«Если хотите, чтобы подросток пришел
к вам за помощью, открыл душу, - берегите именно те уголки его души,
прикосновение к которым воспринимается болезненно.»
В.А.
Сухомлинский.
К «трудным» или
«проблемным» обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными
отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм
поведения, недисциплинированность. Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно
выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках,
часто дерутся. Среди них много второгодников. Их воспитанием в семье обычно
занимаются мало. Растут они сами по себе. Агрессивны, озлоблены, практически
знакомы с теневыми сторонами жизни.
Признаки проблемных детей
1. Уклонение от учебы вследствие:
- неуспеваемости по большинству предметов
- отставания в интеллектуальном развитии
- ориентации на другие виды деятельности
- отсутствия познавательных интересов
2. Общественно-трудовая активность:
- отказ от общественных поручений
- пренебрежительное отношение к делам класса
- демонстративный отказ от участия в трудовых делах
- пренебрежение к общественной собственности и ее
порча
3. Негативные проявления:
- употребление спиртных напитков
- употребление психотропных и токсических веществ
- тяга к азартным играм
- курение.
- нездоровые сексуальные проявления
4. Негативизм в оценке явлений действительности
* нежелание участвовать в делах класса
* видят во всем только негативное
5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и
взрослым:
- грубость
- драки
- прогулы
- пропуски занятий
- недисциплинированность на уроках
- избиение слабых, младших
- вымогательство
- жестокое отношение к животным
- воровство
- нарушение общественного порядка
- немотивированные поступки
6. Отношение к воспитательным мероприятиям:
- равнодушное
- скептическое
- негативное
- ожесточенное
К трудным
относятся и недисциплинированные школьники. Их бурная активность, кипучая
энергия порой не находят разумного выхода и проявляются в шалостях, озорстве,
нарушениях дисциплины. Для её преодоления необходимо переключать активность и
энергию детей на интересные увлекательные дела, направлять их инициативу в
правильное русло.
В классе 24
ученика. Один ученик состоит на учёте ТКДН и ЗП, следовательно, он состоит на
внутришкольном контроле и контроле классного руководителя, социального
педагога, педагога- психолога. Один ученик учится по восьмому типу обучения,
которому пятнадцать лет, способности к обучению не соответствуют возрасту.
Семья находится в социально опасном положении, следовательно, состоит на особом
контроле классного руководителя, завуча, социального педагога, психолога. Есть учащиеся,
которые находятся под опекой, а также учащиеся, проживающие в семье бабушки и
дедушки и дети из семей находящиеся в социально опасном положении. В классе
двое детей – инвалиды, 4 человека имеют уровень мотивации в учении ниже среднего.
Всего таких детей -10 это 42% от общего числа детей. Эти учащиеся требуют постоянного
контроля со стороны классного руководителя и социального педагога. С учащимся
состоящем на профилактическом учете ТКДН и ПДН ведётся ежедневная кропотливая работа.
Классный руководитель ежедневно контролирует посещение уроков и поведение в
школе, ведет записи в отдельной тетради о проделанной работе по кажому
проступку. Составлен индивидуальный план работы с данным учащимся. В этом
плане отражена индивидуальная работа с ребенком, связь с семьёй, психологом,
который проводит коррекционные занятия, работа социального педагога, прописаны
все виды контроля. Индивидуальный план работы предназначен для того, чтобы
максимально развить способности личности и уменьшить или вообще нейтрализовать
имеющиеся недостатки.
Примерный план индивидуальной профилактической работы с
несовершеннолетним, состоящим на учете в ТКДН и ЗП 2011 – 2012учебный год
№ п/п
|
Мероприятие
|
Сроки
|
Ответственные
|
Отметка о выполнении
|
1.
|
Контроль за посещением уроков
|
ежедневно
|
Классный руководитель
|
|
2.
|
Контроль за успеваемостью. Проверка дневника
и роспись мамы.
|
еженедельно
|
Классный руководитель
|
|
3.
|
Контроль посещения родителями классных
родительских собраний
|
1 раз в четверть
|
Классный руководитель
|
|
4.
|
Определить ученика в спортивную секцию или
кружок
|
2четверть
|
Классный руководитель, мама
|
|
5.
|
Привлечение к участию в классных
мероприятиях
|
Весь период
|
Классный руководитель, социальный педагог
|
|
6.
|
Посещение семьи совместно с социальным
педагогом или родительским комитетом
|
1 раз в четверть
|
Классный руководитель, социальный педагог, родительский
комитет
|
|
7.
|
Контроль посещения спортивного зала (
разговор с тренером ДЮСШ )
|
1 раз в месяц
|
Классный руководитель
|
|
8.
|
Обеспечение по возможности горячими
завтраками или обедами
|
Весь период
|
Классный руководитель, социальный педагог
|
|
9.
|
Беседы о вредных привычках ( о вреде
курения)
|
Весь период
|
Классный руководитель, социальный педагог,
мед. работник
|
|
10.
|
Индивидуальные беседы классного
руководителя, социального педагога, завуча с учеником и его родителями
|
По мере надобности
|
Классный руководитель
|
|
11.
|
Постоянно поддерживать связь с мамой
учащегося, через телефон, дневник, вызов в школу
|
Весь период
|
Классный руководитель, социальный педагог
|
|
12.
|
Проведение индивидуальных занятий школьным
психологом
|
1 раз в неделю
|
Классный руководитель, мама, социальный
педагог
|
|
13.
|
Вызов на заседания совета профилактики в
школе, для профилактической беседы
|
По мере надобности
|
Классный руководитель, социальный педагог
|
|
14.
|
Организация летнего отдыха
|
После уч.года
|
Классный руководитель, мама, социальный
педагог
|
|
15.
|
Организовать дополнительные занятия по тем
предметам, где ученик не успевает
|
По мере надобности
|
Классный руководитель,
Завуч школы
|
|
16.
|
Написать ходатайство от школы на б/пл.
посещение тренажерного зала
|
1 четверть
|
Классный руководитель, социальный педагог
|
|
В целях профилактики, классный
родительский комитет, совместно с классным руководителем, организовал, выходы
родительского патруля в вечернее время и посещает семьи учащихся, которые
требуют постоянного внимания. Дети из многодетных семей, семей социального
риска и состоящие на учёте по ходатайству школы могут посещать тренажерный зал
– бесплатно. Это доведено до сведения родителей на родительском собрании или по
телефону. О результатах посещения классный руководитель узнает из бесед с ребятами,
родителями, тренером. При проведении мероприятий в классе, в школе привлекаются
родители. Чтобы все учащиеся смогли посетить мероприятия, обязательно
организуется подвоз, так как из 24 учащихся 22 на подвозе. Детей из
малообеспеченных семей и находящихся в социально опасном положении стараемся
обеспечить бесплатным питанием и оказать посильную помощь в организации отдыха
в летнее время. Итоги успеваемости детей обязательно доводим до сведения
родителей, при необходимости приглашаем посетить уроки. При работе с
трудными, в случае необходимости приглашаем родителей для разговора в школу с
классным руководителем совместно с учеником, на Совет профилактики в школе, на
заседания родительского комитета, на индивидуальные беседы с социальным
педагогом, завучем, школьным психологом, медицинским работником. Посещение
семей учащихся с целью знакомства с условиями их жизни, изучения сильных и
слабых сторон ребёнка, его увлечений, авторитетов.
Можно выделить такие этапы в работе с трудными детьми:
Первый этап – диагностика.
Второй этап – выбор методов и приемов коррекционной
работы.
Третий этап – проектирование работы с учетом
ценностных ориентаций и личностных качеств школьника.
Четвертый этап – индивидуальная воспитательная работа.
Пятый этап – корректирование, оценка результатов.
Задачи классного
руководителя в работе с «трудными» семьями
Типы проблемных семей
|
Задачи классного руководителя
|
Семьи, в которых
"трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок
мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность,
безразличие, отсутствие духовного контакта
|
- Расположить мать к
себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не
спешить обижаться.
- Попробовать
посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и
контролировать свое отношение к ней.
- Заинтересовать
судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.
- Деликатно, тактично затронуть тему
естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить
потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении
повседневных жизненных проблем
|
Семьи, в которых
господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило,
употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность,
бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми
|
- Терпеливо доказывать
родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они
ведут.
- Обратить внимание на
испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.
- Выяснить, кто из
родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой
в изменении условий жизни.
- Включить подростка в
более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать,
установить контроль
|
Семьи,
характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не
понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического
воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет
школы и учителей
|
- Сформировать у
родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними
консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.
- Пробудить интерес к
самообразованию.
- Внушить мысль о том,
что все дети нуждаются в образованных родителях
|
Семьи, в которых
приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в
таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители
эти качества поощряют
|
- Изменить жизненную
ориентацию родителей.
- Заинтересовать
подростка развитием внутреннего духовного мира.
- При встречах с
родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь
на здоровые интересы
|
Семьи, в которых
родители предъявляюёт к детям завышенные требования, часто граничащие с
жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными
и жестокими
|
- Доказать родителям,
что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с
позиции силы.
- Относиться к ребенку
как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и
уважение.
- Доказать, что
терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании
|
Работа по профилактике правонарушений
среди несовершеннолетних должна проводиться планомерно: классный руководитель
проводит индивидуальные беседы с учеником и его родителями, поведение подростка
обсуждается на классном собрании, привлекается к работе родительский комитет
класса. Классный руководитель тесно сотрудничает по данному вопросу с
представителями социально-психологической службы школы – социальным педагогом и
педагогом-психологом. Разрабатывается план действий по коррекции поведения
«трудного» подростка, проводятся психологические тренинги. Поведение подростка
рассматривается на школьном Совете профилактики. Дальнейшая работа – выход на
малые педсоветы, заседания педагогического совета школы,
администрацию школы.
Создание банка данных «трудных» учащихся и учащихся
«группы риска».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.