Тема
урока: Синтаксис и пунктуация простого и сложного предложения. Обобщающее повторение с
использованием текста Послания Президента Республики
Казахстан-Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 года
«Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые
интересы, единое будущее!».
Класс 11
Вид урока: повторение изученного
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Образовательные:
-систематизация
знаний, полученных по теме «Синтаксис и пунктуация»:
-повторение основных видов словосочетаний
-закрепление умения учащихся определять
структуру простого и сложного предложения, расставлять знаки препинания и
составлять схемы предложений
-совершенствование
умения работать с текстом.
Цели
развивающие:
Развитие
навыков критического мышления: умения анализировать языковой материал,
осмысливать прочитанное, излагать свою точку зрения, аргументировать
собственную позицию.
Цели
воспитательные:
Воспитание
патриотизма, формирование активной гражданской позиции: стремления воплотить в
жизнь общенациональную идею «Мәңгілік Ел»
Оборудование:
текст Послания Президента Республики Казахстан -Лидера нации Н.А. Назарбаева
народу Казахстана от 17 января 2014 «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые
интересы, единое будущее!», таблицы по теме повторения,
карточки с заданиями, запись песни «Сильные люди» (певица Юта)
Опережающее
задание: прочитать текст Послания Президента Республики Казахстан-Лидера нации
Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые
интересы, единое будущее!»
Индивидуальное
задание: выучить наизусть отрывок из книги Ермухамета.Ертысбаева «Казахстан
и Назарбаев: Логика перемен».
Эпиграф:
Эта Стратегия — для вас. Вам участвовать в её реализации и
пожинать плоды её успеха. Включайтесь в работу, каждый на своём рабочем
месте. Не будьте равнодушными. Создавайте судьбу страны!
Н.А.Назарбаев
Ход
урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой учащихся.
- Цель: Сегодня на уроке мы должны повторить
и обобщить изученный материал по одному из разделов русского языка, и
предложенное вам первое задание поможет назвать тему повторения
II. Стадия вызова.
1.Прочитайте эпиграф к уроку. Кто автор? О какой Стратегии
идет речь?
2. Подумайте, актуальны ли для вас, выпускников школы, эти
строки?
3 Как вы сейчас,
находясь на уроке, можете решать задачи, поставленные нашим
Президентом в Послании «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые
интересы, единое будущее!»?
4 Подумайте, как могут быть связаны на уроке русского языка
повторение синтаксиса и нынешнее Послание Президента?
4 С какой целью Президент ежегодно обращается к народу с
Посланием?
Учащиеся высказывают свое мнение.
5 .Произведите синтаксический разбор предложения, и
объясните его смысл?
Никакой ветер не будет попутным,
если страна не знает конечной цели и гавани прибытия — Н.А. Назарбаев о
Стратегии 2050
- СПП с придаточным условия. Придаточное предложение
стоит после главного и присоединяется при помощи союза.
Повторение
теоретических сведений по теме.
Прием « верно – неверно»
Внимательно
послушайте утверждения. Если согласны, поднимайте сигнальные карточки.
1) Синтаксис изучает строение и грамматическое
значение словосочетаний и предложений +
2) Словосочетание
состоит из двух и более самостоятельных слов, связанных
по смыслу и грамматически, и служит
для более точного названия предметов. +
3) Подлежащее и сказуемое являются
словосочетанием –
4) Простое предложение имеет одну грамматическую
основу +
5) Сложное предложение также
состоит из одной грамматической основы –
6) Простое предложение может
быть осложнено
-
однородными, обособленными и уточняющими членами +
-обращениями и
междометиями, вводными словами и предложениями, вставными конструкциями +
7) Сложные
предложения бывают союзными и бессоюзными +
8)Части БС
предложений соединяются запятыми -
9) СПП состоят из главной и придаточной части. +
10) Пунктуация
изучает правила постановки знаков препинания +
11)Части СПП соединяются при помощи запятых (союзов и
союзных слов) -
12)Выделяют СПП с придаточными определительными,
изъяснительными, обстоятельственными. +
Вывод учащихся о теме урока – «Повторение синтаксиса и
пунктуации»
Фиксированное
восприятие отрывка из книги Ермухамета Ертысбаева
«КАЗАХСТАН И
НАЗАРБАЕВ: ЛОГИКА ПЕРЕМЕН»
Задание
классу: запишите наиболее запомнившиеся из услышанного текста определения,
словосочетания, предложения, раскрывающие личностные качества Президента
Ученик читает наизусть « …Три года я работал
советником, и все мои друзья, знакомые, журналисты, иностранцы и многие другие
часто спрашивали: "Расскажи, какой он?". Я отвечаю:
"Разный". Действительно, он разный. Я видел его веселым и грустным,
в приподнятом и угнетенном настроении, меланхоличным и оживленным,
спокойно-рассудительным и гневным, даже злым. Обычно, когда заходишь в его
кабинет, он встает, идет навстречу и здоровается за руку. Так со всеми. На
протяжении многих лет он принял десятки тысяч посетителей и пожал бесчисленное
количество рук.
…Действительно,
он - разный. В горячей ситуации он холодный и расчетливый, и, наоборот,
импульсивный и эмоциональный в спокойной политической обстановке. Он плохой актер
и никогда не может скрыть свои чувства. Если он любит и уважает
человека, то трудно найти более, преданного и надежного товарища, чем
Назарбаев. Если презирает, то на его лице появляется такая гримаса отвращения,
которую невозможно скрыть.
Жесткий и высокомерный с политическими оппонентами, он становится необычайно
добрым, искренне сопереживая простым людям.
Если он находится в веселом расположении духа, то
это настроение моментально переходит к собеседнику, и нет более веселой
компании, в которой верховодит Нурсултан (так было всегда: и в детстве, и в
юности, и в зрелые годы). Казалось бы, ему как политику надо овладеть всеми
дипломатическими хитростями и другими изощренными методами магического
воздействия на людей, но он предпочитает
быть самим собой.»
Работают на
фоне тихо звучащей песни «Сильные люди»( певица Юта) Целевая установка:
эмоциональный настрой учащихся
Учащиеся делятся
записанными мыслями и коллективно составляют ассоциативный ряд со словом
«Президент»
III.
Стадия осмысления
Цели: поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление
Работа над текстом
Послания «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые
интересы, единое будущее!»
Задания к тексту:
1) Объясните, как вы понимаете смысл названия Послания.
2) .Выпишите из Послания словосочетания и
заполните таблицу, найдите в словарях значение трудных слов
Согласование
|
Управление
|
Примыкание
|
Толерантный
народ,
новые кризисы
великое творение
конкретные стратегии
|
страны мира
составляют
фундамент
|
изменяться
стремительно эффективно трудиться
и т.д.
|
.2 Выпишите из текста Послания простые предложения
предложения, произведите синтаксический разбор. Объясните смысл записанного.
(Были выписаны)
1)
Наш путь в
будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала
казахстанцев
2)
Первый
интеллектуально-инновационный кластер уже успешно работает в Астане на базе
Назарбаев Университета
3)
Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский
языки.
4)
Нельзя допускать никаких скачков,
необдуманных экспериментов и авантюр в экономике, политике и социальной жизни
5)
Транспортная инфраструктура - это
кровеносная система нашей индустриальной экономики и общества
1.Работа в парах
Найдите в тексте
Послания ответы на эти вопросы, в СПП определите вид придаточных, составьте их
схемы.
1)С какой целью
принята Казахстаном Стратегия-2050?
- Мы приняли Стратегию-2050, чтобы казахстанцы крепко держали в
своих руках штурвал будущего страны.
2)На сколько
пятилеток делятся оставшиеся до 2050
годы?
-Итак, оставшиеся до 2050 годы делятся на семь пятилеток,
каждая из которых решает вопрос достижения единой цели — войти в число 30
развитых стран.
3)Что должно стать результатом обучения в школе?
-
Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического
мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации
4)В каком году будет завершена стройка железной дороги
«Жезказган-Шалкар-Бейнеу»?
-Эта грандиозная стройка будет завершена в 2015 году
5)Продолжите фразу Н.А. Назарбаева: «Каждый должен понимать
и знать, что в рыночных условиях не надо ждать………………..» (манны небесной, а
эффективно трудиться )
Работа в
группах
1
Проанализируйте подобранный дома отрывок из Послания
Почему
данное высказывание можно назвать текстом?
(
Можно, потому что предложения
между собой связаны по
смыслу и грамматически, высказывание композиционно завершено).
—Какова
тема данного высказывания?
.—Определите
главную мысль высказывания?
Выпишите
и разберите простые осложненные и сложные предложения. Составьте схемы.
2 Вывод о видах предложений, использованных в
Послании
3 Прием -ассоциация ( работа в
группах )
Составление кластера со словом
«Послание»:
План действий, «Мәңгілік Ел»,
конкретная программа, «окно возможностей», стратегия будущего, «безбарьерная
зона», единая цель и т.д.
Рефлексия:
Проблемные вопросы.
Прочитайте еще раз эпиграф к уроку.
С какой целью, обращаясь к молодежи, Президент использует
побудительные по цели высказывания и восклицательные по эмоциональной окраске
простые предложения? И почему , как вы думаете, именно эти строки из Послания
были взяты эпиграфом к сегодняшнему уроку.? Письменно изложите свое мнение
Обмен мнениями.
Составление синквейна со словом «молодежь».
Что каждый из Вас приобрел для себя, участвуя в уроке?
Какие мысли и чувства пробудила работа с Посланием?
Вам, будущим выпускникам, захотелось что – то изменить в
себе?
Домашнее задание: письменно ответьте на вопрос: «На каких
принципах должна строить свое будущее молодежь?»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.