Система
организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Не существует сколько-нибудь достоверных
тестов
на одарённость, кроме тех, которые проявляются
в
результате активного участия хотя бы в самой
маленькой исследовательской работе
А.Н.Колмогоров
Детство – это тот период жизни, когда каждый
человек – исследователь
первооткрыватель . Современной наукой
установлено , что именно в начальной школе дети наиболее «открыты» не только
для новых знаний , но и для личностных контактов. А дальше всё зависит от
учителя, от того, как он будет понимать свою цель. Понимается она по- разному:
как наполнение знаниями, умениями и навыками либо как развитие понимания этих
знаний, умений и навыков, создание условий для осознания их ценностей и
смыслов, формирование исследовательской компетенции у учеников младшей школы.
Поэтому такое важное значение имеет групповая работа. Именно работая в группе,
дети овладевают коммуникативными умениями, учатся ставить проблему и решать её
совместно Перед каждым из педагогов нашей школы стоит задача в том, чтобы
создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к
собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно. Такой
путь мы называем «самосовершенствование ребенка в условиях образовательного
процесса».
Одарённые дети. Кто они? Непохожие на других,
творческие, успешные в учёбе, а, может быть обычные дети. Как выявить одарённых
детей, какого ребёнка считать одарённым такие вопросы возникают у каждого
учителя начальных классов.
(презентация)
Одарённый ребёнок – это ребёнок, который
выделяется яркими и очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет
внутренние предпосылки таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Моя работа с одаренными учащимися проводится
по следующим направлениям:
1.учебная деятельность
2.внеурочная деятельность
Использую следующие методы работы :
· Личностно-ориентированный подход
· Постановка учащимися целей урока
· Информационно-коммуникационные
технологии,
· Алгоритм на уроках как форма организации
знаний учащихся
· Исследовательская деятельность
· Проектная технология
• Кружковая работа по предмету
• Проведение внеклассных мероприятий в рамках
предметных недель
• Мероприятия по предмету в классе с
приглашением родителей
• Участие в школьной научной конференции с
защитой учебных проектов
• Участие в олимпиадах разного уровня
• Участие в творческих конкурсах разного
уровня
• Участие в традиционных школьных праздниках
• Участие в международных конкурсах –играх «Русский
медвежонок», «Кенгуру»
Представлю систему организации
учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Начиная с первого класса, в своей работе
использую специальные игры и занятия, позволяющие активизировать
исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки
проведения самостоятельных исследований.
Первый этап-это тренировочные занятия с
классом, дающие возможность познакомить каждого ребёнка с техникой проведения
исследования.
С первых дней занятий в школе мы рассматриваем
методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию. Это задать вопросы
самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать,
провести эксперимент, посмотреть в компьютере и т. д.
Во второй четверти первого класса, провожу
урок-тренинг, на котором мы учимся, как надо собрать всю доступную информацию и
обработать её так, как это делают учёные. Например, предлагаю задание,
приготовить сообщение о животном. Моя задача подвести ребят к идее, что набор
методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и
интереснее пойдёт работа. Определив последовательность работы, начинаем
собирать материал. Но эти сведения тяжело удержать в голове или записать, т. к.
нет навыка письма, поэтому приходим к выводу, нужно создать схему-рисунок.
Способность ребёнка делать краткие записи,
изобретать значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и
творческих способностей. На первых порах посильную помощь оказывают родители,
которым я объясняю цель исследования, их результативность. Они совместно с
детьми делают подбор литературы. Читают статьи по теме. А мы с учащимися
заносим необходимую информацию на лист-схему. Теперь собранные сведения мы
анализируем и обобщаем, затем исследователи делают сообщения. После выступления
обязательно проводим его обсуждение. Даём слушателям возможность задать
вопросы. Так ребята знакомятся с общей схемой деятельности. Количество
коллективных занятий тренировочного плана не превышает у меня одного раза в
четверть. На данном этапе я выступаю в роли консультанта-помощника.
В первом классе я проводила уроки- проекты.
Один из них ,по теме «Первоцветы.»
На уроках изобразительного искусства
ученики рисовали первоцветы и самостоятельно составляли рассказы о цветах,
используя справочную литературу.
На уроках технологии ученики выполняли
аппликационные работы на тему «Первоцветы».
Проводилась экскурсия с целью изучения
и охраны первоцветов, произрастающих в нашей местности. Перед экскурсией
проводилась беседа о видах первоцветов и об охране первоцветов, о Красной
книге России и края.
Весь накопленный материал: рисунки,
работы учеников, рукописные рассказы использовался для создания рукописной
книги
(презентация)
Начиная со второго класса работаю над
формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы,
давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения
эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др.
Предлагаю задания и упражнения для развития
умения видеть проблемы, которые применяю на практике. Задание:
посмотрите на мир чужими глазами. Одно из самых важных свойств в деле выявления
проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект
исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же
объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от
традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для этого выполняем
следующие упражнения:
1.продолжи неоконченный рассказ;
2.составь рассказ от имени другого персонажа
(представьте, что вы на какое-то время стали дневником в портфеле Маши,
камешком на дороге;
3.опишите один день вашей воображаемой жизни)
или используя данную концовку (…прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал
стоять у доски; …и зайчонок мирно заснул на руках у Оли);
4.определи, сколько значений у предмета (найди
как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального
использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела);
5.назови, как можно больше признаков предмета
(например, стола, дома, самолёта, книги и т. д.).
Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её
решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения.
В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления,
продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и
смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в
итоге интеллектуального мышления. Чем большее число событий может предвидеть
гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально, гипотеза не истинна,
и не ложна – она просто не определена.
"Познание начинается с удивления тому,
что обыденно",- говорили ещё древние греки. Гипотезы (или гипотеза)
возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются
проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского,
творческого мышления.
В умении выработать гипотезы используем следующее упражнение:
давайте вместе подумаем, почему летом снег в
горах не тает; почему многие дети любят компьютерные игры и т. д.;
Делая предположения, мы обычно используем
следующие слова: предположим, допустим, возможно, может быть и т. д.
Ещё важным умением для исследования является умение
задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Для этого
использую следующие упражнения:
показываю картинки с изображением людей,
животных и предлагаю задать им вопросы. Другое задание, какие вопросы помогут
тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?
Игра «Найди загаданное слово» (дети задают
разные вопросы об одном и том же предмете, начинающие со слов «что», «как»,
«почему», «зачем»).
Я готовлю детей к тому, что настоящее всегда
продолжается в будущем, а потому я приучаю их к дальнейшим вопросам: что ещё
может интересовать тебя в этой проблеме? Что ещё ты можешь предложить или
сделать? Эти вопросы пробуждают любопытство, бросают вызов воображению ребёнка.
Также необходимо научить давать определения
понятиям. Поступая в первый класс по результатам исследования, у меня из 20
обследуемых – 10 человек имели высокий уровень словарного запаса, 8 человек -
средний, 2 человека - низкий. Детям трудно было дать определение какому-либо
предмету, ещё сложнее признаку или действию.
Для того чтобы учиться определить понятие, я
применяю относительно простые приёмы: описание, сравнение своих описаний с
описанием этих же предметов учёными-классиками или одноклассниками, различение
(например, весна и осень - времена года, но чем они отличаются), обобщение.
Обобщение – это
логическая операция перехода от видового понятия к родовому путём отбрасывания
от содержания видового понятия его видообразующего признака (признаков). Для
этого использую следующее задание – из приведённых понятий надо построить такие
ряды, в которых каждое последующее понятие было бы родовым по отношению к
предыдущему.
Важным средством развития умений давать
определения являются обычные загадки. Я смотрю на них не просто как на забаву,
а как на весёлое, но всё же вполне серьёзное задание. Отгадка загадки – это её
определяемая часть, а формулировка – это вторая половина определения, его
определяющая часть. Составление и разгадывание кроссвордов также можно
рассматривать как упражнение в определении понятий.
Также с детьми мы учимся классифицировать.
Исследование и познание мира не сводится к
восприятию предметов и явлений, их чувственному отражению. Она предполагает
выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков. С помощью
классификации люди не только упорядочивают опыт в значимые для них блоки, но и
преобразовывают конкретные наблюдения в абстрактные категории. Классификацией
называют операцию определения понятий по определённому основанию на
непересекающиеся классы. Например, я предлагаю детям популярное задание
«четвёртый лишний». Предметы классифицируем по основному признаку, по цвету, по
форме и т. д. Чем больше деления, больше продуктивность мышления. А это
качество очень важно в творческой деятельности. Для формирования последних
умений использую задачи на классификацию с явными ошибками. Такие задачи
позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской
деятельности.
Ещё мы учимся наблюдать. Для того чтобы
наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности
и мышления.
Упражнения на развитие внимания и
наблюдательности: первое – ставлю перед детьми какую-нибудь из любимых ими
вещей. Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем
предлагаю детям закрыть глаза. Убираю предмет и прошу вспомнить и назвать все
его детали. Следующий этап упражнения – рисуем изученную вещь по памяти. Другой
блок заданий – парные картинки, содержащие различия. Хорошую возможность для
развития способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы дают
задания с намеренно сделанными ошибками.
С ребятами учимся проводить эксперимент –
важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это,
конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.
Учимся анализировать, выделять главное и
второстепенное, делать выводы и умозаключения.
Эти и другие виды заданий позволяют мне
сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или
проекта в третьем классе. Как же мы над этим работаем?
Успех деятельности во многом зависит и от её
чёткой организации. Под моим руководством составляется план-график выполнения
учебного исследования: определяются временные рамки, объём работы и этапы её
выполнения. Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы
помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм.
Педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех
этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования
темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта.
Темы, которые мы используем в своей работе,
можно определить в три основные группы:
фантастические - ориентированные на разработку
несуществующих, фантастических объектов и явлений;
теоретические - ориентированные на работу по
изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках;
эмпирические - проведение собственных
экспериментов.
Я всегда помню: тема должна заинтересовать и
увлечь ребёнка. С её выбором не стоит затягивать. Большинство детей, за
исключением одарённых, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны.
Действовать нужно быстро, пока интерес не угас.
Исследовательская работа возможна и эффективна
на добровольной основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна
быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её
должно быть полезно участникам исследования. При совпадении интересов у
нескольких школьников организовываю мини-группы. Индивидуально, или в
сформировавшейся паре, или в мини-группе ребята формулируют возможные темы
будущей работы. Также тема должна быть оригинальной, с элементами
неожиданности, необычайности.
На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно
осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих
способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Точнее
говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним
результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создаёт
ребёнок своей головой и руками - макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй,
самый важный - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт
самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения,
составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного
творца от простого исполнителя.
Оба эти результата хорошо видны во время
защиты детьми собственных работ. В этой связи защита итогов приобретает особую
значимость. Это необходимый этап работы.
К оформлению результатов исследования
предъявляются следующие требования: наличие титульного листа, сносок,
оформление приложений. Во введении чётко определяются цели исследования,
актуальность, степень изученности темы, обзор литературы. В основной части в
логической последовательности излагаются результаты исследования. В заключении
нужно сделать выводы, которые должны быть краткими и чёткими, соответствовать
целям, задачам, гипотезе.
Защита - венец исследования и один из главных
этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто
рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В
ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими
взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.
Выполненные работы рецензируются учителями на
методических объединениях, где ученик может получить совет для улучшения
работы. Для оценки результатов и присуждения дипломов формируется жюри. В его
состав входят: администратор школы, педагоги и учащиеся, проекты которых
занимали призовые места на предыдущих конкурсах. В работе оценивается
познавательная ценность темы, оригинальность и ценность собранного материала,
структура и логика работы, язык и стиль изложения, ответы на вопросы. Время
представления проекта не более 5-7 минут. Кроме того, отмечаются работы по
номинациям: за самый интересный эксперимент, за самую оригинальную тему, за
самое яркое выступление, за самое научное исследование и т. д.
Презентация работ становится праздником для
школьников, на котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том,
что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя
единомышленников. Ученики, чьи работы оказываются наиболее успешными, получают
право на участие в городских научно-практических конференциях.
В прошлом году мои ученики(второклассники) :
Бредихина Юля, Бредихина Вика , Королёва Алина приняли участие в
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------они
представили исследование по теме : «История появления игрушки.»
Цель работы заключалась в том, чтобы
познакомиться с помощью книг, сети Интернет с историей игрушек, составить
хронологию их появления. Работой над проектом заинтересовался весь класс , да и
родители не остались в стороне. Ведь без их помощи маленькому ребёнку ещё не
справиться с подобными заданиями..
Ребята всего класса участвовали в
исследовании: сочиняли сказки об любимой игрушке, подбирали стихи, загадки,
проводили анкетирование в школе и дома.
Анализируя результативность работы в
технологии учебного исследования, можно сделать выводы:
усвоение алгоритма научного исследования
способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
значительно расширяется кругозор школьников в
предметных областях;
вооружает учащихся универсальными способами
учебной деятельности, даёт импульс к саморазвитию, способности к самоанализу,
самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
формирует социальный опыт в труде и общении;
способствует профессиональному росту учителей,
расширяя знания как в области своего предмета, так и в педагогической науке,
даёт возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также
расширяет контакты на профессиональный основе с коллегами, родителями учащихся.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод,
что исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения.
Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он
позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм
саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской
работе, - наличие у них потребности узнавать новое. Это видно из мониторинга
мотивации к исследовательской деятельности: в первом классе наличие только
ситуативного интереса; но уже начиная со второго класса – рост устойчивого и
обобщённого интереса к исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность в начальной
школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких
показателей мыслительной деятельности как умение:
классифицировать;
обобщать;
отбирать все возможные варианты решения;
переключаться с одного поиска решения на
другой;
составлять программу действий по своей работе;
рассматривать объект с различных точек зрения;
сравнивать различные объекты и их
совокупности;
составлять задания по предложенной теме;
проводить самоконтроль.
Наблюдения за учащимися показывает, что
процент детей, у которых данные умения сформированы или частично сформированы,
увеличивается по всем исследуемым модулям. Это говорит о том, что описанная
методика работы активизирует исследовательское поведение детей.
Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно
и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и
талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Поиск и воспитание особо одаренных,
талантливых детей – важный вопрос. Талантливые люди – главное богатство
общества. Желательно, чтобы усилия школы, направленные на повышение творческого
уровня учебного процесса, были поддержаны учреждениями дополнительного образования
и родителями.. Все будущее страны связывают с интеллектуальным и физическим
развитием подрастающего поколения. Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть
для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком,
согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности,
данные каждому ребенку от рождения
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.