Главная / Физика / Системно-структурный подход к обучению и усвоению знаний по физике.

Системно-структурный подход к обучению и усвоению знаний по физике.

Ившина Ольга Леонидовна, МОУ «Турецкая средняя общеобразовательная школа аграрного направления», Удмуртская Республика , Балезинский район.

Системно-структурный подход к обучению и усвоению знаний по физике.

Страница моего портфолио.


В настоящее время в связи с повышением научности учебного материала, увеличением его объема и ускоренным прохождением возник дефицит времени. В школьной практике его не стало хватать на повторение, закрепление, тренировочные упражнения, контрольные работы. Эта причина, а также ориентация на усиление творческого начала в обучении приводят к снижению требования к пересказу, запоминанию учебного материала. А ведь любое творчество, самостоятельное мышление учащихся, своего рода открытия, проблемное освоение учебного материала возможны лишь тогда, когда учащиеся имеют тот запас информации, которым они могут оперировать в процессе творчества. Продуктивное запоминание, связанное с глубоким пониманием учебного материала, является необходимым элементом его усвоения.

Приведу высказывание Б.Т.Лихачева: «Хорошо развитая память, богатство хранящихся в ней фактов – основная питательная среда творческого мышления, важнейшее условие ее развития».

Успешному овладению знаниями, на мой взгляд, способствует системно-структурный подход к обучению и усвоению знаний.

Системно-структурный подход – это подход, связанный с анализом общей структуры состава знания учебного предмета, выделением его элементов и их функций, систематизацией по общности и классификацией в соответствии со структурой изучаемых теорий.


Структура знания курса физики средней школы



hello_html_m7e5cb862.gif

hello_html_m4913a2c5.gifhello_html_m4913a2c5.gifhello_html_m4913a2c5.gifhello_html_m4913a2c5.gifhello_html_m4913a2c5.gifhello_html_m4913a2c5.gif



hello_html_m1635c6d8.gif


Выявление функций элементов знания и систематизация по их общности дает возможность разработать технологию усвоения знаний, решающую многие психологические и дидактические задачи.

В ходе применения системно-структурного подхода мною составлены структурные схемы по некоторым темам, изучаемым в школьном курсе физики. Например, структурная схема по теме «Световые явления» 8 класс (см. Приложение 1).

Системно-структурный подход позволяет избавиться от традиционного попараграфного изучения материала, имеющего низкий эффект. Оптимальной единицей знания является учебная теория с входящими в нее фактами, гипотезами, идеальными объектами, величинами, законами и практическим применением. Идея системно-структурного подхода исходит из идеи подхода системно-функционального в применении к самому обширному элементу знания – теории. Систематизируя и сравнивая различные научные теории, учащиеся могут увидеть их аналогичную структуру.

Системно-структурный подход позволяет решать главную задачу – сделать изучаемую теорию обозримой для учащихся. Он также является основой для мнемонической деятельности (деятельности по запоминанию), позволяет решить проблему понимания сущности изучаемой теории, является способом систематизации знаний и решает проблему обучения структуре знания.

Глубокому погружению в теоретические основы дидактики мне помогли дистанционные курсы повышения квалификации Педагогического университета и отделения педагогического образования Факультета глобальных процессов МГУ им. Ломоносова по образовательной программе «Психодидактика: новые технологии в преподавании физики».


Библиография:


  1. Крутский А. Н., «Психодидактическая технология системного усвоения знаний», Барнаул, БГПУ, 2002

  2. Косихина О. С., Крутский А. Н., «Психодидактическая система. Технология системного усвоения знаний», Физика («Первое сентября»), 2004, № 27-28

  3. Ильина Т. А., «Структурно-системный подход к организации обучения», Москва, «Знание»,1972

Приложение 1

Структурная схема по теме «Световые явления» 8 класс


Явление

Научные факты

Гипотеза

Идеальный объект

Величины

Законы

Применение


Распространение света (геометрическая оптика)

1. Образование за предметами резких теней и размытых полутеней

hello_html_1462c13c.png

2.Падение света на границу раздела двух сред, например воздух-стекло

hello_html_72cb9efa.png

Свет – это электромагнитное излучение, воспринимаемое глазом по зрительному ощущению.

Точечный источник – светящееся тело размеры которого намного меньше расстояния, на котором мы оцениваем его действие.

Световой луч – линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света.


hello_html_60331881.png


α- угол падения

β – угол отражения

γ- угол преломления

n12 – относительный показатель преломления

n- абсолютный показатель преломления.


1. Закон прямолинейного распространения света: в однородной среде свет распространяется прямолинейно.

2.Закон отражения света: падающий луч, отраженный луч и перпендикуляр, восстановленный в точку падения луча к границе раздела двух сред, лежат в одной плоскости; угол падения равен углу отражения.

3.Закон преломления света: падающий луч, преломленный луч и перпендикуляр, восстановленный в точку падения луча к границе раздела двух сред, лежат в одной плоскости; отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина, постоянная для двух данных сред.


1.Закон прямолинейного распространения света

hello_html_m1d786c10.png

Лунное затмение

hello_html_1dfce173.png

Солнечное затмение

hello_html_10576546.png

2.Закон отражения света

Перископhello_html_3ecd9ce.png

Зеркалаhello_html_4202a174.png

3.Закон преломления света

hello_html_m19e4c5c2.png

Оптические приборы

Рассказ по структурной схеме «Световые явления».

Еще в глубокой древности ученые интересовались природой света. Что такое свет? Почему одни предметы цветные, а другие белые или черные? Мы рассмотрели вопросы распространения света. Раздел физики, который изучает распространение света, называется геометрическая оптика.

Если взять небольшой источник света, экран и между ними поместить непрозрачный предмет, то на экране появится темное изображение его очертаний – тень. Тень – область пространства, в которую не попадает световая энергия от источника света.

Если мы возьмем большой источник света, то на экране вокруг тени образуется еще и полутень. Полутень – область пространства, в которую световая энергия от источника света попадает частично.

Пронаблюдаем явления, происходящие на границе раздела двух сред, например, воздух-стекло. При падении света на границу раздела двух сред, пучок раздваивается: одна его часть возвращается в первую среду( это явление называется отражением света), а другая – проникает во вторую среду, изменив свое направление(это явление называется преломлением света).

Так как при попадании света на предметы они нагреваются можно предположить, что свет – это электромагнитное излучение, воспринимаемое глазом по зрительному ощущению.

При проведении опытов, мы не учитывали размеры источника света. Источник света ( светящееся тело) размеры которого намного меньше расстояния, на котором мы оцениваем его действие, называют точечным источником света.

важным понятием геометрической оптики является световой луч. Причем это понятие нельзя путать с пучком света. пучок света можно наблюдать, а луч только чертить на бумаге. Световой луч – линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света.

Для изучения явлений отражения и преломления введем следующие углы:

  • угол, образованный падающим лучом S и перпендикуляром MN, восстановленным к границе раздела двух сред, называется углом паденияhello_html_mdce5d52.gif;

  • угол, образованный отраженным лучом S1 и перпендикуляром MN? восстановленным к границе раздела двух сред, называется углом отраженияhello_html_m4534cce1.gif;

  • угол, образованный преломленным лучом и перпендикуляром, восстановленным к границе раздела двух сред, называется углом преломления.hello_html_m350fec0d.gif


Геометрическая оптика базируется на трех законах:

1. Закон прямолинейного распространения света: в однородной среде свет распространяется прямолинейно.

2.Закон отражения света: падающий луч, отраженный луч и перпендикуляр, восстановленный в точку падения луча к границе раздела двух сред, лежат в одной плоскости; угол падения равен углу отражения.

hello_html_610d90d.gif

3.Закон преломления света: падающий луч, преломленный луч и перпендикуляр, восстановленный в точку падения луча к границе раздела двух сред, лежат в одной плоскости; отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина, постоянная для двух данных сред.

hello_html_m3cf8a332.gifhello_html_m53d4ecad.gif

Знания закономерностей световых явлений позволяет конструировать различные оптические приборы, которые находят широкое применение в практической деятельности человека.

Древние египтяне использовали закон прямолинейного распространения света для установления колонн по прямой линии.

образованием тени объясняются Солнечные и лунные затмения.

Закон отражения света учитывается при построении изображений предмета в зеркалах и проявляется в зеркальном отражении в перископах, автомобильных фарах и др.

Закон преломления света учитывается при построении изображений в линзах, призмах и оптических приборах (спектральных аппаратах, телескопах, фотоаппаратах и др.).


Системно-структурный подход к обучению и усвоению знаний по физике.
  • Физика
Описание:

В настоящее время в связи с повышением научности учебного материала, увеличением его объема и ускоренным прохождением возник дефицит времени. В школьной практике его не стало хватать на повторение, закрепление, тренировочные упражнения, контрольные работы. Эта причина, а также ориентация на усиление творческого начала в обучении приводят к снижению требования к пересказу, запоминанию учебного материала. А ведь любое творчество, самостоятельное мышление учащихся, своего рода открытия, проблемное освоение учебного материала возможны лишь тогда, когда учащиеся имеют тот запас информации, которым они могут оперировать в процессе творчества. Продуктивное запоминание, связанное с глубоким пониманием учебного материала, является необходимым элементом его усвоения.

Успешному овладению знаниями, на мой взгляд, способствует системно-структурный подход к обучению и усвоению знаний.

         Системно-структурный подход – это подход, связанный с анализом общей структуры состава знания учебного предмета, выделением его элементов и их функций, систематизацией по общности и классификацией в соответствии со структурой изучаемых теорий.

 

Автор Ившина Ольга Леонидовна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 675
Номер материала 19642
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓