Главная / Биология / «ШКОЛЬНЫЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ КАК АПРОБАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ»

«ШКОЛЬНЫЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ КАК АПРОБАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ»


«ШКОЛЬНЫЙ   ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ  ПРАКТИКУМ  КАК АПРОБАЦИОННАЯ   ПЛОЩАДКА  ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ»



 ПРОГРАММА  



Авторы-составители:

Алексеева Е.В., зав.каф. естественных дисциплин НИРО, к.п.н., доц.

Киселев А.К., ст. преподаватель каф. астрономии и истории естествознания НГПУ, руководитель региональной площадки Intel

Курьякова Е. Ю., учитель биологии МОУ СОШ №7 г. Дзержинск

Себельдина Н.Н., учитель биологии МОУ СОШ №7 Нижегородского района г. Н. Новгорода

Шустов С.Б., руководитель Медиалаборатории НГПУ, к.х.н., доц.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА 

   Современное экологическое образование характеризуется, в том числе, следующими двумя особенностями. Во-первых, оно совершенно немыслимо без полевых форм деятельности, и теряет смысл, оставаясь только внутри школьных или вузовских стен. Непосредственное общение с природой, отдых на лоне природы и природосообразная деятельность на природных объектах (как чисто учебно-образовательная, так и научно-исследовательская) – все это должно стоять во главе угла экообразования, застрявшего на сегодняшний день в старых теоретических конструктах и формах. Активная деятельность на природе и с природой может иметь самые различные проявления. Одними из самых, на наш взгляд, действенных и эффективных форм являются длительные выездные экологические летние лагеря и экспедиции. Именно на базе таких лагерей возможно полномасштабное развертывание школьного эколого-биологического практикума.

Во-вторых, летние выездные школы и лагеря в целом, и отдельные экскурсии в природу, в частности, немыслимы без современного технического оснащения. Особую роль здесь играют мобильные цифровые устройства и сервисы. Они позволяют расширить возможности экспедиционно-экскурсионной деятельности, как в плане самого ее реального исполнения, так и в плане презентации и демонстрации результатов ее. В этом случае школьный эколого-биологический практикум на базе полевого стационара будет представлять из себя эффективную апробационную площадку применения современных цифровых технологий и мобильных устройств.

Таким образом, техническое оснащение школьного учебно-исследовательского процесса непосредственно на природных объектах имеет два взаимосвязанных аспекта своего использования:

  1. Повышение качества и эффективности самих учебно-исследовательских работ детей, более глубокое и точное познание школьниками законов природы, документирование хода работ и публичное представление материалов и результатов их.

  2. Разработка и апробация новых форм и методов работы с мобильными устройствами, внедрение новых и модифицированных цифровых технологий и сервисов в сферу полевого экологического образования, формирование современного комплекса технического оснащения и методического комплекта приемов деятельности с этим оснащением на базе полевых стационаров.


Полевые школьные экспедиции и лагеря как формы образовательной деятельности наиболее наглядно и органично дают представление об исследовании буквально как открытии «нового». Получение опыта и знаний происходит не только и не столько в стенах аудитории, сколько в реальной жизни, не связанной с формальным процессом образования. Поэтому требуют изучения вопросы наличия современных мобильных устройств и программных  средств, расширяющих возможности сбора информации на объектах, восприятия, памяти, коммуникаций у школьников. Примером таких  общераспространенных средств могут служить:

        портативные цифровые фотоаппараты, видеокамеры и диктофоны, расширяющие возможности восприятия и осмысления увиденного и услышанного, GPS-навигаторы, дающие восприятие локуса (привязанности к географической точке);

        гаджеты (IPOD и др.), мобильные средства доступа к Интернет-ресурсам, "менеджеры знаний", ультрапортативные компьютеры, позволяющие обращаться к информации актуально реальной ситуации, в том месте и тогда, когда она потребовалась;

  • цифровые полевые исследовательские лаборатории (например, физико-химико-биологический модуль NOVA 5 000, цифровая метеостанция Heavy Weather, цифровые школьные микроскопы и телескопы и т.д.);

        сотовые и спутниковые телефоны, полевые рации и др. - как средства коммуникаций. SMS-чаты,  блоги, видеоконференции - как формы возможных коммуникаций во внеаудиторных условиях.

Особенно следует выделить – как гарант и основу качества, успеха и эффективности подобных летних школ и экспедиций – наличие и активное использование детьми ультрапортативных ноутбуков (нетбуков) типа OLPC XO, Classmate, Asus и т.д. (так называемая «модель 1:1 – «Один ученик - один компьютер»»).

Что дает детям подобный подход к учебно-исследовательской деятельности в живой природе? Этот главный и принципиальный вопрос мы рассматриваем в двух взаимосвязанных и взаимообусловленных аспектах:

1. Психолого-педагогическом.

2. Исследовательско-техническом.


В первом аспекте мы выделяем, прежде всего, следующие моменты:


  1.  Самостоятельность. В рамках полевого варианта деятельности, базирующейся на использовании широкого спектра мобильных устройств и цифровых технологий, школьник чувствует себя более самостоятельно в сравнении с необеспеченным технически вариантом лагеря или экспедиции. Ученик, обладая собственным инструментом освоения учебно-исследовательского пространства (прежде всего – личным, персональным полевым ноутбуком), способен познавать окружающий мир более осознано и самодостаточно. Ученик имеет всегда перед собой «овеществленную» программу действий, он может знать о предстоящих событиях лагеря и планируемых учебно-исследовательских мероприятиях практически всегда, поскольку в его личном ноутбуке возможно наличие полной информации, разложенной по блокам, схемам, определителям и пр.

  2. Мотивация. В условиях полевой модели 1:1 происходит органическая мотивация на экспедиционную деятельность учеников, и, особенно, той их части, которую можно назвать технически ориентированной. В этом случае мобильные устройства служат средством активации интереса детей к природе и работе с природными объектами. Мотивация через деятельность также легко осуществляется в рамках самостоятельных заданий, которые, в свою очередь, предполагают освоение возможностей мобильных устройств и приемов работы с ними.

  3. Расширение границ познания и возможностей. Персональные ультрапортативные ноутбуки, снабженные соответствующими развивающими и обучающими программами, дают возможность получить ученику значительно больше информации, и, что более значимо и важно в плане его личностного развития, значительно расширяют поле его действий по отношению к ней. С одной стороны, школьник располагает в этом случае расширенным информационным полем (к тому же постоянно обогащаемому самим учеником и его окружением), а, с другой, он получает доступ к процессам обработки, переработки информации, добывания и демонстрации ее другим субъектам и т.д. При этом у детей формируется осознание информации как личной, она личностно присваивается, что, в свою очередь, дает широкие возможности школьнику проявить свои качества, заявить о себе, обратить на себя внимание, «блеснуть тем», чего нет у других, и что значимо в данный момент для всей группы.

  4. Развитие креативности. Для технически ориентированных детей обилие цифровых устройств дает широкое поле фантазии и творчества. Однако, и умелое использование техники и технологий в работе с детьми иного склада мышления (условно – «гуманитариями», «природоведами» и пр.) может привести к качественным изменениям психо-эмоционального состояния таких учеников. Например, освоение техники и технологий у таких школьников сопровождается более эмоционально окрашенным «выражением успеха», удачи, победы над собой, преодоления разнообразных комплексов. На этом фоне органично и мощно раскрываются творческие, фантазийные, созидательные возможности ребенка. В этих случаях для педагога важно умело применять дифференцированный подход к творческим заданиям и играм.

  5. Групповая деятельность. Развитие коммуникативных качеств личности: умений принимать во внимание мнения других в решении командных задач (например, в работе над проектом в малой группе или в групповых играх типа геокэшинга) и других происходит в процессе как реального проживания экспедиционного бытия, так и совместного освоения новых устройств и технологий. Общеизвестно, что совместная групповая деятельность способствует формированию социальных качеств личности. В полевых условиях, при наличии объективных трудностей и проблем, дети вынуждены более активно (чем в обычных комфортных и привычных условиях) проявлять настойчивость, находчивость, оперативность откликов на события и мнения окружающих, любопытство, сотрудничество, поддержку, просить помощи и пр. Все это приводит к тому, что за несколько дней технически насыщенной и трудной (в плане богатства и разнообразия окружающих объектов) экспедиции, школьники демонстрируют существенные изменения в стилях поведения и взглядах на других людей, имея при этом широкие возможности для проявления тех качеств, которые ранее были у них либо частично, либо вовсе не востребованы.

  6. Взаимодействие со взрослыми. В условиях освоения новой техники и цифровых технологий на ее основе школьники нередко опережают в этом направлении своих наставников. С одной стороны, это лидерство формирует удивительный феномен «обратного наставничества», когда ученик реально становится учителем. С другой стороны, возрастает самооценка таких детей. Наконец, выступая в такой роли, ребенок сам быстрее движется по пути развития, обучения, творчества. Особенно эффективна, на наш взгляд, совместная деятельность в смешанных группах, когда в условиях азарта мозговых штурмов и дискуссий, у педагога органично пропадает чувство «стыда за свои незнания», а ученики не замечают (не акцентируют внимания) некоторую беспомощность учителя.

  7. Обратная личная связь с руководителями экспедиции. В условиях локальной сети каждый участник экспедиции может через свой персональный ноутбук вносить свои предложения, исправления в программы и планы, в том числе и находясь на экскурсии, в поле. Со стороны руководителей и педагогов появляется возможность постоянного дистантного диалога и полилога с детьми, включая и контроль за действиями ребенка. Такая ситуация приводит к тому, что участники экспедиции начинают реально ощущать единый дух коллектива, где каждый имеет право голоса, а также возможность это право реализовать – высказаться, сделать правки, внести свои предложения, скорректировать ошибки другого (в том числе работая в среде гипертекста).

  8. Возможность «обогащения памяти». Этот феномен мы называем именно так, поскольку применение цифровых устройств и гаджетов в полевых условиях, а также в среде подключения стационара к внешней сети Интернет дает возможность школьникам резко увеличить свою «цифровую память», т.е. создавать виртуальные коллекции фотографий, видео- и аудиофайлов, обмениваться ими со сверстниками и друзьями, обнародовать их публично, формировать цифровые тематические альбомы и создавать способные к постоянному обновлению и дополнению гипертекстовые документы в рамках сетевого взаимодействия и т.д.

9. Возможность сетевого взаимодействия экспедиционеров с родителями. Этот важный воспитательный момент реализуется вследствие того, что активно используется открытый доступ к сети Интернет. В этом случае родители не только следят за деятельностью своего ребенка (читая его блог или просматривая содержание сайта экспедиции), но и интерактивно и дистанционно помогают ребенку, являясь сами активными и полноправными участниками деятельности лагеря или полевой школы. Как бы ни был устроен лагерь, летняя школа или экспедиция, в их успешном функционировании сейчас совершенно невозможно обойтись без сетевого взаимодействия, которое, в свою очередь обеспечивают разнообразные технические сервисы и мобильные цифровые устройства. Под сетевым взаимодействием мы понимаем широкий спектр информационно-коммуникационных приемов и технологий – от обмена файлами школьниками во время экскурсий с помощью ультрапортативных персональных ноутбуков в сети WiFi, до дистанционных коммуникаций нескольких школ, участвующих в большом летнем проекте.

Исследовательско-технический аспект «цифрового и мобильного» подхода к учебно-исследовательской деятельности школьников в живой природе подразумевает следующие значимые моменты:

  1. Прецизионность. Использование цифровых устройств и мобильных технологий повышает точность получаемых данных. Так, физико-химико-биологическая портативная лаборатория NOVA 5000, хорошо зарекомендовавшая себя в полевых условиях, позволяет проводить достаточно сложные и многоплановые эксперименты, результаты которых достаточно достоверны и могут быть использованы для серьезной аналитической обработки. Цифровая метеостанция Heavy Weather способна автоматически «сопровождать» деятельность экспедиции, снабжая последнюю точными метеоданными и прогнозами.

  2. Повсеместность. Цифровые устройства и мобильные технологии расширяют границы образовательного пространства, позволяя вести исследовательскую и обучающую деятельность где угодно и когда угодно. Образование в этом случае «теряет стены», перестает традиционно классно-урочным, а также и перестает быть привязанным к определенному «учебному» времени.

  3. Пользование широким спектром информационных ресурсов. Наличие на полевой базе точки доступа к Интернет позволяет экспедиционерам пользоваться огромным информационным массивом, параллельно создавая и выкладывая в сеть собственные цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). Так, в рамках полевого сезона 2009 г. усилиями 6 школьных экспедиций на юге Нижегородской области (территория Пустынского заказника, полевой стационар «Сережа») был создан и функционирует сайт www.ecolab.blogsite.org.

  4. Коллективное творчество. Среда WikiWiki предназначена для групповых форм работ, когда все участники лагеря или экспедиции, обладающие личными полевыми ноутбуками (типа OLPC XO или Classmate, модель «1:1»), и посредством соединения их в информационную сеть, осуществляют совместную деятельность, создавая гипертексты, ведя общий дневник экспедиции, обмениваясь файлами и пополняя общие цифровые коллекции природных объектов.

  5. Сетевое взаимодействие. В лагере осуществляется функционирование нескольких сетей – персональные ноутбуки с Wi-Fi антеннами (нетбуки) обеспечивают доступ в беспроводную локальную сеть, а имеющийся сервер дает возможность выхода в Интернет, пополнения сайта и поддержания внешних связей. Так, следует отметить появляющуюся при этом возможность общения экспедиционеров с родителями посредством Интернет-сайта, форума или личных блогов.

По сути, все вышеперечисленные пункты можно смело назвать принципами построения образовательного пространства современного внешкольного экологического лагеря. Реализация этих принципов дает возможность выйти современным летним школьным эколагерям на принципиально новый уровень своего развития. Этот уровень не является только отражением нового технического состояния (оснащения) полевого экообразования. Это – новая, отвечающая требованиям времени, качественная ступень комплексного школьного образования.

Настоящая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования, в том числе:

  • соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;

  • личностная ориентация содержания образования;

  • деятельностный характер образования, направленный на формирование познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности;

  • усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания, способствующего становлению личности ученика.

 Актуальность и новизна программы выражены, в частности, в следующем:

Программа направлена на освоение учащимися среднего общего образования навыков экологических полевых исследований и получение знаний о природе и экологии животных и растений Нижегородского края. Кроме того, программа предполагает освоение школьниками основных приемов работы с мобильными устройствами и овладение ими цифровыми технологиями, которые могут быть применены в полевой учебно-исследовательской деятельности. Программа поддерживает как спецкурсы, которые ведутся в школе, так и общеобразовательные учебные программы.

Программа решает основную задачу – формирование положительного субъективного отношения к природе края.

Актуальность программы заключается в том, что практическая работа в природе поднимает экологическое образование и воспитание на более высокий уровень, способствует закреплению полученных знаний, формированию субъектного, нравственно-эмоционального отношения к природе. Кроме того, без целостного представления природы, без практического понимания взаимосвязей между природными объектами, человеком и человеческой деятельностью трудно представить экологически грамотную и воспитанную личность. Целостное видение природы гораздо эффективнее вырабатывается в полевых условиях, когда учащиеся наблюдают и звездное небо, учатся ориентироваться на местности с помощью астрономических, географических и биологических методов, изучают природные объекты с различных сторон, осознают себя в природе, отслеживают «экологический след» человека. Знание природы края, включая практическую деятельность в области изучения животных и растений, включенных в Красную Книгу Нижегородской области, также является актуальным в настоящее время, когда школьники зачастую природу заграничных курортов знают лучше, чем природу своей области.

Новизна программы состоит в том, что она ориентирована не на узкое направление экологического образования, а на понимание жизни природы и жизни в природе, взаимодействия человека и природы. Программа объединяет изучение методов исследования природы, методов жизнеобеспечения человека в природе и методов экологического просвещения, включая также методы и технологии современных сбора, обработки, передачи и представления информации.

Программа включает:

  • пояснительную записку с требованиями к разделам обучения;

  • содержание курса с перечнем разделов;

  • минимальным перечнем лабораторных, практических работ и экскурсий;

  • примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников;

  • рекомендации по оснащению учебного процесса;

  • требования к результатам обучения.


ЦЕЛЬ  КУРСА

Главной целью курса является способствование формированию комплекса личностно присвоенных учеником знаний о природе и о месте человека в ней, экологической культуры современной личности и освоение ими в ходе учебно-исследовательской деятельности на природных объектах компетенций XXI века. Экологию, как школьный учебный предмет, можно отнести к компетентностным учебным дисциплинам с преобладанием деятельностного содержания. При изучении школьниками основных экологических закономерностей их практическая деятельность в окружающем мире является доминирующей. Экология являются базой для овладения межпредметными компетенциями, и представляет собой предмет компетентностной группы.

В курсе рассматриваются интегрированные понятия, значимые не только для изучения систематических курсов, но и для формирования компетенций.

Межпредметные компетенции представляют собой элементы содержания, в которых отражены ценностные аспекты образования в данной области, когнитивная составляющая, на основе которой формируется природосообразное мышление и поведение в окружающем мире, и включают в себя:

1. Понимание роли интеграции знаний, представленных в академических учебных предметах образовательной области «Естествознание», с содержанием экологии, что способствует реализации идей устойчивого развития (аксиологическая составляющая).

2. Понимание и применение межпредметных знаний и терминологии для анализа явлений окружающего мира (когнитивная составляющая)

3. Хозяйственная деятельность человека должна осуществляться в тех пределах емкости биосферы, превышение которых не приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям (энотивная составляющая).

4. Умение прогнозировать последствия антропогенного влияния на природную окружающую среду (креативная составляющая).

Данная программа нацелена на развитие научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного и оценочного отношения к окружающей среде и своему здоровью, составляет основу формирования познавательных, информативно-коммуникативных и рефлексивных компетенций.

С учетом разных уровней целей образования, глобальными являются социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, включение учащихся в группу носителей норм, ценностей, ориентаций, направленных на формирование ценности жизни, как отдельного индивидуума, так и природы в целом и во всех ее проявлениях. Ориентацию на экологическое сознание, воспитание любви к природе, овладение ключевыми компетенциями, формирование эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.



    Реализация  данной программы направлена на решение следующих задач:

  • практическое применение знаний по экологии животных и растений, полученных в течение учебного года, сбор материалов для учебно-исследовательских проектов;

  • освоение методик и приемов полевых исследований, в том числе – цифровых технологий и приемов работы с мобильными устройствами;

  • освоение знаний о биосфере как глобальной экосистеме; природных сообществах как элементарных экологических системах; месте и роли человека в экосистеме планеты;

  • знакомство  с биоразнообразием на видовом уровне, а также с биотопным, экосистемным  и ландшафтным биоразнообразием;

  • развитие познавательного интереса (мотивации) школьников к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных и творческих задач;

  • формирование навыков коммуникационной деятельности в рамках совместной групповой работы, освоение основных приемов проектной деятельности и творческой работы в рамках сетевого взаимодействия.

  • освоение знаний о биосфере как глобальной экосистеме; природных сообществах как элементарных экологических системах; месте и роли человека в экосистеме планеты;

  • овладение естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие познавательного интереса школьников к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • формирование умений, связанных с выполнением учебных исследований;

  • формирование основ экологических знаний;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде.

Отбор содержания проведен в соответствии с культуросообразным подходом, в котором учитывается формирование познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранение окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической.





цифровая Инфраструктура образовательной среды курса


Предполагается, что каждый ученик для работы в рамках курса использует собственный персональный мобильный компьютер. Все компьютеры объединяются в беспроводную сеть посредством WiFi-роутеров. На мобильном компьютере учителя устанавливаются серверные приложения для работы с классом. В частности, это

  • приложение, позволяющее выполнять дистанционное управление компьютерами учеников, организовывать совместные чаты, трансляции экрана учителя и др. функции (например e-Learning);

  • приложение, позволяющее использовать компьютер учителя как интранет и интернет веб-сервер (XAMPP) с установленным на его базе wiki-движком (Mediawiki).

При наличии подключения компьютера учителя к глобальному Интернету этому компьютеру присваивается доменное имя (пример: ecolab.blogsite.org) посредством его регистрации в службе DinamicDNS. В итоге, учитель и ученики получают доступ к собственному веб-ресурсу, где бы они не находились, и совместно наполняют его учебным содержанием.

Каждый ученик создает свою персональную страничку, ведет блог рефлексии учебного материала, по заданию учителя представляет результаты самостоятельных работ в виде гипертекста, иллюстрирует странички фотографиями, создает фотоальбомы. Благодаря wiki-технологии организуется работа над совместными ученическими проектами, когда несколько учеников одномоментно работают над написанием общего текста.

Беспроводная сеть позволяет использовать ученикам принадлежащие им смартфоны, i-фоны и i-пады как терминалы доступа к веб-серверу класса, что расширяет возможности интерактивного взаимодействия в условиях полевой практики. Кроме того, в компьютерную сеть класса могут быть интегрированы различные цифровые приборы. В частности, любая школьная цифровая метеостанция может автоматически впечатывать на странички сайта данные производимых измерений. Интернет-камера, подключенная к сети, позволит осуществлять живые видео-трансляции на нетбуки учеников и любые другие компьютеры в сети.

Медиавозможности ученических нетбуков позволяют использовать их для фото, аудио и видеофиксации. Благодаря этому появляется возможность выбора подходов к организации учебной деятельности. В частности, ученик может представлять свои работы и фиксировать материал предлагаемый учителем в формах фоторепортажной съемки, видеофильма, аудиозаписи. Приветствуется использования самостоятельных устройств – цифровых фото, видеокамер, диктофонов и всего этого встроенного в телефоны.

Программа курса предполагает использования специального оборудования, расширяющего возможности учебно-исследовательской деятельности. В частности, это

- устройства позволяющие фиксировать очень далекие и очень маленькие объекты (фотоаппараты серии ultra-Zoom, цифровые лупы, цифровые микроскопы)

- приборы точного позиционирования (GPS-навигаторы, логгеры, трекеры)

- цифровые измерительные приборы (цифровая школьная лаборатория Furier, Метеостанция)

Комплекс применяемого оборудования расширяется ресурсами Интернет. Ученики получают доступ к спутниковым изображениям поверхности Земли и космоса, данным глобальных мониторинговых наблюдений, системам видеонаблюдения в заповедниках и национальных парках.

Маршрутные описания

Программа экскурсирования начинается с полевой базы «Сережа» на территории Пустынского биосферного заказника. Разнообразие природных ландшафтов территории дает возможность продемонстрировать все типы экосистем Средней полосы России. Настоящие маршруты могут служить примерами при организации учебно-исследовательской деятельности школьников на любых территориях. Экскурсирование по маршрутам предполагает использование спутниковых навигационных приборов.

1hello_html_6b521353.jpg. Маршрут на «Свиной нос»

Маршрут пролегает в юго-восточном направлении вдоль реки Сережи по ее правому берегу и заканчивается в месте, где возвышенная терраса подходит к руслу реки, местное название - Свиной нос.

Первая часть маршрута идет по асфальтовой дороге в сторону Н.Новгорода. За территорией турбазы НИРФИ поворачиваем в лес. Далее лесной дорогой, переходящей в тропу, идем по высокой надпойменной террасе, поднимаясь вверх по течению.

Путь обратно пролегает непосредственно вдоль берега реки Сережи. Тропа петляет вслед за рекой по ее правому берегу. Пойма Сережи местами сильно заболочена. Чтобы перейти на надпойменную террасу приходиться преодолевать заболоченную старицу по искусственно сооруженной гати. В периоды высокой воды переправу осуществить нельзя.

Общая протяженность маршрута ~9 км.

2. Маршрут на озеро Соколовское

Маршрут пролегает в южном направлении. Первая часть маршрута идет по Наумовской дороге. Переходим мост через реку Сережу. За мостом сворачиваем налево. Далее проселочной дорогой доходим до озера Ужиного. Исследуем озеро. Озеро искусственного происхождения, неглубокое с песчаным дном. На озере наблюдаем популяцию ужей, стрекоз, тритонов, также озерную флору. За озером поворачиваем в лес. Лесной тропой путь ведет вдоль реки Сережи. В районе слияния речки Ишлей с Сережей находиться цель нашего путешествия – пойменное озеро, названное нами Соколовское. На озере делаем стоянку. Изучаем флору и фауну.

Путь обратно идет по лесной дороге, выходящей к нефтепроводу. Двигаясь вдоль нефтепровода, выходим к базовому лагерю.

Общая протяженность маршрута - 8 км.

3. Маршрут на озеро Лебединое

Идея похода заключается в том, что экспедиционная группа разделяется на три подгруппы, каждая из которых имеет свой маршрут. Маршруты имеют различную сложность. Первая группа идет вдоль реки Сережи и доходит до озера Соколовского. Далее 2 км путь пролегает через лес вдоль реки Ишлей. Навигация осуществляется при помощи устройства GPS. В этот маршрут идут наиболее подготовленные дети. Вторая группа так же идет через озеро Соколовское по лесной дороге. На Соколовском соединяется с первой группой и вместе переходит до Лебединого. Третья группа движется в южном направлении от базового лагеря вдоль нефтепровода. Сворачивает с нефтепровода на просеку высоковольтной линии и по ней доходит до озера Лебединого. На озере Лебедином делается стоянка. Обратный маршрут общий для всех групп вдоль высоковольтной линии и далее вдоль нефтепровода. В ходе обратного маршрута исследуется Тритоновая яма, а также изучается флора и фауна лесных опушек.

Протяженность маршрута – 9 км.


4. Маршрут на Козье болото

Маршрут пролегает в юго-западном направлении. Двигаемся по Наумовской дороге, проложенной через низовые болота поймы реки Сережи. Доходим до ЛЭП и поворачиваем на проселочную дорогу, ведущую через поля по кромке болот.

Первая цель маршрута – посещение безымянного верхового болота. Рядом с болотом исследуется система оврагов с расположенными в них озерами различных ярусов. Далее перемещаемся к месту стоянки – Козьему болоту. Стоянка находиться на полуострове. Далее делается заход на болото (сплавину), где изучается болотная флора и, в частности, популяция росянки.

hello_html_4c60443d.jpghello_html_3160ff27.jpg

Протяженность похода ~11 км

5. Маршрут в Софрониеву пустынь

hello_html_60ac9bb4.jpghello_html_6495a409.jpg

Маршрут пролегает в юго-западном направлении.

Путь в Софрониеву Пустынь пролегает по нефтепроводу (туда).

Начало движения от поселка Пустынь по Наумовской трассе. За мостом через Сережу поворачиваем с асфальта налево и выходим на нефтепровод. Вдоль нефтепровода, по широкому просеку идет проселочная дорога. Идем вдоль нефтепровода около 9 километров. Делаем остановки на Ужином озере и Яме Гребенчатых тритонов. Не доходя 100 метров до места пересечения нефтепровода с речкой Ишлей, сворачиваем налево и делаем продолжительную остановку на берегу живописного озера, расположенного в 50 метрах от просеки в пойме Ишлея.

Далее, после стоянки возвращаемся к нефтепроводу. Пересекаем Ишлей и, после пересечения, сворачиваем на старую заросшую дорогу, идущую вверх по течению Ишлея по надпойменной заросшей лесом террасе. Следуем тропою, петляющей между старыми глубокими колеями, около 5 километров. Тропа выводит на наезженную проселочную дорогу, идущую в Софрониеву Пустынь из с.Ковакса. Поворачиваем на право и через триста метров выходим к монастырю, вновь пересекая Ишлей.

Путь из Софрониевой Пустыни.

Строго на север движемся по старой заросшей дороге проложенной вдоль квартального просека. Протяженность лесного участка - 4 км. Выходим на поле и делаем непродолжительный привал. Двигаясь по полю по проселочной дороге, забираем на восток. Обходим село Наумовка и выходим на наумовскую трассу. По трассе движемся 7 километров до Пустыни.

6. Маршрут лодочный на озеро Свято

hello_html_5f705fa1.jpg

Маршрут начинается от лодочной станции биофака ННГУ на берегу озера Великого. Обязательно проводиться инструкция по безопасности пребывания школьников на воде. Каждый ученик обязан одеть спасательный жилет. Путь на лодках пролегает через озеро Великое, протоку на озеро Свято и заканчивается в устье ручья Печенжуй.

Протяженность лодочного похода (~7км)

7. Маршрут на озеро Паровое

Пролегает в западном направлении вдоль правобережной по отношении к Сереже линии озер. Первая часть маршрута идет по поселку. За поселком Пустынь делается поворот на лесную тропу. Двигаясь вдоль озера Великого и протоки на озеро Свято, доходим до пещеры «Желаний». После изучения пещеры выходим на трассу и движемся до санатория «Старая Пустынь». За санаторием поворачиваем налево и идем через лес по старой бетонной дороге. Заканчивается маршрут на берегу озера Паровое. Протяженность маршрута ~12 км.

  1. Маршрут на озеро Арбус

Пролегает в северо-западном направлении. Большая часть маршрута пролегает по Меньшиковской дороге через санаторий «Старая Пустынь». Не доходя до села Меньшиково 500 метров, делаем поворот налево. Здесь находиться самая высокая точка рельефа - Меньшиковские высоты. На Меньшиковских высотах исследуем моренные отложения молочных кварцев. Далее спускаемся по рельефу в юго-западном направлении и достигаем цели маршрута – озера Арбус.

Путь обратно пролегает через лес. Двигаясь по бездорожью в юго-восточном направлении через 1 км, выходим на лесную дорогу. По ней следуем до санатория «Старая Пустынь». Далее по асфальтовой дороге возвращаемся на базу.

Протяженность маршрута ~14 км.

hello_html_m4d934197.jpghello_html_m421b3183.jpg

9. Маршрут на «Медвежью лапу»

Пролегает в северном направлении. Протяженность маршрута ~3 км. Целью маршрута является ключик в истоках ручья Печенжуй, впадающего в озеро Свято.

  1. Маршрут на полигон НИРФИ

Маршрут пролегает в восточном направлении. Целью маршрута является полигон Нижегородского института радиофизики. На полигоне установлены радиотелескопы и другие испытательные стенды. Экскурсию на полигоне организуют сотрудники НИРФИ. Протяженность маршрута ~ 3 км.

hello_html_438d5ac1.jpg


СТРУКТУРА И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ

    Программа рассчитана на 5 сезонов обучения:

    1 сезон (после 5 класса)  «Окружающий  мир»

    2 сезон (после 6-го класса) «Изучение  флоры Пустынского заказника»

    3 сезон (после 7-го класса) «Изучение  фауны Пустынского заказника»

    4 сезон (после 8-го класса) «Экология человека»

    5 сезон (после 9 класса) «Биосфера»

    Таким образом, программа поддерживает базовое и  углубленное изучение биологии и экологии, начиная с 5-го класса, расширяет практические знания учащихся, что особенно ценно для городских школьников.


ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(1 год обучения)


Экскурсия

Лекция


Лабораторная работа

1. Вводная экскурсия «Природа неживая и живая»

1.1. Правила поведения и техника безопасности при проведении экскурсий

1.2. Человек – часть природы. Для чего изучать природу

1.1. Знакомство с полевым ноутбуком и техника работы с ним

1.2. Знакомство с лабораторией и ее оборудованием

2. Экскурсия «Астрономические наблюдения»

2. Звезды на небе

2. Наблюдения за звездным небом

3. Экскурсия на полигон НИРФИ. Установка «искусственная луна»

3. Луна – естественный спутник Земли

3. Наблюдения за фазами Луны

4. Экскурсия на карстовые провалы (известняковые «пещеры» на правом берегу протоки к оз. Свято)

4. Горные породы и минералы: участие в природных процессах

4.1. Свойства минералов

4.2. Использование мела садовыми улитками для постройки раковин

5. Экскурсия на песчаные дюны и открытые всхолмления (окрестности оз. Арбуз)

5. Изучение работы текучих вод и ветра

5.1. Исследование влияния дождевых червей на почву

5.2. Влияние вытаптывания почвы на растительность

6. Экскурсия на заливной луг (пастбища по левому берегу р. Сережи, напротив с. Пустынь)

6. Разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды

6.1. Фенологические наблюдения

6.2. Сбор фотоматериалов

7. Экскурсия на разнотравные суходольные луга (близ д. Меньшиково)

7.1. Места обитания дикорастущих растений

7.2. «Зеленая аптека»

7. Сбор и хранение лекарственных растений

8. Экскурсия на сфагновое болото

8. Жизнь растений и животных на болоте

8. Наблюдения за росянкой

9. Экскурсия в смешанный лес на высоких террасах р. Сережи (окрестности оз. Свято)

9. Растения и животные леса

9.1. Разнообразие видов деревьев

9.2. Сбор кормов для подкормки зверей и птиц зимой

10. Экскурсия «Животные и растения населенных пунктов и их окрестностей»

10. Домашние животные и культурные растения

10. Оценка состояния зеленых насаждений


ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


(2 год обучения)


Экскурсия

Лекция


Лабораторная работа

1. Обзорная экскурсия в пойменный широколиственный лес (правобережье р.Сережи, близ санатория НИРФИ)


1. Правила поведения и техники безопасности при проведении экскурсии

1. Знакомство с полевым учебным ноутбуком OLPC XO и техника работы с ним.

2. Использование и техника работы с полевыми телескопами, биноклями, GPS – навигаторами, компьютерами, ноутбуками, принтерами, цифровым и пленочным фотоаппаратами, цифровой видеокамерой.

    1. 2. Растительное сообщество. Экскурсия в смешанный лес на высоких террасах р. Сережи (окрестности оз. Свято)


2.1. Строение растительного сообщества

2.2. Использование цифровых фотокамер в полевых исследованиях

2. Изучение состояния растительного сообщества. Сбор фотоматериалов.

    1. 3. Приспособления растений к сезонам года.

    2. Экскурсия на зарастающие вырубки (лесной массив к юго-востоку от стационара)


3.1. Жизненные формы растений

3.2. Использование цифровых фотокамер в полевых исследованиях

3. Изучение жизненных форм растений окрестностей с. Пустынь Арзамасского района. Сбор фотоматериалов.

4. Знакомство с растениями разных экологических групп по отношению к воде.

    1. Экскурсия на заливной луг (пастбища по левому берегу р.Сережи, напротив с.Пустынь)


4.1. Особенности водных и наземных растений

4.2. Использование цифровых видеокамер в полевых исследованиях

4. Изучение особенностей наземных растений. Сбор видеоматериалов

    1. 5. Знакомство с растениями разных экологических групп по отношению к воде. Экскурсия на реку Сережу и озеро Великое (лодочная)


5. Особенности водных и наземных растений

5.2. Использование цифровых видеокамер в полевых исследованиях

5. Изучение особенностей водных растений. Сбор фото и видеоматериалов

    1. 6. Экскурсия на сфагновое болото (бол. Козье, к юго-востоку от с. Пустынь)


6.1. Особенности условий обитания растений на торфяном болоте

6.2. Использование фото и видеоматериалов для иллюстрации исследовательской работы

6. Изучение эколого-биологических особенностей росянки. Фиксирование морфофизиологических особенностей росянки с помощью цифровой стационарной видеокамеры

7. Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений.

    1. Экскурсия на разнотравные суходольные луга (близ д. Меньшиково)


7.1. Свет как экологический фактор и его значение в жизни растений

7.2. Использование USB-микроскопа для изучения растительных объектов

7. Изучение под микроскопом особенностей строения теневых и световых листьев

    1. 8. Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений. Экскурсия на песчаные дюны и открытые всхолмления (окрестности оз. Арбус)


8. Воздух и его состав как экологический фактор и его значение в жизни растений

8.2. Использование USB-микроскопа для изучения растительных объектов

8. Определение степени запыленности воздуха (с помощью микроскопа) в зависимости от антропогенной нагрузки территории

    1. 9. Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений. Экскурсия на заливной луг (пастбища по левому берегу р.Сережи, напротив с.Пустынь)


9.1. Температура как экологический фактор и ее значение в жизни растений

9.2. Использование цифровой техники и ноутбука для создания презентации научно-исследовательской работы

9. Изучение влияния растений на температуру воздуха с помощью мобильной цифровой метеостанции

    1. 10. Гармония в природе. Экскурсия «Животные и растения населенных пунктов и их окрестностей»


10. Человек как составная часть окружающей природы

10. Заключительное занятие – презентация исследовательских работ школьников



ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


(3 год обучения)


Экскурсия

Лекция


Лабораторная работа

1. Вводная экскурсия.

    1. Экскурсия в пойменный широколиственный лес (правобережье р.Сережи, близ санатория НИРФИ)


1.1.Правила поведения и техники безопасности при проведении экскурсии.

1.2.Биосферная роль животных. Особенности взаимодействия животных с окружающей средой.

1.Знакомство с полевым учебным ноутбуком OLPC XO и техника работы с ним.

2. Использование и техника работы с полевыми телескопами, биноклями, GPS – навигаторами, компьютерами, ноутбуками, принтерами, цифровым и пленочным фотоаппаратами, цифровой видеокамерой.

2. Условия обитания животных.

Экскурсия в смешанный лес на высоких террасах р.Сережи (окрестности оз.Свято)


2.1.Условия существования. Экологические факторы.

2.2.Воздух в жизни животных.

2.Животный мир края.

3. Пища животных, способы добывания пищи.

    1. Экскурсия на зарастающие вырубки (лесной массив к юго-востоку от стационара)



3.1. Группы животных по способу добывания пищи.

3.2. Животный мир почвы.

3. Изучение приспособлений к среде обитания и способов питания дождевых червей.

4.Температура и свет в жизни животных.

    1. Экскурсия на карстовые провалы (известняковые «пещеры» на правом берегу протоки к оз.Свято)


4.1. Абиотические экологические факторы в жизни животных.

4.2. Температура и свет как основные абиотические факторы.

4. Изучение приспособлений к среде обитания и способов питания дождевых червей и моллюсков

5. Жилища в жизни животных.

    1. Экскурсия на песчаные дюны и открытые всхолмления (окрестности оз. Арбус)


5.1. Внутривидовые отношения между животными.

5. Описание экологической ниши организма.

6. Биотические экологические факторы в жизни животных.

    1. Экскурсия по наблюдению и изучению сумеречно-активных животных



6.1. Животные и растения.

6.2. Внутри и межвидовые отношения между животными.

6. Суточная ритмика у животных. Приспособления к ночному образу жизни.

7. Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования.

    1. Экскурсия на заливной луг (пастбища по левому берегу р.Сережи, напротив с.Пустынь)

    2. или Экскурсия на разнотравные суходольные луга (близ д. Меньшиково)


7.1. Спячка и оцепенение, миграции животных как приспособление к сезонным изменениям.

7. Особенности развития насекомых в связи с сезонными изменениями.

8. Разнообразие животного мира в связи с разнообразием сред обитания.

    1. Экскурсия на сфагновое болото (болото Козье, к юго-востоку от стационара)



8.1. Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде. Водоем как многоэтажное жилище.

8. Изучение планктона и адаптаций к среде обитания у кишечнополостных.

9. Животные в антропогенных ландшафтах и в доме человека.

    1. Экскурсия «Животные и растения населенных пунктов и их окрестностей»



9.1. Животные и человек: история становления взаимоотношений.

9. Исследование жизненных форм млекопитающих.

10. Региональные охраняемые территории.

    1. Экскурсия на реку Сережу и озеро Великое (лодочная)


10.1. Редкие и охраняемые животные. Красная Книга Нижегородской области.

10. Заключительное занятие. Презентации исследовательских работ, выполненных школьниками.





ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


(4 год обучения)


Экскурсия

Лекция


Лабораторная работа

1.Вводная экскурсия.

    1. Экскурсия в пойменный широколиственный лес (правобережье р.Сережи, близ санатория НИРФИ)


1.1.Правила поведения и техники безопасности при проведении экскурсии.

1.1.Здоровье и образ жизни.

1. Знакомство с полевым учебным ноутбуком OLPC XO и техника работы с ним.

2. Использование и техника работы с полевыми телескопами, биноклями, GPS – навигаторами, компьютерами, ноутбуками, принтерами, цифровым и пленочным фотоаппаратами, цифровой видеокамерой.

2. Экскурсия в смешанный лес на высоких террасах р. Сережи (окрестности оз. Свято)


2.1.Условия существования.

Экологические факторы.

2.2.Влияние климатических факторов на здоровье.


2. Реакция организма на изменение температуры окружающей среды.

3. Экскурсия на зарастающие вырубки (лесной массив к юго-востоку от стационара)



3.1.Ответственное поведение как социальный фактор.


3. Составление экологической карты населенного пункта.

4. Экскурсия на карстовые провалы (известняковые «пещеры» на правом берегу протоки к оз. Свято)


4.1.История развития взаимоотношений человека с природой.

4.2.Экстремальные факторы окружающей среды.

4. Воздействие шума на остроту слуха.

5. Экскурсия на песчаные дюны и открытые всхолмления (окрестности оз. Арбус)


5.1.Природные и антропогенные факторы, влияющие на самочувствие человека.

5. Влияние холода на частоту дыхательных движений.

6. Экскурсия по наблюдению и изучению сумеречно-активных животных



6.1.Биоритмы и причины их нарушений.

6.2.Гигиенический режим сна – составляющая здорового образа жизни.

6. Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей.

7. Экскурсия на заливной луг (пастбища по левому берегу р. Сережи, напротив с. Пустынь)

    1. или Экскурсия на разнотравные суходольные луга (близ д. Меньшиково)


7.1.Стресс как негативный биосоциальный фактор.

7.2.Окружающая среда и здоровье человека.


7. Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы.

8. Экскурсия на сфагновое болото (бол. Козье, к юго-востоку от стационара)



8.1.Средства и способы закаливания.

8.2.Внешние воздействия на слух и орган равновесия.

8. Оценка состояния противоинфекционного иммунитета.

9. Экскурсия «Животные и растения населенных пунктов и их окрестностей»



9.1.Рациональное питание и культура здоровья.

9.2.Чужеродные примеси пищи.

9. Определение нитратов и свинца в растениях.

10. Экскурсия на реку Сережу и озеро Великое (лодочная)


10.1.Условия правильного формирования опорно-двигательной системы.

10.2.Воздействие двигательной активности на организм человека.

10. Заключительное занятие. Презентации исследовательских работ, выполненных школьниками.


ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


(5 год обучения)


Экскурсия

Лекция


Лабораторная работа

1. Экскурсия на сфагновое болото (болото Козье, к юго-востоку от стационара)

1.1. Правила поведения и техника безопасности при проведении экскурсий

1.2. Среды жизни. Адаптации к средам жизни

1.1. Адаптации к различным средам жизни

1.2. Адаптации экто- и эндопаразитов к средам обитания

2. Экскурсия на реку Сережу и озеро Великое (лодочная экскурсия)

2. Жизненные формы и экологические группы организмов

2.1. Изучение жизненных форм животных на примере гидробионотов

2.2. Экологические группы растений по отношению к влаге

3. Экскурсия в смешанный лес на высоких террасах р. Сережи (окрестности оз. Свято)

3. Структура популяций

3.1. Экологические группы растений по отношению к свету

3.2. Изучение пространственной структуры популяций

4. Экскурсия на разнотравные суходольные луга

4. Полиморфизм популяции

4. Изучение полиморфной структуры популяций насекомых

5. Экскурсия в пойменный широколиственный лес (правобережье р. Сережи, близ санатория НИРФИ)

5. Биогеоценоз и экосистема

5. Изучение ярусности сообщества

6. Экскурсия на зарастающие вырубки (лесной массив к юго-востоку от стационара)

6. Изменения сообществ во времени

6. Изучение сукцессии мест вырубки

7. Экскурсия на карстовые провалы (известняковые «пещеры» на правом берегу протоки к оз. Свято)

7. Оценка функционирования сообщества

7. Экологическая оценка структуры и функционирования экосистем

8. Экскурсия на заливной луг (пастбища по левому берегу р. Сережи, напротив с. Пустынь)

8. Биосферология

8.1. Изучение роли отдельных видов организмов в круговороте веществ

8.2. Определение содержания гумуса в почве

9. Экскурсия «Животные и растения населенных пунктов и их окрестностей»

9. Антропогенное влияние на биосферу

9.1. Оценка чистоты воздуха с помощью лишайников

9.2. Разложение различных твердых бытовых отходов в почве с течением времени

10.1. Экскурсия «Астрономические наблюдения»

10.2. Экскурсия на полигон НИРФИ. Установка «искусственная луна»

10. Звездное небо

10. Заключительное занятие – презентация исследовательских работ школьников



ПРАКТИКУМ

Влияние вытаптывания почвы на растительность

Практическая работа

Цель: исследовать, как влияет плотность почвы на ее водопроницаемость, состояние и разнообразие растительности.

Оборудование: лопата или нож, 2 высокие жестяные банки от консервов со срезанными крышками объемом не менее 1л, 2 пластиковые бутылки с 1 л воды каждая, секундомер или часы с секундной стрелкой, линейка.

Ход работы

1. Выберите 2 пробные площадки: площадку с почвой подвергшейся интенсивному вытаптыванию, площадку 2 рядом, где почва не подвергалась вытаптыванию.

2. Определите степень утоптанности почвы на каждой из площадок. Для этого воткните лопату или нож в землю:

  • если лопата или нож входит на глубину не более 1 см, почва очень плотная;

  • если лопата при ударе входит на глубину 2-3 см, а почва разламывается руками, почва среднеуплотненная;

  • если лопата или нож входит на глубину 5-6 см, почва легко разламывается руками, почва слабоуплотненная.

3. Определите за какое время впитывается в почву 1 л воды на каждой из площадок. Для этого жестяную банку без крышек погрузите в почву на 1-3 см и налейте 1 л воды через банку. Засеките время по секундомеру, за сколько секунд (минут) вся вода впитается в почву. Если вода протекает мимо банки снизу, опыт придется повторить.

4. Подсчитайте количество различных видов растений на каждой из площадок. Учесть нужно все виды независимо от того, знаете вы из названия или нет. Если виды вам знакомы, запишите их.

5. Выберите любой вид растения, встречающийся на каждой из площадок. Измерьте длину трех растений и длину трех листьев на каждом растении на каждой площадке. Подсчитайте среднее значение.

6. Заполните таблицу.


Показатель

Площадка 1

Площадка 2

Площадка 3

Степень уплотненности




Время, за которое впитывается 1 л воды




Количество особей растений




Количество видов растений




Средняя высота растений




Средняя длина листьев





7. Сделайте вывод, как влияет вытаптывание почвы на многообразие и состояние растений.






Использование энергии солнца

Практическая работа

Методические рекомендации

Работу следует проводить в солнечную погоду, когда температура воздуха выше 00С. При этом обращается внимание на выбор места для контейнера, его защищенность от ветра, наличие теплоизаляционных материалов (например, он был поставлен на землю или дощечку), эффективность использования фольги.

Необходимо придумать, как использовать энергию Солнца, сделать описания проектов, чертежи и макеты устройств.

Цель: изучить, как можно использовать энергию Солнца.

Оборудование: 2 контейнера (белый и черный) из-под фотопленки, лист фольги, термометр.

Ход работы

  1. Налейте в оба контейнера воду комнатной температуры.

  2. Измерьте температуру воды до опыта.

  3. Затем выйдите на улицу и, направив с помощью фольги лучи солнца на контейнеры, постарайтесь нагреть воду в контейнере.

  4. Через полчаса или час повторно измерьте температуру воды в контейнерах. Результаты занесите в таблицу.

Измерение

Белый контейнер

Черный контейнер

Температура воды до опыта t1



Температура воды после опыта t2



Разница температур Δ t




5. Сделайте выводы о том, при каких условиях удалось эффективнее использовать энергию Солнца.





Социологический опрос населения по проблеме энергоснабжения

Практическая работа

Цель: выяснить общественное мнение по проблеме энергосбережения, установить причины нерационального использования электрической и другого видов энергии, привлечь внимание населения к данной проблеме.

Оборудование: карандаши или ручки, анкета.

Ход работы

1. Опросить по вопросам анкеты от 20 человек и больше.

2. Поблагодарите за ответы.

3. Подсчитайте количество разных вариантов ответов по каждому пункту анкеты.

4. Есть ли отличие в ответах взрослых и детей? Если да, то какое?

5. Проанализируйте полученные результаты. Сделайте выводы, в чем главные причины нерационального использования энергии. Как можно сэкономить электроэнергию и топливо, что готовы люди сделать для этого.

Анкета

  1. Задумывались ли вы, что в скором будущем встанет проблема получения энергии?

  • Да

  • Нет

  • Редко

  1. Стараетесь ли вы экономить энергию?

  • Всегда

  • Иногда

  • Никогда

  1. Считаете ли вы, что производство любого вида электроэнергии наносит вред окружающей среде?

  • Да

  • Нет

  • Не знаю

  1. Заклеены ли у вас окна в квартире зимой?

  • Да

  • Нет

  1. Есть ли у вас дома энергосберегающие лампочки?

  • Несколько

  • Много

  • Нет

  1. Если вы не используете их, то какова причина?

  • Дорого

  • Не задумывался

  • Мне они не нравятся

  1. На что, по вашему мнению, в быту затрачивается наибольшее количество электроэнергии?

___________________________________________________________________

  1. Какой самый эффективный способ сбережения энергии?

___________________________________________________________________

  1. Что вы сами делаете для этого?

___________________________________________________________________

  1. Как вы оцениваете деятельность коммунальных служб в этом направлении?

  • Оборудована ли входная дверь пружиной?

  • Да

  • Нет

  • Все ли стекла вставлены в подъезде?

  • Да

  • Нет

  • Часто ли горит свет в подъезде и на улице днем?

  • Почти всегда

  • Редко

  • Никогда

  • Устраивает ли вас температура батарей центрального отопления?

  • Да, вполне

  • Слишком холодно

  • Слишком жарко

  1. Если у вас холодно в квартире, то как вы обогреваетесь?

  • Использую теплую одежду

  • Газом

  • Электроприборами


Исследование потребления электроэнергии

Практическая работа

Методические рекомендации

Домашняя практическая работа, позволяющая оценить затраченную семьей электроэнергию и найти пути экономии электроэнергии и снижения энергозатрат.

Цель: научиться подсчитывать затраченную электроэнергию за сутки и узнать, на что она расходуется, как можно сократить ее потребление.

Оборудование: электросчетчик, электроприборы.



Ход работы

1. В течение недели в одно и то же время суток записывайте в таблицу показания электросчетчика.

2. Определите количество потребляемой электроэнергии. Для этого нужно от показания счетчика определяемого дня отнять показания счетчика предыдущего дня. Отмечайте, какие приборы работали и сколько времени.

3. Если какие-либо приборы вы забыли выключить или без них можно обойтись, запишите их время работы в соответствующую графу таблицы.


День наблюдения

Показания счетчика

Потребленная электроэнергия

Какие приборы работали и сколько времени по необходимости

Какие приборы работали и сколько времени напрасно







4. Сделайте и запишите выводы.


Определение степени запыленности воздуха

Практическая работа

Цель работы: определить степень запыленности воздуха в школьных помещениях.

Оборудование: растения в школьном здании, лента скотча, ножницы, микроскоп.





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Загрязненность воздуха часто определяют находящиеся в нем частицы пыли. Растения «вылавливают» эти частицы, очищая таким образом воздух для нас.

Однако сами растения страдают от пыли, оседающей на листьях. Она забивает устьица и нарушает газообмен листа с окружающей средой. В результате снижается эффективность дыхания и фотосинтеза, а в конечном итоге страдают все живые организмы.

Растениям на открытом воздухе справиться с проблемой пыльных листьев помогают дождь и роса. Комнатные же растения полностью зависят от человека. Только человек может устроить комнатному растению теплый долгожданный «дождик» с помощью душа или очистить листья - ладони зеленого друга чистой влажной тряпочкой! Обратите внимание на то, как весело и красиво смотрятся в комнате яркие чисто-зеленые растения, и какое жалкое впечатление оставляет забытый всеми, задвинутый в дальний пыльный угол, цветок.


Ход работы

Результаты работы

Выводы

1. Разделитесь на группы по 3-5 человек.

2. Каждая группа будет исследовать определенный участок школьного здания (кабинет биологии и другие кабинеты, столовая, рекреации, фойе, гардероб).

3. Выберите несколько растений в разных местах вашего участка.

4. На один из листьев каждого растения аккуратно прикрепите полоску скотча. Затем осторожно снимите ее. На скотче остается осевшая на листьях пыль.

5. После сбора материала, рассмотрите полоски скотча под микроскопом и оцените количество осевшей пыли по 5-балльной шкале:

  1. очень чисто

  2. чисто

3- слабое запыление

4- среднее запыление

  1. сильное запыление


6. Сравните ваши показатели с результатами исследований других групп.

7. Результаты работы занесите в таблицу.


Результаты работы зафиксируйте в виде таблицы:


Участок

Степень запыленности воздуха в баллах

1. Кабинет

биологии

2. Столовая

3. Фойе

4. Гардероб

5. Рекреации

1-го этажа

6. и т.д.




Сделайте вывод о степени загрязненности воздуха в разных частях школьного здания.

Сделайте вывод о том, каким растениям в школе срочно требуется помощь в виде душа или влажной чистой тряпочки.

Организуйте эту «скорую помощь» с участием учителя биологии или других учителей.

Подумайте и дайте ответ на вопрос:

- почему рекомендуется высаживать деревья и кустарники под окнами домов, выходящими на проезжую часть?

Воздействие шума на остроту слуха

Практическая работа

Цель: исследовать факторы, влияющие на остроту слуха.

Оборудование: часы, линейка, плеер.

Ход работы

1. К правому уху испытуемого, который сидит с закрытыми глазами, приближают наручные часы. Фиксируют расстояние, на котором тиканье часов услышано.

2. Аналогичный опыт проводится с левым ухом. (Нормальным считается расстояние 10-15 см.)

3. После прослушивания громкой музыки в течение 5 минут опыт повторяется.

4. Полученные результаты заносятся в таблицу.



Возраст


Количество

Расстояние до правого уха

Расстояние до левого уха

До прослушивания

После прослушивания

До прослушивания

После прослушивания

14-16 лет




35-45 лет




45-60 лет





5. Проанализируйте результаты и сделайте выводы.


Использование мела садовыми улитками для постройки раковины

Практическая работа

Методические рекомендации

Вместо садовых улиток можно использовать любых улиток, обитающих на суше, с хорошо развитой раковиной.

Цель: установить взаимосвязь между живыми организмами и минералами на примере садовых улиток.

Оборудование: 5-10 садовых улиток, стеклянные банки 0,5 л с полиэтиленовыми крышками, затянутыми сеткой, растения для корма улиток (крапива, одуванчик), кусочек мела с ровными и гладкими стенками, раковины мертвых моллюсков, нож, уксусная кислота, лабораторные весы.

Ход работы

  1. Отделите с помощью ножа кусочек мела.

  2. Капните на него уксусной кислотой. Вы наблюдаете химическую реакцию с выделением углекислого газа. CaCO3 + 2CH3COOH Ca(CH3COO)2 + CO2hello_html_m35e3b249.gif + H2O

  3. Оставшийся кусочек мела взвесьте с точностью до 50 мг. Запишите массу в таблицу. Опишите внешний вид мела.

  4. Исследуйте, будет ли реагировать с кислотой раковина улитки. Для этого возьмите раковину мертвой улитки и аккуратно поскоблите ножом со стороны перламутрового слоя. Снимите перламутр, капните на раковину уксусную кислоту. Опять наблюдается та же химическая реакция, что и в случае с мелом. CaCO3 + 2CH3COOHCa(CH3COO)2 + CO2hello_html_m35e3b249.gif + H2O Гипотеза: улиткам для построения раковины нужна известь (мел). Проверим!

  5. Положите взвешенный кусок мела улиткам.

  6. Улиток необходимо кормить, мыть банку (вынимая улиток и мел). Нужно следить, чтобы при уборке вода не попала на мел.

  7. Наблюдайте, как изменится кусок мела, запишите изменения.

  8. Когда кусок мела значительно уменьшится (это зависит от количества и размера улиток, температуры в комнате), взвесьте его повторно. Обычно для этого нужно от 3-4 дней до недели. Результаты запишите в таблицу.





Дата,

день опыта

Внешний вид мела

Масса мела


Гладкий, с ровными стенками





9. Животных после опыта необходимо выпустить туда, где они были взяты.

10. Сделайте и запишите выводы.


Исследования влияния дождевых червей на почву

Практическая работа

Методические рекомендации

Данный эксперимент длится как минимум неделю. Поэтому необходимо располагать необходимым временем.

Цель работы: выяснить, как влияют дождевые черви на структуру и плодородие почвы.

Оборудование: 2 стеклянные банки объемом 0,8 л с полиэтиленовыми крышками с прорезанными и затянутыми сеткой отверстиями, 2 образца почвы, хорошо различимые по цвету или оттенку, около 20 штук дождевых червей (общей массой около 5 г), растительные остатки (прелые листья, использованная заварка, очистки от моркови или огурца, кусочек кожуры от банана).

Ход работы

1. Насыпьте на ½ в обе банки почву образца №1, затем почву образца №2 так, чтобы граница между разными типами почв была четкой.

2. Ёмкость №1 (контроль) оставьте в таком виде, а в емкость №2 запустите дождевых червей.

3. Разложите одинаковые растительные остатки в обе емкости в одинаковом количестве (примерно 1 чайную ложку на банку).

4. Ёмкости закройте крышкой, затянутой сеткой, или завяжите хлопчатобумажной тканью.

5. Каждые 2 дня наблюдайте за обеими ёмкостями, отметьте:

  • изменилось ли количество растительных остатков;

  • изменилась ли четкость границы между двумя видами почвы;

  • изменилась ли плотность почвы, её структура.

6. Сделайте выводы о роли дождевых червей в природе.



ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ РАСТИТЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ, НАБЛЮДАЕМЫХ И ИЗУЧАЕМЫХ НА ЭКСКУРСИЯХ:


  1. Смешанный лес

- древесные породы: сосна обыкновенная, ель европейская, дуб черешчатый, липа мелколистная (сердцевидная), клен остролистный (платановидный), вяз гладкий, осина (тополь дрожащий), рябина обыкновенная.

- кустарники: жимолость лесная, бересклет бородавчатый, дафна (волчье лыко).

- травянистые растения и кустарнички: папоротник-орляк, ожига волосистая, копытень европейский, кислица обыкновенная, майник двулистный, черника обыкновенная

- мхи и лишайники: уснея, кладонии, гипнум, дикранум, кукушкин лён, ксантория

- грибы: трутовики

2. Пойменный широколиственный лес:

- древесные породы: осина, липа, клен, черемуха, ясень обыкновенный (высокий)

- кустарники: жимолость, крушина ломкая

- травянистые растения и кустарнички: страусник обыкновенный, ландыш майский, зубянка пятилистная, медуница неясная, ветреницы дубравная и лютиковидная, чистотел большой, грушанки, любка двулистная, хвощ лесной, толокнянка

- грибы: белый гриб, трутовики, сульфуреус, сыроежки, опята

3. Сфагновое болото:

- специфические комплексы болотной растительности, понятие карста и процесс его зарастания сплавиной…

- травянистые растения и кустарнички: голубика, клюква, багульник болотный, пушица влагалищная, белокрыльник болотный, вахта трехлистная, мирт болотный, подбел обыкновенный (андромеда), росянка круглолистная, вейник седеющий, осоки

- мхи: сфагнум

- древесные породы: особые морфы сосны обыкновенной (низкорослые, со свитым стволом)

5. Карстовые провалы:

- комплекс кальцефитов

6. Комплексная экскурсия на водоем (см. Методические рекомендации; Шустов С.Б., Орлов Е.В.)

7. Заливной луг:

- комплексы видов, связанных с водой (непосредственно и опосредованно)….

8. Вырубки:

- сукцессионные стадии и связанное с ними изменение фитокомплексов (см. Практикум по экологии; М.Кузнецова, А.Ибрагимов, В.Неручев)

9. Суходольные луга:

- разнотравье и связанные с ними комплексы насекомых; влияние кошения на состав и богатство разнотравья, а также обилия видов.

  1. Песчаные дюны и открытые всхолмления:

- комплексы открытых пространств, влияние выпаса на них, адаптации растений (ксероморфность) ,

- травянистые растения: букашник, фиалка песчаная, очиток едкий, ястребинки, тонконог сизый, полынь равнинная, смолевка зеленоцветковая, крестовник Якова, золотарник обыкновенный (золотая розга).

- кустарники: дроки (красильный и германский), ракитник русский, можжевельник обыкновенный, вереск обыкновенный.


  1. Растения населенных пунктов:

- сорные растения и их адаптации к жизни рядом с человеком, понятие синантропных видов, экологические взаимоотношения этих видов и человека (от мутуализма до паразитизма)…

- интродуцированные растения: пузыреплодник дальневосточный, сирень персидская и виргинская, мимоза канадская, жасмин, спиреи (иволистная и вязолистная),

- калина обыкновенная, бузина красная, смородина черная, малина, ромашка пахучая, горец птичий, мятлик однолетний, одуванчик лекарственный, клевер белый, подорожники средний, большой и ланцетолистный, полыни сизая и обыкновенная, марь, лебеда, клоповник, икотник серо-зеленый, крапива двудомная, ежа сборная, тимофеевка луговая, пырей ползучий, пастушья сумка, недотрога обыкновенная.







ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЖИВЫХ ОБЪЕКТОВ И СЛЕДОВ ИХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАБЛЮДАЕМЫХ И ИЗУЧАЕМЫХ НА ЭКСКУРСИЯХ


1. Смешанный лес:

- млекопитающие: крот европейский, бурозубка обыкновенная, мышь лесная, лось европейский, белка обыкновенная

- птицы: дятловые (большой пестрый, малый пестрый, белоспинный, зеленый, желна, вертишейка), кукушка обыкновенная, синицы (большая, московка, хохлатая), пеночка-трещотка, зяблик, чиж, жаворонок лесной (юла), стриж, ворон, сойка, завирушка лесная

- амфибии и рептилии: жаба серая, лягушка травяная, гадюка обыкновенная

- насекомые и паукообразные: муравей рыжий лесной.

2. Пойменный широколиственный лес:

- млекопитающие: крот европейский, мышь желтогорлая

- птицы: зимородок, лесной конек, пеночка-теньковка, зарянка, дрозд-рябинник, черный дрозд, дрозд-белобровик, мухоловка серая, мухоловка-пеструшка

- амфибии и рептилии: уж обыкновенный, лягушка остромордая, чесночница, веретеница, ящерицы (живородка, прыткая).

- членистоногие: клещи иксодовые, стрекозы (бабка зеленая, коромысло большое, лютки и стрелки, красотка), жужелицы, усачи, златки.

3. Сумеречно-активные животные: суточная ритмика у животных, приспособления к ночному образу жизни….

- млекопитающие: рыжая вечерница, ночницы, ондатра обыкновенная, еж европейский

- птицы: козодой, зарянка, дрозд певчий, соловей, речной сверчок, садовая камышевка, выпь обыкновенная, вальдшнеп, бекас, неясыть длиннохвостая

- амфибии: жаба серая

- насекомые: бабочки (совки, ночницы), светлячки, двукрылые (виды комаров).

4. Сфагновое болото: специфические комплексы болотной растительности, понятие карста и процесс его зарастания сплавиной…

5. Карстовые провалы:

- комплекс кальцефитов

6. Комплексная экскурсия на водоем (см. Методические рекомендации; Шустов С.Б., Орлов Е.В.)

7. Заливной луг:

- комплексы видов, связанных с водой (непосредственно и опосредованно)

- млекопитающие: комплекс мышевидных грызунов, ондатра обыкновенная, бобр

- птицы: луговой чекан, утки, чайковые («черные» крачки – белокрылая и черная, сизая и озерная чайки).

8. Вырубки:

- сукцессионные стадии и связанное с ними изменение орнитокомплексов и фитокомплексов (см. Практикум по экологии; М.Кузнецова, А.Ибрагимов, В.Неручев)

9. Суходольные луга:

-разнотравье и связанные с ними комплексы насекомых; влияние кошения на состав и богатство разнотравья, а также обилия видов.

  1. Песчаные дюны и открытые всхолмления:

-комплексы открытых пространств, влияние выпаса на них, адаптации растений (ксероморфность) и насекомых (роющие виды-псаммофилы;

- птицы: трясогузка желтая, овсянка обыкновенная, канюк обыкновенный;

- рептилии: ящерицы (живородка, прыткая, веретеница);

- насекомые: муравьиный лев (личинки), аполлон, скакун полевой, кузнечики, кобылка голубокрылая, копр лунный.

  1. Животные населенных пунктов:

-животные и их адаптации к жизни рядом с человеком, понятие синантропных видов, экологические взаимоотношения этих видов и человека (от мутуализма до паразитизма);

- млекопитающие: мышь домовая, еж европейский;

- птицы: ласточка деревенская, воронок, каменка обыкновенная, удод, воробей полевой, трясогузка белая, чечевица, скворец обыкновенный, горихвостка обыкновенная;

- насекомые: слепень бычий, дождевка, шершень, осы бумажные, мухи (саркофага, люцилия и др.), личинки жуков-древоточцев (короедов и усачей), пчела медоносная.



Требования к результатам обучения

Личностные результаты:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе и поведения в живой природе;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы и ее охрану; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

  • воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды.

метапредметные результаты:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть локальные (местные), региональные и глобальные экологические проблемы; ставить вопросы, выдвигать рабочие гипотезы, давать определения экологическим понятиям; классифицировать, наблюдать, проводить экологические эксперименты, формулировать цели учебного исследования, составлять план, фиксировать результаты; использовать измерительные приборы и оборудование экологических практикумов; делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; выступать волонтером в распространении экологических идей;

  • умение работать с разными источниками информации (текст учебников, научно-популярная литература, словари, справочники, интернет-ресурсы, медиаматериалы), анализировать и оценивать информацию с очки зрения экологических последствий для окружающей среды и здоровья человека, преобразовывать информацию из одной формы в другую; систематизировать информацию; понимать информацию, представленную в различной форме;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

  • уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своих позиций, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, корректно вести диалог.

Предметные результаты:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков объектов (живых организмов, экосистем, биосферы) и процессов (круговороты веществ и энергии в экосистемах);

  • формирование представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми объектами;

  • приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды;

  • классификация – объектов природы, факторов воздействия на окружающую среду, типов экосистем;

  • освоение базовых экологических знаний;

  • объяснение роли и места человека в природе, значении биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • сравнение объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявления приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействий разных организмов в экосистемах;

  • овладение методами науки: наблюдение и описание объектов и процессов; постановка экологических экспериментов и объяснение их результатов.

  1. В ценностно – ориентационной сфере:

    • формирование представлений об экологии как интегрированной системе знаний об окружающей среде и человека в ней;

    • знание основных правил поведения в природе;

    • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе (прогностическая функция).

  2. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете;

  • знание и соблюдение правил работы в природе и окружающей среде;

  • знание и соблюдение правил поведения на экскурсии;

  • соблюдение правил работы с лабораторным оборудованием.

  1. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов адекватного поведения в окружающей среде;

  • освоение приемов оказания первой помощи в природе;

  • проведение наблюдений и мониторинговых исследований за разными объектами живой природы.

  1. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической и экологической точки зрения объекты живой природы.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Голубкина Н.А. Лабораторный практикум по экологии. 2-е изд., испр. и доп.- М.: ФОРУМ, 2008. – 64 с.: ил. – (Профессиональное образование).

  2. Алексеева С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Методическое пособие для учителя. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. – 144 с.

  3. Алексашина И.Ю. Естествознание с основами экологии: 5 кл.: практ. работы и их проведение: кн. для учителя /И.Ю. Алексашина, О.И. Лагутенко, Н.И. Орещенко. – М.: Просвещение, 2005. -174 с.: ил. – (Лабиринт).

  4. Экология. 7-8 классы: практикум по экологии животных. Практикум по экологии человека / авт.-сост. Н.А. Степанчук.- Волгоград: Учитель, 2009. – 183 с.: ил.

  5. Степанчук, Н.А. Практикум по общей экологии. 9 класс /Н.А. Степанчук, Н.И. Прилипко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 208 с.

  6. Небел Б. Наука об окружающей среде.-Т.1.-М.: Мир, 1993.

  7. Польский Б.Н. Рассказы о почве.- М.: Просвещение, 1977.

  8. Радкевич В.А. Экология,- Минск: Вышейшая школа, 1977.

  9. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология.- М.: Просвещение, 1981.

59

«ШКОЛЬНЫЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ КАК АПРОБАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ»
  • Биология
Описание:

     Современное экологическое образование характеризуется, в том числе, следующими двумя особенностями. Во-первых, оно совершенно немыслимо без полевых форм деятельности, и теряет смысл, оставаясь только внутри школьных или вузовских стен. Непосредственное общение с природой, отдых на лоне природы и природосообразная деятельность на природных объектах (как чисто учебно-образовательная, так и научно-исследовательская) – все это должно стоять во главе угла  экообразования, застрявшего на сегодняшний день в старых теоретических конструктах и формах. Активная деятельность на природе и с природой может иметь самые различные проявления. Одними из самых, на наш взгляд, действенных и эффективных форм являются длительные выездные экологические летние лагеря и экспедиции. Именно на базе таких лагерей возможно полномасштабное развертывание школьного эколого-биологического практикума.

 

Во-вторых, летние выездные школы и лагеря в целом, и отдельные экскурсии в природу, в частности, немыслимы без современного технического оснащения. Особую роль здесь играют мобильные цифровые устройства и сервисы. Они позволяют расширить возможности экспедиционно-экскурсионной деятельности, как в плане самого ее реального исполнения, так и в плане презентации и демонстрации результатов ее. В этом случае школьный эколого-биологический практикум на базе полевого стационара будет представлять из себя эффективную апробационную площадку применения современных цифровых технологий и мобильных устройств.

Автор Себельдина Наталья Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 498
Номер материала 32919
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓