Главная / Русский язык и литература / Систематизация материала по разделам русского языка «Орфография». «Синтаксис»

Систематизация материала по разделам русского языка «Орфография». «Синтаксис»

Тема: Систематизация материала по разделам русского языка «Орфография». «Синтаксис»

Цель: Обучающая: повторить разделы русского языка. Орфограммы: о//е после шипящих, мягкий знак после шипящих на конце слова, чередующиеся гласные в корне. Повторить деепричастие и оформление деепричастного оборота на письме.

Развивающая: формировать навык «»видения орфограммы в слове, развивать навык самоформуливания целей урока, монологическую речь, совершенствовать навыки правильного определения границ деепричастного оборота и его пунктуационное выделение, развивать языковое чутье учащихся при сопоставлении одиночных деепричастий и наречий, которые приобретают признаки деепричастия, имея при себе зависимые слова (не глядя, сидя, лежа). Воспитывать внимание к слову.

Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Посмотрите на тему урока и сформулируйте цель урока по опорным словам

Сегодня на уроке русского языка мы должны: повторить...

Научиться...

Узнать... На доске написаны слова Ш..колад, чащ..ба, окруж...нный, ч...ткий.

  • Учитель - Выберите твердые шипящие согласные [ш, ж]

  • Непарные мягкие шипящие согласные звуки [ч\ щ'].

  • Сегодня с этими звуками будем работать.

--Посмотрите на слова и скажите, какую орфограмму будем изучать? Определите задачу нашего урока Закрепить...









  • Итак, повторяем орфограммы о//е после шипящих. Открыли книгу «Русский язык в рисунках и схемах» стр. 12.

  • Какие части речи будем повторять?

  • Посмотрели и самостоятельно повторили существительное - стр. 39. Прилагательное - стр. 40

Глагол -стр. 43. Причастие - стр. 45.

- Итак работаем с орфограммой о//е после шипящих.
Объяснение учителя.

Шелк - шелка, речонка, холщовый, запряжет - запряженный. Перед вами слова-исключения. Прочитали про себя, а потом хором. Ученики работают по цепочке у доски.

Желтый, шерстка, шепот, шорох, бачок, плащом, харчовый, сбережет, напряженный.

  • В каких частях речи пишем ё? (за корнем)

  • В каких частях речи за корнем пишем о?

  • Работа по вариантам (выборочно-распределительная работа).


  1. Вариант Выпишите слова с /о/ после шипящих

  2. Вариант Выпишите слова с /ё/ после шипящих

Ш...рох, ш...пот, туш...нка, камыш...м, ш...рты, реш...тка , деш...вый, грош... вый, рубаш...нка, вооруж...нный, одеж...нка, дириж...р, окруж...нный, еж...вый, чащ...ба, смущ...нный, плащ...м, ч...порный, ч...рный, парч...вый, кирпич...м, ноч...вка, печ...нка, кумач...вый.

Проверим: 1 вариант читает ученик и объясняет. 2 вариант также. 1-2 ошибки «4», 3-4 ошибки «3», 5 ошибок «2». Поставили карандашом оценки.

  • Какую орфограмму повторили?

  • Прочитали рифмовку и слова-исключения (про себя). Шорох, шорты и крюшон,

Шорник, шомпол, капюшон, Жор, прожорливый, боржом, Шов и шоу, шоры, жом, Шок, крыжовник и мажор, Шоркать, джонка и вечор. Трущоба, чопорный, обжора. Жостово, ужо, Печора -И чокнуться, с судьбой не споря, В северной реке Ижоре.

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ Крюшон - смесь из белого вина и рома или коньяка с фруктами, также вообще прохладительных фруктовых напиток. Шомпол - стержень для чистки и смазки канала ствола ручного стрелкового оружия. Шоу - яркое эстрадное представление.

Шоры - в упряжи: боковые щитки на уровне глаз животного, не дающие возможность глядеть в стороны. Шорник - специалист по шорным изделиям. Шорный - относящийся к ременной упряжи и некоторым другим ремесленным изделиям из кожи. Боржом - вода минеральная.

Мажор - музыкальный лад светлой, радостной окраски. Джонка ~ грузовое судно с 4-х угольным парусом. Жом ~ пресс для выжимания. Выжимки сахарной свеклы. Чопорный - чрезмерно строгий в поведении, в соблюдении приличий человек. Бечевка - тонкая веревка.

Раскорчевка - очистить от пней.

Стажер - лицо, которое проходит стаж.

Ухажер - тот, кто ухаживает.

Тренажер - устройств для тренажа, тренировки.

Пишется ё

Бечёвка, ночёвка и раскорчёвка,

Тяжёлый, дешёвый,

Стажёр, ухажёр,

Печёнка, тушёнка и дирижёр, тренажёр.

3. Слова записаны на доске - реч.., доч.., стри.хя, играет... плащ...

Ь знак не отражает звуко-буквенных отношений, а служит грамматическим сигналом, перед нами написания, не соотнесенные с произношением, но косвенно им определяемые.

  • Открыли стр. 11.

  • Какие части речи повторяем?

  • Повторили глагол - стр. 43.

  • Наречие — стр. 46

-* Существительное - стр. 49.

  • Прочитали рифмовку.

  • В каких частях речи пишется всегда «ь» знак (у глаголов и наречий, существительных «она, одна»).

  • В каких частях речи не пишем (существительные много, мои; краткие причастия).

  • Сколько наречий в русском языке?

Девять наречий в русском языке (вскачь, навзничь, наотмашь, напрочь, настежь, невмочь, прочь, сплошь, точь-в -точь). 3 наречия не пишем с ь знаком.


  • Прочитали слова наречия.

  • Объяснение учителя

__ Отвлечь, отвлечься, одеваешься, спрячьте, вскачь, горяч, дочь, плащ. У доски по цепочке.

Видишь, бежишь, встречаешься, улыбаешься, наотмашь, дремуч, хорош, училищ. Работа по рядам

1 ряд.

Выписать глаголы и существительные множественного числа.

2 ряд.

Выписать наречия и существительные женского рода единственного числа

3 ряд.

Выписать краткие прилагательные и существительные мужского рода Жгуч..., намаж...те, настеж..., пригож..., блиндаж..., стеллаж..., не тревож...тесь, невтерпеж..., репортаж..., стаж..., персонаж..., дрож.... инструктаж..., фальш..., пустош..., с крыш..., наотмаш..., сплоит... от свеч..., кумач..., вещ..., привлеч..., назнач...те, с плеч..., тягач..., скрипуч..., спрячетесь, гореч..., полноч..., дремуч..., из удилищ..., из полотнищ..., от жилищ..., мощ...

4 лишний

  1. вариант вскач..., навзнич..., горяч..., настеж...

  2. вариант реч..., помощ..., мелоч..., плющ...

  3. вариант шепчеш...ся, умнож...те, дремуч..., спряч...те

Проверили. Поставили оценки. — Какую орфограмму повторили?



3. Открыли стр. 22.

Какую орфограмму будем изучать?

Слова-исключения изгарь

Пригарь

Выгарки

Утварь

Рос-раст-ращ-а

Исключения отрасль, росток, Ростов, Ростислав, ростовщик

Корни плав

зар

исключения

зорянка

зоревать

зоревой

пловец

пловчиха

плывун

бер-бира

у доски- морские водоросли, акация разрослась, постепенно обрастать,

подросток, от слова подросток образовалось прилагательное

подростковый костюм.

Что мы закрепили?

Задание Орфографическая работа

Прикоснулся ручонкой, камышовые заросли, запирать ключом, расположиться на ночевку, утирая щеки, любуешься зарёй, предложение лечь на пол, принимает мяч, девчонка замерла, расстилается степь, убирают комнаты, красивая пловчиха.



*5 • Работа с текстом.

  • Что такое текст?

  • Определите тему текста.

  • К какому стилю относится данный текст?

  • К какому типу речи относится данный текст?

  • Назовите ключевые слова.

6 Синтаксису не обойтись без пунктуации.

- Что изучает пунктуация?

Что же входит в правила пунктуации (сообщение ученика). Что входит в правила пунктуации?

Правила пунктуации - это правила употребления знаков в зависимости от смысла, который нужно обозначить, и тех синтаксических условий, которые складываются в тексте на его границах. Смысл, условия на границе и знаки препинания — три составные части любой пунктуационной задачи.

Читающему даны знаки пунктуации и условия. Пишущему даны смысл и условия. По этим двум данным, пользуясь правилами пунктуации, он находит искомое - знаки пунктуации.

Правила пунктуации позволяют пишущему ответить на 2 вопроса: нужен ли данной границе знак? И, если нужен, то какой? Отвечая на первый вопрос, мы делаем выбор между знаком пунктуации и пустым пробелом. Отвечая на второй вопрос, мы делаем выбор между разными знаками, (с энциклопедического словаря юного филолога). Объяснение учителем Пунктуации не обойтись без интонации. Сначала объясняем, а потом пишем. Стая, медленно летя, сделала два круга.

Есть смысловой блок, отвечающий на вопрос что делать, что сделать? Что такое деепричастный оборот?


По каким признакам можно обнаружить в предложении деепричастный

оборот или одиночное деепричастие?

Запись у доски

Речонка, затрепыхавшись, вдруг ломает тяжелые льды. Он упал навзничь,

широко раскинув руки.

Внимание: не выделяются одиночные слова сидя, лежа, молча, стоя,

нехотя, шутя, когда они по значению приближаются к наречию.

Не выделяются запятыми одиночные деепричастия, стоящие после

глагола (часто в конце предложения), имеющие значения наречия.

Он шел не торопясь (медленно).

Так, какой раздел повторили?

Всегда ли выделяются одиночные деепричастия?

Прочитайте текст. Расставьте знаки препинания

Прочитав это письмо я чуть с ума не сошел. Я пустился в город без милосердия пришпоривая моего коня. Прискакав в город я отправился к генералу и опрометью к нему вбежал. Генерал ходил взад и вперед по комнате куря свою пенковую трубку. Увидя меня он остановился.

Объясните, почему в одних предложениях деепричастие выделяется запятыми, а в других не выделяется

  1. Он рассказывал смеясь. Смеясь, он опять рассказывал свою историю.

  2. Он говорил волнуясь. Волнуясь, он говорил сбивчиво.

  3. Враг отступал отстреливаясь. Отстреливаясь, враг отступал.

  4. Яков шел торопясь. Не торопясь, он стал раскладывать вещи.

Какой раздел повторили? Мини-диктант Последний луч зари на башнях умирает. Услышав шорох, я распахнул двери настежь. Приподняв смычок, скрипач напряженно следил за полетом дирижерской палочки. Сторож: ключом открывал гараж:.



Проверили. Поставили оценки. - Какой раздел языка повторили? какими орфограммами работали?

п. Какой раздел русского языка еще должны повторить? Синтаксис.

  • Что изучает синтаксис? Стр. 29.

  • Какая часть речи отвечает на вопрос

  • Что делая?

  • Что сделав?

_ Откройте стр. 44.

- Повторите деепричастие.

Послушаем сообщение о деепричастии.

  • Что такое деепричастие?

  • Что обозначает деепричастие? {сообщениеученика)

  • Что такое деепричастие? В этом термине две части: дее и причастие.

Что означает первая часть? Ее мы можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный. Обратившись к словарю, мы узнаем, что термин «деепричастие» возник в 17 веке, состоит из двух частей (дее+причастие)и объяснить его можно как «причастность к действию». Об образовании слова «деепричастие» мы узнаем из словарной статьи этимологического словаря русского языка Шанского.

Деепричастие - .неологизм М. Смотрицкого образовано сложением частицы дее (от деять, делать) и существительного причастие.

Деепричастие в предложении. Поясняет глагол-сказуемое в предложении, дорисовывает основное действие с помощью другого, добавочного. Деепричастие сочетает в себе признаки глагола и наречия.

О роли деепричастия в речи, по словам В. Григоровича, деепричастия дорисовывают движение, делают описания действия «живописнее».



Вереницы тяжелых туч, наползая и накатываясь, сплошь затянули небо. Играя с огнём, ты можешь обжечься. Проносятся клочья туч, роняя легкий снежок. ?. Итак, вспомните, какую цель поставили на уроке?

  • Как вы считаете, мы достигли её?

  • Что нового узнали на уроке?

  • Составьте лингвистический рассказ

- Какие разделы русского языка повторили?

Что изучает орфография?

Что изучает пунктуация?

- Что изучает синтаксис?

~* По каким признакам можно обнаружить деепричастие в предложении?

Рефлексия

  1. мне было интересно...

  2. теперь я ...

  3. сегодняшнее занятие мне позволило...

  4. в своей работе я...

  5. сегодня на уроке я запомнил...

  6. я рад, что...

  7. я повторил...

  8. я никогда не думала, что...

Домашнее задание. Составить предложение с деепричастным

оборотом.

1 ряд

придумать 20 слов с чередующимися гласными в корне.

2 ряд

придумать 20 слов «ь» после шипящих..

3 ряд

придумать 20 слов «о,ё,» после шипящих.


Систематизация материала по разделам русского языка «Орфография». «Синтаксис»
  • Русский язык и литература
Описание:

На данном уроке учащиеся повторяют разделы русского языка. Орфограммы: о//е после шипящих, мягкий знак после шипящих на конце слова, чередующиеся гласные в корне. Закрепляют деепричастие и оформление деепричастного оборота на письме.

 

На уроке формируется навык видения орфограммы в слове, развивается навык самоформуливания целей урока, монологическая речь, совершенствуются навыки правильного определения границ деепричастного оборота и его пунктуационное выделение, развивается языковое чутье учащихся при сопоставлении одиночных деепричастий и наречий, которые приобретают признаки деепричастия, имея при себе зависимые слова (не глядя, сидя, лежа). Воспитывается внимание к слову.

 

Автор Мишурова Елена Викторовна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 518
Номер материала 2237
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓