Главная / Директору-завучу / Системный подход в организации методической службы в современной школе

Системный подход в организации методической службы в современной школе

Системный подход в организации методической службы

в современной школе

Сегодня в условиях модернизации системы образования предъявляются требования к профессиональной компетенции педагогических работников. Педагог должен на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи -и образовательные, и воспитательные. Сегодня востребован не просто воспитатель или предметник-урокодатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества специалиста после окончания педвуза могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного и воспитательного процесса в школе, причем при условии, что учитель активно занимается научно-методической, поисковой, инновационной работой, учится искать свое «профессиональное лицо». Для решения данных проблем и организуется методическая работа в школе.

Методическая работа-комплекс воздействий, имеющих четкую цель- реализовывать идеи личностно ориентированной педагогики в обучении и воспитании учащихся посредством развития компетентностных характеристик учителя. (слайд 3) Методическая работа должна соответствовать реальным задачам конкретной школы и иметь практическую направленность. Содержание методической работы должно разрабатывается на проблемно – диагностической основе, коллективном и индивидуальном планировании, системном подходе, создании методической службы и управлении методической работой, отслеживании и непрерывном анализе результатов, стимулировании и создании условий для методического совершенствования педагогов. Значение методической работы в достижении основных дидактических, воспитательных и развивающих целей учебно- воспитательного процесса всегда являлось одним из главных. Наука и практика не стоят на месте, и те знания, которые получает будущий учитель, даже в день получения считаются устаревшими в каких-то элементах или в целом. Основным назначением методической службы есть и остается создание условий адаптации, становления, развития и саморазвития педагогических работников.

По своим особенностям и целям подлинный учительский труд -это всегда творчество, так как работа с растущим и развивающим человеком не терпит шаблона и штампа. Особенно высока эта ответственность в нынешних условиях. Наши учителя используют в своей деятельности такие инновационные технологий, как ИКТ, технология сотрудничества, критического мышления, игровая, проектная, здоровьесберегающая технологии, технологии И.С.Якиманской, В.Шаталова, А.С.Границкой, Ж.А.Караева, БиС, прошли курсы нового формата ЦПМ. Проблемы организации методической службы в инновационной школе стоит так же остро, как и проблема самих инновационных школ. Инновационным технологиям нужно учит учителей. Мы предлагаем следующие формы работы (слайд 5)

Используемые формы методической работы

    1. Методические сессии

    2. Дидактические трибуны

    3. Методические студии

    4. Тренинги

    5. Обзор идей личностного развития ребенка

    6. Деловые игры

    7. Практикумы, семинары

    8. Методические конференции

    9. «Мозговой штурм»

    10. Экспресс -анкеты

От чего же зависит эффективность перечисленных форм методической работы? (слайд 6)

Целью современных систем образования является непрерывное общее и профессиональное развитие учителя. Только саморазвивающийся учитель способен воспитать и обучить саморазвивающего ученика. Методическая работа занимает особое место в системе управления современной школой, так как способствует, прежде всего, активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все ее формы направлены на повышение квалификации и мастерства педагогов, развитие их творческого потенциала. Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого учителя. Однако, такие факторы, как бессистемность методических мероприятий, отсутствие обоснованного планирования, незнание необходимых нормативных документов, не дают им возможность проявить себя.

Эффективность работы управленческой деятельности администрации школы, кафедр, предметных МО во многом зависит от наличия и систематизации имеющиеся нормативно- правовой, планирующей и методической документации. Уровень управленческой культуры определяется не столько количеством рабочей документации и нужной для анализа информации, сколько рациональностью ее отбора и систематизации. Как один из вариантов мы предлагаем Перечень документов (слайд 4). Имея данные документы, вы практически можете легко ориентироваться, ответить на любой вопрос. Работа методических объединении, кафедр организуется на основе планирования, отражающего план работы данного образовательного учреждения, рекомендации рай (гор) кабинетов, методическую тему, учитывающим индивидуальные планы профессионального самообразования учителей. С целью более качественного анализа работы кафедр, предметных МО, составления плана работы, были составлены «памятки», что позволило облегчить работу заведующих кафедр и руководителей МО. Предлагаем схему составления плана работы кафедры. В педагогическом процессе бесспорно на первый план выходит педагог, и от того насколько он грамотен, компетентен и подвижен в своей работе, напрямую зависит качество его работы, профессиональный его рост. А от этого зависит вся работа кафедры и предметных МО. В нашей школе уже стало традицией, что в конце учебного года каждый учитель, каждое предметное МО и каждая кафедра заполняет диагностическую карту. По этим диагностическим картам проводятся оценивание направлений деятельности учителя, учебно- организационной, методической работы, оценка участия педагога в работе школы, подводится рейтинг среди учительского состава и рейтинг предметных МО и кафедр. Данная картина помогает в дальнейшем правильно анализировать всю работу школы, составить план работы школы на последующий год, определить тему школы, методической службы. В коллективе существует педагогическое сотрудничество- взаимосвязанная совместная деятельность участников педагогического мастерства, направленная на достижение единой общественно значимой цели. Предлагаем диагностическую карту и карту подсчета рейтинга учителя. (слайд 7)


Ни для кого не секрет, что учитель в ВУЗах по-прежнему обучается преподаванию, а не управлению учебно-познавательной деятельностью учащихся в условиях педагогики сотрудничества и развития. Тем более не отработана подготовка учителя к работе в условиях гибких режимов обучения и диалоговых режимах работы со специально адаптированных для этой целей источниками знаний. Недостаточное владение составлением поурочных планов, календарно- тематических планов, а уж тем более умением делать самоанализ урока. Поэтому в школе необходимо восполнить пробелы ВУЗовского образования по разделам, уже сегодня востребуемым педагогической практикой, но недостаточно учтенным в программах ВУЗов; преодоление формализма полученных в ВУЗе знаний; обучение практическим навыкам и использования в школьной практике; формирование целостного и реалистического педагогического мышления и профессионально- значимых качеств личности педагога- практика. Поэтому в школе организован постоянно действующий семинар для вновь прибывших и молодых учителей. План ШНС составляется на основе учета их потребностей.

Профессиональная подготовка учителя не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, она продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. Профессиональное мастерство и педагогическая культура учителя совершенствуются более интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется индивидуальный творческий профессиональный поиск. В этом сущность методической работы в системе образования.




Системный подход в организации методической службы в современной школе
  • Директору-завучу
Описание:

Системный подход в организации  методической службы

в современной школе

   Сегодня в условиях модернизации системы образования предъявляются требования к профессиональной компетенции педагогических работников. Педагог должен на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи -и образовательные, и воспитательные. Сегодня востребован не просто воспитатель или предметник-урокодатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества специалиста после окончания педвуза могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного и воспитательного процесса в школе, причем при условии, что учитель активно занимается научно-методической, поисковой, инновационной работой, учится искать свое «профессиональное лицо». Для решения данных проблем и организуется методическая работа в школе.

        Методическая работа-комплекс воздействий, имеющих четкую цель- реализовывать идеи личностно ориентированной педагогики в обучении и воспитании учащихся посредством развития компетентностных характеристик учителя. (слайд 3) Методическая работа должна соответствовать реальным задачам конкретной школы и иметь практическую направленность.Содержание методической работы  должно разрабатывается  на проблемно – диагностической основе, коллективном и индивидуальном планировании, системном подходе, создании методической службы и управлении методической работой, отслеживании и непрерывном анализе результатов, стимулировании и создании условий для методического совершенствования педагогов.           Значение методической работы в достижении основных дидактических, воспитательных и развивающих целей учебно- воспитательного  процесса всегда являлось одним из главных.  Наука и практика не стоят на месте, и те знания, которые получает будущий учитель, даже в день получения считаются устаревшими в каких-то элементах или в целом. Основным назначением    методической службы есть и остается создание условий адаптации, становления, развития и саморазвития педагогических работников. 

Автор Кайдаулова Дина Кадровна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 484
Номер материала 18260
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓