Главная / Химия / Система заданий к урокам химии 8 класс "Химические элементы"

Система заданий к урокам химии 8 класс "Химические элементы"

Документы в архиве:

22 КБ Вездесущая О.xls
44 КБ Пров.раб ЗНАКИ Х.Э. ПСХЭ.doc
179.5 КБ Система заданий по теме.doc
758 КБ Система заданий.ppt
19.5 КБ Темная лошадка.xls
129.5 КБ Тестирование.xls

Название документа Пров.раб ЗНАКИ Х.Э. ПСХЭ.doc

Проверочная работа

«Знаки химических элементов. ПСХЭ»

№ хим.элем.

Знак

название

Произно

шение

«Адрес»


№3



….


….


.


….


Р




….


….


….


Кальций







Эн









4 период

3 группа

гл.подгр.

Вариант 1 Вставьте в таблицу недостающие сведения о химических элементах



Проверочная работа

«Знаки химических элементов. ПСХЭ»

№ хим.элем.

Знак

название

Произно

шение

«Адрес»


№13



….


….


.


….


N




….


….


….


Медь







О









5 период

2 группа

гл.подгр.

Вариант 2 Вставьте в таблицу недостающие сведения о химических элементах

Проверочная работа

«Знаки химических элементов. ПСХЭ»

№ хим.элем.

Знак

название

Произно

шение

«Адрес»


№29



….


….


.


….


Fe




….


….


….


водород







пэ









5 период

3 группа

поб.подгр.

Вариант 3 Вставьте в таблицу недостающие сведения о химических элементах



Проверочная работа

«Знаки химических элементов. ПСХЭ»

№ хим.элем.

Знак

название

Произно

шение

«Адрес»


№23



….


….


.


….


Са




….


….


….


сера







аш









4 период

2 группа

поб.подгр.

Вариант 4 Вставьте в таблицу недостающие сведения о химических элементах

Название документа Система заданий по теме.doc

hello_html_1a563aca.png


Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №1

городского округа г. Мантурово Костромской области












Конкурс «Педагогические инициативы»


Номинация «Лучшая методическая разработка»




Система заданий

как средство формирования приемов умственной деятельности

при изучении темы «Химический элемент»

в 8 классе






Работу выполнила

Соколова Ольга Евгеньевна,

учитель химии высшей категории






Мантурово, 2008 год

hello_html_1a563aca.png


Система заданий

как средство формирования приемов умственной деятельности при изучении темы «Химический элемент» в 8 классе



Понятие «химический элемент» начинает формироваться с первых уроков изучения химии в 8 классе и является основополагающим звеном успешности изучения предмета на протяжении всего периода обучения.

Образовательный стандарт основного общего образования по химии одной из целей изучения химии определяет освоение важнейших знаний о химической символике, химических понятиях, фактах, основных законах и теориях. Для реализации целей в Стандарте определены вопросы, требующие тщательной проработки. Так, например, в блоке «Вещество» образовательный стандарт определяет минимум содержания образования, в который входят понятия «Атомы и молекулы. Химический элемент как вид атомов. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы»

В требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы записано:

В результате изучения химии ученик должен

знать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификация веществ, химические реакции и их классификация, электролитическая диссоциация;

уметь

  • называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций.

С другой стороны, школа обязана не только вооружать учащихся определенной суммой знаний, но и развивать у них способность добывать эти знания самостоятельно. Проблема развития и совершенствования мышления учащихся – одна из важнейших задач учителя. В обучении недостаточно использовать только проблемное изложение, беседы, поисковый эксперимент, деловые и ролевые игры. Необходима система заданий, вовлекающая учащихся в разнообразную познавательную деятельность, ориентированную на применение знаний в новых нестандартных условиях.

Система таких заданий решает несколько важных задач:

  • Формирование высокого уровня развития приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, обобщения, классификации

  • Создание условий для творческого самовыражения учащихся, высокого уровня активности, выражающегося в установке на множественность решений, способе выдвижения нестандартных идей.


При изучении химии с самых первых уроков в 8 классе необходимо учитывать:

    • Сформированность общеучебных умений и навыков: ученики 8 классов должны уметь обобщать, выделять главное, классифицировать предметы, явления, события, с другой стороны, совершенствование этого умения - одна из задач изучения химии

    • Психологические особенности данного возраста: ученики 12-13 лет обладают повышенным стремлением к самореализации, они с удовольствием принимают участие в играх, выполняют творческие задания

    • Эмоциональный настрой: предмет химии всегда вызывал определенный интерес у учеников младших классов, он носит элемент новизны, некоторой загадочности, поддержать этот интерес – задача учителя

Поэтому при изучении данной темы в арсенале учителя должны быть разнообразные приемы и методы обучения, способствующие реализации поставленных целей.

Предлагаемые мною задания - это задания на обобщение, классификацию, поиск закономерностей, комбинирование, развитие памяти и внимания

Задания на обобщение и конкретизацию позволяют формировать умение объединять однородные предметы, что связано с выделением признаков, присущих объекту (анализ), выяснение роли этих признаков у группы объектов (синтез) и установление сходства и различия этих объектов с другими объектами. Выполняя такие задания, учащиеся проводят поиск словесных характеристик для обозначения группы однородных предметов, что является основой формирования и совершенствования приема классификации.


Третий лишний (слайд 2)

Среди трех символов химических элементов, названия которых указаны в задании, оставьте только два, которые сходны по какому-либо признаку. Один из символов, который не обладает этим признаком, исключите.

а) B, Be, Ba; в) Hg, Mn, Mg;

б) Tl, Ta, Te; г) Li, P, Сl.



Десять элементов (слайд 3)

Дан список химических элементов: олово, фосфор, водород, рутений, ртуть, селен, кислород, кальций, мышьяк, хлор

Внимательно прочитайте следующие утверждения и после каждого утверждения вычеркивайте из списка один элемент. Какой останется?

  • Этот элемент назван в честь Луны

  • Это самый распространенный на Земле элемент

  • Символ этого элемента начинается с буквы «S»

  • Образует простое вещество – ядовитый газ желто-зеленого цвета

  • В названии есть буква «а»

  • Его химический знак Ag

  • Это элемент 2 группы побочной подгруппы

  • Элемент 4 периода

  • Его название в переводе означает «светоносный»

  • Он назван в честь России

Если вы сделали все верно, то в ответе будет самый распространенный в космосе элемент, образующий самый легкий газ - водород

Ответ:

  1. селен

  2. кислород

  3. олово

  4. хлор

  5. кальций

  6. ртуть

  7. мышьяк

  8. фосфор

  9. рутений

  10. водород

Задания на классификацию и группировку создают условия для того, чтобы учащиеся сами продумывали связи, которые существуют в изучаемом материале. При их выполнении формируется высокий уровень анализа и синтеза, обобщенное разностороннее видение предметов и явлений, умение сравнивать, находить черты сходства и отличия


Крестики – нолики (слайд 4)

Задание: найти ряд, в котором все элементы объединены одним признаком, каким?

А) элементы неметаллы

Na

C

Zn

H

Mg

K

P

Li

Cu


Б) произношение символа и название элемента совпадают


Na

Cа

Zn

H

Mg

K

P

О

Cu



Сколько будет групп? (слайд 5)


Дан список

  1. названий химических элементов: водород, менделевий, плутоний, уран, селен, кислород, тантал, эйнштейний, рутений, фосфор, скандий, кюрий.

  2. Символов химических элементов: N, Al, H, Fe, K, Ca, O, Si, Mg, Cu, Na, S, Ag, C, P, Cl, Zn

Составьте из названий элементов или химических символов, похожих друг на друга по одному или нескольким признакам, группы и дайте им названия. Сколько групп получилось?


Дерево знаний (слайд 6)

Даны символы и названия химических элементов. Задача: предложить схему классификации, используя категории «металл-неметалл», «Элементы одной группы», «Элементы одного периода»


hello_html_m66c371df.gifhello_html_m129af4f8.gif




Rb Li S Ca Te Br Zn Mg Cr Si K Cu O








Rb Li S Ca Te Br Zn Mg Cr Si K Cu O






Rb Li S Ca Te Br Zn Mg Cr Si K Cu O




Rb Li S Ca Te Br Zn Mg Cr Si K Cu O








Химические множества


Зhello_html_2776489d.gifhello_html_m1c9bc695.gif

Ca

Br

Zn

Se

Fe

K

Cu

Li

Na

H

адание: как можно назвать химические элементы, входящие в розовый круг? В синий круг? Область их пересечения?

Задание на поиск закономерностей, решение которых логически обусловлено регулярностью меняющихся признаков. Среди них можно выделить задачи на определение последовательности, позволяющие совершенствовать операции «анализ» и «синтез» и задачи на умозаключение по аналогии, в них учащиеся сравнивают предметы и понятия не только по внешним признакам, но и по смыслу, их внутренним признакам


Дополни по аналогии (слайд 7)


  1. Продолжи ряд химических элементов:


А) Be Mg Ca … … … (элементы одной группы)


Б) H He В С … … … (элементы- неметаллы в порядке увеличения порядкового номера)


В) At Br C Dy … … … (элементы по латинскому алфавиту их знаков)


Г) Pu Np Se U(элементы, названные в честь астрономических объектов)


Д) Po Os Co … … (элементы, в химических символах которых встречается буква О)





Задания на развитие памяти и внимания формируют навыки запоминания названий и символов химических элементов, развивают все виды памяти: слуховой, механической, зрительной, логической и, кроме этого, развивают внимание, умение ориентироваться в Периодической системе элементов как основном инструменте изучения предмета химии. Большинство из представленных заданий может быть использовано не только при изучении темы «Химические элементы», но и на уроках по другим темам


Шифровка (слайд 8)


1. Дополните предложенную запись (слева или справа) так, чтобы получился символ химического элемента (правильных ответов может быть несколько).

Назовите этот химический элемент (эти химические элементы) и прочитайте его (их) символ.


Знак

Название

Знак

Название

Р

Р…

Р…

а

а

а

С

С…

С…

е

е

е

Н

Н…

Н…

п

п

п


Кто больше?(слайд 9)

2. Запишите символы элементов, которые можно составить из букв латинского названия:

а) азота — nitrogenium;

б) углерода — сarbonium.


Примечание. Любую букву, входящую в состав латинского названия:

а) можно записывать как строчную или прописную;

б) можно использовать сколько угодно раз.


Химический алфавит ( слайд 10)


  1. Расположите символы химических элементов в алфавитном порядке их русских названий:


N, C, Zn, Ba, Fe, Na, K, Cu, Ag, Ca, S


  1. Расположите символы химических элементов в алфавитном порядке их латинских названий


Ответы:

  1. N, Ba, Fe, K, Ca, Cu, Na, S, Ag, C, Zn

  2. Ag, Ba, Fe, K, Ca, C, Cu, Na, N, S, Zn

Найди пару (слайд 11)

Найти пары – знаки химических элементов и их названия



Практика показывает, что эти задания становятся любимыми для учащихся и даже после прохождения темы они с удовольствием обращаются к ним

«Построй фигуры»

Хhello_html_38f546d.pnghello_html_77096812.pngимический диктант проводят с целью проверки знания химических знаков и их изображения. Каждому ученику выдают лист бумаги с беспорядочно расставленными точками, каждой из которых соответствует знак химического элемента (рис. 1, 2).



Учитель в определенной последовательности называет химические элементы (фосфор, калий, азот, сера, фтор, кислород, магний, кальций, натрий, водород, ртуть, железо, фосфор),

а школьники соединяют знаки этих элементов прямыми линиями в той же последовательности.

Правильность выполнения задания проверяют сами учащиеся: у них должны получиться вот такие фигурки животных

hello_html_2011f44.pnghello_html_3c9495fe.png















Большой интерес у учащихся вызывают задания в виде кроссвордов, чайнвордов, ребусов, которые они сами с удовольствием составляют, способствуя запоминанию символов и названий элементов и лучшей ориентации в Периодической системе химических элементов:


Вездесущая «О»

O







O







O






O









O









O








O



Заполните пустые клетки русскими названиями химических элементов:

Ag, Br, Fe, H, I, O, Sn

Примечание: при наличии индивидуальных компьютеров для работы учащихся можно предложить решение кроссворда на компьютере (Вездесущая «О».xls)



Темная лошадка


2





3



8


1



4

5

7







6



9







































Решите кроссворд, заполняя его русскими названиями химических элементов. Ключевым словом является фамилия великого русского ученого, одного из создателей атомно-молекулярного учения.

1. С 2.О 3.Al 4.N 5.Zn

6. I 7.P 8.H 9.Pb

Примечание: при наличии индивидуальных компьютеров для работы учащихся можно предложить решение кроссворда на компьютере (Темная лошадка.xls)


Н


Р й

hello_html_m740807.gifhello_html_m338f1c40.gifhello_html_79d049f6.gifhello_html_3fd0f2a2.gifhello_html_m604bc892.gifhello_html_m604bc892.gifhello_html_m5262dd2f.gifhello_html_4ffb49e9.gifhello_html_m2a6ded54.gifhello_html_656b947a.gif

85º

1,2,4

hello_html_6a1aa385.gif

Т=Д

е

Як

hello_html_m55f46ab2.gifазвания каких химических элементов здесь зашифрованы?

Игра «Химическая тайнопись»

Аhello_html_3ca4c512.pngтрибуты. Карточки с названиями химических элементов и их символами.

Задание. Как можно быстрее соедините линией прямоугольники с названием элемента и изображением соответствующего химического знака. Чтобы обеспечить многократное использование карточек, можно линии проводить на листочках полиэтиленовой пленки соответствующего размера.


Определи элемент

Задание: определите, какие химические элементы скрываются здесь

NaCaZnCl







PbSMgLi









Найди пару (слайд 11 )

Атрибуты. Карточки с названиями химических элементов и их символами Задание: эта игра аналогична игре «Химическая тайнопись», ее можно проводить на магнитной доске, используя «россыпь» названий и символов химических элементов. Задание: собрать пары «название + символ»


Внимательный химик

Атрибуты: карточки со знаками химических элементов на магнитной основе.

На магнитной доске карточки располагаются в разброс. Учитель называет знаки химических элементов, ученик должен как можно быстрее найти и показать их указкой. Число карточек и расположение их на доске может варьироваться в зависимости от уровня развития детей данного класса.


Задания для проверки уровня усвоения знаний по теме «Химический элемент» могут быть следующие:




  • Большой интерес у учащихся вызывает «контрольная наоборот», когда учащимся предлагается самим составить текст контрольной работы. Учитель может учитывать разнообразие заданий, их уровень, творческую и познавательную активность

hello_html_540b44b0.gif

Название документа Система заданий.ppt

Система заданий как средство формирования приемов умственной деятельности при...
Третий лишний Вычеркните символ элемента, выпадающего из общего ряда. Возможе...
Десять элементов Олово, фосфор, водород, рутений, ртуть, селен, кислород, кал...
Крестики - нолики Выигрышный путь: элементы - металлы Выигрышный путь: элемен...
Сколько будет групп? Дан список названий химических элементов: водород, менде...
Древо знаний Даны символы и названия химических элементов. Задача: предложить...
Дополни по аналогии А) Be Mg Ca … … … Б) H He В С … … … В) At Br C Dy …	 … …	...
Запишите символы элементов, которые можно составить из букв латинского назван...
Шифровка Заполните клетки таблицы, знаками элементов и их названиями, использ...
Запишите символы элементов, которые можно составить из букв латинского назв...
Химический алфавит Сu Li Ba S Сa K C Ag N 1. Расположите химические элементы ...
Найди пару железо сера углерод магний натрий кислород фтор азот Na Fe O C Mg ...
Шифровка Используя только первые буквы русских названий химических элементов,...
1 из 13

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Система заданий как средство формирования приемов умственной деятельности при из
Описание слайда:

Система заданий как средство формирования приемов умственной деятельности при изучении темы «Химический элемент» в 8 классе Составила Соколова О.Е., учитель химии МОУ лицей №1 городского округа г. Мантурово

№ слайда 2 Третий лишний Вычеркните символ элемента, выпадающего из общего ряда. Возможен н
Описание слайда:

Третий лишний Вычеркните символ элемента, выпадающего из общего ряда. Возможен не один вариант правильного ответа Ключ: названия, написание знаков, произношение, положение в Периодической системе, металл-неметалл а) B, Be, Ba; в) Hg, Mn, Mg; б) Tl, Ta, Te; г) Li, P, Сl.

№ слайда 3 Десять элементов Олово, фосфор, водород, рутений, ртуть, селен, кислород, кальци
Описание слайда:

Десять элементов Олово, фосфор, водород, рутений, ртуть, селен, кислород, кальций, мышьяк, хлор Внимательно прочитайте следующие утверждения и после каждого вычеркивайте из списка один элемент. Какой останется? Этот элемент назван в честь Луны Это самый распространенный на Земле элемент Символ этого элемента начинается с буквы «S» Образует простое вещество – ядовитый газ желто-зеленого цвета В названии есть буква «а» Его химический знак Ag Это элемент 2 группы побочной подгруппы Элемент 4 периода Его название в переводе означает «светоносный» Он назван в честь России Если вы сделали все верно, то в ответе будет самый распростра-ненный в космосе элемент, образующий самый легкий газ - водород

№ слайда 4 Крестики - нолики Выигрышный путь: элементы - металлы Выигрышный путь: элементы,
Описание слайда:

Крестики - нолики Выигрышный путь: элементы - металлы Выигрышный путь: элементы, произношение и название которых совпадают Na C Zn H Mg K P Li Cu Na Cа Zn H Mg K P О Cu

№ слайда 5 Сколько будет групп? Дан список названий химических элементов: водород, менделев
Описание слайда:

Сколько будет групп? Дан список названий химических элементов: водород, менделевий, плутоний, уран, селен, кислород, тантал, эйнштейний, рутений, фосфор, скандий, кюрий. Символов химических элементов: N, Al, H, Fe, K, Ca, O, Si, Mg, Cu, Na, S, Ag, C, P, Cl, Zn Составьте из названий элементов или химических символов, похожих друг на друга по одному или нескольким признакам, группы и дайте им названия. Сколько групп получилось? Найдите другие способы классификации

№ слайда 6 Древо знаний Даны символы и названия химических элементов. Задача: предложить сх
Описание слайда:

Древо знаний Даны символы и названия химических элементов. Задача: предложить схему классификации, используя категории «металл-неметалл», «Элементы одной группы», «Элементы одного периода» Rb Li S Ca Te Br Zn Mg Cr Si K Cu O

№ слайда 7 Дополни по аналогии А) Be Mg Ca … … … Б) H He В С … … … В) At Br C Dy …	 … …	 Г)
Описание слайда:

Дополни по аналогии А) Be Mg Ca … … … Б) H He В С … … … В) At Br C Dy … … … Г) Pu Np Se U … … Д) Po Os Co … …

№ слайда 8 Запишите символы элементов, которые можно составить из букв латинского названия:
Описание слайда:

Запишите символы элементов, которые можно составить из букв латинского названия: а) азота — nitrogenium; б) углерода — carbonium Примеры: Са, N, Ge Кто больше? Кто больше?

№ слайда 9 Шифровка Заполните клетки таблицы, знаками элементов и их названиями, используя
Описание слайда:

Шифровка Заполните клетки таблицы, знаками элементов и их названиями, используя Периодическую систему химических элементов Знак Название Знак Название Р Р… Р… … … … …а …а …а … … … С С… С… … … … …е …е …е … … … Н Н… Н… … … … …п …п …п … … …

№ слайда 10 Запишите символы элементов, которые можно составить из букв латинского названи
Описание слайда:

Запишите символы элементов, которые можно составить из букв латинского названия: а) водорода — hydrogenium; б) серебра — argentum. Примечание. Любую букву, входящую в состав латинского названия: а) можно записывать как строчную или прописную; б) можно использовать сколько угодно раз.

№ слайда 11 Химический алфавит Сu Li Ba S Сa K C Ag N 1. Расположите химические элементы в а
Описание слайда:

Химический алфавит Сu Li Ba S Сa K C Ag N 1. Расположите химические элементы в алфавитном порядке их русских названий 2. Расположите химические элементы в алфавитном порядке их латинских названий Ag Ba K Ca C Cu Li N S

№ слайда 12 Найди пару железо сера углерод магний натрий кислород фтор азот Na Fe O C Mg F S
Описание слайда:

Найди пару железо сера углерод магний натрий кислород фтор азот Na Fe O C Mg F S N

№ слайда 13 Шифровка Используя только первые буквы русских названий химических элементов, им
Описание слайда:

Шифровка Используя только первые буквы русских названий химических элементов, имеющих следующие порядковые номера, расшифруйте фразу Вы согласны? Тогда вперед! 17 77 25 39 . - 21 81 44 89 41 85 . 92 66 63 16 х и м и я - с т р а н а ч у д е с

Система заданий к урокам химии 8 класс "Химические элементы"
  • Химия
Описание:

Презентация "Химические элементы" содержит разнообразные,  отличительные по своей сложности творческие задания, позволяющие учителю на уроке и во внеурочной деятельности организовать работу по запоминанию знаков химических элементов, их названий, русских и латинских, положению в Периодической системе химических элементов, классификации простых веществ, образованных атомами. Задания могут быть предложены учащимся в качестве занимательного задания на уроках , стать частью домашнего задания или конкурсного задания при проведении внеклассных мероприятий.  Все представленные задания несут элемент занимательности, игры и будут интересны и полезны школьникам 

Автор Соколова Ольга Евгеньевна
Дата добавления 23.11.2014
Раздел Химия
Подраздел Презентации
Просмотров 2684
Номер материала 4999
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓