Главная / Русский язык и литература / Система внутренней оценки качества образования на уровне МО учителей-предметников

Система внутренней оценки качества образования на уровне МО учителей-предметников


муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №45











Система внутренней оценки

качества образования

на уровне методического объединения

учителей-предметников









Автор:

Лобанова Ольга Михайловна,

учитель русского языка и литературы,

председатель МО учителей-предметников
















г. Ульяновск,

12.05.2014 г.

Актуальность

На сегодняшний день модель внутришкольной системы оценки качества образования (ВСОКО) на уровне методического объединения учителей-предметников является частью системы обеспечения образовательной политики в вопросах контроля и управления качеством образования в школе. Политика повышения привлекательности школы в сочетании с более качественным управлением своими ресурсами является важной для руководства каждого образовательного учреждения, впрочем, как и для всей системы образования.

Основой этой проблематики является реструктуризация всего бюджетного сектора в Российской Федерации создающего условия для усиления хозяйственной ответственности руководителей школ за работу своих учреждений и стимулирует определенную конкурентную борьбу между школами.

В этих условиях актуализируется новая миссия школ - создание достаточных и необходимых образовательных условий для социальной успешности учащихся и выпускников. Такая задача, естественно, выполнима только при высоком качестве самого процесса образования.

Сегодня все школы включены в рыночные отношения. Образовательные учреждения должны быть конкурентоспособными, должны формировать свой имидж, общественное мнение социума. А при финансовой самостоятельности, при переходе на подушевое финансирование идёт борьба за каждого ученика. При этом необходимо знать администратору сильные и слабые стороны школы.

В решении этой проблемы особая роль принадлежит методическим объединениям, которые нужно рассматривать не только как «школу передового педагогического опыта» в современной школе, а как среду, максимально приближающую профессионала к реализации проблем и задач современного образования.

Одной из существенных причин востребованности внутришкольной системы оценки качества образования является переход к широкому использованию индивидуальных учебных программ. Индивидуализация учебного процесса обуславливает рост объектов управления. Если раньше объектом управления был класс, то индивидуализация и дифференциация делают объектом управления ученика, а следовательно, и количество актуальной информации возрастает многократно. Все это ставит проблему технологии измерений качества образования в старшей школе и критериев дифференциации педагогического персонала. При этом высокая субъективность оценки педагогического труда внешними экспертами, а также невозможность четко формализовать результаты образовательной деятельности (на уровне стандартов) и несопоставимость трудозатрат и технологической сложности в методиках индивидуального и массового образования, а также методика преподавания ставит эту проблему в особое положение.

Основными целями создания внутришкольной системы оценки качества образования являются:

обеспечение устойчивого развития системы образования в школе;

создание Единой автоматизированной системы внутреннего контроля учебно-воспитательного процесса школы;

создание системы сопоставления эталонных характеристик учащихся с затратой ресурсов.

Ожидаемый результат:

создание системы комплексного мониторинга результатов и ресурсов образовательных программ школы;

выявление причин несоответствия учащихся эталонным характеристикам;

создание группы многообразных, универсальных и просчитываемых индикаторов мониторинга;

формирование информации, необходимой для принятия управленческого решения;

выявление зон риска и ограничений при достижении эталонных характеристик;

использование результатов системного мониторинга как фактора влияния на эффективность школы для изменений образовательных, финансово-экономических и организационно-правовых условий развития школы;

включение созданной системы индикаторов в систему мониторинга эффективности образовательного учреждения.

Для оптимального функционирования внутришкольной системы оценки качества образования её деятельность должна быть стандартизирована относительно принципов организации педагогических измерений. Принципы педагогический измерений - это основные требования, которыми специалисты по педагогическим измерениям руководствуются в своей деятельности. В педагогическую практику школы принципы вводятся как совокупность исходных правил, способствующих эффективности процесса контроля.

Внутришкольный контроль включает в себя:

а) определение/уточнение цели и задачи оценивания;

б) определение целеполагающей информации (каким должен быть предмет оценивания);

в) построение/выбор инструментов оценивания;

г) сбор информации для констатации;

д) сопоставление целеполагающей информации и оценивания, толкование полученных данных и формулирование мыслительной деятельности;

е) анализ предыдущих этапов (рефлексия) в улучшении текущего оценивания.

Объектами внутришкольного контроля являются:

-знания, способности, склонности, умения, отношения;

-организация и проведение учебно-воспитательного процесса;

-способы применения знаний;

-личностные качества и качества поведения;

-школьный прогресс;

-учебный процесс;

-система и учебные единицы;

-портфолио;

-дидактический персонал (самооценивание) и т. д.

Цель контроля формирует структуру его внутренней системы отношений:

- Субъекты оценивания: кто оценивает (учитель, тьютор, специалист)

- Критерии оценивания: каким должно быть то, что оценивается (объект)?

- Инструменты оценивания: чем оценивается?

- Методология оценивания: как оценивается?

- Получатели данных мониторинга, которые используют полученную информацию через оценивание.

В связи с реализацией ФГОС ООО в 5 классах необходимо осуществлять внутренний контроль сформированности планируемых предметных, метапредметных, личностных результатов, используя контрольно-измерительные материалы.

В плане модели внутришкольной системы оценки качества образования (ВСОКО) на уровне методического объединения учителей предметников входит разработка комплекса контрольно-диагностических материалов для осуществления текущей и промежуточной оценки сформированности предметных и метапредметных результатов у учащихся 5 классов.

Задачи:

1.Изучить основные подходы к системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с ФГОС ООО.

2.Освоить технологию разработки учебно-познавательных и учебно-практических задач.

3.Подготовить комплекс контрольно-измерительных материалов для оценки сформированности предметных и метапредметных результатов учащихся 5 классов.

Эта работа состоит из двух частей: исследовательской и практической. В исследовательской части изучаются основные подходы к системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с ФГОС ООО. В практической части коллектив каждого методического объединения школы должен разработать комплекс контрольно-измерительных материалов для осуществления текущей и промежуточной оценки сформированности личностных, предметных и метапредметных результатов у учащихся 5 классов.

Ожидаемые результаты:

1.Педагоги знают особенности оценки сформированности образовательных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС.

2.Педагоги владеют навыками разработки учебно-познавательных и учебно-практических задач.

3.Разработана система заданий для проведения промежуточной оценки предметных результатов по математике.

4.Разработаны измерительные материалы комплексной проверочной работы на межпредметной основе для оценки сформированности метапредметных результатов.

Методический продукт. Комплекс контрольно-диагностических материалов, в частности, по русскому языку, литературе, истории и обществознанию для проведения промежуточной оценки сформированности личностных, предметных и метапредметных результатов учащихся 5 классов.

Периодичность и виды исследований качества образования определяются необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел в образовательном учреждении. План-график (утверждённый директором школы), по которому будет осуществляться контроль, доводится до всех участников учебного процесса. В нашем МО могут осуществляться следующие виды мониторинговых исследований:

  • по этапам обучения: входной, промежуточный, итоговый;

  • по временной зависимости: краткосрочный (ориентирован на промежуточные результаты качества образования), долгосрочный (ориентирован на реализацию Программы развития школы).

  • по частоте процедур: разовый, периодический, систематический;

  • по формам объективно-субъектных отношений: самоконтроль, взаимоконтроль, внешний контроль.

Срезы следует разделить на нулевой, промежуточный и итоговый. Результаты срезов необходимо оценивать с помощью рейтинговой оценки. Введение рейтинговой оценки наряду с расширением оценочного диапазона позволяет попутно решить и педагогическую задачу: снимает негативное восприятие обучающимися неуспешного результата обучения, акцентирует внимание учителя на сопоставлении стартовых позиций учащегося по отношению к стартовым позициям его товарищей.

Анализ результатов срезов осуществляется по фиксированной схеме. Это позволяет определить действия преподавателя в отношении методики преподавания, уровня учебных программ и успешности учащегося в предметной области.

Ожидаемые результаты

  • разработка технологии контроля качества образования на уровне МО;

  • разработка процедуры получения диагностической информации о результатах по обучаемости учащихся, обученности, качества обучения по классам, по учителям;

  • получение сведений об уровне сформированности метапредметных универсальных учебных действий и способов деятельности – познавательных, коммуникативных, регулятивных;

  • получение сведений об уровне сформированности предметных универсальных учебных действий и способов деятельности по областям знаний Образовательной программы ОУ;

  • осуществление анализа результатов самообследования МО по качеству образования;

  • создание банка данных по результатам мониторинговых исследований качества образования;

  • рост личностных достижений педагогических работников и обучаемых.


Новый подход в оценке результатов контроля

К общим особенностям новой системы оценки относятся следующие:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

  • использование планируемых результатов освоения основной образовательной программы в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

  • оценка динамики образовательных достижений учащихся;

  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

  • использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития ОУ;

  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных;

  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов и средств оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.;

  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

Особенности новой системы оценки связаны с новым пониманием образовательных результатов. Смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на системно-деятельностную предопределяет перенос акцента в образовании с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук.

Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями, становятся универсальные, или метапредметные умения (и стоящие за ними компетенции). Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение «обязательного минимума содержания образования», а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.

Такая переориентация коренным образом меняет место и роль системы оценки в системе общего образования. Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают возможность учащимся освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, принятию ответственности за её результаты.

Ещё одна особенность новой системы оценки – уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не идеальный «образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксирования допущенных ошибок и недочётов, формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный (базовый) уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного (базового) уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.

Специфические особенности новой системы оценки на каждой ступени обучения выражаются в основных образовательных результатах. Они закладываются в ОП каждого уровня обучения: начального, основного, среднего общего образования.


Заключение

Таким образом, создание системы внутренней оценки качества образования, помимо проблем эффективности, может решить следующие проблемы:

1.Обеспечение преемственности между ступенями общего образования, с минимизацией потерь на переходе, что позволяло учащимся и родителям строить ясную и долговременную образовательную стратегию в рамках одного учебного заведения.

2. Создание реальной вариативности содержания образования, без ревизии ключевых элементов «базиса», что позволяет учащимся реализовать свое право на академическую мобильность ученика. Особенно это зарекомендовало себя в старшей школе и в условиях профильного обучения.

3. Создание условий для самореализации учащихся в различных сферах основного и дополнительного образования, что является ответом не только на современные запросы индивидуального образования, но и индивидуального развития в целом.

4.Широкое использование в образовательном процессе информационных ресурсов, включая современные информационные технологии, что позволит учесть требования к владению современными коммуникациями.

5.Определение вектора роста квалификационного запаса преподавателей с учетом специфики индивидуальных образовательных программ. Здесь имеется ввиду программа работы с персоналом методического объединения школы (его подготовкой, переподготовкой и расширением профессиональной базы), ориентированная на подготовку специалистов, способных работать в условиях индивидуальных программ.

Конечная цель такого оценивания должна дать ответ школе на вопрос «Как дальше улучшить свою деятельность на уровне работы методических объединений?»

В организации структуры, осуществляющей мониторинг и оценку качества образования, МО учителей русского языка, литературы и истории, равно как и другие ШМО, входящие в методический совет школы, должно участвовать в разработке методики оценки качества образования, в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития ОУ. Учителя-предметники должны участвовать в разработке критериев оценки профессиональной деятельности педагогов ОУ, готовить предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне ОУ.

Таким образом, на сегодняшний день нашей школе предстоит долгая, сложная, кропотливая работа по созданию системы мониторинга качества образования по Стандартам второго поколения.







Литература

1. Основина В.А. Создание в ОУ системы мониторинга качества образования в условиях введения государственных стандартов общего образования нового поколения. Учебное пособие. – Ульяновск : ОАО «Медио –

групп», 2013 – с. 205

2. Основина В.А. Проектирование и организация учебного процесса на системно-деятельностной основе: Учебное пособие. – Ульяновск: «Медиа-групп», 2012. – 135 с.

3. Основина В.А., Елисеев В.В. Управление образовательным процессом в школе в условиях введения Федерального государственного стандарта общего образования.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008. – 84 с.

4. Педагогический маркетинг в управлении развитием образовательных систем. /.П.И. Третьяков, С.И. Захаренков, М.В. Туберозова, Н.А. Шарай. – М.: Издательство УЦ «Перспектива», 2010. -232 с.

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 459 с.

6. Поташник М. М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 272 с.

7. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (Современная технология). Методическое пособие. Изд. 2-е доп. и перераб. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 144 с.

8. Поташник М.М. Общедидактический анализ урока в современной школе. //Народное образование. -2008.- № 1. с.169-175.

9. Третьяков П.И. Управление по результатам. Практика педагогического менеджмента. – М.: Новая школа, 1997. – 284 с.

10. Школа: Проектирование развития образовательной среды. Под ред. Третьякова П.И. – М.: МИОО, 2007. – 272 с.

hello_html_m4d466bb7.png


Система внутренней оценки качества образования на уровне МО учителей-предметников
  • Русский язык и литература
Описание:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система внутренней оценки

качества образования

на уровне методического объединения

учителей-предметников

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

Лобанова Ольга Михайловна,

 учитель русского языка и литературы,

председатель МО учителей-предметников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ульяновск,

12.05.2014 г.

Актуальность

На сегодняшний день модель внутришкольной системы оценки качества образования (ВСОКО) на уровне методического объединения учителей-предметников  является частью системы обеспечения образовательной политики в вопросах контроля и управления качеством образования в школе. Политика повышения привлекательности школы в сочетании с более качественным управлением своими ресурсами является важной для руководства каждого образовательного учреждения, впрочем, как и для всей системы образования.

Основой этой проблематики является реструктуризация всего бюджетного сектора в Российской Федерации создающего условия для усиления хозяйственной ответственности руководителей школ за работу своих учреждений и стимулирует определенную конкурентную борьбу между школами.

В этих условиях актуализируется  новая миссия школ -  создание достаточных и необходимых образовательных условий для социальной успешности учащихся и выпускников. Такая задача, естественно, выполнима только при высоком качестве самого процесса образования.

 Сегодня все школы включены в рыночные отношения. Образовательные учреждения должны быть конкурентоспособными, должны формировать свой имидж, общественное мнение социума. А при финансовой самостоятельности, при переходе на подушевое финансирование идёт борьба за каждого ученика. При этом необходимо знать администратору сильные и слабые стороны школы.

В решении этой проблемы особая роль принадлежит методическим объединениям, которые нужно рассматривать не только как «школу передового педагогического опыта» в современной школе, а как  среду, максимально приближающую профессионала к реализации проблем и задач современного образования.

Одной из существенных причин востребованности внутришкольной системы оценки качества образования является переход к широкому использованию индивидуальных учебных программ. Индивидуализация учебного процесса обуславливает рост объектов управления. Если раньше объектом управления был класс, то индивидуализация и дифференциация делают объектом управления ученика, а следовательно, и количество актуальной информации возрастает многократно. Все это ставит проблему технологии измерений качества образования в старшей школе и критериев дифференциации педагогического персонала. При этом высокая субъективность оценки педагогического труда внешними экспертами, а также невозможность четко формализовать результаты образовательной деятельности (на уровне стандартов) и несопоставимость трудозатрат и технологической сложности в методиках индивидуального и массового образования, а также методика преподавания ставит эту проблему в особое положение.

     Основными целями создания внутришкольной системы оценки качества образования являются:

•обеспечение устойчивого развития системы образования в школе;

•создание Единой автоматизированной системы внутреннего контроля учебно-воспитательного процесса школы;

•создание системы сопоставления эталонных характеристик учащихся с затратой ресурсов.

 Ожидаемый результат:

•создание системы комплексного мониторинга результатов и ресурсов  образовательных программ школы;

•выявление причин несоответствия учащихся эталонным характеристикам;

•создание группы многообразных, универсальных и просчитываемых индикаторов мониторинга;

•формирование информации, необходимой для принятия управленческого решения;

•выявление зон риска и ограничений при достижении эталонных характеристик;

•использование результатов системного мониторинга как фактора влияния на эффективность школы для изменений образовательных, финансово-экономических и организационно-правовых условий развития школы;

•включение созданной системы индикаторов в систему мониторинга эффективности образовательного учреждения.

 

 Для оптимального функционирования внутришкольной системы оценки качества образования её деятельность должна быть стандартизирована относительно принципов организации педагогических измерений. Принципы педагогический измерений - это основные требования, которыми специалисты по педагогическим измерениям руководствуются в своей деятельности. В педагогическую практику школы  принципы вводятся как совокупность исходных правил, способствующих эффективности процесса контроля.

 

  Внутришкольный контроль включает в себя:

а) определение/уточнение цели и задачи оценивания;

б) определение  целеполагающей информации (каким должен  быть предмет оценивания);

в) построение/выбор инструментов оценивания;

г) сбор информации для констатации;

д) сопоставление целеполагающей информации и оценивания, толкование полученных данных и формулирование мыслительной деятельности;

е) анализ предыдущих этапов (рефлексия) в улучшении текущего оценивания.

      Объектами внутришкольного контроля являются:

-знания, способности, склонности, умения, отношения;

-организация и проведение учебно-воспитательного процесса;

-способы применения знаний;

-личностные качества и качества поведения;

-школьный прогресс;

-учебный процесс;

-система и учебные единицы;

-портфолио;

-дидактический персонал (самооценивание) и т. д.

Цель контроля формирует структуру его внутренней системы отношений: 

- Субъекты оценивания:   кто оценивает (учитель, тьютор, специалист) 

- Критерии оценивания:    каким должно быть то, что оценивается (объект)?

-  Инструменты оценивания:  чем оценивается?

-  Методология оценивания:   как оценивается?

-  Получатели данных мониторинга,  которые используют полученную информацию через оценивание.

В связи с реализацией ФГОС ООО в 5 классах необходимо осуществлять внутренний контроль сформированности планируемых предметных, метапредметных, личностных результатов, используя контрольно-измерительные материалы.

В плане модели внутришкольной системы оценки качества образования (ВСОКО) на уровне методического объединения учителей предметников  входит разработка комплекса контрольно-диагностических материалов для осуществления текущей и промежуточной оценки сформированности предметных и метапредметных результатов у учащихся 5 классов.

Задачи:

1.Изучить основные подходы к системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с ФГОС ООО.

2.Освоить технологию разработки учебно-познавательных и учебно-практических задач.

3.Подготовить комплекс контрольно-измерительных материалов для оценки сформированности предметных и метапредметных результатов учащихся 5 классов.

 Эта  работа состоит из двух частей: исследовательской и практической. В исследовательской части изучаются основные подходы к системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с ФГОС ООО.  В практической части коллектив каждого методического объединения школы должен разработать комплекс контрольно-измерительных материалов для осуществления текущей и промежуточной оценки сформированности личностных, предметных и метапредметных результатов у учащихся 5 классов.

   Ожидаемые результаты:

1.Педагоги знают особенности оценки сформированности образовательных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС.

2.Педагоги владеют навыками разработки учебно-познавательных и учебно-практических задач.

3.Разработана система заданий для проведения промежуточной оценки предметных результатов по математике.

4.Разработаны измерительные материалы комплексной проверочной работы на межпредметной основе для оценки сформированности метапредметных результатов.

    Методический продукт.   Комплекс контрольно-диагностических  материалов, в частности, по русскому языку, литературе, истории и обществознанию для проведения промежуточной оценки сформированности личностных, предметных и  метапредметных результатов учащихся 5 классов.

Периодичность и виды исследований качества образования определяются необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел в образовательном учреждении. План-график (утверждённый директором школы), по которому будет осуществляться контроль, доводится до всех участников учебного процесса. В нашем МО могут осуществляться следующие виды мониторинговых исследований:

·                   по этапам обучения: входной, промежуточный, итоговый;

·                   по временной зависимости: краткосрочный (ориентирован на промежуточные результаты качества образования), долгосрочный (ориентирован на реализацию Программы развития школы).

·                   по частоте процедур: разовый, периодический, систематический;

·                   по формам объективно-субъектных отношений: самоконтроль, взаимоконтроль, внешний контроль.

Срезы следует разделить на нулевой, промежуточный и итоговый. Результаты срезов необходимо оценивать с помощью рейтинговой оценки. Введение рейтинговой оценки наряду с расширением оценочного диапазона позволяет попутно решить и педагогическую задачу: снимает негативное восприятие обучающимися неуспешного результата обучения, акцентирует внимание учителя на сопоставлении стартовых позиций учащегося по отношению к стартовым позициям его товарищей.

Анализ результатов срезов осуществляется по фиксированной схеме. Это позволяет определить действия преподавателя в отношении методики преподавания, уровня учебных программ и успешности учащегося в предметной области.

Ожидаемые результаты

Øразработка технологии контроля качества образования на уровне МО;

Øразработка процедуры получения диагностической информации о результатах  по обучаемости учащихся, обученности, качества обучения по классам, по учителям;

Øполучение сведений об уровне сформированности метапредметных универсальных учебных действий и способов деятельности – познавательных, коммуникативных, регулятивных;

Øполучение сведений об уровне сформированности предметных универсальных учебных действий и способов деятельности по областям знаний Образовательной программы ОУ;

Øосуществление анализа результатов самообследования МО по качеству образования;

Øсоздание банка данных по результатам мониторинговых исследований качества образования;

Øрост личностных достижений педагогических работников и обучаемых.

 

Новый подход в оценке результатов контроля

К общим особенностям новой системы оценки относятся следующие:

·        комплексный подход к оценке результатовобразования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

·        использование планируемых результатов освоения основной образовательной программы в качестве содержательнойи критериальной базы оценки;

·        оценкауспешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

·        оценка динамики образовательных достиженийучащихся;

·        сочетание внешней и внутренней оценкикак механизма обеспечения качества образования;

·        использование персонифицированных процедурв целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедурв целях оценки состояния и тенденций развития ОУ;

·        уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных;

·        использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

·        использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов и средств оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.;

·        использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

Особенности новой системы оценки связаны с новым пониманием образовательных результатов. Смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на системно-деятельностную предопределяет перенос акцента в образовании с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук.

Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями, становятся универсальные, или метапредметные умения (и стоящие за ними компетенции). Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение «обязательного минимума содержания образования», а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.

Такая переориентация коренным образом меняет место и роль системы оценки в системе общего образования. Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают возможность учащимся освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, принятию ответственности за её результаты.

Ещё одна особенность новой системы оценки – уровневый  подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не идеальный «образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксирования допущенных ошибок и недочётов, формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный (базовый) уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного (базового) уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.

Специфические особенности новой системы оценки на каждой ступени обучения выражаются в основных образовательных результатах.Они закладываются в ОП каждого уровня обучения: начального, основного, среднего общего образования.

 

Заключение

Таким образом, создание системы внутренней оценки качества образования, помимо проблем эффективности, может решить следующие проблемы:

1.Обеспечение преемственности между ступенями  общего образования, с минимизацией потерь на переходе, что позволяло учащимся и родителям строить ясную и долговременную образовательную стратегию в рамках одного учебного заведения.

2. Создание реальной вариативности содержания образования, без ревизии ключевых элементов «базиса», что позволяет учащимся реализовать свое право на академическую мобильность ученика. Особенно это зарекомендовало себя в старшей школе и в условиях профильного обучения.

3. Создание условий для самореализации учащихся в различных сферах основного и дополнительного образования, что является ответом не только на современные запросы индивидуального образования, но и индивидуального развития в целом.

4.Широкое использование в образовательном процессе информационных ресурсов, включая современные информационные технологии, что позволит учесть требования к владению современными коммуникациями.

5.Определение вектора роста квалификационного запаса преподавателей с учетом специфики индивидуальных образовательных программ. Здесь имеется ввиду программа работы с персоналом методического объединения школы (его подготовкой, переподготовкой и расширением профессиональной базы), ориентированная на подготовку специалистов, способных работать в условиях индивидуальных программ. 

Конечная цель такого оценивания должна дать ответ школе на вопрос «Как дальше улучшить свою деятельность на уровне работы методических объединений?»

В организации структуры, осуществляющей мониторинг и оценку качества образования, МО учителей русского языка, литературы и истории, равно как и другие ШМО, входящие в методический совет школы, должно участвовать в разработке  методики оценки качества образования, в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития ОУ. Учителя-предметники должны участвовать в разработке критериев оценки профессиональной деятельности педагогов ОУ, готовить предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне ОУ.

Таким образом, на сегодняшний день нашей школе предстоит долгая, сложная, кропотливая работа по созданию системы мониторинга качества образования по Стандартам второго поколения.

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Основина В.А. Создание в ОУ системы мониторинга качества  образования в условиях введения  государственных стандартов общего образования                      нового     поколения. Учебное пособие. – Ульяновск : ОАО «Медио –

групп», 2013 –  с. 205

2. Основина В.А. Проектирование и организация учебного процесса на системно-деятельностной основе: Учебное пособие. – Ульяновск: «Медиа-групп», 2012. – 135 с.

3. Основина В.А., Елисеев В.В. Управление образовательным процессом в школе в условиях введения Федерального государственного стандарта общего образования.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008. – 84 с.

4. Педагогический маркетинг в управлении развитием  образовательных систем. /.П.И.  Третьяков, С.И. Захаренков, М.В. Туберозова,  Н.А. Шарай.  – М.: Издательство УЦ «Перспектива», 2010. -232 с.

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 459 с.   

6. Поташник М. М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 272 с.

7. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (Современная технология). Методическое пособие. Изд. 2-е доп. и перераб. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 144 с.

8. Поташник М.М. Общедидактический анализ урока в современной школе. //Народное образование. -2008.- № 1. с.169-175.

9. Третьяков П.И. Управление по результатам. Практика педагогического менеджмента. – М.: Новая школа, 1997. – 284 с.

 

10. Школа: Проектирование развития образовательной среды. Под ред. Третьякова П.И. – М.: МИОО, 2007. – 272 с.

Автор Лобанова Ольга Михайловна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1116
Номер материала 32180
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓