Главная / Русский язык и литература / "Систематизировать и расширить знания учащихся о наречиях"

"Систематизировать и расширить знания учащихся о наречиях"

Цель урока: Систематизировать и расширить знания учащихся о наречиях.

Задачи:

1. Дать определение наречию. Акцентировать внимание учащихся на общем грамматическом значении наречий. Объяснить отсутствие непостоянных морфологических признаков, доказав, что наречие – неизменяемая часть речи. Напомнить о синтаксической роли наречий.

2. Развитие логического мышления и речи учащихся при поиске и формулировании ответов на проблемные вопросы. Развитие таких мыслительных операций как сопоставление, классификация, анализ.

3. Формирование коммуникативной компетенции путём работы в парах.

воспитание эстетического вкуса, любви к природе, к пейзажной лирике русских поэтов.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок - открытие новых знаний.

Технология: технология проблемно - диалогического обучения.

Оборудование: раздаточный материал: карточки с таблицами и дидактическим материалом к уроку.

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Формулирование темы и цели урока.

 (музыка)

Замедленно, почти что на весу,

Плывут снежинки тихо, беззаботно.

Ловлю – они повсюду – на носу,

На лбу, ресницы трогают щекотно!

Мороз кусает! Что его укус –

Знакомые проделки и повадки!

Смеюсь! Снежинки пробую на вкус –

Пломбирны, восхитительны и сладки!

Восторженность! Волшебная пора –

Метель очаровала белизною!

Счастливый, я стою среди двора,

И кружатся снежинки надо мною!

   Осип Беленький

 - Скажите, пожалуйста, каким чувством наполнено это стихотворение?

 - Чувством радости, счастья, восторженности!

 - Ребята, а вы не заметили в этом стихотворении какое - то необычное слово?

 - Пломбирны.

 - Есть ли такое слово в русском языке?

 - Нет.

 - Значит, его придумал сам автор. А как вы думаете, почему снежинки именно «пломбирны»?

 - По вкусу напоминают мороженое, пломбир.

 - Я надеюсь, что благодаря этому стихотворению, очень позитивному, наполненному целой бурей положительных чувств и эмоций, мне удалось поднять вам настроение и создать положительный эмоциональный настрой на урок.

ІІІ. Проверка домашнего задания

Придумать предложение со словом «пломбир», в котором обязательно должен быть деепричастный оборот.

А сейчас я предлагаю вам самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего урока, обратив внимание на первую строфу этого стихотворения и определив, слова какой части речи встречаются в этих сточках чаще других.

 - Наречие.

 - Назовите наречия.

 - Замедленно, почти, на весу, тихо, беззаботно, повсюду, щекотно.

 - Посмотрите, в одной строфе автор использует 6 наречий! Итак, какова тема урока?

 - «Наречие как часть речи».

 - Открываем тетради и записываем число и тему урока. (Учитель записывает на доске тему)

 С наречием отчасти вы уже знакомы, но как самостоятельную часть речи вы изучаете её впервые. И цели нашего сегодняшнего урока:

ІV. Изучение нового материала.

 - Начать разговор о наречии мы должны с определения. Что же такое наречие?

 - Наречие – это часть речи, отвечающая на вопросы: как? когда? где? куда? откуда? и другие.

 - Когда мы с вами даём определение любой части речи, мы говорим не только о том, на какие вопросы она отвечает. А ещё обязательно говорим о грамматическом значении. Каково же грамматическое значение наречий?

Вернёмся к первому предложению в стихотворении. Находим наречие. От какого слова задаем вопрос к наречию?

Плывут (как?) замедленно

Плывут (как?) тихо, беззаботно

(Учитель работает со словосочетаниями маркером на интерактивной доске)

 - Главное слово в этих словосочетаниях – плывут. Это слово какой части речи?

 - Глагол.

 - Что обозначают глаголы?

 - Действие.

 - Значит, наречие, примыкая к глаголу, обозначает?

 - Признак действия.

 - Верно, наречие чаще всего примыкает к глаголу и обозначает признак действия. Послушайте еще некоторые интересные факты.

Корень в слове «наречие» - речь - . Он был известен еще в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением “говорить”. От него произошли такие слова, как изречение, речистый, нарекать и другие.

Если буквально перевести на современный язык, получится “наглаголие”. А в латыни называлось “приглаголие”. Это потому, что всегда употребляется с глаголом: примыкая к нему, поясняя, уточняя его, придавая ему четкость.

 - А как вы считаете, может ли наречие зависеть от слов других частей речи? Давайте это проверим.

(Ответы учащихся, в случае затруднения – подсказка учителя)

На парте появляется предложение:

 - Найдите наречия в данном предложении. Сформулируйте вопросы.

Очень внимательному человеку обязательно откроется чудесная красота спящего зимнего леса.

Внимательному (насколько?) очень

 Главное слово в словосочетании – имя прилагательное, значит, наречие может обозначать ещё и признак признака.

 - Обратите внимание на ещё одно предложение, найдите в нём наречия, сформулируйте к ним вопросы, определите общее грамматическое значение наречий.

Особенно волшебно и сказочно выглядит зимний лес.

Волшебно и сказочно (насколько?) особенно

Значит, наречие может примыкать и к другим наречиям и обозначать признак признака.

 - Проанализируйте следующие словосочетания и сделайте вывод.

Чтение (какое?) вслух

Взгляд (какой?) исподлобья

Яйца (какие?) всмятку

Чтение, взгляд, яйца – это имена существительные, значит, наречие может обозначать ещё и признак предмета.

 - Верно, но такое бывает достаточно редко.

А сейчас давайте дадим полное определение наречию.

Работа с правилом стр. 174. (прочитайте правило). Правильно ли мы дали определение?

V. Актуализация изученного

Задание. Выписать словосочетания с наречиями в столбик. К каждому словосочетанию подберите наречия - синонимы.

НАПРИМЕР. Смеяться весело, забавно, ликующе, торжественно и т. д.

 Тихо в воздухе кружатся

 Бабочки - снежинки,

 И на голый лес ложатся

 Липкие пушинки.

 Вечер движется несмело,

 Снег всё реже, тише.

 Словно кто - то краской белой

 Разукрасил крыши.

 К ним наутро от мороза

 Снег пристынет клейкий.

 И оденутся берёзы

 В заячьи шубейки.

 Г. Зайцев

(Тихо кружатся, спокойно, бесшумно, неслышно

Несмело движется, робко, трусливо, боязливо, пугливо

Словно разукрасил, точно, будто

Пристынет наутро, по утру, рано, утречком)

А сейчас давайте попробуем изменить форму слова.

 - Какой вывод можем сделать?

 Форма глагола меняется, а наречие остаётся неизменным.

Наречие – неизменяемая часть речи и не имеет непостоянных признаков.

 - А как этот факт отражается на строении слова?

У наречий нет окончания.

VІ. Физкультминутка.

Медленно встаньте, резко поднимите руки, плавно их опустите, высоко подпрыгните, низко присядьте, тихо сядьте за парту.

Какие наречия я назвала?

VІІ. Изучение нового материала.

(найти и подчеркнуть наречия как члены предложения)

На поляне вел̣иче̣стве̣нно возвышался нео̣быч̣айно красивый в своих сверкающих одеждах дуб, он спо̣кой̣но и очень тор̣жес̣твен̣но оглядывал свои владения.

Каким членом предложения являются? (обстоятельством)

 К каким словам относятся наши наречия?

К глаголу (возвышался величественно, оглядывал спокойно и торжественно), к прилагательному (необычайно красивый),к наречию (очень торжественно)

!!!Реже наречие может являться определением или сказуемым. Например: Весело на поляне. Всюду снег.

Работа с правилом стр. 175

Весь материал - смотрите документ.



"Систематизировать и расширить знания учащихся о наречиях"
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель урока: Систематизировать и расширить знания учащихся о наречиях.

Задачи:

1. Дать определение наречию. Акцентировать внимание учащихся на общем грамматическом значении наречий. Объяснить отсутствие непостоянных морфологических признаков, доказав, что наречие – неизменяемая часть речи. Напомнить о синтаксической роли наречий.

2. Развитие логического мышления и речи учащихся при поиске и формулировании ответов на проблемные вопросы. Развитие таких мыслительных операций как сопоставление, классификация, анализ.

3. Формирование коммуникативной компетенции путём работы в парах.

воспитание эстетического вкуса, любви к природе, к пейзажной лирике русских поэтов.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок - открытие новых знаний.

Технология: технология проблемно - диалогического обучения.

Оборудование: раздаточный материал: карточки с таблицами и дидактическим материалом к уроку.

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Формулирование темы и цели урока.

 (музыка)

Замедленно, почти что на весу,

Плывут снежинки тихо, беззаботно.

Ловлю – они повсюду – на носу,

На лбу, ресницы трогают щекотно!

Мороз кусает! Что его укус –

Знакомые проделки и повадки!

Смеюсь! Снежинки пробую на вкус –

Пломбирны, восхитительны и сладки!

Восторженность! Волшебная пора –

Метель очаровала белизною!

Счастливый, я стою среди двора,

И кружатся снежинки надо мною!

   Осип Беленький

 - Скажите, пожалуйста, каким чувством наполнено это стихотворение?

 - Чувством радости, счастья, восторженности!

 - Ребята, а вы не заметили в этом стихотворении какое - то необычное слово?

 - Пломбирны.

 - Есть ли такое слово в русском языке?

 - Нет.

 - Значит, его придумал сам автор. А как вы думаете, почему снежинки именно «пломбирны»?

 - По вкусу напоминают мороженое, пломбир.

 - Я надеюсь, что благодаря этому стихотворению, очень позитивному, наполненному целой бурей положительных чувств и эмоций, мне удалось поднять вам настроение и создать положительный эмоциональный настрой на урок.

ІІІ. Проверка домашнего задания

Придумать предложение со словом «пломбир», в котором обязательно должен быть деепричастный оборот.

А сейчас я предлагаю вам самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего урока, обратив внимание на первую строфу этого стихотворения и определив, слова какой части речи встречаются в этих сточках чаще других.

 - Наречие.

 - Назовите наречия.

 - Замедленно, почти, на весу, тихо, беззаботно, повсюду, щекотно.

 

 - Посмотрите, в одной строфе автор использует 6 наречий! Итак, какова тема урока?

Автор Кумышгалыева Дина Джпрылгагановна
Дата добавления 12.03.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 332
Номер материала 57864
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓