Главная / Информатика / Система работы по теме самообразования

Система работы по теме самообразования

Использование метода проектов на уроках информатики.

Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь.

Ключевский В.


В соответствии с новыми задачами, поставленными Президентом Казахстана в ежегодном послании к народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» в котором, указана основная задача – «современное образование и профессиональная переподготовка, представление качественных образовательных услуг, формирование основ «умной экономики», использование новых технологий, идей и подходов». Главным критерием успеха образовательной реформы является достижение такого уровня, когда любой гражданин нашей страны, получив соответствующее образование и квалификацию, может стать востребованным специалистом в любой стране мира.

В работе использую следующие формы деятельности: теоретические и практические занятия; работа с учащимися в составе кружка; организация индивидуальных занятий и консультаций для учащихся; проявляющих повышенный интерес к информатике, а также для отстающих; изучение дополнительного учебного материала; стимулирование самостоятельного изучения материала с последующим контролем; организация конкурсов и викторин, участие в олимпиадах.

В своей работе преследую следующие цели и задачи педагогической деятельности:


формирование информационной культуры у учащихся, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией и использование для этого возможностей компьютера;


формирование необходимости и возможности непрерывного и эффективного процесса самообразования и саморазвития для каждого человека, усидчивости и работоспособности, навыков перспективного планирования своей деятельности, самоконтроля и самооценки, как основы и гарантии постоянного возрастания его социальной значимости;


развитие у школьников логического мышления, творческого и познавательного потенциала с использованием для этого богатейшего компьютерного инструментария.


приобретение учащимися опыта сотрудничества, в том числе и с взрослыми, воспитание уважительного отношения к результатам труда других людей;

При проектировании и осуществлении своей деятельности я руководствуюсь следующими концептуальными принципами:

1. Сама личность учителя, его внутренний мир оказывают самое большое влияние на формирование личности ученика.

2. Обучение информатики – это общение ребёнка с компьютером.

3. Учение есть не прямая производная обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно-значимый, а потому очень действенный источник развития.

4. Принятие ребёнка таким, какой он есть, со всеми его недостатками.

5. Опора на успех ребёнка в любой деятельности.

В своей работе использую: программы, составленные на основе рекомендованных государственных программ с учётом оборудования и программное обеспечение; практикую организацию самостоятельной деятельности учащихся через написание программ-тестов по предметам; использую рекламно-оформительскую работу для повышения культуры и сохранения традиций ПЦО.

Считаю достижением в своей педагогической деятельности:

Создание хорошего психологического климата при организации познавательной деятельности;

Формирование устойчивой мотивации у учащихся разной категории);

Нахождение приёмов и методов формирования информационной культуры для разной возрастной категории учащихся;

Включение учеников в социально значимую деятельность (проекты, конференции, рефераты);

Сложным этапом в организации обучения, считаю:

Разработка уровневого дидактического материала.

При массовой организации обучения, не всегда есть возможность использовать диагностику интересов, организацию самостоятельной деятельности учащихся через написание программ-тестов по предметам.

Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной деятельности обучающихся

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Самое решающее звено этой новации — учитель. Задача учителя научить ребёнка новым компьютерным технологиям, применяя приобретены знания и навыки на практике.

Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Целью обучения основам информатики и вычислительной техники становится:

  • развитие у учащихся самостоятельности и самоорганизации

  • готовности к сотрудничеству, развитие способностей к созидательной деятельности

  • толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать компромиссы.

Система моей работы по повышению качества образования строится на основе перечисленных выше целей и задач.

Для реализации темы в моей педагогической деятельности на начальном этапе стало изучение и знакомство с новыми педагогическими технологиями, изучение опыта Кобдикова Ж. У. (технология уровневой дифференциации), Нурахметова Н. Н., Абдыгалиева К. А. (концентированно-интенсивное обучение), технология обучения на основе системного подхода (Т. Т. Галлиев), П. М. Эрднев (укрупнение дидактических единиц)

Целью работы по теме самообразования является:

  • возможность максимального раскрытия творческого потенциала учащихся

  • организация деятельности так, чтобы ученик мог проявить себя индивидуально или в группе

  • использовать свои знания, получить новые, показать публично достигнутый результат.

Направления работы по теме:

I этап – диагностический (2005-06 уч.г)

II этап – организационный (2005- 2006 уч. год)

III этап – внедренческий (2006 - 2009г)

IV этап – обобщающий (2009-2010 уч. год)


На первом этапе мною была изучена психолого-педагогическая литература, методическая литература по теме «Метод проектов», сбор информации, анкетирование, изучение возможностей учащихся, обработка данных.

Затем был составлен план работы, который предполагает реализацию практической направленности и включает в себя:

  1. подбор и проведение уроков с использованием метода проектов

  2. подбор тем проектов соответственно возрастным особенностям учащихся

  3. выбор наилучших проектов для участия в городских и областных конкурсах

  4. разработка собственного учебного пособия, дидактического материала, тестовых заданий

  5. обмен опытом, наработанным материалом

  6. публикации в республиканском журнале «Творческая педагогика»

Я хотела бы остановится на подборе тем проектов соответственно возрастным особенностям учащихся.

Используемые мною проекты я разделила на три возрастные группы:

  1. Обучения информатике в среднем звене (7 класс) школы можно представить в виде большого межпредметного проекта, в котором выделяются более мелкие проекты, как индивидуаль­ные, так и групповые. Работа в одном проекте может естественным образом пере­текать в следующий, объемлющий его проект. Например, проект «Фамильное де­рево» служит естественным продолжением проекта «Моя семья», а этот - проекта «Мое имя», «Домашние животные», сочинения, рассказы, сказки, творческие работы. С использованием следующих компьютерных технологий: графические редакторы, текстовые редакторы.

Пример: Результат готового проекта фамильное древо

  1. В основной школе 8-9 класс, в соответствии с возрастными особенностями школьников, проектную деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы. Ключевой точкой в образовании становится опыт деятельности ребенка. Метод проектов как технология компетентносто-ориентированного образования подразумевает продуктивную деятельность учащихся, способствует формированию информационно-коммуникационной компетентности, а также компетентности, которую условно можно назвать «способность к деятельности».

Проектом может быть и компьютерный курс изучения определенной темы, и компьютерная игра и тематическое сообщение. Кроме тематических проектов, предусмотренных программой курса, информатики учащиеся охотно выполняют, проекты из других предметных областей: история, физика, математика, химия и др. Для успешной реализации межпредметных проектов, учителю информатики рекомендуется организовать совместную деятельность учащихся с учителем соответствующей предметной области. Выполненные в результате проектной деятельности работы могут стать методическим или справочным пособием по соответствующему предмету.

Пример: презентация «Национальные блюда»,

  1. В старшей школе в курсе «Информатика» программой предполагается проведение практикумов – больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. На уроках информатики учащиеся приобретают опыт комплексного использования теоретических знаний и средств компьютерных технологий в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью, с выбранной профессиональной ориентацией.

Проектная деятельность, обеспечивающая формирование информационно-коммуникационной компетентности, может быть представлена тематическими проектами, реализуемыми в течение одного или нескольких уроков до длительных проектов, с их продолжением и расширением на курсах по выбору, факультативах, элективных курсах. Презентацию результатов проектирования целесообразно проводить на уроках обобщения, а также на семинарах, заседаниях научного общества учащихся или школьных конференциях.

Пример: веб-ресурс «Молодежь против наркотив», анимационный ролик «Устройство ПК», «Новые технологии - детям» и т.д.

Разработанное мною УМК «Компьютерное моделирование» является отличной возможностью выявить склонности учащихся к исследовательской деятельности ,а также учащихся, мотивированных на изучение курса информатика.

Я хотела бы подчеркнуть: применение метода проектов является поиском путей решения проблем, которые в рамках традиционно используемых методов обучения решить невозможно в связи с различным стартовым уровнем знаний и умений школьников по информатике, различной профессиональной направленности. Даже знания детей с высоким уровнем подготовки, как правило не выстроены в логике курса и требуется устранения пробелов в знаниях с последующей коррекцией.

В настоящее время метод проектов активно внедряется учителями информатики в образовательный процесс. Как показывает мой опыт, данный метод является эффективным методом обучения.

Работа над темой самообразования помогает мне, как учителю:

  • повышать своё профессиональное мастерство

  • формировать предметную компетентность учащихся

  • способствовать социальной компетентности учащихся

  • улучшать коммуникативную компетентность учащихся

Кроме того, разработанная система работы позволила принять участие и стать победителем номинации областного конкурса учителей ИВТ «Алтын диск». Использование метода проектов позволило мне как учителю разработать и залицензировать УМК по теме «Компьютерное моделирование».


Система работы по теме самообразования
  • Информатика
Описание:

Использование метода проектов на уроках информатики.

Чтобы быть хорошим преподавателем,

 нужно любить то, что преподаешь,

 и любить тех, кому преподаешь.

Ключевский В.

 

В соответствии с новыми задачами, поставленными Президентом Казахстана в ежегодном послании к народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире»  в котором, указана основнаязадача – «современное образование и профессиональная переподготовка, представление качественных образовательных услуг, формирование основ «умной экономики», использование новых технологий, идей и подходов». Главным критерием успеха образовательной реформы является достижение такого уровня, когда любой гражданин нашей страны, получив соответствующее образование и квалификацию, может стать востребованным специалистом в любой стране мира.

        В работе использую следующие  формы деятельности: теоретические и практические занятия; работа с учащимися в составе кружка; организация индивидуальных занятий и консультаций для учащихся; проявляющих повышенный интерес к информатике, а также для отстающих; изучение дополнительного учебного материала; стимулирование самостоятельного изучения материала с последующим контролем; организация конкурсов и викторин, участие в олимпиадах.

       В своей работе преследую следующие цели и задачи педагогической деятельности:  

Автор Шарманова Елена Петровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 1042
Номер материала 26325
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓