Главная / Начальные классы / «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ИСПРАВЛЕНИЮ ОШИБОК В СЛОВАХ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ.»

«СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ИСПРАВЛЕНИЮ ОШИБОК В СЛОВАХ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ.»
















ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ


«СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ИСПРАВЛЕНИЮ ОШИБОК


В СЛОВАХ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ.»





Учитель: Свирина Н.В.






















СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ИСПРАВЛЕНИЮ ОШИБОК

В СЛОВАХ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ.


Одной из основных задач уроков грамматики является целенаправленная работа учителя по формированию у младших школьников навыков безошибочного письма. Для этих целей учитель использует ряд приемов, которые помогают детям выполнять работу на более качественном уровне:

  1. Проведение звукового (фонетического) анализа слова с последующим его проговариванием или доказательством написания слова по правилу.

  2. Использование сигнальных карточек « Светофоров », « памяток », орфографического словаря.

  3. Выписывание учителем на доске слов (словосочетаний), которые еще не изучались детьми.

  4. Использование таблиц общеупотребительных слов.

  5. Проведение выборочного комментирования (перед записью слова учащиеся должны, прежде всего, прокомментировать его написание в соответствии с правилом, которое изучалось или закреплялось на уроке)

Перечисленные приемы по предупреждению орфографических ошибок в равной степени используются учителем с целью закрепления программного материала и подготовки, учащихся к самостоятельной или проверочной работе.

Безусловно, реализовать сразу все цели без подготовки учащихся к выполнению этой работы практически невозможно. Нередко на этапе комментирования у детей возникают некоторые трудности, появляется усталость, а иногда даже пропадает желание продолжить работу. Все это не только снижает качество усвоения программного материала, но и зачастую приводит к появлению в работах учащихся орфографических ошибок.

Как же правильно организовать эту работу?

Чтобы лучше закрепить изученное правило, необходимо заранее разработать систему упражнений, включающих в себя задания для комментирования.


НАПРИМЕР: В лесу показались первые проталины.

В – пишу отдельно т.к. это предлог;

ЛЕСУ – безударная гласная «Е» в корне слова, проверочное слово лес;

ПОКАЗАЛИСЬ – (ученик произносит слово с ударением), б/г « А »в корне слова, проверочное кажется, показ.

ПЕРВЫЕ, ПРОТАЛИНЫ – проговаривают слова по слогам.

Результативность этой работы на уроках русского языка будет в том случае, если учитель владеет методикой проведения комментирования. А учащиеся будут хорошо знать, и применять приемы комментирования.

Необходимо на каждом уроке уделять время правописанию слов с б/г (различные диктанты, разбор по составу и т.д.)

Систему работы над этой орфограммой мы начинаем с 1 класса. Постоянно определяется ударная гласная и находится б/г. Тогда же дети начинают учиться подбирать родственные слова. Можно использовать игру «Кто больше подберет родственных слов?» - уч – ся дается слово с б/г, за 2 – 3 мин. они должны подобрать как можно больше однокоренных слов. Начиная со 2 класса, постоянно проводить разбор слов по составу.


Для слабых уч – ся можно приготовить карточки:

  1. Замени единственное число на множественное: нога – ноги, сосна – сосны.

  2. Замени множественное число на единственное: снега – снег, столы – стол.

  3. Добавь суффикс: трава – травушка , цвет – цветок.


Ошибки на правописание б/г, относятся к числу массовых ошибок. Рекомендовать способы проверки б/г нужно не все сразу, а в зависимости от класса и подготовки уч – ся. Особое внимание уделяется словам, корни которых сходны по звучанию:

Свила (гнездо) - Свела (по ступенькам)

Полоскать (белье) - Поласкать (ребенка)

Посидел (на скамейке) - Поседел (к старости)

Развевается (флаг) - Развивается (ребенок)

Отворить (дверь) - Отварить (картофель)

Слепить (снеговика) - Слепить (полоски бумаги)

Слизал (сметану) - Слезал (с дерева)

Обежать (вокруг стола) - Обижать (малыша)

Запивать (лекарство) - Запевать (в хоре)

Проживать (в доме) - Прожевать (мясо)


Использование на уроке и вне урока разнообразных приемов работ по предупреждению ошибок помогут учителю достичь максимальных результатов в обучении, а учащимся получить удовлетворение от результатов своего труда.

  1. Проговаривание трудных по написанию слов (хоровое, индивидуальное);

  2. Звуковой анализ слов. Например, перед записью слова МОРОЗ (1 класс) следует предложить детям такие вопросы: «Какой звук слышится на конце слова?», «Какую букву нужно написать?»;

  3. Проведение выборочного комментирования (учащиеся объясняют, прежде всего, написания тех слов, которые трудны по написанию);

  4. Использование «словаря для справок» и «Орфографического словарика».

Данный прием будет способствовать не только повышению навыков грамотного письма учащихся, но и обогащению их словарного запаса;

  1. Использование на уроках таблиц, карточек, содержащих трудные по написанию слова, различного вида «сигналов» обратной связи, которые помогут учащимся качественно выполнять самостоятельную или творческую работу;

  2. Выписывание на доске слов на изученные правила;

  3. Использование сигнальных карточек при проведении предупредительного и выборочного диктантов, при изучении тем и разделов курса русского языка. Например, при изучении темы «Правописание безударных гласных в корне слова» (2 класс) необходимы карточки с гласными А, Я, О, Е, И.

Использование таких карточек на уроках русского языка является не только средством контроля за усвоением программного материала учащимися, своевременным предупреждением ошибок перед проверочной работой, но и одной из форм их самоконтроля.

С помощью сигнальных карточек учитель определяет: как усвоен учащимися программный материал, кому из детей необходима помощь перед контрольной работой.

Систематическая работа по предупреждению ошибок и своевременная сознательная работа учащихся по их исправлению – важнейшее условие обеспечение орфографической грамотностью.

Как правило, учитель исправляет ошибки, ученик зрительно воспринимает исправленное или выписывает слово с допущенной ошибкой 3 – 4 раза. Такая работа бесполезна, она не способствует развитию памяти и мышления, совершенствованию знаний, повторению ранее изученного. Анализируя ошибки, надо знать причины их возникновения, чтобы вовремя помочь ученику ликвидировать их.

К примеру, ученик может допускать ошибки в таких случаях: не знает правило ; правило знает, но применять его на письме не может; смешивает правила; не понимает смысла того, о чем пишет.

Опыт показывает целесообразность проведения отдельных уроков работы над ошибками.

Условно работу над ошибками можно разделить на два вида:

  1. Работа над типичными ошибками.

  2. Работа над индивидуальными ошибками.


Пример работы над типичными ( правописание звонких и глухих согласных ) ошибками во 2 кл. после к/д.


Учитель объявляет тему урока: « Работа над ошибками, допущенными в диктанте»

  1. Чтение слов, написанных на доске, с последующим объяснением выделенных букв: СКОЛЬЗКИЙ, ШАРФ, УШИБ, ПОМОГ.

  2. Повторение правила правописания звонких и глухих согласных с приведением своих примеров.

  3. Выборочная работа: чтение слов на это правило из текста диктанта, подбор к ним проверочных слов.

  4. Комментированное письмо: СКОЛЬЗКИЙ ЛЕД, СИЛЬНЫЙ МОРОЗ, НИЗКИЙ БЕРЕГ, ГЛУБОКИЙ ОВРАГ.

  5. Подбор слов с противоположным значением (самостоятельная работа ): РЕКА ШИРОКАЯ, А РУЧЕЙ... . ДЕРЕВО ВЫСОКОЕ, А КУСТ.... .

КАМЕНЬ ТЯЖЕЛЫЙ, А ПУХ... . Уч – ся доказывают правописание подобранных слов.

6. Выборочная работа: из текста, написанного на доске, выписать только слова

на данное правило. Доказать правильность выполненной работы.

ЗИМОЙ КРУГОМ ЛЕЖИТ СНЕГ. ВСТАВАЙ НА ЛЫЖИ И В ЛЕС!

КАК КРАСИВ ДУБ! КАК ХОРОШИ ЕЛИ! МОРОЗ СКОВАЛ ПРУД. ЛЕД

СКОЛЬЗКИЙ И КРЕПКИЙ. БЕРИ КОНЬКИ И НА ЛЕД!



Безусловно, работа над типичными ошибками не ограничивается рамками одного урока. Это длительный процесс. Поэтому, планируя урок учителю постоянно следует обращаться к типичным недостаткам в знаниях уч – ся.

Так познакомив детей с правилом переноса слов ( 1 кл ) необходимо объяснить и показать, как следует работать над исправлением ошибок. Перед учениками появляется форма записи: УЧИ – ТЕЛЬ.

При знакомстве с новым правилом они объясняют, как следует действовать, чтобы избежать ошибки на это правило. Постепенно у детей создается «памятка» работ над ошибками.

ВАРИАНТ ПАМЯТКИ.

1 КЛАСС.

1. Начало и конец предложения ( Выпиши предложение правильно)

2. Гласные и согласные буквы ( Выпиши слово, подчеркни гл и согл.)

3. Слог ( Раздели слово на слоги)

4. Звуковой анализ слова. (выпиши слово, укажи сколько слогов, гл звуков, согл., букв, звуков.

5. Перенос слова (раздели слово на слоги для переноса ОСИ –НА )

6. Ь – на конце слова (выпиши слово и напиши еще 2 слова на это правило)

7. Ь – в середине слова (выпиши слово и напиши еще 2 слова на это правило)

8. Гласные после шипящих (выпиши слово и напиши еще 2 слова на это правило)

9. Ударение ( выпиши слово, поставь правильно ударение)

10. Б/г проверяемая ( подбери проверочное слово)

11. Б/г непроверяемая ( напиши слово 3 раза запомни написание )

12. Парные Зв. и глух. ( выпиши, подбери проверочное, приведи свои примеры.)

13. Большая буква в именах собственных ( выпиши правильно, запиши свои

примеры


2 КЛАСС.


  1. Ь – разделительный (выпиши слово и напиши еще 2 слова на это правило).

  2. Двойная согласная ( выпиши еще 2 слова на это правило, раздели для переноса: Груп – па, кол – лек – тив )

  3. Разбор предложений ( подчеркни члены предложения, обозначь, какой частью речи является каждое слово)

  4. Состав слова ( выпиши слово, разбери по составу )

  5. Правописание приставок ( выпиши слово, выдели приставку, образуй родственные слова: заехал, уехал, переехал)

  6. Предлоги со словами ( выпиши слово вместе с предлогом)

  7. Ъ – разделительный ( выпиши слово и напиши еще 2 слова на это правило).

  8. Ь – на конце сущ.после шипящих ( выпиши слово правильно, определи род, запиши свои примеры )

  9. « НЕ » с глаголом (выпиши слово и напиши еще 2 слова на это правило).

  10. Звуковой анализ слова (выпиши слово, укажи сколько слогов, гл звуков, согл., букв, звуков, дай характеристику каждому звуку )



3 – 4 КЛАСС


1.Однородные члены предложения ( подчеркни однородные члены, поставь знаки

препинания)

2. Правописание безударных падежных окончаний им. сущ. ( поставь слово в

н.ф.,определи скл. и падеж, выдели окончание: на опушке – опушка, сущ,1 скл,

П п)

3. Правописание безударных падежных окончаний им. прилагательных ( выпиши

прилагательное, поставь вопрос от сущ, определи род, число, падеж: к лесу

( какому?) дальнему – м р,ед ч, Д п)

4. Предлоги перед местоимениями ( выпиши правильно, напиши свои примеры)

5. Ь – знак на конце глаголов 2 – го лица ед ч, н вр ( выпиши глагол правильно,

напиши свои примеры).

6.Правописание безударных личных окончаний гл ( выпиши слово, поставь

ударение в н.ф: пишет – писать, гл 1 спр Е , УТ, ЮТ; ставит – ставишь, гл 2

спр, И, АТ,ЯТ)

Кроме «памяток» можно использовать « гнезда» однокоренных слов. Например:

Вода, водный, водяной, водянистый.

Гриб, грибной, грибник.

Гора, горный, гористый, горка.

Дом, домик, домашний, домовой, домишко, домовитый.

Звонок, звонкий, звонит, зазвонил, звон.

Стол, столяр, столовая, столик, столярничать.














6


«СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ИСПРАВЛЕНИЮ ОШИБОК В СЛОВАХ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ.»
  • Начальные классы
Описание:

 Целью данной работы является оказание помощи учителям в работе над словами с безударными глассными.

Систематическая работа по предупреждению ошибок и своевременная сознательная работа учащихся по их исправлению – важнейшее условие обеспечение орфографической грамотностью.

 

   Одной из основных задач  уроков грамматики является целенаправленная работа учителя по формированию у младших школьников навыков безошибочного письма.  Для этих целей учитель использует ряд приемов, которые помогают детям выполнять работу на более качественном уровне.

   Опыт показывает целесооброзность проведения отдельных уроков работы над ошибками.

   

Автор Свирина Наталья Викторовна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 834
Номер материала 8035
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓