Главная / Другое / Школьный библиотекарь - гид в Интернете

Школьный библиотекарь - гид в Интернете

hello_html_m4847087.gif

«Школьная библиотека, как среда формирования информационной грамотности, информационной активности, информационной культуры учеников и учителей»

Вишнякова Е.Г., зав. библиотеки МБОУ СОШ №84


Учитель – «образ взрослых» в действии,

движущая сила развития ребенка.

Л.С. Выготский


Педагог – профессия особенная… А педагог-библиотекарь?

Сегодня педагоги школы ориентируют учащихся в различных областях знаний в соответствии с их запросами и потребностями; обеспечивают доступность материала для осмысления и усвоения учащимися новой информации; дают возможность для активной и разнообразной творческой самостоятельной деятельности учащихся; формируют устойчивую мотивацию обучения учащихся. А помогает им разобраться во всем этом многообразии школьный библиотекарь. В школе библиотекарь – это консультант, это куратор, гид и т.д. Мне очень помогает мой 36-летний педагогический стаж и работа руководителя МО учителей начальной школы.
Наряду с книгами школьные фонды пополняются видеоматериалами, компьютерными программами, базами данных и пр., а сами педагоги оснащаются соответствующим оборудованием и аппаратурой. Во многих школах уже эффективно работают медиотеки.

Я еще в самом начале создания школьной медиатеки, но я убеждена, что информационно грамотный, информационно активный и информационно культурный человек получает неограниченный доступ к мировым информационным ресурсам.

А это и является одним из приоритетов современного образования.

Развитие информационной среды создает предпосылки для повышения культурного уровня учителя и ученика (доступ по сетям к сокровищам библиотек, музеев и т.д.). Пользователем Интернета я являюсь уже 15 лет и уже не представляю себя без компьютера и Интернета. Даже мысли проясняются, а идеи рождаются, когда выходишь в виртуальное пространство. Появляется желание творить. Но главное за этими эмоциями не забывать, что хотя пространство и виртуальное, но пользователи Интернета - реальные люди. Это означает, что там есть свои законы, правила, требования. И если ты уже информационно грамотный, информационно активный пользователь, то не забывай про информационную культуру.

Информационная культура рассматривается как одна из граней общечеловеческой культуры, связанной с социальной природой человека и являющейся продуктом его разнообразных творческих способностей, способностей человека создавать новые информационные продукты и творчески их использовать в различных целях.

Например, преподаватель на основе изучения большого числа публикаций, анализа педагогического опыта порождает новое знание — новую методику, новую педагогическую технологию и т. п., оформляя его в какой-либо информационный продукт своей научно-исследовательской деятельности — статью, методические рекомендации. Учащийся в ходе своей учебной деятельности не создает нового знания, однако на основе изучения и анализа соответствующей литературы он также готовит информационные продукты — рефераты, доклады, проектные работы, в которых найденная в различных источниках информация перерабатывается и становится определенным продуктом познания.

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
     Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.
     Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Дети как самая любознательная и любопытная часть общества буквально «заглатывают» все новинки. Они уверенно пользуются мобильными телефонами, компьютерами, различными DVD- плеерами и т.д.

Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – Интернет, а в школьное сознание – виртуальные ресурсы.

Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности».

Мультимедиа становится средством и инструментом познания на различных уроках. Она способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также развитию информационной грамотности. Применение мультимедийной техники на уроках усиливает  положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.
            Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.
  Сочетая в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка, презентация становится эффективным стимулом к познанию.
             Учеников привлекает новизна проведения уроков с использованием мультимедийных презентаций.


Но при создании презентаций нужно придерживаться некоторых рекомендаций

(например, для учащихся начальной школы):

  • Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!

  • На каждом слайде должно быть не более двух картинок.

  • Размер шрифта на слайде должен быть читаемым.

  • Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в нач. школе).

  • Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).

  • Важно подобрать правильное сочетание цветов для фона и шрифта. Они должны контрастировать. Например, фон — светлый, а шрифт – темный, или наоборот

  • Слайды должны быть синхронизированы с текстом.

  • Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на занятии.

  • В презентации не стоит использовать музыкальное сопровождение, если конечно оно не несет смысловую нагрузку.

Школьный библиотекарь - гид в Интернете
  • Другое
Описание:

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока.

Информационная культура рассматривается как одна из граней общечеловеческой культуры, связанной с социальной природой человека и являющейся продуктом его разнообразных творческих способностей, способностей человека создавать новые информационные продукты и творчески их использовать в различных целях.

Автор Вишнякова Елизавета Гельевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 288
Номер материала 46054
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓