Главная / Начальные классы / Системно-деятельностный метод как средство формирования УУД на уроках литературного чтения

Системно-деятельностный метод как средство формирования УУД на уроках литературного чтения











Системно - деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.



Ильинская Ирина Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №59

город Тула






2012 год


Человека нельзя “сделать”, “ произвести”,

вылепить” как вещь, как продукт,

как пассивный результат воздействия извне,

но можно только обусловить

его включение в деятельность,

вызвать его собственную активность

и исключительно

через механизм этой его собственной

(совместно с другими людьми)

деятельности он формируется в то,

кем делает его эта деятельность.

Г.С.Батищев

Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Концепция универсальных учебных действий рассматривает компетентность как «знание в действии», способность использовать на практике полученные знания и навыки. Таким образом, предлагаемое понятие универсальных учебных действий относится к общему содержанию образования.


Каким же образом включить ученика в образовательный процесс? Как помочь его самоопределению? Только с помощью действия

Разрабатывая рабочую программу по литературному чтению, мы очень хорошо изучили универсальные учебные действия (УУД) по литературному чтению, которые должны быть сформированы в начальной школе.

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров (в исполнении учителя, мастеров художественного слова); отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную авторскую мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

Воспринимать учебный текст: определять цель, конструировать алгоритм выполнения учебного задания (отбирать необходимые средства для получения результата, выстраивать последовательность учебных действий), оценивать ход и результат выполнения задания

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения.

Сравнивать тексты (учебный, художественный, научно-популярный): определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру, образные средства. Сравнивать произведения разных жанров.

Объяснять смысл заглавия произведения; выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса.

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения ( сначала с помощью учителя, затем самостоятельно)

Пересказывать текст художественного произведения: подробно с учетом сюжетных линий, кратко с выделением основных сюжетных линий; выборочно.

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.

Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации (как? когда? по чему? зачем?).

Конструировать монологическое высказывание на заданную тему: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст, отбирать выразительные средства языка.

Создавать текст рассказ, отзыв, рассуждение) с учетом особенностей слушателей

Определять тему своего будущего письменного высказывания (о чем бы я хотел сказать)

Определять тип высказывания )текст-повествование, текст-рассуждение, текст-описание). Отбирать целесообразные языковые средства в соответствии с типом текста

Далее просмотрели все виды и формы работы, применяемые на данных уроках и определили систему работы с текстами на уроках. Мне удается при построении урока литературного чтения использовать технологию деятельностного подхода, в основе которой лежит активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс в соответствии со способностями и возможностями. При такой организации обучения ученик является субъектом учебной деятельности.

     В процессе работы совершенствуем навык чтения с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.

     Урок лучше начинать с игровой артикуляционной разминки (работаем над постановкой дыхания и развиваем чёткость произношения; работаем со скороговорками, чистоговорками, чёткое чтение абзацев, строф, пословиц, сочетания и предложения из текста, предложенного для работы в классе и дома.)

     Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения:

 - К окончанию слова: вода – водный; белый – беленький, у чистого берега – у дальнего леса;

 - К корню слова: чистота – частота; девушка – дедушка.

 - Деление трудного слова на более лёгкие: приободрился- ободрился - бодрый; сельскохозяйственный - сельское хозяйство; обрадовался –радуется-рад.

- приём взаимопроверки (работают в парах: один читает – сосед слушает и следит за правильностью, отмечая ошибки, затем меняются);

 - чтение «Кто играет в прятки?» Среди случайного набора букв надо найти и прочитать слова, узнать, кто играет в прятки: (ключевые слова берутся из нового текста, который будем изучать или при проверке домашнего задания). Эта игра помогает пополнять словарный запас, развивает внимание, зоркость при чтении.

     Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.

 - Игра «Слова»: назвать как можно больше слов, относящихся к определённой теме.

 - Игра «Кто больше запомнит»: один назвал любое слово, другой его повторил и сказал своё слово и т.д.;

     Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

 - «Губы»: используется детьми для разграничения чтения про себя и чтения вслух. По команде «читать про себя», прикладывают к губам указательный палец.

 - «Угадай». (Развитие смысловой догадки слов, предложений.) Тексты выбираются из известных детям произведений, н-р, стихотворение Берестова «Хитрые грибы», которое заучивали наизусть:

 - У……(вела) ме…..(ня) до...(рожка)

От кры…(леечка) в лес гу…(стой).

Я не ма…(лое) лу…(кошко),

А кор…(зинку) взял с со…(бой) и т.д.

 - «Финиш». Называется незнакомый текст по учебнику, указывается слово, до которого дети должны как можно быстрее дочитать. Дочитав, поднимают руку. Учитель выборочно проверяет правильность, задавая вопросы.

-«Прогнозирование». Ребятам предлагается название текста, если необходимо- ключевые слова, иллюстрации. На основании ключевых слов, заглавия и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения

В работе при отработке навыка чтения используем различные, по целям и формам организации, упражнения. Назовем некоторые из них:

 - Многократное чтение

 -Жужжащее чтение.

- Чтение вслух по «цепочке»;

- Комментированное чтение;

 - Чтение за диктором;

 - Чтение в паре с товарищем;

 - Чтение с отрывом взгляда от текста;

 - Чтение молча, и др.

     Желательно на каждом уроке использовать приём стимулирования.

Один из приемов, который нравится ребятам – замер скорости чтения в конце урока. Свой результат они заносят в тетрадь и могут наглядно видеть свое продвижение.

    Технология деятельностного подхода в обучении делает обучение мотивированным. Учим детей анализировать учебный материал, сравнивать, устанавливать отражённую в нём логику; учим размышлять, формулировать, доказывать, не бояться высказывать свою точку зрения; формируем умения контролировать самих себя, поэтому очень важно, чтобы ребёнок сам мог оценить результаты своего труда: чего достиг, где нужно ещё поработать.

В этом помогают следующие образовательные методы:

  • Рассуждения;

  • Составление вопросов по прочитанному;

  • Пересказ (полный, сжатый, выборочный); от имени героя, от своего имени;

  • Коллективная драматизация художественных произведений;

  • Реконструкция текста произведения; «досказывание» и «дописывание»

Например, при чтении стихотворения Пивоваровой «Жила-была собака», дети получили творческое задание «Придумать продолжение стихотворения» и вот что получилось:

  1. И вот уже придумала,

Красивая собака гуляла по двору,

И прыгала и лаяла,

Играла в чехарду. (Горбунова Женя)

  1. Жила-была собака,

Она не дружила с котом.

Весь день его гоняла

По двору кругом. (Чесноков Паша)

  1. А вечером с прогулки

Мы возвращались с ней.

Собака спать ложилась

На коврик у дверей (Кашникова Лиза)

  • Подробнее остановимся на составлении плана к тексту.

Обучение умению составлять план строится с учётом постепенного нарастания трудностей и проводится в определённой системе

Детям необходимо раскрыть сущность понятия «план рассказа» практическим путём.

Работа, подготавливающая детей к составлению плана, проводится уже в период обучения грамоте. Это установление соответствия заголовков содержанию маленьких текстов. На уроке идёт обсуждение, что значит озаглавить текст или его часть, почему один заголовок удачен, а другой не подходит. Полезна работа с синонимами. Ведь отбор синонимов и помогает точнее выразить ту или иную мысль.

Второй вид работы, подготавливающий детей к составлению плана, - выборочное чтение под руководством учителя. Дети читают те части текста, которые являются ответом на поставленный вопрос. Выборочное чтение учит выделять из рассказа нужные мысли, развивает умение делить рассказ на части.

Следующий этап – восстановление текста. Школьникам даётся текст, разрезанный на части (абзацы), из которых они должны составить рассказ.

В дальнейшем проводится работа с картинным планом. Целесообразнее эту работу проводить по сказке.

- В качестве начального упражнения даётся несколько иллюстраций к сказке, в нарушенной последовательности и предлагается учащимся расположить их сообразно содержанию. Дав название картинкам, дети отмечают в тексте место каждой из них.

- Дополнение серии картинок недостающей с помощью словесного рисования.

- Исключение из серии картинок той, которая не относится к данному рассказу или которая является лишней.

Далее предлагается составить картинный план самостоятельно. Обсуждение вопроса о количестве картин уже есть деление произведения на части, т. е. анализ; представление содержания каждой картинки и её озаглавливание – синтез.

Далее проводится работа с готовым планом:

- По готовому плану, прочитанного ранее произведения, предлагается узнать рассказ. Объяснить, как догадались.

- Деление текста на части по готовому плану.

- Сравнение двух планов к одному и тому же рассказу.

При обучении составлению плана соблюдается определённая последовательность действий, которую ученики записывают в виде следующей инструкции:

  1. Проведи диалог с текстом;

  2. Выдели существенные мысли;

  3. Выдели главную мысль;

  4. Раздели текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей;

  5. Озаглавь каждую часть.

Кроме того, целесообразно дать требования, предлагаемые к плану психологами и методистами. Они сводятся к следующему:

  1. В пунктах плана должны быть выделены главные мысли, чтобы было понятно, о ком (или о чём) и что говорится в каждой части рассказа;

  2. Пункты плана должны быть краткими;

  3. Они должны быть связаны между собой по смыслу.

Работая над планом, школьники по инструкции проверяют правильность своих действий, а результаты сверяют с записанными требованиями.

Таким образом, разнообразные систематические упражнения в составлении плана, его анализе, редактировании сделают работу по формированию умения составлять план целенаправленной и продуктивной.

  • Рабочей программой предусмотрено выполнение Проектов, предложенных Примерной программой ФГОС НОО. Мы запланировали 3 проекта:

  • В разделе «Устное народное творчество»

*сборник пословиц и поговорок

*сборник загадок

* сборник сказок

* В разделе «Люблю природу русскую. Осень»

- Проект по созданию коллажа «Унылая пора очей очарованья»

* Осень в красках

- Проект «Наши верные друзья»

* фотовыставка

Для контроля и оценивания достижений учащихся используем тесты , в которых представлена критериальная система оценивания читательской компетенции. Построение работ и формулировка заданий способствуют формированию УУД.





10


Системно-деятельностный метод как средство формирования УУД на уроках литературного чтения
  • Начальные классы
Описание:

Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Концепция универсальных учебных действий рассматривает компетентность как «знание в действии», способность использовать на практике полученные знания и навыки. Таким образом, предлагаемое понятие универсальных учебных действий относится к общему содержанию образования.

Автор Ильинская Ирина Николаевна
Дата добавления 25.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 691
Номер материала 12272
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓