Главная / Начальные классы / Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования


Система оценки разработана на основе:

-ФГОС, Примерной программы НОО, Программы УМК «Школа России»,

Методических рекомендаций УМК «Школа России» «Система оценки достижения образовательных результатов ООП НОО»

УМК «Школа России» предлагает следующие возможности для оценки планируемых результатов:

  • Внесены изменения в задания для формирования контрольно-оценочной деятельности младших школьников;

  • В учебники включены рубрики: «Наши проекты», «Странички для любознательных», «Выскажи свое мнение», «Готовимся к олимпиаде», «Что узнали. Чему научились», В конце каждого урока, темы есть рубрика «Проверим себя и оценим свои достижения», которая позволяет ученику систематически контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности, расширяя сферу его познавательных действий).

  • Среди средств управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, представленных в учебниках, значительное место занимают аналитические планы.
    Аналитические планы — это система вопросов, которыми сопровождается практически каждое задание. Их назначение: формировать мотивы учебной деятельности младших школьников, навыки контроля и самоконтроля;

  • увеличено число заданий, требующих умений работать в паре, - это дидактические игры, задания по поиску и сбору информации, выполнение которых предполагает распределение ролей, умение сотрудничать и согласовывать действия в процессе выполнения задания, а также число заданий, предполагающих взаимную проверку результатов выполнения тех или иных поставленных задач, что будет способствовать развитию коммуникативных учебных действий.


В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

  • использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;


Оценивание результатов достижения целей-ориентиров:

Оценка достижения этих целей ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования на федеральном и региональном уровнях.


Оценивание результатов достижения целей, характеризующих систему учебных действий в отношении опорного учебного материала.

Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.


Оценивание результатов достижения целей, характеризующих систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.

Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля.

Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.




Оценка личностных результатов


Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

  • самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося;

  • смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов;

  • морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости;

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

  • сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,

  • ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

  • сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

  • сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

  • сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

  • знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности.

Установлено сотрудничество:

  • с Центром семьи г. Минусинска по направлению диагностики личностных результатов детей по отношению к семейным ценностям, к правилам поведения в обществе;

  • с муниципальным методическим центром Управления образования администрации г.Минусинска по направлению диагностики личностных результатов детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • с педагогическим колледжем г.Минусинска, по направлению диагностики и оценки личностных результатов школьника в рамках регионального смотра-конкурса «Портфолио».


Вторым методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.


Школа имеет опыт проектирования педагогической деятельности по работе с портфолио ученика. Школа была в течение 2х лет муниципальной Базовой методической площадкой по теме «Портфолио, как способ комплексной оценки образовательных достижений субъекта учебно-воспитательного процесса». В школе существует школьное Положение о портфолио ученика, утверждённая модель портфолио ученика начальной школы. Лучшие портфолио учащихся принимают участие в региональном конкурсе «Портфолио».

Лич­ностные результаты выпускников на ступени начально­го общего образования в полном соответствии с требовани­ями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.




Оценка метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана, а также средствами внеурочной деятельности.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг достижения образовательных результатов.

Оценка предметных результатов

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в классном журнале и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится анализ результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.


Итоговое оценивание и формы сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности обучающегося


Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы являются предметные достижения и приобретение универсальных учебных действий при освоении основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования, а также внеучебные достижения младших школьников как в рамках основной образовательной программы так и за ее пределами.

В итоговой оценке реализации основной образовательной программы выделяются отдельно (независимо друг от друга) три составляющие:

  • результаты текущего (формативного, промежуточного) оценивания, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы;

  • результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых культурных предметных способов действий/средств, необходимых для продолжения образования на следующем шаге;

  • внеучебные достижения младших школьников.


Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.

Рабочий Портфолио представляет собой комплект печатных материалов формата А4, в который входят: листы-разделители с названиями разделов (Портрет, Рабочие материалы, Творческие работы, Достижения (Дипломы, Грамоты и другое)); тексты заданий и инструкций; шаблоны для выполнения заданий; основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.

Рабочий Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.

Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:

  • сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);

  • содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы;

  • разделы Портфолио (Портрет, Рабочие материалы, Творческие работы, Достижения (Дипломы, Грамоты и другое)) являются общепринятой моделью в мировой педагогической практике;

  • учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;

  • позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.








































Виды контрольно-оценочных действий учащихся и

педагогов


Содержательный контроль и оценка предметных достижений обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Данные виды работ проводятся ежегодно в каждом классе.

Таблица 2

№/п

Вид КОД

Время проведения

Содержание

Формы и виды оценки

1

Стартовая работа

Начало сентября

Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний

Фиксируется учителем в листе достижений и в дневнике обучающегося. Определяется уровень ближайшего развития ребёнка.

Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку младшего школьника.

(констатирующая оценка)

2.

Диагностическая работа

Проводится на входе и выходе темы при освоении способов действия/средств в учебном предмете. Количество работ зависит от количества учебных задач

Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть обучающимся в рамках решения учебной задачи

Результаты фиксируются в листе достижений отдельно по каждой отдельной операции (0-1 балл) и также не влияют на дальнейшую итоговую оценку младшего школьника.

(формирующая оценка)

3.

Самостоятельная работа

Не более одного раза в месяц

Направлена, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов предыдущей темы обучения, с другой стороны, на параллельную отработку и углубление текущей изучаемой учебной темы. Задания составляются на двух уровнях: 1 (базовый) и 2 (расширенный) по основным предметным содержательным линиям.

Обучающийся сам оценивает все задания, которые он выполнил, проводит рефлексивную оценку своей работы: указывает достижения и трудности в данной работе; оценивает уровень выполненной работы.

Учитель проверяет и оценивает выполненные школьником задания отдельно по уровням, определяет процент выполненных заданий и качество их выполнения. Далее ученик соотносит свою оценку с оценкой учителя и определяется дальнейший шаг в самостоятельной работе обучающихся. Фиксация в листе достижений.

(формирующая оценка)

4.

Проверочная работа по итогам выполнения самостоятельной работы

Проводится после выполнения самостоятельной работы

Предъявляет результаты (достижения) учителю и служит механизмом управления и коррекции следующего этапа самостоятельной работы школьников. Обучающийся сам определяет объем проверочной работы для своего выполнения. Работа задается на двух уровнях: 1 (базовый) и 2 (расширенный).

Учитель проверяет и оценивает только те задания, которые решил ученик и предъявил на оценку. Результаты не влияют на дальнейшую итоговую оценку младшего школьника (формирующая оценка)

5.

Проверочная работа

Проводится после решения учебной задачи

Проверяется уровень освоения обучающимися предметных культурных способов/средств действия.


Все задания обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по уровням (0-1 балл) и заносит результаты в в лист достижений дневник ученика, в матрицу

(констатирующая оценка)

6.

Решение проектной задачи

Проводится 2-3 раза в год

Направлена на выявление уровня освоения универсальных учебных действий

Экспертная оценка по специально созданным экспертным картам. По каждому критерию 0-1 балл

(констатирующая оценка)

7.

Посещение консультаций

Проводится 1 раз в неделю

Ставит задачу обучения учащихся задавать (инициировать) «умные» вопросы.

Фиксируется учителем в листе достижений (формирующая оценка)

8.

Итоговая проверочная работа

Конец апреля-май

Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Задания разного уровня по сложности (базовый, расширенный)

Оценивание многобалльное, отдельно по уровням. Сравнение результатов стартовой и итоговой работы

(констатирующая оценка)

9.

Предъявление (демонстрация) достижений ученика за год.


Май месяц

Каждый обучающийся в конце года должен продемонстрировать (показать) все, на что он способен (выставка Портфолио; смотр знаний и т. д .

Философия этой формы оценки в смещение акцента с того, что обучающийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку


Формы представления образовательных результатов:

  • табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок);

  • тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);

  • устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;

  • портфолио;

  • справки по результатам психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.




Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

  • динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.


Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.


Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
  • Начальные классы
Описание:

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

 

Система оценки разработана на основе:

-ФГОС, Примерной программы НОО, Программы УМК «Школа России»,

Методических рекомендаций  УМК «Школа России» «Система оценки достижения образовательных результатов ООП НОО»

 

УМК «Школа России» предлагает следующие возможности для оценки планируемых результатов:

·       Внесены  изменения в задания для формирования контрольно-оценочной деятельности младших школьников;

·       В учебники включены рубрики: «Наши проекты», «Странички для любознательных», «Выскажи свое мнение», «Готовимся к олимпиаде», «Что узнали. Чему научились», В конце каждого урока, темы  есть рубрика «Проверим себя и оценим свои достижения», которая  позволяет ученику систематически контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности, расширяя сферу его познавательных действий).

·       Среди средств управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, представленных в учебниках, значительное место занимают аналитические планы.
Аналитические планы— это система вопросов, которыми сопровождается практически каждое задание. Их назначение: формировать мотивы учебной деятельности младших школьников, навыки контроля и самоконтроля;

·       увеличено число заданий, требующих умений работать в паре, - это дидактические игры, задания по поиску и сбору информации, выполнение которых предполагает распределение ролей, умение сотрудничать и согласовывать действия в процессе выполнения задания, а также число заданий, предполагающих взаимную проверку результатов выполнения тех или иных поставленных задач, что будет способствовать развитию коммуникативных учебных действий.

 

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

            Особенностями системы оценки являются:

·       комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

·       использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

·       оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

·       оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

·       сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

·       использование персонифицированных процедур  итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

·       использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

·       использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

·       использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений. 

·       уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

 

Оценивание результатов достижения целей-ориентиров:

Оценка достижения этих целей ведётся в ходе процедур,  допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования на федеральном и региональном уровнях.

 

Оценивание результатов достижения целей, характеризующих систему учебных действий в отношении опорного учебного материала.

Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

 

Оценивание результатов достижения целей, характеризующих систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.

Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля.

Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.

 

 

 

Оценка личностных результатов

 

Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

·       самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося;

·       смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов;

·       морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости;

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

·       сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,

·       ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

·       сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

·       сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

·       сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

·       знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Оценка  личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности.

Установлено сотрудничество:

·     с Центром семьи г. Минусинска по направлению диагностики личностных результатов детей по отношению к семейным ценностям, к правилам поведения в обществе;

·     с муниципальным методическим центром Управления образования администрации г.Минусинска по направлению диагностики личностных результатов детей с ограниченными возможностями здоровья;

·     с педагогическим колледжем г.Минусинска, по направлению диагностики и оценки личностных результатов школьника в рамках регионального смотра-конкурса «Портфолио».

 

Вторым методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

 

Школа имеет опыт проектирования педагогической деятельности по работе с портфолио ученика. Школа была в течение 2х лет муниципальной Базовой методической площадкой по теме «Портфолио, как способ комплексной оценки образовательных достижений субъекта учебно-воспитательного процесса». В школе существует школьное Положение о портфолио ученика, утверждённая модель портфолио ученика начальной школы. Лучшие портфолио учащихся принимают участие в региональном конкурсе «Портфолио».

Лич­ностные результаты выпускников на ступени начально­го общего образования в полном соответствии с требовани­ями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

 

 

 

Оценка метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

·       способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

·       умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

·       умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

·       способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

·       умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана, а также средствами  внеурочной деятельности.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг достижения образовательных результатов.

Оценка предметных результатов

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в классном журнале и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных  результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.  Проводится анализ результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

 

Итоговое оценивание и формы сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности обучающегося

 

       Предметом итоговой  оценки освоения  обучающимися  основной образовательной программы являются предметные достижения и приобретение универсальных учебных действий  при освоении основной  образовательной  программы начального  общего  образования, необходимых для продолжения образования, а также внеучебные достижения  младших школьников как  в рамках основной образовательной программы так и за ее  пределами.

        В итоговой  оценке  реализации  основной образовательной программы выделяются отдельно (независимо друг от друга)  три  составляющие:

·       результаты  текущего (формативного, промежуточного) оценивания, отражающие динамику индивидуальных  образовательных достижений обучающихся, продвижение в достижении  планируемых  результатов освоения основной образовательной программы;

·       результаты  итоговых  работ, характеризующие уровень освоения  обучающимися основных формируемых культурных предметных способов действий/средств, необходимых для  продолжения  образования на следующем шаге;

·       внеучебные достижения  младших школьников.

 

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.

Рабочий Портфолио  представляет собой комплект печатных материалов  формата А4, в который входят: листы-разделители с названиями разделов (Портрет, Рабочие материалы, Творческие работы, Достижения (Дипломы, Грамоты и другое)); тексты заданий и инструкций; шаблоны для выполнения заданий; основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.

Рабочий Портфолио как инновационный продукт  носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика;  повод  для «встречи» школьника, учителя и родителя. 

Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:

  • сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
  • содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы;
  • разделы Портфолио (Портрет, Рабочие материалы, Творческие работы, Достижения (Дипломы, Грамоты и другое)) являются общепринятой моделью в мировой педагогической практике;
  • учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем  использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;
  • позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение  информации и размышлять о том, что они узнали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды контрольно-оценочных  действий  учащихся и

педагогов

 

       Содержательный контроль и оценка предметных достижений обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Данные виды работ проводятся ежегодно в каждом классе.

Таблица 2

№/п

Вид  КОД

Время проведения

Содержание

Формы и виды оценки

1

Стартовая работа

Начало сентября

Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний

Фиксируется учителем в  листе достижений и  в  дневнике обучающегося. Определяется уровень ближайшего  развития ребёнка.

Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку младшего школьника.

 (констатирующая оценка)

2.

Диагностическая работа

Проводится на входе и выходе темы при освоении способов действия/средств в учебном предмете. Количество работ зависит от количества  учебных задач

Направлена  на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть обучающимся в рамках решения учебной задачи

Результаты фиксируются  в  листе достижений отдельно по каждой отдельной  операции (0-1 балл) и также не влияют на дальнейшую итоговую оценку младшего школьника.

(формирующая оценка)

3.

Самостоятельная  работа

Не более  одного раза в  месяц

Направлена, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов предыдущей темы обучения, с другой стороны, на параллельную отработку и углубление текущей изучаемой учебной темы. Задания  составляются на двух  уровнях: 1 (базовый) и 2 (расширенный) по основным предметным содержательным линиям.

Обучающийся сам оценивает все задания, которые он выполнил, проводит  рефлексивную оценку своей работы: указывает достижения  и трудности в данной  работе; оценивает  уровень выполненной  работы.

Учитель  проверяет и оценивает выполненные школьником задания отдельно по уровням, определяет процент выполненных  заданий и качество их выполнения. Далее ученик соотносит свою оценку с оценкой учителя и определяется дальнейший шаг в самостоятельной работе обучающихся. Фиксация  в  листе достижений.

(формирующая оценка)

4.

Проверочная работа по итогам выполнения самостоятельной  работы

Проводится после выполнения самостоятельной работы  

Предъявляет  результаты (достижения) учителю и служит механизмом управления и коррекции следующего этапа самостоятельной работы школьников. Обучающийся сам определяет объем  проверочной  работы для своего выполнения. Работа  задается  на двух уровнях: 1 (базовый) и 2 (расширенный).

Учитель  проверяет и оценивает только те задания, которые решил ученик и предъявил на оценку. Результаты не влияют на дальнейшую итоговую оценку младшего школьника (формирующая оценка)

5.

Проверочная  работа

Проводится  после решения учебной задачи

Проверяется уровень освоения  обучающимися предметных культурных способов/средств действия.

 

Все задания  обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по уровням (0-1 балл) и заносит результаты в в  лист достижений дневник ученика, в матрицу

(констатирующая оценка)

6.

Решение  проектной  задачи

Проводится 2-3 раза в год

Направлена на выявление уровня освоения  универсальных учебных действий

Экспертная  оценка по специально созданным экспертным картам. По каждому критерию 0-1 балл

(констатирующая оценка)

7.

Посещение консультаций  

Проводится 1 раз в неделю

Ставит задачу обучения  учащихся  задавать (инициировать) «умные» вопросы.

Фиксируется учителем  в  листе достижений (формирующая оценка)

8.

Итоговая проверочная работа

Конец апреля-май

Включает  основные  темы учебного  года. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Задания  разного уровня по сложности (базовый, расширенный)

Оценивание многобалльное, отдельно  по уровням. Сравнение результатов  стартовой и итоговой работы

(констатирующая оценка)

9.

Предъявление (демонстрация) достижений ученика за год.

 

Май  месяц

Каждый обучающийся в конце года должен продемонстрировать (показать) все, на что он способен (выставка Портфолио; смотр знаний и т. д .

Философия этой формы оценки в смещение акцента с того, что обучающийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку

 

Формы представления образовательных результатов:

·       табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к  выставлению отметок);

·       тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);

·       устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;

·       портфолио; 

·       справки по результатам психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.

 

 

 

Критериями оценивания являются:

·       соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

·       динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

 

            Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

 

 

             

Автор Трибушина Анна Ивановна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 394
Номер материала 35368
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓