Главная / Начальные классы / Система работы " Использование ИКТ, как средство организации учебно-образовательного пространства обучаемых в системе ЛОО с целью реализации ФГОС НОО"

Система работы " Использование ИКТ, как средство организации учебно-образовательного пространства обучаемых в системе ЛОО с целью реализации ФГОС НОО"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Реченская средняя общеобразовательная школа

имени профессора Николая Дмитриевича Колесова

Алексеевского муниципального района

Волгоградской области







Обобщение опыта работы по теме:

«Использование информационно-коммуникационных технологий,

как средство организации учебно-образовательного пространства обучаемых в системе ЛОО с целью реализации
ФГОС НОО II поколения»












Работу выполнила:

Минаева Галина Владимировна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории












2014 год

х. Реченский.


Цель опыта работы:


  • совершенствование образовательного процесса, создание единой учебно-образовательной среды, повышение качества образования.

  • Изучение проблемы применения информационно-коммуникационных технологий в учебно-образовательном процессе.

  • заложить и развить в ребёнке механизмы саморазвития, самореализации, самозащиты и самовоспитания, необходимые для личностного роста.




Задачи опыта:

    • Активизирует умственную самостоятельность обучаемых.

    • Формирует умение работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств ИКТ, развивает информационную компетентность.

    • Стимулирует исследовательскую и поисковую деятельность обучающихся

    • Повышает наглядность обучения

    • Вырабатывает навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов в учебной деятельности.

    • Повышает качество знаний по предмету

    • Развивает коммуникативно- технические умения.


Идея опыта:

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования, позволяющей раскрыть уникальную целостность и индивидуальность личности растущего человека, помочь ей проявиться, развиться, устоять в обществе.













Концептуальность опыта работы:

В концепции модернизации Российского образования сказано: «Первейшая задача образовательной политики на современном этапе — достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». При этом одна из главных задач модернизации – достижение нового современного качества школьного образования. Информатизация образования должна помогать решению двух основных задач школы: образование - для всех и новое качество образования – каждому.

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность применять полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Учебно-воспитательный процесс – это система работы школы и учителя в частности, направленная на максимальное развитие личностных качеств каждого ребёнка, создание предметно-нравственной среды, стимулирующей познавательную, коммуникативную, игровую и физическую активность ребёнка.


Актуальность опыта работы:

Введение и реализация ФГОС НОО II поколения открывает новый взгляд на решение основных вопросов педагогики «чему» и «как» учить детей в современном мире. XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока.

Таким образом, возникает необходимость организации процесса обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребёнка XXI века.

ИТК должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИТК должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.




Прогнозируемые конечные результаты:


  • повышение мотивации обучаемых к учению и уровню обученности;

  • устойчивые положительные результаты в обучении;

  • сформированность нравственного, познавательно-коммуникативного и художественно-физического потенциала личности младшего школьника.

  • умение анализировать и строить логические рассуждения;

  • осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации для решения учебной задачи;

  • обладать творческим воображением, создавать свои образы;

  • участие в различных конкурсах;

  • умение осуществлять рефлексию;

  • самостоятельно создавать презентации и видеоролики.


























Сущность опыта.


Модернизация российского образования и введение ФГОС НОО II поколения предполагает переход к новым технологиям. Будущее каждого человека и нации в целом формируется в школе. Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. Это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Последнее особенно важно в нашем быстро меняющемся мире, мире, переполненном информацией. Необходимо научить ребенка работать с информацией, научить учиться. Что может быть важнее?

Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в современное общество. И решить эту задачу помогает массовое внедрение информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс. Компьютерная техника всё увереннее входит в нашу жизнь, в быт, в сферу профессиональной деятельности, в том числе – и в практику учителей.

В связи с реализацией программы информатизации образования, в настоящее время созданы условия для активного применения средств ИКТ при обучении в начальной школе.

Учитель начальных классов может применять ИКТ в следующих видах деятельности:

  • мониторинг результативности своей деятельности и деятельности учащихся;

  • учебный процесс;

  • внеклассная работа;

  • воспитательная работа;

  • работа в библиотеке;

  • внеурочная деятельность;

  • работа с родителями.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:

  • сделать учебный процесс более эффективным;

  • повысить качество усвоения материала;

  • построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;

  • осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, т.е. организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями;

  • облегчить деятельность педагога и создать эффективную обратную связь.

Огромные возможности у программы Microsoft PowerPoint. Я успешно использую презентации, которые позволяют мне:

  • наглядно представлять материал;

  • интенсифицировать процесс объяснения нового материала;

  • регулировать объём и скорость выводимой информации посредством анимации;

  • обеспечить оперативность и объективность контроля;

  • активизировать познавательную деятельность;

  • повысить мотивацию обучаемых;

  • повысить интерес к изучаемому предмету;


В центре учебно-воспитательного процесса находится ребёнок, как субъект познания, а сам процесс-учебник жизни, инструмент преодоления жизненных проблем и личностного роста.

Я, как педагог - организатор учебно-воспитательного процесса, стараюсь создать условия для самореализации и самоутверждения детей, что способствует их творческой активности, культурному росту и гражданской зрелости.

На мой взгляд, организация учебно-воспитательного процесса должна носить целостный характер: воспитание, обучение и развитие осуществляется в единой ЛО системе, которая направляет современный учебно-воспитательный процесс на развитие, обновление, что требует нового подхода к его организации и к соответствующей подготовке учителя. Чтобы выполнить социальный заказ общества, учитель должен быть в постоянном творческом поиске, самообразовываться, учиться всему новому и интересному. Можно представить себе учителя, который бы хотел плохо учить детей? Нельзя! Невозможно! И я не являюсь исключением. Я хочу быть хорошим учителем и стараюсь использовать для достижения своей цели различные возможности:

  • изучаю нормативно-правовые документы, учебную и методическую литературу по предметам начальной школы;

  • передовой инновационный опыт коллег;

  • специальную методическую литературу по психологии;

  • регулярно прохожу курсы повышения квалификации;

  • активно участвую в работе педагогических советов, школьных и районных методических объединениях учителей начальных классов;

  • участвую в конференциях, научно-теоретических и практических семинарах различного уровня;

  • совершенствую методику проведения уроков, внеклассных мероприятий, работы с родителями;

  • поддерживаю кабинет в рабочем состоянии,

  • изучаю и применяю ИКТ в учебной, внеурочной и воспитательной деятельности;

  • делюсь с коллегами опытом, обмениваюсь необычными и интересными педагогическими находками;

  • создаю методическую копилку, как на бумажных, так и на электронных носителях.


Средствами реализации ФГОС НОО II поколения является учебная деятельность и воспитательная работа. Их содержание, структура, дидактическая и методическая системы, современные педагогические технологии, направленные на освоение ребёнком учебной деятельности формируют и развивают универсальные учебные действия.

Я стараюсь научить обучаемых:

- добывать знания в процессе поисковой деятельности,

- очень часто даю им возможность сделать это самостоятельно,

- творчески решать учебную задачу,

- учу контролировать и оценивать свои знания,

- обнаруживать и фиксировать недостатки,

- уметь осуществлять рефлексию.


Урок в системе ЛОО и с использованием ИКТ имеет свои характерные особенности: по целеполаганию, по деятельности, как учителя, так и ученика, по отношению ученик - учитель. А значит, и критерии урока имеют характерные особенности:

  • наличие плана урока в зависимости от готовности класса,

  • использование проблемных творческих задач,

  • создание положительного эмоционального настроя,

  • использование дифференцированных и проектных методов работы,

  • использование игровых и компьютерных технологий

  • стимулирование учебной деятельности учащихся,

  • применение знаний, позволяющих уч-ся самим выбирать необходимый материал,

  • мотивированная оценка деятельности ученика, анализ его рассуждений.

  • проведение аргументированной рефлексии,

  • подробное объяснение домашнего задания.

Уроки с использованием ИКТ помогают решить следующие дидактические задачи:
• усвоить базовые знания по предмету;
• систематизировать усвоенные знания;
• сформировать навыки самоконтроля;
• сформировать мотивацию к учению в целом;
• оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Использование ИКТ в образовательном процессе позволяют мне рационально спроектировать учебный процесс, реализовать поставленные цели, задачи обучения и добиваться намеченных результатов.

Можно выделить основные направления использования ИКТ:

  1. Создание презентаций к уроку, что обеспечивает:

  • наглядность и активизация зрительного восприятия;

  • рациональное использование урока за счет сокращения времени, которое тратится для различных записей учителем на доске;

  • использование этих конспектов в случае, если учащийся отсутствовал на уроке;

  • удобство внесения изменений в ход урока.

  1. Создание банка заданий в бумажном и электронном виде, что позволяет:

  • использовать задания в случае, если учащийся отсутствовал на уроке;

  • возможность выполнять задания учащимися в различном темпе не только на уроке, но и дома;

  • удобно вносить изменения в задания;

  • для учащихся, которые часто болеют, выдавать на дом.

3.Углубление межпредметных связей осуществляется благодаря:

  • оформлению рефератов, проектов;

  • созданию презентаций для выступления по защите своей работы;

  • созданию программ, тестов по различным дисциплинам.

  1. Использование Интернет ресурсов для учителя:

  • размещение материалов о ходе учебной деятельности;

  • для поиска нужной информации;

  • знакомство с работой учителей других школ;

  • презентация опыта работы;

  • получение информации по законодательным вопросам.

Для учащихся:

  • возможность организации самообразования.

Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания, следовательно, возникает необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологиях. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

Уроки, проводимые с использованием ИКТ в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышением психоэмоциональным фоном учащихся при восприятии учебного материала.
    Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.
Свои уроки строю разнообразно, интересно, часто не совсем обычно, вовлекая учащихся в активный учебный процесс, создаю проблемные ситуации, даю дифференцированные задания с учётом уровня знаний ребят, их способностей, развиваю мышление, умение выражать и отстаивать своё мнение. Провожу уроки нестандартных форм: уроки-путешествия, игры, экскурсии, КВН, выставки, концерты и другие. Всё это позволяет создать благоприятную образовательную среду и сформировать у детей целостную систему универсальных учебных действий.

Обучение носит воспитывающий характер, соответственно, воспитательную работу я строю по следующим направлениям:

  • непосредственное воздействие на обучаемых: (изучение индивидуальных, возрастных и психологических особенностей развития ребёнка, его интересов и ближайшего окружения). Регулярно посещаю семьи учащихся на дому, провожу анкетирование родителей.

  • планирование воспитательного воздействия, (при составлении плана воспитательной работы учитываю пожелания детей и родителей).

  • реализация системы методов и форм индивидуальной работы осуществляется в ходе проведения внеклассных мероприятий.

Воспитательную деятельность в своих классах я реализовываю через программу «В мире добра». Программа рассчитана на 4года по направлениям:

  • нравственно-патриотическое по теме «Священная война»,

  • здоровьесберегающее по теме «Здоровье- это здорово»,

  • экологическое по теме «Природа и человек»,

  • нравственно-эстетическое по теме «Я-созидатель»,

  • социально- нравственное по теме « Человек - звучит гордо».

Внеурочная деятельность в 1-4 классах осуществляется в рамках программы «Мир, в котором я живу», рассчитанной на 4 года реализации по направлениям:

  • «Я, моя семья, мои друзья»;

  • «Я и мой край родной»;

  • «Я и мой интеллект»;

  • «Я и моё здоровье»;

  • «Я гражданин России».

Огромную роль в успешной реализации этих программ играет использование ИКТ как в деятельности педагога, так и обучаемых.

Работая учителем, я учила детей и одарённых, и слабоуспевающих, а чтобы достичь наиболее высоких результатов, с такими детьми нужно работать по специальным программам развития. Опираясь на опыт коллег и свои наработки, я составила программы работы со слабоуспевающими и одарёнными детьми. В работе с такими детьми ведущая роль отводится ИКТ. Конечно же, одарённые дети встречаются не в каждом потоке, но каждую «искорку» стараюсь рассмотреть и зажечь.

Я считаю, что любой вид деятельности должен быть спланирован на перспективное развитие, тогда можно достичь наиболее высоких положительных и устойчивых результатов, а в учебно-воспитательном процессе особенно. Поэтому всю работу с обучаемыми планирую в системе на все годы обучения в начальной школе.

Работа с родителями - неотъемлемая составляющая успеха моей работы, как классного руководителя.

В течение учебного года я постоянно стараюсь включать родителей в процесс через родительские собрания, коллективные внеклассные мероприятия, анкетирование и другие формы работы: различные праздники творчества, конкурсы мастерства, тематические праздничные утренники, экскурсии, походы, дни здоровья, беседы и т.д.

Эта целенаправленная работа способствует тесной взаимосвязи семьи и школы, повышению роли родителей в учебно-воспитательном процессе. За долгие годы работы у меня сложилась определённая модель сотрудничества семьи и школы: УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ-РОДИТЕЛИ-УЧЕНИК.

Результатом успешной деятельности учебно-воспитательного процесса должна стать личность ребёнка:

  • здоровая физически, социально и духовно - нравственно,

  • способная находить правильный выход из ситуации,

  • осуществлять поисковую деятельность,

  • проводить исследования и рефлексию деятельности,

  • личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры,

  • личность, руководствующаяся в своей жизни общечеловеческими понятиями и нормами морали,

  • личность, способную к самостоятельному выбору любого вида деятельности.

hello_html_5345648d.png

Хорошо продуманная и правильно спланированная и организованная система учебно-воспитательного процесса приносит достаточно высокие результаты и обеспечивает оптимальные стартовые возможности для каждого ребёнка.

Таким образом, внедрение ИКТ в учебный процесс позволяет мне успешно решать учебные и воспитательные задачи. В дальнейшем планирую расширить формы использования ИКТ в своей профессиональной деятельности так, чтобы данная технология позволила повысить результативность обучения, чтобы мои ученики научились жить в информационном мире.



Результативность системы работы:


Использование ИКТ в учебно-познавательном процессе позволило:

  • повысить учебную мотивацию учащихся, они активны на уроках, улучшилось качество знаний,

  • выработать устойчивый интерес к учению, самовыражению и самореализации.

Дети умеют высказать своё мнение и аргументировать его

  • развивать у детей инициативность, самостоятельность, повышать познавательную активность. Ученики научились пользоваться дополнительной справочной литературой, умеют находить информацию в Интернете и правильно её использовать в своей работе.

  • формировать у ребят коммуникативные умения и социальные навыки. Ребята умеют работать индивидуально, в парах и группах.

  • развивать творческий потенциал ребят. Они пытаются сочинять стихи, частушки, загадки, составляют вопросы к викторинам. Стихи Кузьминой Вари печатались в газете «Кладенки», в сборнике стихов молодёжи и учителей Алексеевского района «Счастье есть… Оно же рядом…», размещены в сети Интернет.

Отмечаются устойчивые положительные результаты в обучении. Успеваемость за последние 5 лет составляет 100%, качество знаний 35,4% - 55,6%. Учащиеся умеют выполнять рефлексию, анализировать свои недостатки и преимущества.

Ученики моих классов с удовольствием участвовали в межрегиональном конкурсе «Зимние интеллектуальные игры», во Всероссийской викторине «Эрудит», «Золотое руно», «Пегас», «Совёнок» и др. Пикулева В., Кузьмина В., Сысоева В. и Глушкова Н., Трофимов В., Кузенко Н. и др. имеют сертификаты, дипломы и свидетельства за участие.

Принимают активное участие в общественной жизни класса, школы, района, села и за это награждены грамотами РОО, районного Отдела Культуры, сельского ДК, родной школы.

У большинства детей появилась потребность в самостоятельной творческой деятельности. Они участвуют в реализации проектов: «И помнит мир спасённый», «Природа милая моя», «Здоровье - это здорово».

Мои ученики умеют создавать мультимедийные презентации, видеоролики, владеют элементами компьютерной графики. Работы своих учеников я с удовольствием использую на своих уроках, они пополняют мою методическую копилку.

Результаты использования ИКТ на уроках показали, что создаются благоприятные условия для восприятия учебного материала, внесения большого разнообразия в учебную деятельность школьников на уроке, более рационального сочетания индивидуальных и коллективных форм работы. Учащиеся стали проявлять желание глубже разобраться в материале, понять изучаемое явление, повысилась их активность на уроке. Применение ИКТ в начальных классах, ориентированное на поддержку традиционных курсов обучения, не только не отвлекает детей от школьных предметов, но и создает условия для повышения уровня их изучения. Внедрение ИКТ предполагает развитие привычных методических приемов, совмещения компьютера с книгой и традиционными наглядными пособиями.

Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моего класса, а для меня стали нормой работы. Использование ИКТ позволяет мне осуществлять задуманное, сделать урок современным.


Опытом своей работы и его результатами я неоднократно делилась с коллегами на заседаниях педагогических советов, школьных и районных методических объединениях, курсах повышения квалификации. Материалы моей работы размещены в Интернете на моей личной странице портала proshkolu.ru и на сайтах infourok.ru, educontest.net, zavuch.info в период с 2010г. по 2014г, за публикацию имею сертификаты, дипломы, свидетельства.



Система работы " Использование ИКТ, как средство организации учебно-образовательного пространства обучаемых в системе ЛОО с целью реализации ФГОС НОО"
  • Начальные классы
Описание:

   Данная работа-анализ моей педагогической деятельности  по внедрению новых инновационных  педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс и реализации программы информатизации начальной школы.

  Я считаю, что использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-образовательном и воспитательном процессе сейчас является наиболее приоритетным направлением в деятельности начальной школы, обеспечивающим устойчивые высокие результаты в обучении и воспитании младшего школьника.

  Моя работа рассчитана на целевую аудиторию-учителя начальных классов, классные руководители и воспитатели   ГПД. Надеюсь, что моя работа кому-то из коллег окажется полезной и нужной.

  Результатом работы в этом направлении является определённый уровень сформированности универсальных учебных действий у моих учеников, повышением моей личной профессиональной компетенции и компетенции обучаемых. 

  ИКТ предоставляет неограниченные возможности для творческого роста и развития личности младшего школьника, её самореализации и социализации.

Автор Минаева Галина Владимировна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 1827
Номер материала 3088
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓