой может либо
отправляться, отсылаться из дома, например, благословения родителей
разыскивать сестренку
|
Появление друга-помощника,
волшебных предметов
|
серый волк, кот в сапогах, ковер-самолет,
меч-кладенец, скатерть-самобранка и т.п.
|
Даритель испытывает героя
|
новый персонаж – волшебник, гном,
старушка, которой нужна помощь
|
Получение волшебного средства
|
оно может передаваться,
изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться
дарителем
|
Герой возвращается домой
|
обычно это происходит в тех же
формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном
драконе
|
Счастливый конец
|
пир на весь мир, свадьба, пол
царства в придачу
|
Приложение 2
Няшка-Потеряшка
Жила была
девочка, и все ее звали: Няшка-Потеряшка. Девочка постоянно теряла свои вещи,
игрушки. Родители говорили: «Няшка, будь аккуратней, будь внимательней».
Пошла
как-то раз Няшка с родителями в магазин игрушек. Увидела она там очень красивую
куклу и захотела себе такую. Но родители не купили куклу. Девочка в слезах
выбежала на улицу. Бежала она долго и потерялась. Сидит в парке на скамейке и
плачет. Страшно ей стало, грустно, ведь осталась одна она в большом городе.
Вдруг видит, как уличный кот подкрадывается к маленькому воробышку, который
выпал из гнезда. Няшка-Потеряшка во время спасла птенца от ужасной участи. Она
прогнала кота и посадила воробышка обратно в гнездо. Тут прилетела мать воробья
и сказала человеческим голосом: «Спасибо, Няшка, что спасла моего единственного
сына. За твое доброе дело, я провожу тебя домой к твоим родителям».
Через час
Няшка сидела дома и пила чай с баранками. Девочка пообещала родителям быть
внимательной, аккуратной девочкой, всегда слушаться маму и папу и больше не
теряться. За такое обещание подарили Няшке ту самую куклу, которая ей так
понравилась в магазине игрушек.
Девочка
выполнила свое обещание, и ее больше никто не называл Няшкой-Потеряшкой.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.