Главная / Русский язык и литература / Синтаксис и пунктуация простого и сложного предложения.

Синтаксис и пунктуация простого и сложного предложения.


Тема урока: Синтаксис и пунктуация простого и сложного предложения. Обобщающее повторение с использованием текста Послания Президента Республики Казахстан-Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее!».

Класс 11

Вид урока: повторение изученного

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

-систематизация знаний, полученных по теме «Синтаксис и пунктуация»:

-повторение основных видов словосочетаний

-закрепление умения учащихся определять структуру простого и сложного предложения, расставлять знаки препинания и составлять схемы предложений

-совершенствование умения работать с текстом.

Цели развивающие:

Развитие навыков критического мышления: умения анализировать языковой материал, осмысливать прочитанное, излагать свою точку зрения, аргументировать собственную позицию.

Цели воспитательные:

Воспитание патриотизма, формирование активной гражданской позиции: стремления воплотить в жизнь общенациональную идею «Мәңгілік Ел»

Оборудование: текст Послания Президента Республики Казахстан -Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее!», таблицы по теме повторения, карточки с заданиями, запись песни «Сильные люди» (певица Юта)

Опережающее задание: прочитать текст Послания Президента Республики Казахстан-Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 года  «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее!»


Индивидуальное задание: выучить наизусть отрывок из книги Ермухамета.Ертысбаева «Казахстан и Назарбаев: Логика перемен».

Эпиграф:

Эта Стратегия — для вас. Вам участвовать в её реализации и пожинать плоды её успеха. Включайтесь в работу, каждый на своём рабочем месте. Не будьте равнодушными. Создавайте судьбу страны! Н.А.Назарбаев

Ход урока

IОрганизационный момент.

Психологический настрой учащихся.

Цель: Сегодня на уроке мы должны повторить и обобщить изученный материал по одному из разделов русского языка, и предложенное вам первое задание поможет назвать тему повторения

II. Стадия вызова.

1.Прочитайте эпиграф к уроку. Кто автор? О какой Стратегии идет речь?

2. Подумайте, актуальны ли для вас, выпускников школы, эти строки?

3 Как вы сейчас, находясь на уроке, можете решать задачи, поставленные нашим Президентом в Послании «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее!»?

4 Подумайте, как могут быть связаны на уроке русского языка повторение синтаксиса и нынешнее Послание Президента?


4 С какой целью Президент ежегодно обращается к народу с Посланием?

Учащиеся высказывают свое мнение.

5 .Произведите синтаксический разбор предложения, и объясните его смысл?

Никакой ветер не будет попутным, если страна не знает конечной цели и гавани прибытия — Н.А. Назарбаев о Стратегии 2050

- СПП с придаточным условия. Придаточное предложение стоит после главного и присоединяется при помощи союза.


Повторение теоретических сведений по теме.

Прием « верно – неверно»

Внимательно послушайте утверждения. Если согласны, поднимайте сигнальные карточки.

1) Синтаксис изучает строение и грамматическое значение словосочетаний и предложений +


2) Словосочетание состоит из двух и более самостоятельных слов, связанных

по смыслу и грамматически, и служит для более точ­ного названия предметов. +


3) Подлежащее и сказуемое являются словосочетанием –

4) Простое предложение имеет одну грамматическую основу +

5) Сложное предложение также состоит из одной грамматической основы –

6) Простое предложение может быть осложнено

- однородными, обособленными и уточняющими членами +

-обращениями и междометиями, вводными словами и предложениями, вставными конструкциями +

7) Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными +

8)Части БС предложений соединяются запятыми -

9) СПП состоят из главной и придаточной части.  +

10) Пунктуация изучает правила постановки знаков препинания +

11)Части СПП соединяются при помощи запятых (союзов и союзных слов)   -

 12)Выделяют СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными.  +

Вывод учащихся о теме урока – «Повторение синтаксиса и пунктуации»

Фиксированное восприятие отрывка из книги Ермухамета Ертысбаева

«КАЗАХСТАН И НАЗАРБАЕВ: ЛОГИКА ПЕРЕМЕН»

Задание классу: запишите наиболее запомнившиеся из услышанного текста определения, словосочетания, предложения, раскрывающие личностные качества Президента


Ученик читает наизусть « …Три года я работал советником, и все мои друзья, знако­мые, журналисты, иностранцы и многие другие часто спра­шивали: "Расскажи, какой он?". Я отвечаю: "Разный". Дей­ствительно, он разный. Я видел его веселым и грустным, в приподнятом и угнетенном настроении, меланхоличным и оживленным, спокойно-рассудительным и гневным, даже злым. Обычно, когда заходишь в его кабинет, он встает, идет на­встречу и здоровается за руку. Так со всеми. На протяжении многих лет он принял десятки тысяч посетителей и пожал бесчисленное количество рук.

…Действительно, он - разный. В горячей ситуации он хо­лодный и расчетливый, и, наоборот, импульсивный и эмоцио­нальный в спокойной политической обстановке. Он плохой ак­тер и никогда не может скрыть свои чувства. Если он любит и уважает человека, то трудно найти более, преданного и надежного товарища, чем Назарбаев. Если презирает, то на его лице появляется такая гримаса отвращения, которую не­возможно скрыть.

Жесткий и высокомерный с политически­ми оппонентами, он становится необычайно добрым, искрен­не сопереживая простым людям.

Если он находится в веселом расположении духа, то это настроение моментально переходит к собеседнику, и нет бо­лее веселой компании, в которой верховодит Нурсултан (так было всегда: и в детстве, и в юности, и в зрелые годы). Казалось бы, ему как политику надо овладеть всеми дипло­матическими хитростями и другими изощренными метода­ми магического воздействия на людей, но он предпочитает

быть самим собой.»

Работают на фоне тихо звучащей песни «Сильные люди»( певица Юта) Целевая установка: эмоциональный настрой учащихся


Учащиеся делятся записанными мыслями и коллективно составляют ассоциативный ряд со словом «Президент»



III. Стадия осмысления

Цели: поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление

Работа над текстом Послания «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее!»

Задания к тексту:

1) Объясните, как вы понимаете смысл названия Послания.

2) .Выпишите из Послания словосочетания и заполните таблицу, найдите в словарях значение трудных слов


Согласование

Управление

Примыкание

Толерантный народ,

новые кризисы

великое творение конкретные стратегии

страны мира

составляют фундамент

изменяться стремительно эффективно трудиться

и т.д.




.2 Выпишите из текста Послания простые предложения предложения, произведите синтаксический разбор. Объясните смысл записанного. (Были выписаны)

  1. Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев

  2. Первый интеллектуально-инновационный кластер уже успешно работает в Астане на базе Назарбаев Университета

  3.  Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки.

  4. Нельзя допускать никаких скачков, необдуманных экспериментов и авантюр в экономике, политике и социальной жизни

  5. Транспортная инфраструктура - это кровеносная система нашей индустриальной экономики и общества


1.Работа в парах


Найдите в тексте Послания ответы на эти вопросы, в СПП определите вид придаточных, составьте их схемы.

1)С какой целью принята Казахстаном Стратегия-2050?

- Мы приняли Стратегию-2050, чтобы казахстанцы крепко держали в своих руках штурвал будущего страны.

2)На сколько пятилеток делятся оставшиеся до 2050 годы?

-Итак, оставшиеся до 2050 годы делятся на семь пятилеток, каждая из которых решает вопрос достижения единой цели — войти в число 30 развитых стран.

3)Что должно стать результатом обучения в школе?

- Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации

4)В каком году будет завершена стройка железной дороги «Жезказган-Шалкар-Бейнеу»?

-Эта грандиозная стройка будет завершена в 2015 году

5)Продолжите фразу Н.А. Назарбаева: «Каждый должен понимать и знать, что в рыночных условиях не надо ждать………………..» (манны небесной, а эффективно трудиться )

Работа в группах

1 Проанализируйте подобранный дома отрывок из Послания

Почему данное высказывание можно назвать текстом?

(   Можно,   потому   что   предложения   между   собой   связаны   по   смыслу   и грамматически, высказывание композиционно завершено).

—Какова тема данного высказывания?

.—Определите главную мысль высказывания?

Выпишите и разберите простые осложненные и сложные предложения. Составьте схемы.

2 Вывод о видах предложений, использованных в Послании

3 Прием -ассоциация ( работа в группах )

Составление кластера со словом «Послание»:

План действий, «Мәңгілік Ел», конкретная программа, «окно возможностей», стратегия будущего, «безбарьерная зона», единая цель и т.д.

Рефлексия:

Проблемные вопросы.

Прочитайте еще раз эпиграф к уроку.

С какой целью, обращаясь к молодежи, Президент использует побудительные по цели высказывания и восклицательные по эмоциональной окраске простые предложения? И почему , как вы думаете, именно эти строки из Послания были взяты эпиграфом к сегодняшнему уроку.? Письменно изложите свое мнение

Обмен мнениями.

Составление синквейна со словом «молодежь».

Что каждый из Вас приобрел для себя, участвуя в уроке?

Какие мысли и чувства пробудила работа с Посланием?

Вам, будущим выпускникам, захотелось что – то изменить в себе?

Домашнее задание: письменно ответьте на вопрос: «На каких принципах должна строить свое будущее молодежь?»






























Синтаксис и пунктуация простого и сложного предложения.
  • Русский язык и литература
Описание:

Синтаксис и пунктуация простого и сложного предложения. 

Обобщающее повторение с использованием  текста Послания Президента Республики Казахстан-Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее!».

Урок построен по требованиям технологии критического мышления. Учащиеся сами формулируют тему, задумываются над возможностью соединения работы над темой "Синтаксис" и текстом Послания Президента. На всех этапах урока предлагаются задания на активизацию мыслительной деятельности. Работа с Посланием Президента направлена на формирование духовно-нравственных и патриотических чувств выпускников. Используются прием "Верно-неверно", проблемные вопросы, составление кластера, синквейн

Автор Бушина Людмила Николаевна
Дата добавления 14.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 1245
Номер материала 54004
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓