Главная / Другое / Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития.

Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития.

Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития.


Развитие мелкой моторики детей с задержкой психического развития (ЗПР) связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У детей ЗПР уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Решение проблемы у учащихся с задержкой психического развития наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности. В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование графомоторных навыков ( Гладкая В., 2013).

В работах А.Н. Леонтьева (1973) обращается внимание на формирование речи у детей. Он пишет, что развитие артикуляционной стороны речи невозможно без влияния моторных зон в головном мозге, что, так или иначе связано с развитием мелкой моторики.

Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д. Б. Эльконина [], надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности.

О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры.

Известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга (Лобанова Н.В., 1994).

Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори (1997). По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильно формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. Построим следующую цепочку развития: мелкая моторика – речь – восприятие. Можно проиллюстрировать данное утверждение следующими примерами: если ребенку показать кактус, дать возможность коснуться его рукой, а затем попросить нарисовать, то ребенок, как правило, будет изображать его с сильно преувеличенными колючками. Если же в другом эксперименте сравнить то, что делает ребенок, визуально рассматривающий или активно ощупывающий решетку, с ее последующим графическим изображением, то можно заметить, что она изображается либо «дырявой», то есть состоящей из кругов, либо «угловатой», состоящей из линий, похожих на железнодорожные рельсы. В первом случае ребенок ощупывал решетку как бы изнутри, просовывая пальчики в дырочки этой решетки, во втором случае - он больше интересовался пересечением перекладин. То есть, вначале ребенок использует свои пальцы для ощупывания предмета, чем лучше сформирована мелкая моторика, тем большее представление о предмете ребенок получит, тем полнее сможет описать его словесно. Затем, используя опять-таки мелкомоторные навыки, ребенок изображает предмет на бумаге, рисует его, Это способствует более полному восприятию предмета, выделение его из ряда других, обоснование его отличительных признаков, запоминание их, то есть происходит формирование еще и мышления, и памяти ребенка.

В настоящее время существует множество данных об улучшении показателей функционирования, повышения протекания различных психических процессов под влиянием специальных упражнений для развития мелкой моторики рук (В.В. Цвынтарный,1999) .

Пальчиковые игры удовлетворяют потребность в активных движениях, так как предоставляется возможность для стимуляции двигательной активности, совершенствования качества движений. Пальчиковые игры связаны с работой фантазии и предусматривают умственную активность, связанную с работой воображения и памяти.
Пальчиковые игры очень эмоциональны с одной стороны, а с другой стороны – создают условия для познания окружающего мира ( Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., 1989).

Ещё Г.В.Плеханов обратил внимание на то, что игра социальна по своему содержанию, поскольку дети отражают в игре то, что видят вокруг. Пальчиковые игры также отражают реальность окружающего – предметы, животные, люди, их деятельность, явления природы. Игра социальна по способам ее осуществления. Игровая деятельность, как доказано А.В.Запорожцем (1980), В.В..Давыдовым (1986), Н.Я.Михайленко (1990), не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит ребенка играть, знакомит со сложившимися способами игровых действий. Пальчиковые игры тоже социальны по способам осуществления, так как в ходе игры дети повторяют движения взрослых.

Для любой игры характерно наличие воображаемой ситуации. Пальчиковые игры – это инсценировка каких либо рифмованных историй, сказок с помощью пальцев, рук .

Упражнения сопровождаются чтением стихов, например:
Черепаха.
Руки сжаты в кулаки, большие пальцы - внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.
Вот моя черепаха, она живет в панцире.
Она очень любит свой дом.
Когда она хочет есть,
то высовывает голову.
Когда она хочет спать,
то прячет ее обратно.

Игра «Волк и лиса».
Серый волк бежит по лесу

(большие пальцы разводим в сторону, указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде «лодочки» верхнюю и нижнюю челюсти),
А за ним бежит лиса

(выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее).
Поднялись у них трубою два пушистеньких хвоста

(поднимаем руки вверх, пальцы растопырены).
Игра «Дом».
На опушке дом стоит

(сложить ладони «домиком» над головой),
На дверях замок висит

(сомкнуть ладони в замок),
За дверями стоит стол

(накрыть правой ладонью кулачок левой руки).
Вокруг дома частокол

(руки перед собой, пальцы растопырить).
«Тук – тук – тук!» - дверь открой

(постучать кулачком пол ладони).
«Заходите, я не злой!»

(руки в стороны, ладони вверх).

Игры, в том числе и пальчиковые, очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности .

Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.

Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку с ЗПР научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений (Белая Е.А., 2013). Кроме того:

1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.

3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.

4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма ( Козлова Н.В., 2006).

Итак, речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от – пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты такие психические функции, речь .

Упражнения, способствующие развитию рук и ручной умелости детей с ЗПР:

запускать пальцами мелкие волчки;

катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;

нанизывать пуговицы, бусинки на тонкую проволоку;

«щелчки» – каждым пальцем по бусам, закрепленным на ширме;

наматывать тонкую проволоку на катушку, на палец (колечко или спираль) ;

завязывать узлы на веревке, шнуровать ботинок;

застегивать пуговицы, молнии, закручивать крышки, заводить механические игрушки;

закручивать шурупы, гайки;

игры с использованием клавишных и кнопочных выключателей, телефонных дисков, прищепок, пипеток;

сортировка семян гороха, фасоли, бобов;

игры со счетными палочками;

развивающие игры (с использованием конструктора, мозаики, кубиков, пирамидок, пазлов и т. д.) ;

игры «Поймай рыбку», «Барабанщик», «Играем на балалайке»;

лепка;

работа с бумагой: аппликация, конструирование из бумаги, плетение;

раскрашивание картинок в книжках;

перевод картинок;

рисование по трафаретам;

рисование по фигурным линейкам;

штриховка;

работа в тетрадях, выполнение графических упражнений;

работа в занимательных прописях для дошкольников .

При выполнении упражнений повышается устойчивость внимания, снижается утомляемость, увеличивается объем памяти, повышается способность к произвольному контролю, убыстряются психомоторные процессы .

На индивидуальных и групповых занятиях для коррекции мелкой моторики кистей и пальцев рук следует, проводит, пальцевую гимнастику, разминание пластилина и глины, нанизывание пуговиц и бу­син на нити, широко использовать работу со счетными палочками, конструирование.

Предлагаем задания, предназначенные для организации самостоятельной работы младших школьников, обучающихся по программе Коррекционно – развивающего обучения. Задания направлены на формирование мыслительных операций и умственных действий. Задания разработаны с учетам особенностей раз­вития мыслительной деятельности учащихся с задерж­кой психического развития, возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, а также труднос­тей, которые испытывают школьники рассматривае­мой категории в процессе обучения математике. Зада­ния подобраны с целью повышения интереса к математике, с привлечением жизненного опыта ребенка.

С целью формирования графических навыков: плоскостной ориентации, геометрического видения, формирование понятий «вверх», «вниз», «вправо», «влево» и т. д., можно предложить использовать следующие задания.

Задание. Жучков, которые ползут сверху вниз, раскрась в зелёный цвет, а те которые ползут снизу вверх, - в коричневый цвет.

hello_html_1f4b79bc.png

Задание. Нарисуй справа столько же квадратов, сколько нарисовано кругов.

hello_html_m50df44e0.png

hello_html_54c7fc4b.png


Задание. Раскрась в зелёный цвет там, где пересекается круг только с прямоугольником. В синий цвет – где круг пересекается только с треугольником. В жёлтый цвет – пересечение треугольника с прямоугольником. А там, где пересекается круг, прямоугольник и треугольник, - в красный цвет. Покажи, какое место ты раскрасил четыре раза? Почему?


Задание. Раскрась дом синим цветом, а забор – красным, если:

hello_html_m4fafbb3b.png


hello_html_11323658.png



а) дом впереди забора:б) дом сзади забора.



Для формирования представлений о последова­тельности натуральных чисел, способе ее образова­ния в концентре «Десяток»; о порядковых и количе­ственных натуральных числах; понятий «больше», «меньше», «столько же», закрепления умения уста­навливать взаимно - однозначное соответствие мож­но предложить следующие задания.

Зhello_html_52af2669.gifhello_html_52af2669.gifhello_html_52af2669.gifhello_html_52af2669.gifhello_html_52af2669.gifhello_html_52af2669.gifадание. Сравни множества. Ответь на вопрос: В каком ряду фигур больше, меньше, поровну.


А)

hello_html_796b80d9.gifhello_html_796b80d9.gifhello_html_m3ef944b9.gifhello_html_m3ef944b9.gifhello_html_m3ef944b9.gifhello_html_m3ef944b9.gif


hello_html_m50838454.gifhello_html_m50838454.gifhello_html_m50838454.gifhello_html_m50838454.gifhello_html_m50838454.gif

Бhello_html_m50838454.gifhello_html_m50838454.gifhello_html_m50838454.gifhello_html_m50838454.gifhello_html_m50838454.gif)

hello_html_abf95ab.gifhello_html_abf95ab.gifhello_html_abf95ab.gif

hello_html_m50838454.gifhello_html_m50838454.gifhello_html_m50838454.gif

Вhello_html_m50838454.gifhello_html_m50838454.gifhello_html_m50838454.gifhello_html_m50838454.gifhello_html_m50838454.gifhello_html_m50838454.gif)

hello_html_m76e291f.gifhello_html_m76e291f.gifhello_html_m76e291f.gifhello_html_m76e291f.gifhello_html_m76e291f.gif

hello_html_313a26f4.gifhello_html_313a26f4.gifhello_html_313a26f4.gifhello_html_313a26f4.gifhello_html_313a26f4.gif

Г)



Таким образом, развитие мелкой моторики рук у детей ЗПР происходит при выполнение специальных упражнений. Которые позволяют улучшить функционирование психических функций, отстающих в развитии детей, стимулирует их развитие, а так же за счет позитивного воздействия на внимание, работоспособность, повышает продуктивность деятельности детей на занятиях.

Литература.

1. Белая Е.А. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», М, 2013. – с.32-48.

2.Гладкая В. Младшие школьники с трудностями в обучении : научно – теоретическое основы методики проведения коррекционных занятий // коррекционно – развивающее образование № 3, 2013.- с. 3 – 10.

3.Лобанова Н.В. Развитие речевой деятельности дошкольников на основе пальчиковой гимнастики. – Орёл, 1994. – с.32-47.

4.Козлова Н.В. Взаимодействие с семьей в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста (из опыта работы). [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. - М., 2005-2006. - URL: <#"justify">12.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В.. - Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. - 192 с.

5.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь / В.В. Цвынтарный. – Спб: Лань, 1999. – 32с.

6.Филичева Т. Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М., 1989.—с.196-202.


Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития.
  • Другое
Описание:

ЗПР) связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У детей ЗПР уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения.

ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики.

ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование графомоторных навыков

Автор Глыбина Светлана Сергеевна
Дата добавления 28.01.2016
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 877
Номер материала MA-064206
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓