Главная / Начальные классы / Синдром школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста.

Синдром школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста.

Синдром школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста.

В современном обществе сложился целый ряд неблагоприятных условий, существенно осложняющих психическое развитие и воспитание детей. В жизни детей нередко происходят такие события, которые оказывают большое влияние на развитие личности в дальнейшем. Например: приход в детский сад, поступление в первый класс, перевод в другую школу или класс, сдача экзаменов в гимназию и т. д., - все эти события предполагают, что ребёнок должен адаптироваться к новым условиям, но не всегда он это может сделать. Психологическая составляющая адаптации определяется активностью личности и выступает как единство процессов усвоения правил среды ("приспособление себя") и преобразование, изменения среды ("приспособление к себе"). Причём адаптация - это и процесс, и его результат. Нарушение, сбой адаптационных процессов приводит к дезадаптации.

Многие дети (процент их растет с каждым годом) к моменту поступления в школу имеют различные отклонения от нормы в своем психическом и физическом развитии. Это обусловлено как биологическими факторами (повреждение генетического аппарата, родовые травмы и асфиксии, бытовые травмы, болезни и т.д.), так и социальными (серьезнейшие недостатки, ошибки, просчеты воспитания в семье, дошкольных детских учреждениях, отрицательное влияние непосредственного бытового окружения и т.д.). Часто обе группы факторов сочетаются. Только пришедшие в школу первоклассники почти все дезадаптивны.

К наиболее значимым социально-психологическим факторам относятся: усложнение материально-экономического положения в обществе, социальная напряженность. Поэтому очень важно создать такие условия, чтобы дезадаптивным ребятам стало комфортно в школе уже на начальном этапе. Мы создали программу по работе с дезадаптивными детьми. Наша задача - обеспечить всестороннюю поддержку ребенка в процессе всего обучения. Многие авторы указывают, что основной причиной психогенной школьной дезадаптации являются "не сами по себе промахи в учебной деятельности младшеклассников, а переживания по поводу этих промахов" (Г.В.Бурменская и др., 1990).

Как правило, школьные неврозы проявляются в беспричинной агрессивности, боязни ходить в школу, отказе посещать уроки, отвечать у доски, т.е. в отклоняющемся от нормы, дезадаптивном поведении. Однако с такими крайними случаями проявления агрессивности или страха, тревоги мы встречаемся в школьной практике достаточно редко. Чаще (от 18 до 26% из учащихся 1 классов) наблюдается состояние школьной тревожности.

С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности - затруднения в учебе, конфликты с одноклассниками и т.д. Эти отклонения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разными нервно-психическими расстройствами, но не распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, физическими дефектами. Школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Дезадаптация проявляется в формировании устойчивых стереотипов неадекватного поведения; в формировании патологических черт характера; в деформации системы отношений данного индивида с окружающими его людьми. Другая причина школьной дезадаптации младших школьников заключается в том, что трудности в учебе и поведении осознаются детьми в основном через отношение к ним учителя, а причины возникновения дезадаптации часто связаны с отношением к ребенку и его учебе в семье.

Проблему школьной дезадаптации следует отнести к одной из наиболее серьезных социальных проблем современности, требующих уже не столько углубленного изучения, сколько безотлагательных поисков продуктивного решения на практическом уровне.







Синдром школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста.
  • Начальные классы
Описание:

     В современном обществе сложился целый ряд неблагоприятных условий, существенно осложняющих психическое развитие и воспитание детей. В жизни детей нередко происходят такие события, которые оказывают большое влияние на развитие личности в дальнейшем. Например: приход в детский сад, поступление в первый класс, перевод в другую школу или класс, сдача экзаменов в гимназию и т. д., - все эти события предполагают, что ребёнок должен адаптироваться к новым условиям, но не всегда он это может сделать.  

Автор Петрович Ирина Геннадевна
Дата добавления 20.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 527
Номер материала 3981
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓