Тема
«Имя числительное». 6 класс.
Урок первый «Имя
числительное как часть речи».
Цель: указать морфологические и синтаксические признаки
числительного как части речи; отличие числительных от других частей речи.
Задачи:1) выявить отличия числительных от именных частей речи;
2) грамотно
употреблять числительные в устной и письменной речи, развивать интерес,
мышление, память, самостоятельность.
3) привить
интерес к русскому языку, любовь к
фольклору.
1.Организационный момент.
2.Синтаксическая
пятиминутка. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает
землю.
3.Орфоэпическая минутка
«Произнеси быстро, правильно и четко».
Косарь косил
красивую траву.
4.Нахождение числительных.
1) Семьдесят одежек
и все без застежек.
2) Стоит хлевец, в нем пятьсот
овец.
3)Пять мальчиков –
пять чуланчиков, у каждого мальчика свой чуланчик.
4)Выходили двенадцать
молодцов, выносили пятьдесят два сокола, выпускали триста
шестьдесят пять лебедей.
5.Новая тема.
Имя числительное – часть речи, которая обозначает число, количество предметов
при счете (Сколько?) Который?
Какой?). Работа
с таблицей. Разряды числительных по
значению.
1.Количественные (Сколько?)
2.Порядковые количество предметов обозначают
порядок предметов при а)
Целые числа: один, десять. счете: первый, пятый (ученик). б)дробные
(не целые): одна вторая, пять седьмых
в)
совокупность предметов как
одно
целое (собирательные): двое, пятеро
друзей).
6.Закрепление темы. «Кто ищет – тот найдет!» Найдите числительные,
определите разряд, выпишите словосочетания с числительными, укажите главное и
зависимое слово.
7.Слово учителя.
Количественные числительные изменяются по падежам. Порядковые - по падежам,
родам и числам. Количественные числительные могут быть разными
члена-
ми предложения. Сочетание
числительного с существительным является одним членом предложения.
Порядковые числительные обычно являются определением. Собирательные -
изменяются по падежам, но рода не имеют.
8.Выполнение упражнений.
Упр.705. Укажите разряд числительных, определите падеж, определите
синтаксическую роль числительных.
Слово
учителя.
– Как доказать принадлежность слов к той или другой части
речи?
- Какие морфологические
признаки числительных являются общими с прилагательными? Сделай
вывод: числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части
речи: (какие?) имя прилагательное, глагол. Если числительное можно записать
словами и цифрами, то другие части речи можно записать только
словами. 9.Распознавание
частей речи. Распределите данные слова на четыре группы:1) имя существительное,
2) имя прилагательное, 3) имя числительное, 4)
глагол.
Двойной, тройка,удвоить,второй,пятидневный,три,восьмерка,десятка,трехчасовой,одно-
сторонний, сотня, сотый, удесятерить, двадцать пять, седьмой, пятилетка,
пятиэтажный, тройной, одиннадцать, четверг, сороковой, сто,
десятичная. Составьте
вопросительное и побудительное предложения.
10.В гостях у пословиц. Как ты понимаешь пословицы? Какое значение они имеют? 1) Ум
хорошо, а два лучше. 2) Семь раз отмерь, а один раз отрежь.3) У него семь
пятниц на неделе.4) За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.5) У
умной головы сто рук. Запишите две – три пословицы.
Рефлексия:
- Какую пользу принес
вам урок? С чем вы уйдете отсюда?
Домашнее задание:
правило, упр.711. Выпишите из прочитанных тобой произведений 5 – 6
предложений с порядковыми и количественными числительными.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.