Главная / Иностранные языки / Системно-деятельностный подход как способ организации продуктивной коммуникации на уроках английского языка

Системно-деятельностный подход как способ организации продуктивной коммуникации на уроках английского языка

Внедрение в практику работы системы заданий, направленных на развитие языковой и речевой компетенций учащихся

В обучении иностранным языкам существуют различные подходы, различные стратегии. На современном этапе наиболее действенным является системно–деятельностный подход – методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения.

При обучении английскому языку важно создать такие условия, чтобы общение стало необходимым, чтобы ребёнок захотел говорить не ради получения хорошей оценки, а потому, что для него коммуникация стала потребностью. При этом надо учитывать естественный страх человека перед говорением на иностранном языке. Преодоление существующего психологического барьера, внутренней зажатости - одна из важнейших задач, стоящих перед педагогом. При её решении необходимо учитывать и тот факт, что учебный процесс будет эффективным только при условии превращения каждого ученика из пассивного созерцателя в активного и творческого участника процесса.

В МОУ ДО «Центр детского творчества» г.Надыма с 2011 года успешно реализуется образовательная программа «Совершенный английский» для обучающихся 15-17 лет, направленная на формирование и совершенствование языковой и речевой компетенции обучающихся, практических навыков владения английским языком на углубленном уровне. В соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к системе образования и результатам обучения, образовательный процесс строится на основе деятельностного подхода, использования интерактивных форм и методов обучения, предлагаемые обучающимся задания носят личностный смысл и направлены на активное речевое развитие. В основе интерактивных методов обучения лежит совместное обучение или обучение во взаимодействии, суть которого выражает китайская пословица: "Скажи мне - я забуду, Покажи мне - я могу запомнить, Позволь мне сделать это - И это станет моим навсегда".

Интерактивные формы успешно решают задачи активного погружения обучающихся в языковую среду, включения в освоение языкового материала посредством практической деятельности, способствуют повышению мотивации в изучении иностранного языка, формированию умения самостоятельно формулировать учебную задачу и самостоятельно ее решить, развитию навыков самостоятельной работы с учебным материалом, работы в команде, самоконтроля. Учебный процесс проходит в условиях постоянного активного взаимодействия всех обучающихся. Цель интерактивного обучения – реализация учебных целей, предоставление каждому оптимальной возможности в личностном становлении и развитии, общее развитие ученика. Принцип: каждый учит каждого. Результат – создание дидактических условий для ситуации успеха ребёнка в процессе учебной деятельности, обогащение его мотивационной, интеллектуальной и других сфер. Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную грамматическую структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальных способностей каждого.

В процессе реализации образовательной программы на учебных занятиях используются различные активные формы и методы: игры-соревнования, ролевые игры, «круглый стол», дискуссии (дебаты), занятие-фантазия, метод карусели, аквариум, анализ историй и ситуаций, проектный метод. При проведении интерактивного урока следую определённому алгоритму:

- определяю целесообразность использования интерактивных методов именно на этом уроке;

- тщательно отбираю и анализирую учебный материал;

- планирую этапы, хронометраж, ориентировочное разделение на группы, роли участников, вопросы и возможные варианты ответов, вырабатываю критерии оценивания работы групп;

- мотивирую учебную деятельность путём создания проблемной ситуации, представления интересных фактов, и т.д.;

- обеспечиваю понимание учащимися содержания их деятельности и формирование ожидаемых результатов;

- предоставляю необходимую информацию для выполнения практических заданий за максимально короткое время;

- провожу рефлексию в различных формах: индивидуальной работы, работы в парах, группах, дискуссии, и т. д.

В качестве примера использования активных форм в учебной деятельности предлагаю учащимся такую форму, как дискуссия. Основная задача проведения дискуссии - выявление существующего многообразия точек зрения участников на вопрос или проблему и при необходимости всесторонний анализ каждой из них. Существует несколько синонимов понятия «дискуссия»: спор, полемика, дебаты, диспут. Все они подразумевают обмен мнениями, отстаивание своей точки зрения, рассуждение, спор. Преимущества дискуссии:

  • даёт импульс проблемному обучению (обучающиеся не просто пассивно получают знания, но «добывают» их, решая познавательные задачи);

  • в процессе дискуссии формируются специфические умения и навыки: умение формулировать мысли, аргументировать их (приемы доказательной полемики), навыки критического мышления;

  • позволяет выделить многообразие подходов и точек зрения по поставленным проблемам;

  • обучает умению слушать и взаимодействовать с другими участниками.

Данная форма применяется для работы с текстами «Творения человечества», «Идеальное общество» Томаса Мора, «Может ли развод спасти семью», при изучении тем «Страницы истории», «Ты бываешь подростком только раз». Взяв за опору текст, слова и выражения по теме, вопросы, ключевые исторические события и факты о военной истории в Европе, даю следующие задания: 1) расширить следующие идеи:.; 2) прокомментировать ситуации...; 3) ответить на вопросы, которые являются зачином обсуждения; 5) подготовить обращение ко всем нациям мира прекратить воины; 6) высказать и аргументировать свою точку зрения по вопросу гонки вооружения (аргументы за и против); 7) поделиться информацией относительно представленных в задании исторических фактов; 8) обсудить портрет подростка: как преодолевать подростковые трудности?

С целью разнообразить формы проведения дискуссии используется круглый стол. По прочтении текста "The Picture" предлагаю ученикам обсудить за круглым столом художников и картины, упомянутые в тексте. Предварительно учащиеся находят информацию об этих художниках в энциклопедиях и других информационных источниках и используют образец, по которому можно построить высказывание, посвящённое жизни и деятельности художника. Затем прошу учащихся выразить свои самые яркие впечатления от картин, когда-либо увиденных ими. При работе с текстом "Фотография" не просто знакомлю учащихся с фотографией как видом искусства, а предлагаю подумать, так ли это на самом деле. На основе этого упражнения организовываем диспут за круглым столом на тему, считать ли фотографию видом искусства, разработав положения "за" и "против". Так же в форме круглого стола происходит мини-дискуссия, во время которой учащимся предстоит найти ответ на вопрос: "Всегда ли произведения искусства должны быть привлекательными?" В определённой степени ответ на этот вопрос заложен в прослушанном тексте "Ballet Dancers". Говоря об эмоциональном воздействии картин на зрителя, учащиеся приводят конкретные примеры: знаменитая картина Пабло Пикассо "Герника" (критика войны и фашизма) вряд ли может быть отнесена к "красивым картинам", однако воздействие её на зрителя весьма значительно. Картина заставляет увидеть ужасы войны, её разрушительную силу, приводящую мир к хаосу.

Ещё одним способом, который используется мной для организации устной речи учащихся на уроке, является занятие-фантазия. Провожу эту форму занятия при изучении темы о тайнах и загадочных явлениях, происходящих на земле. Например, Бермудский треугольник, снежный человек, НЛО, Атлантида, в которые верят многие люди, а также проблему снов и их возможного толкования. Учащиеся по фотографиям рассказывают, какие тайны связаны с этими явлениями и как они сами к этому относятся. Каждый из участников может высказать своё мнение по этим вопросам или вспомнить случаи из своего собственного опыта, связанные со сновидениями. Такие истории обычно есть у каждого. Таким образом, на занятии-фантазии обсуждение обычно выходит за рамки заданий учебника, учащиеся с удовольствием делятся своим опытом, впечатлениями, мнениями, тем самым расширяя свой словарный запас, совершенствуя навыки устной речи, развивая свои мыслительные процессы, фантазию, память.

Одна из главных задач на учебном занятии - обеспечение активной деятельности каждого учащегося в течение всего занятия, максимальное увеличение времени говорения каждого обучающегося. Реализовать эту задачу позволяет групповая форма занятий. Групповое взаимодействие, направленное на решение учебной задачи, в которое каждый вносит свой вклад, стимулирует активность каждого ученика. Это: работа в парах с постоянным или меняющимися собеседниками, малые группы и ротационные (сменные) тройки. Работа в малых группах отличается от парной работы не только количеством учащихся, но и характером задач общения. Большой популярностью пользуется метод проекта. Выполняя проектные задания, предусмотренные программой, учащиеся приобретают опыт творческой и поисковой деятельности, готовя проекты как индивидуально, так и в небольших группах, осуществляют самостоятельный поиск и организацию дополнительного материала, в том числе с использованием новых информационных технологий. Данный вид активной деятельности даёт возможность мне, как педагогу, расширить рамки изучаемой темы. Проектные задания задаются к каждому из тематических разделов программы. Так, во время проектной работы по ситуации «Событие великой исторической важности», даю домашнее задание подготовить презентацию, связанную с каким-либо крупномасштабным историческим событием. Учащиеся с удовольствием используют материалы интернета, представляют в качестве пособий любые артефакты, таблицы, иллюстрации. Современные технологии и всеобщая компьютеризация позволяют учащимся выполнять проектные задания с помощью компьютера. Напоминаю им о временном лимите, готовя свою презентацию, для выступления каждому предоставляется 5-7 минут. Обычно один из собеседников играет роль объективного свидетеля, его назначение - вводить в ситуацию, делать выводы, обобщать. Поэтому в презентации проекта принимают участие "репортёры", "корреспонденты", "социологи", которые взаимодействуют с учеником, презентующим проект, задавая ему всевозможные вопросы и делая обобщения. Так, при подготовке проектного задания по теме «Знаменитый британский художник» учащиеся получают задание найти информацию об одном из английских художников и приготовить сообщение о его жизни и творчестве. При этом необходимым условием является наличие репродукций его картин, которые могут служить в качестве иллюстраций. Тема религии требует особого такта в её обсуждении. Поэтому в данной учебной ситуации речь идёт не только о наиболее распространённой в нашей стране христианской религии. Для выполнения проектной работы «Мировые религии прошлого и настоящего» учащимся предстоит найти информацию об исламе, иудаизме, буддизме, конфуцианской философии, греческой и римской мифологии и приготовить сообщение, или выбрать 1-2 религиозных праздника, которые отмечают люди, исповедующие различные религии, и рассказать о них. В результате у учащихся должен сложиться более широкий взгляд на проблемы религии, пробудиться интерес к различным религиозным традициям мира.

Приведу ещё два примера использования проектного метода: 1) подводя итог изучения раздела «Человек – дитя природы» (учебник English 10), задаю творческое задание: найти в литературе или интернете описание природы английскими авторами в разные времена года, подготовить газету и включить в неё фотографии, рисунки, картинки для иллюстрации текстов. Учащиеся разделяют задания между группами, каждая группа ответственна за своё. По окончании презентации творческой работы и её оценивания группой "экспертов" газета вывешивается в кабинете. 2) Творческая работа, отличающаяся от других по форме и содержанию, которая так же выполняется в малых группах - проект по теме «Человек в поисках счастья»: даю задание подобрать цитаты великих людей, пословицы, крылатые выражения о счастье на английском языке и представить их в форме альбома с иллюстрациями под названием «Слова Мудрости». После презентации проектов учащиеся вывешивают получившиеся оригинальные альбомы на стенде кабинета.

Без «реальных» ситуаций общения невозможно научить ребят общаться с носителями языка. Созданию таких ситуаций во многом способствует ролевая игра. Она позволяет формировать у обучающихся коммуникативные умения, что делает её неотъемлемой частью и оптимальным средством обучения английскому языку. К основным правилам такого учебного занятия можно отнести следующие:

  • учащимся предлагается поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть по ходу действия;

  • необходимо адаптироваться к определенной роли в подобной ситуации;

  • необходимо вести себя так, как если бы все происходило в реальной жизни;

  • учащиеся должны концентрировать свое внимание на коммуникативном использовании единиц языка, а не на обычной практике закрепления их в речи.

Очень интересным методом работы мне и моим учащимся представляется анализ историй и ситуаций, который мы проводим в форме игры "аквариум". Аквариум – это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее. Преимущества метода: эффективен, когда необходимо продемонстрировать навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени; учащиеся могут выступать в роли экспертов и аналитиков; стимулирует участников к практической работе.

Перед работой по ситуации "Веришь ли ты в предсказания и сны" задаю учащимся домашнее задание: ответить на несколько вопросов личностно-ориентированного психологического теста и записать ответы:

1. Вы во сне и во сне вы в идеальном доме. Это дом, в котором вы хотели бы жить. Закройте глаза и попытайтесь представить себе дом. Что вы можете сказать об этом?

2. Теперь вы на кухне своего дома. Чашки на столе. Представьте себе чашку. Какая она?

3. Теперь вы выходите из дома и оказываетесь на поляне, где нет ничего вокруг. В середине поляны есть здание. Какое оно?

4. Теперь перед вами вода. Какая она? Хочется ли в ней искупаться?

Работа парная. На занятии каждая пара читает ответы друг другу и приведённую в задании интерпретацию своего психологического портрета, черт характера:

1. Дом – представление о себе.

a) количество комнат

Количество людей, с кем ты хочешь жить

b) свет в доме

Оптимистичная натура

c) старый дом

Консервативный, старомодный

d) большой дом

Уверен в себе, имеешь много друзей

e) маленький дом

Тихий, скромный

f) находится в отдалённой местности

Неуверен в себе

g) находится в городе

Любишь быть в центре событий

2.Чашка - твоё представление о любви.

a) большая

Склонность влюбляться

b) маленькая

Любовь случается редко

c) пустая

Любовь это несерьёзно

d) с жидкостью

Любовь это важно

e) тёплого цвета

Хочешь чтоб о тебе заботились

f) холодного цвета

Предпочитаешь отдавать любовь

3. Здание – это твоё представление о Боге.

a)старое, разрушающееся

Не веришь или потерял веру

b) новое

Бог для тебя очень важен

c) деревянное

Есть сомнения о религии

d) из камня или мрамора

Вера даёт безопасность

e) приятно смотреть

Мысли о Боге помогают

f) грязное

Не веришь в помощь

4. Вода –представление о жизни после смерти.

a) человек не хочет плавать

Не веришь в жизнь после смерти

b) человек хочет плавать

Веришь в жизнь после смерти

c) вода манит

Представление мира и свободы после смерти

d)грязная вода

Не имеешь понятия

Учащиеся анализируют в паре, насколько эти сходства приближены к психологическим портретам, как бы "проживают" ситуацию изнутри. Остальные "эксперты и аналитики" интерпретируют со стороны сходства каждого учащегося с психологическим портретом. Весёлый смех, неформальная обстановка ролевой игры, желание говорить по-английски служат показателем заинтересованности, увлечённости учащихся в процессе решения коммуникативной задачи. Парную работу могу использовать для достижения любой дидактической цели: усвоение, закрепление, проверка знаний, и пр. Она способствует развитию навыков общения, умения высказываться, критического мышления, умения убеждать и вести дискуссию.

При работе над ситуацией "Может ли развод спасти семью" использую метод ротационных (сменных) троек. Даю учащимся различные вопросы, чтобы помочь начать обсуждение нового материала. Тройки размещаются так, чтобы каждая видела тройку слева и тройку справа. Вместе все тройки должны образовывать круг. Каждой тройке даются одинаковые вопросы. После короткого обсуждения участники должны рассчитаться от 0 до 2. Ученики с номером 1 переходят к следующей тройке по часовой стрелке, а с номером 2 переходят через две тройки против часовой стрелки. Ученики с номером 0 остаются на месте и являются постоянными членами тройки. В результате будет полностью новая тройка. Тройками можно двигать столько раз, сколько есть вопросов. Текст "The divorces that can save families" может вывести учеников на обсуждение, всегда ли разводы являются социальным злом или они не обязательно должны привести к личной трагедии, многое зависит от того, как люди поведут себя в сложившейся ситуации. 3 учащихся, отвечая на вопросы задания, обсуждают ситуацию, выражая собственное мнение. Данный метод способствует активному обстоятельному анализу и обсуждению нового материала с целью его осмысления, закрепления и усвоения, развитию умения убеждать, вести дискуссию.

При такой организации работы достигается высокая познавательность активности всех учащихся, формируется мыслительная деятельность, развиваются творческие способности, обогащается лексический запас, утверждается активная жизненная позиция через отстаивание своей точки зрения. Ведь от качества глубины и объёма знаний, которыми овладевает подрастающее поколение сегодня, в значительной степени зависит прогресс общества завтра.




Список литературы:

1. Афанасьева О.В., Михеева И.В. УМК для школ с углубленным изучением английского языка English 9. М.: Просвещение, 2011

2. Афанасьева О.В., Михеева И.В. УМК для школ с углубленным изучением английского языка English 10. М.: Просвещение, 2010

3.Сидорова Е. С. Активные методы обучения на уроках иностранного языка [Текст] / Е. С. Сидорова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.).  — Уфа: Лето, 2012

4. www.yanglish.ru: Методы обучения английскому языку

5. langetr.ucoz.ru/publ/1-1-0-19: Нетрадиционные методы коммуникативного общения на уроках английского языка

Системно-деятельностный подход как способ организации продуктивной коммуникации на уроках английского языка
  • Иностранные языки
Описание:

Статья разработана на основании рабочей программы для старшеклассников «Совершенный английский» в 2014г. Интерактивные формы  вызывают интерес и активность обучающихся и дают им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствуют формированию умения сформулировать задачу и самостоятельно ее решить,обучению  критическому мышлению, формированию навыков самостоятельной работы с учебным материалом, навыкам работы в команде, самоконтроля. Учебный процесс проходит в условиях постоянного активного взаимодействия всех учащихся.Цель интерактивного обучения – реализация учебных целей, предоставление каждому оптимальной возможности в личностном становлении и развитии, общее развитие ученика.

 

Автор Воеводина Лесанна Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 960
Номер материала 25756
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓