Главная / Начальные классы / Система упражнений по формированию читательской компетенции младших школьников

Система упражнений по формированию читательской компетенции младших школьников



СЛАЙД 1

СЛАЙД 2

Задачи для учителя

  • Создать базу эффективных методов и приемов по формированию читательской компетентности учащихся как на уроке, так во внеурочной деятельности.

  • Стимулировать творчество детей.

СЛАЙД 3

Школа- это мир юности, надежд и радости, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.

Дети сейчас мало читают. Они лишают себя возможности хотя бы немного пожить в сказке, увидеть волшебный пейзаж, услышать сказочных героев, посочувствовать главным героям, попадающим в неприятности, и посмеяться вместе с добрыми, сатирическими персонажами повестей, басен, былин, сказок, рассказов. СЛАЙД 4 Нельзя позволить компьютерным играм, современным мультфильмам, комиксам полностью затмить художественную литературу в жизни детей.

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или изменяет цели и задачи школьного образования. Главная цель, которая СЛАЙД 5 раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

Хотелось бы поделиться опытом работы по формированию положительной мотивации у детей начальных классов с помощью стихотворчества.

Начинаем работу в этом направлении с первого класса. На уроках обучения грамоте, при изучении букв, используем прием рифмования. Например, задание закончить фразу в рифму. Для этого используются загадки, чистоговорки, перевертыши, путаницы. Уже со второго класса в системе появляются СЛАЙД 6 «творческие» минутки

С чего же можно начать это конечно с( СЛАЙД 6) рифм.

С помощью скороговорок и чистоговорок дети практически знакомятся с понятием «рифма» и уже без труда справляются с творческими заданиями «Подбери рифму».

Сначала давали следующие задания:

Я начну чистоговорку, а вы закончите её.

1) Выберите нужное слово из предложенных:

Ло–ло–ло на улице …

(тепло, сало).



Оль–Оль–Оль мы купили …

(соль, моль).



Жа–жа–жа есть иголки у …

(ежа, моржа).

2) Закончите фразу самостоятельно, подберите рифмующиеся слова:

Жу–жу–жу молоко дадим __________________.



Да–да–да гудят ___________________________.



Ко–ко–ко нам налили _____________________.



Ба–ба–ба из окна торчит ___________________.



Же–же–же дождь прошёл __________________.



3) Придумайте свою чистоговорку СЛАЙД7. Приведу примеры чистоговорок, которые придумали сами дети.

Зы–сы–зы–сы

Де–те–де–те



У котёнка есть усы.

Хорошо живём в Чите.







Игра
« Я начну, а ты продолжи…..». 
СЛАЙД 8 На доске записываются две стихотворные строки. Дети в группах, за определенное количество времени должны продолжить начатое.

Весна, весна на улице

Весенние деньки….

Вот, например, что у ребят получилось.

Весна, весна на улице

Весенние деньки.

И лед на речке тронулся

И льются ручейки.

Весна, весна на улице

Весенние деньки.



И солнце улыбается

И выросли цветы.

Затем работа усложняется тем ,что нужно придумать как можно больше слов рифм к конкретному слову . Проводится конкурс какая группа больше придумает. Фантазии детей нет границ, СЛАЙД 9 например к словам ЛАПКА и ТАПКА придумали около 30 слов прямо на уроке. Умению фантазировать и анализировать, развитию творческого воображения, памяти и внимания поможет игра СЛАЙД 10 «Завиральные истории». 
Материалом служит тексты знакомых детям сказок. 

Инструкция: нужно прочитать сказку, немного видоизменяя её. Дети услышав в сказке ошибку, хлопают в ладоши.
Например, для 1 класса сказка « Волк и семеро козлят».
Жила-была коза и было у нее пятеро славных козлят. Однажды собралась коза уйти из дому, вот и говорит она своим пушистым деткам: « Козлятушки мои, ребятушки, пойду - ка я на пруд, наловлю для вас золотых рыбок».

СЛАЙД11 Работа с читательским дневником

Цель ведения читательского дневника не только развить навыки чтения и привить любовь к книге ,но и развитие творческих способностей.

Чаще всего это красочно оформленная тетрадь, в которых основное место занимают иллюстрации к прочитанным книгам. Также ученики записывают фамилию автора и название книги, чтобы у них получился перечень книг, им прочитанных. Можно записать тут же имена главных действующих лиц, чтобы при надобности (например, для рассказывания в классе) легче было вспомнить содержание книги. Учащимся, более сильным, можно рекомендовать делать выписки понравившихся мест. Вся описанная работа, несомненно, поднимет интерес учащихся к книге, развивает желание учиться.

В течении года наработала материал по созданию читательского портфеля СЛАЙД 12 с которым мы планируем начать работать в следующем учебном году, точнее летом

Раздел 1. Я- читатель

Я и мои любимые занятия;

Мои любимые детские книги;

Читательская анкета

Заповеди читателя

Раздел 2. Моё чтение

Раздел 3. Мои творческие работы

Раздел 4. Мои литературные проекты

Раздел 5 Мой читательский звездопад

Раздел 6. Мои читательские достижения

Раздел 7. Мои любимые писатели

Памятки для вдумчивого читателя

10, правил как стать вдумчивым читателем

Подсказки для ленивого читателя

Вот некоторые странички из этого портфеля

Вот например такое обращение к детям как к читателям

Основные задачи  Читательского портфеля:

«Читательский портфель» обеспечивает каждого обучающегося текстами, необходимыми для самостоятельного чтения;

«Читательский портфель» позволяет индивидуализировать творческие и игровые задания (тесты, викторины, кроссворды);

«Читательский портфель» помогает учителю организовать контроль за самостоятельной читательской деятельности всех обучающихся;

с помощью «Читательского портфеля» учитель может организовать эффективную работу обучающихся на уроке (смена видов деятельности и форм работы);

«Читательский портфель» позволяет организовать самостоятельную читательскую деятельность школьников дома;

с помощью «Читательского портфеля» можно эффективно формировать читательские умения обучающихся (составление аннотации, обучение пересказу, описание героя книги и т.д.);

с помощью «Читательского портфеля» школьник может оформить читательское портфолио;

«Читательский портфель» помогает учащимся выполнить и оформить творческие работы и литературные проекты;

«Читательский портфель» помогает сформировать адекватную читательскую самооценку обучающихся.

Особым видом задания творческого характера которое влияет на формирование читательской компетентности является - ДРАМАТИЗАЦИЯ

При помощи драматизации образы произведения показываются в действии. Показ можно провести:

Только с помощью слова, т.е. в форме чтения по ролям

Только средствами движения, т.е. в виде пантомимы;

Соединением движения и слова, т.е. в форме разыгрывания сцен в классе, когда обстановка воображается, и на сцене, когда обстановка специально для этого создается.

-пальчиковый театр;

кукольный театр;

костюмированные представления по известным например сказкам

Детям предлагается представить сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, передать их характер и настроение походкой, жестами, голосом.

И чтобы каждый ребёнок смог проявить себя, организуются так называемые нетрадиционные уроки: (слайд 13 )

*это уроки сказки;

* уроки-утренники;

* уроки –творчества

СЛАЙД13

УРОК СКАЗКА

Эти уроки следует проводить в необычной форме ,когда класс превращается в мир сказки, а дети – в сказочных героев. В течении нескольких дней дети готовятся к этому уроку. Во 1-х,подбирают книги, во 2-х инсценируют эпизоды, в 3-х участвуют в творческой коллективной работе «Поляна сказок» Урок начинается с рассматривания выставки книг сказок. Можно предложить конкурс «Угадай сказку». Можно ввести сказочного героя, который неизвестен в наше время. В частности взяли такого героя как СКАМОРОХ. Сначала разъяснила детям кто такие скоморохи. Скоморохи, это шуты, люди веселящие народ различными шутками-прибаутками, юморными песенками. Обычно скоморохи выступали перед народом в масках и костюмах. Сейчас у нас роль скоморохов играют клоуны и артисты эстрады, одним словом юмористы. Попросить детей попробовать сыграть роль скомороха. Вышло очень забавно. Дети смогли рассмешить своих одноклассников. В роли скомороха мог выступить не один человек, а несколько. Потом выбирали самого смешного, ловкого скомороха. И на протяжении всего праздника этот ученик играл эту роль..

После этого дети выполняют творческую работу работая в группах. СЛАЙД14У каждой команды большой лист бумаги, цветные карандаши, фломастеры., краски. Слайд 15 Дети рисуют героев сказки и помещают их в Сказочную поляну . Слайд16 Учащиеся работают все вместе, помогают друг другу. СЛАЙД17Затем команды представляют свои работы и рассказывают о герое, которого нарисовала их группа. Слайд18 Эти уроки готовят детей к самостоятельному созданию проектов. Свои работы, и каждый ученик рассказывает о герое, которого он рисовал.

УРОКИ-УТРЕННИКИ СЛАЙД 19

Такие уроки целесообразно проводить один-два раза в год. Дети вспоминают загадки, считалочки, скороговорки, стихи по теме, а также инсценируют понравившиеся произведения. Можно также устроить парад «живых книг».

Дети сами выбирают книгу, которую хотят представить на празднике. Готовят сообщение – инсценировку о книге: как называется (автор и заголовок) , кто герой книги, о чём в ней рассказано.

Прощаясь с букварём дети готовят творческие задания рисуют любимую букву, читают стихи о буквах. СЛАЙД 20 Проявляют творческий подход в чтении стихов на что похожа их любимая буква.

Все эти уроки помогают каждому ребёнку проявить свои творческие способности.

При работе над небылицами использую такую работу как «небылица за 10 минут» СЛАЙД 21

Небылица за 10 минут”

Я пишу какую-нибудь фразу или несколько, затем загибаю листок, чтобы не было видно написанного, и передает ученику. Теперь на чистом листе ученик пишет свою фразу. Тоже загибает лист и отдает его другому. Писать разрешается все, что угодно, но есть одна тонкость, которую нужно помнить: все эти фразы должны отвечать (по порядку) на такие вопросы:

Кто это был (была)?

Как выглядел (-а)?

Куда пошел (шла)?

Кого встретил (-а)?

Что ему (ей) сказал?

Что он (она) ответил (-а)?

Что ему (ей) сделали?

Какова была его (ее) реакция?

Чем вся история закончилась?

Вывод или мораль.

Когда записан ответ на последний вопрос, листок весь разворачивается и с выражением читается получившаяся небылица.

Большую ценность составляет сочинение загадок . СЛАЙД 22 Это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума.

Работа на уроке проводится в несколько этапов:

Первый этап – отгадывание загадок. Внимание детей привлекается к двум особенностям загадок:

а) называется не сам предмет, а другой, похожий на него,

б) указываются самые яркие отличительные признаки предмета. Для отгадывания и анализа используются такие загадки, в которых черты этого жанра проявляются достаточно отчётливо.

Второй этап – наблюдение. Здесь проводится рассматривание предмета с целью выявить его наиболее существенные признаки, а также найти похожий предмет, который можно было бы использовать для иносказания.

Третий этап – собственно сочинение загадок, сначала коллективное, а затем и самостоятельное. Не следует в обязательном порядке добиваться от детей рифмованных загадок. Хотя младшие школьники охотно и успешно облекают свои загадки в рифмованную форму. Вот что получилось у нас на уроке: СЛАЙД 23hello_html_2841e3a5.png

Растёт на грядке ,усатый молодец. Отгадали.?

Звенит звонок на тонкой ножке в фиолетовой одёжке” (Колокольчик).

В лесу живёт смешной зверёк. Опасность чуть – и он в комок” (Ёжик).

Цветок белый, листики зелёные, а сама красная, сладкая, прекрасная”. (Земляника).

Белые цветы с неба летят, на меня сесть хотят” (Снежинка).

Поработав на уроке, дети по желанию изготовили свои книжки-малышки или просто их красиво оформили .

. Также учимся сочинять считалки. СЛАЙД 24

Считалка способствует выработке таких необходимых человеку качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества (фактор этический). Дети нередко сами придумывают считалки, у них развиваются фантазия, творчество и наблюдательность, так как темы для считалок берутся из жизни людей, животных, наблюдений за явлениями природы. Так, ученик из класса придумала считалку: «У подножия ромашки я лежал, задрав кармашки». И еще такие считалки. СЛАЙД25

hello_html_6a2c51f.png

*Плыл по морю чемодан,в чемодане был диван

А в диване спрятан слон

Кто не верит – выйди вон!

Следовательно, считалка несет познавательную, эстетическую и этическую функции.

С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах. Большинство учащихся ясно и логично выражают свои мысли, формулируют свою точку зрения и отстаивают свои убеждения. На основе чтения ученики совершенствуют навыки изложения собственных мыслей.

СЛАЙД 26

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье.

Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению. Использовались следующие формы работы с родителями:

коллективная (родительское собрание по темам «Превратим чтение в удовольствие», «Семейное чтение», Цель: создание условий для осмысления родителями важности семейного чтения и формирования педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребенка.; -беседа, дискуссия, круглый стол, );

групповая (тематическая консультация);

индивидуальная (консультация).

анкетирование

СЛАЙД 27,28 Результаты анкетирования родителей 2-3 классов показали, что 85 %детей посещают школьную библиотеку, 14 % районную. Любит ли ваш ребёнок читать 76% ответили да,23-нет.


Нами подобран материал для бесед с родителями. Даны рекомендации, скорее всего советы которые отразились в буклете. Предлагаем вашему вниманию СЛАЙД 29,30

Неоценимую роль в формировании читательской компетенции учащихся является работа с библиотекой.

СЛАЙД 31

Работа с библиотекой

Культурно-просветительская деятельность нашей библиотеки способствует эстетическому и нравственному воспитанию детей. Здесь мы используем такие формы работы, как тематические книжно-иллюстративные выставки, выставки

новых поступлений в фонд библиотеки, выставки к знаменательным и памятным

датам, инновационные выставки (выставка – конкурс, кроссворд, хобби и

другие) В библиотеке организуем музыкально-литературные

композиции, вечера, В планах встречи с известными людьми, писателями, поэтами, обсуждение литературных новинок. Практикуем следующие формы внеклассных занятий: дискуссия, коллективное чтение, состязание чтецов, реклама книги, литературный праздник, литературная игра, литературная гостиная, библиотечный час, час "тихого чтения»

СЛАЙД 32

Результатом совместной работы с родителями, библиотекой является участие в интернет конкурсах. Где были получены дипломы победителей и сертификаты участников, благодарственные письма учителям за активное участие и проведение блиц турнира и диплом педагога подготовившего победителя.

Помощь в проведении и отслеживании диагностических методик помогает психолог школы







Система упражнений по формированию читательской компетенции младших школьников
  • Начальные классы
Описание:

«В России уменьшается доля «читающего населения» - такое мнение высказал президент Российского книжного союза Сергей Степашин.

"Нет наслаждения книгой, — говорил С. Соловейчик, — нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение". Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый читательским интересом.
Что такое читательская компетентность? Под умением читать понимается следующее: 
умение вычитывать информацию;
умение размышлять о прочитанном ;
умение давать оценку прочитанному .

Как же заинтересовать юного читателя? Как привлечь его внимание к чтению?

Автор Ларина Евгения Сергеевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1031
Номер материала 22667
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓