Главная / Начальные классы / Сказка "Няшка" (2 класс)

Сказка "Няшка" (2 класс)


Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение

«Гимназия №48»


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА


по теме «Сочиняем сказку сами»

секция «Мой любимый предмет. Литература»




Автор: Дрометер Софья,

учащаяся 2В класса

МБ НОУ «Гимназия №48»

Руководитель:

Аристарина Оксана Владимировна,

учитель начальных классов





Новокузнецк 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение

3

Теоретическое исследование

4

Практическая часть

9

Заключение

11

Литература

10

Приложение

11

































«Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно»

М.В. Ломоносов


ВВЕДЕНИЕ


Все дети любят сказки, многие даже сочиняют их сами, но волшебная сказка хранит в себе секреты. Знание их поможет сочинить настоящую волшебную сказку.


Цель моего исследования: научиться сочинять сказки.

Задачи исследования:

  • узнать, с помощью чего можно сочинить волшебную сказку;

  • составить алгоритм построения сказки;

  • сочинить сказку самостоятельно.

Объект исследования: волшебные сказки

Предмет исследования: законы создания волшебной сказки.

Методы исследования:

  • анализ художественной литературы и интернет-источников по данной теме;

  • описательный метод (наблюдение, классификация, обобщение);

Гипотеза: сказки имеют свои особенности, зная их, сказку может сочинить и ребенок.


Основополагающий вопрос: как устроены волшебные сказки?





















ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ


Что такое сказка? Стоит ли считать сказкой любой фантастический рассказ или разделить устную народную прозу на «сказочную» и «не сказочную»? Как трактовать все те фантастические вещи, без которых не обходится ни одна из сказок? Такой круг проблем всегда волновал исследователей.

Существуют различные толкования сказки. Одни учёные говорят, что сказка – это абсолютный вымысел, независящий от реальности, а другие стремятся понять, как в сказочном вымысле перевоплотилось отношение народных сказителей к окружающей действительности.

Вот определение сказки из словаря Ожегова: «Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил». А эти строки о сказке из словаря В. Даля: «Сказка – вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. Сказка – складка, а песня – быль…».

Наиболее чёткое определение сказки дает известный ученый, исследователь сказок Э.В. Померанцева: «Народная сказка (или казка, байка, побасенка) – эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебное, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Последний признак отличает сказку от других жанров устной прозы: сказа, предания и былички, то есть от рассказов, преподносимым рассказчиком слушателям как повествование о действительно имевшим место событиях, как бы маловероятны они не были».

Самая любимая и распространенная в народе сказка – сказка волшебная. Корни ее уходят в далекую-далекую старину.

У всех волшебных сказок можно найти похожие черты.

Сказки бывают:


hello_html_116172ee.png


Признаки волшебных сказок:

  • особая композиция;

  • троекратное повторение;

  • положительные и отрицательные герои;

  • сверхъестественные силы, помощники, магические предметы;

  • чудесные превращения;

  • добро побеждает зло.

Композиция сказки.

Сказка строится по своим законам, у нее есть особые элементы, без которых она не будет настоящей, благодаря которым она сохраняют одну из своих важных особенностей – напевность.

Призказка нужна для того, чтобы подготовить к слушанию сказки, заинтересовать ею. Как и былинный запев, она - необязательная часть волшебной сказки. Можно начать с забавной присказки, присказки-небылицы: «В некотором царстве, в некотором государстве, под номером седьмым, под которым мы сидим, жил да был белоус, надел на голову арбуз, на нос — огурец и построил чудо-дворец. Это не сказка, присказка, сказка будет после обеда, после мягких калачей».

Зачин в сказке нужен для того, чтобы сделать ее начало более интересным и загадочным: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь...»; «За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был…».

Завязка – это начало событий.

Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой (или отгадывают трудные задачи) и всегда побеждают её.

Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

Концовка нужна для того, чтобы ограничить вымышленный мир сказок от реальной жизни и вернуть слушателя к действительности. Например: «Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Вот вам сказка, а мне бубликов связка», «Стали жить-поживать – добра наживать».

Выдающийся российский и советский учёный, филолог-фольклорист Владимир Яковлевич Пропп (1895-1970 гг.), проанализировав структуру русских народных волшебных сказок, убедился, что определенные герои (а их обычно в сказке не очень много) совершают определенные поступки (их число тоже ограничено).

Героев, обычно, не более семи (может быть меньше): вредитель (антагонист), даритель, чудесный помощник, похищенный герой (искомый предмет), отправитель, герой, ложный герой. В сказках есть борьба добра со злом, а значит, без злодеев в них не обойтись. Победить их главному герою помогают дарители или помощники.

Поступки, которые герои совершают в сказках, Пропп называл функциями и говорил, что последовательность функций в сказках всегда одинакова. Согласно системе В.Я. Проппа, этих функций действующих лиц – тридцать одна. Они не в полном составе встречаются в каждой сказке, но основные сказочные действия все же присутствуют.

Таблица 1


Основные функции действующих лиц.

Подготовительная часть

Отлучка (Уезжают родители; царь отправляется на войну…)

Запрет (Не заходи только в десятую комнату; Не ходи со двора…)

Нарушение (Побежала Аленушка с подружками, заигралась…)

Выведывание (Стала ведьма вызнавать, выспрашивать…)

Выдача (Но царевна все ж милее...)

Подвох (Волк подражает голосу мамы-козы)

Пособничество (Царевна ест предложенное старухой яблочко)

Вредительство (или недостача) (Схватили гуси-лебеди Иванушку; заболел царь тяжкой болезнью…)

Лжегерой

Братья похищают добычу;

Завязка

Посредничество (Иди, Марьюшка, братца искать...)

Начинающееся противодействие (Позволь мне, царь, попытать счастья...)

Герой снова отправляется на поиски;

Отправка (Царевич отправился в путь)

Основная часть

Первая функция дарителя (Стала Баба-Яга вопросы спрашивать…)

Герой снова находит волшебное средство;

Реакция героя (Ты б меня сперва накормила, напоила...)

Получение волшебного средства (Дал старичок Ивану коня; "Только скажи: по щучьему велению, по моему хотению...)

Перемещение в иное царство (Долго ли шла Марьюшка, коротко, уже три пары башмаков истоптала…)

Возвращение с новым средством домой;

Борьба (Стал Иван биться со змеем-горынычем…)

Клеймение (Расцарапал ему Змей всю щеку…)

Победа (Завертелся Кощей волчком и сгинул…)

Начальная беда или недостача ликвидируется (Вышла к Ивану из подземелья Царь-девица)

Возвращение (Сели они на ковер-самолет, поднялись в воздух и полетели домой…)

Погоня (Бросились гуси-лебеди в вдогонку)

Спасение (Бросила она зеркальце, разлилось море; ведьма море пила-пила, да и лопнула...)

Неузнанное прибытие - Приехал в родной город, но домой не пошел, стал учеником у портного.

Необоснованные притязания - Генерал заявляет царю: "Я - змеев победитель".

Трудная задача - "Кто поднимет змеиную голову - тому и царевна достанется"

Решение - Подошел Иван, только тронул...

Узнавание - Показал он заветное колечко, узнала его царевна.

Обличение - Рассказала все царевна, как было.

Трансфигурация - Искупался Иван в молоке, вышел молодцем лучше прежнего.

Наказание - Посадили служанку в бочку, скатили с горы

Свадьба, воцарение - Получил Иван царевну и полцарства


В сказке может нарушаться последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, однако, не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события. Таким образом, можно сделать вывод, что волшебные сказки похожи друг на друга.

Именно в народных сказках сохраняются все функции, и соблюдается схема. В авторских, литературных сказках этого может не быть.

В таблице 1 представлены наиболее часто встречающиеся функции волшебной сказки.

Таблица 2


 

Основные функции действующих лиц.

1.

Недостача или запрет, нарушение запрета

2.

Отъезд или уход из дома. Дорога.

3.

Задача, стоящая перед героем.

4.

Встреча с помощниками. Испытание героя. Волшебные дары.

5.

Появление сверхсильного противника.

6.

Борьба с ним (три раза). Победа.

7.

Возвращение домой. Часто свадьба.

8. *

Ложный герой.

9. *

Вновь трудные испытания.

10. *

Беда ликвидируется. Узнавание истинного героя.

11. *

Ложный герой наказывается.

12.

Награждение героя, свадьба.

Значком * обозначаются функции, которые не всегда бывают в сказках.


Я проанализировала две волшебные сказки «Иван царевич и серый волк», «Царевна-лягушка» и выяснила, что в этих сказках есть многие из перечисленных функций (таблицы 3,4).

Таблица 3


 

Функция сказки

Описание эпизода сказки

1.

Недостача

В царском саду стали пропадать золотые яблоки

2.

Отъезд или уход из дома. Дорога.

Иван царевич отправился искать Жар-птицу

3.

Встреча с помощником

Встреча с серым волком

4.

Помощник испытывает героя.

Волк отправляет Ивана-царевича за Жар-птицей, златогривым конем, Еленой прекрасной, но…

5.

Запрет

говорит о том, что нельзя трогать клетку, уздечку.

6.

Нарушение запрета, наказание героя

Иван-царевич не послушался волка, взял клетку, уздечку. Трубы затрубили, барабаны забили, сторожа проснулись и схватили Ивана-Царевича

7.

Задача перед героем (3 раза)

Найти Жар-птицу, златогривого коня и Елену прекрасную

8.

Помощник, волшебные дары

Серый волк, превращаясь, помогает Ивану-царевичу забрать Елену Прекрасную, а затем – коня и Жар-птицу

9.

Победа

Ивану-царевичу привозит отцу Жар-птицу, а самому достаются Елена Прекрасная и конь златогривый

10.

Пир, свадьба

Иван-царевич женится на Елене Прекрасной


Таблица 4


 

Функция сказки

Описание эпизода сказки

1.

Задача, стоящая перед героем

трем сыновьям пустить стрелы в разные стороны. Где стрела упадет, там и суждено взять сыну невесту.

2.

Недостача

Сжег лягушачью кожу

3.

Отправка

Отправился младший сын искать свою жену в тридевятое царство

4.

Помощник(и), волшебные дары

старичок, Баба-Яга, медведь, заяц, селезень, щука

5.

Возвращение домой

Иван-царевич пошел в дом Кощея, взял Василису Премудрую и воротился домой. После того они жили вместе и долго и счастливо.


При сочинении собственной сказки можно использовать все функции, а можно часть из них опустить. Главное – попасть из точки «жили-были» в точку «счастливый конец».

Итак, можно сделать вывод, что, опираясь на схему, можно самостоятельно сочинить волшебную сказку (приложение 1).

Известный сказочник Джанни Родари (1920-1980 гг.) предложил использовать графически изображенные функции сказок, назвав их «Картами Проппа». Он написал книгу «Грамматика фантазии», в которой учит детей и взрослых придумывать удивительные сказочные истории, используя эти карты. Джанни Родари отмечал, что благодаря использованию этих карт ребенок не просто наблюдает и слушает, а сам становится создателем оригинальных литературных произведений.

Карты можно без труда изготовить самостоятельно. Нет каких-то правил их использования. Можно брать карты со всеми функциями, доставать на выбор любые три карты и придумывать историю, опираясь на них. Также возможно играть компанией, выкладывая карты на стол по очереди и продолжая историю, начатую предыдущим игроком.

«Карты Проппа», предложенные Родари, – это настоящий «сказочный конструктор». Чтобы научиться конструировать из него, нужно знать сказочные традиции, читать волшебные сказки своего народа, а также зарубежные волшебные сказки.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


Результаты анкетирования.

Среди учащихся своего класса я провела анкетирование «Волшебная сказка». В опросе приняло участие 24 ученика. Я подобрала такие вопросы, чтобы ответы на них использовать при сочинении собственной сказки о школе. Результаты анкетирования представлены диаграммами 1-6.


Диаграмма 1

hello_html_4fd9afac.gif








Диаграмма 2

hello_html_m3530f107.gif










Диаграмма 3

hello_html_m1c422595.gif











Диаграмма 4

hello_html_2e8f9341.gif











Диаграмма 5

hello_html_m5cdcbff4.gif








Вывод: таким образом, я выяснила, что мои одноклассники читают волшебные сказки, знают ее героев, и могут наделить волшебными свойствами обыкновенные предметы, понимают, что в сказках добро всегда побеждает зло. Но при этом у них возникают трудности с сочинением собственной сказки, так как недостаточно знаний о ее особенностях.


Совместно с классным руководителем я создала памятку «Уроки волшебства или как сочинить свою сказку» (приложение 1), сочинила собственную волшебную сказку (приложение 2).

Также вместе с одноклассниками мы создали «Книгу волшебных сказок» (некоторые из них представлены в приложении 4), которую читаем теперь вместе. Ребята отметили, что сочинять сказки – это очень интересно и увлекательно. Многие из них воспользовались предложенной мной памяткой, что заметно упростило выполнение задачи.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В ходе исследования я читала волшебные сказки и убедилась, что они отличаются от других сказок благодаря волшебным предметам, чудесам и особому построению сюжета. Оказывается, они интересны не только детям, но и ученым, которые их изучают. Сказку можно сочинить самому, зная ее особенности. А в помощники можно взять специальный сказочный конструктор.

Я сочиняла сказки и истории и раньше, но эта работа помогла мне научиться превращать обыкновенные истории с настоящие волшебные сказки: где есть добро и зло, помощники и волшебные предметы, препятствия и трудные испытания.

В результате проведенной работы мне удалось достичь цели исследования, решить поставленные задачи и подтвердить гипотезу о том, что волшебные сказки имеют свои особенности, зная их, сказку может сочинить и ребенок.

В ходе работы у меня возникла новая идея: сравнить народные и современные литературные волшебные сказки, найти сходства и отличия. Так что, это присказка, а сказка будет впереди…











ЛИТЕРАТУРА


  1. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.

  2. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993, №6.

  3. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л-д, 1986.

  4. Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978

  5. Сапожников М. Сочиняем сказку // Начальная школа, 2006, №18



































Приложение 1

ПАМЯТКА


«Уроки волшебства или как сочинить свою сказку»


При сочинении сказки можно использовать все функции, а можно часть из них опустить. Можно переставлять функции местами.


Функция волшебной сказки

Пример

Зачин, создание сказочного пространства

«давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве»

Отлучка

«уезжают родители, царь уходит на войну…»

Запрет

«не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»

Нарушение запрета

персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо - антагонист, вредитель

Герой покидает дом

при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, например, благословения родителей разыскивать сестренку

Появление друга-помощника, волшебных предметов

серый волк, кот в сапогах, ковер-самолет, меч-кладенец, скатерть-самобранка и т.п.


Даритель испытывает героя

новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь

Получение волшебного средства

оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем

Герой возвращается домой

обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе

Счастливый конец

пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу











Приложение 2

Няшка-Потеряшка


Жила была девочка, и все ее звали: Няшка-Потеряшка. Девочка постоянно теряла свои вещи, игрушки. Родители говорили: «Няшка, будь аккуратней, будь внимательней».

Пошла как-то раз Няшка с родителями в магазин игрушек. Увидела она там очень красивую куклу и захотела себе такую. Но родители не купили куклу. Девочка в слезах выбежала на улицу. Бежала она долго и потерялась. Сидит в парке на скамейке и плачет. Страшно ей стало, грустно, ведь осталась одна она в большом городе. Вдруг видит, как уличный кот подкрадывается к маленькому воробышку, который выпал из гнезда. Няшка-Потеряшка во время спасла птенца от ужасной участи. Она прогнала кота и посадила воробышка обратно в гнездо. Тут прилетела мать воробья и сказала человеческим голосом: «Спасибо, Няшка, что спасла моего единственного сына. За твое доброе дело, я провожу тебя домой к твоим родителям».

Через час Няшка сидела дома и пила чай с баранками. Девочка пообещала родителям быть внимательной, аккуратной девочкой, всегда слушаться маму и папу и больше не теряться. За такое обещание подарили Няшке ту самую куклу, которая ей так понравилась в магазине игрушек.

Девочка выполнила свое обещание, и ее больше никто не называл Няшкой-Потеряшкой.



Сказка "Няшка" (2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Региональная научно-практическая конференция. 2014 год. На конференцию была представлена исследовательская работа "Сочиняем сказку сами" в номинации "Мой любимый предмет. Литература".

Цель исследования: научиться сочинять сказки.

Задачи исследования:

-       узнать, с помощью чего можно сочинить волшебную сказку;

-       составить алгоритм построения сказки;

-       сочинить сказку самостоятельно.

Объект исследования: волшебные сказки

Предмет исследования: законы создания волшебной сказки.

Методы исследования:

-       анализ художественной литературы и интернет-источников по данной теме;

-       описательный метод (наблюдение, классификация, обобщение);

Гипотеза: сказки имеют свои особенности, зная их, сказку может сочинить и ребенок.

Основополагающий вопрос: как устроены волшебные сказки?

Автор Аристарина Оксана Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1132
Номер материала 35225
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓