Главная / Начальные классы / Синонимы, их роль в речи (закрепление)

Синонимы, их роль в речи (закрепление)

Русский язык 3 класс


Тема: Синонимы, их роль в речи (закрепление)

Задача урока: использование синонимов в русской речи

Цели урока:

  1. Закреплять понятие о словах-синонимах.

  2. Учить подбирать синонимы к словам, обогащать речь детей.

  3. Развивать познавательные способности учащихся, память, внимание, орфографическую зоркость.

  4. Воспитывать аккуратность, интерес к изучаемой теме, чувство гордости к русскому языку.

Вид урока: урок-путешествие

Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый,

проблемный, репродуктивный, игра

Оборудование: таблица «Чистописание», корабль, скат, киты, дельфины,

осьминог, указатель, слова-стрелки, замок «Синонимы».

Ход урока

1 Организационный момент. Психологический настрой.

-Дети! Нам всем приятно, когда рядом с нами человек с хорошим настроением. Всем вкруг становится тепло и радостно. Давайте все будем поддерживать доброе и хорошее настроение каждую минуту, каждый час, каждый день. А теперь протянем руки навстречу солнцу и скажем дружно вместе.

Я улыбаюсь миру,

Мир улыбается мне

Я желаю всем людям планеты

Хорошего настроения

II. Актуализация опорных знаний

Сегодня на уроке мы совершим экскурсию на остров «Лексика». Как в любом путешествии, у нас будут остановки с необычными заданиями. Как вы думаете, что вам для этого понадобиться? Чему вы должны сегодня научиться?

III. Постановка учебной задачи.

- Узнать тему нашего урока поможет это задание: замените предложение
одним словом.

1. Буквы, стоящие в определенном порядке. {Алфавит или азбука)
Что общего у этих слов? {значение одно)

Чем они различаются? {написанием)

  1. Предмет, при помощи которого измеряют температуру, {градусник или термометр).

  2. Человек, который ездит на лошади, {всадник или наездник) Что общего у этих слов? {значение одно)

Чем они различаются? (написанием)

Итог: Как называются в русском языке слова, которые близки по значению,

но по разному называют одно и то же?

Слова, близкие по значению- синонимы.

- Слова - синонимы приглашают нас в гости. Но путь до них далек.
Поплывем мы с вами на корабле «дружба». Подводный мир океанов богат


животным и растительным миром. На пути будет встречаться обитатели океана, которые приготовили для вас задания. Как вы думаете справимся? Не боитесь отправиться в морское путешествии? Итак в путь! Запись числа в тетради.

IV. Работа над каллиграфией. (Пальчиковая гимнастика.)

- Ребята, нас не выпускают из порта.
Нам необходимо выполнить задание

Ев ел ен ем

- Итак в путь

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах

Мимо берега крутого

Мимо острова большого....

V. Словарная работа

- Ребята, посмотрите за борт корабля. Кого вы видите? (дельфинов). Они
просят о помощи.

Игра « Распутай слова»

Вот так горе! Вот беда!

Как запутались слова!

Все они из трех слогов

Кто помочь словам готов?
Со бе кор /ба ре зи/ как за на
(собака, береза, корзина)
Ко ли мо /ро си ло/ ва ца ко
(корова лисица, молоко) Запись слов.

VI. Повторение пройденного.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах...

- Но дорогу нам преградили киты. Они нас пропустят, если мы ответим на
их вопросы.

  1. Что такое лексическое значение слова?

  2. Сколько значений имеет слово?

  3. Какие слова называют однозначными?

  4. Какое значение у слов называется прямым?

  5. А какое значение называется переносным?

VII. Работа по теме урока.

- Киты нас пропускают и мы плывем дальше.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах...



-Ребята, посмотрите, что за рыба направляется к нам {скат)

- А что у нее написано на спине? {синонимы))

Составить кластер «Синонимы»

Слова
Служат для
точности речи ► СИНОНИМЫ -близнецы


одинаковое

значение

Физминутка. К нам подплывает медуза и приглашает на разминку. Разминка «мальчики и девочки»

  1. Кто должен говорить комплименты девочкам?

  2. Кто должен охранять Родину?

  3. Кто должен носить ботинки?

  4. Кто должен уступить место старшим?

  5. Кто должен уступать место старшим?

  6. Кто должен шить и вышивать?

  7. Кто должен уметь чинить кран?

  8. Кто должен заботиться о родителях?

  9. Кто любит играть в футбол?

  10. .Кто любит играть с Барби?

  11. 11.Кто любит мороженое?

  12. 12.Кто должен защищать девочек? 13.Кто может носить заколки и банты? 14.Кто может кататься на роликах?

-Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет Он бежит себе в волнах На раздутых парусах...

  • Вот на горизонте показался остров, мы подплываем. Но причалить нашему кораблю не дает осьминог. Он просит выполнить следующее задание. Работа с учебником стр. 140 упр.372 (устно)

  • Осьминог остался очень доволен вашим ответом.

  • Мы высаживаемся на сушу. А перед нами указатель, чтобы мы с тропинки не свернули. Чтобы понять куда нужно идти, выполните следующее задание. Выберите близкие по смыслу слова (по карточкам)

Указатель нам показывает дорогу

-И вот мы у ворот замка. Нас здесь встречают синонимы. Хотите с ними

ближе познакомиться?

Определение значений синонимов. (Письмо под диктовку) По рядам по

карточкам №1)

Карточка №1.

Полный, крохотный, веселый, немаленький, смешной, небольшой, громадный, толстый

  1. ряд.: подчеркните синонимы к слову «полный»

  2. ряд: подчеркните синонимы к слову «маленький»

- Соедините стрелкой слово и его значение.
Карточка №2

1ряд:

Толстый наполненный до пределов

Пухлый большой в объеме, в обхвате

Полный округлый и мягкий несколько

2 ряд

Небольшой совсем крошечный

Маленький ограниченный в размерах

Крохотный незначительный по размерам

-Вот мы и познакомились поближе с синонимами. И они приглашаютвас на

чаепитие.

VIII. Итог урока

Рефлексия

  • Понравилось вам путешествие?

  • Что удивило?

  • Что запомнилось?

  • Что мы повторили на уроке?

IX. Оценивание

- А теперь оцените свою работу и работу своих товарищей.
Х.Дом.задание

И еще одно задание

От меня вам на прощанье

-Нарисуйте страну лексику и напишите о ней.

Прощаться настала пора..

Книгу закрывать пора...

С нею мы узнали много слов

И много всяких всячин,

И если ты запомнил их,

Не зря урок наш был потрачен.

Ребята, спасибо вам за урок.

Прозвени-ка, дружок,

Голосистый звонок.

Перемены ждут ребята,

Поиграть, попрыгать над. Ребята, спасибо вам за урок.


Синонимы, их роль в речи (закрепление)
  • Начальные классы
Описание:

Тема: Синонимы, их роль в речи (закрепление)

Задача урока: использование синонимов в русской речи

Цели урока:

1.  Закреплять понятие о словах-синонимах.

2.           Учить подбирать синонимы к словам, обогащать речь детей.

3.           Развивать познавательные способности учащихся, память, внимание, орфографическую зоркость.

4.           Воспитывать аккуратность, интерес к изучаемой теме, чувство гордости к русскому языку.

Вид урока: урок-путешествие

Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый,

проблемный, репродуктивный, игра

Оборудование: таблица «Чистописание», корабль, скат, киты, дельфины,

осьминог, указатель, слова-стрелки, замок «Синонимы».

Автор Базыгунова Евгения Васильевна
Дата добавления 02.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1690
Номер материала 6196
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓