Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыСистема работы " Использование ИКТ, как средство организации учебно-образовательного пространства обучаемых в системе ЛОО с целью реализации ФГОС НОО"

Система работы " Использование ИКТ, как средство организации учебно-образовательного пространства обучаемых в системе ЛОО с целью реализации ФГОС НОО"

Скачать материал

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Реченская средняя общеобразовательная школа

имени профессора Николая Дмитриевича Колесова

Алексеевского муниципального района

Волгоградской области

 

 

 

 

 

 

Обобщение опыта работы  по теме:

«Использование информационно-коммуникационных технологий,

как средство организации учебно-образовательного пространства обучаемых в системе ЛОО с целью реализации    
ФГОС НОО II поколения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

Минаева Галина Владимировна

учитель начальных классов 

высшей квалификационной категории                                                                                                                                                                                      

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014 год

х. Реченский.

 

Цель опыта работы:

 

–   совершенствование образовательного процесса, создание единой учебно-образовательной среды, повышение качества образования.

–   Изучение проблемы применения информационно-коммуникационных технологий в учебно-образовательном процессе.

–заложить и развить в ребёнке механизмы  саморазвития, самореализации, самозащиты и самовоспитания, необходимые для личностного роста.

 

 

 

Задачи опыта:

–   Активизирует умственную самостоятельность обучаемых.

–   Формирует умение работать с различными видами информации с помощью    компьютера и других средств ИКТ, развивает информационную компетентность.

–   Стимулирует исследовательскую и поисковую деятельность обучающихся

–    Повышает наглядность обучения

–   Вырабатывает навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов в учебной деятельности.

–    Повышает качество знаний по предмету

–    Развивает коммуникативно- технические умения.

 

Идея опыта:

          Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования, позволяющей раскрыть уникальную целостность и индивидуальность личности растущего человека, помочь ей  проявиться, развиться, устоять в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Концептуальность опыта работы:

В концепции модернизации Российского образования сказано: «Первейшая задача образовательной политики на современном этапе — достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». При этом одна из главных задач модернизации – достижение нового современного качества школьного образования. Информатизация образования должна помогать решению двух основных задач школы: образование  - для всех и новое качество образования – каждому.

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными  компьютерными технологиями и способность применять полученную с их помощью информацию  для дальнейшего самообразования. Учебно-воспитательный процесс – это система работы школы и учителя в частности, направленная на максимальное развитие личностных качеств каждого ребёнка, создание предметно-нравственной среды, стимулирующей познавательную, коммуникативную, игровую  и физическую активность ребёнка.

 

Актуальность опыта работы:

Введение и реализация  ФГОС НОО II поколения открывает новый взгляд на решение основных вопросов педагогики «чему» и «как» учить детей в современном мире. XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока.

Таким образом, возникает необходимость организации процесса обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребёнка XXI века.

        ИТК должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИТК должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.

 

 

 

Прогнозируемые  конечные результаты:

 

– повышение мотивации обучаемых к учению и уровню обученности;

– устойчивые положительные результаты в обучении;

– сформированность нравственного, познавательно-коммуникативного и художественно-физического потенциала личности младшего школьника.

– умение анализировать и строить логические рассуждения;

– осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации для решения учебной задачи;

– обладать творческим воображением, создавать свои образы;

– участие в различных конкурсах;

– умение осуществлять рефлексию;

– самостоятельно создавать презентации и видеоролики.

 

 

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность опыта.

 

Модернизация российского образования и введение ФГОС НОО II поколения предполагает переход к новым технологиям. Будущее каждого человека и нации в целом  формируется в школе. Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. Это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Последнее особенно важно в нашем быстро меняющемся мире, мире, переполненном информацией. Необходимо научить ребенка работать с информацией, научить учиться. Что может быть важнее?

Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в современное общество. И решить эту задачу помогает массовое внедрение информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс. Компьютерная техника всё увереннее входит в нашу жизнь, в быт, в сферу профессиональной деятельности, в том числе – и в практику учителей.

В связи с реализацией программы информатизации образования, в настоящее время созданы условия для активного применения средств ИКТ при обучении в начальной школе.

Учитель начальных классов может применять ИКТ в следующих видах деятельности:

– мониторинг результативности своей деятельности и деятельности учащихся;

– учебный процесс;

– внеклассная работа;

– воспитательная работа;

– работа в библиотеке;

– внеурочная деятельность;

– работа с родителями.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:

– сделать учебный процесс более эффективным;

– повысить качество усвоения материала;

– построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;

– осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, т.е. организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями;

– облегчить деятельность педагога и создать эффективную обратную связь.

Огромные возможности у программы Microsoft PowerPoint. Я успешно использую презентации, которые позволяют мне:

– наглядно представлять материал;

– интенсифицировать процесс объяснения нового материала;

– регулировать объём и скорость выводимой информации посредством анимации;

– обеспечить оперативность и объективность контроля;

– активизировать познавательную деятельность;

– повысить мотивацию обучаемых;

– повысить интерес к изучаемому предмету;

 

 В центре учебно-воспитательного процесса находится ребёнок, как субъект познания, а сам процесс-учебник жизни, инструмент преодоления жизненных проблем и личностного роста.

Я, как педагог - организатор учебно-воспитательного процесса, стараюсь создать условия для самореализации и самоутверждения  детей, что способствует их творческой активности, культурному росту и гражданской зрелости.

На мой взгляд, организация учебно-воспитательного процесса должна носить целостный характер: воспитание, обучение и развитие осуществляется в единой ЛО системе, которая направляет современный учебно-воспитательный процесс на развитие, обновление, что требует нового подхода к его организации и к соответствующей подготовке учителя. Чтобы выполнить социальный заказ общества, учитель должен быть в постоянном творческом поиске, самообразовываться, учиться всему новому и интересному.  Можно  представить себе учителя, который бы хотел  плохо учить детей? Нельзя! Невозможно! И я не являюсь исключением. Я хочу быть хорошим учителем и стараюсь использовать для достижения своей цели различные возможности:

–     изучаю нормативно-правовые документы, учебную и методическую литературу    по предметам начальной школы;

–     передовой  инновационный опыт коллег;

–     специальную методическую литературу по психологии;

–     регулярно прохожу курсы повышения квалификации;

–     активно участвую в работе педагогических советов, школьных и районных методических объединениях учителей начальных классов;

–     участвую в конференциях, научно-теоретических и практических семинарах различного уровня;  

–     совершенствую методику проведения уроков, внеклассных мероприятий,  работы с родителями;

–     поддерживаю кабинет в рабочем состоянии,

–     изучаю и применяю ИКТ в учебной, внеурочной и воспитательной деятельности;

–     делюсь с коллегами опытом, обмениваюсь необычными и интересными педагогическими находками;

–     создаю методическую копилку, как на бумажных, так и на электронных носителях.

 

Средствами реализации ФГОС НОО II поколения  является учебная деятельность и  воспитательная работа. Их содержание, структура, дидактическая и методическая системы, современные педагогические технологии, направленные на освоение ребёнком  учебной деятельности формируют и развивают универсальные учебные действия.

Я стараюсь научить обучаемых:

- добывать знания в процессе поисковой деятельности,

- очень часто даю им возможность сделать это самостоятельно,

- творчески решать учебную задачу,

- учу контролировать и оценивать свои знания,

- обнаруживать и фиксировать недостатки,

- уметь осуществлять рефлексию.

 

     Урок в системе ЛОО и с использованием ИКТ имеет свои характерные особенности: по целеполаганию, по деятельности, как учителя, так и ученика, по отношению ученик - учитель. А значит, и критерии урока имеют характерные особенности:

–  наличие плана урока в зависимости от готовности класса,

–  использование проблемных творческих задач,

–  создание положительного эмоционального настроя,

–  использование дифференцированных и проектных методов работы,

–  использование игровых и компьютерных технологий

–  стимулирование учебной деятельности учащихся,

–  применение знаний, позволяющих уч-ся  самим выбирать необходимый материал,

–  мотивированная оценка деятельности ученика, анализ его рассуждений.

–  проведение аргументированной рефлексии,

–  подробное объяснение домашнего задания.

   Уроки с использованием ИКТ помогают решить следующие дидактические задачи:
• усвоить базовые знания по предмету;
• систематизировать усвоенные знания;
• сформировать навыки самоконтроля;
• сформировать мотивацию к учению в целом;
• оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
   Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти.  Использование ИКТ в образовательном процессе позволяют мне рационально спроектировать учебный процесс, реализовать поставленные цели, задачи обучения и добиваться намеченных результатов.

Можно выделить основные направления использования ИКТ:

1.        Создание презентаций к  уроку, что обеспечивает:

– наглядность и активизация зрительного восприятия;

– рациональное использование урока за счет сокращения времени, которое тратится для различных записей учителем на доске;

– использование этих конспектов в случае, если учащийся отсутствовал на уроке;

– удобство внесения изменений в ход урока.

2.       Создание банка заданий в бумажном и электронном виде, что позволяет:

–  использовать задания в случае, если учащийся отсутствовал на уроке;

– возможность выполнять задания учащимися в различном темпе не только на уроке, но и дома;

– удобно вносить изменения в задания;

– для учащихся, которые часто болеют, выдавать на дом.

3.Углубление межпредметных связей осуществляется благодаря:

– оформлению рефератов, проектов;

– созданию презентаций для выступления по защите своей работы;

– созданию программ, тестов по различным дисциплинам.

3.       Использование Интернет ресурсов для учителя:

– размещение материалов о ходе учебной деятельности;

– для поиска нужной информации;

– знакомство с работой учителей других школ;

– презентация опыта работы;

– получение информации по законодательным вопросам.

              Для учащихся:

– возможность организации самообразования.

  Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания, следовательно, возникает необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологиях. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

Уроки, проводимые с использованием ИКТ  в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышением психоэмоциональным фоном учащихся при восприятии учебного материала.
    Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.
      Свои уроки строю разнообразно, интересно, часто не совсем обычно, вовлекая учащихся в активный учебный процесс, создаю проблемные ситуации, даю дифференцированные задания с учётом уровня знаний ребят, их способностей, развиваю мышление, умение выражать и отстаивать своё мнение. Провожу уроки нестандартных форм: уроки-путешествия, игры, экскурсии, КВН, выставки,  концерты и другие. Всё это позволяет создать благоприятную образовательную среду  и сформировать у детей целостную систему универсальных учебных действий.

    Обучение носит воспитывающий характер, соответственно, воспитательную работу я строю по следующим направлениям:

–     непосредственное воздействие на обучаемых: (изучение индивидуальных, возрастных и психологических особенностей развития  ребёнка, его интересов и ближайшего окружения). Регулярно посещаю семьи учащихся на дому, провожу анкетирование родителей.

–     планирование воспитательного воздействия, (при составлении плана воспитательной работы учитываю пожелания детей и родителей).

–     реализация системы методов и форм индивидуальной работы осуществляется в ходе проведения внеклассных мероприятий.

    Воспитательную деятельность в своих  классах я реализовываю через программу «В мире добра». Программа рассчитана на 4года по направлениям:

–     нравственно-патриотическое по теме «Священная война»,

–     здоровьесберегающее  по теме «Здоровье- это здорово»,

–     экологическое  по теме «Природа и человек»,

–     нравственно-эстетическое по  теме «Я-созидатель»,

–     социально- нравственное по теме « Человек - звучит гордо».

Внеурочная деятельность в 1-4 классах осуществляется в рамках программы «Мир, в котором я живу», рассчитанной на 4 года реализации по направлениям:

–     «Я, моя семья, мои друзья»;

–      «Я и мой край родной»;

–      «Я и мой интеллект»;

–      «Я и моё здоровье»;

–      «Я гражданин России».

  Огромную роль в успешной реализации этих программ играет использование ИКТ как в деятельности педагога, так и обучаемых.

   Работая учителем, я учила детей и одарённых, и слабоуспевающих, а чтобы достичь наиболее высоких результатов, с такими детьми нужно работать по специальным программам развития. Опираясь на опыт коллег и свои наработки, я составила программы работы со слабоуспевающими и одарёнными детьми. В работе с такими детьми ведущая роль отводится ИКТ. Конечно же, одарённые дети встречаются не в каждом потоке, но каждую «искорку» стараюсь рассмотреть и зажечь.

Я считаю, что любой вид деятельности должен быть спланирован на  перспективное развитие, тогда можно достичь наиболее высоких  положительных и устойчивых результатов, а в учебно-воспитательном процессе особенно. Поэтому всю работу с обучаемыми планирую в системе на все годы обучения в начальной школе.

Работа с родителями - неотъемлемая составляющая успеха моей работы, как классного руководителя.

В течение учебного года я постоянно стараюсь включать родителей в процесс через родительские собрания, коллективные внеклассные мероприятия, анкетирование и другие формы работы: различные праздники творчества, конкурсы мастерства,  тематические праздничные утренники, экскурсии, походы,  дни здоровья, беседы  и т.д.

Эта целенаправленная работа способствует тесной взаимосвязи семьи и школы, повышению роли родителей в учебно-воспитательном процессе.  За долгие годы работы у меня сложилась определённая модель сотрудничества семьи и школы:     УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ-РОДИТЕЛИ-УЧЕНИК.

Результатом успешной деятельности  учебно-воспитательного процесса  должна стать личность ребёнка:

–     здоровая физически, социально и духовно - нравственно,

–     способная находить правильный выход из ситуации,

–     осуществлять поисковую деятельность,

–     проводить исследования  и рефлексию деятельности,

–     личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры,

–     личность, руководствующаяся  в своей жизни общечеловеческими понятиями и нормами морали,

–     личность, способную к самостоятельному выбору любого вида деятельности.

Хорошо продуманная и правильно спланированная и организованная система  учебно-воспитательного процесса приносит достаточно высокие результаты и обеспечивает оптимальные стартовые возможности для каждого ребёнка.

Таким образом, внедрение ИКТ в учебный процесс позволяет мне успешно решать учебные и воспитательные задачи. В дальнейшем планирую расширить формы использования ИКТ в своей профессиональной деятельности так, чтобы данная технология позволила повысить результативность обучения, чтобы мои ученики научились жить в информационном мире.

 

 

Результативность системы работы:

 

Использование ИКТ в учебно-познавательном процессе позволило:

–     повысить учебную мотивацию учащихся, они активны на уроках, улучшилось качество знаний,

–     выработать устойчивый интерес к учению, самовыражению и самореализации.

Дети умеют высказать своё мнение и аргументировать его

–     развивать у детей инициативность, самостоятельность, повышать познавательную активность. Ученики научились пользоваться  дополнительной справочной литературой, умеют находить информацию в Интернете и правильно её использовать в своей работе.

–     формировать у ребят коммуникативные умения и социальные навыки. Ребята  умеют работать индивидуально, в парах и группах.

–     развивать творческий потенциал ребят. Они пытаются сочинять стихи, частушки, загадки, составляют вопросы к викторинам.  Стихи Кузьминой Вари печатались в газете  «Кладенки», в сборнике стихов молодёжи и учителей Алексеевского района «Счастье есть… Оно же рядом…», размещены в сети Интернет.

Отмечаются  устойчивые положительные результаты в обучении. Успеваемость за последние 5 лет составляет 100%, качество знаний 35,4% - 55,6%.  Учащиеся умеют выполнять рефлексию, анализировать свои недостатки и преимущества.

Ученики моих классов с удовольствием участвовали в межрегиональном конкурсе «Зимние интеллектуальные игры», во Всероссийской викторине «Эрудит», «Золотое руно», «Пегас», «Совёнок» и др.  Пикулева В., Кузьмина В., Сысоева В. и Глушкова Н., Трофимов В., Кузенко Н. и др. имеют сертификаты, дипломы и свидетельства за участие.

Принимают активное участие в общественной жизни класса, школы, района, села и за это награждены грамотами РОО, районного Отдела Культуры, сельского ДК, родной школы.

У большинства детей появилась потребность в самостоятельной творческой деятельности. Они участвуют в реализации проектов: «И помнит мир спасённый», «Природа милая моя», «Здоровье - это здорово».

Мои ученики умеют создавать мультимедийные презентации, видеоролики, владеют элементами компьютерной графики. Работы своих учеников я с удовольствием использую на своих уроках,  они пополняют мою методическую копилку.

        Результаты использования ИКТ на уроках показали, что создаются благоприятные условия для восприятия учебного материала, внесения большого разнообразия в учебную деятельность школьников на уроке, более рационального сочетания индивидуальных и коллективных форм работы.  Учащиеся стали проявлять желание глубже разобраться в материале, понять изучаемое явление, повысилась их активность на уроке. Применение ИКТ в начальных классах, ориентированное на поддержку традиционных курсов обучения, не только не отвлекает детей от школьных предметов, но и создает условия для повышения уровня их изучения. Внедрение ИКТ предполагает развитие привычных методических приемов, совмещения компьютера с книгой и традиционными наглядными пособиями.

      Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моего класса, а для меня стали нормой работы. Использование ИКТ позволяет мне осуществлять задуманное, сделать урок современным.

 

      Опытом своей работы и его результатами я неоднократно делилась с коллегами на заседаниях педагогических советов, школьных и районных  методических объединениях, курсах повышения квалификации. Материалы моей работы размещены в Интернете на моей личной  странице портала  proshkolu.ru и на сайтах infourok.ru, educontest.net, zavuch.info в период с 2010г. по 2014г, за публикацию имею сертификаты, дипломы, свидетельства.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Система работы " Использование ИКТ, как средство организации учебно-образовательного пространства обучаемых в системе ЛОО с целью реализации ФГОС НОО""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель клубного филиала

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

   Данная работа-анализ моей педагогической деятельности  по внедрению новых инновационных  педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс и реализации программы информатизации начальной школы.

  Я считаю, что использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-образовательном и воспитательном процессе сейчас является наиболее приоритетным направлением в деятельности начальной школы, обеспечивающим устойчивые высокие результаты в обучении и воспитании младшего школьника.

  Моя работа рассчитана на целевую аудиторию-учителя начальных классов, классные руководители и воспитатели   ГПД. Надеюсь, что моя работа кому-то из коллег окажется полезной и нужной.

  Результатом работы в этом направлении является определённый уровень сформированности универсальных учебных действий у моих учеников, повышением моей личной профессиональной компетенции и компетенции обучаемых. 

  ИКТ предоставляет неограниченные возможности для творческого роста и развития личности младшего школьника, её самореализации и социализации.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 852 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.11.2014 901
    • DOCX 403.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Минаева Галина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Минаева Галина Владимировна
    Минаева Галина Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 11 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 67927
    • Всего материалов: 31

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 844 человека

Курс повышения квалификации

Методика повышения техники чтения у младших школьников с ОВЗ

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 104 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 414 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 274 человека из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 593 человека

Мини-курс

Figma: продвинутый дизайн

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 24 регионов

Мини-курс

Управление стрессом и эмоциями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 128 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 74 человека

Мини-курс

Основы классической механики

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе