Главная / Информатика / Системный подход к решению производственных задач

Системный подход к решению производственных задач

Документы в архиве:

83 КБ 1 План урока.doc
2.46 МБ 2 Преподаватель.ppt
36 КБ 3 Решение.xls
9.43 КБ 4 Корма.mcd

Название документа 1 План урока.doc

Занятие

Тема: Системный подход к решению производственных задач

Вид занятия: урок.

Тип урока: урок новый знаний.

Методическая цель:

Решение производственных задач в курсе информационных технологий.

Цели урока:

образовательные:

  • показать использование моделей при решении экономической задачи;

  • решение задачи прямым методом в Excel и обратным (оптимизационным) методом в программе MathCAD;

  • сравнить методы решения задач.

воспитательные:

  • воспитание внимательности, аккуратности, настойчивости, последовательности в достижении цели;

  • совершенствование умения анализировать причинно-следственные связи на примерах моделей системы;

развивающие:

  • стимулирование познавательных мотивов:

интереса, осознания значимости знаний;

  • развитие умений анализировать результаты расчета, на его основе делать выводы.

Средства обучения: программы: Excel, PowerPoint, MathCAD, тестовая программа.

ТСО: проектор, компьютеры, программное обеспечение

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, диалогический, наглядный, практический, элементы развивающего обучения.

Межпредметные связи: математика, экономика, информатика.




Ход занятия


  1. Загрузить (Файл: Презентация PowerPoint) «2 Преподаватель»

  • рассмотреть слайды с 1 по 8.


  1. Загрузить (Файл: Книга excel) «3 Решение»

  • на листе: Пояснение - указан порядок работы;

  • на листе: Дано - ввести только свои исходные данные;

  • на листе: Решение - вариант решения задачи ручным способом.


  1. Сделаем выводы по решению ручным методом:

  • при разных исходных данных - разные результаты;

  • задача имеет множество решений;

  • мы определяем, какой вариант лучший в группе;

  • а самый лучший вариант, мы незнаем

Произведем опрос по слайду «слайду 9» в (Файл: Презентация PowerPoint)

«2 Преподаватель».


  1. Загрузить программу MathCAD:

  • введем программу по образцу слайда 10;

  • или загрузим (Файл: Mathcad) «4 Корма»

  • теперь мы знаем самый лучший вариант

hello_html_28218cda.pnghello_html_m1420f69.png

  1. Перейдем в (Файл: Книга excel) «3 Решение» на лист «Анализ» и сделаем вывод


  • Освоение задач оптимизации (обратные задачи) повышает конкурентно способность предприятий и страны в целом.


  1. Опрос и подведение итогов «слайды 12 – 15».

Название документа 2 Преподаватель.ppt

Экскурс в математику Как решается это уравнение? Множество. Задача. Родители ...
Тема: Системный подход к решению производственных задач Цель занятия: • научи...
Структурная схема обработки информации Модель - это заменитель оригинала, отр...
---------------------------------------------------- 1. Неизвестным данным за...
Рассмотрим транспортную задачу и представим ее в виде четырех моделей: Со скл...
Графическая модель задачи Рисунок уточняет смысл задачи, но не дает способа е...
Табличная модель задачи 1–я строка 2–я строка Столбец 1 Столбец 3 Рассмотрим ...
Математическая модель задачи F(x) = 7 * X1,1 + 9 * X1,2 + 21 * X1,3 + 20 * X2...
Подведем итоги Как вы думаете, сколько вариантов решения у задачи? Множество ...
Решение обратной задачи. Программа корма. 10 В MathСad составим программу или...
Перейдем в Excel и сравним два метода решения 11
Я знаю, что … Оптимальный вариант - это ... Наилучший вариант решения. Целева...
Чем ограничивается максимальный объем перевозки кормов по маршруту? Наличием ...
Вы узнали что:  планово-экономические задачи многовариантны; имеющегося опыт...
Выводы:  система – это совокупность элементов, их взаимосвязей и цели; 	сущ...
1 из 15

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Экскурс в математику Как решается это уравнение? Множество. Задача. Родители гот
Описание слайда:

Экскурс в математику Как решается это уравнение? Множество. Задача. Родители готовят троих детей в школу при наличии 16 000 руб. 1. Переменным X1, X2 задаем численные значения. Например, X1 = 7000 и X2 = 5000 2. Находим сумму X1 + X2 , т. е. 7000 + 5000 = 12000 3. Находим Х3 как разность между 16000 и ( X1 + X2), т.е. х3 = 16000 – 12000 = 4000 Сколько возможных решений у этого уравнения? НАИЛУЧШИМ (оптимальным) образом распределить 16000 руб. между детьми. Как математически выразить цель родителей? ? Какая цель у родителей? Как математически представить условие задачи? X1 + X2 + X3 = 16000 1

№ слайда 2 Тема: Системный подход к решению производственных задач Цель занятия: • научитьс
Описание слайда:

Тема: Системный подход к решению производственных задач Цель занятия: • научиться создавать модели задачи; • научиться решать простые экономические задачи обратным методом; • оценить возможности обратного метода расчета. Приобретаемые умения и навыки:  системный подход при решении задач;  решение обратных задач. 2

№ слайда 3 Структурная схема обработки информации Модель - это заменитель оригинала, отража
Описание слайда:

Структурная схема обработки информации Модель - это заменитель оригинала, отражающий основные свойства системы. Моделирование основывается на существовании аналогии (подобия, сходства) между объектами. 3

№ слайда 4 ---------------------------------------------------- 1. Неизвестным данным задае
Описание слайда:

---------------------------------------------------- 1. Неизвестным данным задаем численное значение. 2. Подставляем данные в алгоритм решения. 3. Получаем ответ. 1. К ответу предъявляем одно из двух требований MAXIMIZE или MINIMIZE. 2. Используем программу для решения. 3. Получаем численные значения целевой функции и исходных данных. Рассмотрим два метода решения задач 4

№ слайда 5 Рассмотрим транспортную задачу и представим ее в виде четырех моделей: Со складо
Описание слайда:

Рассмотрим транспортную задачу и представим ее в виде четырех моделей: Со складов на фермы необходимо перевезти корм с минимальными затратами. Каждая модель уточняет смысл решаемой задачи  Текстовая модель.  текстовой  графической  табличной  математической 5 Общая постановка задачи.

№ слайда 6 Графическая модель задачи Рисунок уточняет смысл задачи, но не дает способа ее р
Описание слайда:

Графическая модель задачи Рисунок уточняет смысл задачи, но не дает способа ее решения. На рисунке шесть стрелок. Стрелка – это направление перевозки корма (т). Сколько вариантов перевозки корма ? Множество 6 Баланс спроса и предложения

№ слайда 7 Табличная модель задачи 1–я строка 2–я строка Столбец 1 Столбец 3 Рассмотрим сод
Описание слайда:

Табличная модель задачи 1–я строка 2–я строка Столбец 1 Столбец 3 Рассмотрим содержимое ячейки на пересечении 1-й строки и 2-го столбца. Столбец 2 Число 9 в ячейке – это тариф (руб.) на перевозку 1 т кормов с 1 - го склада на 2 – ю ферму Х1,2 – планируемое количество кормов (т) для перевозки с 1 - го склада на 2 - ю ферму 9 * Х1,2 - стоимость перевозки кормов (руб.) с 1 - го склада на 2 - ю ферму На графической модели 6 стрелок. В таблице стрелки отображены 6 - ю ячейками. 7

№ слайда 8 Математическая модель задачи F(x) = 7 * X1,1 + 9 * X1,2 + 21 * X1,3 + 20 * X2,1
Описание слайда:

Математическая модель задачи F(x) = 7 * X1,1 + 9 * X1,2 + 21 * X1,3 + 20 * X2,1 + 15 * X2,2 + 16 * X2,3 X1,1 + X2,1 = 80 X1,2 + X2,2 = 130 Заявки ферм удовлетворены Со складов вывезены все корма Целевая функция Задачу решим в программе Excel  X1,1 + X1,2 + X1,3 =  X2,1 + X2,2 + X2,3 = 200  X1,3 + X2,3 = 90   X >= 0 Граничные условия Ограничения 8 100

№ слайда 9 Подведем итоги Как вы думаете, сколько вариантов решения у задачи? Множество Ест
Описание слайда:

Подведем итоги Как вы думаете, сколько вариантов решения у задачи? Множество Есть ли уверенность, что новые варианты дадут лучшее решение? Каждый следующий вариант не всегда даст лучшее значение Сколько вариантов достаточно просчитать, для получения самого лучшего результата? А мы знаем, какой вариант самый лучший? Нет множество 9 Шесть Пятью уравнениями Сколько переменных в нашей задачи? Как выражены связи между объектами?

№ слайда 10 Решение обратной задачи. Программа корма. 10 В MathСad составим программу или за
Описание слайда:

Решение обратной задачи. Программа корма. 10 В MathСad составим программу или загрузим файл Корм Ответ

№ слайда 11 Перейдем в Excel и сравним два метода решения 11
Описание слайда:

Перейдем в Excel и сравним два метода решения 11

№ слайда 12 Я знаю, что … Оптимальный вариант - это ... Наилучший вариант решения. Целевая ф
Описание слайда:

Я знаю, что … Оптимальный вариант - это ... Наилучший вариант решения. Целевая функция - это ... Линейное уравнение описывающее цель системы. Сколько моделей может быть у одной задачи? Несколько. Как формируется адрес маршрута? Из номера строки и номера столбца. Физический смысл первого индекса в номере маршрута? Номер склада. Физический смысл второго индекса в маршруте? Номер фермы. Тариф - это ... Стоимость перевозки 1 тонны корма по маршруту. Математическая модель - это ... Система уравнений и неравенств описывающая наиболее существенные свойства объекта. 12

№ слайда 13 Чем ограничивается максимальный объем перевозки кормов по маршруту? Наличием кор
Описание слайда:

Чем ограничивается максимальный объем перевозки кормов по маршруту? Наличием корма на складе и потребностью фермы в кормах. Какие свойства объекта моделируются в задаче? Свойства, которые хотим моделировать. Сколько вариантов решения у задачи? Множество. В графической модели стрелка обозначает ... Маршрут. Что такое баланс? Равенство. Сколькими индексами характеризуется маршрут? Тестирование Основные правила при моделировании? 1. Учесть главные свойства объекта. 2. Пренебречь второстепенными свойствами. 3. Отделить главные свойства от второстепенных. Двумя. 13

№ слайда 14 Вы узнали что:  планово-экономические задачи многовариантны; имеющегося опыта и
Описание слайда:

Вы узнали что:  планово-экономические задачи многовариантны; имеющегося опыта и интуиции специалиста для решения планово- экономических задач прямым способом уже не достаточно;  целевая функция задачи, ограничения и граничные условия представлены в виде уравнений и неравенств;  получение оптимальных решений – это один из элементов конкурентоспособности предприятия и сохранения экологии. 14

№ слайда 15 Выводы:  система – это совокупность элементов, их взаимосвязей и цели; 	сущнос
Описание слайда:

Выводы:  система – это совокупность элементов, их взаимосвязей и цели;  сущность системного подхода состоит в:  выявлении цели системы,  определении элементов системы,  создании взаимосвязей между элементами системы,  разработке математической модели системы и ее решение. 15

Системный подход к решению производственных задач
  • Информатика
Описание:

Цель. Изучение информационных технологий связанных с производственной деятельностью.

Возможности вычислительной техники позволяют включать в старших классах в учебный процесс производственно-экономические задачи на новом уровне.

Уменьшение производственных затрат, а следовательно, повышение прибыли – главная цель любой производственной деятельности.

На уроке сравниваются два способа решения транспортной задачи малой размерности: прямым (традиционным) и обратным (оптимизационным) способом.

Для решения задачи прямым способом используется программы Microsoft Excel, для решения задачи обратным способом - Mathcad Professional, а для объяснения учебного материала – программа Microsoft PowerPoint.

При рассмотрении решения задачи двумя способами и их сравнении приходится переключаться  в разные среды. Порядок переключения и точки входа в другую среду подробно описан в файле «1 План урока».

В процессе освоения и уточнения приобретаемых знаний школьниками разработано большое количество вопросов с ответами.

Для работы в программе Mathcad Professional не требуется тетанических усилий.

 

С уважением к Вам представляю свои мытарства.

Автор Сухачев Виктор Владимирович
Дата добавления 05.03.2015
Раздел Информатика
Подраздел Презентации
Просмотров 421
Номер материала 57564
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓