«Система работы по формированию регулятивных
универсальных учебных действий у младших школьников»
Для успешного существования в современном мире,
обществе человек должен:
· уметь
ставить себе конкретную цель;
· планировать
свою жизнь;
· прогнозировать
возможные ситуации.
Достижение этих целей становится возможным благодаря формированию
регулятивных действий.
Что такое регуляция?
Регуляция – это не что иное, как управление действиями это основа основ
успешности любой деятельности, это умение управлять своей деятельностью.
Главный тезис данного вида –
ребенок должен учиться сам, а учитель ему помогает.
Развитие регулятивных действий связано с формированием
произвольности поведения.
В 1 классе у детей уже складывается представление об
учебной деятельности. Учащиеся находят ответ на вопрос: «Что значит уметь
учиться?»
Они знакомятся с двумя основными шагами учебной
деятельности:
1. «Что я не
знаю?»
2. «Сам найду
способ!»
Регулятивные универсальные учебные действия
обеспечивают способность учащимся организовывать свою учебно-познавательную
деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели ---- через планирование
действий ----к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого
результата, а если надо, то и к проведению коррекции (поправки, вносить дополнения)
и преодолению препятствий (волевая саморегуляция).
Формирования регулятивных УУД,
идёт от простого к сложному, в 1 классе регулятивные действия под руководством
учителя; во 2 классе идёт переход от руководства учителя к самостоятельной
организации своей работы, а в 3-м и 4-м классах дети самостоятельно организуют
свою деятельность, умеют ставить перед собой цель, добиваться её и давать
оценку.
«Как жаль, что в
сутках только двадцать четыре часа!"— для многих эта фраза стала рефреном
повседневной жизни. Окружённые бесчисленными планировщиками, таймерами,
гаджетами и прочими устройствами, позволяющими сэкономить время, мы всегда на
бегу, но всюду опаздываем. Кажется, жизнь превратилась в бесконечную гонку:
долгая и нервная дорога в офис, работа в режиме аврала, отложенная на
завтра личная жизнь. В итоге — непрекращающийся стресс и хроническая усталость.
Если подобный сценарий не для вас — значит, пора
учиться управлять своим временем!
Тайм-менеджмент — это технология организации времени и повышения эффективности его использования.
Это стиль жизни, позволяющий комфортно распоряжаться ценным временным ресурсом
в стремительном потоке информации.
Смысл тайм-менеджмента заключается
в том, чтобы подчинить сначала минуты,
а постепенно и всю жизнь
истинным целям человека, а также научиться отделять жизненные
ценности от того, что не требует внимания и не приносит результатов.
Структура
регулятивных УУД схожа со структурой тайм-менеджмента.
Общими в стратегиях
тайм-менеджмента и регулятивных УУД являются список задач (“to-do list”),
постановка приоритетов и целей.
Детей стоит учить управлять своим временем уже в
школе. И первое, с чего стоит начать, это мотивация. Ребенок должен
почувствовать, какую пользу ему принесет это занятие.
Приведем примеры упражнений для формирования
регулятивных УУД.
Планировщики. Ежедневное планирование необходимо для повышения
производительности и эффективного управления временем. Планировать необходимо
на бумаге. С вечера можно подготовить список задач на завтра. Выполненную
задачу из списка следует вычеркивать ее или отмечать специальным значком. Это
даст ощущение удовлетворенности своей работой, прибавит энтузиазма и энергии.
Вечером подводим итоги и планируем снова.
Календарь на месяц. Купите ребенку красочный перекидной календарь
на год. Пусть он висит в его комнате и меняет страницы
каждый месяц. Ярким кругом обводим день, когда запланированы важные дела: день
рождения друга, посещение театра с классом. Пусть ребенок эмоционально
настраивается на предстоящие события и вместе с тем учится
ориентироваться во временах года, названиях месяцев.
В помощь по
формированию регулятивных универсальных учебных действий предлагаем вам
воспользоваться разработанными "памятками":
Шаг 1. Если у
ребенка возникают трудности при выполнении поручений, то:- Предлагая ребенку
выполнить какое-либо поручение, соблюдайте определенные правила:
Во-первых, необходимо, чтобы дети,
получив задание, сразу же повторили его. Это заставляет ребенка мобилизоваться,
"настроиться" на задание, лучше понять его содержание, а также
отнести это задание лично к себе; во-вторых, нужно предложить им сразу подробно
спланировать свои действия, т.е. тут же после поручения приступить к его
мысленному исполнению: определить точный срок выполнения, наметить последовательность
действий, распределять работу по дням и.т.д.
Шаг 2. Если у ребенка возникают трудности при определение последовательности
промежуточных целей с учетом конечного результата, то:-необходимо введение
ограничительной цели и определение оптимального момента введения
ограничительной цели: поставленные перед ребенком цели должны быть не общими
(стать отличником, исправить свое поведение и пр.), а очень конкретными,
направленными на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно
контролировать; конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как
она должна быть выполнена (например, сразу перед уроком); необходимо сначала
ставить цель на очень короткий срок (на данную перемену, на первые 10 мин
урока); обязателен постоянный каждодневный контроль за выполнением намечаемых
целей
Шаг 3. Если у ребенка возникают трудности при оценивании,
коррекции и контроле своей деятельности, то рекомендуется: - Организация
совместной работы у младших школьников : коллективное обсуждение, взаимопроверка,
взаимоконтроль.
Шаг 4. Если у ребенка возникают трудности в волевой саморегуляции, то можно
выделить следующие рекомендации по формированию произвольности у детей: Игры с
правилами и продуктивные виды деятельности
Игры....
Практический
психолог Кащеева М.В.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.