Главная / Школьному психологу / Система работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников

Система работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников

«Система работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников»

Для успешного существования в современном мире, обществе человек должен:

  • уметь ставить себе конкретную цель;

  • планировать свою жизнь;

  • прогнозировать возможные ситуации.

Достижение этих целей становится возможным благодаря формированию регулятивных действий.

Что такое регуляция?

Регуляция – это не что иное, как управление действиями это основа основ успешности любой деятельности, это умение управлять своей деятельностью.



Главный тезис данного вида – ребенок должен учиться сам, а учитель ему помогает.

Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения.

В 1 классе у детей уже складывается представление об учебной деятельности. Учащиеся находят ответ на вопрос: «Что значит уметь учиться?»

Они знакомятся с двумя основными шагами учебной деятельности:

  1. «Что я не знаю?»

  2. «Сам найду способ!»

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащимся организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели ---- через планирование действий ----к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции (поправки, вносить дополнения) и преодолению препятствий (волевая саморегуляция).

Формирования регулятивных УУД, идёт от простого к сложному, в 1 классе регулятивные действия под руководством учителя; во 2 классе идёт переход от руководства учителя к самостоятельной организации своей работы, а в 3-м и 4-м классах дети самостоятельно организуют свою деятельность, умеют ставить перед собой цель, добиваться её и давать оценку.


«Как жаль, что в сутках только двадцать четыре часа!"— для многих эта фраза стала рефреном повседневной жизни. Окружённые бесчисленными планировщиками, таймерами, гаджетами и прочими устройствами, позволяющими сэкономить время, мы всегда на бегу, но всюду опаздываем. Кажется, жизнь превратилась в бесконечную гонку: долгая и нервная дорога в офис, работа в режиме аврала, отложенная на завтра личная жизнь. В итоге — непрекращающийся стресс и хроническая усталость.

Если подобный сценарий не для вас — значит, пора учиться управлять своим временем!

Тайм-менеджмент — это технология организации времени и повышения эффективности его использования. Это стиль жизни, позволяющий комфортно распоряжаться ценным временным ресурсом в стремительном потоке информации.

Смысл тайм-менеджмента заключается в том, чтобы подчинить сначала минуты, а постепенно и всю жизнь истинным целям человека, а также научиться отделять жизненные ценности от того, что не требует внимания и не приносит результатов.

 

Структура регулятивных УУД схожа со структурой тайм-менеджмента. 


Общими в стратегиях тайм-менеджмента и регулятивных УУД являются список задач (“to-do list”), постановка приоритетов и целей.

Детей стоит учить управлять своим временем уже в школе. И первое, с чего стоит начать, это мотивация. Ребенок должен почувствовать, какую пользу ему принесет это занятие. 

Приведем примеры упражнений для формирования регулятивных УУД.

Планировщики. Ежедневное планирование необходимо для повышения производительности и эффективного управления временем. Планировать необходимо на бумаге. С вечера можно подготовить список задач на завтра. Выполненную задачу из списка следует вычеркивать ее или отмечать специальным значком. Это даст ощущение удовлетворенности своей работой, прибавит энтузиазма и энергии. Вечером подводим итоги и планируем снова.

Календарь на месяц. Купите ребенку красочный перекидной календарь на год. Пусть он висит в его комнате и меняет страницы каждый месяц. Ярким кругом обводим день, когда запланированы важные дела: день рождения друга, посещение театра с классом. Пусть ребенок эмоционально настраивается на предстоящие события и вместе с тем учится ориентироваться во временах года, названиях месяцев.

В помощь по формированию регулятивных универсальных учебных действий предлагаем вам воспользоваться разработанными "памятками":


Шаг 1. Если у ребенка возникают трудности при выполнении поручений, то:- Предлагая ребенку выполнить какое-либо поручение, соблюдайте определенные правила:

 Во-первых, необходимо, чтобы дети, получив задание, сразу же повторили его. Это заставляет ребенка мобилизоваться, "настроиться" на задание, лучше понять его содержание, а также отнести это задание лично к себе; во-вторых, нужно предложить им сразу подробно спланировать свои действия, т.е. тут же после поручения приступить к его мысленному исполнению: определить точный срок выполнения, наметить последовательность действий, распределять работу по дням и.т.д.


 
Шаг 2. Если у ребенка возникают трудности при определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, то:-необходимо введение ограничительной цели и определение оптимального момента введения ограничительной цели: поставленные перед ребенком цели должны быть не общими (стать отличником, исправить свое поведение и пр.), а очень конкретными, направленными на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать; конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена (например, сразу перед уроком); необходимо сначала ставить цель на очень короткий срок (на данную перемену, на первые 10 мин урока); обязателен постоянный каждодневный контроль за выполнением намечаемых целей


Шаг 3. Если у ребенка возникают трудности при оценивании, коррекции и контроле своей деятельности, то рекомендуется: - Организация совместной работы у младших школьников : коллективное обсуждение, взаимопроверка, взаимоконтроль.


Шаг 4. Если у ребенка возникают трудности в волевой саморегуляции, то можно выделить следующие рекомендации по формированию произвольности у детей: Игры с правилами и продуктивные виды деятельности 

Игры....

Практический психолог Кащеева М.В.

Система работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников
  • Школьному психологу
Описание:

Формирование умения учиться -  задача всех ступеней школьного образования.  Сущность  современного обучения - в создании условий, при которых в процессе обучения ребёнок становиться её субъектом, т.е. обучение ради самоизменения. Организация такой деятельности формирует у учащихся умение самостоятельно ставить перед собой учебные задачи; планировать учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для её реализации, осуществить контроль по ходу выполняемой работы и умение оценить полученные результаты. В традиции из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребёнка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик самоосвобождается от необходимости контролировать и оценивать. В связи с этим учебная работа ребёнка постепенно лишается собственно контролирующего и оценивающего компонентов и, следовательно, внутренней мотивирующей и направляющей основы. 

Автор Кащеева Марина Викторовна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 625
Номер материала 19466
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓