Инфоурок Другое Другие методич. материалыШкола молодого учителя "Типы и формы современного урока"

школа молодого учителя "Типы и формы современного урока"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ выст по типам и фор урока.ppt

Скачать материал "Школа молодого учителя "Типы и формы современного урока""

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Заведующий доп. образованием

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • КГУ «Карагайлинская средняя школа отдела образования акимата Алтынсаринского...

    1 слайд

    КГУ «Карагайлинская средняя школа отдела образования акимата Алтынсаринского района»

    Тема : «Типы и формы современного урока»
    Подготовила:
    Баймухаметова Б.Т.
    школа молодого учителя

  • «Урок-«клеточка» педагогического процесса. В нем как солнце в капле вод...

    2 слайд

    «Урок-«клеточка» педагогического процесса. В нем как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке»
    М.Н. Скаткин

  • Выделяют пять типов уроков:1 тип - уроки изучения нового учебного материала;...

    3 слайд

    Выделяют пять типов уроков:
    1 тип - уроки изучения нового учебного материала;
    2 тип- уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.);
    3-й тип - уроки обобщения и системати-зации ;
    4-й тип- комбинированные уроки ;
    5-й тип- уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков .

  • ТИПЫ УРОКОВ ПО И.Н. КАЗАНЦЕВУ:урок с разнообразными видами занятий; 
урок в...

    4 слайд

    ТИПЫ УРОКОВ ПО И.Н. КАЗАНЦЕВУ:

    урок с разнообразными видами занятий;
    урок в виде лекции;
    урок в виде беседы;
    урок-экскурсия;
    урок с использованием учебного кино-, видеофильма, телепередачи;
    урок самостоятельной работы учащихся в классе;
    лабораторные или другие практические занятия.

  • Типы уроков. Формы уроков      Урок изучения нового материала (вводная и всту...

    5 слайд

    Типы уроков. Формы уроков
    Урок изучения нового материала (вводная и вступительная части, наблюдение и сбор материалов как методические варианты уроков):
    урок-лекция;
    урок-беседа;
    урок с использованием учебного кино-, видеофильма;
    урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);
    урок смешанный (сочетание элементов различных видов урока на одном).

  • ТИПЫ УРОКОВ ПО В.А. ОНИЩУКУ:урок усвоения новых знаний; 
урок освоения новых...

    6 слайд

    ТИПЫ УРОКОВ ПО В.А. ОНИЩУКУ:

    урок усвоения новых знаний;
    урок освоения новых умений и навыков;
    урок комплексного применения знаний;
    урок обобщения и систематизации знаний;
    урок проверки, оценки и коррекции ЗУН;
    комбинированный урок.

  • ТИПЫ УРОКОВ ПО И.П. ПОДЛАСОВУ:комбинированный урок;
урок изучения новых знани...

    7 слайд

    ТИПЫ УРОКОВ ПО И.П. ПОДЛАСОВУ:
    комбинированный урок;
    урок изучения новых знаний;
    урок формирования новых умений;
    урок контроля и коррекции знаний и умений;
    урок практического применения знаний и умений

  • ТИПЫ УРОКОВ ПО Н.П. ГУЗИКУ:урок общего разбора темы и методики ее изучения;
к...

    8 слайд

    ТИПЫ УРОКОВ ПО Н.П. ГУЗИКУ:
    урок общего разбора темы и методики ее изучения;
    комбинированное семинарское занятие;
    урок обобщения и систематизации знаний;
    урок межпредметного обобщения материала;
    урок-практикум.

  • ТИПЫ И ВИДЫ УРОКОВ ПО М.И. МАХМУТОВУ:Тип урока
   Урок изучения нового матери...

    9 слайд

    ТИПЫ И ВИДЫ УРОКОВ ПО М.И. МАХМУТОВУ:
    Тип урока
    Урок изучения нового материала (вводная и вступительная части, наблюдение и сбор материалов как методические варианты уроков)

    Виды уроков
    урок-лекция;
    урок-беседа;
    урок с использованием учебного кино-, видеофильма;
    урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);
    урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном)

  • ТИПЫ И ВИДЫ УРОКОВ ПО М.И. МАХМУТОВУ:Урок обобщения и систематизации знаний
С...

    10 слайд

    ТИПЫ И ВИДЫ УРОКОВ ПО М.И. МАХМУТОВУ:
    Урок обобщения и систематизации знаний

    Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков

  • ТИПЫ И ВИДЫ УРОКОВ ПО М.И. МАХМУТОВУ:Контрольные уроки (учета и оценки ЗУН)...

    11 слайд

    ТИПЫ И ВИДЫ УРОКОВ ПО М.И. МАХМУТОВУ:
    Контрольные уроки (учета и оценки ЗУН)

    устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос);
    письменная проверка; зачет;
    зачетные и лабораторные работы; контрольная (самостоятельная) работа;
    смешанный урок (сочетание трех первых видов)

  • Урок совершенствования ЗУН (сюда входят уроки формирования ЗУН, целево...

    12 слайд

    Урок совершенствования ЗУН (сюда входят уроки формирования ЗУН, целевого применения усвоенного и т.д.):
    урок самостоятельной работы (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений);
    урок – лабораторная работа;
    урок практических работ;
    урок-экскурсия;
    урок-семинар.

  • Урок обобщения и систематизации: 
Сюда входят основные виды всех пяти т...

    13 слайд

    Урок обобщения и систематизации:
    Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков.

    Контрольные уроки (учета и оценки ЗУН):
    устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос);
    письменная проверка;
    зачет;
    зачетные и лабораторные работы;
    контрольная (самостоятельная) работа;
    смешанный урок (сочетание трех первых видов).
     
    Комбинированный урок
    На нем решается несколько дидактических задач.

  • Нетрадиционные формы урока:ролевые игры;
урок-спектакль;
исполнение сказочног...

    14 слайд

    Нетрадиционные формы урока:
    ролевые игры;
    урок-спектакль;
    исполнение сказочного сюжета;
    смотр знаний;
    урок фантазирования;
    урок-игра;
    деловая игра;
    урок-зачет;
    урок взаимообучения;
    урок-путешествие;
    круглый стол или конференция;
    урок-состязание;
    пресс-конференция;
    урок открытых мыслей;
    урок-восхождение;
    урок-соревнование;
    урок-диалог;
    урок-КВН;
    мозговая атака;
    урок-викторина;
    урок-брифинг;
    игра «Следствие ведут знатоки»;
    актуальное интервью;
    аукцион знаний;
    имитационно-ролевое моделирование;
    урок-диспут;
    моделирование мышления учащихся;
    урок-турнир;
    ролевая деловая игра;
    урок-эврика;
    урок-лекция:
    игра «Волшебный конверт»;
    проблемная;
    межпредметный интегрированный урок;
    визуальная;
    урок-конкурс;
    лекция вдвоем;
    урок творчества;
    пресс-конференция;
    математический хоккей;
    лекция-конференция;
    лекция-провокация;
    лекция-диалог.

  • Типологию уроков по основным дидактическим целям целесообразно представи...

    15 слайд



    Типологию уроков по основным дидактическим целям целесообразно представить, опираясь на основные элементы - составные части урока:

    проверка опорных знаний и умений;
    изучение нового материала;
    его закрепление и обобщение;
    задание на дом.

  • По дидактическим целям можно выделить следующие типы уроков:вводные уроки;
у...

    16 слайд

    По дидактическим целям можно выделить следующие типы уроков:

    вводные уроки;
    уроки изучения нового материала;
    уроки формирования умений;
    уроки проверки, контроля и коррекции;
    комбинированные уроки;
    уроки повторения изученного;
    обобщающие уроки.

  • Словарь уроков разных типов, видов и форм. «А»
     Аукцион, Заключается в пу...

    17 слайд

    Словарь уроков разных типов, видов и форм.
    «А»
    Аукцион, Заключается в публичной «продаже с молотка» «простых» предметов. «Продажу» осуществляют за знания - ответы, а «купившим» считается тот, кто последним даст правильный ответ. Предметы для продажи подбираются так, чтобы предложить «цепочку» ответов, где последний - самый трудный. Урок учит видеть явления, закономерности в окружающей жизни.

  • «Б»Вводные уроки. Проводятся в начале учебного года, когда приступают к изуче...

    18 слайд

    «Б»
    Вводные уроки. Проводятся в начале учебного года, когда приступают к изучению нового курса, или в начале большого раздела программы. Цель таких уроков - создать у школьников соответствующие психологические ус­тановки на предстоящую учебную работу, вызвать интерес к знаниям, рас­крыть практическую роль знаний. Если этот урок - вводная лекция, то объе­диняется содержание материала в целом. Особое внимание уделяется разъ­яснению главного материала темы, составлению плана-конспекта.
    Взаимоконтроль. Это уроки опроса ранее пройденного материала. Класс делится на группы по 3-5 человек. Команды комплектуются на прин­ципе добровольности, но в них обязательно и «слабые», и «средние», и «сильные» ученики. Учащиеся проверяют друг у друга выполнение заданий. При этом проявляются чувство ответственности друг перед другом, взаимо­помощь, взаимовыручка.

  • «В»Диспут. Этот тип уроков означает признание важности и полезности обсуждени...

    19 слайд

    «В»
    Диспут. Этот тип уроков означает признание важности и полезности обсуждений. Это спор, полемика. Главная ценность этих уроков состоит в том, что в них формируется диалектическое мышление школьников. Это непринужденный, живой разговор учащихся, высказывание собственного мнения и его обоснование, выработка умения вникать в доводы оппонента, обнаруживая слабые места, умения задавать вопросы по фактическому материалу темы, активное превращение знаний в убеждения.

  • «Г»Закрепление изученного материала. Основной дидактический смысл заключается...

    20 слайд

    «Г»
    Закрепление изученного материала. Основной дидактический смысл заключается в закреплении и осмыслении изученного материала в виде соответствующих навыков и умений, как моторных, так и интеллекту­альных. Архитектоника таких уроков всегда связана с повторением прой­денного материала, выполнением упражнений и может быть успешно вос­произведена исключительно с учетом индивидуальных особенностей уча­щихся, их восприимчивости к учению.
    Целью уроков закрепления является не изучение нового мате­риала, не разрешение теоретических проблемных вопросов, а II тренировка, которая должна обязательно предполагать необхо­димую вариативность работ, требующую от учащихся переноса знаний и умений и их использования в нестандартных ситуациях.
    Зачет. Такие уроки подводят итог работе. Это одна из форм проверки знаний. Суть его в том, что учащиеся отчитываются об усвоении какой-то темы программы или логически связанной группы вопросов. Зачеты бывают разных видов. Иногда они представляют собой комплексную проверку зна­ний: и по теории, и по решению задач, и по практической или лабораторной работе; иногда на зачет выносят какой-то один вид проверки. Зачет органи­зуют и в строгом академическом стиле, и в форме игры. Он может быть письменным и устным.

  • «Д»Изобретательство. Уроки этого типа развивают творчество учащих­ся, их умен...

    21 слайд

    «Д»
    Изобретательство. Уроки этого типа развивают творчество учащих­ся, их умения нестандартно мыслить, давать нестандартные решения задач. Они пробуждают вкус к усовершенствованию чего-то, рационализаторству. На уроках этого типа в течение всего урока изучается новая тема. Могут проводиться с помощью опорных конспектов (логического плана ответа с помо­щью символов). На уроках реализуется принцип многократного повторения (от 2 до 5 раз). Разбирается достаточно большой по объему и сложности ма­териал, требующий глубокой серьезной переработки. На уроках применяется комплекс методов обучения, активен не только учитель, но и школьники.
    Триединой целью таких уроков является учебно-воспитательная задача этапа усвоения новых знаний. Основное назначение - формирование знаний и умений.
    Интегрированный (межпредметный). Это урок интегрированных связей нескольких предметов. Дает учащимся достаточно широкое и яркое представление об окружающем мире, о взаимосвязях и явлениях. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образовательного мышления. Структура таких уроков отлича­ется четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловлен­ностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативностью, емкостью материала.
    Интегрированные уроки предполагают обязательное разви­тие творческой активности учащихся, перенапряжение за счет переключения па разнообразные виды деятельности; резко по­вышают познавательный интерес; служат развитию у школь­ников воображения, внимания, мышления, памяти, речи.

  • «К»Комбинированный. Такие уроки наиболее распространены. Они имеют несколько...

    22 слайд

    «К»
    Комбинированный. Такие уроки наиболее распространены. Они имеют несколько дидактических целей и включают все структурные элемен­ты. Каждый из элементов комбинированного урока требует определенных методов и форм организации деятельности учащихся. Закрепление знаний на комбинированном уроке целесообразно проводить по ходу изучения но­вого материала. Домашнее задание может быть дано на разных этапах урока, важно лишь четко проинструктировать, как правильно его выполнять, ка­кие знания и умения, опыт творческой деятельности необходимо приобре­сти и хорошо усвоить.
    Консультация. Цель такого урока - оказание учебной помощи учени­кам. Такие уроки обеспечивают удовлетворение интересов всех групп изучающихся, так как категорий учеников несколько:
    одни недостаточно хорошо усвоили теоретический материал;
    другие не научились решать типичные задачи;
    третьи не усвоили приемы работы с приборами, картами, схемами;
    четвертые нуждаются в совете по подготовке к написанию рефератов, доклад и т.д.
    Конференция. Такой урок организуется как совещание специалистов по какой-либо науке, как собрание специалистов-практиков, занимающихся проблемами использования достижений науки, в производстве, как сове­щание предметников и философов, разрабатывающих мировоззренческие проблемы, как собрание специалистов разных профилей, решающих об­щую глобальную проблему. Учащиеся, как правило, выступают с докладами и сообщениями. Все сообщения готовятся самостоятельно и дома, а на уроке их только озвучивают. Базой для такой работы служит дополнитель­ная литература: научно-популярные книги, журналы, газеты. Цель уроков-конференций - расширение и углубление учебного материала, ознакомле­ние с новыми сведениями за счет обращения к разным литературным ис­точникам. Происходит обмен мнениями. Формы работы в процессе подго­товки - изучение литературных источников, в ходе самого урока - взаимоинформация учащихся, ведение тезисных записей, составление плана.

  • «Л»Лабораторная работа. Это урок формирования экспериментальных умений и навы...

    23 слайд

    «Л»
    Лабораторная работа. Это урок формирования экспериментальных умений и навыков, на котором учащиеся пользуются разными приборами, проводят наблюдения, опыты, снимают показания, описывают полученные результаты, составляют отчеты и делают выводы.

  • «О»Обобщение и систематизация знаний. Главная дидактическая цель: обобщение и...

    24 слайд

    «О»
    Обобщение и систематизация знаний. Главная дидактическая цель: обобщение и систематизация изученного материала, определение в нем основных понятий, закономерностей, областей применения, этапов процесса познания. Урок может состоять из трех частей:
    1-я часть. Фронтальное повторение пройденного материала по вопросам.
    2-я часть. Выдвижение и решение проблемы.
    3-я часть. Экспериментальная работа.
    Обобщающие уроки приобретают все большее значение в процессе обучения многим предметам. Их проведение преду­смотрено программами почти по всем курсам школьных пред­метов. Основная черта обобщающих уроков - приобретение школьниками новых знаний на базе систематизации и обобще­ния, переосмысления имеющихся знаний.
    Такой урок может быть построен на самостоятельной работе учащихся с самостоятельными дидактическими карточками и таблицами, учебником или дополнительной литературой. Обобщение и систематизация знаний не только способствуют лучшему запоминанию и применению знаний, но и по­вышают их уровень, помогают усвоить фундаментальные знания. На таких уроках используется большое количество средств обучения - карты, схемы, таблицы, учебные картины, экранные пособия, плакаты, статистический ма­териал, приборы.
    Общественный смотр знаний. Такие уроки отражают стремление к открытости, гласности, сопереживанию, сотворчеству. Они являются свое­образной проверкой знаний учащихся по пройденной теме или разделу, особенность которой состоит в том, что проверка организуется с целью по­казать учащимся, учителям, родителям, чего достигли ученики, как они ов­ладели знаниями и умениями, предусмотренными программой, и насколько этот интеллектуальный и практический багаж связан с жизнью.

  • «П»Повторение изученного. Основная дидактическая цель уроков этого типа заклю...

    25 слайд

    «П»
    Повторение изученного. Основная дидактическая цель уроков этого типа заключается в предотвращении забывания усвоенного материала, углублении его связей с ранее изученным материалом, уточнении приобретенных представлений. Особенность и сложность проведения таких уроков в том, чтобы точно определить границы учебного материала, умело выде­лить его основные идеи, понятия, правила, подобрать соответствующие за­дания. Повторение должно быть организовано в интересной форме и иначе, чем первоначальное усвоение материала.
    Уроки, специально посвященные повторению, проводятся редко, так как систематическое текущее повторение материала имеет место па каждом уроке. Однако они важны для закре­пления знаний и умений по большим разделам и темам с целью установления логической связи между разделами. Проводятся по усмотрению учителя исходя из конкретных условии.
    Практическая работа. Цель такого урока - отработка и закрепление теоретических умений и навыков на практике. На этих уроках проводятся большие по объему и сложные по содержанию работы. Уроки практической работы содержат следующие структурные элементы: постановка образова­тельно-воспитательных задач; ознакомление учащихся с учебными средства­ми, необходимыми для выполнения практической работы; инструкция по овла­дению приемами учебной работы и оформлению полученных результатов; подведение итогов и задание на дом. Результат этого типа уроков зависит от степени овладения учениками приемами учебной работы: сравнивать, сопоставлять, делать выводы, расчеты, анализировать, устанавливать зависимость.
    Пресс-конференция. Эти уроки имитируют проходящие в жизни пресс-конференции, когда группы общественных деятелей или ученых ведут беседу с представителями прессы, направленную на выяснение важнейших вопросов и проблем с целью их популяризации и пропаганды. Уроки этого типа способствуют развитию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой, прививают любознательность, вырабатывают умение работать в коллективе, оказывать взаимопомощь.
    Путешествие. Этот урок - познавательная игра, в ходе которой со­вершаются с помощью книг, карт экспедиции в разные эпохи, страны. Цель экспедиции - узнать о вкладе ученых какой-либо страны в развитие какого-либо раздела изучаемого предмета. Они могут быть вводно-обзорные по теме и заключительные.

  • «Р»Решение задач. Такие уроки имеют многогранные функции: средство осознания...

    26 слайд

    «Р»
    Решение задач. Такие уроки имеют многогранные функции: средство осознания и усвоения изучаемых понятий, явлений и закономерностей; средство отработки знаний и формирование умений, применение их на практике; средство повторения пройденного, способствующее установле­нию связи изучаемого предмета с жизнью и производством во всех его раз­новидностях, средство создания проблемных ситуаций. Такие уроки учат трудиться, быть целеустремленными и самостоятельными, творчески активными. Важное значение имеет формирование у учеников обобщенных умений, выработка общего подхода. Используются как групповые формы работы, так и индивидуальные.
    Ролевая игра. Такие уроки имитируют научную, производственную, социальную деятельность людей. Моделируют самые разнообразные жизненные и производственные ситуации с целью изучения нового материала, его закрепления, расширения и отработки знаний. К этому типу уроков отно­сятся уроки-спектакли, когда педагог организует театральное представле­ние и материал урока подается в форме инсценировки. Такие уроки привлекают своей праздничностью, атмосферой театра, возможностью проявить творчество, массовостью.

  • «С»Семинар. Урок углубляет и систематизирует знания. Непременное требование к...

    27 слайд

    «С»
    Семинар. Урок углубляет и систематизирует знания. Непременное требование к нему - активное участие каждого ученика. На семинарах предполагается более высокая степень конкретизации учебного материала, чем на лекции. Они требуют от учащихся серьезной самостоятельной работы с дополнительной литературой, чтения нового источника, сравнения материалов, подбора интересных фактов.
    Семинар - форма организации коллективной работы учащихся в рамках урока, который характеризуется коллективным обсуждением заранее запланированных вопросов.
    С использованием компьютера. Тип урока, который позволяет в концентрированной форме изучать и повторять материал по теме в темпе, который каждый ученик сам подбирает в соответствии с индивидуальными особенностями. Такие уроки работы на компьютерах создают у учащихся положительный эмоциональный настрой на учебу, обеспечивают их большую информированность.
    Соревнование. Это прием введения в урок элементов игры. Они ос­нованы на групповой деятельности учащихся. Бывают разными по содержанию, структуре, форме организации, разной может быть их роль в учебном процессе.
    Сочинение. Уроки этого типа посвящаются творческим работам учащихся. Они являются повторительными и основываются на изученном ма­териале. Они связывают тему предмета и родного языка и литературы. Чтобы написать сочинение, надо не только владеть фактическим материалом, но и уметь грамотно выражать мысли.

  • «Т»Творческий отчет. Такой урок проводится с целью повторения и обобщения мат...

    28 слайд

    «Т»
    Творческий отчет. Такой урок проводится с целью повторения и обобщения материала, систематизации знаний. На нем учащиеся показывают и защищают свои творческие работы. На смотр и защиту могут представляться проекты, модели, стенды, рисунки, доклады, экспериментальные исследования. Отчет должен содержать аргументацию выбора темы, изложение сути работы, объединение полученных результатов с опорой на знание.
    Турнир. Цель такого урока - повторение и обобщение изученного материала. Его форма - диалог-соревнование между двумя группами, выявляющий качество усвоения материала. К этому типу уроков относятся и блицтурниры. Это конкурсы. Они проводятся на повторительно-обобщающем уроке. Их цель - развитие устной речи, осмысленное понимание материала, быстрота реакции.

  • «Ф»Формирование или совершенствование умений. Такие уроки направлены на форми...

    29 слайд

    «Ф»
    Формирование или совершенствование умений. Такие уроки направлены на формирование специфических умений и навыков, которые тесно связаны с теоретическими знаниями, их закрепление и обучение применению. Основной формой учебной деятельности на этих уроках являются практические работы, обучающие или тренировочные.

  • «Э»Экскурсия. Это одна из форм организации обучения учащихся осо­бенно в прир...

    30 слайд

    «Э»
    Экскурсия. Это одна из форм организации обучения учащихся осо­бенно в природоведении, географии, биологии. Такие уроки прежде всего призваны показать школьникам возможности практического применения знаний, полученных при изучении темы или раздела. Учащиеся по ходу экс­курсий собирают природный материал для выполнения определенных за­даний. Это форма организации занятий в природе или на предприятиях. Цель уроков-экскурсий заключается в реализации краеведческого принципа обучения, а также экологического и экономического принципов. Они играют большую роль в ознакомле-нии школьников с методами исследования, в развитии их познавательной самосостоятельности.

  • Структура урока изучения нового материала:первичное введение материала с уче...

    31 слайд

    Структура урока изучения нового материала:

    первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
    указание на то, что учащиеся должны запомнить;
    мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
    сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);
    первичное закрепление, под руководством учителя, посредством прямого повторения частичных выводов;
    контроль результатов первичного запоминания;
    регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
    внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
    частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

  • Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:сообщение уча...

    32 слайд

    Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:

    сообщение учащимся цели предстоящей работы;
    воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
    выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
    проверка выполненных работ;
    обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
    задание на дом (если это необходимо).

  • Структура урока формирования умений и навыков:постановка цели урока;
повторе...

    33 слайд

    Структура урока формирования умений и навыков:

    постановка цели урока;
    повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
    проведение проверочных упражнений;
    ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
    упражнения на их освоение;
    упражнения на их закрепление;
    тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
    упражнения на перенос в сходную ситуацию;
    упражнения творческого характера;
    итог урока;
    задание на дом.

  • Структура урока повторенияорганизация начала урока;
постановка образовательны...

    34 слайд

    Структура урока повторения
    организация начала урока;
    постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;
    проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;
    подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;
    задание на дом.

  • Структура урока проверки знаний:организация начала урока. Здесь необходимо с...

    35 слайд

    Структура урока проверки знаний:

    организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к даль­нейшему изучению материала;
    постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;
    изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;
    подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
    определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

  • Структура урока применения знаний, умений и навыков:организация начала урока...

    36 слайд

    Структура урока применения знаний, умений и навыков:
    организация начала урока (психологический настрой учащихся);
    сообщение темы урока и его задач;
    изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
    формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;
    упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;
    творческое применение знаний и умений;
    упражнение по отработке навыков;
    домашнее задание;
    итог урока с оценкой проделанной учащимися

  • Структура повторительно-обобщающего урока:организационный момент;
вступительн...

    37 слайд

    Структура повторительно-обобщающего урока:
    организационный момент;
    вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;
    выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих умения, формирующих понятийные знания, на основе фактов и явлений;
    проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
    формулирование выводов по изученному материалу;
    оценка результатов урока;
    подведение итогов;
    задание на дом (не всегда).

  • Структура комбинированного урокаорганизация начала урока;
проверка домашнего...

    38 слайд

    Структура комбинированного урока
    организация начала урока;
    проверка домашнего задания, постановка цели урока;
    подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний, практических и умственных умений;
    изучение нового материала, в том числе и объяснение;
    закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
    обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
    подведение итогов и результатов урока;
    задание на дом;
    подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

  • Применяйте все рекомендации в своей работе и вы есть классный учитель своего...

    39 слайд

    Применяйте все рекомендации в своей работе и вы есть классный учитель своего дела!!!





    Спасибо за внимание!

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ выст типы и формы уроков шму.doc

 

КГУ «Карагайлинская средняя школа отдела образования акимата

 Алтынсаринского района»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


школа молодого учителя

                                               

 

 

Типы и формы современного урока

 

 

Выступление на

семинаре - практикуме:

Баймухаметова Б.Т.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Шокай-2015 год

Тема: «Типы и формы современного урока»

 

 

 

                  «Урок-«клеточка» педагогического процесса. В нем как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке»

М.Н. Скаткин

 

      Урок является сложным педагогическим объектом. Как и все сложные объекты, уроки делятся на типы по различным признакам. В дидактике их классифицируют по разным признакам: исходя из целей, методов обучения, форм организации учебной деятельности, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.. По характеру познавательной деятельности выделяются проблемные и не проблемные уроки.

В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков: уроки изучения нового учебного материала (1-й тип); уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й тип урока); уроки обобщения и систематизации (3-й тип), комбинированные уроки (4-й тип); уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).

 

Типы уроков. Формы уроков

 

Урок изучения нового материала (вводная и вступительная части, наблюдение и сбор материалов как методические варианты уроков):

-        урок-лекция;

-        урок-беседа;

-        урок с использованием учебного кино-, видеофильма;

-        урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);

-        урок смешанный (сочетание элементов различных видов урока на одном).

 

Урок совершенствования ЗУН (сюда входят уроки формирования ЗУН, целевого применения усвоенного и т.д.):

-        урок самостоятельной работы (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений);

-        урок – лабораторная работа;

-        урок практических работ;

-        урок-экскурсия;

-        урок-семинар.

 

Урок обобщения и систематизации:

Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков.

 

Контрольные уроки (учета и оценки ЗУН):

-        устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос);

-        письменная проверка;

-        зачет;

-        зачетные и лабораторные работы;

-        контрольная (самостоятельная) работа;

-        смешанный урок (сочетание трех первых видов).

 

Комбинированный урок

На нем решается несколько дидактических задач.

 

Нетрадиционные формы урока:

-        ролевые игры;

-        урок-спектакль;

-        исполнение сказочного сюжета;

-        смотр знаний;

-        урок фантазирования;

-        урок-игра;

-        деловая игра;

-        урок-зачет;

-        урок взаимообучения;

-        урок-путешествие;

-        круглый стол или конференция;

-        урок-состязание;

-        пресс-конференция;

-        урок открытых мыслей;

-        урок-восхождение;

-        урок-соревнование;

-        урок-диалог;

-        урок-КВН;

-        мозговая атака;

-        урок-викторина;

-        урок-брифинг;

-        игра «Следствие ведут знатоки»;

-        актуальное интервью;

-        аукцион знаний;

-        имитационно-ролевое моделирование;

-        урок-диспут;

-        моделирование мышления учащихся;

-        урок-турнир;

-        ролевая деловая игра;

-        урок-эврика;

-        урок-лекция:

-        игра «Волшебный конверт»;

-        проблемная;

-        межпредметный интегрированный урок;

-        визуальная;

-        урок-конкурс;

-        лекция вдвоем;

-        урок творчества;

-        пресс-конференция;

-        математический хоккей;

-        лекция-конференция;

-        лекция-провокация;

-        лекция-диалог.

 

Типологию уроков по основным дидактическим целям целесообразно представить, опираясь на основные элементы - составные части урока:

  • проверка опорных знаний и умений;
  • изучение нового материала;
  • его закрепление и обобщение;
  • задание на дом.

 

По дидактическим целям можно выделить следующие типы уроков:

  • вводные уроки;
  • уроки изучения нового материала;
  • уроки формирования умений;
  • уроки проверки, контроля и коррекции;
  • комбинированные уроки;
  • уроки повторения изученного;
  • обобщающие уроки.

 

 

   

      На основании классификации по дидактическим целям, была пред­принята попытка разработать словарь уроков разных типов, видов и форм.

 «А»

Аукцион, Заключается в публичной «продаже с молотка» «простых» предметов. «Продажу» осуществляют за знания - ответы, а «купившим» считается тот, кто последним даст правильный ответ. Предметы для про­дажи подбираются так, чтобы предложить «цепочку» ответов, где послед­ний - самый трудный. Урок учит видеть явления, закономерности в окру­жающей жизни.

«Б»

 

Вводные уроки. Проводятся в начале учебного года, когда приступают к изучению нового курса, или в начале большого раздела программы. Цель таких уроков - создать у школьников соответствующие психологические ус­тановки на предстоящую учебную работу, вызвать интерес к знаниям, рас­крыть практическую роль знаний. Если этот урок - вводная лекция, то объе­диняется содержание материала в целом. Особое внимание уделяется разъ­яснению главного материала темы, составлению плана-конспекта.

Взаимоконтроль. Это уроки опроса ранее пройденного материала. Класс делится на группы по 3-5 человек. Команды комплектуются на прин­ципе добровольности, но в них обязательно и «слабые», и «средние», и «сильные» ученики. Учащиеся проверяют друг у друга выполнение заданий. При этом проявляются чувство ответственности друг перед другом, взаимо­помощь, взаимовыручка.

«В»

Диспут. Этот тип уроков означает признание важности и полезности обсуждений. Это спор, полемика. Главная ценность этих уроков состоит в том, что в них формируется диалектическое мышление школьников. Это непринужденный, живой разговор учащихся, высказывание собственного мнения и его обоснование, выработка умения вникать в доводы оппонента, обнаруживая слабые места, умения задавать вопросы по фактическому ма­териалу темы, активное превращение знаний в убеждения.

«Г»

Закрепление изученного материала. Основной дидактический смысл заключается в закреплении и осмыслении изученного материала в виде соответствующих навыков и умений, как моторных, так и интеллекту­альных. Архитектоника таких уроков всегда связана с повторением прой­денного материала, выполнением упражнений и может быть успешно вос­произведена исключительно с учетом индивидуальных особенностей уча­щихся, их восприимчивости к учению.

Целью уроков закрепления является не изучение нового мате­риала, не разрешение теоретических проблемных вопросов, а II тренировка, которая должна обязательно предполагать необхо­димую вариативность работ, требующую от учащихся переноса знаний и умений и их использования в нестандартных ситуациях.

Зачет. Такие уроки подводят итог работе. Это одна из форм проверки знаний. Суть его в том, что учащиеся отчитываются об усвоении какой-то темы программы или логически связанной группы вопросов. Зачеты бывают разных видов. Иногда они представляют собой комплексную проверку зна­ний: и по теории, и по решению задач, и по практической или лабораторной работе; иногда на зачет выносят какой-то один вид проверки. Зачет органи­зуют и в строгом академическом стиле, и в форме игры. Он может быть письменным и устным.

«Д»

Изобретательство. Уроки этого типа развивают творчество учащих­ся, их умения нестандартно мыслить, давать нестандартные решения задач. Они пробуждают вкус к усовершенствованию чего-то, рационализаторству. На уроках этого типа в течение всего урока изучается новая тема. Могут про­водиться с помощью опорных конспектов (логического плана ответа с помо­щью символов). На уроках реализуется принцип многократного повторения (от 2 до 5 раз). Разбирается достаточно большой по объему и сложности ма­териал, требующий глубокой серьезной переработки. На уроках применяется комплекс методов обучения, активен не только учитель, но и школьники.

Триединой целью таких уроков является учебно-воспитательная зада­ча этапа усвоения новых знаний. Основное назначение - формирование знаний и умений.

Интегрированный (межпредметный). Это урок интегрированных связей нескольких предметов. Дает учащимся достаточно широкое и яркое представление об окружающем мире, о взаимосвязях и явлениях. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образовательного мышления. Структура таких уроков отлича­ется четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловлен­ностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативностью, емкостью материала.

Интегрированные уроки предполагают обязательное разви­тие творческой активности учащихся, перенапряжение за счет переключения па разнообразные виды деятельности; резко по­вышают познавательный интерес; служат развитию у школь­ников воображения, внимания, мышления, памяти, речи.

 

 

«К»

Комбинированный. Такие уроки наиболее распространены. Они имеют несколько дидактических целей и включают все структурные элемен­ты. Каждый из элементов комбинированного урока требует определенных методов и форм организации деятельности учащихся. Закрепление знаний на комбинированном уроке целесообразно проводить по ходу изучения но­вого материала. Домашнее задание может быть дано на разных этапах урока, важно лишь четко проинструктировать, как правильно его выполнять, ка­кие знания и умения, опыт творческой деятельности необходимо приобре­сти и хорошо усвоить.

Консультация. Цель такого урока - оказание учебной помощи учени­кам. Такие уроки обеспечивают удовлетворение интересов всех групп изучающихся, так как категорий учеников несколько:

  • одни недостаточно хорошо усвоили теоретический материал;
  • другие не научились решать типичные задачи;
  • третьи не усвоили приемы работы с приборами, картами, схемами;
  • четвертые нуждаются в совете по подготовке к написанию рефератаи, доклад и т.д.

Конференция. Такой урок организуется как совещание специалистов по какой-либо науке, как собрание специалистов-практиков, занимающихся проблемами использования достижений науки, в производстве, как сове­щание предметников и философов, разрабатывающих мировоззренческие проблемы, как собрание специалистов разных профилей, решающих об­щую глобальную проблему. Учащиеся, как правило, выступают с доклада­ми и сообщениями. Все сообщения готовятся самостоятельно и дома, а на уроке их только озвучивают. Базой для такой работы служит дополнитель­ная литература: научно-популярные книги, журналы, газеты. Цель уроков-конференций - расширение и углубление учебного материала, ознакомле­ние с новыми сведениями за счет обращения к разным литературным ис­точникам. Происходит обмен мнениями. Формы работы в процессе подго­товки - изучение литературных источников, в ходе самого урока - взаимоинформация учащихся, ведение тезисных записей, составление плана.

«Л»

Лабораторная работа. Это урок формирования экспериментальных умений и навыков, на котором учащиеся пользуются разными приборами, проводят наблюдения, опыты, снимают показания, описывают полученные результаты, составляют отчеты и делают выводы.

«О»

Обобщение и систематизация знаний. Главная дидактическая цель: обобщение и систематизация изученного материала, определение в нем основных понятий, закономерностей, областей применения, этапов процесса познания. Урок может состоять из трех частей:

1-я часть. Фронтальное повторение пройденного материала по вопросам.

2-я часть. Выдвижение и решение проблемы.

3-я часть. Экспериментальная работа.

Обобщающие уроки приобретают все большее значение в процессе обучения многим предметам. Их проведение преду­смотрено программами почти по всем курсам школьных пред­метов. Основная черта обобщающих уроков - приобретение школьниками новых знаний на базе систематизации и обобще­ния, переосмысления имеющихся знаний.

Такой урок может быть построен на самостоятельной работе учащихся с самостоятельными дидактическими карточками и таблицами, учебником или дополнительной литературой. Обобщение и систематизация знаний не только способствуют лучшему запоминанию и применению знаний, но и по­вышают их уровень, помогают усвоить фундаментальные знания. На таких уроках используется большое количество средств обучения - карты, схемы, таблицы, учебные картины, экранные пособия, плакаты, статистический ма­териал, приборы.

Общественный смотр знаний. Такие уроки отражают стремление к открытости, гласности, сопереживанию, сотворчеству. Они являются свое­образной проверкой знаний учащихся по пройденной теме или разделу, особенность которой состоит в том, что проверка организуется с целью по­казать учащимся, учителям, родителям, чего достигли ученики, как они ов­ладели знаниями и умениями, предусмотренными программой, и насколько этот интеллектуальный и практический багаж связан с жизнью.

«П»

Повторение изученного. Основная дидактическая цель уроков этого типа заключается в предотвращении забывания усвоенного материала, уг­лублении его связей с ранее изученным материалом, уточнении приобре­тенных представлений. Особенность и сложность проведения таких уроков в том, чтобы точно определить границы учебного материала, умело выде­лить его основные идеи, понятия, правила, подобрать соответствующие за­дания. Повторение должно быть организовано в интересной форме и иначе, чем первоначальное усвоение материала.

Уроки, специально посвященные повторению, проводятся редко, так как систематическое текущее повторение материа­ла имеет место па каждом уроке. Однако они важны для закре­пления знаний и умений по большим разделам и темам с целью установления логической связи между разделами. Проводятся по усмотрению учителя исходя из конкретных условии.

Практическая работа. Цель такого урока - отработка и закрепление теоретических умений и навыков на практике. На этих уроках проводятся большие по объему и сложные по содержанию работы. Уроки практической работы содержат следующие структурные элементы: постановка образова­тельно-воспитательных задач; ознакомление учащихся с учебными средства­ми, необходимыми для выполнения практической работы; инструкция по овла­дению приемами учебной работы и оформлению полученных результатов; подведение итогов и задание на дом. Результат этого типа уроков зависит от степени овладения учениками приемами учебной работы: сравнивать, сопос­тавлять, делать выводы, расчеты, анализировать, устанавливать зависимость.

Пресс-конференция. Эти уроки имитируют проходящие в жизни пресс-конференции, когда группы общественных деятелей или ученых ве­дут беседу с представителями прессы, направленную на выяснение важ­нейших вопросов и проблем с целью их популяризации и пропаганды. Уроки этого типа способствуют развитию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой, прививают любознательность, вырабатывают умение работать в коллективе, оказывать взаимопомощь.

Путешествие. Этот урок - познавательная игра, в ходе которой со­вершаются с помощью книг, карт экспедиции в разные эпохи, страны. Цель экспедиции - узнать о вкладе ученых какой-либо страны в развитие какого-либо раздела изучаемого предмета. Они могут быть вводно-обзорные по теме и заключительные.

«Р»

Решение задач. Такие уроки имеют многогранные функции: средство осознания и усвоения изучаемых понятий, явлений и закономерностей; средство отработки знаний и формирование умений, применение их на практике; средство повторения пройденного, способствующее установле­нию связи изучаемого предмета с жизнью и производством во всех его раз­новидностях, средство создания проблемных ситуаций. Такие уроки учат трудиться, быть целеустремленными и самостоятельными, творчески ак­тивными. Важное значение имеет формирование у учеников обобщенных умений, выработка общего подхода. Используются как групповые формы работы, так и индивидуальные.

Ролевая игра. Такие уроки имитируют научную, производственную, социальную деятельность людей. Моделируют самые разнообразные жиз­ненные и производственные ситуации с целью изучения нового материала, его закрепления, расширения и отработки знаний. К этому типу уроков отно­сятся уроки-спектакли, когда педагог организует театральное представле­ние и материал урока подается в форме инсценировки. Такие уроки привле­кают своей праздничностью, атмосферой театра, возможностью проявить творчество, массовостью.

«С»

Семинар. Урок углубляет и систематизирует знания. Непременное требование к нему - активное участие каждого ученика. На семинарах предполагается более высокая степень конкретизации учебного материала, чем на лекции. Они требуют от учащихся серьезной самостоятельной рабо­ты с дополнительной литературой, чтения нового источника, сравнения ма­териалов, подбора интересных фактов.

Семинар - форма организации коллективной работы учащих­ся в рамках урока, который характеризуется коллективным об­суждением заранее запланированных вопросов.

С использованием компьютера. Тип урока, который позволяет в концентрированной форме изучать и повторять материал по теме в темпе, который каждый ученик сам подбирает в соответствии с индивидуальными особенностями. Такие уроки работы на компьютерах создают у учащихся положительный эмоциональный настрой на учебу, обеспечивают их боль­шую информированность.

Соревнование. Это прием введения в урок элементов игры. Они ос­нованы на групповой деятельности учащихся. Бывают разными по содержанию, структуре, форме организации, разной может быть их роль в учеб­ном процессе.

Сочинение. Уроки этого типа посвящаются творческим работам уча­щихся. Они являются повторительными и основываются на изученном ма­териале. Они связывают тему предмета и родного языка и литературы. Чтобы написать сочинение, надо не только владеть фактическим материа­лом, но и уметь грамотно выражать мысли.

«Т»

Творческий отчет. Такой урок проводится с целью повторения и обобщения материала, систематизации знаний. На нем учащиеся показыва­ют и защищают свои творческие работы. На смотр и защиту могут представ­ляться проекты, модели, стенды, рисунки, доклады, экспериментальные ис­следования. Отчет должен содержать аргументацию выбора темы, изложе­ние сути работы, объединение полученных результатов с опорой на знание.

Турнир. Цель такого урока - повторение и обобщение изученного ма­териала. Его форма - диалог-соревнование между двумя группами, выяв­ляющий качество усвоения материала. К этому типу уроков относятся и блицтурниры. Это конкурсы. Они проводятся на повторительно-обобщающем уроке. Их цель - развитие устной речи, осмысленное понима­ние материала, быстрота реакции.

«Ф»

Формирование или совершенствование умений. Такие уроки на­правлены на формирование специфических умений и навыков, которые тесно связаны с теоретическими знаниями, их закрепление и обучение при­менению. Основной формой учебной деятельности на этих уроках являются практические работы, обучающие или тренировочные.

«Э»

Экскурсия. Это одна из форм организации обучения учащихся осо­бенно в природоведении, географии, биологии. Такие уроки прежде всего призваны показать школьникам возможности практического применения знаний, полученных при изучении темы или раздела. Учащиеся по ходу экс­курсий собирают природный материал для выполнения определенных за­даний. Это форма организации занятий в природе или на предприятиях. Цель уроков-экскурсий заключается в реализации краеведческого принципа обучения, а также экологического и экономического принципов. Они играют большую роль в ознакомлении школьников с методами исследования, в развитии их познавательной самосостоятельности.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Школа молодого учителя "Типы и формы современного урока""

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема:«Типы и формы современного урока»

 

 

 

                  «Урок-«клеточка» педагогического процесса. В нем как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке»

М.Н. Скаткин

 

      Урок является сложным педагогическим объектом. Как и все сложные объекты, уроки делятся на типы по различным признакам. В дидактике их классифицируют по разным признакам: исходя из целей, методов обучения, форм организации учебной деятельности, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.. По характеру познавательной деятельности выделяются проблемные и не проблемные уроки.

В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков: уроки изучения нового учебного материала (1-й тип); уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й тип урока); уроки обобщения и систематизации (3-й тип), комбинированные уроки (4-й тип); уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).

 

Типы уроков. Формы уроков

 

Урок изучения нового материала (вводная и вступительная части, наблюдение и сбор материалов как методические варианты уроков):

-        урок-лекция;

-        урок-беседа;

-        урок с использованием учебного кино-, видеофильма;

-        урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);

-        урок смешанный (сочетание элементов различных видов урока на одном).

 

Урок совершенствования ЗУН (сюда входят уроки формирования ЗУН, целевого применения усвоенного и т.д.):

-        урок самостоятельной работы (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений);

-        урок – лабораторная работа;

-        урок практических работ;

-        урок-экскурсия;

-        урок-семинар.

 

Урок обобщения и систематизации:

Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков.

 

Контрольные уроки (учета и оценки ЗУН):

-        устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос);

-        письменная проверка;

-        зачет;

-        зачетные и лабораторные работы;

-        контрольная (самостоятельная) работа;

-        смешанный урок (сочетание трех первых видов).

 

Комбинированный урок

На нем решается несколько дидактических задач.

 

Нетрадиционные формы урока:

-        ролевые игры;

-        урок-спектакль;

-        исполнение сказочного сюжета;

-        смотр знаний;

-        урок фантазирования;

-        урок-игра;

-        деловая игра;

-        урок-зачет;

-        урок взаимообучения;

-        урок-путешествие;

-        круглый стол или конференция;

-        урок-состязание;

-        пресс-конференция;

-        урок открытых мыслей;

-        урок-восхождение;

-        урок-соревнование;

-        урок-диалог;

-        урок-КВН;

-        мозговая атака;

-        урок-викторина;

-        урок-брифинг;

-        игра «Следствие ведут знатоки»;

-        актуальное интервью;

-        аукцион знаний;

-        имитационно-ролевое моделирование;

-        урок-диспут;

-        моделирование мышления учащихся;

-        урок-турнир;

-        ролевая деловая игра;

-        урок-эврика;

-        урок-лекция:

-        игра «Волшебный конверт»;

-        проблемная;

-        межпредметный интегрированный урок;

-        визуальная;

-        урок-конкурс;

-        лекция вдвоем;

-        урок творчества;

-        пресс-конференция;

-        математический хоккей;

-        лекция-конференция;

-        лекция-провокация;

-        лекция-диалог.

 

Типологию уроков по основным дидактическим целям целесообразно представить, опираясь на основные элементы - составные части урока:

  • проверка опорных знаний и умений;
  • изучение нового материала;
  • его закрепление и обобщение;
  • задание на дом.

 

По дидактическим целям можно выделить следующие типы уроков:

  • вводные уроки;
  • уроки изучения нового материала;
  • уроки формирования умений;
  • уроки проверки, контроля и коррекции;
  • комбинированные уроки;
  • уроки повторения изученного;
  • обобщающие уроки.

 

 

   

      На основании классификации по дидактическим целям, была пред­принята попытка разработать словарь уроков разных типов, видов и форм.

 «А»

Аукцион, Заключается в публичной «продаже с молотка» «простых» предметов. «Продажу» осуществляют за знания - ответы, а «купившим» считается тот, кто последним даст правильный ответ. Предметы для про­дажи подбираются так, чтобы предложить «цепочку» ответов, где послед­ний - самый трудный. Урок учит видеть явления, закономерности в окру­жающей жизни.

«Б»

 

Вводные уроки. Проводятся в начале учебного года, когда приступают к изучению нового курса, или в начале большого раздела программы. Цель таких уроков - создать у школьников соответствующие психологические ус­тановки на предстоящую учебную работу, вызвать интерес к знаниям, рас­крыть практическую роль знаний. Если этот урок - вводная лекция, то объе­диняется содержание материала в целом. Особое внимание уделяется разъ­яснению главного материала темы, составлению плана-конспекта.

Взаимоконтроль. Это уроки опроса ранее пройденного материала. Класс делится на группы по 3-5 человек. Команды комплектуются на прин­ципе добровольности, но в них обязательно и «слабые», и «средние», и «сильные» ученики. Учащиеся проверяют друг у друга выполнение заданий. При этом проявляются чувство ответственности друг перед другом, взаимо­помощь, взаимовыручка.

«В»

Диспут. Этот тип уроков означает признание важности и полезности обсуждений. Это спор, полемика. Главная ценность этих уроков состоит в том, что в них формируется диалектическое мышление школьников. Это непринужденный, живой разговор учащихся, высказывание собственного мнения и его обоснование, выработка умения вникать в доводы оппонента, обнаруживая слабые места, умения задавать вопросы по фактическому ма­териалу темы, активное превращение знаний в убеждения.

«Г»

Закрепление изученного материала. Основной дидактический смысл заключается в закреплении и осмыслении изученного материала в виде соответствующих навыков и умений, как моторных, так и интеллекту­альных. Архитектоника таких уроков всегда связана с повторением прой­денного материала, выполнением упражнений и может быть успешно вос­произведена исключительно с учетом индивидуальных особенностей уча­щихся, их восприимчивости к учению.

Целью уроков закрепления является не изучение нового мате­риала, не разрешение теоретических проблемных вопросов, а IIтренировка, которая должна обязательно предполагать необхо­димую вариативность работ, требующую от учащихся переноса знаний и умений и их использования в нестандартных ситуациях.

Зачет. Такие уроки подводят итог работе. Это одна из форм проверки знаний. Суть его в том, что учащиеся отчитываются об усвоении какой-то темы программы или логически связанной группы вопросов. Зачеты бывают разных видов. Иногда они представляют собой комплексную проверку зна­ний: и по теории, и по решению задач, и по практической или лабораторной работе; иногда на зачет выносят какой-то один вид проверки. Зачет органи­зуют и в строгом академическом стиле, и в форме игры. Он может быть письменным и устным.

«Д»

Изобретательство. Уроки этого типа развивают творчество учащих­ся, их умения нестандартно мыслить, давать нестандартные решения задач. Они пробуждают вкус к усовершенствованию чего-то, рационализаторству. На уроках этого типа в течение всего урока изучается новая тема. Могут про­водиться с помощью опорных конспектов (логического плана ответа с помо­щью символов). На уроках реализуется принцип многократного повторения (от 2 до 5 раз). Разбирается достаточно большой по объему и сложности ма­териал, требующий глубокой серьезной переработки. На уроках применяется комплекс методов обучения, активен не только учитель, но и школьники.

Триединой целью таких уроков является учебно-воспитательная зада­ча этапа усвоения новых знаний. Основное назначение - формирование знаний и умений.

Интегрированный (межпредметный). Это урок интегрированных связей нескольких предметов. Дает учащимся достаточно широкое и яркое представление об окружающем мире, о взаимосвязях и явлениях. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образовательного мышления. Структура таких уроков отлича­ется четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловлен­ностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативностью, емкостью материала.

Интегрированные уроки предполагают обязательное разви­тие творческой активности учащихся, перенапряжение за счет переключения па разнообразные виды деятельности; резко по­вышают познавательный интерес; служат развитию у школь­ников воображения, внимания, мышления, памяти, речи.

 

 

«К»

Комбинированный. Такие уроки наиболее распространены. Они имеют несколько дидактических целей и включают все структурные элемен­ты. Каждый из элементов комбинированного урока требует определенных методов и форм организации деятельности учащихся. Закрепление знаний на комбинированном уроке целесообразно проводить по ходу изучения но­вого материала. Домашнее задание может быть дано на разных этапах урока, важно лишь четко проинструктировать, как правильно его выполнять, ка­кие знания и умения, опыт творческой деятельности необходимо приобре­сти и хорошо усвоить.

Консультация.Цель такого урока - оказание учебной помощи учени­кам. Такие уроки обеспечивают удовлетворение интересов всех групп изучающихся, так как категорий учеников несколько:

  • одни недостаточно хорошо усвоили теоретический материал;
  • другие не научились решать типичные задачи;
  • третьи не усвоили приемы работы с приборами, картами, схемами;
  • четвертые нуждаются в совете по подготовке к написанию рефератаи, доклад и т.д.

Конференция.Такой урок организуется как совещание специалистов по какой-либо науке, как собрание специалистов-практиков, занимающихся проблемами использования достижений науки, в производстве, как сове­щание предметников и философов, разрабатывающих мировоззренческие проблемы, как собрание специалистов разных профилей, решающих об­щую глобальную проблему. Учащиеся, как правило, выступают с доклада­ми и сообщениями. Все сообщения готовятся самостоятельно и дома, а на уроке их только озвучивают. Базой для такой работы служит дополнитель­ная литература: научно-популярные книги, журналы, газеты. Цель уроков-конференций - расширение и углубление учебного материала, ознакомле­ние с новыми сведениями за счет обращения к разным литературным ис­точникам. Происходит обмен мнениями. Формы работы в процессе подго­товки - изучение литературных источников, в ходе самого урока - взаимоинформация учащихся, ведение тезисных записей, составление плана.

«Л»

Лабораторная работа. Это урок формирования экспериментальных умений и навыков, на котором учащиеся пользуются разными приборами, проводят наблюдения, опыты, снимают показания, описывают полученные результаты, составляют отчеты и делают выводы.

«О»

Обобщение и систематизация знаний. Главная дидактическая цель: обобщение и систематизация изученного материала, определение в нем основных понятий, закономерностей, областей применения, этапов процесса познания. Урок может состоять из трех частей:

1-я часть. Фронтальное повторение пройденного материала по вопросам.

2-я часть. Выдвижение и решение проблемы.

3-я часть. Экспериментальная работа.

Обобщающие уроки приобретают все большее значение в процессе обучения многим предметам. Их проведение преду­смотрено программами почти по всем курсам школьных пред­метов. Основная черта обобщающих уроков - приобретение школьниками новых знаний на базе систематизации и обобще­ния, переосмысления имеющихся знаний.

Такой урок может быть построен на самостоятельной работе учащихся с самостоятельными дидактическими карточками и таблицами, учебником или дополнительной литературой. Обобщение и систематизация знаний не только способствуют лучшему запоминанию и применению знаний, но и по­вышают их уровень, помогают усвоить фундаментальные знания. На таких уроках используется большое количество средств обучения - карты, схемы, таблицы, учебные картины, экранные пособия, плакаты, статистический ма­териал, приборы.

Общественный смотр знаний. Такие уроки отражают стремление к открытости, гласности, сопереживанию, сотворчеству. Они являются свое­образной проверкой знаний учащихся по пройденной теме или разделу, особенность которой состоит в том, что проверка организуется с целью по­казать учащимся, учителям, родителям, чего достигли ученики, как они ов­ладели знаниями и умениями, предусмотренными программой, и насколько этот интеллектуальный и практический багаж связан с жизнью.

«П»

Повторение изученного. Основная дидактическая цель уроков этого типа заключается в предотвращении забывания усвоенного материала, уг­лублении его связей с ранее изученным материалом, уточнении приобре­тенных представлений. Особенность и сложность проведения таких уроков в том, чтобы точно определить границы учебного материала, умело выде­лить его основные идеи, понятия, правила, подобрать соответствующие за­дания. Повторение должно быть организовано в интересной форме и иначе, чем первоначальное усвоение материала.

Уроки, специально посвященные повторению, проводятся редко, так как систематическое текущее повторение материа­ла имеет место па каждом уроке. Однако они важны для закре­пления знаний и умений по большим разделам и темам с целью установления логической связи между разделами. Проводятся по усмотрению учителя исходя из конкретных условии.

Практическая работа. Цель такого урока - отработка и закрепление теоретических умений и навыков на практике. На этих уроках проводятся большие по объему и сложные по содержанию работы. Уроки практической работы содержат следующие структурные элементы: постановка образова­тельно-воспитательных задач; ознакомление учащихся с учебными средства­ми, необходимыми для выполнения практической работы; инструкция по овла­дению приемами учебной работы и оформлению полученных результатов; подведение итогов и задание на дом. Результат этого типа уроков зависит от степени овладения учениками приемами учебной работы: сравнивать, сопос­тавлять, делать выводы, расчеты, анализировать, устанавливать зависимость.

Пресс-конференция. Эти уроки имитируют проходящие в жизни пресс-конференции, когда группы общественных деятелей или ученых ве­дут беседу с представителями прессы, направленную на выяснение важ­нейших вопросов и проблем с целью их популяризации и пропаганды. Уроки этого типа способствуют развитию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой, прививают любознательность, вырабатывают умение работать в коллективе, оказывать взаимопомощь.

Путешествие. Этот урок - познавательная игра, в ходе которой со­вершаются с помощью книг, карт экспедиции в разные эпохи, страны. Цель экспедиции - узнать о вкладе ученых какой-либо страны в развитие какого-либо раздела изучаемого предмета. Они могут быть вводно-обзорные по теме и заключительные.

«Р»

Решение задач. Такие уроки имеют многогранные функции: средство осознания и усвоения изучаемых понятий, явлений и закономерностей; средство отработки знаний и формирование умений, применение их на практике; средство повторения пройденного, способствующее установле­нию связи изучаемого предмета с жизнью и производством во всех его раз­новидностях, средство создания проблемных ситуаций. Такие уроки учат трудиться, быть целеустремленными и самостоятельными, творчески ак­тивными. Важное значение имеет формирование у учеников обобщенных умений, выработка общего подхода. Используются как групповые формы работы, так и индивидуальные.

Ролевая игра. Такие уроки имитируют научную, производственную, социальную деятельность людей. Моделируют самые разнообразные жиз­ненные и производственные ситуации с целью изучения нового материала, его закрепления, расширения и отработки знаний. К этому типу уроков отно­сятся уроки-спектакли, когда педагог организует театральное представле­ние и материал урока подается в форме инсценировки. Такие уроки привле­кают своей праздничностью, атмосферой театра, возможностью проявить творчество, массовостью.

«С»

Семинар. Урок углубляет и систематизирует знания. Непременное требование к нему - активное участие каждого ученика. На семинарах предполагается более высокая степень конкретизации учебного материала, чем на лекции. Они требуют от учащихся серьезной самостоятельной рабо­ты с дополнительной литературой, чтения нового источника, сравнения ма­териалов, подбора интересных фактов.

Семинар - форма организации коллективной работы учащих­ся в рамках урока, который характеризуется коллективным об­суждением заранее запланированных вопросов.

С использованием компьютера. Тип урока, который позволяет в концентрированной форме изучать и повторять материал по теме в темпе, который каждый ученик сам подбирает в соответствии с индивидуальными особенностями. Такие уроки работы на компьютерах создают у учащихся положительный эмоциональный настрой на учебу, обеспечивают их боль­шую информированность.

Соревнование. Это прием введения в урок элементов игры. Они ос­нованы на групповой деятельности учащихся. Бывают разными по содержанию, структуре, форме организации, разной может быть их роль в учеб­ном процессе.

Сочинение. Уроки этого типа посвящаются творческим работам уча­щихся. Они являются повторительными и основываются на изученном ма­териале. Они связывают тему предмета и родного языка и литературы. Чтобы написать сочинение, надо не только владеть фактическим материа­лом, но и уметь грамотно выражать мысли.

«Т»

Творческий отчет. Такой урок проводится с целью повторения и обобщения материала, систематизации знаний. На нем учащиеся показыва­ют и защищают свои творческие работы. На смотр и защиту могут представ­ляться проекты, модели, стенды, рисунки, доклады, экспериментальные ис

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 961 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 1463
    • ZIP 96.2 кбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Баймухаметова Батила Тургинбаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 285201
    • Всего материалов: 48

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 35 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 457 человек из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 281 человек из 66 регионов

Мини-курс

Аспекты эмоционального благополучия и влияния социальных ролей на психологическое состояние

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Занятия спортом при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 18 регионов

Мини-курс

Управление и менеджмент в спортивной сфере

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе