Главная / Классному руководителю / Система работы с родителями в условиях реализации ФГОС НОО

Система работы с родителями в условиях реализации ФГОС НОО

Ракова Ирина Анатольевна, учитель начальных классов высшей категории, МБОУ СОШ с.Восток

МОГО «Поронайский» Сахалинская область




Система работы с родителями в условиях реализации ФГОС НОО

(выступление на областном образовательном форуме «Первые результаты введения ФГОС НОО в образовательные учреждения Сахалинской области: проблемы и перспективы» 18 мая 2012 года)


1.Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.

Много говорили о важности внеклассной работы, при этом она находилась за пределами всяких нормативных документов, в стандарте 2004 года о ней вообще речи не было. Наша школа уделяла большое внимание внеклассной работе, включала ее в программу развития.

Поскольку каждая школа должна работать на достижение результатов, определенных стандартом, без такой важнейшей составляющей школьной жизни, как внеклассная работа, этих результатов не достичь.

2.Актуальность темы:

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся нашей школы основной общеобразовательной программы содержит раздел «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся». Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:

Повышение педагогической культуры родителей  (законных представителей) учащихся путем проведения родительских конференций и тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов.

 Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста должна быть основана на следующих принципах:

совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;

•  сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

•  поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

• опора на положительный опыт семейного воспитания.

 

Подробно изучить данный вопрос подтолкнул меня опрос родителей будущего 1 класса, которые высказывали свое мнение о формах работы школы и семьи: побольше совместных мероприятий (разнообразить совместные мероприятия или кроме стандартных форм работы с родителями – собрания включить совместные воспитательные мероприятия разного характера), сближающих и детей и взрослых.


         Такая форма общения школы и семьи как родительские собрания – устарела. Изучив мнение родителей и методические рекомендации ФГОС, я построила работу с родителями так, чтобы они не просто выступали в роли пассивных слушателей, а проявляли активность, делились опытом воспитания, давали советы, строили общение - были полноправными участниками воспитательного процесса.

Все знают, что работа с родителями очень важна, ведь в начальной школе они почти всегда стараются помочь детям в выполнении домашних заданий, участвуют в их образовательной деятельности. Но сейчас такая практика может больше навредить, чем помочь учителю, так как изменились не только требования к образовательному процессу, но и само содержание образования. Поэтому начать работу, считаю, необходимо с обучения самих родителей новым требованиям ФГОС.


3.С введением ФГОС общего образования ведущей идеей системы работы педагогического коллектива школы с родителями стало установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов. Успешность обучения, формирование ключевых компетенций зависит от сплоченности детского коллектива, от того, насколько комфортно чувствует себя каждый ученик в своем классном коллективе, с каким настроением он идет в школу.

  

4.А основа сплоченности детского коллектива, как и коллектива родителей, закладывается в начальной школе, а именно в первом классе.

   Поэтому одной из главных задач (для меня как классного руководителя) является формирование сплоченности детского коллектива ( классного коллектива : учитель- ученики- родители). И это очень не просто, так как каждый новый набор не похож на предыдущий, и нельзя автоматически переносить уже найденные формы работы на новый коллектив. Родители в воспитательной работе являются основными помощниками.

Но чтобы они стали помощниками и оставались ими на протяжении многих лет, нужно уметь работать с ними, находить общий язык, ладить.


5.Какая же система работы сложилась у меня, и на каких принципах она построена.

Основные принципы:

  -- Не поучай, а советуй. ( размышляю вместе с ними, договариваюсь о совместных действиях. При общении с ними часто использую фразы: "А Вы как думаете? Хотелось бы услышать Ваше мнение".)

  -- радость, достижения – всем на обозрение. (на родительских собраниях говорю только позитивное, негативное - в индивидуальной работе, наедине.)

  -- Если не родители, то кто же? ( Постоянно стараюсь показать, что родители - мои помощники (что на самом деле так и есть), и я не смогу обойтись без их помощи и поддержки.)

6.Функции взаимодействия  школы и семьи:

В моем классе молодые родители (25-30 лет средний возраст). Практика показывает, что не все родители имеют специальные знания в области воспитания и испытывают трудности в установлении контактов с детьми. У 60% родителей это единственные дети (15 человек из 25), опыта по воспитанию детей школьного возраста нет.

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей и максимально полного использования воспитательного потенциала семьи можно успешно решать проблему развития личности школьника.

        Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в УВП, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.


К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:

•         информационная (законы, устав, семейный кодекс, ФГОС и т.д.)

•         воспитательно-развивающая (познавательного характера, совместные проекты)

•         охранно-оздоровительная (ЗОЖ, уроки здоровья, спортивные соревнования)

•         контролирующая (научить-я учу, вы контролируете, добиваясь конечного результата)

7.Задачи взаимодействия:

•         формирование активной педагогической позиции родителей;

•         вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

•         активное участие родителей в воспитании детей


Формы работы с родителями.

Прежде чем решить проблему ребенка, надо решить проблему взрослого, а она состоит в том, что родители, порой, не компетентны в вопросах воспитания и психологии, не знают возрастных особенностей детей и подростков, или не серьезно относятся ко всему тому, что происходит с их детьми. Это мешает им выбрать единственно правильную линию поведения.

Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок» или ориентироваться только на интуицию. Необходимо изучать семью ученика, что позволит классному руководителю ближе познакомиться с ним, понять его поведение и мотивы поступков через изучение стиля жизни семьи, ее уклада, традиций, духовных ориентиров и ценностей; выявить воспитательные возможности семьи.


8. Я в свою воспитательную систему включила использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей:

  • Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).

  • Организация диагностической работы по изучению семей.

  • Организация психолого-педагогического просвещения родителей.

  • Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся.


9.Диагностика:

    При этом использую комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики:

•         наблюдение;

•         беседу;

•         тестирование;

•         анкетирование;

•         деловые игры;

•         материалы детского творчества и творчества родителей


10 .Психологическая поддержка и коррекция детско-родительских отношений.

Родителям стали жизненно необходимы психолого-педагогические знания; мне, как педагогу – знания по организации более эффективных форм работы с родителями по вовлечению их в образовательный процесс, то есть мотивирование на получение этих знаний. Большую помощь в работе с родителями оказывает родительский комитет, который тоже выбирается на первом собрании и сохраняется на весь период обучения детей(по классам).

Использую хорошо проверенные старые методы и приемы: родительские собрания, лектории, круглые столы, индивидуальная работа. На ней остановлюсь поподробнее.

Индивидуальная работа с родителями моего класса ведется через беседы, тематические консультации и посещение ученика на дому. О чем чаще всего приходится беседовать с родителями? Темы бесед и консультаций вытекают из наблюдений за воспитанниками. Если замечаю какую – либо негативную черту в характере, в поведении ребенка, провожу с родителями беседу и вместе с ним решаю, как избежать перехода изъяна в привычку. А потому стараюсь убедить родителей в том, что они должны следить за формированием положительных привычек, которые имеют огромное значение в развитии детей. Недаром народная мудрость утверждает «Посеешь привычку – пожнешь характер».

Часто для работы с родителями использую тематическая лекция - самая распространенная форма систематического устного преподнесения знаний. К ее организации и проведению привлекаю родителей, психолога и учителей.    

11 . Массовые мероприятия

Каждый педагог, классный руководитель мечтает видеть в родителе ребенка своего единомышленника. Только компетентный, чуткий, образованный родитель сможет вовремя отреагировать на изменения, происходящие с ребенком.

Компетентный родитель – это меняющийся родитель, а значит меняющаяся жизнь ребенка и общества в целом и в лучшую сторону.

Чтобы провести массовое мероприятие вместе с родительским активом составляли план подготовки и проведения мероприятия.

  1. Сбор родительского актива

  2. Выбор темы, формы

  3. Распределение обязанностей

  4. Подготовка

  5. Мероприятие

  6. Итог (вывод).

Таким образом, мы провели «Посвящение в первоклассники», « Праздник мам», « Новогодний праздник», поход в бассейн. Родители являются активными участниками представления, подготовки подарков детям, праздничного стола. Дети после такого праздника часто вспоминают, как было весело и им, и родителям.

12 .Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, не все родители проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Мне, как классному руководителю, необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и морализм.

На сегодняшний день в своем классе я выделяют примерно три группы родителей:

Первая группа: родители – помощники в воспитательной работе с детьми.

Они добросовестны, активны, заинтересованны и готовы в любую минуту прийти на помощь.

Вторая группа: родители – потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать.

Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать требований школы в учебно-воспитательной работе. Они отрицательно относятся к школе, к учителям, проявляя это реже – открыто, чаще - скрыто.

Достичь успеха в работе с родителями нелегко, особенно с родителями третьей группы. Попытки приобщить родителей к коллективным делам не сразу дают положительные результаты.

Эти классические формы работы с родителями всем известны и имеют определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества.

13.Родителям стали жизненно необходимы психолого-педагогические знания; мне, как педагогу – знания по организации более эффективных форм работы с родителями по вовлечению их в образовательный процесс, то есть мотивирование на получение этих знаний. (Сравнение на начало года и конец)


 14. Заключение

Может я и не сделала никаких педагогических открытий, но сложившаяся система отношений позволяет мне добиться главного - сплотить детский коллектив и сдружить коллектив родителей. Об этом свидетельствуют сложившиеся традиции, совместные дела, хорошие взаимоотношения.

Все самое запоминающееся, яркое мы стараемся запечатлеть на фотографиях. По окончании начальной школы их дарим детям.

Сухомлинский писал: "Человечность, сердечность, чуткость против зла приобретаются лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошел школу доброты".

   Родители, дети, учителя объединились в школе, руководимые общим интересом. Главными результатами такого тесного сотрудничества с родителями является обеспечение индивидуальной образовательной траектории развития ребёнка, повышение уровня доверия родителей к образовательному учреждению.


Хочется верить, что зернышки доброты, посеянные в душах детей, дадут добрые всходы.

7


Система работы с родителями в условиях реализации ФГОС НОО
  • Классному руководителю
Описание:

Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.  

  Много говорили о важности внеклассной работы, при этом она находилась за пределами всяких нормативных документов, в стандарте 2004 года о ней вообще речи не было. Наша школа уделяла большое внимание внеклассной работе, включала ее в программу развития.  

Поскольку каждая школа должна работать на достижение результатов, определенных стандартом, без такой важнейшей составляющей школьной жизни, как внеклассная работа, этих результатов не достичь.

Автор Ракова Ирина Анатольевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1941
Номер материала 40431
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓