Главная / Русский язык и литература / «Сказка и реальность» (по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»),6 класс

«Сказка и реальность» (по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»),6 класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Сказка и реальность» (по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»).


Цель урока:

обобщение знаний по творчеству Н.В. Гоголя

Задачи:

- обучающие

1) продолжить формирование умения анализировать эпизоды, наблюдать за языком произведения;

2) проследить утверждение писателем общечеловеческих ценностей;

3) обобщить знание сюжета произведения, знание таких терминов как юмор, повесть, фантастика; умение определять портретную характеристику героев;

4) познакомить учащихся с традициями и обрядами, с бытом и верованиями славянских народов через эпоху, отраженную в повести "Ночь перед Рождеством"; способствовать формированию понятий: "образ-символ", "этический идеал", "народность произведения".


-развивающие

1) создать условия для развития у учащихся умений сопоставительного анализа, работы в творческих группах, нахождения информации в разных источниках и ее обработки

2) развивать связную речь учащихся;




-воспитательные

1) воспитывать интерес к слову;

2) воспитывать вдумчивого, проницательного читателя;

3) воспитывать у школьников интерес к народным традициям, национальной культуре;

4) формировать гражданско-патриотические чувства и нравственно-эстетические идеалы.





СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1


Организационный момент


Приветствие учителя

Приветствие учащихся

30 сек.

2

Вступительное слово учителя


Мы сейчас живём в преддверии новогодних праздников, когда случаются сказочные и фантастические чудеса. И сейчас у нас есть возможность отправиться в такое волшебное путешествие, вспоминая страницы повести «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя.


настрой.

30 сек

3

Рассматривание портрета Гоголя





1









2

Посмотрите на портрет Н. В. Гоголя.

Каким представляется вам писатель по этому портрету? http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e290963b-5aaa-4be9-9428-a873186acf68/%5BLI6RK_8-01%5D_%5BIL_01%5D.htm

А каким представляется повествователь повести по отрывку из произведения? (Читается отрывок из повести»)

Пасечник Рудый Панько рассказывает http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b484d161-38b3-4473-b063-274b123c42fe/%5BLI6RK_8-01%5D_%5BAU_06%5D.htm

Рассматривание портрета.

Человек умный, но немного грустный



Слушание





Ответ: повествователь — человек с юмором


5 мин

4

Проверка знаний по теме





3

А знаете ли вы Автора и героев повести?

Проверить это нам помогут тесты

Пройдите по ссылке и выполните тесты

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5192fb0a-a84b-4842-aceb-87ce23755c40/index_listing.html


Выполнение тестов










2 мин

5

Мотивация учащихся к работе. Деление на группы


























4

Во многих книгах, описывающих события, которые когда-то происходили в нашей стране, рассказывают о жизни наших предков. Зачем нам необходимы знания о народном быте? Почему интерес к национальным традициям усиливается в век глобализации и научно-технического процесса?

- Совершенно верно! Поэтому и обращаются современные режиссеры к сюжетам, связанным с народным бытом и историческими традициями.





- Кто из вас смотрел фильм Александра Роу "Вечера на хуторе близ Диканьки"? Чем он поразил вас?



А видели ли вы мультипликационный фильм? Давайте посмотрим отрывок из него

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8632ca7a-0eb6-4523-8bf4-fef4f9058d76/%5BLI6RK_8-03%5D_%5BVI_13%5D.htm Известный современный режиссер решил создать свой мультипликационный фильм "Ночь перед Рождеством" и усилить в нем национальный колорит. Поэтому он обратился к нам с просьбой: найти в повести детали, необходимые для сценария. Чтобы работа шла более эффективно, создадим две творческие группы:

  • Мудрецы;

  • Фольклористы;


Отвечают на вопросы

- Мы должны знать свои корни, особенности национальной культуры, не быть "Иванами, не помнящими своего родства".

Удивительным юмором, яркой фантастикой и игрой известных актеров: Георгия Миллера (черт), Людмилы Хитяевой (Солоха), Александра Демьяненко (парубок), Людмилы Мызниковой (Оксана).

просмотр

7 мин


Формулировка проблемных вопросов для групп.


Карточка №1 с заданиями группе "Мудрецы":

Кто из героев олицетворяет в повести добро? Доминирующие положительные качества героев?

Кто в повести герои, воплощающие зло? А кто является посредниками между добром и злом?

История Рождества: победа. (Домыслить и обосновать)

Как черт и ведьма пытаются навредить "добрым людям"? Почему им это не удается?

Кто из героев изгоняет нечистую силу за пределы хутора и из душ героев?

Какие пословицы и поговорки иллюстрируют бессилие зла перед добром?

Карточка №2 с заданиями группе "Фольклористы":

Найти в тексте повести языческие обряды празднования святок на Руси.

Какие христианские традиции празднования Рождества описаны Н.В.Гоголем?

Создать Рождественский календарь и проиллюстрировать его.

Подготовить маски и элементы костюмов для святочного гуляния.

Выбрать из сборника "Русский фольклор" колядки для исполнения.

Подобрать классическую музыку, иллюстрирующую тему Рождества.


Подготовка ответов учащихся

10 минут


Ответы учащихся по группам







5














6

Выразительное чтение отрывка из повести на фоне музыки П.И.Чайковского "Времена года" ("Святки")

"Последний день перед Рождеством прошел. Иллюстрации:http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5dba4108-1d0d-4de8-837f-ed53cf468d5d/%5BLI6RK_8-03%5D_%5BIL_11%5D.htm

Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа:Тут через трубу одной хаты клубами повалил дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле". Ил-ции:http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cb906b95-0d84-4371-83cb-822622e950af/%5BLI6RK_8-03%5D_%5BIL_06%5D.htm

Итак, вместе с появлением нечистой силы в повести начинаются необыкновенные, фантастические события. Почему именно в канун Рождества? Ответить на этот вопрос нам поможет группа "мудрецов".


1-я группа. "Добро и зло в повести "Ночь перед Рождеством" (возможные ответы)

- Ночь перед рождеством особенная: ночь накануне величайшего христианского праздника - рождения Иисуса Христа. Но вместе с тем в эту ночь злые силы - черт, ведьма - ведут себя наиболее активно, стараются выместить свое зло на добрых людях. Черт и ведьма стараются разрушить красоту предрождественской морозной ночи, украсть с неба звезды и месяц. Преследуют они и личные, корыстные цели: черт пытается отомстить Вакуле, а Солоха хочет опередить своего сына и прибрать к рукам богатства Чуба. Вот и появляются в эту ночь ведьма верхом на метле и "немец", а попросту черт, чтобы в последнюю ночь своего господства досадить людям, соблазнить христианские души властью, жаждой наживы, легкой победой.

Посредником между человеком и дьяволом служит в повести запорожец Пацюк. Он искушает Вакулу и указывает путь к черту, надеясь заполучить его душу. Но все попытки нечистой силы разрушить мир красоты и любви завершились полным крахом, а зло, которое они направляли против людей, обернулось против них. Черт изгнан за пределы хутора, ведьма наказана, а звезды, символ чистоты и света, по-прежнему сияют на небе:




13 мин


















7

Сейчас прочел "Вечера близ Диканьки". Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился". Пушкина поразила в повести атмосфера праздника, народного юмора, святочных гуляний. Фольклорная группа не только расскажет, но и покажет, как праздновали Рождество наши предки

.Иллюстрации:http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/13eea569-cbd3-42a5-b44e-3d7f1198964a/%5BLI6RK_8-03%5D_%5BIL_02%5D.htm


Ответы 2 группы (возможные

В народном сознании славян христианство и язычество не столько боролись, сколько взаимодополнялись. Наиболее ярко двоеверие (дуализм) проявилось в крестьянском земледельческом календаре, где почитание христианских святых тесно переплелось с языческими поверьями и обрядами. Со временем многие языческие ритуалы утратили свое основное значение и постепенно превратились в забавы и развлечения.

Любимым развлечением молодежи в сочельник накануне Рождества (6 января) было колядование. Парни и девушки ходили по деревне и пели под окнами колядки - короткие обрядовые песни с пожеланием хозяевам дома добра и благополучия. Те в уплату за пожелания одаривали колядующих вкусной и сытной едой. Чем обильнее угощение, тем сытнее должен быть будущий год.







































Итоги урока























Итак, мы познакомились с работой творческих групп, которые собирали материал для сценария мультфильма "Ночь перед Рождеством". Можно ли по тексту повести составить представление о национальных традициях малороссиян и назвать "Ночь перед Рождеством" энциклопедией народной жизни?


"Кучи девушек с мешками вломились в хату Чуба, окружили Оксану. Крик, хохот, рассказы оглушили кузнеца. Все наперерыв спешили рассказать красавице что-нибудь новое, выгружали мешки, хвастались паляницами, колбасами, варениками, которых успели уже набрать довольно за свои колядки. Оксана, казалось, была в совершенном удовольствии и радости, болтала то с той, то с другой и хохотала без умолку. С какой-то досадою и завистью глядел кузнец на такую веселость и на этот раз проклинал колядки, хотя сам бывал от них без ума". (Представление колядок)

Колядки пели в честь бога Коляды, который создал первый календарь и основал вечный круговорот жизни, смену дня и ночи, вечное движение от тьмы к свету. Наблюдая за характером Оксаны и ее непомерной гордыней, читатель угадывает и ее преображение в калейдоскопе рождественских обрядов, просветление ее души.

Да, потому что в произведении Гоголя мы находим сведения о традициях обычаях празднования Рождества, получаем представление о народных нравственно-эстетических идеалах, о вере и суевериях, приметах и предрассудках, знакомимся с бытом казачества: с одеждой, предметами утвари, блюдами рождественского стола и святочными гуляниями














Отвечают на вопросы

2 мин




Народность произведения высоко оценил В. Г. Белинский. Именно его словами мы завершаем урок: "Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального:- все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах Гоголя".











№ ссылки

Адрес ссылки

1

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e290963b-5aaa-4be9-9428-a873186acf68/%5BLI6RK_8-01%5D_%5BIL_01%5D.htm

2

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b484d161-38b3-4473-b063-274b123c42fe/%5BLI6RK_8-01%5D_%5BAU_06%5D.htm

3

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5192fb0a-a84b-4842-aceb-87ce23755c40/index_listing.html

4

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8632ca7a-0eb6-4523-8bf4-fef4f9058d76/%5BLI6RK_8-03%5D_%5BVI_13%5D.htm

5

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5dba4108-1d0d-4de8-837f-ed53cf468d5d/%5BLI6RK_8-03%5D_%5BIL_11%5D.htm

6

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cb906b95-0d84-4371-83cb-822622e950af/%5BLI6RK_8-03%5D_%5BIL_06%5D.htm

7

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/13eea569-cbd3-42a5-b44e-3d7f1198964a/%5BLI6RK_8-03%5D_%5BIL_02%5D.htm


«Сказка и реальность» (по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»),6 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Любой урок - имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.

Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный. Актуальный [от лат. actualis - деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще - действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок - современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Автор Конакова Алла Евгеньевна
Дата добавления 05.03.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 619
Номер материала 57558
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓