Главная / Начальные классы / Системно-деятельностный подход в начальной школе

Системно-деятельностный подход в начальной школе

Системно-деятельностный подход в начальной школе

"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность"

Бернард Шоу

Великая цель образования - это не знания, а действия”

Герберт Спенсер

«Мало знать – надо уметь»

Русская пословица

Какие качества необходимы современному выпускнику?

- Глубокие и прочные знания?

- Воспитанность?

- Интеллектуальные и творческие силы?

- Умение учиться?

- Способность к саморазвитию

- Стать счастливым!

Найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии

Способность человека к деятельности

“Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...”

А. Дистервег

Системно-деятельностный подход

Системно-деятельностный подход сегодня реально приходит в образование. Через него мы дадим ребёнку «перпетуум мобиле» развития, стремясь научить ребёнка учиться, а не превращать его в славного хомяка, который держит запас знаний, умений и навыков в своих защёчных пазухах.

Кризис образования - это обнищание души при обогащении информацией.

«Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.»

Профессор А.Г.Асмолов

Основные задачи образования

Не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации

Качество образования на данном этапе

Результаты деятельности,

а деятельность- это решение задач

Уровень умений,

связанных

с самоопределением,

с самореализацией

деятельности. Научение жить здесь и сейчас



Важны не

сами знания,

а знания, как их

применять


Как информацию

добывать,

интерпретировать,

добывать

новую


“Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.

Китайская мудрость.

Что значит «деятельность»?

Целеустремленная система, нацеленная на результат

hello_html_5188a5cb.gif

оhello_html_1ae1499a.gifбратная связь (коррекция, обратная ориентация ).



психолого-возрастные и индивид. особенности развития личности ребенка 1.

2

hello_html_m1c880e49.png


Чему должен научиться ребенок?

Овладеть универсальными учебными действиями (УУД )

В действии порождается знание!.

Системно-деятельностный подход

  • «Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся...»

  • «Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…»

  • Основной из главных задач учителя является организация учебной деятель-ности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осущест-влении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

  • Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Системно-деятельностный подход

организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Виды деятельности

игровая

исследовательская

проектная

рефлексивная

контрольно-оценочная

творческая

практическая


Формы деятельности

групповая

парная

индивидуальная

фронтальная


Доля усвоения знаний в зависимости от формы 3.

hello_html_438a11cd.png

Системно-деятельностный подход

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Основная педагогическая задача -
организация условий, инициирующих детское действие


Чему учить?


обновление

содержания


Ради чего учить?
ценности
образования
(обновление цели)


Как учить?

Обновление средств

обучения

(обновление методики)




Вчера


Сегодня


Традиционное обучение

Базируется на принципе доступности

Учащийся выступает в роли объекта

Ориентирование на усвоение определенной суммы знаний

Развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания

Решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы

В результате формируется человек, способный к исполнительской деятельности


Инновационное развивающее обучение

Опирается на зону ближайшего развития

Учащийся действует как субъект собственной УД

Нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения

Развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания

На первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности

Формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности


Система дидактических принципов

принцип деятельности

непрерывности

целостности

минимакса

психологической комфортности

вариативности

творчества

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в

их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Структура урока

1. Мотивация. Самоопределение к познавательной деятельности.

2. Актуализация знаний.

3. Затруднение в деятельности (проблемная ситуация ).

4. Первичное закрепление.

5. Самоконтроль и самооценка.

6. Рефлексия.

Критерии результативности урока

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

  2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

  3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

  4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

  5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

  6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.) 4.


Этапы построения урока ведения нового знания при системно-деятельностном подходе

  • Мотивация к учебной деятельности.

  • Актуализация и пробное учебное действие с предварительной демонстрацией.

  • Выявление места и причины затруднения.

  • Построение проекта выхода из затруднения.

  • Реализация построенного проекта.

  • Первичное закрепление учебного действия с озвучиванием хода учебного действия.

  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  • Включение в систему знаний и повторение.

  • Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Мотивирование к учебной деятельности.

Предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

  1. актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);

  2. 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
    3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

  • В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1)актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Выявление места и причины затруднения.

Учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. 5.

Реализация построенного проекта 6.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Включение в систему знаний и повторение

Выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

Структура урока и распределение времени на уроке ОНЗ

hello_html_mf56df80.png

Условия успеха

  • есть возможности для двигательной активности

  • много практических упражнений , лабораторных  работ, действий с предметами, моделями, макетами

  • учебный материал предполагает связь с актуальными проблемами жизни уч-ся

  • на уроке обеспечена частая смена деятельности

Проблемно-диалогическая технология (с1999г.)
Цель - обучить самостоятельному решению проблем
Средство - открытие знаний вместе с детьми

Традиционный урок

1.Проверка д/з учеников учителем

2.Объявление темы учителем

3.Объяснение темы учителем

4.Закрепление знаний учениками


Проблемно-диалогический урок

1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками

2.Актуализация учениками своих знаний

3. Поиск решения проблемы учениками

4.Выражение решения

5. Применение знаний учениками



Базовые технологии стандартов второго поколения

  • Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение)

  • Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)

  • Технология, основанная на реализации проектной деятельности

  • Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения

  • Технология продуктивного чтения

Этапы современного урока(по Разагатовой)

  1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней готовностью учащихся к уроку

  2. Проверка домашнего задания

  3. Актуализация знаний и умений учащихся для подведения к новой теме

  4. Постановка цели занятия перед учащимися

  5. Организация восприятия и осмысления новой информации, усвоение исходных знаний

  6. Первичная проверка понимания

7.Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу

8. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач

9. Обобщение изучаемого на уроке

10. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний

11. Домашнее задание

12. Итог урока. Рефлексия.

Системно-деятельностный подход

“Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого”.

Д.Писарев

hello_html_m1c8c2e40.png


Вы - блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!

  • Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса

  • Веди ученика от собственного опыта к общественному

  • Будь не «НАД», а «РЯДОМ»

  • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши

  • Учи анализировать каждый этап работы

  • Критикуя, стимулируй ученика 7.

Системно-деятельностный подход в начальной школе
  • Начальные классы
Описание:

Системно-деятельностный подход в начальной школе

"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность"

Бернард Шоу

“Великая цель образования - это не знания, а действия”

 Герберт Спенсер

«Мало знать – надо уметь»

                         Русская пословица 

Какие качества необходимы современному выпускнику?

- Глубокие и прочные знания?

-  Воспитанность?

- Интеллектуальные и творческие силы?

 - Умение учиться?

  - Способность к саморазвитию

   - Стать  счастливым!

Найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться  в выбранной профессии

Способность человека к деятельности

“Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...”

                                                                                        А. Дистервег

Системно-деятельностный подход

       Системно-деятельностный подход сегодня реально приходит в образование. Через него мы дадим ребёнку «перпетуум мобиле» развития, стремясь научить ребёнка учиться, а не превращать его в славного хомяка, который держит запас знаний, умений и навыков в своих защёчных пазухах.

Кризис образования - это обнищание души при обогащении информацией.

«Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.»

                                                            Профессор А.Г.Асмолов

Основные задачи образования

Не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации

Качество образования на данном этапе

Результаты деятельности,

а деятельность- это решение   задач

Уровень умений,                

 связанных

с самоопределением,

 с самореализацией

деятельности. Научение жить здесь и сейчас

 

 

Важны не

сами знания,

а знания, как их

применять

 

Как информацию

добывать,

интерпретировать,

 добывать

 новую

 

“Я слышу – я забываю,   я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.

Китайская мудрость.

                 Что значит «деятельность»?

Целеустремленная система, нацеленная на результат 

   

 

 

обратная связь (коррекция, обратная ориентация ).

 

 

психолого-возрастные и индивид. особенности развития личности ребенка                 1.

2

 

Чему должен научиться ребенок?

Овладеть универсальными учебными действиями   (УУД   )       

 В действии порождается знание!.

Системно-деятельностный подход

l      «Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся...»

l              «Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…»                                  

l           Основной из главных задач учителя является организация учебной деятель-ности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осущест-влении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

l      Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Системно-деятельностный подход

            организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Виды деятельности

игровая

исследовательская

проектная

рефлексивная

контрольно-оценочная

творческая

практическая

 

Формы деятельности

групповая

парная

индивидуальная

фронтальная

 

Доля усвоения знаний в зависимости от формы            3.

              

                                             

Системно-деятельностный подход

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Основная педагогическая задача -
 организация условий, инициирующих детское действие

 

Чему учить?

 

обновление

содержания

 

Ради чего учить?
ценности
образования
(обновление  цели)

 

Как учить?

Обновление средств

обучения

(обновление методики)

 

 

 

Вчера

 

Сегодня

 

Традиционное обучение

Базируется на принципе доступности

Учащийся выступает в роли объекта

Ориентирование на усвоение определенной суммы знаний

Развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания

Решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы

В результате формируется человек, способный к исполнительской деятельности

 

Инновационное    развивающее обучение

Опирается на зону ближайшего развития

Учащийся действует как субъект собственной УД

Нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения

Развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания

На первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности

Формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности

 

Система дидактических принципов

принцип деятельности

непрерывности

целостности

минимакса

психологической комфортности

вариативности

творчества

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в

их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Структура урока

1. Мотивация. Самоопределение к познавательной деятельности.

2. Актуализация знаний.

3. Затруднение в деятельности (проблемная ситуация ).

4. Первичное закрепление.

5. Самоконтроль и самооценка.

6. Рефлексия.

Критерии результативности урока

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
  2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
  3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7.   Учитель добивается осмысления учебного материала всеми       учащимися, используя для этого специальные приемы.

8.   Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9.   Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10.   Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11.   Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12.   На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)                                                    4.

 

Этапы построения урока ведения нового знания при системно-деятельностном подходе

l      Мотивация к учебной деятельности.

l       Актуализация и пробное учебное действие с предварительной демонстрацией.

l      Выявление места и причины затруднения.

l      Построение проекта выхода из затруднения.

l      Реализация построенного проекта.

l      Первичное закрепление учебного действия  с озвучиванием хода учебного действия.

l      Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

l      Включение в систему знаний и повторение.

l      Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Мотивирование к учебной деятельности.

Предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1)      актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);

2)      2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

l      В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

          На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1)актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

  2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Выявление места и причины затруднения.

       Учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

    1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.                                                                         5.

Реализация построенного проекта                                   6.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

            Используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Включение в систему знаний и повторение

Выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

  Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

Структура урока и распределение времени на уроке ОНЗ

Условия успеха

l      есть возможности для двигательной активности

l      много практических упражнений , лабораторных  работ, действий с предметами, моделями, макетами

l      учебный материал предполагает связь с актуальными проблемами жизни уч-ся

l      на уроке обеспечена частая смена деятельности

Проблемно-диалогическая технология (с1999г.)
Цель - обучить самостоятельному решению проблем
Средство - открытие знаний вместе с детьми

Традиционный урок

1.Проверка д/з учеников учителем

2.Объявление темы учителем

3.Объяснение темы учителем

4.Закрепление знаний учениками

 

Проблемно-диалогический урок

1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование  проблемы учениками

2.Актуализация учениками своих знаний

3. Поиск решения проблемы учениками

4.Выражение решения

5.  Применение знаний учениками

 

 

Базовые технологии  стандартов второго поколения

l      Информационные  и коммуникативные технологии (коммуникация – общение)

l       Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)

l      Технология, основанная на реализации проектной деятельности

l       Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения 

l      Технология продуктивного чтения

Этапы современного урока(по Разагатовой)

  1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней готовностью учащихся к уроку
  2. Проверка домашнего задания
  3. Актуализация знаний и умений учащихся для подведения к новой теме
  4. Постановка цели занятия перед учащимися
  5. Организация восприятия и осмысления новой информации, усвоение исходных знаний
  6. Первичная проверка понимания

        7.Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу

8. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач

9. Обобщение изучаемого на уроке

10. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний

11. Домашнее задание

12. Итог урока. Рефлексия.

Системно-деятельностный подход

“Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого”.

                                        Д.Писарев

 

                 Вы - блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!

l      Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса

l      Веди ученика от собственного опыта к общественному

l      Будь не «НАД», а «РЯДОМ»

l      Радуйся вопросу, но отвечать не спеши

l      Учи анализировать каждый этап работы

Критикуя, стимулируй ученика                                                   

Автор Адайкина Анна Ивановна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 829
Номер материала 53724
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓