Тот, кто верит в свои силы, Если будешь улыбаться,
В доброту и красоту, Добрым будешь ты всегда,
Никогда и у здоровья Тебе нечего бояться –
Не останется в долгу. Жить ты будешь лет до ста!
ЖИВЁШЬ КАКОВО И ЗДОРОВЬЕ ТАКОВО.
Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Это общее понятие, включающее в себя нормальное эмоциональное, поведенческое и социальное самочувствие. Все эти компоненты тесно связаны между собой. Например, плохое самочувствие влияет на поведение человека и, в свою очередь, на то, как он общается с другими людьми. И наоборот, то, как он общается с другими, влияет на его собственное поведение и настроение. Итак, в основе любых нарушений психического здоровья ребенка лежат эмоциональный, поведенческий и социальный аспекты.
Основными аспектами сохранения и укрепления социально — психологического здоровья ребёнка являются семья и школа. Каждый институт несёт своё развитие и свою ответственность.
"Семья и школа – это берег и море.
На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…. Л.Кассиль.
Три составляющих образовательного процесса неразрывно связаны между собой, как к примеру «трёхногий табурет». Что будет, если сломается одна из опор? …
В связи с этим необходимо рассмотреть базовые понятия, связанные с социальной ситуацией развития, особенностями социального функционирования ребенка в основных сферах его жизнедеятельности: семье, школе, ближайшем окружении сверстников, его малом и большом социуме. Социальные факторы в детстве играют ведущую роль в особенностях становления ребенка как личности.
Для эмоционального благополучия ребенка чрезвычайно важно, чувствует ли он в семье, что его любят, значим ли он для родителей или нет, как он сам относится к родителям. Осмысление себя в семье хотя и не полностью осознается ребенком, но оно определяет его реакции на происходящее в семье и, более того, представляет собой фундамент для существующих и будущих отношений с людьми. Это своеобразные сценарии, на основе которых ребенок представляет, как окружающие будут поступать с ним. Сценарии очень стабильны. Часто человек несет их на протяжении всей жизни. Те, кто имеет опыт общения с “трудными” детьми, знают, как нелегко поколебать их веру в то, что никому до них нет дела, что взрослые желают им лишь плохого. Да и взрослые люди, кажется, имеющие все - и уважение на работе, и любящего супруга, детей, - часто грустят: “Никто меня не любит”, “Никому я не нужен”. Все это не только реакции на происходящее, но и отголоски детских установок на жизнь.
Уже имея свои установки на правила и нормы поведения в социуме маленький человек идёт в школу!
И... меняется многое, если не всё!!! Окружение, режим, правила, нагрузка, требования, … ! Разве это на риск? Разве это не предпосылки для стресса?
Вспомните, как обычно, входит в воду человек? (Робко, сначала испытывает дискомфорт, потом некоторые постепенно, некоторые резко ныряют в воду, некоторым проще, когда их обрызгивают водой, … )
Примерно, также входят в школьную жизнь дети. Но зато, вспомните, как невозможно потом нас вытащить из той самой воды, что, тем более дети, могут там проводить часами.
Необходимо создать социально-педагогические условия, обеспечивающие гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личностных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в 1 классе, которая способствовала бы формированию навыков эффективного общения со сверстниками и в дальнейшем — успешному обучению в школе — это ряд главных задач в деятельности первого учителя. Другими словами, должны быть созданы условия, обеспечивающие психологическое здоровье школьника.
Факторы риска связанные с поступлением в школу:
Основным фактором риска можно назвать встречу ребенка с первым чужим значимым взрослым. Как показали исследования, учитель не замечает обычно 50% направленных к нему обращений. С одной стороны это может привести к развитию и росту самостоятельности у ребенка, снижению эгоцентризма, с другой привести к неудовлетворению его потребности в безопасности, развитию тревожности, психосоматизации.
Одним из факторов риска, является организация предметно-пространственной среды. Если мы понаблюдаем за детьми, то поймём, что они страдают и теряют здоровье не от самих занятий, а от способа их организации. Ребёнок с рождения, как губка, впитывает всё, что его окружает. «Стоит соответственно обустроить окружающее ребёнка культурное пространство и профессионально поддержать малыша, как мы увидим чудо раскрытия человеческой природы», — говорит Мария Монтессори. Если не предоставить ребенку условий для безопасного и интересного взаимодействия с окружающей средой он замкнется, или будет проявлять вспышки неуравновешенности и агрессии. Поэтому свою деятельность мы должны начинать с создания соответствующей развивающей среды.
Следующий фактор риска – недостаток в игре. Особенно в период адаптации всех участников образовательного процесса к жизни в новых условиях педагоги и родители должны широко использовать игры на сплоченность, на взаимодействие, проводить мероприятия (беседы, игры, игровые занятия), направленные на снижение психоэмоционального напряжения у детей. В игровом взаимодействии учителя помогают осознать ценности и установить приоритеты, стать терпимыми, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов. Атмосфера добра — условие здорового развития ребенка. Очень важно, чтобы дети удовлетворили свою потребность в свободной игре, чтобы он мог раскрыть свои собственные творческие силы, переработать индивидуальный опыт в игре.
Следующий фактор – это конфликт со сверстниками. Внутренний конфликт вызывается противоречиями между требованиями других людей и возможностями ребенка, нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование личности.
Хочу поделиться собственным опытом работы по сплочению коллектива детей, коллектива родителей, по сохранению и укреплению эмоционального и психологического здоровья своих учеников.
Уголок класса
Специфика работы учителя начальных классов такова, что каждые четыре года нам необходимо формировать новые коллективы — детей и их родителей. Я уделяю огромное внимание оформлению классного уголка, который показывает всю жизнь и деятельность нашего коллектива. Это и новости, и общие дела, и достижения, и праздники. Самоуправление, организованное в классе, тоже отражается в уголке класса. Поэтому каждый предмет, использованный цвет — всё имеет своё значение!
Всех учеников класса (фото) я размещаю на лучиках солнца, на облаках в небе — прописаны законы жизни нашего коллектива, каждый цвет радуги отражает заповеди для родителей, как основные направления воспитания. Ромашки, на лепестках которых написаны фамилии детей, это группы по разным направлениям работы в классе. Есть место для поздравления с днём рождения.
Девиз нашего класса:
МЫ, КАК СОЛНЫШКА ЛУЧИ,
НАС ПОПРОБУЙ РАЗЛУЧИ!
МЫ И УЧИМСЯ, И ДРУЖИМ,
ВСЁ МЫ ДЕЛАЕМ КАК НУЖНО!
Классно — семейный альбом «Знакомьтесь - это МЫ»
Традиционно, в сентябре мы с учащимися и родителями выпускаем классно — семейный альбом «Знакомьтесь - это МЫ». Каждая семья готовит свою страничку, рассказывая на ней о себе: состав семьи, совместные хобби и увлечения, интересные и памятные случаи из жизни своей семьи, проявляя оригинальность в оформлении.
Копилка успеха
При безотметочном обучении в 1 классе ученикам хочется понимать и отслеживать уровень своей успешности. Учитель в школе находит способы и формы поощрения и оценивания. Но ведь это и родители дома тоже могут делать. На первом собрании я посоветовала родителям использовать технологию «Копилка успеха». Поставить в специальном месте стеклянную (пластиковую) банку или прозрачную коробочку. Отныне это - «копилка школьных успехов», в которую, к примеру, будут «складываться» «пятерки» и «четверки». Не сами по себе, конечно, а в виде чего-то материального. Например, тех же зерен крупной фасоли или крупных макарон-ракушек.
Родители проявили фантазию и … … ...
Методика "ЛАДОШКА"
На столе у родителей - лист бумаги. Прошу их обвести на нём свою ладонь. Записать на бумажных ладошках, чтобы они хотели организовать в классе. Прошу «протянуть мне руку помощи". Может - совет, как строить общение с ребёнком, потому что они, как родители, знают его больше. Может, предложение о формах работы, направленных на объединение класса предложение и помощь в организации интересных экскурсий или проведение с детьми беседы воспитательного характера.
Традиции класса
Ежегодно, в октябре проводим праздник для бабушек и дедушек «Бабушка рядышком с дедушкой...». Бабушки с удовольствием готовят свои индивидуальные блюда для участия в конкурсе на лучший рецепт, делятся рецептурой приготовления полезного чая. Готовим выставку «Моя бабушка — рукодельница», где представлены работы, сделанные руками бабушек. И, традиционно — чай из самоваров! Знак внимания, уважения ко взрослому поколению — это и есть момент социального становления личности маленького человека!
Праздник первой «5»
Во втором классе появляются отметки и к этому событию тоже надо готовиться.
Акция «Помоги птицам!»
Совместные добрые дела очень объединяют коллектив и несут глубокий воспитательный смысл для каждого участника в отдельности.
Организация спортивных мероприятий вне школы - «Боулинг»
Одним из самых популярных сегодня видов спорта является боулинг. Его относят к активному отдыху. Помимо положительных эмоций боулинг приносит пользу здоровью человека, способствует укреплению мышц всего тела.
Эта игра пришла к нам не так давно, и уже успела завоевать определенную нишу поклонников, стать популярной среди всех слоев населения. Сегодня в нее активно играют люди в 120 странах мира!
Помимо позитивных эмоций, игра в боулинг помогает справиться с проблемами, которые волнуют сегодня многих: это слабый пресс, слабые мышцы спины. Благодаря тому, что в ходе игры боулер держит шар, формируется красивый рельеф рук. Этот активный вид спорта помогает повысить тонус организма, улучшить фигуру, укрепить мышцы плечевого пояса, пресса и ног.
Экскурсия в конный клуб «Виола»
Общение с лошадьми, которые заряжают человека особенной энергией, очень полезно. Животные передают человеку свое спокойствие и силу, что в свою очередь вселяет в человека уверенность. Во время конных прогулок за лошадью необходимо ухаживать. Для детей это возможность привить чувство ответственности, любви и заботы.
Во время верховой езды у человека работают все группы мышц, осанка выравнивается, улучшается координация движений и реакция. При верховой езде улучшается обмен веществ, что приводит к сжиганию жиров в организме.
Необходимо отметить, что чем выше скорость езды, тем больше дается нагрузки на опорно-двигательный аппарат. Например, шаговая езда на лошади обеспечивает равномерную и щадящую нагрузку на все группы мышц. Езда рысью обеспечивает постоянную работу мышцы ног и спины, а также позволяет развить чувство равновесия. При правильном дозировании такой езды, этот вид спорта становится универсальным.
Акция «Подари хорошее настроение»
Хорошее настроение – это не просто так. Это большой положительный заряд, который помогает справиться с проблемами и трудностями. Дети изготовили 200 цветных ленточек со смайликами, распространяли их по школе — ученикам и учителям, задавая вопрос «А вы сегодня улыбались?» и — открытки с пожеланиями доброго дня.
Организация лыжных прогулок «В здоровом теле – здоровый дух!»
Отдыхать активно и вместе всегда интересно. В выходной день совместно с родителями организуем лыжные прогулки. В физическом воспитании лыжный спорт занимает одно из ведущих мест. Лыжи доступны для людей самого разного возраста.
Ходьба на лыжах оказывает всестороннее влияние на организм. При передвижении по равнине и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков в работу вовлекаются все основные группы мышц ног, рук и туловища. Лыжный спорт благотворно воздействует на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему.
Систематические занятия лыжным спортом способствуют всестороннему физическому развитию школьников, особенно положительно влияя на развитие таких двигательных качеств, как выносливость, сила, ловкость.
«Спорт – это жизнь!» Весёлые старты.
Командный дух, сопереживание хорошо сплачивает коллектив класса. Весёлые старты одно из актуальных направлений в организации спортивных соревнований для детей младшего школьного возраста.
Эффективным и актуальным методом формирования потребности в здоровом образе жизни является вовлечение детей в активную деятельность по укреплению своего здоровья. Это под силу любому классному руководителю!
В жизни по – разному можно жить:
Можно в печали, а можно – в радости.
Во время есть, во время пить,
Во время делать гадости, а можно так,
На рассвете встать и, помышляя о чуде,
Рукой обожжённою солнце достать,
И подарить его людям!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.