Главная / Информатика / Систематизация знаний обучающихся по теме: «Алгоритмизация и основы программирования в среде Паскаль».

Систематизация знаний обучающихся по теме: «Алгоритмизация и основы программирования в среде Паскаль».

Систематизация знаний обучающихся по теме:

«Алгоритмизация и основы программирования в среде Паскаль».

Бондарчук Н.Г. учитель информатики МКОУ Спицынская СОШ

Тема «Алгоритмизация и программирование" является одной из самых сложных тем при изучении курса информатики.

При построении обучения учащихся теме «Алгоритмизация и программирование» каждый учитель информатики сталкивается с огромным количеством вопросов: как построить изложение материала, какие использовать методические разработки, в какой форме проводить занятия, какие составить практические задания, какой материал использовать учащимся при изучении и другие. Все эти вопросы возникают из-за отсутствия четко и в полном объеме изложенных учебно-методических материалов для изучения данной темы.

Перед началом обучения учителю необходимо выбрать язык программирования с учетом интересов учащихся, их направленности и структуры образовательного процесса в школе. Безусловно, в начале обучения необходимо изучать алгоритмический язык, что является основой для формирования алгоритмического мышления, для понимания и правильного построения алгоритмических конструкций. Но в последнее время уже наблюдается тенденция перехода обучения от алгоритмических языков к объектно-ориентированным языкам программирования, что показывает об изменении общего подхода к преподаванию программирования в школе. Так в учебниках Н. Д. Угриновича «Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов» и «Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса» изучается тема «Алгоритмизация и программирование» на основе объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic.

Вот уже несколько лет я использую систему PascalABC, в ней реализован диалект языка Паскаль, который позволяет решать довольно сложные задачи с использованием различных средств, таких, как модули и объекты. К системе также прилагается специально разработанный электронный задачник, используемый для практического обучения решению задач.

Одним из наиболее важных этапов урока является закрепление изученного материала и систематизация полученных знаний.

Здесь можно использовать множество педагогических приемов. Я часто использую на уроках физики и информатики работу с таблицами (коллективно, индивидуально, в парах). Идея не моя, прием довольно известен. Я предлагаю фрагмент своего урока по теме «Алгоритмизация и основы программирования в среде Паскаль».

1.Добавить в пустые клетки таблицы нужные операторы, схемы или действия.

Элемент блок схемы

В программе

Действия

hello_html_1d2b2408.png


Начало работы программы
(служебное слово)


END.

Конец работы программы
(служебное слово)

hello_html_m4b2f114c.png


На экране появляется значение переменной C.
(оператор вывода данных)


WRITE (‘результат=’,S)

На экране появляется текст результат= и значение переменной S.
(оператор вывода данных)

hello_html_m378bf41a.png


Надо вводить два числа с клавиатуры
(оператор ввода данных)

 hello_html_m4eafe62a.png






После выполнения операторов, переменным присваиваются следующие значения: C=4T, D=A+B, I=I+1 (операторы присваивания)


IF A>B THEN

BEGIN
ОП.1
END

ELSE

BEGIN
ОП.2
END

Если условие A>B верно, то выполняется группа операторов ОП.1, в противном случае – группа операторов ОП.2 (условный оператор)


Ответ.

Элемент блок схемы

В программе

Действия

hello_html_1d2b2408.png

BEGIN

Начало работы программы
(служебное слово)

hello_html_m7e7496f.png

END.

Конец работы программы
(служебное слово)

hello_html_m4b2f114c.png

WRITE (C)

На экране появляется значение переменной C.
(оператор вывода данных)

hello_html_m774556d4.png

WRITE (‘результат=’,S)

На экране появляется текст результат= и значение переменной S.
(оператор вывода данных)

hello_html_m378bf41a.png

READ (X,Y)

Надо вводить два числа с клавиатуры
(оператор ввода данных)

 hello_html_m4eafe62a.png

C:=4*T ;
D:=A+B;
I:=I+1;

После выполнения операторов, переменным присваиваются следующие значения: C=4T, D=A+B, I=I+1 (операторы присваивания)

hello_html_61c04c.png

IF A>B THEN

BEGIN
ОП.1
END

ELSE

BEGIN
ОП.2
END

Если условие A>B верно, то выполняется группа операторов ОП.1, в противном случае – группа операторов ОП.2 (условный оператор)


Группа, которая первая правильно заполнила таблицу на карточке, заполняет ее на доске, а остальные проверяют свои таблицы.

2. Какие из перечисленных далее описаний можно рассматривать как алгоритмы и почему?

  1. Порядок безопасного перехода проезжей части улицы по нерегулируемому пешеходному переходу.

  2. Правила дорожного движения в целом.

  3. Метод перевода десятичных чисел в другую систему счисления.

  4. Доказательство теоремы Пифагора.

  5. Правило правописания сочетаний –жи- и –ши- в русском языке.

  6. Способ решения головоломки «кубик Рубика».

  7. Каталог товаров, имеющихся в продаже в магазине.

  8. Инструкция по распаковке, установке, подключению и настройки телевизора.

(1, 3, 6, 8)

3hello_html_57aed7ff.gif.

Пример 1. Определить значение целочисленной переменной х после выполнения следующего фрагмента программы:

hello_html_71d2adc2.gif

В блок-схеме присутствует цикл, т.е. одни и те же команды многократно повторяются. Для того, чтобы не ошибиться при выполнении блок-схемы, удобно составить таблицу, в которую заносятся заносятся значения переменных и результаты проверки условия на каждом шаге. Знак <> - обозначает неравно.

Определение. Каждое однократное выполнение тела цикла называется интерацией.

№ интерации цикла

Значение х

Значение у

x<>y


x>y


0

55

75

55<>75 – да (выполняем тело цикла)


1

55

75


55>75 – нет (вычитаем х из у)

1

55

20




55

20

55<>20да (выполняем тело цикла)


2

55

20


55>20 – да (вычитаем у из х)

2

35

20




35

20

35<>20да (выполняем тело цикла)


3

35

20


35>20 – да (вычитаем у из х)

3

15

20




15

20

15<>20да (выполняем тело цикла)


4

15

20


35>20 – нет (вычитаем х из у)

4

15

5




15

5

15<>5да (выполняем тело цикла)


5

15

5


15>5 – да (вычитаем у из х)

5

10

5




10

5

10<>5да (выполняем тело цикла)


6

10

5


10>5 – да (вычитаем у из х)

6

5

5




5

5

5<>5нет (алгоритм завершен)


Итак, переменная х после выполнения данного фрагмента программы приняла значение 5.

Ответ: 5

Определить, какому алгоритму соответствует данная блок-схема?

Данная блок-схема соответствует известному алгоритму Евклида нахождения НОД двух чисел. Поэтому ответ можно получить и без формального выполнения алгоритма, используя, например, такую цепочку умозаключений: «55 делится нацело на 5 (по признаку делимости на 5); 55=5*11; 75 нацело на 11 не делится, но тоже делится на 5, следовательно НОД чисел 55 и 75 равен 5.

Если по внешнему виду блок-схемы нелегко понять, какой именно алгоритм она реализует, то для решения подобных задач следует пользоваться общим способом – пошаговым исполнением блок-схемы с заполнением таблицы.


Пример 2. Определите значение целочисленных переменных после выполнения фрагмента программы:


x:=5;

y:=7;

t:=x;

x:=y mod x;

y:=t;


Решение. Составим и заполним таблицу

Шаг

Значение х после шага

Значение у после шага

Значение t после шага

х=5

5

Не определено

Не определено

у=7

5

7

Не определено

t=x

5

7

5

x=y mod x

2

7

5

y=t

2

5

5

Ответ: х=2, у=5, t=5





Информационные ресурсы

  1. Андреева Е.В. Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие/М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.-328с.

  2. Бондарев В.М., Рублинецкий В.И., Качко Е.Г. Основы программирования/ Харьков: Фолио, 1997.- 386с.

  3. Кузнецов А.А. Информатика. Тестовые задания. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.-232с.

  4. Мациевский С.В., Ишанов С.А., Клевцур С.В. Информатика: Учебное пособие/ Калининград: КГУ, 2003.-140с.

  5. http://festival.1september.ru



Систематизация знаний обучающихся по теме: «Алгоритмизация и основы программирования в среде Паскаль».
  • Информатика
Описание:

Тема «Алгоритмизация и программирование" является одной из самых сложных тем при изучении курса информатики.

 

При построении обучения учащихся теме «Алгоритмизация и программирование» каждый учитель информатики сталкивается с огромным количеством вопросов: как построить изложение материала, какие использовать методические разработки, в какой форме проводить занятия, какие составить практические задания, какой материал использовать учащимся при изучении и другие. Все эти вопросы возникают из-за отсутствия четко и в полном объеме изложенных учебно-методических материалов для изучения данной темы.

Автор Бондарчук Наталья Григорьевна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 376
Номер материала 13633
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓