Главная / ОБЖ / Ситуационно-игровая программа "Поведение на улице"

Ситуационно-игровая программа "Поведение на улице"


МОУ «Нижнегридинская средняя общеобразовательная школа»





hello_html_6d8da62c.gif


hello_html_m2529ebe4.gif



hello_html_75b7c997.png




Подготовил учитель ОБЖ:

Аничкин В.И.




Цели и задачи:

  • воспитание культуры взаимоотношений, обучение правилам поведения на дороге, в горо­де и на селе.

  • рhello_html_m24eb4c52.gifазвитие навыков правильного поведения на улице, умение использовать правила дорожного движения в реальной жизни.

  • закрепить названия дорожных знаков; вспомнить, как правильно переходить дорогу; развивать память, мышление; рас­ширять кругозор обучающихся о правилах дорожного движения, об обе­спечении безопасности жизни.


беседа-размышление

о правилах дорожного движения


Сhello_html_3429ac7e.jpgтановясь школьниками, большинство наших ребят впервые оказываются на оживленных улицах города. До той поры их водили за ручку. Играли и гуляли они преимущественно во дворе или в палисадниках, близко от дома. Теперь же им приходится одним идти в школу по двум-трем, а то и больше улицам. По обычным ули­цам, с толпой прохожих, с движением городского транс­порта.

Вот почему разговор о поведении вообще начинаем с правил поведения на городской улице. Вырабатывать в детях автоматизм правильного поведения на улице не­обходимо с самых ранних лет. Здесь было бы не грешно перенять опыт такой европейской страны, как Гол­ландия.

Большие и маленькие города Голландии (за исклю­чением полностью разрушенного гитлеровцами Роттер­дама) сохранили свою планировку еще со средних веков. Улицы здесь узкие, застроенные с обеих сторон старин­ными домами, которые жаль сносить. И в часы пик — перед началом рабочего дня, в обеденный перерыв или после окончания работы — перейти такую улицу непро­сто. С дребезжанием проносятся трамваи, непрерывным потоком бегут грузовики, автобусы, мотоциклы, легко­вые машины. А между ними, выныривая порой из-под самых колес, мчатся тучи велосипедистов.

Привлекли внимание две девочки, лет десяти-двенад­цати, стоявшие на перекрестке. В руках у них были па­лочки с большим красным кружком на конце, наподо­бие тех, какими дают сигнал дежурные на наших стан­циях метро.

Оказывается, по утрам и после уроков каждая го­родская школа высылает на ближайшие перекрестки, где нет светофоров, двух дежурных школьников-провожа­тых. Малыши собираются кучками возле переходов. Как только набирается семь-восемь ребят, провожатые под­нимают свои палочки, и весь транспорт тотчас останав­ливается. Тогда они переводят малышей на другую сто­рону улицы. А затем собирают там тех, кому надо перей­ти обратно.

Так школьники приучаются с самых малых лет пе­реходить улицу только там, где положено, и только в те минуты, когда весь транспорт стоит.

Разговор об уличной дисциплине лучше начинать не с рассказа о мостовой, а с рассказа о тротуаре. Тогда переход к правилам уличного движения будет более ог­раничен и закономерен.

Вhello_html_175c5012.jpgспомните смешную сказку про «человека рассеян­ного с улицы Бассейной», которого придумал писатель С. Я. Маршак.

Частенько вспоминается эта сказка, когда видишь, что на улице столкнулись двое таких рассеянных, и вот им надо разойтись. Один берет немного вправо, а дру­гой — немного влево. Тогда первый берет влево, а вто­рой — вправо. Так они толкутся из стороны в сторону, пока наконец-то не сообразят, как им следует поступить. А ведь достаточно запомнить одно очень простое прави­ло, которому подчиняются у нас все — и люди, и ма­шины.

Посмотри внимательно на улицу. Ты заметишь, что все автобусы и автомобили, когда едут навстречу друг другу, берут каждый вправо и спокойно разъезжаются.

Трамваи, троллейбусы, пароходы — словом, все, что движется по земле, по воде и воздуху, всегда расходится правой стороной.

И если ты хочешь никогда ни с кем не сталкиваться, делай, как они, — всегда держись правой стороны и рас­ходись с прохожими только вправо... Ведь большинство людей привыкли при встрече тоже брать вправо, и на широких тротуарах больших городов, будь то в Москве, Минске или Киеве, обычно образуются два потока — в одну сторону люди идут по правой стороне панели, а в другую — по левой. Так люди, не задумываясь, придер­живаются определенного порядка движения, чтобы по­напрасну не толкаться. Но если ты все же невзначай за­денешь кого-нибудь плечом или локтем, не забудь ска­зать: «Извините!». Этого требует вежливость.

Сегодня жители больших городов настолько привык­ли к этому основному порядку движения, что просто не представляют себе, как могло быть иначе.

Вот как один из туристов вспоминал о своих впечат­лениях, о путешествии по Англии.

Едем по шоссе в автобусе. Вдали показывается другой автобус, бегущий навстречу. Вдруг замечаешь, что он мчится... по левой стороне шоссе. Не по правой, как положено, а по левой! Ну, сейчас столкнемся!.. Ду­маешь в ужасе, невольно втягивая голову в плечи. Но нет, шофер нашего автобуса тоже берет влево — и мы благополучно разъезжаемся.

Оказывается, в Англии и в некоторых других стра­нах Западной Европы принято не правостороннее, как в нашей стране, а левостороннее движение.

Как же лучше переходить улицу, чтобы не угодить случайно под машину или под трамвай? Бегом? Шагом? Когда водитель видит издалека спокойно идущего через дорогу человека, у него всегда есть время сообра­зить, нужно ли притормозить и дать ему пройти или успеть еще проехать мимо.

А когда перед глазами внезапно появляется выско­чивший на мостовую за укатившейся шайбой мальчиш­ка или мчащаяся за мячом наперерез машине девочка, водителю остается только нажать на тормоза и молить судьбу, чтобы все кончилось благополучно.

Но беда в том, что ни одна машина не может оста­новиться мгновенно. Даже при исправных тормозах ав­тобус или троллейбус, автомобиль или трамвай проскользит на неподвижных колесах еще несколько метров «юзом». А если шел снег или дождь, если был гололед или листопад, то несколько десятков метров. И тут уж самый опытный и бдительный водитель ничего не поде­лает. А если ты еще споткнешься на бегу?

Так и происходят несчастные случаи.

Вот почему ты должен крепко-накрепко запомнить и всегда соблюдать правила дорожного движения.

Давайте запомним небольшую памятку.


Памятка о соблюдении правил дорожного движения

1hello_html_381fc58e.jpg) Переходи улицу только у перекрестков или там, где есть знак «Переход» и широкие поперечные полосы на мостовой. И только тогда, когда на светофоре за­горелся зеленый свет.

2) Если светофора здесь нет, то, выходя на проезжую часть, посмотри сперва налево — приближается ли какая-нибудь машина. А как дойдешь до середины улицы, посмотри направо не идет ли машина от­туда. А если идет — остановись и подожди, пока прой­дет.

3) Не перебегай улицу перед движущимся транспортом. Обожди, пока пройдет.

4) Если на перекрестке есть светофор, переходи улицу только на зеленый свет или когда загорится сигнал «Идите».

5) Стоящий на остановке автомобиль, автобус или троллейбус обходи только сзади, чтобы вовремя увидеть, не идет ли за ним другая машина, шофер которой тебя не видит. Трамвай обходи только спереди, что­бы не попасть под встречный вагон. Но еще лучше подождать, пока они уедут, и тебе станет, видна вся улица.


Невеселая история

Все произошло в какую-то долю секунды. Коля выбежал на мосто­вую за мячом. Неожиданно из-за поворота на улицу выехала машина. Коля испугался, решил перебежать через трамвайную линию...

Через три месяца Коля выписался из больницы. Он неуверенно ковылял на костылях.

Сколько несвершенных желаний осталось у Коли!

И все это случилось в одну короткую долю секунды. А ведь не­счастья могло и не произойти. Сколько раз Коля слышал и читал об осторожности на улице! Но он думал, что все это ненужные разгово­ры и его это не касается.


зигзаг удачи

Игровая пауза

Учитель. А теперь давайте немного поиграем. Как извест­но, светофор имеет три цвета. Находясь на улице, эти цвета надо очень четко знать и быстро различать. А как этому поучиться, находясь в комнате? Вот условия нашей игры.

Для игры нужны карандаши (фломастеры) трех цве­тов — в два раза больше, чем игроков. Карандаши поме­щают на столе, а игроки располагаются вокруг. По сиг­налу ведущего игроки закрывают глаза и берут в каж­дую руку по карандашу. Те, в чьих руках оказались ка­рандаши одинакового цвета, покидают игру.

Карандаши перемешиваются, игроки могут поменять­ся местами, игра продолжается.


Обсуждение ситуации «Просто это знак такой»


Учитель зачитывает стихотворение Я. Пишумова и предлагает нескольким ученикам проинсценировать фраг­менты этого стихотворения:

Просто это знак такой.

Нарисован человек.

Зhello_html_58dcad1b.pngемлю роет человек.

Почему проезда нет?

Может быть, здесь ищут клад?

И старинные монеты

В сундуке большом лежат?

Их сюда, наверно, встарь

Спрятал очень важный царь.

Мне сказали:

- Что ты, что ты!
Здесь дорожные работы.


Уhello_html_394f9a48.pngченик показывает нарисованный на плотной бумаге дорожный знак «Дорожные работы».


- Отчего бы это вдруг
Стрелки дружно встали в круг?
И машины друг за другом

Мчатся весело по кругу.

Что такое, в самом деле,

Словно мы на карусели!

- Мы на площади с тобой,
Здесь дороги нет прямой.

Ученик показывает знак «Движение по кругу».


Зhello_html_572d53f3.pngамечательный Знак -

Восклицательный Знак!

- Значит, можно здесь
Кричать, петь, шуметь, озорничать?
Если бегом — босиком!

Если ехать — с ветерком!

Отвечают люди строго:

- Здесь опасная дорога.
Очень просит знак дорожный
Ехать тихо, осторожно.

Читая стихи, ученик показывает дорожный знак «Прочие опасности».

- Погляди,

Что за штанга впереди?

Постоим над речкой быстрой.

Вhello_html_m5b38cda.pngдруг на мост придут штангисты?

Станут штангу подымать.

Станут штангу выжимать... - Нет, —

Смеясь, мне друг ответил, —

Тут спортсменов мы не встретим.

Просто это знак такой

Для машины грузовой.

- В этом месте слабый грунт, —
Говорит он строго, —
Повезешь тяжелый груз —
Повредишь дорогу.

На колеса груз надавит —

На дороге след оставит.

Будут ямы на пути —

Не проехать, не пройти!

Ученик показывает знак «Ограничение нагрузки на ось».

Вот так знак!

Гhello_html_6843d246.pngлазам не верю:

Для чего здесь батарея?

Помогает ли движенью

Паровое отопленье?

Может быть, зимою вьюжной

Здесь шоферам греться нужно?

Почему же в летний зной

Знак не сняли с мостовой?

Оказалось, этот знак

Говорит шоферу так:

Здесь шлагбаум — переезд.

Подожди — пройдет экспресс.

(Я. Пишумов)

Ученик показывает дорожный знак «Железнодорож­ный переезд со шлагбаумом».

и г р а

(Ребята хором отвечают на вопросы «да» или «нет».)

Быстрая в городе езда? - Да!

Правила знаешь движения? - Да!

Вот в светофоре горит красный свет

Можно идти через улицу? - Нет!

Ну а зеленый горит, вот тогда

Можно идти через улицу? - Да!

Сел в трамвай, но не взял билет.

Так поступать полагается? - Нет!

Старушка, преклонные очень года,

Ты место в трамвае уступишь ей? - Да!

Лентяю ты подсказал ответ,

Что ж, ты помог ему этим? - Нет!

Учитель.

Молодцы, ребята, запомним,

Что «нет» и что «да»,

И делать, как нужно,

Старайтесь всегда.

зhello_html_68b6b521.png а г а д к и

А ребятам для разрядки

Загадаем-ка загадки.

Странная зебра: не ест и не пьет,

Но без питья и еды не умрет. (Пешеходный переход.)


Эй, не стойте на дороге!

Мчит машина по тревоге.

А зачем ей так спешить? Как зачем?

Пожар тушить! (Пожарная машина.)


По асфальту едет дом,

И народу много в нем,

А под крышей дома - вожжи,

Ехать он без них не может. (Троллейбус.)


Что за чудо - синий дом!

Ребятишек много в нем!

Ноги, обувь - из резины

И питается бензином. (Автобус.)

hello_html_7ed7ac5b.png

Сам не едет, не идет.

Не поддержишь - упадет,

А педали пустишь в ход -

Он помчит тебя вперед. (Велосипед.)

в и к т о р и н а


  1. Какие сигналы светофора вы знаете?

  2. Где должны ходить пешеходы?

  3. Где должны ездить автомашины?

  4. Как обозначается пешеходный переход?

  5. Можно ли играть на улице. Почему?

  1. Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?

  2. Как нужно переходить улицу, если нет светофора?

  3. Для чего служат дорожные знаки?

  4. Где можно кататься на велосипедах?

  1. Почему нельзя играть на мостовой?

  2. В каких местах можно переходить улицу?

  3. Когда надо начинать переход улицы?


Частушки о ПДД

Как шофер ни тормозит,

А машина все скользит,

На колесах, как на лыжах –

Ближе, ближе, ближе, ближе!


Для спасенья есть возможность:

Лучший тормоз - осторожность.

Жизнь свою побереги.

Перед машиной не беги!


Мы подруженьки-подружки,

Есть глаза у нас и ушки,

По дороге мы идем,

Все читаем и поем.


Дорогие вы подружки,

Наш последний вам совет:

Ведь дорога не читальня

И не место для бесед.


Мы хорошие спортсмены,

Любим мы играть в футбол,

Мостовую превратили

В наше поле-стадион.


Мне, бесспорно, вывод ясен,

Что для жизни пас опасен,

Не дороги, а дворы –

Место для такой игры.


Подведение итогов классного часа


Как итог классного часа учитель предлагает обучающимся записать или устно запомнить


Правила поведения на улице


  • Знай основные правила движения общественного и личного транспорта.

  • Не забывай, как надо переходить дорогу перед трам­ваем и троллейбусом.

  • Дорогу переходи только по пешеходному переходу.

  • Помни цвета светофора: красный — стой, зеленый — иди.

  • Переходя дорогу, не разговаривай с друзьями, а по­смотри сначала налево, потом направо.

  • Не играй в мяч или в подвижные игры в местах, где неожиданно может появиться транспорт.

  • В гололед или туман будь особенно внимателен на улице!

  • Переходи дорогу сам правильно и учи этому млад­ших, а старшим, если это необходимо, помоги перей­ти улицу.


hello_html_m3b99f3bc.png

В завершение классного часа учитель зачитывает сти­хотворение:


Если бы...

Идет по улице один

Довольно странный гражданин.

Ему дают благой совет:

- На светофоре красный свет,

Для перехода нет пути.

Сейчас никак нельзя идти!

- Мне наплевать на красный свет!—
Промолвил гражданин в ответ.

Он через улицу идет,

Не там, где надпись «Переход»,

Бросая грубо на ходу:

- Где захочу, там перейду!

Шофер, гляди во все глаза:

Разиня впереди!

Нажми скорей на тормоза:

Разиню пощади!

А вдруг бы заявил шофер:

- Мне наплевать на светофор!

hello_html_7284fbdb.png- И как попало ездить стал?

Ушел бы постовой с поста?

Трамвай бы ехал, как хотел?

Ходил бы каждый как умел?..

Тогда б, на улице,

Где ты ходить привык,

Невероятные дела

Произошли бы вмиг!

Сигналы, крики, то и знай:

Машина едет на трамвай,

Трамвай наехал на машину,

Машина врезалась в витрину —

Все понеслось и вкривь, и вкось...

Прохожим скрыться в дом пришлось.

Ты у окна сидишь тоскуя,

Из дома выйти не рискуя.

И в школу лезешь по карнизу,

Чтоб только не спускаться книзу.

А в магазин идешь по крыше —

Здесь безопаснее и тише... Но нет,

Стоит на мостовой

Регулировщик — постовой,

Висит трехглазый светофор.

И знает правила шофер.

(О. Бодарев)

Ситуационно-игровая программа "Поведение на улице"
  • ОБЖ
Описание:

   воспитание культуры взаимоотношений, обучение  правилам поведения на дороге, в горо­де и на селе.

  
развитие навыков правильного поведения на улице, умение использовать правила дорожного движения в реальной жизни.

 

   закрепить названия дорожных знаков; вспомнить, как правильно переходить дорогу; развивать память, мышление; рас­ширять кругозор обучающихся о правилах дорожного движения, об обе­спечении безопасности жизни.

 


Становясь школьниками, большинство наших ребят
впервые оказываются на оживленных улицах города. До той поры их водили за ручку. Играли и гуляли они преимущественно во дворе или в палисадниках, близко от дома. Теперь же им приходится одним идти в школу по двум-трем, а то и больше улицам. По обычным ули­цам, с толпой прохожих, с движением городского транс­порта.

Автор Аничкин Владимир Иванович
Дата добавления 11.02.2015
Раздел ОБЖ
Подраздел Конспекты
Просмотров 535
Номер материала 56106
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓