Инфоурок География Другие методич. материалыСистема самостоятельных и практических работ по географии, их роль в усилении и направленности школьной географии (обмен опытом).

Система самостоятельных и практических работ по географии, их роль в усилении и направленности школьной географии (обмен опытом).

Скачать материал

Система самостоятельных и практических работ по географии, их роль в усилении и направленности школьной географии (обмен опытом).

 

Учитель географии и биологии: Горошкова М.Е.

 

          В своей педагогической деятельности при обучении географии я ориентируюсь на общие положения и задачи образования в целом, ориентированные на обучение и воспитание детей, способных к интеллектуальному труду и имеющее своей главной целью активное участие в процессе формирования интеллектуального потенциала страны, становления и развития высших потребностей общества, гражданского и духовного возрождения общества.

Вся система самостоятельных и практических работ по географии направлена на реализацию концепции углубленного географического образования учащихся как одно из составляющих модели учебно-воспитательного процесса гимназии в целом, предполагает решение одной из важнейших задач - интеллектуального развития личности ребенка.

Основная цель географии как науки - формирование у школьников географической картины единого мира, как составной части ноосферы, убеждение учащихся в необходимости установления и развития международного сотрудничества, формирование у них сознания необходимости усвоения моральных ценностей человечества, норм и правил цивилизованного общества.

Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:

§  Формирование географического мышления школьников, развитие свободно и творчески мыслящей личности.

§  Передача учащимся всей суммы системных знаний по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире.

§  Формирование у школьников представления о целостности окружающего мира при его территориальном, социально-экономическом и природном разнообразии.

§  Формирование географической, картографической, геоэкологической и социально-экономической грамотности - важной составляющей культуры каждого человека.

Содержание географического образования в целом определяется программами Министерства образования Российской Федерации подготовленными авторскими коллективами географического факультета МГПУ (под редакцией И.В. Душиной), географическим факультетом СПбГПУ им. Герцена (под редакцией М.Я. Черниховой). Развитие творческих способностей осуществляется через разные формы организации учебно-познавательной деятельности: уроки, факультативы, индивидуальные занятия с особо одаренными детьми, участие школьников в олимпиадах, выступление с докладами на научно-практических конференциях.

Урок - главная форма организации учебно-познавательной деятельности. Он направлен на формирование у каждого ученика устойчивых навыков в применении изученного материала на формирование их мировоззрения, установление взаимосвязей с другими предметами, свободное владение языком предмета, для описания процессов и явлений. С целью активизации познавательной деятельности на уроках используем разные формы работы:

§  индивидуальную,

§  коллективную,

§  фронтальную.

Так как в содержании школьного курса географии много познавательного материала, то это требует организации активных форм обучения. По темам: «Вулканы и землетрясения», «Политическая карта мира») мною проводятся дискуссии, игры, мультимедийные занятия, которые позволяют научить применять полученные знания, отстаивать свою точку зрения, формировать нестандартное мышление.

Организация учебного процесса предполагает взаимодействие различных видов познавательной деятельности: репродуктивный, репродуктивно-образовательный и продуктивной при ведущей роли. Формирование познавательной самостоятельной деятельности возможно при наличии системы обучения учащихся самостоятельному добыванию знаний. Достичь этого удается в результате целенаправленного формирования приемов учебной работы. Усвоенные приемы становятся важным средством самостоятельного приобретения новых знаний не только в условиях внутриклассного учебного процесса, но и вне класса и даже вне школы - в библиотеке, сети Интернет, экскурсиях.

Учебный процесс определяется в первую очередь его содержанием. Наибольшие трудности возникают у учащихся при усвоении теоретических знаний, выполнении самостоятельных работ, поэтому мне хотелось бы остановиться на теоретических вопросах, касающихся самостоятельных работ.

В своей работе со школьниками дифференцированно использую различные виды самостоятельных работ.

Одной из важнейших задач самостоятельных работ является обучение учащихся использованию различных источников знаний. Поэтому перечисленные выше основные источники географических знаний и определяют виды используемых в обучении географии самостоятельных работ.

Мною задействован следующий арсенал видов самостоятельных работ:

§  различного рода наблюдения, чаще всего на учебных экскурсиях;

§  работа со школьным учебником (прием и составление плана, рассказ по плану;

§  ответы на вопросы, связь текста с иллюстрациями, схемами, рисунками и составление к ним вопросов);

§  установление взаимосвязей и причин явлений;

§  задание на пути формирования какого-либо понятия.

Наиболее трудными приемами самостоятельной работы у многих учащихся являются: выявление состава знаний, пути формирования понятий, работа с учебником, атласом и контурными картами одновременно.

Самостоятельная работа всех учащихся (за редкими единичными исключениями объективного или субъективного характера) с разнообразными средствами обучения и на уроке, и при домашней подготовке позволяет ставить и решать:

§  образовательные задачи (формирование системы географических знаний умений и навыков);

§  воспитательные задачи (формирование самостоятельности, навыков учебного труда);

§  развивающие задачи (формирование некоторых приемов умственной деятельности).

Одной из главных задач самостоятельных работ является обучение учащихся использованию различных источников знаний, поэтому перечисленные выше основные источники географических знаний определяют виды используемых в общении географии самостоятельных работ.

Для работы с каждым источником знаний используется несколько разновидностей заданий, отражающих различные приемы работы учащихся. Остановимся на нескольких видах самостоятельных работ: наблюдение, работа с географической картой, с учебником.

Наблюдение - один из видов самостоятельных работ. Географические экскурсии являются одним из видов наблюдений. На экскурсии ребята учатся работать с различными приборами.

Предлагаю виды самостоятельной работы на экскурсии по заданиям учителя:

§  охарактеризовать данный участок местности;

§  охарактеризовать растительность данного участка;

§  изобразить участок местности на рисунке;

§  выяснить причины изменения рельефа данной местности;

§  как используется и охраняется данный участок человеком.

В ходе наблюдений учащиеся овладевают следующими приемами работы:

§  фиксируют и обрабатывают наблюдение,

§  устанавливают взаимосвязи между явлениями,

§  работают с географическими приборами, соотносят горизонтали на рисунке и на местности с последующим вычерчиванием.

Самостоятельная работа с географической картой имеет большое значение для развития познавательной активности школьников. Например, рассмотрим прием определения географического положения реки при изучении темы "Гидросфера" в курсе 6-го класса.

Первый уровень усвоения знаний.

Ученики усваивают и воспроизводят готовую информацию, т.е. вместе с учителем! дети описывают реку и записывают в тетрадь (объяснительно-иллюстрированный метод).

Второй уровень усвоения знаний.

Ученики применяют знания и умения по образцу в знакомой учебной ситуации, т.е. дети уже вместе с учителем работали по описанию по физической карте РФ, а теперь им дается задание самостоятельно определить географическое положение другой реки по плану (это репродуктивный метод).

План.

1. Название (назвать и показать реку).

2. Географическое положение:

А) на материке (на каком материке и в какой его части, между какими меридианами и параллелями);

Б) относительно других объектов (положение относительно форм рельефа; где начинается, в каком направлении течет, куда впадает; примерная длина, к бассейну какой реки относится).

Третий уровень усвоения знаний.

Ученики творчески применяют знания и умения в новой ситуации, т.е. также самостоятельно по плану, но уже не по физической карте РФ, и по физической карте полушария (это частично поисковый или исследовательский метод).

Таким образом, дети от совместной работы с учителем переходят к самостоятельной работе.

Итак, работа с географическими картами является сильным стимулятором умственного развития, воображения, памяти, логического мышления, умения сравнивать, сопоставлять, проводить операции индукции и дедукции, анализа, синтеза, обобщения и так далее.

Работа со школьным учебником.

Еще одним средством максимальной активизации школьников с целью понимания содержания состава знаний является школьный учебник. Правильная организация работы с учебником географии служит не только целям приобретения новых знаний и закрепления их, но и целям формирования у учащихся умения самостоятельно работать с книгой, географическим текстом. Это умение очень важно, так как является важнейшим средством самообразования.

Некоторые самостоятельные работы по учебнику:

1. Самостоятельная работа по выявлению состава знаний с целью формирования понятия Состав знаний включает: факты - понятия - явления – процессы

§  задания на нахождение и выявление из текста части состава знаний (процессы и явления);

§  задания на пути формирования понятия (дедуктивный - от определения понятия к его изложению, индуктивный - от изложения содержания понятия к его определению);

§  задания на установление взаимосвязей и причин явлений.

Таким образом, самостоятельную работу по выявлению состава знаний с целью формирования понятия можно проводить различными способами. В процессе такой работы ребята научатся выбирать из текста основные понятия, устанавливать взаимосвязи, выявлять черты сходства и различия географических понятий.  

2. Самостоятельная работа на выписывание из текста фактов, подтверждающих, например, географические закономерности, отрицательное и положительное воздействие человека на природу и т.д.

Каждый отдельный блок географических знаний («Рельеф», «Климат» и т.д.) должен включать тренировочные и итоговые практические и самостоятельные работы. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Без продуманной системы практических и самостоятельных работ, связанных между собой по содержанию и усложняющихся по мере развития той или иной группы знаний и умений могут остаться незакрепленные знания, которые превращаются в мертвый груз и быстро забываются.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Система самостоятельных и практических работ по географии, их роль в усилении и направленности школьной географии (обмен опытом)."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Заместитель директора

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Вся система самостоятельных и практических работ по географии направлена на реализацию концепции углубленного географического образования учащихся как одно из составляющих модели учебно-воспитательного процесса гимназии в целом, предполагает решение одной из важнейших задач - интеллектуального развития личности ребенка.

Основная цель географии как науки - формирование у школьников географической картины единого мира, как составной части ноосферы, убеждение учащихся в необходимости установления и развития международного сотрудничества, формирование у них сознания необходимости усвоения моральных ценностей человечества, норм и правил цивилизованного общества. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 839 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 371
    • DOCX 50.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Горошкова Марина Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Горошкова Марина Евгеньевна
    Горошкова Марина Евгеньевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 19760
    • Всего материалов: 19

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 430 человек

Курс профессиональной переподготовки

Технологии географического образования

Педагог в сфере географического образования (учитель географии)

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 294 человека

Мини-курс

Искусство понимания: техники успешной жизни, отношений и бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Успешный педагог: навыки самозанятости, предпринимательства и финансовой грамотности

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 43 человека

Мини-курс

Рациональность и творчество в педагогике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе