Главная / Русский язык и литература / Система занятий по внеклассному русскому языку

Система занятий по внеклассному русскому языку

Систематизация материала по русскому языку

« Задания для умников и умниц»


Темы

Страницы

Звуки согласные и гласные.

2

Алфавит.

4

Слог. Перенос слов.

5

Мягкий знак – показатель мягкости.

6

ЧН, ЧК, ЩН,

8

Правописание имен собственных.

9

Ударение.

11

Однокоренные слова.

12

Удвоенные согласные.

14

Разделительный мягкий знак.

15

Непроизносимые согласные в корне слова.

17

Правописание приставок и предлогов.

19

Имя существительное

21

Прилагательное.

28

Местоимение.

29

Глагол.

30

Неопределенная форма глагола.

31

Наречие.

35

Частицы, междометия.

37

Главные и второстепенные члены предложения.

38

Однородные члены предложения

39









































Тема: Звуки согласные и гласные.

Задания для умников и умниц


  1. Каких слов в русском языке больше: которые начинаются с гласных
    или которые начинаются с согласных? (Согласных.)

  2. Какие слова можно получить, если в слове торт заменить первую букву?

  3. Какие гласные не встречаются (редко встречаются) после букв г, к, х?(я, ю, ы.)

  4. Среди данных слов найдите слова, в которых находятся рядом два гласных звука: театр, какао, каемка, струя, боец, шпион, пион, дуэт, оазис, сиять, пианино, союз, каучук.

  5. Сколько букв о в предложении Звонят во все колокола? А сколько зву­ков [о]? Объясните, куда они подевались?

  6. Сколько звуков в слове сшить? (Три.) В слове летчик? (Пять.)

  7. Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке,
    чтобы получить:

из слова лён — цифру,

из слова лей — название дерева,

из слова лоб — название настила,

из слова люк— большой мешок,

из слова ток — домашнее животное,

из слова шел — неправду,

из слова шей — просьбу,

из слова куб — связку, охапку чего-либо,

из слова тол — прибор для измерения глубины моря,

из слова лед — материал для крыши1.

(Ноль, ель, пол, куль, кот, ложь, ешь, пук, лот, толь)

  1. Какими звуками различаются слова дал и даль, ,лук и .люк ,флаги и фляги?

  1. В песенке Ю. Черных и А. Пахмутовой «Кто пасется на лугу» есть та­кие строки:

Далеко, далеко
На лугу пасутся ко...
Кони?

Нет, не кони.

Далеко, далеко

На лугу пасутся ко...

Козы?

Нет, не козы.

Далеко, далеко

На лугу пасутся ко...

Коровы?

Правильно, коровы.

Какая фонетическая ошибка в данном тексте?

(В слове «коровы» пер­вый гласный звук близкий к «а», а не к «о»).

10. В книге «Правильно ли мы говорим?» писатель Борис Николаевич Тимофеев посвящает большую главу скоплениям гласных и соглас­ных. И приводит интересный пример:

«— А может быть, вам желательно услышать фразу, в которой стояли бы рядом девять (!) гласных?

  • Извольте!

  • Я знаю ее и ее июльское увлечение...»

Верен ли этот пример? (В этой фразе девять гласных букв, а не звуков. Так как шесть букв представляют собой в звуковом отношении сочетания с согласными. Это буквы е, е, ю.)

11. Среди записанных на доске слов назовите те слова, в которых:

а) букв больше, чем звуков;

б) звуков больше, чем букв,

в) звуков столько же, сколько и букв.

Юмор, полет, ярмарка, трельяж, трюмо, веселье, ледник, тополь, объем, съезд, тюлень, поленья, ярмарка, польет, вьюнок, ночник, масса, аллея, шоссе, вьюга, верблюд. Воробей, обед, пень. Деньки, съемка, хоккей, сера, ссора, дрожь, дрожжи, мята, платья, плата.

Загадки-шутки

  1. В каком слове 40 гласных? (Сорока)

  2. Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой о)

3.Что в человеке есть одно,
А у вороны — две,

В лисе не встретится оно, А в огороде — три. (Буква О)

  1. Что мы слышим в начале «урока»? (Звук [у])

  2. Что находится в начале книги? (Буква к)

  3. Что стоит посередине Волги? (Буква л)
    7. Ум наоборот. (My).

  1. Какое слово состоит из половины буквы? (Полк, поле.)

  2. Какое слово имеет семь штук я? (Семья.)

Тема Алфавит.

Задания для умников и умниц

  1. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?
    (Алфавит или азбука)

  2. Почему слова в словарях располагают в алфавитном порядке?

  3. Как написать, не употребляя букв я, ю, е, ё следующие слова: ярмо,слезы, сюда, заяц, ель, ёлка! (Йармо, сльозы и т.д.)

  4. Какие буквы не употребляются в начале русских слов? (ы, й, ъ, ь)

  5. Какая часть света называет себя первой и последней буквами древне­
    русской азбуки? (Аз-и-я)

Загадки-шутки

  1. Как каплю превратить в цаплю?

  2. Можно ли из нуля получить соль ?

  3. Как написать слово ласточка тремя буквами? (Лас.)

  4. Как написать сухая трава четырьмя буквами? (Сено)

  5. Какой месяц короче всех?

  6. Из какой буквы надо выбросить а, чтобы получить жилище?(1/з-6-а)

  7. Может ли в слове быть сто одинаковых букв? (Сто-л, сто-г, сто-пит.д.)

  8. Есть слово из шести букв, которое можно написать и одной буквой,
    поставив после нее знак препинания. Что это за слово? (У-точка).

  9. Какое слово можно записать четырьмя и тремя буквами? (Трио — ооо)

Веселые стихи

Песенка-азбука

Тридцать три родных сестрицы, Пэ, эР, эС, Тэ. У,эФ, Ха —

Писаных красавицы, Оседлали петуха.

На одной живут странице, Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я —

А повсюду славятся. Все теперь мои друзья!

К нам они сейчас спешат, Пять сестренок опоздали —

Славные сестрицы, Заигрались в прятки.

Очень просят всех ребят А теперь все буквы встали

С ними подружиться! В азбучном порядке.

А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ — Познакомьтесь с ними, дети:

Прикатили на еже. Вот они стоят рядком,

Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О — Очень плохо жить на свете

Дружно вылезли в окно. Тем, кто с ними не знаком.

Б.Заходер






Тема: Слог. Перенос слов.

Задания для умников и умниц

I В каких словах спрятались сразу две ноты? {Помидор, фасоль.)

  1. «Сыщик». В какие слова спрятался вор? (Ворона, ворота, Воронеж,поворот, жаворонок, воротник, Воркута, творог.)

  2. В какие слова залетела оса1? (Осадки, посадка, коса, роса.)

  3. Составь по три слова с нотами:

до (дорога, дома, коридор, помидор, до­лина, домино и т.д.);

ре (река, ремень, ребенок, ребус, корень, варенье и т.д.);

ми (мираж, миля, минута, Миша и т.д.);

фа (фасоль, фаянс, фаб­рика, фантазия, фамилия и т.д.)

соль (сольдо, фасоль, рассольник, соль-феджио,и т.д.);

ля (оляпка, канделябры, телята, маслята, лягушка,коляска, солянка и т.д.);

си (сирень, сироп, синева, косилка и т.д.).

Загадки-шутки

  1. Какую ноту любит осьминог? (Ми). Удод? (До) Телята? (Ля) Фазан?
    (Фа) Оляпка? (Ля) Синица? (Си) Лоси? (Си)

  2. Что исполнил соловей? (Соло)

Веселые стихи

Стали грамотными

Давно ль читали мы с трудом: Прошел ноябрь, декабрь, январь —

«До-мик. Дом. И одолели мы букварь.

Миша мил. Ми-ша мал. Поздравил нас десятый класс

Ми-ша дом сло-мал> — Вот нам какая честь!

Давно ль мы звали маму Гостям решили мы рассказ

И впервые сами Про белочку прочесть.

Вслух читали маме: Но от волненья я прочла:

«Ма-ма мы-ла ра-му». Что в клетке булочка жила.

А.Барто.


Про гиппопотама

Уговорились я и мама Пусть мама скажет за меня!

Дождаться выходного дня Вошли в открытые ворота

И посмотреть ги-ги-топама... И побежали мы вдвоем

Нет, ги-попо-тото-попама... Взглянуть на ги... на бегемота

Нет, ги-тото-попо-потама... Мы чаще так его зовем.

С.Маршак




Тема: Мягкий знак – показатель мягкости.

Задания для умников и умниц

  1. Как слова состав, удар и трон превратить в слова, обозначающие дей­ствия предмета? (Надо добавить мягкий знак: состав — составь, удар ударь, трон тронь.)

  2. Как слова, обозначающие действия предмета жарь, стань и примерь превратить в слова, обозначающие предмет? (Надо убрать мягкий знак: жарь жар, стань — стан, примерь пример.)

  3. После каких согласных никогда не пишется мягкий знак? (Г, к, х.)

Загадки-шутки

  1. Как превратить мел в мелкое место, угол в топливо, шест в число?
    (Мел—мель, угол—уголь, т. е. приписать на конце слова мягкий знак.)

  2. Чем оканчивается день и ночь? (Мягким знаком.)

3. Сколько село слов на мель?
Разобраться ты сумей.
Пять минут — уму зарядка,
Для детишек всех загадка.

Да, задача не пустяк.

Мель не боится лишь смельчак!

Мель, *мель, мель****, ****мель, мель****, *мель**, *мель, *мель***.


Ответ: мель, шмель, мельница, карамель, мелькать, умельцы, хмель, смельчак.

Веселые стихи для выборочного письма .

Разгуляется денек, — День, коньки, пальто и пень...

В поддень сядь на пенек, Составлять слова не лень —

Глянь — на припеке С мягким знаком в середине

Прыгают сороки. С мягким знаком на конце...

А в обед совсем теплынь — Он в альбоме, в апельсине,

Пахнет горькая полынь, На асфальте, на крыльце!
Тянет медом, мятой

И травой примятой. А.Кочергина

Только этому не верь...

Осень все-таки теперь!

Е. Благинина



Задачи-игры

  1. В словах день, огонь, пень, уголь, зверь, окунь, боль спрячьте мягкий
    знак в середину.

  2. Шарада

Мое начало — буква алфавита,

Оно всегда шипит сердито,

Второго корабли боятся,

И обойти его стремятся.

А целое весной летает и жужжит,

То сядет на цветок, то снова полетит. (Ш-мель).



3. «Письмо Дяде Федору от Матроскина»

Учитель предлагает ребятам исправить ошибки, допущенные Матроскиным.

Дорогой дядя Федор!

Живем мы здесь хорошо. Шарик очень доволен, что у него ест

будка. Радостный такой. Глаза светятся как уголки. На прошлой неделе срубили банку. Как раз вовремя. Печкин за­хворал. Попарился раз шест и стал здоровым. Пенки со двора мы с Шариком все убрали. Весной сделаем ред­ки грядки. Уж очен Печкин из нее салат любит...




Игра «Сосчитай»

Учитель диктует слова, в которых имеется мягкий знак, обозначаю­щий мягкость согласного, и в которых мягкий знак отсутствует. Дети должны сосчитать, в скольких словах надо писать мягкий знак.

  1. Пень, день, соль, клин, боль, зверь, лис, лось, лед, лень, семь,
    крем, Кремль, букварь. (10 слов с мягким знаком.)


  1. Льдина, лед, пенки, пеньки, больной, ельник, сонный, полка,
    полька, кольцо, галка, галька, масло, мальва, борцы, борьба,
    баллы, бальный, спальный. (11 слов с мягким знаком.)

Тема: ЧН, ЧК, ЩН,

Задания для умников и умниц

  1. Запишите сорта мороженого и варенья, в которых есть сочетание нч.

  2. Запишите профессии, в названиях которых встречается сочетание нщ.

  3. От данных слов образуйте и запишите прилагательные: проверка, энергии я,мелочь,сердце, подарок ,срок, скука ,лоток, молоко, канарейка.

Загадки-шутки

Что делали очки ? Ныряли в ... (бочки),

Играли с нами в ... (салочки), Прыгали с... (кочки)

Писали с нами... (палочки ), На последней ...(строчке),

Примеряли ...(шапочки), Поставили ... (точки).

Надевали ...(тапочки)

А.Кочергина

Веселые стихи

Ходит вишенка боч...ком,

Бьёт вишневым каблуч...ком.

Ей платком черешня машет

И в обнимку с вишней пляшет.

В. Степанов

Муравейник'

Вот в лесочке у пенечка По дорожкам там и тут.

Выросла большая кочка: То травинку, то личинку

Муравьиный это дом, Вместе тащат по тропинке.

И жильцов без счету в нем. Этот город муравьиный

Муравьи спешат, снуют Охранять с тобой должны мы!













Тема: Правописание имен собственных.

Задания для умников и умниц

1. Прочитайте слова: Ваня, Вася, Коля. Спишите предложение, изме­няя эти три слова, напишите их по-другому, как больше подходит по
смыслу:

(...), (...), и (...) — подружки. (Аня, Ася и Оля — подружки.)

2. К словам первого столбика добавьте букву «я«, к словам второго столбика добавьте букву «в». Запишите вновь полученные слова:

кол кольцо

бор озеро

лён перо

3. При списывании этих предложений из первого выделенного слова по­лучите три слова, из других выделенных слов получите по два слова.

Это виктория. В школу Стасик ходит садиком. Алеша еще мал.

Ответ: Это Виктор и я. В школу Стасик ходит с Адиком. А Леша еще мал.

4. Прочитайте слова. Найдите букву, которую нужно заменить буквой, указанной в скобках, чтобы получить новое слово. Напишите вновь полученные слова:

ослик (р), марка (у), пучок (ш), барсук (и), тазик (у), шарил (к), жучки (а), пулька (б)

5. Вставьте слог между подчеркнутыми буквами. Напишите вновь по­лученные слова:

вода (лог), оса (дес)

  1. Яша утверждает, что его фамилия состоит из его имени и названия крупного хищного животного семейства кошачьих. Отгадайте и за­пишите его фамилию. (Яковлев)

  2. Девочка-полячка утверждает, что она — Нина. Но это не так. Как зо­вут девочку? (Янина)

9. В каких именах спрятались ноты?

ЛЯ: Коля, Оля, Валя, Юля, Аля, Галя.

ФА: Фаина, Фарид, Фатима.

РЕ: Андрей.

МИ: Людмила, Михаил, Дмитрий.

СИ: Анастасия, Василий, Максим, Василиса.

ДО: Долорес, Федот, Федора.

ДО В каких полных женских именах есть единица измерения площади? ' (ОльГА, ИнГА, ГАлша.)

  1. В каком мужском имени спрятался кит?(Никита)

  2. Какое полное мужское имя начинается с названия дерева?(Иван)

  3. В каком женском имени спрятался лес? (Олеся)



  1. Какие слова спрятались в именах:

Аркадий, Антон, Борис, Мария, Валентина, Николай, Клава, Алёна, Ульяна, Виктор, Евгений, Данила, Кирилл, Дарья.

15. Какие имена спрятались в именах:

Татьяна, Кира, Вероника, Анжелика.

  1. В каком полном мужском имени спрятаны два имени девочек-тезок?
    (Геннадий).

  2. Какие женские имена связаны с названиями месяцев? (Марта,
    Майя, Августа).

  1. Как земельные угодья превратить в женское имя? (Поля Поля)

  1. Какие женские имена произошли от названий цветов? (Роза, Лилия,
    Азалия)

  2. У Ирины и Вовы маму зовут Анна Романовна, а папу Иван Валерье­вич. Как зовут дедушек Вовы и Иры?

  1. На какие группы можно разделить имена людей?

Вова, Ирина, Роман, Жора, Владимир, Дмитрий, Ира, Рома, Дима, Георгий?

Ответ: Имена могут быть разделены на группы по полу, краткие

полные, по количеству слогов в них.

Игра

1. Игра в города

Восстановите названия городов:

  • * МАРКА* * (Самарканд),

  • АСТРА* * * * (Астрахань),
    ***** ТОПОЛЬ (Севастополь),

  • ВОРОН* * (Воронеж),

  • УХА** (Бухара),

* * * ДИВО* * * * • (Владивосток),

  • * РОВ (Киров),

  • * * СТАН* * (Кустанай),

  • МАГ* * * * (Магадан),

  • * ТРОПА ****** (Петропавловск),

  • * * * УМ * (Сухуми),










Тема: Ударение.

Задания для умников и умниц

1. Поставьте ударение в одинаковых словах:

Густые хлеба в поле — будет и на столе хлеба вволю. {Пословица)

На путях я вижу сорок

Резво скачущих сорок.

Этот вид мне очень дорог

Средь неведомых дорбг.

И. Соколов-Микитов

Вопрос мой прост и краток,

Промолвил Носорог,

Что лучше — сорок пяток

Или пяток сорок?

А. Милн

2. Объясните, почему не рифмуются эти двустишия:

Рожь мы пишем с мягким знаком,

С этим я давно знаком.

Уродились густые хлеба,

Будет вдоволь душистого хлеба.

Ответ: Ударные слоги последних слов в строках разные.




3. Образуйте новые слова с помощью перестановки ударения

атлас — атлас, белки — белки, верхом — верхом, вилки — вилки, вычитать — вычитать, глазки — глазки, пекло — пекло, жаркое — жаркое, избегать, избегать, ледник —ледник, пряди —пряди, за­сыпать — засыпать, мели — мели, стрелки — стрелки.

Тема: Однокоренные слова.

Задания для умников и умниц.

  1. Почему корень слова назвали корнем?

  2. Восстановите стихотворение А.С.Пушкина. Что вы можете сказать о вставленных словах?

...И речка подо льдом….

Вся комната янтарным...

Озарена. Веселым... ...

……..затопленная печь.

  1. Найдите корни и укажите различие в смысле слов: сад — роща, плетень — частокол.

  2. Как называются детеныши галки, совы, курицы, лисы, волчицы, ко­ровы, свиньи, тигра? Какие из этих слов родственные?

  3. Будут ли однокоренными слова: переносица и переноска, ножницы и треножник* Проверьте себя, подобрав к данным словам родственные.

  4. Измените данные слова или подберите к ним родственные так, что­бы превратилось Ё в Е: дёшево, лён, ёж, тёрка, берёза, пелёнка, шёлк.

Веселые стихи

Слониху, слоненка, слона

Пушистые волны качали.


И детской улыбкой дельфины встречали

Слониху, слоненка, слона.

Ю. Мориц

Га-га-га!- гогочет гусь,

Я семьей своей горжусь!

На гусят и на гусыню

Все гляжу — не нагляжусь.

Н. Костарев

Снежная сказка

Проплясали по снегам У заснеженной реки

Снежные метели. В снежном переулке

Снегири снеговикам Звонко носятся снежки,

Песню просвистели. Режут лёд снегурки.

С. Погореловский


Я друзей нарисовала

У меня друзей немало, Света светит,

Но я всех нарисовала: Соня спит,

Коля колет, Катя катит,

Поля полет, Тоня тонет,

Паша пашет, Но не дам ей утонуть!

Варя варит, Я спасу подружку Тоню:

Валя валит, Подрисую что-нибудь.

Г. Комаровский, Г. Ладонщиков

Как растут слова

Как-то много лет назад Стало много новых слов.

Посадили странный сад. Вот из сада вам рассада,

Не был сад фруктовым — Вот еще посадки рядом.

Был он только словом. А вот садовод,

Это слово, слово — корень С ним садовник идет.

Разрастаться стало вскоре. Очень интересно

И плоды нам принесло. Гулять в саду словесном.

Е.Измайлов

Мы построили скворечню Мать, отец и скворушки —

Для веселого скворца. Черненькие перышки.

Мы повесили скворечник Кормит матушка скворчат.

Возле самого крыльца. Целый день птенцы кричат:

Все семейство вчетвером — Мы хотим добавку —

Проживает в доме том. Муху и козявку!

Е. Тараховская



















Тема: Удвоенные согласные.

Задания для умников и умниц

1. В названии, какого дня недели есть двойные согласные? (Суббота)

2. Мы малышку А...у
Положили в ва...у.
А...а плавает, хохочет.
Вылезать она не хочет.

Э. Мошковская

Загадки-шутки

Кто очень забывчивый, невнимательный, неудачливый «вместо ва­ленок перчатки натянул себе на пятки«? (Человекрассеянный.) Назовите его адрес. (Санкт-Петербург, улица Бассейная.)

Веселые стихи

Стихи, содержащие слова с удвоенными согласными

Что такое аппетит? Начинается программа!

Мама мне о нем твердит. Два ручных гиппопотама,

Говорит она сердито: Разделивших первый приз,

Ты поел без аппетита. Исполняют вальс-каприз.

В. Голяховский С. Маршак

Вредные советы

Если гриппом заболел,

Дома ты не смей сидеть.

В школу ты беги скорей,

Заражай других детей.

Замолотских Лена

Тема: Разделительный мягкий знак.

Задания для умников и умниц.

Назвать два слова, в которых бы одновременно встречались Ъ и Ь знак. (Подъедешь, разъяснить и т.д.)

Веселые стихи

Молчаливый твердый знак Слониху, слоненка, слона

Не произносится никак! Дельфины любили, как братья.

Но нужен многим он словам. Прощаясь, они заключили в объятья

Его учить придется вам: Слониху, слоненка, слона.

Хотите — не хотите, Да-да, и меня,

Стоит он в алфавите! Да-да, и меня заодно.

А. Потапова Ю. Мориц

  • Какой подъем, Твердый знак собой гордится:
    крутой подъем! — Без меня не объясниться,

  • А мы подъем Объявленья не прочесть,
    Возьмем Сладких булочек не сЪесть.

Вдвоем, . В. Степанов

И ближе будет высь!

Ты только обопрись!

Э. Мошковская

Игры-задания

1. «Кто быстрее назовет»

Учитель задает вопросы, ученики должны ответить на них словами с разделительным твердым знаком:

Как мы называем кран, который поднимает тяжелые грузы? (Подъ­емный кран).

Грибы, которые нельзя есть? (Несъедобные грибы)

Как мы говорим о ком-то, кто сжался от холода? (Съежился)

Дорога, круто поднимающаяся вверх? (Подъем)

Рассказ о том, как лучше выполнить задание? (Объяснение)

Сообщить о чем-то. (Объявить)

Соединить вместе. (Объединить)

Приблизиться к чему-то на машине (Подъехать)

Это приходится делать водителю, когда он загоняет машину в гараж или во двор.(Въезжать)

Сообщение о чем-то важном, новом, срочном. (Объявление)

Одно нужно отделить, отсоединить друг от друга. Например, прово­да. (Разъединить).

Таким бывает воробей после драки. (Взъерошенным)

Он есть у каждого дома. Это крытый вход в здание. (Подъезд)

Фигура плоская, а тело...(объемное).

Если зверя разозлить, то он становится...(разъяренным).

Если предмет имеет недостаток, то у него есть...(изъян)

Дети не любят уколы и даже слово-синоним к нему. (Инъекция)

Транспорт приближается к объекту. (Подъезжать)

Её проводят при помощи фотоаппарата, фоторужья, кинокамеры, видеокамеры. (Съемка).


2. Буквенный диктант «Ъ или Ь»?

Учитель читает рифмовку. Ученики в тетрадях пишут только твер­дый или мягкий знак.

Объявил, полозья, съезд. Объяснил, объедки, съест. Обезьяна, льет, подъезд. Вьюга, вьюн, семья, разъезд.

Ответ: ъ, ь, ъ, ъ, ъ, ъ, ь, ь, ъ, ь, ь, ь, ъ.

3. «Исправь рассказ, написанный Незнайкой»

«В воскресенье я был в лесу с друзями. Мы ставили палатку, я забивал коля вместе с Гунькой. Мы разъвели костер и варили гречьневую кашу. Понъчик съел на пенек и сел всю кашу. Нам оставил совсемь мало. Булка стащила все бульки. Пришлось пить чай с одним варенем. Тьюбик рисовал, а Авоська вел сьем-ку фильма «Мои друзя в лесу».


Задания для умников и умниц

1 Сколько раз мы напишем мягкий знак в пословице «Без терпенья нет ученья и уменья?»

2, В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак? (Дарья, Наталья, Лукерья, Прасковья, Софья, Татьяна, Ульяна)

Загадки-шутки

1. Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных шестов с заостренными концами? (Коля — колья, вставить мягкий знак)









Тема: Непроизносимые согласные в корне слова.


Задания для умников и умниц

1. Вставь в стихотворение А.С.Пушкина пропущенные слова. Что ты
можешь о них сказать?

Мороз и...

День...

Еще ты дремлешь, друг...

Пора, красавица, проснись.

2. Найди в словах рифмовки ошибки

Тростник, прелестный, властный,

Доблестный, ненастный.

Окрестный, устный, местный,

Чудестный, неизвестный.

3. Объясните написание орфограмм:

Нераздельно сер...це с песней русской

Задушевной, ласковой до слез

От нее то радос.но, то грус.но,

С ней тепло в ненастье и мороз.

О.Фадеева

Загадка-шутка

1. По чему часто ходят и никогда не ездят? (По лестнице)

Веселые стихи

Был белый дом, Живое выбежало чудо —

Чудесный дом, Такое теплое,

И что-то застучало в нем, Такое

И он разбился, и оттуда Пушистое и золотое.

К. Чуковский











2. Найди ошибку в стихотворении

Ягодка

Бывает ягода брусника, Веселы все дети,

Черника, клюква Грустно только Пете.

Земляника... Не ел ли грусники

А есть ли ягода грусника? Он вместо брусники?

А веселика тоже есть? Не съел ли скучники

Конечно, есть! Он вместо черники?

Глядите, А может быть, он вместо клюквы

Глядите-ка на Витю — Попробовал ягодку злюквы?!

За ягодкой нагнется, Ох, кто объестся этих ягод,

Сорвет и засмеется. Тот может стать сердитым на год!

А Таня и Наташа — Скорей помогите мне, дети,

Так эти даже пляшут. Найти веселику для Пети!

В. Данько
























Тема: Правописание приставок и предлогов.

Задания для умников и умниц.

  1. С какой частью речи никогда не употребляются предлоги? (С глаголами)

  2. Какие предлоги не могут быть приставками? (К, для, кроме)

  3. Какие предлоги бывают самыми частотными словами? (В и на)

  4. Как изменится смысл предложения «Берега заросли», если впереди
    поставить предлог у?

5. Раскройте правильно скобки.

Скок — поскок! Голова (с)горшок.

Молодой дроздок Молодичка-молода

(По) водичку (по)шел, (По)ехала (по)дрова,

Молодичку (на)шел, (За)цепилась (за)пенек,

Сама (с)вершок, (Про)стояла весь денек.

Загадки-шутки

  1. Из каких предлогов можно составить название домашнего животно­го? (К, о, за)

  2. Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошва ботинок)


Веселые стихи

Чудесный выдался денек, Что значит — «за»?

А я учу предлоги... И «за»и «по» — предлоги...»

Я должен твердо знать урок: А хорошо бы — ЗА порог

У нас учитель строгий! И — мчаться ПО дороге!

И я шепчу, закрыв глаза, Какой бы выдумать предлог,

Скрестив под стулом ноги: Чтоб не учить уроки?

«Что значит — «по»?

А.Шибаев

Солнце землю греет слабо, Под березой на пригорке

По ночам трещит мороз. Старый еж устроил норку.

Во дворе у снежной бабы Два неопытных ежа

Побелел морковный нос. В листьях рядышком лежат.

Ладонщиков

На ветру, на первом холоде Под березами широкими

Старый дуб роняет желуди. Галки ссорятся с сороками.

А в саду, за нашей школою, Пруд застыл, и речка скована,

Иней сел на ветки голые. Но по льду ходить рискованно.

С. Смирнов



Задачи игры

  1. Замени словосочетание глаголом.

Прикрепить при помощи молотка и гвоздя доску — ...(прибить);

Начать исполнять песню — ... (запеть);

Проглотить таблетку с водой — ... (запить);

Отделить ножницами часть ткани — ... (отрезать);

Удержать текст в памяти — ...(запомнить);

Старое пальто сшить по-другому — ...(перешить);

Сменить место проживания — ...(переехать);

Очень-очень быстро уйти с урока без разрешения — ...(сбежать).

2 . Замените одно слово словом с приставкой, можно даже таким, како­
го в словарях еще нет:

веревка —... (завязка) липучка —... (прилипала) спички — ... (зажигалки) пуговицы — ... (закреплялт) слово — ... (заговорилка) дом — ... (проживалка) ребенок —... (довзрослый)

3 . Фантастический префикс (из Дж. Родари)

Учитель записывает на доске слева самые различные префиксы, а справа — имена существительные. Дети должны соединить эти части и получить новые слова, попробовав объяснить их значение. Например:

Префиксы Существительные

Анти- Доска Бульон

Супер- Бумага Квартира

Макси- Нос Дача

Мини- Глаз Страх

Не- Строка Радость

Архи- Зеркало

Микро- Кошка

Полу- Собака

Сверх- Разговор

Вот что может получиться: Антикошка мышь, охотящаяся на кошек. Суперглаз глаз, видящий на тысячи километров. И т. д.

Тема: Имя существительное

Задание для умников и умниц

1. Замените словосочетания именами существительными с приставкой
НЕ- или слогом НЕ-, определите их лексическое значение.

Лживое сообщение — ... (небылица свойство);

отсутствие ста­рания — ... (небрежность качество);

веселая путаница — ... (не­доразумение — качество);

болезненное состояние — ... (недомо­гание — состояние);

сильное возмущение — ... (негодование —' состояние);

суетливый человек — ... (непоседа качество);

пол­ная самостоятельность — ... (независимость свойство);

отрица­тельная оценка чего-нибудь — ... (неодобрение —действие);

пос­тоянная рассеянность — ... (невнимательность качество);

гру­бая ложь — ... (неправда свойство);

рабство для человека — ... (неволя состояние);

дождь с ветром — ... (непогода свойство).

2. Выберите из предложенных групп слов те, что являются именами существительными:

Три, тройка, третий, тройной, троиться.

Синеть, синий, синева.

Краснеть, красный, краснеющий, краснота.

Два, двойка, двойня, удвоить, двойной.

Загадки-шутки

Определите лексическое значение слов, одинаково пишущихся, но по-разному звучащих в этой загадке.

«Слова-близнецы»

...Одинаково нас пишут,

Одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность,

Потому не торопись;

Не всегда нужна поспешность,

Ты до смысла доберись...

...Отца спросила дочка:

Не знаю, как прочесть,

Есть слово «проволочка»

И «проволочка» есть.

А что такое «атлас»?

Его приносят в класс?

Я прочитала «атлас»,

Но есть ведь и «атлас» (А. Барто)

Задания для умников и умниц

  1. Напишите цепочку из 9 имен существительных мужского рода так, чтобы последняя буква последующего слова была такой же, на какую заканчивается предыдущее слово.

  2. Существуют ли одушевленные имена существительные среднего рода? (Да: дитя, животное, насекомое, чудовище.)

  3. Определите род в словах: картофель, пальто, тюль, кафе, кофе, шам­пунь, рояль. (Картофель м.р., пальто — ср.р., тюль м.р., кафе ср.р., кофе м.р., шампунь м.р., рояль — м.р.)

  4. Определите род и число в словах тушь, туш, душ.

  5. Какие существительные не принадлежат ни к мужскому, ни к женс­кому, ни к среднему роду? (Существительные, которые употребляют­ся только во множественном числе: сани, сутки, ворота и т.д.)

6- Прочитайте деформированное слово, запишите его и укажите род.

рономаг (агроном),

каапте (аптека),

бузар (арбуз),

тоболо (бо­лото),

гонав (вагон),

секреньевос (воскресенье),

ведорие (дове­рие) ,

няревде (деревня),

киконь (коньки).

Ватькро (кровать),

яцза (заяц),

ковьмор (морковь),

лимана (ма­лина),

честотево (отечество),

насио (осина),

топаль (пальто)

рольпа (пароль),

табосуб (суббота),

цалисто (столица).

7. Запишите названия овощных культур, которые употребляются толь­ко в единственном числе: морковь, картофель, лук, капуста, горох.


Игры

«Из мужского — в женский»

К каждому слову мужского рода добавьте только одну или две бук­вы, чтобы получилось новое слово женского рода.

гость — ... (горсть) лак — ... (ласка) ход — ... (ходка)

гам — ... (гамма) сор — ... (ссора) рак —... (рамка)

клуб—... (клумба) чай — ...(чайка) рост—...(трость)

шест —... (шерсть) душ — ...(душа) вол — ...(воля)

поп — ...(полка) док — ...(доска) мел — ... (мель)

парк— ...(парка) маг — ...(магма) мак — ...(марка)

полк — ... (полка) шах — ... (шахта)

хлор — ... (хлорка) жест — ... (жесть)


Игра «Поиск слов»

Какого рода существительные, оканчивающиеся на –ук, на –ръ, на -ль? Подберите и запишите их .

-ук — (м.р.) жук, лук, сук, бук, бамбук, виадук.

-рь — (м.р. и ж.р.) корь, хорь, якорь, угорь, дверь, хворь, лагерь, снегирь.

-ль — (м.р. и ж.р.) моль, ноль, роль, соль, толь, тюль, боль, педаль, руль, ро­яль, уголь, медаль, гастроль, февраль, миндаль, кисель, метель, постель, ши­нель, карамель, пароль, спектакль, портфель.

«Слова в словах»

Найдите слова в словах, определите их род и число.

ХОРОВОД (хор, ров, овод), ВОЛОСЫ {вол, осы),

ШПАГАТ (шпага, агат), ЯРМАРКА (яр, марка, арка),

ЯБЛОКО (блок, око), ГОЛОСА (гол, оса),

БУЙВОЛ (буй, вол) ПОЛОСА (пол, оса).

«Проверьте Незнайку»

Незнайка играл в слова, составляя из двух слов одно. Проверьте, правильно ли он составил слова?

ПОЛ + ОСЫ = ПОЛОСЫ ЗУБ + Ь + Я = ЗУБЬЯ

КОЛ + ОСЫ = КОЛОСЫ , ДУБ + Ь + Я = ДУБЬЯ

ВОЛ + ОСЫ = ВОЛОСЫ

Запишите названия дней недели определите их род:

Понедельник, вторник, четверг — муж. р.; среда, пятница, суббота — ж. р.; воскресенье — ср. р.

«А что это у человека?»

Запишите слова-ответы и определите в них род и число.

У птицы это крыло — у человека ... (руки, мн.ч.)

У зверя лапа — у человека ... (ноги, мн.ч.)

У собаки морда — у человека ... (лицо, ед.ч., ср.р.)

У конфеты фантик —у человека ... (одежда, ед.ч., ж.р.)

У подводной лодки перископ — у человека ... (глаза, мн.ч.)

У льва пасть —у человека ... (рот, ед.ч., м.р.)

У машины мотор — у человека ... (сердце, ед.ч., ср.р. )

У рыбы жабры — у человека ... (легкие, мн. ч.)

У березы сок — у человека ... (кровь, ед.ч., ж.р.)

У экскаватора ковш -г- у человека ...(ладонь, ед.ч., ж.р.)








Задания для умников и умниц.

«Расшифруйте»

Прочитайте деформированные слова, запишите и определите склонение имен существительных.

зинмага (магазин),

обкола (облако),

едоб (обед),

ябрьно (ноябрь)
тонарикви (викторина),

зегата (газета),

ниелаже (желание),

лезоже(железо),

такомна (комната).

Ровако (корова),

москос (космос),

теркомпью (компьютер),

розом (мороз)

комоло (молоко),

бельме (мебель),

линама (малина),
лярма (маляр),

лоябко (яблоко),

таночер (чернота),

радьтет (тетрадь),

зяйствохо (хозяйство),

пажкиэ (экипаж).


Дополните текст именами существительными:

Весна

Звоном и солнцем наполнена весна-... . Чудесная ... капели, первое ... птиц,... кристальных ручейков. В воздухе ... весны.

Сколько и ... в каждом мгновении весеннего дня! Как ве­село бегают по залитой светом комнате солнечные ...!

Скоро лопнут большие набухшие ..., проклюнутся первые зеленые ... и к чудесному аромату весны прибавится чарующий ... сирени. Словно маленькие солнышки, зацветут на лицах прохожих ....

Сравните с оригиналом:

Звоном и солнцем наполнена весна-красавица. Чудесная музыка капели, первое пение птиц, журчание кристальных ручейков. В воздухе аромат весны.

Сколько света, солнца и счастья в каждом мгновении весеннего дня! Как весело бегают по залитой светом комнате солнечные зайчики!

Скоро лопнут большие набухшие почки, проклюнутся первые 1 зеленые листочки и к чудесному аромату весны прибавится чарующий запах сирени. Словно маленькие солнышки, зацветут на лицах прохожих веснушки.




Анаграммы

Анаграммами называются новые слова, которые получаются путем перестановки букв какого-нибудь слова. Мы предлагаем эту игру соединить со знаниями правил:

а) из одушевленного существительного мужского рода КОРШУН составьте неодушевленное того же рода (шнурок).

б) из неодушевленного существительного мужского рода ТОВАР составьте одушевленное того же рода (автор).

в) из существительного женского рода РОТОНДА получите существительное среднего рода (торнадо).

г) из существительного мужского рода КАРАТ получите существительное женского рода (карта).

Загадки-шутки

«Ворона»

Вот крикливая ворона

Нам доставила пакет.

Не могу прочесть ни слова.

Разгадайте вы секрет.

  1. Вот в строке мужское имя. _ _кар.

  2. В огороде его тьма. Кар _ _ _

  3. Прописал мне врач _ _кар _ _ _

Чтоб не болела голова.

  1. На стене висела в классе. Кар_ _

  2. Стоит почетный кар_ _ _

  3. У художника кар_ _ _ _

  4. У меня в руке кар_ _

  5. Там пекли буханки хлеба. _ _ _кар_ _ .

  6. Я поймал его в реке. Кар_ _

  7. Мы на завтрак ели с сыром _ _ кар_ _ _

Ответы: Макар, картофель, лекарство, карта, караул, картина, пекарня, пескарь, макароны.

А. Кочергина

«В слова играет с нами кот»

  1. В деревне есть домашний _кот. 4)У кошки пятеро кот_ _ .

  2. Напала на меня _кот_, и выпил я стакан компота. Я дал кусочек им кот_ _ _ _

  1. Севка, друг мой, стал для смеха
    Меня, ребята,_ _ кот_ _ _ .

И я смеялся, отбивался,
И я толкался и кусался,
И заревел потом как кот,
А Севке объявил _ _ кот.

Ответы: скот, икота, щекотать, бойкот, котят, котлеты.

Задания для умников и умниц

1. Придумайте и запишите текст, в котором крылатое выражение
«Склонять во всех падежах» подтвердило бы оба свои значения.
Например, как в истории, которую рассказал Андриеш Морару:

«Я впервые понял, что означает это выражение, в пионерском ла­гере. Мой друг, Коля Смирнов, совершил какой-то проступок. На линейке старшая пионервожатая обратилась к нам:

  • Ребята, сегодня произошел очень неприятный случай для на­шего лагеря.

  • Сейчас начнут склонять по падежам, — недовольно пробурчал Коля, дернув меня за рукав.

  • Смирнов Коля —организатор...

  • Именительный... — буркнул проказник.

  • У Коли Смирнова не хватило пионерского сознания...

  • Родительный... — услышал я голос друга.

  • А ведь Смирнову было известно... — продолжала пионервожа­тая, а друг мой злорадно прошептал:

  • Дательный...

Быть же такому совпадению: падежи следовали в установленном порядке, и когда прозвучал предложный, «отчитывание» кончи­лось».

  1. Существительные весна, зима и осень относятся к женскому роду, а в родительном падеже множественного числа имеют разные оконча­ния: весна и зима — нулевое, а осень — ей. Почему? (Эти слова отно­сятся к разным склонениям.)

  2. В каком падеже в слове сердце произносится д? (В родительном паде­же множественного числа — «сердец».)

  3. Какие существительные в пяти падежах единственного и множест­венного числа имеют одинаковые окончания? (У существительных типа «молния» в родительном, дательном, предложном падежах единс­твенного числа и в именительном и винительном падежах множествен­ного числа.)

  4. С каким падежом больше всего употребляется предлогов и почему?
    (С родительным падежом.)

  5. При помощи какого падежа Р.Рождественский описывает родную
    землю? Определи род существительных.

О русской природе, о милой природе,

О тающем снеге, о ясной погоде,

О яблонях в наших садах,

О шумной пшенице, о вольных просторах,

О солнце сквозистых берез,

О песнях, щемящих до слез,

О гроздьях рябины, о шорохе бора,

О ландышах ранней весной...


«Кем (чем) раньше были»

Записать существительные в творительном падеже:

цыпленок— лысина— рыба —

лошадь — день — генерал —

корова— война— лед —

дуб — мужчина — бабочка —

профессор —

«На чем? О чем? К чему? От чего? Над чем?»

Игра на закрепление написания падежных окончаний существительных.

Учитель раздает капитанам трех играющих команд написанные на карточках вопросы: 1) На чём приехал Дед Мороз?

2) На чём приплыл Дед Мороз ?

3) На чём прилетел Дед Мороз ?

По команде ведущего участники начинают записывать транспортные средства в предложном падеже. Побеждает команда, у которой было употреблено большее количество существительных.

Предполагаемые ответы детей:

  1. на трамвае, на троллейбусе, на автобусе, на метро, на машине, на велосипеде, на мотоцикле, на повозке, на санях и т. п.

  2. на пароходе, на лодке, на речном трамвае, на ледоколе, на пароме, на яхте, ]на катере, на скутере и т. п.

  3. на самолёте, на ракете, на вертолете, на воздушном шаре, на дирижаблем на дельтаплане, на планере, на истребителе, на парашюте и т. п.

Примечание. Поскольку Дед Мороз — персонаж сказочный, в игре 1 можно разрешить и употребление названий средств передвижения, которые встречаются в русских народных сказках: волк, кит, орёл ковёр-самолёт.

Примерная тематика вопросов для игры:

«О чем мечтает Баба Яга, Снегурочка, Мальвина?»

«К чему прислонился Великан, Мальчик-спальчик, Кот Матроскин?»

«Над чем пролетал Мюнхгаузен, КарлсонД Нильс» и т.п.


«Корректор»

Играют два игрока, каждый получает лист с заданием — исправить ошибку в записанной фразе. Побеждает тот, кто выполнил задание быстрее.

1. Я никогда раньше не ел блин. 2. Я поймал грач.

У нас не носят пиджак. Мне слон подарили.

Мы видели черного паровоза. Я видел там чудовища.







Тема: Прилагательное.


1. Какой частью речи являются выделенные слова?

Шурка.

Я смотрю – в избе мой брат,

У него шинель до пят.

Он с запиской отпускной

К нам пришел на выходной.

Шурка слесарь в мастерской,

Он такой степенный,

Представительный такой,

Прямо как военный.


































Тема: Местоимение.

Задания для умников и умниц

  1. В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я)

  2. Известно, что местоимения 3-го лица, употребляющиеся с пред­логом, принимают начальную «н» (у нее, от нее, за ним). Почему нет «н» в местоимениях следующих примеров: За ее домом начиналось уже поле. У его стола стояла книжная полка. (Начальную «н» получают лич­ные местоимения, сочетаясь с предлогом (за нею, с ней, от него и т.д.). В
    словосочетаниях «за ее домом», «у его стола» предлоги относятся не к мес­тоимениям а к существительным: за домом, у стола)

3.

Утром — так заведено — Он на цыпочках войдет

Разомкнешь ресницы, Долькою лимонной.

И к тебе идет ОНО Срок прошел - плывет ОНА

Розовой жар-птицей... В пелене туманной,

А стемнеет - ОН придет: Круглолица и грустна,

Тоненький, смущенный. Будто Несмеяна.


Е.Кай

Кто же ОН, ОНО и ОНА? (Солнце, месяц и луна)

























Тема: Глагол.

Задания для умников и умниц.

  1. Как превратить существительные даль, меч, пень, руль в глаголы?
    (Поставить их во множественное число.)

  2. Объясните значения слов, которые одинаково произносятся, но поразному пишутся:

Отварить картофель - отворить дверь; поласкать ребенка - полос­кать белье; посидеть в парке - поседеть в старости.

Загадки-шутки

  1. Какие часы показывают верное время всего два раза в сутки? (Кото­рые остановились.)

  2. Как пожар и ель превратить в глаголы? (К слову «пожар» добавить Ь, а из слова «ель» его убрать.)

  3. В каком глаголе слово «нет» повторяется 100 раз? (В глаголе «стонет».)

Веселые стихи

Найдите в тексте глаголы:

Дождик, дождик,

Не дожди!

Дождик, дождик,

Подожди

Дай дойти до дому

Дедушке седому.

Е.Благинина

«Что обозначает глагол?»

В строчках стихотворения С. Демыкина есть повторяющиеся глаго­лы. Одинаковое ли они имеют значение? Поясните.

Пять рабочих ставят дом. Чтобы ты увидеть мог.

Ставит опыт агроном. Мама ставит пироги:

Он растит такую рожь — Подойди и помоги.

С головой в нее войдешь. А диагноз ставит врач:

Ставит счетчики монтер. «Просто насморк. Спи! Не плачь!»

Ставит фильмы режиссер. Если кончился рассказ,

Снял он сказку «Колобок», Ставить точку в самый раз.

С. Дементьев

«Ох, уж этот нос!»

Замените словосочетания глаголом:

Задирать нос (важничать) Зарубить на носу (запомнить) Клевать носом (дремать) Повесить нос (опечалиться). Водить за нос (обманывать).


«Ох, уж эта голова!»

Подобрать все возможные глаголы, объясняющие данный фразео­логизм:

Ломать голову (думать, размышлять, разгадывать и т. д.)

«Кто больше?»

За установленное время (2—3 минуты) образовать от данных глаго­лов однокоренные:

Плыть—... Писать — ...

Лить — ... Летать — ...

«Кто как голос подает?»

  1. вариант: вывешивается картина «Домашние животные и птицы».
    Участники игры должны по очереди говорить: корова мычит, лошадь ржёт, утка крякает и т. д.

  2. вариант: учитель называет животное, дети, правильно назвавшие глагол, обозначающий как подает голос это животное, должны выйти и изобразить это животное:

Курица, овца, ворона, воробей, кукушка, филин, лягушка, свинья, кошка, волк, корова, собака, мышь.

Игра «Кто что делает?»

Играют три команды. Записать справа слова, обозначающие дейст­вия данного предмета.

учитель повар пекарь

врач продавец художник

пианист маляр портниха

ветер дождь солнце

снег гром река

цветы ручей пшеница

стол доска гвоздь

«Кто как передвигается? Что как передвигается?»

На доске записаны слова. К ним надо подобрать глаголы, которые показывают способ передвижения данного животного:

Жаворонок, уж, конь, дельфин, заяц, собака, кузнечик, бабочка.

Предмета: Машина, лифт, самолет, корабль.

Эстафета «Запишите слово-действие»

Ученикам, которые сидят за первыми партами каждого ряда, вруча­ется листок бумаги (у каждого ряда свой цвет), на доску пишется слово или вывешивается картинка с изображением животного, сказочного героя или человека.

Например: кошки, собаки, лисы, медведя, Красной Шапочки, Карлсона или просто девочки и т. д.

Ученики по сигналу по очереди записывают на листочке слова, обозначающие действия этого животного или сказочного героя, и пере­дают дальше по ряду. Побеждает тот ряд, который быстрее и без оши­бок запишет все глаголы.

Например: кошка мурлычет, ловит мышку, умывается, охотится, лакает молоко, прыгает, крадется, спит.

Тема: Неопределенная форма глагола.

Задания для умников и умниц.

1 Найдите «четвертое лишнее»:

  1. заговорить, запеть, забыть, закричать;

  2. замирать, мирить, мирный, примирить;

  3. улететь, убежать, упрекнуть, уплыть.

Ответ: забыть, замирать, упрекнуть, т.к. у них другое значение, чем у остальных.

2. Запишите данные глаголы в неопределенной форме и выделите суф­фиксы или показатель инфинитива:

Думаю, прыгаю, строю, сею, занимаюсь, займусь, сяду, сажусь войду, вхожу, отвезу, запасусь, запасаюсь, запрягу, зажгу, зажи­гаю, запечется, зажжется, зажигается.

3. К глаголам несовершенного вида подберите и запишите глагол совершенного вида:

делать — ... (сделать) петь -... (спеть)

переписывать — ... (переписать) лежать — ... (полежать)

выздоравливать — ... (выздороветь) дуть — ... (сдуть) запевать —... (запеть)

Загадки -шутки

Что нужно сделать, чтобы отпилить ветку, на которой сидит ворона, не потревожив ее? (Подождать, пока она улетит.)

Сказка

Инфинитив

Сказал как-то инфинитив:

  • Эх вы, разве так надо спрягаться? Я б вам показал, жаль, что у меня нет времени!

  • Время мы тебе найдем. Какое тебе, настоящее или прошедшее?

  • Лучше будущее,— говорит Инфинитив, чтобы хоть немного оття­нуть время.— Да не забудьте про Вспомогательный Глагол!

Дали ему Вспомогательный Глагол.

Спрягается Вспомогательный — только окончания мелькают. А Ин­финитив и буквой не пошевелит.

Зачем ему шевелить, зачем ему самому спрягаться? Он — Инфини­тив, у него нет времени.

По Ф. Кривину





Работа с текстами устного народного творчества.

Выпишите глаголы в неопределенной форме:

Пословицы и поговорки

Погляди, прежде чем прыгнуть.

Летом всякий кустик ночевать пустит.

Есть что кушать, да нечего слушать.

Лучше недосказать, чем пересказать.

Век прожить - море переплыть.

Год прожить - не реку переплыть.

В августе мужику три заботы: и косить, и пахать, и сеять.

За все браться — ничего не сделать.

Любишь кататься - люби и саночки возить.

Здоровье подорвать — себя самого обворовать.

Мало хотеть, надо уметь.

На месте стоять — работы не видать.

Алчного гостя не употчевать.

О человеке не по виду надо судить, а по делам.

С тем не ужиться, кто любит браниться.

С хитрецом водиться — в оба глаза глядеть.

На охоту ехать — собак кормить.

Фразеологизмы

Гору своротить. Сбиться с ног.

Сводить счеты с кем-то. Сорвать голос.

Идти на убыль. Плестись в хвосте.

Ходуном ходить. Брать быка за рога.
Ломать шапку перед кем-либо. Грудью стоять за что-либо.

Читать между строк. Топтаться на месте.

Золотые горы сулить. Как пить дать.

Упражнения «Кто что любит делать»

Запишите (5-7 слов), что любят делать ваши:

мама бабушка

папа дедушка

подруга сосед по парте

Например: Мама любит читать, плавать, петь, ходить в лес и т.д.

«Что я люблю делать на уроке»

Запишите предложения, например: Я люблю читать, считать, рисовать и т.д.

«Дополните глаголом»

Дополните каждую строку однокоренным глаголом

Поливной, поливка,... Пение, певучий,...

Письмо, письменный,... Печенье, печеный,...

Видение, видный,... Красивый, красота,...

«Кто быстрее»

Дети соревнуются, кто быстрее подберет и запишет по одному глаголу в неопределенной форме на каждую букву слова, например: «при­вет», «солнце», «радуга», «ученик», «книга» и т. п.

Привет- прыгать, рисовать, играть, висеть, ехать, трогать.

«Фокусник»

Какие приказы дал фокусник? Ответы найдите в слове «фокусник» {Кусни, усни)

«Что со мной стало?» — спрашивает фокусник. Ответ также найди я в этом слове. (Сник) «Расскажите мне обо мне»

« Измени»

Играют две команды. Их участники по очереди составляют текст,, себе и просят повторить его членов другой команды, при этом измени лицо глагола.

Например: « Я иду (пошёл) домой. Вот я открываю дверь выхожу из класса в коридор. Одеваюсь и выхожу на улицу. Я шагаю по У Лице мимо магазина, мимо аптеки. Вот наш дом. Я поднимаюсь на лифте »


Задания для умников и умниц

1. Отданных глаголов образуйте, где возможно, форму 1-го лица ед.ч. настоящего времени:

любить, узнать, узнавать, везти, запевать, посылать, прыгать, прыгнуть, торопиться, высылать, выслать, умыть, умывать, взять, брать.

2. Подобрать форму 3-го лица ед.ч. для следующих глаголов:

кудахтать, махать, мяукать, мурлыкать, плескать, полоскать, сы­пать , щипать.

3. Рассказ-задача «Из сказки про Красную Шапочку».
Прочитайте внимательно рассказ и найдите глагол, который можно было бы поставить вместо точек в первом предложении. Отнимая по одной букве от этого глагола, вы заполните и остальные пропуски.

Охотники (1) ... в лесу дерево и двинулись в путь. Передние (2) ... ветви, которые мешали идти. По дороге охотники зашли в домик бабушки Красной Шапочки и (3) Волка, (4)... его палками. «А Крас­ная Шапочка и Бабушка остались живы (5) ... нет?» — спросил маму первоклассник. «Тебе (6) ... про это спрашивать? — укориз­ненно покачала головой мама, - пора бы (7)... самому знать».

Ответ: срубили, рубили, убили, били, или, ли, и.

  1. Почему не употребляются в 1 -м лице ед.ч. глаголы «толпиться», «сбе­жаться», «съехаться»? (Все эти глаголы обозначают действие нес­кольких лиц).





Тема: Наречие.

Задания для умников и умниц

  1. Какие наречия заканчиваются на «ы»? (Однажды, дважды, трижды четырежды.)

  2. Какой частью речи станут существительные чаща, гуща, если в них заменить конечную букву а на букву е? (Чаще, гуще — наречия.)

  1. Образуйте от прилагательного тихий три наречия по 10 букв в каж­дом. (Потихоньку, исподтишка, втихомолку.)

  2. В каких наречиях пишутся два мягких знака? (Вскользь, чуть-чуть,точь-в-точь.)


Загадки-шутки

I Что это за наречие, в котором четыре раза встречается буква «н»? (Не­сомненно.)

  1. Назвать дни недели при помощи наречий (Вчера, сегодня, завтра.)

  2. Какие наречия читаются одинаково слева направо и наоборот? (Как.)

«Грустно - весело»

Участвуют 2 команды. Одна команда подбирает глаголы к наречию «грустно» и записывает под ним на доске, 2 команда - к наречию «ве­село».

«Добавьте наречие»

На доске в столбик записаны глаголы.

Пиши, учи, работай, бегай, веди, стой, прыгай, слушай, играй, ре­шай, чини, говори, зови, ешь.

К каждому глаголу надо добавить наречие.

Например: Пиши акку­ратно, учи старательно, работай веселей и т. д.

«Образуйте наречие»

  1. Громкий — громко крепкий - крепко
    хороший — ... высокий — ...
    плохой — ... низкий — ...
    веселый — ... грязный — ...
    грустный — ... чистый — ...
    сильный — ... быстрый — ...

  2. Два — вдвое двое — вдвоем
    три — ... трое — ...
    четыре — ... четверо — ...
    пять — ... пятеро — ...
    шесть— ... шестеро — ...

  3. Мой — по-моему другой — по-другому
    твой — ... иной — ...

наш — ... всякий — ...

ваш — ... свой — ...

4. Русский — по-русски волчий — по-волчьи
товарищеский — ... лисий — ...
дружеский — ... медвежий — ...
материнский — ... собачий — ...
отцовский — ... телячий — ...
детский — ... ребячий — ...
волчий — ... кошачий — ...


Веселые стихи

Выборочный диктант. Из текстов выбрать и записать наречия.

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И куда ни взглянешь,

Все кругом светло.

И.Суриков

Нелегко снимать зверей,

Заяц просит: «Поскорей!»

Мышь пищит: «Боюсь немножко,

Что увидит снимок кошка».

«Уколю, — грозится еж, — если снимок не пришлешь!»

В.Берестов

Стоит небольшой старинный В печи испечет пирожок.

Дом над зеленым бугром. И будет с тобою вместе

У входа висит колокольчик, Чаек распивать до темна.

Украшенный серебром. И старую добрую сказку

И если ты ласково, тихо Расскажет тебе она.

В него позвонишь, Но если, но если, но если

То поверь, Ты в этот уютный дом

Что в доме проснется старушка, Начнешь кулаком стучаться,

Седая-седая старушка, Поднимешь трезвон и гром,

И сразу откроет дверь. То выйдет к тебе не старушка,

Старушка приветливо скажет: А выйдет Баба Яга,

- Входи, не стесняйся, дружок. — И не слыхать тебе сказки,

На стол самовар поставит, и не видать пирога.

Л. Кузьмина

Друзья

Если плачет кто-то рядом, И спросите: «Почему?»

Если слезы льются градом, Это, дети, сделать надо -

Подойдите вы к нему Плохо плакать одному.

Д. Родович

Тема: Частицы, междометия.

Задания для умников и умниц

  1. Какая частица состоит из трех частиц? (Не-уже-ли.)

  2. Какое междометие можно встретить среди окончаний имен существительных? (Ах; в горах.)

  3. Почему знаменитого доктора назвали Айболитом? (Можно выделить в имени два слова: междометие «аи» и глагол «болит».)

  4. Найдите спрятанные в словах междометия: кувыркаться, мойка край, конура, горох, слониха. Подберите свои примеры слов.

  5. Какие чувства могут выражать междометия:

Ура! Аи! Ах! Бр-р-р-р! Ага!

Веселые стихи

Побывал я однажды в стране, Пробегала пролазные лужи.

Где исчезла частица не. Мне навстречу без всякого страха
Посмотрел я вокруг с доуменьем: Шел умытый, причесанный ряха,

Что за лепое положение! А за ряхой по травке свежей

Но кругом было тихо-тихо, Шли суразный дотепа и вежа.

И во всем была разбериха, А из школы, взявшись за ручки,

И на взрачной клумбе у будки Чинным шагом вышли доучки.

Голубые зрели забудки. И навстречу всем утром рано

И погода стояла настная, Улыбалась царевна Смеяна.

И гуляла собака счастная Очень жаль, что только во сне

И, виляя хвостом, уклюже Есть страна без частицы не.

С. Бондаренко.


Наоборот

Слово ОХ и слово АХ Коль беда случилась с вами,

Заблудились в трёх соснах. Станьте бодрыми словами!

И сказало ОХ со вздохом: Переставьте буквы —

  • Ох, наверно, дело плохо! Улыбнётесь вдруг вы!
    И сказало слово АХ: И сказало ОХ: «Хо-хо!

  • Ах, как страшно в трёх соснах! В самом деле, как легко!
    И заохали, и заахали, И сказало Ах: «Ха-ха!

И зажмурились и заплакали: В самом деле, чепуха!

  • Ох-ох! Ах-ах! Заблудиться в трех соснах
    Что за ужас! Что за страх! Можно только лишь со сна!»
    Прибежало слово ЭЙ! И по лесу далеко
    Закричало слово Эй! Побежало: «Хо-хо-хо!»

  • Эй, друзья, повеселей! А потом издалека

Эй, ребята, посмелей! Доносилось: «Ха-ха-ха!»

С плачем дело не пойдет! И когда их голос стих,

Надо бы наоборот: Тут окончился мой стих.



Тема: Главные и второстепенные члены предложения.

Задания для умников и умниц

Найдите подлежащее и дополнение в предложениях:

Сады окружали поля. Дом со всех сторон сторожит сад.

Головоломка

Найдите в словах предложения продолжение предложения.

Напри­мер: Жили в доме две дикие кошки и ... (медведи)

Забрели в село сильные ... (лоси).

Удочки в руке две ... (удочки).

Насос не на ... (сосне).

В кошельке не письмо? Нет. В нем нет и ... (монет).

Мама сыр Никите приготовила и …. ( сырники)

Поймал в пруду Никита ….( кита)


«Любопытный »

Ведущий задает вопросы, учащиеся в ответ придумывают предложе­ние, все слова в котором начинаются на один звук, например:

Кто? Папа. Что сделал? Принес. Кому? Пете. Что? Пастилу.

Кто? Соня. Что сделала? Связала. Кому? Сестре. Что? Свитер.

«Зоркий глаз»

Найдите спрятанные слова и вставьте их в предложения. Какими членами предложения эти слова становятся? Проверишь себя, если прочитаешь оставшиеся буквы в обратном порядке.

Е Е ЩАЖЕЛВЕРБАДОП

... тихо звенела своими сережками-монетками.

Ответ: Верба.

ЕИНЕЛИЯРКИМДЕРПО

Петух расхаживал по двору, будто хвастаясь своим …... оперением.

Ответ: Ярким.

ОВТСЬЛЕТЯОЛОВКОТСБО

Артист ….изобразил повадки верблюда.

Ответ: Ловко.

ЕОМДРОЖАЛИЕУЗАКС

Листья молодой осины……. от легкого дуновения ветерка.

Ответ: Дрожали.

  1. «Не ошибусь»

Учитель дает задание придумать распространенное предложение и произнести его, но при этом на месте подлежащего (или другого члена предложения) надо говорить: «Не ошибусь». Например: Ленивый не ошибусь лежал на крылечке и щурил глазки. Остальные ученики должны догадаться, какое слово не сказал их товарищ


Тема: Однородные члены предложения.


Задания для умников и умниц

1. Сколько человек сидело в комнате:

  1. За столом сидели именинница, ее сестра, подруга моей соседки,
    двое незнакомых мне ребят, мой брат и я.

  2. За столом сидели именинница, ее сестра - подруга моей соседки,
    двое незнакомых мне ребят, мой брат и я.


2. В стихотворении «Слово» Якова Козловского найдите и выпишите
однородные слова.

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Добры они бывают и жестоки,

Таят пороки помыслов людских.

Негромко изрекают их пророки,

А торгаши выкрикивают их.

3 Объясните, почему у К.И.Чуковского в тексте стихотворения «Мойдодыр» в одних случаях перед союзом «и» стоит запятая, а в других — нет?

Рано утром на рассвете Умываются мышата И котята, и утята, и жучки, и паучки. Ты один не умывался. И грязнулею остался, И сбежали от грязнули И чулки и башмаки.

Загадка-шутка

Что находится между потолком и полом? (Союз и)

Веселые стихи

Очень-очень Мышку

Странный вид: Кот в очках

Речка за окном Читает книжку,

Горит, Старый дед

Чей-то дом Влетел в окно,

Хвостом виляет, Воробей

Пёсик Схватил зерно

Из ружья стреляет, да как крикнет,

Мальчик Улетая:

Чуть не слопал — Вот что значит запятая!

Б. Заходер


41


Система занятий по внеклассному русскому языку
  • Русский язык и литература
Описание:

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не  снижает обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательному русскому”.

В отборе материала к занятиям идет ориентация на связи с программным материалом по русскому языку, учитывается необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях кружка обращается на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.

Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работа по воспитанию этики общения ведется с младшими школьниками, для этого на занятиях  используются ролевые игры. Воспитание правильного речевого поведения  проводится на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательный русский” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “Занимательному русскому” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

 

Автор Ковалева Ольга Григорьевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1043
Номер материала 50592
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓