Главная / Другое / ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.


p44540

ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ к 70-летию

Победы в Великой Отечественной войне.

Нет в России семьи такой,
Где б ни памятен был свой герой! (В.Златоустовский).

Минуло 70 лет со дня великой Победы над фашистской Германией. Эта Победа была завоевана огромной ценой Советских людей. Война забрала миллионы людских жизней, сломала людские судьбы. В наше время осталось в живых очень мало тех, кто сражался в Великой Отечественной войне. Нашим долгом является сохранить и пронести память и уважение к событиям тех лет.  И пусть поколения знают, и пусть поколения помнят...

giorgi_lenta_18.jpg


Методический материал подготовлен методистом Лаборатории народоведения и межкультурной коммуникации МИОО к. ист. наук Е.Л.Галкиной.











В 2015 году наша страна будет отмечать 70 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне!

9 мая и в День памяти и скорби – 22 июня, в другие памятные и победные дни России мы склоняем головы перед миллионами соотечественников, павших за свободу и независимость нашей Родины, проявляем нашу память в добрых делах и поступках.

«Программы для молодых людей нужно продумывать специально, привлекать профессионалов, способных современно и содержательно готовить такие акции. Никому не нужны формальные, отчётные мероприятия, их вообще не должно быть. Мы должны провести юбилей достойно, уделить художественной и гуманитарной составляющей праздника самое пристальное внимание», - (В.В.Путин).


По данным информационных источников вскоре в России может появиться закон о патриотическом воспитании молодёжи. В Государственной Думе недавно прошло заседание круглого стола на тему: «Законодательное обеспечение патриотического воспитания молодёжи», на котором обсуждалась также вероятность введения в обязательную программу уроки патриотизма.






Сегодня учащиеся не только знакомятся с экспозициями музеев, но и участвуют в их создании, ведут исследовательскую работу по семейным архивам времен войны, занимаются поиском предметов музейного значения и документов, создают макеты боевой техники и сооружений.

В целом все музеи, независимо от того, краеведческие они, исторические, государственные или школьные, должны стать одними из центров подготовки и празднования юбилейных мероприятий. Особое внимание уделяется школьным музеям. В школах вводится практика оформления залов воинской Славы в формате эксперсс-выставок.

В адрес Организационного комитета «Победа» в ходе заседания поступили дополнительные предложения от руководителей ветеранских организаций. Председатель Московского городского совета ветеранов и Общественного совета Москвы Владимир Иванович Долгих предложил рассмотреть вопрос об организации на улицах города патриотической рекламы. Мэр Москвы Сергей Собянин дал поручение рассмотреть высказанные ветеранами предложения в ближайшее время.


Эта комплексная работа нацелена на повышение интереса молодежи к героическим страницам нашей истории, вовлечению в поисковую работу по пополнению экспозиций, сбору воспоминаний оставшихся в живых участников и свидетелей войны. Необходимо реализовать идею налаживания более тесных контактов между школами в этой сфере, на это, в частности направлены усилия меж музейного школьного абонемента







«Калейдоскоп культур», шефских связей с краеведческими музеями, поисковым движением. Если дети будут видеть историю на расстоянии вытянутой руки, то для них понятия «Родина» и «патриотизм» будут такими же близкими».


 Цель этих действий: – привлечь внимание детей и подростков к важнейшему событию нашей истории, объединившему наш многонациональный народ в годы Великой Отечественной войны;

формировать у обучающихся чувство патриотизма и гордости за подвиги отцов и дедов, воевавших ради жизни будущих поколений;

способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию гражданина России;

оказывать помощь в благоустройстве, озеленении и оформлении братских могил, памятников, обелисков на территории региона силами обучающихся образовательных учреждений.


Типы музейных занятий исходят из целевой установки учителя, наработанный позволяет представить уже разработанные типы музейных уроков:  урок-экскурсия; урок-лекция; урок-исследование; урок-концерт; урок-презентация; урок-беседа; урок внеклассного чтения.

 

Методы, формы, приемы работы на уроках музейного типа исходят из законов дидактики, основаны на современной технологии личностно ориентированного обучения. 







Цель музейного урока может быть достигнута только тогда, когда урок организован по своим специфическим законам: в отличие от обычного урока в его традиционной форме музейный урок должен быть организован как

совместный поиск, как открытие истины здесь и сейчас, как постижение нравственных законов бытия.


Специфика музейных уроков  состоит в хорошем владении учителем материалом, в умении отобрать его на конкретный урок, не перегрузить урок декларативными лозунгами.

 Результативность таких уроков может быть отслежена только путём хорошо продуманных творческих заданий, личностно ориентированных на каждого ученика - индивидуальных, доступных и посильных.


  • В рамках курсов повышения квалификации МИОО предусмотрена подготовка музейного урока, посвященного юбилейной дате («Духовно-нравственное воспитание и поликультурное образование учащихся средствами музейной, театральной и туристско-краеведческой деятельности».

Ноябрь 2014г. – апрель 2015г. Шифр: ВСЕ-205

70-летие победы торжественно отмечается в течение всего учебного года: план мероприятий, посвящённых этому событию, охватывает все сферы школьной жизни – проведение тематических классных часов, подготовка специальных выпусков газеты и радиопередач, постановка





спектаклей, создание экспресс-выставок военной Славы, организация встреч с ветеранами и многое другое.


На базе школьных музеев проводятся уроки Мужества и Трудового героизма, тематические 15-минутки и классные часы: «Имя Героя», «Спасибо Вам за Победу!», «Гордость Отчизны», «Герои в моей семье», «Бессмертен подвиг советского народа», «Память наших сердец» и другие. Школьные экспозиции используются и при проведении интегрированных уроков истории, литературы, музыки, посвященных Дню героев Отечества.

Активисты школьных музеев по всей стране реализуют социально адресные акции «Ветеран живет рядом», «Забота». В их рамках учащиеся посещают ветеранов Великой Отечественной войны и трудового фронта, оказывают им посильную помощь. Работа многих музеев вышла за рамки экспозиционной и экскурсионной. Школьные музеи организуют тематические выездные экспресс-выставки в других образовательных учреждениях: «Герои Великой Победы», «Хотелось бы всех поименно назвать», «Горькая память людская», «Помним их имена», «Наследники воинской славы», «Его именем названа улица», «Возвращенные имена». Постоянно ведется поиск документов и фотографий по теме «Труженики тыла - жители микрорайона», «Хранитель времени». Собран колоссальный материал о ветеранах Великой отечественной войны - об учениках и учителях школы.







Школьные музеи

Громадную роль в духовном и нравственном становлении школьника играют исторические лица: общеизвестно, что история любой страны - это совокупность судеб людей, живущих в этой стране. И с наибольшей полнотой особенности национального характера проявляются именно в годы тяжёлых национальных испытаний. И именно музей позволяет воспитывать поколение напримере исторических лиц. Музейные материалы заставляют задуматься о месте человека на Земле, вызывают чувство гордости за своих предков.

Люди, с уважением относящиеся к истории своей страны, к истории других народов, не могут быть безнравственными. Такие люди не способны на подлость, предательство, жестокость. Опыт жизни предшествующего поколения, запечатленный в музейных экспозициях, научит молодое поколение понимать, что не хлебом единым жив человек. В рамках подготовки к празднованию 70- летия Победы в ВОВ в школьных музеях в нашей стране проводятся различные акции. На некоторые из них следует обратить пристальное внимание педагогов, руководителей музеев и учащихся.

Примерный перечень проводимых акций, экспресс-выставок, тематика виртуальных школьных музеев, сайтов, рекомендуемых для









подготовки школьных музеев к празднованию 70-летия победы в ВОВ.

Акция  «История моей семьи в истории Великой Отечественной войны». (в виде галереи фотопортретов  воевавших родственников, земляков, однополчан, содержащих биографические сведения, информацию о воинских и трудовых подвигах, а также сохраненные воспоминания ветеранов.

Акция «У Победы наши лица». (Создание интернет-страницы «К 70-летию Победы» на официальном сайте школы (публикация материалов об участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла); краеведческие конференции «герои Великой Отечественной войны», участие в проектах «Мы так мало знаем о войне», «Я помню, я горжусь» (создание сборника рисунков); конкурс сочинений «Мы помним мир спасённый».

 В формате школьного виртуального музея  Славы ученики, родители, учителя и другие работники вносят личный вклад в деятельность своих музеев, делятся частичкой своей собственной истории с окружающими, выражая благодарность и уважение своим предкам за мирную и благополучную жизнь, которую они нам подарили. Воинам, отдавшим за Родину главную цену – жизнь – наш земной поклон и вечная слава!









Акция "Нам завещаны память и слава...", в которой рассказывается об участниках ВОВ. Биографии не только своих близких, но и малоизвестных героев, написанные юными корреспондентами, - могут стать лишь начальнымэтапом серьезной коллективной проектно-исследовательской работы учащихся.

Акция «Полиэкран – «Нам дороги эти позабыть нельзя…». В формате школьного виртуального музея учащимися набирается интернет- материал по конкретной тематике. Здесь важен момент личного выбора учащихся, их осознание и разработка темы. Собираются в одном месте разноязычные истории, совершенно разные судьбы. 



Таких тем может быть много:



Война и дети :

- «Украденное солнце»(Подборка фотографий времен военных лет, рассказывающих о тех, чье детство пришлось на страшные годы Великой Отечественной. Воспоминания детей, переживших Ленинградскую блокаду, Сталинградскую битву);

Дети - герои Великой Отечественной» (в тылу оккупантов действовала целая армия мальчишек и девчонок. Например: только в оккупированной Белоруссии не менее 74500 мальчишек и девчонок, юношей и девушек воевали в партизанских отрядах.).





- "Дети войны - оставленные без детства»

(Выставка военных фотографов "Дети войны", посвящена тем, кто появился на свет в последние предвоенные и военные годы, тем, кого она оставила без детства и кому не надо было играть в войну...)

Женское лицо войны:

- «Красота на той Войне»

(Говорят, у войны - не женское лицо. Лица бойцов войны были разными, среди них нашлось немало девичьих лиц, порой они были прекрасны... Цитаты из книг Светланы Алексиевич "У войны не женское лицо" и "Последние».

Красивая молодая женщина смотрит со старого черно-белого снимка. Прислонившись к дереву, она грустно улыбается в объектив чей-то фотокамеры, крепко сжимая в руках свою «Лейку 2А»).

- «О загадочных русских женщинах...»

Громадную роль в духовном и нравственном становлении школьника играют исторические лица: общеизвестно, что история любой страны - это совокупность судеб людей, живущих в этой стране. И с наибольшей полнотой особенности национального характера проявляются именно в годы тяжёлых национальных испытаний. И именно музей позволяет воспитывать поколение на примере исторических лиц. Музейные материалы заставляют задуматься о месте человека на Земле, вызывают чувство гордости за своих предков. Люди, с





уважением относящиеся к истории своей страны, к истории других народов, не могут быть безнравственными. Такие люди не способны на подлость, предательство, жестокость. Опыт жизни предшествующего поколения, запечатленный в музейных экспозициях, научит молодое поколение понимать, что не хлебом единым жив человек.

Например - Прасковья Ивановна Щеголева- 15 сентября 1942 года недалеко от села Семилуки совершила беспримерный подвиг простая русская женщина: ценой своей жизни и жизней своих детей она спасла от смерти пилота сбитого советского штурмовика «Ил-2» Михаила Мальцева.)

- «Женщины – герои Великой Отечественной»

(Подборка фотографий и документов, рассказывающих о женщинах – Героях ВОВ. Сколько их было? Наверное, не обязательно перечислять всех, главное – найти тех, чьими именами названы соседние или близь лежащие улицы, школы) и т.д.)


Подвиг

- «Первые Герои Советского Союза «  

(Солдаты и офицеры, ставшие первыми Героями Советского Союза).











«Культура России в годы Великой Отечественной войны» ( материалы о советские писателях, художниках, ученых, актерах театра и кино - участниках Великой Отечественной войны. Имена одних хорошо известны нынешнему молодому поколению, другие погибли на поле боя, умерли и оказались практически забыты...)

- «Кто, как и когда писал о Великой Отечественной войне» (вот лишь одно из немногих стихотворений, поразивших своей особостью:



В рассвет течет неспешная река.

Крадется сон, смежить пытаясь веки.

Туманом смыло ближние стога…

Остановить бы этот миг навеки!

Секунды в вечность пулями летят,

Пока кровавит берег свет ракеты.

Еще пройдет мгновенье — и снаряд

Обдаст войной шестую часть планеты.

Заставу поднял у калитки взрыв,

Дробь каблуков по вымытым ступеням.

След по росе. Береговой обрыв.

Чужие весла наши воды пенят.

Дошлет патрон послушная рука,

В плечо ударит трехлинейки ярость.

...Он принял бой и для него река

Так навсегда границей и осталась.

В победный май отсюда путь пролег,

Увенчанный немеркнущим салютом,

И первым сделал в эту даль рывок

Солдат, провоевавший три минуты.

. Виктор Ганшин

22 июня 1941 года

Виктор Иванович Ганшин в ИТАР-ТАСС – более 45 лет. С 1962 года он работает в ленинградском – петербургском отделении ИТАР-ТАСС: корреспондент, ответственный выпускающий, обозреватель по вопросам культуры. Автор более двадцати тысяч корреспонденций, репортажей, информации по различным темам. За книгу «Одна секундавойны», написанную совместно с Олегом Сердобольским, в 1984 году получил премию Союза журналистов СССР.. За стихотворный диптих «22 июня 1941 года» и «9 мая 1945 года» в 2003 году в Нью-Йорке на всемирном конкурсе русскоязычных поэтов «Надежды лира золотая» награжден серебряной Никой.)





Школьные музейные экспозиции военной археологии.

- (Результаты поисковых экспедиций школьного музея на места боевых сражений).

Памятники, (места скорби).

- «Горящий факел воин-мститель»

(Например: Памятник подвигу Михаила Паникахи, совершенного 2 октября 1942 года в районе Сталинграда. Сразу после событий командир 883-го полка ходатайствовал о присвоении Михаилу Паникахе звания Героя Советского Союза. Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года звание Героя Советского Союза ему было присвоено посмертно. На месте подвига героя долгое







время стоял мемориальный знак с памятной плитой.

8 мая 1975 года на этом месте был воздвигнут памятник).





1. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 “О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы”(12 октября 2010).

2. Что нужно, чтобы наши дети выросли патриотами?//Учит. газ. -2003. 15 июля. - С. 8-9.



















15


ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
  • Другое
Описание:

   В 2015 году наша страна будет отмечать 70 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне!

9 мая и в День памяти и скорби – 22 июня, в другие памятные и победные дни России мы склоняем головы перед  миллионами  соотечественников,  павших за свободу и независимость нашей Родины, проявляем нашу память в добрых делах и поступках.

«Программы для молодых людей нужно продумывать специально, привлекать профессионалов, способных современно и содержательно готовить такие акции. Никому не нужны формальные, отчётные мероприятия, их вообще не должно быть. Мы должны провести юбилей достойно, уделить художественной и гуманитарной составляющей праздника самое пристальное внимание», - (В.В.Путин).

 

 

По данным информационных источников вскоре в России может появиться закон о патриотическом воспитании молодёжи. В Государственной Думе недавно прошло заседание круглого стола на тему: «Законодательное обеспечение патриотического воспитания молодёжи», на котором обсуждалась также вероятность введения в обязательную программу уроки патриотизма.

Автор Галкина Елена Львовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1078
Номер материала 44879
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓