Главная / Математика / Система оценивания образовательных результатов как инструмент повышения качества математического образования в условиях перехода на ФГОС. Методическая статья. Математика.

Система оценивания образовательных результатов как инструмент повышения качества математического образования в условиях перехода на ФГОС. Методическая статья. Математика.

Павлюкевич Татьяна Николаевна, учитель математики,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 40 г. Томска.

Система оценивания образовательных результатов как инструмент повышения качества математического образования в условиях перехода на ФГОС.

Новые государственные образовательные стандарты предъявляют особые требования к оценке качества образования. В частности, они проявляются в необходимости формирования универсальных учебных действий обучающихся. Такое формирование может происходить не только за счёт использования современных образовательных технологий, но и за счёт изменения системы оценивания. Традиционная система оценивания знаний мало способствует эффективному обучению, так как обладает следующими недостатками: узкий диапазон школьных оценок, субъективность оценки, отсутствие самооценки, отсутствие учёта весовой доли оценок (за ответ на вопрос или как результат итоговой контрольной работы), недостаточное стимулирование активной работы учащихся, практически не учитывается внепрограммная учебная работа (участие в олимпиадах, написание научных рефератов и т. п.); недемократичность системы (учащимся не предоставляется право выбора времени, формы ответа).

Я работаю в массовой общеобразовательной школе, с 2005/06 учебного года обучаю математике 4 класса (2 общеобразовательных класса и 2 класса развивающегося обучения, которые в начальной школе обучались по программе развивающего обучения), сейчас эти ребята являются учениками

11 классов: общеобразовательного, гуманитарного, физико- математического. В своей работе я использую элементы модульной технологии с 6 класса; сначала модули были краткосрочными, а к 8 классу модуль объединял тему, завершался зачётным занятием. Я, считаю важным, чтобы система оценивания осуществляла взаимно обратную связь между учеником и учителем, давала бы ученику информацию о выполнении им программы, о том насколько он продвинулся вперёд, а учителя информировала бы о достижении поставленной им цели.

В этой связи при оценивании работы ребят над той или иной темой в рамках модульной технологии я использовала блокноты самооценки, в которых ребята оценивали своё отношение к теме, знания на начало изучения темы и на конец. Самооценка сопоставлялась с результатом контрольной работы или зачёта, далее на консультации знания корректировались. Однако наличие самооценки не дало ожидаемого результата в повышении качества образования, хотя повысился интерес к изучаемому материалу, знания стали более прочными, улучшился психологический климат.

Поэтому, я решила использовать рейтинговую систему оценивания, которая представляет совокупность правил, методических указаний и математического аппарата, обеспечивающего обработку информации. Эта система оценивания позволяет присвоить персональный рейтинг (рейтинг - «накопленная отметка») каждому учащемуся при изучении любой дисциплины.

Коротко познакомлю вас со своим опытом. Я назвала систему оценивания балльно – рейтинговой, так как работу учащихся оцениваю по 50 балльной системе следующим образом. За правильно, аккуратно оформленную работу (наличие тетради или листа, полей, даты, вида работы) ученик получает 20 баллов. Остальные 30 баллов делятся на количество заданий, включённых в работу. (Число 30 удобно делится на 2,3,5,6,10) При неравнозначности заданий 30 баллов делятся пропорционально их сложности. В журнал ставлю оценки, получаемые при округлении баллов до десятков. Такая система даёт возможность легко определить, на какую оценку выполнена работа. Например, получив за работу от 26 до35 баллов, в журнал ученик получит 3.Если учащийся получает не удовлетворяющую его оценку, он имеет право пересдать любую работу, кроме контрольной, в течение недели (но только один раз, в специально отведённое время). Однако, оценивается она уже ниже на 10 баллов. В итоге за работу всегда выставляется новая оценка, хотя она может быть хуже предыдущей. На пересдачу ученик должен приходить лишь в том случае, если он твёрдо уверен в своих знаниях. Если ученик отсутствовал на уроке, то за прошедшую работу он получает 0 баллов. Однако он может сдать её в течение одной недели.

Оценивается так же работа ученика во время урока. Это система «плюс-минус балл», то есть за каждый правильный ответ ученик получает «+1» балл, за неправильный «-1» балл. В конце урока подсчитывается сумма баллов, набранная каждым учеником, и эта сумма прибавляется к его общему «рейтингу». Под «рейтингом» будем понимать сумму набранных баллов.

По значимости основные виды учебной деятельности я делю на следующие группы: контрольные работы, самостоятельные работы, домашние работы, зачеты, текущие ответы на уроке, проектные и творческие работы.

Суть системы состоит в том, что начиная с 1 сентября и до окончания учебного года, полученные учеником баллы за все виды учебной деятельности, суммируются.

Все результаты помимо внесения в журнал, удобно обрабатывать с помощью компьютера в Microsoft Excel.Предлагаю вашему вниманию таблицу и диаграмму в Microsoft Excel,после изучения нескольких тем алгебры 8 класса.

Распечатанная, рейтинг-таблица вывешивается на самом видном месте в классе, чтобы ученик мог оценить свои возможности, так же её удобно использовать на родительском собрании.

Требования, предъявляемые к ведению рабочей тетради : перед любой работой обязательно должны быть написаны дата и её вид; все страницы в тетради должны быть пронумерованы, иметь поля; аккуратно выполняются все работы; в тетради должна быть начерчена так называемая «плашка»- прямоугольная таблица, в которой каждая клетка соответствует номеру задачи в учебнике. При выполнении упражнения соответствующая его номеру клетка в плашке заштриховывается карандашом. Плашка нужна для того, чтобы контролировать домашнюю работу учащихся, а результативность его работы проверяется после выполнения релейной работы или зачёта.

Домашнее задание даю на первом уроке темы в виде блока задач в учебнике. Учащиеся в период изучения темы самостоятельно планируют свою деятельность дома, и выполняя задания заполняют плашку. При желании ученик может выполнять дополнительные задания повышенной сложности, при этом его рейтинг повышается.

На контрольной работе я собираю рабочие тетради учащихся, проверяю у каждого ученика количество заштрихованных клеток в плашке и выборочно количество решённых номеров, если есть несоответствие, то выставляется 20 баллов за обман. За неоформленную тетрадь баллы снимаются, это в корне меняет отношение к рабочей тетради.

Оказалось, что модульная технология и рейтинговая система оценивания хорошо дополняют друг друга. Эта система хорошо работает в средних и старших классах, когда у ребят наступает период становления личности, когда учёбу они рассматривают, как способ проявить себя, выделиться, обратить на себя внимание. С помощью рейтинга всегда виден статус данного ученика на фоне всего класса. Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, она стимулирует учение, является формой поощрения, а не наказания, ориентирует ученика на успех, на возможность учиться в собственном темпе.

Так, обучающиеся 9а, 9б классов, где я использовала модульную технологию вместе с рейтинговой системой оценивания сдали ГИА по математике в 2009/10 учебном году лучше тех классов, где оценивание велось по традиционной системе.

Класс

Получили

%

качества

Получили

%

Абсолютной успеваемости

5

4

3

2


13

9

76%

7

-

100%

13

10

82%

4

1

96,4%

Г.Томск



44,99%



88,55%

Как вы видите из приведённой таблицы и качество и абсолютная успеваемость выше средней по городу. Я думаю такую систему можно применять при изучении любого предмета.


4


Система оценивания образовательных результатов как инструмент повышения качества математического образования в условиях перехода на ФГОС. Методическая статья. Математика.
  • Математика
Описание:

Новые государственные образовательные стандарты предъявляют особые требования к оценке качества образования.

В частности, они проявляются в необходимости формирования универсальных учебных действий обучающихся.

Такое формирование может происходить не только за счёт использования современных образовательных технологий, но и за счёт изменения системы оценивания. 

В своей статье я предлагаю новые подходы в системе оценивания математических знаний, которые применяю в своей педагогической деятельности.

Автор Павлюкевич Татьяна Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 874
Номер материала 37681
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓