Главная / Школьному психологу / Школьному психологу: "Школьная тревожность и её влияние на процесс формирования личности ребёнка"

Школьному психологу: "Школьная тревожность и её влияние на процесс формирования личности ребёнка"

Школьная тревожность и её влияние на процесс формирования личности ребёнка

Выполнила: Аникина Г.В. педагог-психолог, МБОУ специальная

(коррекционная) школа-интернат №8, г. Саяногорск.

Детские годы - самые важные в жизни человека. Как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, учителей, воспитателей.
Главную роль в жизни маленького человека играет семья.
Задача школы – раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребенка на каждой возрастной ступени школьного возраста. 
Трудно растить детей в сложном современном мире. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь на детях. Родители искренне любят детей, но многие не умеют свою любовь проявить. Они знают, что ребенку нужны одежда, дом, еда, образование, любовь. Секрет любви к ближнему и к детям прост: это безусловная любовь, независящая от преходящих моментов (поступков, возраста и так далее). Нужно любить независимо ни от чего.
 
Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека. От них во многом зависит наше отношение к людям, оценка собственных действий и поступков. Они могут оказывать совершенно противоположные действия: с одном стороны, активизировать поведение и деятельность, повышать продуктивность, с другой - тормозить, рассогласовывать деятельность, подавлять или угнетать.

Негативные и позитивные эмоциональные состояния школьников в образовательном процессе обусловлены внутренними и внешними (социальными) причинами. Их проявление зависят от индивидуальных физиологических и психологических особенностей школьника. В образовательном процессе проявляются оптимальные, типичные и актуальные (ситуативные) эмоциональные состояния школьников. Эмоциональное состояние является целостной характеристикой психической деятельности за определённый период времени. Эмоциональные состояния являются сложными многокомпонентными системами, могут выражать собой сложное единство противоположных переживаний
В школьном возрасте ведущей деятельностью является учебная и в зависимости от успехов или неуспехов в этом виде деятельности состояние школьника будет либо положительным, либо отрицательным. Благоприятные эмоциональные состояния способствуют личностному развитию ребенка и включению его в продуктивную деятельность, они повышают психическую активность, обеспечивают настроенность на решение той или иной задачи. Можно выделить такие типичные благоприятные эмоциональные состояния, как радость, удовольствие, веселье, восторг; спокойствие, удивление.

Неблагоприятное состояние дает ощущение дискомфорта и неблагополучия и предполагает нарушение меры (например, осторожность страх, гнев - ярость). К типичным неблагоприятным состояниям школьников можно отнести такие, как грусть, обида, тревога, эмоциональная напряженность, агрессия, страх, тревожность.

Тревожность - это чувство эмоционального дискомфорта, вызываемое постоянным ожиданием грозящей опасности, состояние безобъектного страха; склонность индивида к переживанию состояния тревоги. Под тревожностью понимают «индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.

Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей школьного возраста можно выделить:

-внутриличностные конфликты, прежде всего, связанные с оценкой собственной успешности или неуспешности в различных сферах деятельности

- нарушения внутрисемейного взаимодействия;

-нарушение внутри школьного взаимодействия,;

- неспособность учащегося справиться со школьной программой

- неадекватные ожидания со стороны родителей;

- взаимодействия со сверстниками

-соматические нарушения:

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в ситуации конфликта, вызванного:

-негативными требованиями, которые могут поставить его в униженное или зависимое положение;

- неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;

- противоречивыми требованиями, которые предъявляются к ребенку родителями, школой, сверстниками.

Школьная тревожность - это самое широкое понятие, включающие различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.

В целом, школьная тревожность является результатом взаимодействия личности с ситуацией. Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно, поскольку познание всегда сопровождается тревогой. Познание - это всегда открытие чего-то нового, а все новое таит в себе беспокоящую человека неопределенность. Устранить эту тревогу, по сути, означает нивелировать все трудности познания, которые являются необходимым условием успешности усвоения знаний.

Поэтому следует сразу оговориться, что оптимальная учеба в школе возможна только при условии более или менее систематического переживания тревоги по поводу событий школьной жизни. Однако интенсивность этого переживания не должна превышать индивидуальный для каждого ребенка «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующее влияние.

Рациональное распределение учебной нагрузки в течение дня и недели - важный фактор профилактики утомления, перенагрузки школьников, оно способствует снижению тревожности и повышению работоспособности учащихся.

Комфорт ребенка во внутришкольной среде позволяет максимально сохранить его здоровье, способствует адекватному поведению и успешной деятельности, поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание радости, удовольствия и удовлетворения от пребывания во внутришкольной среде. В целом устойчивые, долговременные комфортные состояния дают возможность полноценному личностному развитию

- Чтобы ваш ребенок был психически и физически здоров, необходимо оберегать его от внутрисемейных разборок, неурядиц, чаще прислушиваться к нему, ставить себя на его место. Тогда у ребенка повысится успеваемость, улучшится соматическое здоровье, он будет психически уравновешенным и избавится от страхов. Он будет уметь сопереживать другим людям. 
Любите, ласкайте своих детей!

Желаю успехов в воспитании ваших детей!

Школьному психологу: "Школьная тревожность и её влияние на процесс формирования личности ребёнка"
  • Школьному психологу
Описание:

Задача школы – раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребенка на каждой возрастной ступени школьного возраста. Негативные и позитивные эмоциональные состояния школьников в образовательном процессе обусловлены внутренними и внешними (социальными) причинами. Их проявление зависят от индивидуальных физиологических и психологических особенностей школьника. Школьная тревожность - это самое широкое понятие, включающие различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

Автор Аникина Галина Витальевна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 556
Номер материала 13531
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓