Главная / Директору-завучу / Системно-деятельностный подход в управлении профессиональным развитием педагогов

Системно-деятельностный подход в управлении профессиональным развитием педагогов

Системно-деятельностный подход

в управлении профессиональным развитием педагогов



Ужегова Светлана Валерьевна,

заместитель директора по УВР

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

г.Лысьва Пермского края



Системно-деятельностный подход прочно обосновался в образовательном процессе современной школы и приносит первые результаты на 1 ступени обучения в виде развития способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умения учиться.

В 2013-14 учебном году административная команда нашего ОУ решила апробировать данный подход в таком системообразующем компоненте деятельности школы, как управление профессиональным развитием педагогов.

Чем это было обусловлено?

Во-первых, недостаточно высокой (а иногда и откровенно низкой) мотивацией педагогов к профессиональному развитию и изменению подходов к педагогической деятельности в соответствии с современными требованиями.

Во-вторых, неудовлетворенностью администрации результатами, приносимыми существующей системой работы с педагогами, ориентированной в основном на общепедагогические проблемы и общие цели развития ОУ, что стало неэффективно в разрастающемся и очень разнородном по возрасту, стажу, профессиональной компетентности педагогическом коллективе, состоящем из 80 человек.

В-третьих, нарастающей психологической тревожностью и дискомфортом у педагогов, неизменно возникающими при проведении любых преобразований и нововведений, тем более таких масштабных, как ФГОС.

Для получения адекватных результатов апробации были определены основные принципы (часть из них адаптирована из принципов учебного процесса), обеспечивающие системно-деятельностный подход в управлении профессиональным развитием педагогов:

  1. Принцип деятельности, предполагающий деятельностный режим работы педагогов на мастер-классах, в рефлексивных проектно-педагогических мастерских, проектных семинарах, тренингах, через проведение открытых уроков с их последующим анализом и самоанализом.

  2. Принцип непрерывности, обеспечивающий не разовое участие, а предоставляющий возможность для постоянного и непрерывного саморазвития и самореализации.

  3. Принцип минимакса и адресности, реализуемый через многообразие предлагаемых тем, форм, технологий, целевых установок проводимых мероприятий и возможность выбора педагогом собственной траектории развития в зависимости от профессиональных проблем, интересов, уровня развития, психологических особенностей личности и обоснованный результатами ВШК, работы каждого педагога и школы в целом в прошедшем учебном году.

  4. Принцип актуальности, заключающийся в реализации целей и решении проблем отдельно взятого педагога, но в контексте приоритетных направлений муниципальной системы образования и в соответствии с программой развития школы.

  5. Принцип результативности, задающий условие обязательного получения конечного результата в соответствии с личной целью педагога (это может быть разработка и внедрение методического или дидактического продукта, освоение образовательной технологии, пополнение педагогической копилки новыми приемами и средствами и т.п.), и как стратегический результат - повышение качества образования.

  6. Принцип психологической и социальной комфортности, направленный на снятие стрессообразующих факторов, предусматривающий доброжелательность и тактичность коллег и администрации, материальное и моральное мотивирование, получение возможности для самореализации и самоутверждения, упрочения позиций в коллективе.



Мы прогнозировали следующие результаты профессионального развития педагогов через управление данным процессом на основе системно-деятельностного подхода:

  • управленчески-обоснованное, личностно-мотивированное и, как следствие, результативное участие всех категорий педагогов в собственном профессиональном развитии и самореализации

  • положительная мотивация и снятие психологической напряженности у педагогов, связанных с самым главным преобразованием - переходом на ФГОС - через собственное «погружение» в среду системно-деятельностного подхода и получение личностно и профессионально значимых результатов этого «погружения»

  • предварительный обоснованный выбор педагогами основной школы образовательных технологий, форм и средств для реализации ФГОС через так называемые «профессиональные пробы» в условиях вариативности и возможности выбора

  • обновление и насыщение методической и педагогической среды школы современными результативными технологиями, средствами, формами организации самостоятельной познавательной деятельности педагогов и учащихся.

По итогам года нами были получены следующие положительные результаты:

  1. 100% педагогов обоснованно и осознанно включены в процесс собственного профессионального развития и/или самореализации

  2. Все педагоги школы воспользовались возможностью принять участие в психологических тренингах «Самоменеджмент», «Позитивное самовосприятие», «Саморегуляция и самовосстановление» для снятия напряжения и тревожности, получения положительного эмоционального настроя

  3. 100%-ая адресность проведенных мероприятий (по тематике, проблемам, категориям участников) и высокая оценка их практической значимости у педагогов

  4. 100% молодых учителей в возрасте до 35 лет (их в школе 16 человек) получили мощную целенаправленную поддержку для профессиональной самоидентификации и развития через активное участие во всех предназначенных для них мероприятиях

  5. 90% педагогов получили «толчок» для рефлексии и анализа собственной педагогической позиции и деятельности через активное участие в рефлексивной проектно-педагогической мастерской по теме «Организация продуктивной деятельности учащихся на уроке»

  6. 57% педагогов-мастеров высшей квалификационной категории через мастер-классы и открытые уроки по современным образовательным технологиям проблемного обучения, дифференцированного подхода, самоорганизации, продуктивного чтения продемонстрировали свой результативный опыт коллегам

  7. 47% молодых учителей позиционировали себя как педагогов новой формации во время работы в проектном семинаре «Педагогическое проектирование», участие в РППМ, через проведение открытых уроков, где показали собственный подход к формированию информационной компетентности учащихся, реализации деятельностного подхода в обучении

  8. 44% молодых педагогов (7 чел.) разработали собственные педагогические проекты по актуальным проблемам и успешно защитили их на I Школьной конференции учебно-исследовательских и проектных работ, получив при этом положительные отзывы коллег и родителей учащихся. Особый интерес вызвали проекты: «Развитие познавательной активности у второклассников», «Возрождение немецкого языка в школе», «Свободное время с интересом и пользой», «Библиотека. ru», «Я – Цицерон».

  9. Команда молодых педагогов «Седьмая школа» достойно презентовала себя, свое видение проблем современного образования и путей их решения в педагогическом КВНе в рамках муниципального Фестиваля педагогических идей, заняв призовое 3 место.

  10. Произошло адресное освоение в практическом режиме и апробация в собственной педагогической деятельности современных образовательных технологий: продуктивного чтения, самоорганизации, ТРКМЧП, проблемного обучения, метода проектов, формирования информационной компетентности, что позволило педагогам сделать своевременный обоснованный выбор той или иной технологии для дальнейшего изучения и внедрения.

Проанализировав полученные результаты, администрация школы пришла к выводу об эффективности системно-деятельностного подхода в управлении профессиональным развитием педагогов и приняла решение по переводу его из режима апробации в режим функционирования.

В перспективе мы рассматриваем создание модели ВШК на основе системно-деятельностного подхода.











































Приложение 1



Циклограмма внутришкольного повышения квалификации

педагогов МБОУ «СОШ № 7» в 2013-14 учебном году

Цель: обеспечение оптимального уровня квалификации педагогических кадров, необходимого для успешной реализации программы развития школы.



Срок

Тема

Цель

Форма

Категория участников

сентябрь

«Самоменеджмент» «Позитивное самовосприятие» «Саморегуляция и самовосстановление»

Профилактика «эмоционального выгорания», снятие психологической тревожности при работе в новых условиях

Психологический тренинг

Все учителя

октябрь

Структура урока ФГОС. Урок открытия нового знания.

1.Отработка технологии рефлексивно-педагогической мастерской

2. Повышение квалификации педагогов

Рефлексивно-педагогическая мастерская

Все учителя

ноябрь

Современные требования к уроку в рамках ФГОС (реализация ведущих технологий ФГОС)

Демонстрация результативного опыта учителей высшей кв. категории

Мастер-класс

Открытый урок

Учителя-предметники основной школы в соответствии с выявленными проблемами, интересами

Урок рефлексии

1. Отработка структуры урока рефлексии

Рефлексивно-педагогическая мастерская

Педагоги начальной школы

декабрь

Выстраивание этического диалога


Отработка методики

Мастер-класс

Педагоги, ведущие курсы этики и ЗОЖ.

январь, февраль

Педагогическое проектирование: с чего начать?

Обучение технологии проектирования, разработка собственных педагогических проектов

Проектный семинар

Молодые учителя

февраль, апрель

Современные требования к уроку в рамках ФГОС (реализация ведущих технологий ФГОС)

Повышение квалификации педагогов

Рефлексивно-педагогическая мастерская

Учителя-предметники основной школы в соответствии с выявленными проблемами, интересами

февраль

Выстраивание этического диалога


Отработка методики

Рефлексивно-педагогическая мастерская

Педагоги, ведущие курсы этики и ЗОЖ.

март

апрель

Урок развивающего контроля


1. Отработка структуры урока развивающего контроля

Рефлексивно-педагогическая мастерская

Педагоги начальной школы

январь

Технология продуктивного чтения

Отработка технологии в рамках урока в начальной школе

Рефлексивно-педагогическая мастерская

Педагоги начальной школы





Системно-деятельностный подход в управлении профессиональным развитием педагогов
  • Директору-завучу
Описание:

Административная команда нашего ОУ решила апробировать системно-деятельностный подход в таком системообразующем компоненте деятельности школы, как управление профессиональным развитием педагогов.

Чем это было обусловлено?   

Во-первых, недостаточно высокой (а иногда и откровенно низкой) мотивацией педагогов к профессиональному развитию и изменению подходов к педагогической деятельности в соответствии с современными требованиями.

Во-вторых, неудовлетворенностью администрации результатами, приносимыми существующей системой работы с педагогами, ориентированной в основном на общепедагогические проблемы и общие цели   развития ОУ, что стало неэффективно в разрастающемся и очень  разнородном по возрасту, стажу, профессиональной компетентности педагогическом коллективе, состоящем из 80 человек.

В-третьих, нарастающей  психологической тревожностью и  дискомфортом у педагогов, неизменно возникающими при проведении любых преобразований и нововведений, тем более таких масштабных, как ФГОС.

Мы прогнозировали следующие результаты профессионального развития педагогов через управление данным процессом на основе системно-деятельностного подхода:

·         управленчески-обоснованное, личностно-мотивированное и, как следствие, результативное участие всех категорий педагогов в собственном профессиональном развитии и самореализации

·         положительная мотивация и снятие психологической напряженности у педагогов, связанных  с самым главным преобразованием - переходом на ФГОС - через собственное «погружение» в среду системно-деятельностного подхода и получение личностно и профессионально значимых результатов этого «погружения»

·         предварительный обоснованный выбор  педагогами основной школы  образовательных технологий, форм и средств для реализации ФГОС через так называемые «профессиональные пробы» в условиях вариативности и возможности выбора

·         обновление и насыщение  методической и педагогической среды школы современными результативными технологиями, средствами, формами организации самостоятельной познавательной деятельности педагогов и учащихся.

 

Автор Ужегова Светлана Валерьевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Директору-завучу
Подраздел Планирования
Просмотров 2007
Номер материала 2137
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓