Синдром
школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста.
В современном обществе сложился целый ряд неблагоприятных условий, существенно
осложняющих психическое развитие и воспитание детей. В жизни детей нередко
происходят такие события, которые оказывают большое влияние на развитие
личности в дальнейшем. Например: приход в детский сад, поступление в первый
класс, перевод в другую школу или класс, сдача экзаменов в гимназию и т. д., -
все эти события предполагают, что ребёнок должен адаптироваться к новым
условиям, но не всегда он это может сделать. Психологическая составляющая
адаптации определяется активностью личности и выступает как единство процессов
усвоения правил среды ("приспособление себя") и преобразование,
изменения среды ("приспособление к себе"). Причём адаптация - это и
процесс, и его результат. Нарушение, сбой адаптационных процессов приводит к
дезадаптации.
Многие дети (процент их растет с каждым годом) к моменту поступления в школу
имеют различные отклонения от нормы в своем психическом и физическом развитии.
Это обусловлено как биологическими факторами (повреждение генетического
аппарата, родовые травмы и асфиксии, бытовые травмы, болезни и т.д.), так и
социальными (серьезнейшие недостатки, ошибки, просчеты воспитания в семье,
дошкольных детских учреждениях, отрицательное влияние непосредственного
бытового окружения и т.д.). Часто обе группы факторов сочетаются. Только
пришедшие в школу первоклассники почти все дезадаптивны.
К наиболее значимым социально-психологическим факторам относятся: усложнение
материально-экономического положения в обществе, социальная напряженность.
Поэтому очень важно создать такие условия, чтобы дезадаптивным ребятам стало
комфортно в школе уже на начальном этапе. Мы создали программу по работе с
дезадаптивными детьми. Наша задача - обеспечить всестороннюю поддержку ребенка
в процессе всего обучения. Многие авторы указывают, что основной причиной
психогенной школьной дезадаптации являются "не сами по себе промахи в
учебной деятельности младшеклассников, а переживания по поводу этих
промахов" (Г.В.Бурменская и др., 1990).
Как правило, школьные неврозы
проявляются в беспричинной агрессивности, боязни ходить в школу, отказе
посещать уроки, отвечать у доски, т.е. в отклоняющемся от нормы, дезадаптивном
поведении. Однако с такими крайними случаями проявления агрессивности или
страха, тревоги мы встречаемся в школьной практике достаточно редко. Чаще (от
18 до 26% из учащихся 1 классов) наблюдается состояние школьной тревожности.
С этим понятием связывают отклонения
в учебной деятельности - затруднения в учебе, конфликты с одноклассниками и
т.д. Эти отклонения могут быть у психически здоровых детей или у детей с
разными нервно-психическими расстройствами, но не распространяются на детей, у
которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофренией, органическими
расстройствами, физическими дефектами. Школьная дезадаптация - это образование
неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы
и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций,
повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Дезадаптация проявляется в формировании
устойчивых стереотипов неадекватного поведения; в формировании патологических
черт характера; в деформации системы отношений данного индивида с окружающими
его людьми. Другая причина школьной дезадаптации младших школьников заключается
в том, что трудности в учебе и поведении осознаются детьми в основном через
отношение к ним учителя, а причины возникновения дезадаптации часто связаны с
отношением к ребенку и его учебе в семье.
Проблему школьной дезадаптации
следует отнести к одной из наиболее серьезных социальных проблем современности,
требующих уже не столько углубленного изучения, сколько безотлагательных
поисков продуктивного решения на практическом уровне.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.