Инфоурок Литература Конспекты"Систематизировать и расширить знания учащихся о наречиях"

"Систематизировать и расширить знания учащихся о наречиях"

Скачать материал

Цель урока: Систематизировать и расширить знания учащихся о наречиях.

Задачи:

1. Дать определение наречию. Акцентировать внимание учащихся на общем грамматическом значении наречий. Объяснить отсутствие непостоянных морфологических признаков, доказав, что наречие – неизменяемая часть речи. Напомнить о синтаксической роли наречий.

2. Развитие логического мышления и речи учащихся при поиске и формулировании ответов на проблемные вопросы. Развитие таких мыслительных операций как сопоставление, классификация, анализ.

3. Формирование коммуникативной компетенции путём работы в парах.

воспитание эстетического вкуса, любви к природе, к пейзажной лирике русских поэтов.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок - открытие новых знаний.

Технология: технология проблемно - диалогического обучения.

Оборудование: раздаточный материал: карточки с таблицами и дидактическим материалом к уроку.

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Формулирование темы и цели урока.

 (музыка)

Замедленно, почти что на весу,

Плывут снежинки тихо, беззаботно.

Ловлю – они повсюду – на носу,

На лбу, ресницы трогают щекотно!

Мороз кусает! Что его укус –

Знакомые проделки и повадки!

Смеюсь! Снежинки пробую на вкус –

Пломбирны, восхитительны и сладки!

Восторженность! Волшебная пора –

Метель очаровала белизною!

Счастливый, я стою среди двора,

И кружатся снежинки надо мною!

   Осип Беленький

 - Скажите, пожалуйста, каким чувством наполнено это стихотворение?

 - Чувством радости, счастья, восторженности!

 - Ребята, а вы не заметили в этом стихотворении какое - то необычное слово?

 - Пломбирны.

 - Есть ли такое слово в русском языке?

 - Нет.

 - Значит, его придумал сам автор. А как вы думаете, почему снежинки именно «пломбирны»?

 - По вкусу напоминают мороженое, пломбир.

 - Я надеюсь, что благодаря этому стихотворению, очень позитивному, наполненному целой бурей положительных чувств и эмоций, мне удалось поднять вам настроение и создать положительный эмоциональный настрой на урок.

ІІІ. Проверка домашнего задания

Придумать предложение со словом «пломбир», в котором обязательно должен быть деепричастный оборот.

А сейчас я предлагаю вам самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего урока, обратив внимание на первую строфу этого стихотворения и определив, слова какой части речи встречаются в этих сточках чаще других.

 - Наречие.

 - Назовите наречия.

 - Замедленно, почти, на весу, тихо, беззаботно, повсюду, щекотно.

 - Посмотрите, в одной строфе автор использует 6 наречий! Итак, какова тема урока?

 - «Наречие как часть речи».

 - Открываем тетради и записываем число и тему урока. (Учитель записывает на доске тему)

 С наречием отчасти вы уже знакомы, но как самостоятельную часть речи вы изучаете её впервые. И цели нашего сегодняшнего урока:

ІV. Изучение нового материала.

 - Начать разговор о наречии мы должны с определения. Что же такое наречие?

 - Наречие – это часть речи, отвечающая на вопросы: как? когда? где? куда? откуда? и другие.

 - Когда мы с вами даём определение любой части речи, мы говорим не только о том, на какие вопросы она отвечает. А ещё обязательно говорим о грамматическом значении. Каково же грамматическое значение наречий?

Вернёмся к первому предложению в стихотворении. Находим наречие. От какого слова задаем вопрос к наречию?

Плывут (как?) замедленно

Плывут (как?) тихо, беззаботно

(Учитель работает со словосочетаниями маркером на интерактивной доске)

 - Главное слово в этих словосочетаниях – плывут. Это слово какой части речи?

 - Глагол.

 - Что обозначают глаголы?

 - Действие.

 - Значит, наречие, примыкая к глаголу, обозначает?

 - Признак действия.

 - Верно, наречие чаще всего примыкает к глаголу и обозначает признак действия. Послушайте еще некоторые интересные факты.

Корень в слове «наречие» - речь - . Он был известен еще в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением “говорить”. От него произошли такие слова, как изречение, речистый, нарекать и другие.

Если буквально перевести на современный язык, получится “наглаголие”. А в латыни называлось “приглаголие”. Это потому, что всегда употребляется с глаголом: примыкая к нему, поясняя, уточняя его, придавая ему четкость.

 - А как вы считаете, может ли наречие зависеть от слов других частей речи? Давайте это проверим.

(Ответы учащихся, в случае затруднения – подсказка учителя)

На парте появляется предложение:

 - Найдите наречия в данном предложении. Сформулируйте вопросы.

Очень внимательному человеку обязательно откроется чудесная красота спящего зимнего леса.

Внимательному (насколько?) очень

 Главное слово в словосочетании – имя прилагательное, значит, наречие может обозначать ещё и признак признака.

 - Обратите внимание на ещё одно предложение, найдите в нём наречия, сформулируйте к ним вопросы, определите общее грамматическое значение наречий.

Особенно волшебно и сказочно выглядит зимний лес.

Волшебно и сказочно (насколько?) особенно

Значит, наречие может примыкать и к другим наречиям и обозначать признак признака.

 - Проанализируйте следующие словосочетания и сделайте вывод.

Чтение (какое?) вслух

Взгляд (какой?) исподлобья

Яйца (какие?) всмятку

Чтение, взгляд, яйца – это имена существительные, значит, наречие может обозначать ещё и признак предмета.

 - Верно, но такое бывает достаточно редко.

А сейчас давайте дадим полное определение наречию.

Работа с правилом стр. 174. (прочитайте правило). Правильно ли мы дали определение?

V. Актуализация изученного

Задание. Выписать словосочетания с наречиями в столбик. К каждому словосочетанию подберите наречия - синонимы.

НАПРИМЕР. Смеяться весело, забавно, ликующе, торжественно и т. д.

 Тихо в воздухе кружатся

 Бабочки - снежинки,

 И на голый лес ложатся

 Липкие пушинки.

 Вечер движется несмело,

 Снег всё реже, тише.

 Словно кто - то краской белой

 Разукрасил крыши.

 К ним наутро от мороза

 Снег пристынет клейкий.

 И оденутся берёзы

 В заячьи шубейки.

 Г. Зайцев

(Тихо кружатся, спокойно, бесшумно, неслышно

Несмело движется, робко, трусливо, боязливо, пугливо

Словно разукрасил, точно, будто

Пристынет наутро, по утру, рано, утречком)

А сейчас давайте попробуем изменить форму слова.

 - Какой вывод можем сделать?

 - Форма глагола меняется, а наречие остаётся неизменным.

Наречие – неизменяемая часть речи и не имеет непостоянных признаков.

 - А как этот факт отражается на строении слова?

У наречий нет окончания.

VІ. Физкультминутка.

Медленно встаньте, резко поднимите руки, плавно их опустите, высоко подпрыгните, низко присядьте, тихо сядьте за парту.

Какие наречия я назвала?

VІІ. Изучение нового материала.

(найти и подчеркнуть наречия как члены предложения)

На поляне вел̣иче̣стве̣нно возвышался нео̣быч̣айно красивый в своих сверкающих одеждах дуб, он спо̣кой̣но и очень тор̣жес̣твен̣но оглядывал свои владения.

Каким членом предложения являются? (обстоятельством)

 К каким словам относятся наши наречия?

К глаголу (возвышался величественно, оглядывал спокойно и торжественно), к прилагательному (необычайно красивый),к наречию (очень торжественно)

!!!Реже наречие может являться определением или сказуемым. Например: Весело на поляне. Всюду снег.

Работа с правилом стр. 175

Весь материал - смотрите документ.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал ""Систематизировать и расширить знания учащихся о наречиях""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-организатор

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель урока: Систематизировать и расширить знания учащихся о наречиях. Задачи: 1. Дать определение наречию. Акцентировать внимание учащихся на общем грамматическом значении наречий. Объяснить отсутствие непостоянных морфологических признаков, доказав, что наречие – неизменяемая часть речи. Напомнить о синтаксической роли наречий. 2. Развитие логического мышления и речи учащихся при поиске и формулировании ответов на проблемные вопросы. Развитие таких мыслительных операций как сопоставление, классификация, анализ. 3. Формирование коммуникативной компетенции путём работы в парах. воспитание эстетического вкуса, любви к природе, к пейзажной лирике русских поэтов. Тип урока: изучение нового материала. Форма урока: урок - открытие новых знаний. Технология: технология проблемно - диалогического обучения. Оборудование: раздаточный материал: карточки с таблицами и дидактическим материалом к уроку. Ход урока І. Организационный момент. ІІ. Формулирование темы и цели урока. (музыка) Замедленно, почти что на весу, Плывут снежинки тихо, беззаботно. Ловлю – они повсюду – на носу, На лбу, ресницы трогают щекотно! Мороз кусает! Что его укус – Знакомые проделки и повадки! Смеюсь! Снежинки пробую на вкус – Пломбирны, восхитительны и сладки! Восторженность! Волшебная пора – Метель очаровала белизною! Счастливый, я стою среди двора, И кружатся снежинки надо мною! Осип Беленький - Скажите, пожалуйста, каким чувством наполнено это стихотворение? - Чувством радости, счастья, восторженности! - Ребята, а вы не заметили в этом стихотворении какое - то необычное слово? - Пломбирны. - Есть ли такое слово в русском языке? - Нет. - Значит, его придумал сам автор. А как вы думаете, почему снежинки именно «пломбирны»? - По вкусу напоминают мороженое, пломбир. - Я надеюсь, что благодаря этому стихотворению, очень позитивному, наполненному целой бурей положительных чувств и эмоций, мне удалось поднять вам настроение и создать положительный эмоциональный настрой на урок. ІІІ. Проверка домашнего задания Придумать предложение со словом «пломбир», в котором обязательно должен быть деепричастный оборот. А сейчас я предлагаю вам самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего урока, обратив внимание на первую строфу этого стихотворения и определив, слова какой части речи встречаются в этих сточках чаще других. - Наречие. - Назовите наречия. - Замедленно, почти, на весу, тихо, беззаботно, повсюду, щекотно. - Посмотрите, в одной строфе автор использует 6 наречий! Итак, какова тема урока?

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 986 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 16.05.2020 97
    • DOCX 43 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хрипункова Юлия Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хрипункова Юлия Викторовна
    Хрипункова Юлия Викторовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 95299
    • Всего материалов: 230

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 88 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 254 человека

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 215 человек

Мини-курс

Психологические механизмы и стратегии: сохранения психологического равновесия

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Эффективное создание и продвижение школьной газеты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фундаментальные принципы здоровья и двигательной активности

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе