Главная / Начальные классы / Система работы по формированию правильного написания словарных слов в начальной школе

Система работы по формированию правильного написания словарных слов в начальной школе

Алгоритм работы по формированию орфографической грамотности при написании словарных слов.

Система «Составь, озвучь, запиши и активизируй»

Автор: Гнусарева Я.В., учитель начальных классов, г. Каменск-Уральский

Объект: слова с непроверяемыми написаниями

Цель: повышение качества орфографической зоркости

Начав работать учителем, я не думала, что моим ученикам будет даваться с трудом освоение слов с непроверяемыми написаниями, обычно именуемыми «словарными». Что может быть проще запоминания определённого слова? Запомни, как пишется, и дальше пиши правильно. Оказалось, не всё так просто.

Традиционно слова с непроверяемым написанием усваиваются путём механического запоминания. Ребёнок в таком случае остаётся пассивным, так как учитель сам предъявил слово, рассказал, как надо писать, а ребёнку оставалось списать и заучить слово. Такой алгоритм не формирует интереса к языку, не обеспечивает быстрого и прочного запоминания.

Ребёнок младшего школьного возраста по природе своей исследователь, поэтому необходимо вовлечь его в проблемно-поисковую работу при формировании орфографической грамотности.

Для повышения эффективности усвоения слов с непроверяемым написанием я разработала систему «Составь, озвучь, напиши и активизируй», которая, на мой взгляд, способствует не механическому, а осмысленному запоминанию словарных слов.

На этапе введения нового словарного слова предполагается проведение многоплановой работы.

Пример работы на этапе введения нового словарного слова


1этап «Расшифруй слово»

2, ?, 18, 7, 9, 1

Учащиеся, используя таблицу, устно составляют слово. Одна буква должна находиться под знаком вопроса, она и является опасной. Идет развитие внимания, переключения и расширение зрительного поля.

1 А

2 Б

3 В

4 Г

5 Д

6 Е

7 Ё

8 Ж

9 З

10 И

11 Й

12 К

13 Л

14 М

15 Н

16 О

17 П

18 Р

19 С

20 Т

21 У

22 Ф

23 Х

24 Ц

25 Ч

26 Ш

27 Щ

28 Ъ

29 Ы

30 Ь

31 Э

32 Ю

33 Я




Ученики догадываются, что зашифровано слово БЕРЕЗА. На доске появляется запись Б . РЁЗА



2 этап «Толкование современного лексического значения слова»

Обязательно наличие картинки, изображающей слово.


hello_html_m62870041.jpg


3 этап «Выделение опасных мест, которые нужно запомнить»

Учащиеся проговаривают слово хором орфоэпически. При расшифровке слова было выявлено «трудное место». Ставится орфографическая задача – почему это место «опасное»? Дети записывают слово, показывая «трудное место» пропуском буквы. После того как ученики записали слово, они пытаются разрешить проблему - подобрать проверочное слово и определить нужную букву. Когда это сделать не удаётся, учитель приступает к следующему этапу.

4 этап « Этимологическая справка (происхождение слова)

По завершению данного этапа, дети выясняют, какую же букву необходимо написать. Учитель открывает на доске данное слово, чтобы дети увидели слово зрительно.


БЕРЕЗА


5 этап «Запись слова в словарь с комментированием»

Дети орфографически проговаривают слово, вставляют букву и ещё раз записывают его с комментированием. Ученики лучше запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами.


6 этап «Введение слова в активный словарь ребенка»

- составление и запись словосочетания с новым словом;

- составление и запись предложения с новым словом.

Ребенок использует устную и письменную речь.


Если использовать методику в системе, то повышение качества запоминания словарных слов повышается в несколько раз.


Система работы по формированию правильного написания словарных слов в начальной школе
  • Начальные классы
Описание:

Алгоритм работы по формированию орфографической грамотности при написании словарных слов.

Система «Составь, озвучь, запиши и активизируй»

 

 


 


 


Начав работать учителем, я не думала, что моим ученикам будет даваться с трудом освоение слов с непроверяемыми написаниями, обычно именуемыми «словарными». Что может быть проще запоминания определённого слова? Запомни, как пишется, и  дальше пиши правильно. Оказалось, не всё так просто.


 


     Традиционно слова с непроверяемым написанием усваиваются путём механического запоминания. Ребёнок в таком случае остаётся пассивным, так как учитель сам предъявил слово, рассказал, как надо писать, а ребёнку оставалось списать и заучить слово. Такой алгоритм не формирует интереса к языку,  не обеспечивает быстрого и прочного запоминания.


 


     Ребёнок младшего школьного возраста по природе своей исследователь, поэтому необходимо вовлечь его в проблемно-поисковую работу при формировании орфографической грамотности.


 


     Для повышения эффективности усвоения слов с непроверяемым написанием я разработала систему «Составь, озвучь, напиши и активизируй», которая, на мой взгляд, способствует не механическому, а осмысленному запоминанию словарных слов.


 


     На этапе введения нового словарного слова предполагается проведение многоплановой работы. Привожу пример работы на данном этапе.


 


 


 

 

Автор Гнусарева Яна Валентиновна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 465
Номер материала 48674
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓