Главная / Русский язык и литература / Система уроков. "Имя числительное как часть речи" 6 класс

Система уроков. "Имя числительное как часть речи" 6 класс

Тема «Имя числительное». 6 класс.

Урок первый «Имя числительное как часть речи».

Цель: указать морфологические и синтаксические признаки числительного как части речи; отличие числительных от других частей речи.

Задачи:1) выявить отличия числительных от именных частей речи;

2) грамотно употреблять числительные в устной и письменной речи, развивать интерес, мышление, память, самостоятельность.

3) привить интерес к русскому языку, любовь к фольклору.

1.Организационный момент.

2.Синтаксическая пятиминутка. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

3.Орфоэпическая минутка «Произнеси быстро, правильно и четко».

Косарь косил красивую траву.

4.Нахождение числительных.

1) Семьдесят одежек и все без застежек.

2) Стоит хлевец, в нем пятьсот овец.

3)Пять мальчиков – пять чуланчиков, у каждого мальчика свой чуланчик.

4)Выходили двенадцать молодцов, выносили пятьдесят два сокола, выпускали триста шестьдесят пять лебедей.

5.Новая тема.

Имя числительное – часть речи, которая обозначает число, количество предметов при счете (Сколько?) Который? Какой?). Работа с таблицей. Разряды числительных по значению. 1.Количественные (Сколько?) 2.Порядковые количество предметов обозначают порядок предметов при а) Целые числа: один, десять. счете: первый, пятый (ученик). б)дробные (не целые): одна вторая, пять седьмых в) совокупность предметов как одно целое (собирательные): двое, пятеро друзей). 6.Закрепление темы. «Кто ищет – тот найдет!» Найдите числительные, определите разряд, выпишите словосочетания с числительными, укажите главное и зависимое слово.

7.Слово учителя. Количественные числительные изменяются по падежам. Порядковые - по падежам, родам и числам. Количественные числительные могут быть разными члена-

ми предложения. Сочетание числительного с существительным является одним членом предложения. Порядковые числительные обычно являются определением. Собирательные - изменяются по падежам, но рода не имеют.

8.Выполнение упражнений. Упр.705. Укажите разряд числительных, определите падеж, определите синтаксическую роль числительных.

Слово учителя. – Как доказать принадлежность слов к той или другой части речи?

- Какие морфологические признаки числительных являются общими с прилагательными? Сделай вывод: числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи: (какие?) имя прилагательное, глагол. Если числительное можно записать словами и цифрами, то другие части речи можно записать только словами. 9.Распознавание частей речи. Распределите данные слова на четыре группы:1) имя существительное, 2) имя прилагательное, 3) имя числительное, 4) глагол. Двойной, тройка,удвоить,второй,пятидневный,три,восьмерка,десятка,трехчасовой,одно- сторонний, сотня, сотый, удесятерить, двадцать пять, седьмой, пятилетка, пятиэтажный, тройной, одиннадцать, четверг, сороковой, сто, десятичная. Составьте вопросительное и побудительное предложения.

10.В гостях у пословиц. Как ты понимаешь пословицы? Какое значение они имеют? 1) Ум хорошо, а два лучше. 2) Семь раз отмерь, а один раз отрежь.3) У него семь пятниц на неделе.4) За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.5) У умной головы сто рук. Запишите две – три пословицы.



Рефлексия:

- Какую пользу принес вам урок? С чем вы уйдете отсюда?

Домашнее задание: правило, упр.711. Выпишите из прочитанных тобой произведений 5 – 6 предложений с порядковыми и количественными числительными.

Система уроков. "Имя числительное как часть речи" 6 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок – изучение новой  темы  «Имя  числительное  как  части речи».

Методы: исследовательский и частично – поисковый.                                                                            Формы: индивидуальная, групповая.                                                                                                                         Цель: указать  морфологические  и синтаксические  признаки  числительного  как  части  речи; отличие   числительных  от других  частей  речи.

Задачи: 1)выявить отличия числительных  от именных   частей  речи;

                2) грамотно  употреблять числительные  в устной  и  письменной 

                    речи;

                3) привить  интерес  к  русскому  языку  и  фольклору.

 

Урок  состоит  из  нескольких  этапов: 1) синтаксическая  минутка, 2) орфоэпическая минутка; 3) в  пословицах находим  числительные; 4) новая  тема; 5) закрепление  нового  материала;6) выполнение  упражнений; 7) распознавание  частей  речи; 8) В  гостях у пословиц; 9) домашнее  задание.                   

Автор Гусельникова Светлана Александровна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1161
Номер материала 9895
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓