Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыСистема деятельностного метода на уроках в начальной школе

Система деятельностного метода на уроках в начальной школе

Скачать материал

ПЕДСОВЕТ (30. 11. 2010)

     Дидактическая система «Школа 2000…» позволяет учителю на уроках по разным учебным предметам системно включать учащихся в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий, реализации нормы рефлексии, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия и др.

     При этом в зависимости от целей выделяются четыре типа уроков:

1.     Урок «открытия» нового знания.

2.     Урок рефлексии.

3.     Урок построения системы знаний

4.     Урок развивающего контроля.

      На уроках открытия нового знания организуется процесс самостоятельного построения детьми нового знания. На уроках рефлексии они закрепляют полученные знания и умения, и одновременно учащиеся учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их. Уроки общеметодологической направленности посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала, а также усвоению алгоритмов обобщенных способов действий. Целью уроков развивающего контроля является не только контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов, но формирование умения контролировать собственную деятельность.

     Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения. Так, технология деятельностного метода для организации «открытия» нового знания включает в себя  следующие этапы:

1.     Мотивация к учебной деятельности (самоопределение);

2.     Актуализация и пробное учебное действие;

3.     Выявление места и причины затруднения;

4.     Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения;

5.     Реализация построенного проекта;

6.     Первичное закрепление с комментированием во внешней речи;

7.     Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

8.     Включение в систему знаний и повторение;

9.     Рефлексия учебной деятельности.

       Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционной технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.

 

СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Структура учебной деятельности выглядит так: для того, чтобы начать изменение себя, научиться чему-либо, учащийся должен этого захотеть или дать себе соответствующую установку – поставить цель. В связи с чем это может произойти? Если он чего-то не знает или не умеет, а для него это важно.

    Но это «знание о незнании» может возникнуть только тогда, когда человек что-то делал сам. Он еще не знал, получится у него или нет, но надеется, что получится, и пробовал, потому что для него было важно это получить. Но в его действиях возникло затруднение – иначе он все сделал бы до конца, и не надо было ставить перед собой новую цель.

       Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна – одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями.   Ж.-Ж. Руссо

     Зачем он начал пробовать? Потому что чего-то захотел, и понял, что у него это может получиться (если человек заранее знает, что не получится, то он и пробовать не будет!). Т.е. он решил, что ему надо попробовать, и даже представил себе, как это будет происходить, самоопределился к пробному действию.

    

      Итак, ученик поставил перед собой цель: научиться что-то делать или что-то узнать. Как он будет действовать?

      Ответ на этот вопрос будет зависеть от того, каким способом он ставил перед собой цель: проанализировал он свои действия, осмыслил или нет, в чем состоит причина затруднения.

      В культуре веками складывался и сегодня общепризнан как самый короткий и самый продуктивный путь преодоления затруднений метод рефлексии, или рефлексивной  самоорганизации. Заключается он в следующем:

·        зафиксировав затруднение, надо сначала остановиться и подумать, а не продолжать что-то делать наобум;

·        затем проанализировать, как ты выполнял свое действие и в каком месте возникло затруднение (исследование – И);

·        понять, по какой причине оно возникло (критика – К);

·        поставить перед собой цель, устраняющую причину затруднения, а затем выбрать способ действий и построить проект (проект – П);

·        реализовать построенный проект.

          Очевидно, что именно данный метод должен быть заложен в структуру организации образовательного процесса, ведь известно, что «хромой, идущий по короткой дороге, дойдет быстрее, чем скороход по длинной».

      Завершится этот путь самоконтролем -  сопоставлением результата с целью, и самооценкой – определением того, достигнута ли поставленная цель и в какой степени.

             Наряду со способностями к самоизменению учебная деятельность создает условия для приобретения способностей к саморазвитию, но это более сложный процесс, т.к. он предполагает, что побуждение к нему исходит изнутри, независимо от внешних факторов.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Система деятельностного метода на уроках в начальной школе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный администратор

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Дидактическая система «Школа 2000…» позволяет учителю на уроках по разным учебным предметам системно включать учащихся в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий, реализации нормы рефлексии, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия и др.

     При этом в зависимости от целей выделяются четыре типа уроков:

1.     Урок «открытия» нового знания.

2.     Урок рефлексии.

3.     Урок построения системы знаний

4.     Урок развивающего контроля.

      На уроках открытия нового знания организуется процесс самостоятельного построения детьми нового знания. На уроках рефлексии они закрепляют полученные знания и умения, и одновременно учащиеся учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 918 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 241
    • DOCX 51.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Минакова Маргарита Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Минакова Маргарита Викторовна
    Минакова Маргарита Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 24202
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Учитель начальных классов

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 2699 человек из 85 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 559 человек

Курс повышения квалификации

Особенности развития критического мышления обучающихся в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 257 человек

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии управления профессионально-педагогической деятельностью учителей начальной и средней школы в условиях реализации ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 84 человека

Мини-курс

Современные направления в архитектуре

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Социальные и правовые аспекты эпохи Просвещения: влияние на образование сегодня

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методика поддержки физкультурно-спортивной деятельности для людей с ограниченными возможностями здоровья

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе