Главная / История / Система работы с одарёнными детьми

Система работы с одарёнными детьми

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4" Левокумского района





интеллект, одаренный ребенок, способности








Система работы

с одарёнными детьми


Из опыта работы

учителя истории и обществознания

Ильиной Натальи Александровны







«В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить»

Сократ

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.

Цель своей деятельности в этом направлении в качестве учителя – предметника вижу в том, чтобы технологически проработать вопросы организации работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения истории и обществознанию с целью создания эффективной системы деятельности по их выявлению, поддержке и развитию способностей.

Прежде всего, постаралась разобраться в сути понятия детская одарённость, по поводу трактовки смысла которого в современной науке нет однозначного мнения. Педагогический словарь даёт такое толкование термина одарённость: это системное, развивающееся в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с другими людьми более высоких результатов в различных видах деятельности. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Я познакомилась с работами многих современных учёных – психологов и педагогов: Шадрикова В.Д., Винокуровой Н.К., Бабаевой Ю.Д., Лейтиса Н.С., Савенкова А.И., Селевко Г.К., Хуторского А.В., Шумаковой Н.Б. Часть из них утверждает, что одарённые дети встречаются крайне редко, основываясь на предположении о том, что одарённость – это уникальное явление, синоним гениальности. Другие склонны предполагать, что все дети от природы одарены.

Это две полярные точки зрения. Для меня ближе третья, сторонники которой вместо понятия «одарённый ребёнок» часто употребляют выражение «ребёнок с признаками одарённости», или потенциально одарённый. Потенциальная одарённость, утверждают они, присуща всем здоровым детям (ведь одарённость - это ребёнок и его дар, с которым он приходит в мир, чтобы быть счастливым и успешным), тогда как актуальную одарённость демонстрирует незначительная часть детей.

Интересна формула одарённости ребёнка, выведенная сторонником этого взгляда на детскую одарённость Селивановой


которая утверждает, что «детская одарённость» = Мотивация + Интеллект + Креативность. Я согласна с тем, что дети, целенаправленно решающие личностно-значимые задачи, даже не обладая явными признаками одарённости, делают это с большим успехом, нежели те, кто более одарён, но менее заинтересован. Поэтому, начиняя работу с детьми, я стремлюсь привить устойчивый интерес детей к своим предметам – истории и обществознанию. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно», - говорил Платон.

Важно выявить среди воспитанников учащихся с признаками одаренности. Необходим не одномоментный отбор, а постоянный поэтапный поиск в процессе обучения. Для этого необходимы самые разнообразные методы диагностики детской одаренности. Источником информации об особенностях, интересах ребенка являются родители, учителя, классные руководители, психолог школы, одноклассники. Анализировала результаты работы, достижения ребенка. Использовала некоторые психометрические методики для выявления одаренности. Например: опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация», опросник Р.С. Немова «Тип мышления», тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, тесты Гилфорда и Торренса (креативность) и другие.

Я строю свою работу на основе индивидуальных программ работы с одаренными детьми по предметам история, основы правовых знаний и обществознание. Основной задачей с одарёнными детьми, является создание условий для развития и реализации их способностей, причём не только специальных, но и общих. Поэтому в качестве приоритетных целей обучения выделяю следующие:

- обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей высокого уровня предметной и ключевых компетентностей в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся;

- развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка

- развитие индивидуальности одаренного ребенка.

Мониторинг, проводимый среди учащихся, дает мне возможность постоянно корректировать свою деятельность, обращать внимание на трудности, испытываемые учащимися в учебном процессе, учитывать возрастные и личностные особенности подростков. Хочу подчеркнуть, что индивидуальные

программы (индивидуальные образовательные планы) не тормозят познавательное и личностное развитие одних и не создают физических, психологических перегрузок у других. Индивидуальный образовательный план может охватывать разные учебные периоды: урок, день, неделя, учебная четверть, учебный год. Поэтому они могут быть различными: краткосрочными (рассчитанными на изучение одной учебной темы, подготовку к олимпиаде и пр.) и долгосрочные (связанные с подготовкой к экзаменам).

Вне зависимости от этого этапы проектирования индивидуального образовательного плана ученика таковы:

1-й этап – диагностика уровня познавательных возможностей и уровня притязаний школьников в той или иной предметной области. Она может быть осуществлена в предметной деятельности на конкретном тематическом материале, например, в форме конкурса вопросов, обзорного знакомства с темой, выбора учениками заданий разного типа, тестирования.

2-й этап – постановка учеником (с помощью учителя) личностно значимых целей в изучении предмета, определение конечных результатов и формы их представления, составление плана работы, отбор средств и способов деятельности, установление системы контроля и оценки своей деятельности.

3-й этап – экспертиза индивидуального образовательного плана ученика, ее презентация автором.

4-й этап – реализация индивидуального образовательного плана и подведение итогов работы. Результатом реализации может быть контрольная работа, доклад, выступление, реферат, эксперимент, проект, наблюдение, участие в предметной олимпиаде и научно-практической конференции, поступление в ВУЗ. Нацеливание самого ученика на результат - главное при выполнении индивидуального плана. А цель учителя заключается в том, чтобы оказать ученику помощь через самоорганизацию (составление календарно-тематического планирования), самоконтроль, помощь в умении преодолевать робость перед выполнением более сложных заданий, в умении составлять алгоритм собственных действий, в умении формировать свои действия не только на репродуктивном уровне, но и креативном уровне, что потребует от ученика усвоения знаний в системе и позволит сформированные ключевые умения довести до уровня навыка. Таким образом, индивидуальный образовательный план - реальный помощник в сотрудничестве ученика и учителя, результат которого – рост ученика как в


личностном, так и образовательном плане.

В обучении интеллектуально одаренных учащихся ведущими являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Все методы и формы работы с одарёнными детьми должны в полной мере учитывать возрастные и индивидные особенности ребёнка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем, так как они являются важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств. Именно поэтому при выборе технологии работы с классом, в котором есть одарённые дети, безусловно, останавливаюсь на тех задачах учебной деятельности, которые основаны на идеях личностно-ориентированного образования.

Образовательные технологии

Цели и задачи, реализуемые посредством технологии

Технология развития критического мышления

  • Формирование у школьников через интерактивное включение в

учебный процесс критического мышления.

  • Формирование культуры работы с информацией.

Проектный метод обучения

  • Активизация самостоятельной поисковой деятельности учеников, то есть проектирования.

  • Стимулирование познавательного интереса.

  • Развитие исследовательских умений и навыков: выявление и постановка проблемы, формулирование гипотезы, планирование исследовательских действий, сбор данных и их анализ, составление научных докладов,

  • построение обобщений и выводов, рецензирование работы, защита проекта.

Разноуровневое обучение

  • Обеспечение усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.

Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ)

  • Воспитание творческой личности, подготовленной к решению

сложных проблем в различных областях деятельности.

  • Развитие творческого воображения с целью преодоления

стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями.

Исследовательские методы обучения

  • Целенаправленное формирование всех компонентов

исследовательской культуры школьника:

  • мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

  • умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

  • умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

  • специальных исследовательских умений и навыков.

Технология «Дебаты»

  • Развитие коммуникативной культуры и навыков публичного выступления, ведения диалога.

Система инновационной оценки «портфолио»

  • Развитие умения обобщать и систематизировать информацию большого объёма, связывая её со своим личным опытом.

Интерактивное обучение

  • Формирование умения работать сообща на единый результат.

  • Воспитание толерантности, уважительного отношения к другому человеку,точке зрения, позиции.



Именно эти педагогические технологии, на мой взгляд, позволяют ученику не накапливать объем знаний или количество информации, а развивают умения управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

Педагогическая поддержка детей с признаками одарённости должна находить своё воплощение не только на уроках по предмету, но и во внеурочной, внеклассной работе. Именно в ней можно наиболее полно раскрыть таланты и способности ребёнка. Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся




Большое внимание уделяю исследовательской работе учащихся. Учащиеся с большим интересом выполняют исследования по истории, обществознанию. И с каждой работой приобретают неоценимый опыт. Основную цель исследовательской деятельности учащихся я вижу в том, чтобы формировать культуру мышления, т.е. способность обучающихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды. У ребят формируется культура письменной и устной речи, нестандартное мышление, что так же играет большую роль при выполнении олимпиадных заданий.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Подготовка к решению олимпиадных заданий проводится в группах и индивидуально. Большая роль отводится самостоятельной работе учеников, поиску необходимой информации в разных источниках. Активно используем электронные пособия, ресурсы Интернет. Изучив структуру олимпиады, олимпиадные задания разных лет, их типы я составила сборник материалов для учеников по подготовке к олимпиадам. Это позволило ученику работать не вслепую, поглощая огромный поток информации, а использовать знания применительно к конкретной задаче, заданию. Ребята пробуют свои силы на олимпиадах разного уровня – школьном, муниципальном, региональном.

Проводимая работа позволила добиться определенных результатов.

Результаты работы с одаренными учащимися

2012-2013 учебный год

2013-2014 учебный год

2013-2014 учебный год

2014-2015 учебный год

Лауреаты конкурса военно - патриотических клубов, объеденений Восточной зоны Ставропольского края, диплом I степени

Участие в конкурсах: 1. Общероссийская викторина "Великие битвы в истории" - дипломы II степени Ильина Кристина и Курбанова Марьям.

2.Общероссийский конкурс исследовательских работ "Мой родной край" - диплом III степени Ильина Кристина.

3. Общероссийский конкурс презентаций "Афганские мотивы" - диплом III степени.

4.Международный конкурс творческих работ "Товарищ, верь...!", дипломы победителей конкурса: Ильина Кристина, Аракелова Анна, Курбанова Марьям.

5. Общероссийский конкурс презентаций "Конституция - основной Закон страны" - диплом I степени Ильина Кристина.

6.Региональный конкурс исследовательских работ "Семейные Фотохроники ВО войны 1941 - 1945 гг.", сертификаты за участие.

Региональный конкурс "Моя будущая профессия", результаты: I место Чижикова Анастасия, II место Снигирёва Кристина, дипломы за участие Шуликов Дмитрий, Острикова Яна, Сивцева Ирина







Районные олимпиады по истории, обществознанию, праву среди учащихся 9 - 11 классов. Результат: I место - Циркунова А. по праву, 14 человек - призёров


Районные олимпиады по истории, обществознанию, праву среди учащихся 10 - 11 классов. Результат: 7 призёров в районном этапе

И в заключении я хотела бы отметить, что в любой работе главную роль играет мотивация. Если все мы будем искренне заинтересованы в успехах ребенка, то мы будем работать на результат-повышение качества образования.





































Программа работы с одаренными детьми.

Ильина Наталья Александровна, учитель истории и обществознания МКОУ СОШ №4 Левокумского района Ставропольского края

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА работы с одарёнными детьми

I. Общие сведения

ФИО автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Ильина Н.А.

МКОУ СОШ №4

Левокумского района, села Правокумского,

улица Клинового №32

Учитель истории и обществознания

25 лет

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Программа работы с одаренными детьми

Источник изменений

Новые условия образовательной деятельности

Идея изменений

Изменение содержания образования по обществознанию и истории в связи с переходом на ФГОС II поколения.

Концепция изменений

Дифференциация направлений и конкретных форм работы, нацеленных на  углубленное изучение отдельных предметов или предметных областей, организация, исследовательской, проектной деятельности

Условия реализации изменений

Имеется опыт подготовки учащихся к олимпиадам, ЕГЭ. Этот опыт в полной мере был использован на уроках и во внеурочное время. Имеет высшую квалификационную категорию

Результат изменений

Составлены: - программы тематического планирования (базовый уровень); - программы спецкурсов и факультативов; - конспекты уроков; - особые практические работы (базовый уровень)

Публикации о представленном педагогическом опыте

Тезисы и статья в Фестивале педагогических идей «Практические задания в преподавании истории и обществознания» на уровне района Сайт: htth://festival.1september.ru      

III. Описание инновационного опыта учителя

     Для человека с талантом

и любовью к труду не

существует преград.

Людвиг Бетховен

     Одно из определений термина  «Одаренность» - это качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Поэтому основной целью  программы работы с одаренными детьми является подготовка подрастающего поколения к самостоятельному овладению большими потоками информации, интеллектуальному и профессиональному самосовершенствованию.  Задача же педагога  воспитать ученика, способного размышлять над проблемами, определять свое место и назначение в окружающем мире.

    У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения, процесс, воспитывающий в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. Поэтому  методы и формы работы способствуют  решению обозначенной задачи. Можно выделить несколько направлений и организационных форм деятельности:

- олимпиадное движение: факультативные занятия и  школа олимпийского резерва;

- научно-исследовательская работа: проектная деятельность,  формирование групп по интересам;

- содействие общему развитию учеников, ориентированных  на углубление знаний в других предметных областях:  спецкурсы по отдельным предметам, блочно-модульное обучение, разноуровневое обучение.

    Основное содержание деятельности педагога это, прежде всего, изучение склонностей,  способностей  и интересов учащихся. Для этого выбираются школьники, нацеленные на углубленное изучение предмета, стремящиеся заниматься поисковой деятельностью. Составлен банк данных учащихся, имеющих высокий уровень развития учебно-познавательной деятельности, позволяющий проводить диагностику продвижения учащихся в отдельных направлениях.

    Общая установка программы - не давать знания в готовом виде, а для формирования зоны интеллектуального развития использовать методику успеха (предварительного - вынужденного - реального).  Можно выделить несколько подходов к углублению знаний, во-первых, это исследовательский (творческое решение проблемы), второй – критический   (аналитическая работа), третий – самостоятельный (пошаговое постижение знаний) и четвертый – университетский (сочетание поисковой деятельности с усвоением готовых выводов).

    Какие же результаты деятельности можно выделить? Работа с одаренными учащимися особенно видна в старшем звене. Реализуя свои склонности, интересы, способности через перечисленные выше направления и формы деятельности, старшеклассники демонстрируют свои достижения в выбранном направлении, участвуя в предметных олимпиадах, конференциях, конкурсах, проектной деятельности. Но стоит отметить, что программа одаренные дети проводится и в среднем звене через реферативно-исследовательские работы, участии  в школьных научно-практических конференциях, создании творческих  проектов. Все это невозможно без атмосферы сотрудничества и партнерства, развития интеллекта, в раскрытии потенциальных возможностей  учащихся.

IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта)

 

ФИО эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

 

































 



План работы с одарёнными учащимися 9 - 11 классов,

 МКОУ СОШ №4 Левокумского района по истории и обществознанию в 2014 - 2015 учебном году

 

 

Мероприятие

 

 

Сроки

 

Ответственный

Знакомство с особенностями ГИА(ОГЭ) и ЕГЭ по истории и обществознанию в новой форме

сентябрь

Ильина Н.А.

Подготовка к школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников

сентябрь -октябрь

Ильина Н.А.

Подготовка к муниципальному  этапу Всероссийской олимпиады школьников

октябрь - ноябрь

Ильина Н.А.

Индивидуальные занятия по истории и обществознанию

еженедельно

Ильина Н.А.

Работа над творческими проектами

в течение года

Ильина Н.А.

Участие в олимпиадах, семинарах, открытых мероприятиях.

в течение  года

Ильина Н.А.

Индивидуальная подготовка к ГИА(ОГЭ) и ЕГЭ

в течение  года

Ильина Н.А.

  Выполнение индивидуальных заданий повышенного уровня сложности по истории и обществознанию

в течение года

Ильина Н.А.

Участие в различных конкурсах (от школьных до Всероссийских)

в течение  года

Ильина Н.А.

Индивидуальная подготовка к ГИА (ОГЭ) и ЕГЭ по истории и обществознанию

в течение  года

Ильина Н.А.

 


 

План работы с одарёнными детьми в 2014 - 2015 учебном году учителя истории и обществознания Ильиной Н.А.

 

 

Мероприятие

 

 

Сроки

 

Ответственный

Входное тестирование

сентябрь

Ильина Н.А.

Изучение литературы, Интернет - сайтов

в течение года

Ильина Н.А.

Индивидуальные консультации

1раз в неделю (в течение года)

Ильина Н.А.

Школьные олимпиады по предмету

октябрь

Ильина Н.А.

Анализ результатов олимпиад

октябрь

Ильина Н.А.

Районные олимпиады по предмету

ноябрь

Ильина Н.А.

Школьный интеллектуальный марафон

февраль

Ильина Н.А.

Анализ результатов промежуточной аттестации

1 раз в четверть

Ильина Н.А.

Знакомство с особенностями ГИА (ОГЭ) и ЕГЭ по истории и обществознанию

ноябрь

Ильина Н.А.

Участие в предметных олимпиадах

в течение года

Ильина Н.А.

Решение задач повышенного уровня сложности (часть С)

в течение года

Ильина Н.А.

 Подготовка к региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников

ноябрь-январь

Ильина Н.А.

Участие в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников

Январь - февраль

Ильина Н.А.

 

 

Мероприятие

 

 

Сроки

 

Ответственный

Знакомство с демонстрационным вариантом 2013 - 2014 г. и инструкцией к выполнению работ по истории и обществознанию в новой форме.

сентябрь

Ильина Н.А.

Решение задач повышенного уровня и выполнение алгоритма при написании эссе по обществознанию в плане подготовки к участию в олимпиадах по истории и обществознанию и при сдаче экзамена в новой  форме ОГЭ и ЕГЭ.

сентябрь-

ноябрь, в течение года, в

Ильина Н.А.

Участие  в олимпиадах по истории, праву, обществознанию, экономики в  2013-2014 учебном году: в I этапе – школьном и II этапе Всероссийской олимпиады школьников.

октябрь-ноябрь

Ильина Н.А.

Контрольные работы по истории и обществознанию с включением  тестовых заданий с целью подготовки к ГИА (ОГЭ) и ЕГЭ

в течение года

Ильина Н.А.

Индивидуальный тестовый контроль с целью проверки знаний учащейся.

в течение года

Ильина Н.А.

Проведение репетиционной работы по новой форме ГИА (ОГЭ) и ЕГЭ

в течение года

Ильина Н.А.

Проведение дополнительных занятий и консультаций.

в течение года

Ильина Н.А.

 

 

 

Мероприятие

 

 

Сроки

 

Ответственный

 Дополнительная   работа на уроке.

в течение года

Учитель истории и обществознания Ильина Н.А.

 Индивидуальные  домашние задания.

в течение года

Учитель

Ильина Н.А.

Подготовка к школьному туру Всероссийской Олимпиады школьников.

сентябрь

Учитель

 Ильина Н.А.

Участие в I туре Всероссийской Олимпиады школьников.

октябрь

Учитель

Ильина Н.А.


Участие во II туре Всероссийской Олимпиады школьников.

ноябрь

Учитель

Ильина Н.А.

Привлечение  к подготовке и проведению круглого стола ко Дню Конституции.(10 - 11 классы)

декабрь

Учитель

Ильина Н.А.

Дополнительные инд.занятия по курсу «Основы права».

в течение года

Учитель

Ильина Н.А.

Работа над частью С в рамках подготовки к ЕГЭ.

в течение года

 

Учитель

Ильина Н.А.

Стимулирование творческой активности через тестирование, творческое проектирование.

в течение года

Учитель

Ильина Н.А.

Подготовка к участию в Общероссийской викторине "Великие битвы в истории"

Ноябрь, февраль

Учитель

Ильина Н.А.

Участие в региональном конкурсе творческих работ "Моя будущая профессия"


Февраль - март

Учитель

Ильина Н.А.

 

Творческий проект   на тему: "Конституция - основной Закон страны"

февраль

Ильина Н.А.

Участие в интернет-тестировании по истории и обществознанию

в течение  года

Ильина Н.А.

Подготовка и участие в первом этапе Всероссийского конкурса исследовательских проектов "Моя история в истории моей Родины"

сентябрь-январь

Ильина Н.А.

Психологическая поддержка (беседы, тестирование).

в течение  года

Классный руководитель,

предметник.

  Подготовка и защита проектов по истории и обществознанию

в течение  года

Ильина Н.А.

   Экспериментальная  работа по истории и обществознанию

в течение  года

Ильина Н.А.

Сотрудничество с родителями.

в течение  года

Ильина Н.А.

Знакомство с Положением о проведении

ЕГЭ, демонстрационными версиями по обществознанию.

сентябрь

Ильина Н.А.

Методические занятия по заполнению бланков ЕГЭ.

в течение  года

Ильина Н.А.

Индивидуальные занятия по обществознанию.

еженедельно

Ильина Н.А.

Работа с  заданиями повышенного уровня сложности.

в течение  года

Ильина Н.А.

Участие в олимпиадах, семинарах, конференциях, открытых мероприятиях.

в течение  года

Ильина Н.А.

Подготовка и защита проектов по обществознанию.

в течение  года

Ильина Н.А.

Тестирование.

в течение  года

Ильина Н.А.

Подготовка и защита проектов по истории.

в течение  года

Коломиец Н.А.





Система работы с одарёнными детьми
  • История
Описание:

Данная система работы с одарёнными детьми представлена учителем истории и обществознания и включает в себя не только опыт работы, но и программу, содержащую этапы подготовки одарённых детей не только к олимпиадам, конкурсам различного уровня, но и к подготовке старшеклассников к сдаче ГИА (ОГЭ) и ЕГЭ по данным предметам. Материал сопровождается  таблицей результативности  учащихся за последние учебные годы учителя истории и обществознания, может использоваться учителями - предметниками для составления своей программы при работе с одарёнными детьми. Система работы с одарёнными детьми прошла апробацию в районе и успешно используется учителем на протяжении последних лет.

Автор Ильина Наталья Александровна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 2284
Номер материала 48410
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓