Цель
урока: Систематизировать
и расширить знания учащихся о наречиях.
Задачи:
1. Дать
определение наречию. Акцентировать внимание учащихся на общем грамматическом
значении наречий. Объяснить отсутствие непостоянных морфологических признаков,
доказав, что наречие – неизменяемая часть речи. Напомнить о синтаксической роли
наречий.
2.
Развитие логического мышления и речи учащихся при поиске и формулировании
ответов на проблемные вопросы. Развитие таких мыслительных операций как
сопоставление, классификация, анализ.
3.
Формирование коммуникативной компетенции путём работы в парах.
воспитание
эстетического вкуса, любви к природе, к пейзажной лирике русских поэтов.
Тип
урока: изучение нового материала.
Форма
урока: урок - открытие новых знаний.
Технология: технология
проблемно - диалогического обучения.
Оборудование:
раздаточный материал: карточки с таблицами и дидактическим материалом к уроку.
Ход
урока
І.
Организационный момент.
ІІ.
Формулирование темы и цели урока.
(музыка)
Замедленно,
почти что на весу,
Плывут
снежинки тихо, беззаботно.
Ловлю –
они повсюду – на носу,
На лбу,
ресницы трогают щекотно!
Мороз
кусает! Что его укус –
Знакомые
проделки и повадки!
Смеюсь!
Снежинки пробую на вкус –
Пломбирны,
восхитительны и сладки!
Восторженность!
Волшебная пора –
Метель
очаровала белизною!
Счастливый,
я стою среди двора,
И
кружатся снежинки надо мною!
Осип Беленький
-
Скажите, пожалуйста, каким чувством наполнено это стихотворение?
-
Чувством радости, счастья, восторженности!
-
Ребята, а вы не заметили в этом стихотворении какое - то необычное слово?
-
Пломбирны.
-
Есть ли такое слово в русском языке?
-
Нет.
-
Значит, его придумал сам автор. А как вы думаете, почему снежинки именно
«пломбирны»?
-
По вкусу напоминают мороженое, пломбир.
- Я
надеюсь, что благодаря этому стихотворению, очень позитивному, наполненному
целой бурей положительных чувств и эмоций, мне удалось поднять вам настроение и
создать положительный эмоциональный настрой на урок.
ІІІ.
Проверка домашнего задания
Придумать
предложение со словом «пломбир», в котором обязательно должен быть
деепричастный оборот.
А сейчас
я предлагаю вам самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего урока, обратив
внимание на первую строфу этого стихотворения и определив, слова какой части
речи встречаются в этих сточках чаще других.
-
Наречие.
-
Назовите наречия.
-
Замедленно, почти, на весу, тихо, беззаботно, повсюду, щекотно.
-
Посмотрите, в одной строфе автор использует 6 наречий! Итак, какова тема урока?
-
«Наречие как
часть речи».
-
Открываем тетради и записываем число и тему урока. (Учитель записывает на доске
тему)
С
наречием отчасти вы уже знакомы, но как самостоятельную часть речи вы изучаете
её впервые. И цели нашего сегодняшнего урока:
ІV.
Изучение нового материала.
-
Начать разговор о наречии мы должны с определения. Что же такое наречие?
- Наречие –
это часть речи, отвечающая на вопросы: как? когда? где? куда? откуда? и другие.
-
Когда мы с вами даём определение любой части речи, мы говорим не только о том,
на какие вопросы она отвечает. А ещё обязательно говорим о грамматическом
значении. Каково же грамматическое значение наречий?
Вернёмся
к первому предложению в стихотворении. Находим наречие. От какого слова задаем
вопрос к наречию?
Плывут
(как?) замедленно
Плывут
(как?) тихо, беззаботно
(Учитель
работает со словосочетаниями маркером на интерактивной доске)
-
Главное слово в этих словосочетаниях – плывут. Это слово какой части речи?
-
Глагол.
-
Что обозначают глаголы?
- Действие.
-
Значит, наречие, примыкая к глаголу, обозначает?
-
Признак действия.
-
Верно, наречие чаще всего примыкает к глаголу и обозначает признак действия.
Послушайте еще некоторые интересные факты.
Корень в
слове «наречие» - речь - . Он был известен еще в древнерусском языке. Этот
корень имел глагол со значением “говорить”. От него произошли такие слова, как изречение, речистый, нарекать и другие.
Если
буквально перевести на современный язык, получится “наглаголие”. А в латыни
называлось “приглаголие”.
Это потому, что всегда употребляется с глаголом: примыкая к нему, поясняя,
уточняя его, придавая ему четкость.
- А
как вы считаете, может ли наречие зависеть от слов других частей речи? Давайте
это проверим.
(Ответы
учащихся, в случае затруднения – подсказка учителя)
На парте
появляется предложение:
-
Найдите наречия в данном предложении. Сформулируйте вопросы.
Очень
внимательному человеку обязательно откроется чудесная красота спящего зимнего
леса.
Внимательному
(насколько?) очень
Главное
слово в словосочетании – имя прилагательное, значит, наречие может обозначать
ещё и признак признака.
-
Обратите внимание на ещё одно предложение, найдите в нём наречия, сформулируйте
к ним вопросы, определите общее грамматическое значение наречий.
Особенно
волшебно и сказочно выглядит зимний лес.
Волшебно
и сказочно (насколько?) особенно
Значит,
наречие может примыкать и к другим наречиям и обозначать признак признака.
-
Проанализируйте следующие словосочетания и сделайте вывод.
Чтение
(какое?) вслух
Взгляд
(какой?) исподлобья
Яйца
(какие?) всмятку
Чтение,
взгляд, яйца –
это имена существительные, значит, наречие может обозначать ещё и признак
предмета.
-
Верно, но такое бывает достаточно редко.
А сейчас
давайте дадим полное определение наречию.
Работа с
правилом стр. 174. (прочитайте правило). Правильно ли мы дали определение?
V.
Актуализация изученного
Задание.
Выписать словосочетания с наречиями в столбик. К каждому словосочетанию
подберите наречия - синонимы.
НАПРИМЕР.
Смеяться весело, забавно, ликующе, торжественно и т. д.
Тихо
в воздухе кружатся
Бабочки
- снежинки,
И
на голый лес ложатся
Липкие
пушинки.
Вечер
движется несмело,
Снег
всё реже, тише.
Словно
кто - то краской белой
Разукрасил
крыши.
К
ним наутро от мороза
Снег
пристынет клейкий.
И
оденутся берёзы
В
заячьи шубейки.
Г.
Зайцев
(Тихо
кружатся, спокойно, бесшумно, неслышно
Несмело
движется, робко, трусливо, боязливо, пугливо
Словно
разукрасил, точно, будто
Пристынет
наутро, по утру, рано, утречком)
А сейчас
давайте попробуем изменить форму слова.
-
Какой вывод можем сделать?
- Форма
глагола меняется, а наречие остаётся неизменным.
Наречие
– неизменяемая часть речи и не имеет непостоянных признаков.
- А
как этот факт отражается на строении слова?
У
наречий нет окончания.
VІ.
Физкультминутка.
Медленно
встаньте, резко поднимите руки, плавно их опустите, высоко подпрыгните, низко
присядьте, тихо сядьте за парту.
Какие
наречия я назвала?
VІІ.
Изучение нового материала.
(найти и
подчеркнуть наречия как члены предложения)
На
поляне вел̣иче̣стве̣нно возвышался нео̣быч̣айно красивый в своих сверкающих
одеждах дуб, он спо̣кой̣но и очень тор̣жес̣твен̣но оглядывал свои владения.
Каким
членом предложения являются? (обстоятельством)
К
каким словам относятся наши наречия?
К
глаголу (возвышался
величественно, оглядывал спокойно и торжественно), к
прилагательному (необычайно
красивый),к наречию (очень
торжественно)
!!!Реже
наречие может являться определением или сказуемым. Например: Весело на
поляне. Всюду снег.
Работа
с правилом стр. 175
Весь
материал - смотрите документ.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.