Главная / Математика / Статья "Система работы с обучающимися с повышенной учебной мотивацией по математике"

Статья "Система работы с обучающимися с повышенной учебной мотивацией по математике"


Жиленкова Н.Н.,

учитель математики МБОУ «Гимназия №25» города Курска


Дистанционная олимпиада как одно из условий развития способностей талантливых обучающихся во внеурочной деятельности по математике.

Не существует сколько-нибудь досто­верных тестов на одаренность,

кроме тех, которые проявляются в результате активного

участия хотя бы в самой маленькой поисковой

исследовательской работе.
А. Н. Колмогоров

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями, прежде всего, потребностью общества в неординарной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Что же понимается под термином «одаренность»? В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, нужно приложить немалые усилия. Постоянная и кропотливая работа не только с обучающимися, но и над собой приносит свои плоды - обучающиеся становятся победителями муниципальных, областных, региональных конкурсов, успешно поступают и учатся в ВУЗах нашей страны.
Как можно достичь таких результатов? Система работы с талантливыми детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление талантливых детей;

  • развитие творческих способностей на уроках;

  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью работы учителя с талантливыми детьми. Цель работы - активизация познавательной деятельности обучающихся и развитие их математических способностей.

Хотелось бы особо остановиться на дистанционных олимпиадах. Мне кажется, что они будут одними из основных в будущем. А за эвристическими олимпиадами - будущее. Дистанционные эвристические олимпиады выявляют скрытые возможности и таланты обучающихся как по определенному учебному предмету, так и в межпредметных областях, помогают решать проблемы творческой реализации личности посредством компьютерных технологий, позволяют современному школьнику ощущать себя развивающимся гражданином мирового информационного пространства. Участвуя в дистанционных творческих олимпиадах, школьники становятся заинтересованными в развитии собственного образования.

Это способ самореализации. Ребенок хочет увидеть свою востребованность окружающими, получить от них моральную поддержку. Еще ему важно знать, что он является частью некоего интеллектуального сообщества, важно иметь возможность сравнивать свои достижения с успехами других, ощущать дух соревнования.

В дистанционной эвристической олимпиаде нет единственно правильных ответов, школьники проводят исследование, описывают полученные результаты, придумывают истории и сказки. Одним словом, каждый участник в итоге создает творческую работу на заданную тему, да еще проводит анализ своей собственной деятельности.

Задания эвристической олимпиады являются открытыми, то есть не предполагают заранее известных ответов. Их выполнение ориентирует участника не столько на поиск известных решений, сколько на собственные версии, суждения, исследования, на создание нового результата, а не на припоминание известной информации.

Олимпиадные задания учитывают возрастные особенности и опираются на общеобразовательную подготовку участников. Особенностью эвристических заданий является то, что выполнить их может каждый школьник от первого до одиннадцатого класса.

Одной из основных целей дистанционных олимпиад и конкурсов является развитие творческого потенциала обучающихся. В дистанционных олимпиадах и конкурсах могут принимать участия все желающие. Участие в дистанционных олимпиадах учит многому: организовать свою деятельность, управлять своим временем, дает возможность проявить свои способности к созиданию, реализовать потребность фантазировать, придумывать, творить. Самое ценное в олимпиаде – это опыт рефлексивной деятельности.

Дистанционные олимпиады доступны любому школьнику России, стран ближнего зарубежья и, даже больше, практически любому человеку, который имеет хоть небольшой навык общения с компьютером, достаточно посмотреть на ее возрастные рамки (1- 11 классы, студенты, взрослые) и географию участников. 
Поскольку олимпиады проводятся дистанционно, то можно говорить о том, что такой способ организации – это один из отличительных признаков данной олимпиады, который позволил объединить в едином учебном процессе множество людей из разных уголков страны без ограничений в возрасте, уровне знаний и месторасположении пункта проживания. Несомненно, что проведение олимпиады в дистанционном режиме накладывает определенные условия на методику их проведения.

Следует отметить, что дистанционные олимпиады и конкурсы меняют в положительную сторону образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Инвалидность ребенка не является ограничением к проявлению интеллектуально-творческого потенциала личности. Психологами школ по запросу родителей проводится диагностика интересов и склонностей детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и обучающихся на дому. Рекомендации психолога позволяют родителям организовать досуг своего ребенка с максимальной пользой для развития его способностей. Ежегодно одаренные дети из числа детей-инвалидов, участвуют в дистанционных олимпиадах.

Развивающаяся система дистанционного образования позволяет детям с высоким уровнем общих способностей реализовать свой интеллектуальный потенциал и способствует лучшей социализации детей-инвалидов. Ведь девиз дистанционных олимпиад и конкурсов - "Каждый может стать успешным!"

Математика в современном мире одна из самых востребованных наук. Олимпиада по математике – одна из самых популярных олимпиад, так как дает возможность каждому из ее участников стать настоящим исследователем, первооткрывателем. Олимпиада по математике учит не просто оперировать числами и геометрическими фигурами, она учит задавать вопрос «Почему?» там, где, казалось, все ясно и понятно на первый взгляд.

Приведем комментарии к некоторым из перечисленных олимпиад (Приложение №1).


Заочный конкурс для школьников «Золотой ключик»

Олимпиаду проводит Электронная физико-техническая школа совместно с Московским физико-техническим институтом и Microsoft при информационной поддержке инновационного центра «Сколково» и корпорации РОСНАНО. В рамках конкурса ученикам 4-9 классов предлагаются нестандартные интересные задачи по математике, которые они могут решить дома, оформить свои решения и отправить через Интернет.Задания конкурса состоят из двух частей. Решение заданий первой части сводится к выбору правильного ответа из числа предложенных. Решение задачи второй части нужно оформить со всеми необходимыми пояснениями и обоснованиями. Подводя итоги, жюри будет учитывать обоснованность рассуждений, полноту решения и его оригинальность. Принять участие в конкурсе очень просто – для этого необходимо зарегистрироваться на http://eftsh.ru/maths/goldkey. Призёры конкурса будут награждены дипломами и призами.


Интернет-карусель


Интернет-карусели — соревнования по математике, информатике, русскому и английскому языкам, физике, географии, которое проводит ЦДО "Дистантное Обучение" (г.Москва) для всех желающих школьников в Российской Федерации и за её пределами.

Интернет-карусель — командное соревнование, которое проходит в режиме on-line. Всем командам, участвующим в карусели, предлагаются в строгом порядке одни и те же задания, к которым нужно указывать верные ответы.

Система подсчета баллов такова, что даже не обязательно справиться со всеми заданиями. Важно дать много верных ответов подряд. Подробнее о начислении баллов сказано в Правилах. Оптимальный состав команды: 2-4 человека.

Информация о планируемых очных и интернет-каруселях размещена на сайте ЦДО "Дистантное Обучение".



Онлайн олимпиады по предметам – это олимпиады, которые проходят в режиме реального времени. Участвовать в такой олимпиаде может любой обучающийся, имеющий доступ к сети Интернет.

Такого рода соревнование имеет ряд преимуществ.
Во-первых, проверка алгоритмов, составленных учениками, возложена на компьютер. Человек к этому процессу отношения не имеет, поэтому субъективизм оценивания полностью исключен.

Во-вторых, за ходом олимпиады можно наблюдать во время выполнения заданий, а результаты увидеть сразу после её окончания.
В-третьих, можно попробовать свои силы в решении задач высокого уровня сложности, встречающихся на олимпиадах Всероссийского уровня
.


Всероссийская Олимпиада эвристической направленности

для школьников «Эврика»


В Олимпиаде могут принять участие педагоги и школьники, воспитанники учреждений образования - школ, гимназий, лицеев, учреждений дополнительного образования. В составе команды должен быть руководитель команды – педагог (в качестве руководителей могут выступить два педагога) и  участники команды – ученики, воспитанники (5-6 человек).   Командам-участницам будут предложены два соревновательных тура, на каждом из которых предстоит решить по одному заданию. Подача и регистрация заявок осуществляется непосредственно со страницы сайта «Педагогическая планета»  Центра новых образовательных технологий ТГПУ http://planeta.tspu.ru, информационная зона «Дистанционные олимпиады».

Всероссийская олимпиада "Центра поддержки талантливой молодежи"

Участниками олимпиады могут быть обучающиеся 5-11 классов. Участие в конкурсе индивидуальное.  Конкурс проводится по возрастным категориям. Все победители будут награждены грамотами и призами, лауреаты – грамотами, денежным поощрением. Все участники получат физический Сертификат с подписью руководителя Центра, подтверждающий участие в конкурсе. Олимпиады, которые проводит Центр поддержки талантливой молодёжи, - замечательный шанс показать свою креативность. Задания очень разнообразные, достаточно сложные, разной степени сложности, но интересные. После получения заявки Организаторами высылается Подтверждение регистрации, в котором содержится Инструкция по проведению конкурса. В течение месяца подводятся итоги, высылается общий рейтинг, верные ответы (избранные работы), избранные рефлексии.




Международный математический конкурс-игра «Кенгуру»

Миллионам ребят во многих странах мира давно уже не надо объяснять, что такое «Кенгуру», — это массовый международный математический конкурс-игра под девизом «Математика для всех». Главная цель конкурса — привлечь как можно больше ребят к решению математических задач, показать каждому школьнику, что обдумывание задачи может быть делом живым, увлекательным, и даже веселым!

Турнир имени М. В. Ломоносова

Турнир имени М. В. Ломоносова — ежегодное многопредметное соревнование по математике, математическим играм, физике, астрономии и наукам о Земле, химии, биологии, истории, лингвистике, литературе. Цель Турнира — дать участникам материал для размышлений и подтолкнуть интересующихся к серьёзным занятиям.

Задания ориентированы на обучающихся 6–11 классов. Можно, конечно, прийти и школьникам более младших классов (только задания для них, возможно, покажутся сложноватыми) — вообще, в Турнире может принять участие любой школьник. Программа во всех местах проведения турнира одинакова. Конкурсы по всем предметам проводятся одновременно в разных аудиториях в течение 5–6 часов. Задания по всем предметам выполняются письменно (а по математическим играм, кроме того, в некоторых местах проведения турнира организуется устный приём заданий для желающих школьников). Всем желающим также предоставляется возможность заочного участия: получить задания Турнира и сдать свои решения на проверку по сети «Интернет» (критерии проверки те же, школьники награждаются грамотами «за успешное заочное участие»).


Дистанционная олимпиада Олимпус

Олимпиады Олимпус организована Институтом Развития Школьного Образования (ИРШО), который связывает свою деятельность с образованием и занимается организацией предметных олимпиад на различном уровне знаний. Олимпиады составляют ценное дополнение при освоении  образовательных программ, вносят разнообразие в программу занятий, а также составляют внешний источник оценки уровня знаний учеников. Олимпиады предназначены для учеников  4, 5, 6, 7, 8, 9 классов. Олимпиада представляет собой тест многократного выбора,  состоящий из 30 заданий. К каждому из них в тесте будет 4 варианта ответа, из которых могут быть правильными один, два, три, четыре или все могут быть ошибочными. Ученик также имеет возможность воздержаться от ответа. Каждый Участник предметных олимпиад, независимо от достигнутого результата, получит диплом признания в рамках данного предмета и класса.


Пример задания VIII Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по математике.
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ. Все любят получать поздравления, особенно в Новый год. Сделайте этот Новый год незабываемым – придумайте оригинальное математическое поздравление. Выберите, кому вы адресуете своё поздравление. Постарайтесь отразить в нём все ваши математические познания и способности. Своё поздравление разместите на форуме ЦДО «Эйдос» по адресу http://eidos.borda.ru/?1-13-0-00000139-000-0-0-1166020101


Предлагаемый опыт работы, безусловно, не исчерпывает всех особенностей и механизмов обучения и развития одаренных детей в условиях массовой школы. Поиски эффективных моделей и технологий работы с талантливыми детьми продолжается, так как я абсолютно убеждена в том, что обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.
































Приложение 1



Дистанционные олимпиады портала «Минобр.орг»:

Дистанционные олимпиады интернет-проекта  «Мир конкурсов»:

Дистанционные олимпиады и конкурсы Центра «Снейл»:

  • nic-snail.ru — официальный сайт проекта Центра «Снейл»

Дистанционные олимпиады Центра дополнительного образования детей «Дистантное обучение»:

  • desc.ru — официальный сайт Центра дополнительного образования детей «Дистантное обучение»

Дистанционные олимпиады и конкурсы Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество»

  • future4you.ru — официальная страница Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество»

Дистанционные олимпиады и конкурсы Всероссийского заочного конкурса «Интеллект-экспресс»:

  • future4you.ru— официальная страница Всероссийского заочного конкурса «Интеллект-экспресс»





Статья "Система работы с обучающимися с повышенной учебной мотивацией по математике"
  • Математика
Описание:

        Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями, прежде всего, потребностью общества в неординарной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Постоянная и кропотливая работа не только с обучающимися, но и над собой приносит свои плоды - обучающиеся становятся победителями муниципальных, областных, региональных конкурсов, успешно поступают и учатся в ВУЗах нашей страны.
Как можно достичь таких результатов? Предлагаю  рассмотреть систему работы с талантливыми детьми, которая  включает в себя несколько компонентов.

Автор Жиленкова Наталья Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 481
Номер материала 38839
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓