Инфоурок Директору, завучу Другие методич. материалыСистемный подход в управлении развитием профессиональной компетентности педагогов

Системный подход в управлении развитием профессиональной компетентности педагогов

Скачать материал

Системный подход в управлении развитием профессиональной

компетентности педагогов

Особое внимание в управленческой деятельности нашего учреждения образования уделяется работе по повышению профессионального мастерства педагогов, поскольку качество образовательного процесса в целом зависит от профессионализма, творческого подхода преподавателя к своей деятельности. Администрация школы считает себя целиком и полностью ответственной за этот процесс и его результаты. А потому активно собирает информацию, анализирует, планирует и регулирует управление развитием профессиональной компетентности преподавателя.

В новой образовательной ситуации в учреждениях  образования методическая работа выступает в качестве полигона, на котором апробируются новые педагогические нормы, адекватные новым условиям деятельности  учреждения образования. При этом содержание учебного материала требует постоянного обновления в связи с развитием современного производства и сферы услуг. Поэтому преподаватель должен быть исследователем, изучающим эффективность применения различных подходов, методов и средств обучения. От уровня развития педагогической и методической компетенции преподавателя зависит его профессиональное мастерство, которое определяет развитие и формирование личности учащегося. Поэтому в каждом учреждении образования необходимо создать условия для творческого развития каждого преподавателя.

Методическая работа представляет собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией,  педагогами в целях овладения методами и приёмами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на учебных, факультативных занятиях и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.

Первым шагом в создании системы методической работы в нашей школе является диагностика  образовательных запросов (Приложение 1).

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что актуальным, по мнению педколлектива, являются вопросы:

·        Организация контроля и коррекция ЗУН учащихся;

·        Выбор методических приёмов для реализации целей урока;

·        Активизация познавательной деятельности учащихся;

·        Педагогические приёмы для развития мотивации на уроках

Педагоги отдают предпочтение таким формам повышения квалификации своих профессиональных знаний и умений, как самообразование, семинар-практикум, работа методических комиссий, рефлексивный семинар, мастер-класс.

Итак, диагностика образовательных запросов помогла нам не только определить персональные затруднения, составить диагностическую карту педагогических запросов, своевременно оказывать методическую помощь, осуществлять коррекцию в деятельности педагогов,  но и спланировать методическую работу.

Следующий шаг в методической работе – организация методической учёбы в рамках работы консультационного пункта, цель  которой на данном этапе состоит в информационном, методическом сопровождении педагогов, в разъяснении, организации консультаций, т.к. один из принципов методической работы  в нашей школе заключается в том, чтобы научить, а потом проконтролировать.

Как результат работы консультационного пункта создан методический бюллетень «Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения».

 При организации и проведении методической учёбы встречается немало трудностей. Главная из них - психологического характера. Что нужно совершенствовать свое мастерство, знают все, но далеко не все делают это в реальной жизни. Если  преподаватель осознает  потребность в повышении своей квалификации - сам начинает учиться, а если не  осознает - оказывает сопротивление даже хорошо организованному обучению. Мотивация не оказывает прямого, непосредственного влияния на качество работы, но она влияет на старание, ответственность.

Повышение личностно-профессионального уровня педагогов во многом определяется целесообразностью выбора форм методической работы. Так вот, мы постепенно отказываемся  от пассивных форм проведения заседаний методических объединений  и переходим  к практикоориентированным формам. Заседания методических объединений проводятся в различных формах, адекватных цели и содержанию методической работы, применяются активные формы обучения (семинары-практикумы, круглые столы, имитационные игры, деловые игры, методические диалоги, рефлексивные семинары, мастер-классы, неформальная помощь коллег и  др.). Данные формы работы стимулируют развитие творческого потенциала преподавателей.  В течение года  преподаватели делятся  опытом работы.

Для эффективного проведения заседаний методических объединений широко используются возможности ИКТ. В процессе работы методических объединений педагоги совершенствуют свои знания  в теоретической, методической, психолого-педагогической подготовке; учатся  проводить самоанализ своей деятельности. С целью организации обучения руководителей методических объединений по вопросу  практико-ориетированных  форм обучения было проведено открытое заседание МО учителей истории.

Изменения в обществе и в образовании требуют постоянного обновления знаний преподавателей,  совершенствование их умений и повышение профессионального мастерства. Не периодически – на курсах повышения квалификации, а постоянно и непрерывно педагог должен совершенствовать своё мастерство и повышать багаж своих знаний. Поэтому мы начали работу по созданию самообразовательных программ. В этом направлении в рамках работы методического совета у нас прошла учёба руководителей методических объединений, серия индивидуальных консультаций по вопросам разработки самообразовательных  программ, составления технологического плана-графика для реализации цели своей самообразовательной деятельности. Затем в рамках работы методических объединений рассмотрен  вопрос о самообразовании как об одном из непременных условий успешного профессионального роста педагога и педсовет «Профессиональная компетентность педагога как взаимодействие самообразовательной и практической деятельности».

Такая работа  позволила педагогам  пересмотреть материалы по самообразовательной работе и откорректировать их с учётом требований самообразовательной программы. Положительным является то, что все обсуждаемые вопросы  нашли  своё продолжение на заседаниях методических объединений.

На этапе перемен, когда  преподавателям предоставляется возможность выбора технологий, методов и форм обучения, возрастает значение инновационной деятельности. А чтобы педагог мог рационально использовать инновации, необходимо работать над повышением его методической культуры. Именно с этой целью и была организована работа постоянно действующего семинара «Современный урок». Цель работы ПДС:  повысить   теоретико-методологический  и технологический  уровень педколлектива; совершенствовать  знания педагогов по вопросам  контрольно-оценочной деятельности; по вопросу мотивации, совершенствовать  умения преподавателей работать в соответствии с новыми принципами и подходами; обучать   новым формам, методам, приёмам, технологиям (Приложение 2).

В мире происходит страшная динамика. Дети меняются намного быстрее взрослых, они гибче, мобильнее взрослых. В ответ на изменения, происходящие в обществе, изменяется и  преподаватель, он  должен проявлять творческий нестандартный подход к решению любой педагогической проблемы, т.е. гибкость, мобильность поступков,  действий, мышления. Не важно, какая школа, какой у неё статус, какие она ставит перед собой задачи, учащиеся в ней всегда были и будут очень разными. Воспринимая учащегося таким, какой он есть с его «слабыми» и «сильными» сторонами,  педагог  должен создавать условия для его самореализации  через cубъкт-субъектные отношения, которые и  позволят организовать процесс обучения.    

 Особое внимание в работе нашей школы  уделяется совершенствованию форм и методов организации уроков. Работая над проблемой, данного учебного года «Повышение уровня профессиональной компетентности педагога через внедрение эффективных методов и приёмов в образовательный процесс»,  преподаватели проводят открытые уроки и уроки взаимопосещения.

 Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры. Урок является основным показателем профессионализма преподавателя. Так вот повышение методической и педагогической компетенций педагога нашей школы осуществляется через проведение Панорамы открытых уроков «Образ моего урока», на которой демонстрируется опыт творчески работающих педагогов. Посещение урока необходимо для познания мастерства каждого преподавателя с целью использования этих сведений для дальнейшего развития образовательного процесса.

Так как урок – главное звено образовательного процесса, то при осуществлении контроля за уровнем преподавания особое внимание   уделяется анализу и самоанализу уроков. Анализ помогает преподавателю определить сильные и слабые стороны своих уроков. Самый квалифицированный анализ, умело проведённая беседа с преподавателем не будут результативными, если методист не даст рекомендаций  по улучшению качества уроков. Поэтому в нашей школе  создан информационно-методический банк анализа посещённых уроков.

Особая роль в развитии методической компетенции преподавателей принадлежит созданию и работе творческих групп.

 Работа творческих групп  позволила организовать и провести:

·   круглый стол «Инновационная деятельность педагогов как условие повышения качества знаний учащихся»;

·   семинар –практикум «Контрольно-оценочная деятельность на уроке»;

·   провести консультирование по вопросам самообразовательных программ;

·   панораму открытых уроков «Образ моего урока»;

·   педагогический совет «Профессиональная компетентность педагога как единство самообразовательной и практической деятельности»;

·   рефлексивный полилог «Удачи и обретения этого года».

 Итогом совместной деятельности  методического совета и творческих групп явился выпуск методического  бюллетеня «Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов».

И в конце учебного года рефлексивный полилог «Удачи и обретения этого года» создаст условия не только для многостороннего общения, но и поможет подвести итоги и результаты учебного года (Приложение 3).

Обобщая вышесказанное, хочется подчеркнуть, что «выращивание» педагога в стенах своего учреждения образования– одна из задач престижа учебного заведения. Для этого необходим системный подход к организации методической работы.

 

 

 

 

 


Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Приложение 2

Этапы работы постоянно действующего семинара «Современный урок»

Этапы

Сроки

Задачи

Мероприятия

Ответственные

 

Подготовительный

Сентябрь,

20….

Очертить круг проблем, над которыми необходимо работать

Стартовая диагностика педколлектива

Руководители МО

Содержательный

 

 

Ноябрь, 20…г.

 

Повышение теоретической и методической подготовки педагогов для повышения уровня образовательного процесса на основе использования эффективных методов и приёмов

Круглый стол «Инновационная деятельность педагога  как  условие повышения качества образования»

 

Руководители МО

 

Январь, 20…г.

 

 

 

 

 

 

 

Март, 20…г.

Совершенствовать знания педагогов по вопросу контрольно-оценочной деятельности, развития мотивации на уроках

 

Семинар-практикум

«Контрольно-оценочная деятельность на уроках теоретического и производственного цикла»

Семинар-практикум «Педагогические приёмы для развития мотивации на уроках»

Руководители МО

 

 

 

Обобщающий

 

Май,

20…г.

 

Выявление затруднений педагогов для дальнейшей коррекции их деятельности и оказания методической помощи

 

Промежуточная диагностика преподавателей, мастеров п/обучения

Обобщение опыта преподавателей и мастеров п/обучения

Руководители МО

Содержательный

20…/20…

уч.г.

 

 

Октябрь, 20….г

Совершенствовать умения преподавателей работать в соответствии с новыми принципами и подходами

 

Имитационная игра (методическое поппури)

«Вариативность педагогических приёмов, методов, направленных на повышение качества урока»

Руководители МО

 

Февраль, 20…г

Продолжить обучение педколлектива новым формам, методам, приёмам, технологиям

Мастер-класс для преподавателей  по методике преподавания средствами субъективизации;

Ф.И.О.

 

Апрель,

20…г.

Пополнить теоретические знания преподавателей о методике анализа и самоанализа результатов учебной деятельности;

Семинар

«Формирование  аналитической компетенции педагога как средство повышения качества образовательного процесса»

Руководители МО

Обобщающий

 

 

 

 

 

 

 

Май, 20…г.

Выявление затруднений педагогов для дальнейшей коррекции их деятельности и оказания методической помощи  в рамках работы ПДС

Промежуточная диагностика

Руководители МО

 



Приложение 3

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Системный подход в управлении развитием профессиональной компетентности педагогов"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Ректор

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В новой образовательной ситуации в учреждениях  образования методическая работа выступает в качестве полигона, на котором апробируются новые педагогические нормы,адекватные новым условиям деятельности  учреждения образования. Поэтому преподаватель должен быть исследователем, изучающим эффективность применения различных подходов, методов и средств обучения.От уровня развития педагогической и методической компетенции преподавателя зависит его профессиональное мастерство, которое определяет развитие и формирование личности учащегося. Поэтому в каждом учреждении образования необходимо создать условия для творческого развития каждого преподавателя.

 «Выращивание» педагога в стенах своего учреждения образования– одна из задач престижа учебного заведения. Для этого необходим системный подход к организации методической работы. В данной статье подчёркивается, что работа с педагогическими кадрами непосредственно положительно сказывается на работе всего педколлектива.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 328 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 719
    • DOCX 1.5 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Епанешникова Марина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Епанешникова Марина Ивановна
    Епанешникова Марина Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 25706
    • Всего материалов: 14

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Изучение современной зарубежной литературы в рамках школьного элективного курса с учётом реализации ФГОС основного и среднего общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Курс повышения квалификации

Современные технологии профилактики зависимого поведения среди подростков и молодежи

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 111 человек

Курс повышения квалификации

Борьба с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма

72 ч.

1750 руб. 1050 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические основы профессиональной деятельности педагога-психолога

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продажи и управление клиентским опытом: стратегии и аналитика

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Читательская грамотность у школьников

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 64 человека