Главная / Русский язык и литература / Синтаксическая синонимия простых и сложноподчиненных предложений как средство создания выразительной речи

Синтаксическая синонимия простых и сложноподчиненных предложений как средство создания выразительной речи

Синтаксическая синонимия простых и сложноподчиненных предложений как средство создания выразительной речи


Урок русского языка в 11 классе


Цель урока:

Через осознанное, творческое восприятие текста исследовать синтаксические конструкции простых и сложноподчиненных предложений для совершенствования коммуникативной компетенции школьников.


Для достижения поставленной цели определены следующие задачи урока:


  1. Сравнить синтаксические конструкции в двух текстах, выявить их роль для выражения позиции автора.

  2. Создать собственный текст на основе личностного восприятия проблемы с учетом отбора синтаксических средств языка.


Тип урока : совершенствование практических умений и навыков учащихся.

Форма урока: практикум на основе модели ТРКМ.

Формы работы с учащимися:

- беседа на основе проблемных вопросов;

- сравнительный анализ языкового материала текста;

- составление таблицы;

- самостоятельная творческая работа.

Прогнозируемый результат:

В ходе урока учащиеся на новом теоретическом уровне усваивают понятие «синтаксическая синонимия простых и сложноподчиненных предложений», понимают роль данных конструкций в публицистическом тексте и применяют их в своей речи с учетом содержания высказывания, ситуации, жанра и сферы речевого общения.



Ход урока.


Стадия вызова.

Урок начинается с выразительного чтения текстов (см. материалы к уроку). Учащимся предлагается сравнить их, в случае необходимости можно обратиться к алгоритму сравнения:

1.Одинаковы ли темы текста?

2. Сформулируйте основную мысль каждого текста.

3. Есть ли различия в восприятии текстов? Какой из них ярче передает переживания автора?

4. Каковы способы выражения авторской позиции?

В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что тексты схожи по смысловому содержанию (Тема: Роль малой родины в жизни человека. Основная мысль: Ничто не способно заменить малую родину, вошедшую в подсознание и душу человека.) Различаются тексты эмоциональной окраской. Переживания автора (драматизм душевного состояния) ярче передаются в первом тексте. Различный эмоциональный характер текстам придают разные синтаксические конструкции.

Звучит вопрос учителя: «Как называются единицы речи, имеющие одинаковое смысловое содержание, но различающиеся оттенками значения?» Так в ходе обсуждения учитель подводит учащихся к теме урока, записывается её приблизительная (первоначальная) формулировка (причем тему урока ученик может записать по- своему, сохранив ключевые слова), называются цели урока, звучит эпиграф.


Второй этап стадии вызова.

Учитель предлагает детям вспомнить всё, что они знают о синтаксических синонимах, и написать небольшой научный текст по алгоритму: общее понятие; различия; роль в языке и речи.

Сначала каждый учащийся работает самостоятельно, отмечая для себя сложные моменты, далее организуется работа в парах с целью уточнения неясной информации, затем проводится коллективное обсуждение. Таким образом, у каждого в тетради появляется первичный материал, с которым дальше предстоит работать. Данный этап – самостоятельное определение первичного уровня собственных знаний. Позже на доске проецируется текст для самопроверки теоретических знаний (см. материалы к уроку), учащиеся имеют возможность корректировать свои записи.


Стадия осмысления

(непосредственное восприятие новой информации).


Отталкиваясь от теоретического обобщения возможностей синтаксической синонимии, учитель подводит учащихся к новому этапу урока: им предлагается, сравнивая 2 текста, назвать синонимичные синтаксические конструкции каждого из них и определить их роль для выражения замысла автора.

В процессе коллективной работы учащиеся составляют таблицу (см. материалы к уроку). После её заполнения учитель вновь обращает внимание учащихся на эпиграф , тем самым возвращая их к ключевому вопросу урока: «Какие синтаксические конструкции помогли автору первого текста более убедительно донести до читателя свои переживания о роли малой родины в жизни человека?» Корректируется формулировка темы урока. (Если сначала учащиеся записали её широко, например, «Синтаксическая синонимия, или синтаксическая синонимия простых и сложных предложений, как средство создания выразительной речи», то на данном этапе идет сужение темы, ее конкретизация: «Синтаксическая синонимия простых и сложноподчиненных предложений как средство создания выразительной речи».)



Первый этап рефлексии.


Учащимся предлагается написать свои размышления, опираясь на материал таблицы, о возможностях синтаксической синонимии простых и сложноподчиненных предложений для выражения авторской позиции ( самостоятельная письменная работа). По скончании работы несколько развернутых ответов звучат вслух (см. материалы к уроку – один из возможных вариантов).

Учитель заостряет внимание учащихся на обостренном чувстве автора первого текста к малой родине и знакомит их с мурманским поэтом и публицистом Владимиром Смирновым (см. материалы к уроку).


Вторая стадия рефлексии.

Звучит продолжение текста В. Смирнова (псевдоним В.Семенов; см материалы к уроку).

«Человек есть то, что он любит. Потому он и любит, что он часть того»,- так заканчивает свое размышление о роли малой родины в жизни каждого человека В. Смирнов, -говорит учитель детям,- «Я землю эту люблю»,- мог бы сказать он о городе Мурманске, где прошла почти вся его жизнь. А что значит малая родина для вас? Предлагаю вам поразмышлять об этом дома».

В завершение урока комментируется домашнее задание :

1. Напишите сочинение- размышление на тему «Я землю эту люблю», стараясь оптимально использовать синтаксические конструкции, помогающие выразить ваши чувства.

2.Подготовьте развернутый ответ на тему « Синтаксическая синонимия простых и сложноподчиненных предложений как средство выражения позиции автора»: а) с опорой на материал урока; или б) дополняя материал урока своими примерами синтаксической синонимии (повышенный уровень сложности).

























Материалы к уроку.

1. Тексты для сравнительного анализа (стадия вызова).

Текст №1

1.Осенью 90-го года купил я деревенский дом в поселке Старая Торопа в Тверской губернии. 2.Купил не столько из-за тяги к земле, сколько пытаясь спасти наши скромные семейные сбережения от все более нескромных государственных притязаний.

3.Вскоре затея эта показалась мне напрасной. 4.Чтобы разумно пользовать землю, надо на ней жить. 5.А главное – так и не возникло во мне ощущение родственной, сокровенной причастности к этим местам.

6.Вроде бы красиво, полезно, целительно: сосновый бор окрест, чистая речка Торопа неподалеку.7. Грибы, ягоды, орешники обильные.8. Но сердцу все равно не прикажешь.

9.Детство мое прошло не здесь, а ведь именно детские впечатления от местных таинств природы формирует сознание и подсознание, где свивает гнездо та самая всепобеждающая влюбленность и тяга к родным местам – чувство малой родины.

Владимир Семенов,

отрывок из статьи «Человек есть то , что он любит»

Текст №2

1.Я купил деревенский дом в поселке Старая Торопа Тверской губернии осенью 90-го года, потому что хотел спасти наши скромные семейные сбережения от все более нескромных государственных притязаний.

2.Но вскоре эта затея показалась мне напрасной, ибо разумно пользовать землю можно, лишь живя на ней. 3. Главной причиной подобных ощущений стало то, что чувства причастности к этим местам у меня не возникло.

4.Места вокруг красивые, полезные, даже целительные, потому как сосновый бор неподалеку расположен, течет чистая речка Торопа, много в лесу грибов, ягод, орешника.

5.Но сердцу все равно не прикажешь: детство мое прошло не здесь. 6.А всепобеждающая влюбленность к родным местам, которую мы называем чувством малой родины, формируется в сознании и подсознании под воздействием детских впечатлений от местных таинств природы.

(трансформированный текст)

2. Текст, предлагаемый для самопроверки теоретических знаний (стадия вызова).

Синтаксические синонимы – это синтаксические единицы, имеющие разную структуру, но одинаковое смысловое содержание. Различаются оттенками значения и являются выразительным средством языка. Синтаксическая синонимия позволяет использовать синтаксические конструкции, адекватные содержанию высказывания, ситуации, жанру, сфере речевого общения.

(Н.М.Шанский «Стилистика русского языка»)

3.Эпиграф к уроку.

Синтаксис является необходимой организующей частью структуры текста. В нем писательский почерк отражается наиболее непосредственно и зримо.

профессор Иванчикова

4.Краткая справка о лингвистах, занимающихся синтаксической синонимией

(стадия вызова)

Вопросы синтаксической синонимии широко освещаются в современной лингвистике. Наиболее подробно этот материал изложен в книге В.П. Сухотина «Синтаксическая синонимия в современном русском литературном языке». Возможности синтаксической синонимии для создания выразительности речи рассматриваются в трудах Н.М.Шанского («Стилистика русского языка») и Д.Э.Розенталя («Практическая стилистика»).

5.Таблица (заполняется на уроке самостоятельно, в группах или коллективно).

(смысловая стадия)


« Типы синтаксической синонимии и ее возможности для создания выразительности речи».

( сравнительный анализ синтаксических конструкций текстов №1 и №2)


Синтаксические конструкции текста №1

Роль в тексте

Синтаксические конструкции текста №2

Роль в тексте

1.Простое предложение с обратным порядком слов.

2.Простое предложение с деепричастным оборотом.

Подчеркивается непринужденность высказывания, выражается непосредственное отношение автора к теме (некоторая ирония)

1.Сложноподчиненное предложение с придаточным причины.

Стилистически нейтрально, раскрывается причинно- следственная связь.

3.Простое предложение.

4.Сложноподчиненное с придаточным цели.

Передается драматизм состояния автора, через выразительность речи.

2.Сложноподчиненное с придаточным причины.

Соответствует книжной речи, дается развернутая информация

5.Бессоюзное сложное.

Предложение подчеркивает выстраданность мысли, душевную боль автора

3.Сложноподчиненное.

Соответствует книжной речи, подчеркивает логичность мысли.

6.Бессоюзное сложное, части которого – односоставные предложения.

7.Бессоюзное сложное, части которого – назывные предложения.


Статичное описание, помогающее читателю «увидеть описываемую картину», раскрывается

Естественность, интимность патриотического чувства автора.

4.Сложноподчиненное с несколькими придаточными ( части – двусоставные предложения.

Нейтральное описание: из нескольких картин создается полное представление об описываемом

8.Простое неопределенно-личное.

9.Сложное с сочинительной и подчинительной связью.

Передается взволнованность автора в печальной констатации факта, в осознании того ,что, разорвав связь с малой родиной, человек чувствует себя опустошенным.

5.Бессоюзное сложное.

6.Сложноподчиненное с придаточным определительным.

Подчеркивается причинно-следственная связь.

Подробное толкование понятия.






6. Примерный текст - ответ на вопрос: Как синтаксическая синонимия помогает выразительности речи? (первый этап стадии рефлексии).


Предложение - основная синтаксическая единица языка, выражающая мысль.

Но ведь человек не только мыслит. Его слово- сплав пережитого, а значит - понятого, прочувствованного, ставшего частью души и сердца.

Слово- монолог - мостик от сердца к сердцу, к тому взаимопониманию, что основано на сочувствии, делающем нас людьми.

Автор поделился с нами своим открытием: «Человек есть то, что он любит.»

Полное внутреннего драматизма его размышление кажется на первый взгляд непритязательным. Легкость восприятия авторской мысли достигается использованием простых и бессоюзных сложных предложений. Безличность грамматической основы, инверсия, бессоюзие подчеркивают выстраданность мысли, душевную боль автора.

Так можно говорить только о самом дорогом. Для повествователя это малая родина. Ничто не способно заменить её, вошедшую в подсознание и тревожащую душу в попытках человека найти приют на этой земле.

Попытка сохранить тончайшие оттенки этих переживаний, заменив бессоюзные и простые предложения на сложноподчиненные, не удалась. Логика и четкость мысли засушила естественность и сокровенность признания писателя.



7. Краткая биографическая справка об авторе текст (на этапе рефлексии).

Владимир Петрович Смирнов (Семенов). Родился в 1939 году в Новгородской области. С 1966 года живет и работает в Мурманске. Окончил Ленинградский политехнический институт и Высшие литературные курсы Союза писателей СССР. Автор 6 поэтических сборников, выходивших под разными псевдонимами в Мурманске и в Москве (основной псевдоним – Семенов): «Пороги» - 1968г., «Ау-у!»- 1974г., «Отражение»-1975г., «Контуры»- 1981г., «Давай взойдем на холм» -1987г., «Вместо сладкого созвучья» - 1989г. Член Союза российских писателей. Публицист, последние годы занимается культурологией.

Предлагаемые тексты взяты из статьи «Человек есть то, что он любит», опубликованной в альманахе «Мурманский берег».




8. Продолжение текста №1 (подготовка ко второй стадии рефлексии).

Я пишу эту статью в своей мурманской квартире. Смотрю иногда в окно. Вижу те же хрущовки и брежневки. Вижу и то, что меня чарует и примиряет с Мурманском уже 30 лет: спокойные лица окрестных холмов. Они создают основную архитектонику нашего города, великодушно скрадывают неказистость человеческих построек. В любой точке города мы можем положиться на эту неусыпную поддержку природы. По-моему, именно она определила симпатичный облик мурманчан. Открытость города, пронизанного вечной благосклонностью природы, сказалась и на психологии горожан. Считаю, что мне повезло. Я полюбил этот край, он мне заменил малую родину. Здесь родились и мои дети, тоже не безразличные к мурманским просторам. Нам повезло. «Человек есть то, что он любит. Потому он и любит, что он часть того».

Владимир Смирнов (Семенов),

отрывок из статьи «Человек есть то, что он любит»




Список литературы.


  1. Семенов В. Человек есть то, что он любит.// Мурманский берег,№5,1999.

  2. Власенков А.И.Программа: русский язык. 10-11 класс. М.1998.

  3. Воителева Т.В. Работа над синтаксическими синонимами. // Русский язык в школе..№3, 2004.

  4. Коренева Л.А. Подходы к обучению русскому языку в старших классах. Лекция.

  5. Коренева Л.А. Особенности русского языка в старших классах. Лекция.

  6. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Часть 3. Приложение «Русский язык» // Первое сентября..№16, 2003 г.

  7. Шанский Н.М. Стилистика русского языка. М. 1982.


Синтаксическая синонимия простых и сложноподчиненных предложений как средство создания выразительной речи
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок посвящен экспрессивным возможностям русского синтаксиса. При подготовке учитывались требования государственной программы автора А.И.Власенкова, основные подходы к преподаванию русского языка в старших классах: когнитивно-коммуникативный и деятельностный. На уроке осуществляется реализация текстоориентированного принципа обучения русскому языку на основе нового подхода, технологии РКМ, предполагающей формирование и развитие речемыслительных умений учащихся: сравнения и выбора конкретных синтаксических единиц с целью создания текста с четко выраженной личностной позицией.

В 11 классе данный урок проводится после повторения  и систематизации знаний о сложном предложении, включен в тему «Синонимия простых и сложных предложений» (программа Власенкова А.И.).

Вопрос синонимии простых и сложных синтаксических конструкций рассматривается в основной  школе при изучении простых и сложных предложений. На данном уроке знания школьников углубляются с целью совершенствования речевой  и мыслительной деятельности. Таким образом, очевидна актуальность темы. На примере синонимии простых и сложноподчиненных предложений полученные умения способствуют более точному выражению мысли, познанию системного характера языковых единиц, возможности их взаимозаменяемости как непременного условия использования синтаксических средств речи.

 

       Дидактический материал, предлагаемый на уроке (фрагмент из статьи мурманского поэта, публициста В.Смирнова), призван воспитывать у школьников  чувство любви  к малой родине, способствовать формированию уважительного отношения к русскому языку как национальному достоянию. 

Автор Бекурина Галина Валентиновна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1348
Номер материала 30669
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓