Главная / Другое / школа молодого учителя "Типы и формы современного урока"

школа молодого учителя "Типы и формы современного урока"

Название документа выст по типам и фор урока.ppt

КГУ «Карагайлинская средняя школа отдела образования акимата Алтынсаринского ...
«Урок-«клеточка» педагогического процесса. В нем как солнце в капле воды, от...
Выделяют пять типов уроков: 1 тип - уроки изучения нового учебного материала;...
ТИПЫ УРОКОВ ПО И.Н. КАЗАНЦЕВУ: урок с разнообразными видами занятий; урок в в...
Типы уроков. Формы уроков Урок изучения нового материала (вводная и вступител...
ТИПЫ УРОКОВ ПО В.А. ОНИЩУКУ: урок усвоения новых знаний; урок освоения новых ...
ТИПЫ УРОКОВ ПО И.П. ПОДЛАСОВУ: комбинированный урок; урок изучения новых знан...
ТИПЫ УРОКОВ ПО Н.П. ГУЗИКУ: урок общего разбора темы и методики ее изучения; ...
ТИПЫ И ВИДЫ УРОКОВ ПО М.И. МАХМУТОВУ: Тип урока Урок изучения нового материал...
ТИПЫ И ВИДЫ УРОКОВ ПО М.И. МАХМУТОВУ: Урок обобщения и систематизации знаний ...
ТИПЫ И ВИДЫ УРОКОВ ПО М.И. МАХМУТОВУ: Контрольные уроки (учета и оценки ЗУН) ...
Урок совершенствования ЗУН (сюда входят уроки формирования ЗУН, целевого при...
Урок обобщения и систематизации: Сюда входят основные виды всех пяти типов у...
Нетрадиционные формы урока: ролевые игры; урок-спектакль; исполнение сказочно...
Типологию уроков по основным дидактическим целям целесообразно представить, ...
По дидактическим целям можно выделить следующие типы уроков: вводные уроки; у...
Словарь уроков разных типов, видов и форм. «А» Аукцион, Заключается в публичн...
«Б» Вводные уроки. Проводятся в начале учебного года, когда приступают к изуч...
«В» Диспут. Этот тип уроков означает признание важности и полезности обсужден...
«Г» Закрепление изученного материала. Основной дидактический смысл заключаетс...
«Д» Изобретательство. Уроки этого типа развивают творчество учащих­ся, их уме...
«К» Комбинированный. Такие уроки наиболее распространены. Они имеют несколько...
«Л» Лабораторная работа. Это урок формирования экспериментальных умений и нав...
«О» Обобщение и систематизация знаний. Главная дидактическая цель: обобщение ...
«П» Повторение изученного. Основная дидактическая цель уроков этого типа закл...
«Р» Решение задач. Такие уроки имеют многогранные функции: средство осознания...
«С» Семинар. Урок углубляет и систематизирует знания. Непременное требование ...
«Т» Творческий отчет. Такой урок проводится с целью повторения и обобщения ма...
«Ф» Формирование или совершенствование умений. Такие уроки направлены на форм...
«Э» Экскурсия. Это одна из форм организации обучения учащихся осо­бенно в при...
Структура урока изучения нового материала: первичное введение материала с уче...
Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков: сообщение уча...
Структура урока формирования умений и навыков: постановка цели урока; повторе...
Структура урока повторения организация начала урока; постановка образовательн...
Структура урока проверки знаний: организация начала урока. Здесь необходимо с...
Структура урока применения знаний, умений и навыков: организация начала урока...
Структура повторительно-обобщающего урока: организационный момент; вступитель...
Структура комбинированного урока организация начала урока; проверка домашнего...
Применяйте все рекомендации в своей работе и вы есть классный учитель своего ...
1 из 39

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 КГУ «Карагайлинская средняя школа отдела образования акимата Алтынсаринского рай
Описание слайда:

КГУ «Карагайлинская средняя школа отдела образования акимата Алтынсаринского района» Тема : «Типы и формы современного урока» Подготовила: Баймухаметова Б.Т.

№ слайда 2 «Урок-«клеточка» педагогического процесса. В нем как солнце в капле воды, отраж
Описание слайда:

«Урок-«клеточка» педагогического процесса. В нем как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке» М.Н. Скаткин

№ слайда 3 Выделяют пять типов уроков: 1 тип - уроки изучения нового учебного материала; 2
Описание слайда:

Выделяют пять типов уроков: 1 тип - уроки изучения нового учебного материала; 2 тип- уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.); 3-й тип - уроки обобщения и системати-зации ; 4-й тип- комбинированные уроки ; 5-й тип- уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков .

№ слайда 4 ТИПЫ УРОКОВ ПО И.Н. КАЗАНЦЕВУ: урок с разнообразными видами занятий; урок в виде
Описание слайда:

ТИПЫ УРОКОВ ПО И.Н. КАЗАНЦЕВУ: урок с разнообразными видами занятий; урок в виде лекции; урок в виде беседы; урок-экскурсия; урок с использованием учебного кино-, видеофильма, телепередачи; урок самостоятельной работы учащихся в классе; лабораторные или другие практические занятия.

№ слайда 5 Типы уроков. Формы уроков Урок изучения нового материала (вводная и вступительна
Описание слайда:

Типы уроков. Формы уроков Урок изучения нового материала (вводная и вступительная части, наблюдение и сбор материалов как методические варианты уроков): урок-лекция; урок-беседа; урок с использованием учебного кино-, видеофильма; урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа); урок смешанный (сочетание элементов различных видов урока на одном).

№ слайда 6 ТИПЫ УРОКОВ ПО В.А. ОНИЩУКУ: урок усвоения новых знаний; урок освоения новых уме
Описание слайда:

ТИПЫ УРОКОВ ПО В.А. ОНИЩУКУ: урок усвоения новых знаний; урок освоения новых умений и навыков; урок комплексного применения знаний; урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки, оценки и коррекции ЗУН; комбинированный урок.

№ слайда 7 ТИПЫ УРОКОВ ПО И.П. ПОДЛАСОВУ: комбинированный урок; урок изучения новых знаний;
Описание слайда:

ТИПЫ УРОКОВ ПО И.П. ПОДЛАСОВУ: комбинированный урок; урок изучения новых знаний; урок формирования новых умений; урок контроля и коррекции знаний и умений; урок практического применения знаний и умений

№ слайда 8 ТИПЫ УРОКОВ ПО Н.П. ГУЗИКУ: урок общего разбора темы и методики ее изучения; ком
Описание слайда:

ТИПЫ УРОКОВ ПО Н.П. ГУЗИКУ: урок общего разбора темы и методики ее изучения; комбинированное семинарское занятие; урок обобщения и систематизации знаний; урок межпредметного обобщения материала; урок-практикум.

№ слайда 9 ТИПЫ И ВИДЫ УРОКОВ ПО М.И. МАХМУТОВУ: Тип урока Урок изучения нового материала (
Описание слайда:

ТИПЫ И ВИДЫ УРОКОВ ПО М.И. МАХМУТОВУ: Тип урока Урок изучения нового материала (вводная и вступительная части, наблюдение и сбор материалов как методические варианты уроков) Виды уроков урок-лекция; урок-беседа; урок с использованием учебного кино-, видеофильма; урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа); урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном)

№ слайда 10 ТИПЫ И ВИДЫ УРОКОВ ПО М.И. МАХМУТОВУ: Урок обобщения и систематизации знаний Сюд
Описание слайда:

ТИПЫ И ВИДЫ УРОКОВ ПО М.И. МАХМУТОВУ: Урок обобщения и систематизации знаний Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков

№ слайда 11 ТИПЫ И ВИДЫ УРОКОВ ПО М.И. МАХМУТОВУ: Контрольные уроки (учета и оценки ЗУН) уст
Описание слайда:

ТИПЫ И ВИДЫ УРОКОВ ПО М.И. МАХМУТОВУ: Контрольные уроки (учета и оценки ЗУН) устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос); письменная проверка; зачет; зачетные и лабораторные работы; контрольная (самостоятельная) работа; смешанный урок (сочетание трех первых видов)

№ слайда 12 Урок совершенствования ЗУН (сюда входят уроки формирования ЗУН, целевого примен
Описание слайда:

Урок совершенствования ЗУН (сюда входят уроки формирования ЗУН, целевого применения усвоенного и т.д.): урок самостоятельной работы (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений); урок – лабораторная работа; урок практических работ; урок-экскурсия; урок-семинар.

№ слайда 13 Урок обобщения и систематизации: Сюда входят основные виды всех пяти типов урок
Описание слайда:

Урок обобщения и систематизации: Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков. Контрольные уроки (учета и оценки ЗУН): устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос); письменная проверка; зачет; зачетные и лабораторные работы; контрольная (самостоятельная) работа; смешанный урок (сочетание трех первых видов).   Комбинированный урок На нем решается несколько дидактических задач.

№ слайда 14 Нетрадиционные формы урока: ролевые игры; урок-спектакль; исполнение сказочного
Описание слайда:

Нетрадиционные формы урока: ролевые игры; урок-спектакль; исполнение сказочного сюжета; смотр знаний; урок фантазирования; урок-игра; деловая игра; урок-зачет; урок взаимообучения; урок-путешествие; круглый стол или конференция; урок-состязание; пресс-конференция; урок открытых мыслей; урок-восхождение; урок-соревнование; урок-диалог; урок-КВН; мозговая атака; урок-викторина; урок-брифинг; игра «Следствие ведут знатоки»; актуальное интервью; аукцион знаний; имитационно-ролевое моделирование; урок-диспут; моделирование мышления учащихся; урок-турнир; ролевая деловая игра; урок-эврика; урок-лекция: игра «Волшебный конверт»; проблемная; межпредметный интегрированный урок; визуальная; урок-конкурс; лекция вдвоем; урок творчества; пресс-конференция; математический хоккей; лекция-конференция; лекция-провокация; лекция-диалог.

№ слайда 15 Типологию уроков по основным дидактическим целям целесообразно представить, опи
Описание слайда:

Типологию уроков по основным дидактическим целям целесообразно представить, опираясь на основные элементы - составные части урока: проверка опорных знаний и умений; изучение нового материала; его закрепление и обобщение; задание на дом.

№ слайда 16 По дидактическим целям можно выделить следующие типы уроков: вводные уроки; урок
Описание слайда:

По дидактическим целям можно выделить следующие типы уроков: вводные уроки; уроки изучения нового материала; уроки формирования умений; уроки проверки, контроля и коррекции; комбинированные уроки; уроки повторения изученного; обобщающие уроки.

№ слайда 17 Словарь уроков разных типов, видов и форм. «А» Аукцион, Заключается в публичной
Описание слайда:

Словарь уроков разных типов, видов и форм. «А» Аукцион, Заключается в публичной «продаже с молотка» «простых» предметов. «Продажу» осуществляют за знания - ответы, а «купившим» считается тот, кто последним даст правильный ответ. Предметы для продажи подбираются так, чтобы предложить «цепочку» ответов, где последний - самый трудный. Урок учит видеть явления, закономерности в окружающей жизни.

№ слайда 18 «Б» Вводные уроки. Проводятся в начале учебного года, когда приступают к изучени
Описание слайда:

«Б» Вводные уроки. Проводятся в начале учебного года, когда приступают к изучению нового курса, или в начале большого раздела программы. Цель таких уроков - создать у школьников соответствующие психологические ус­тановки на предстоящую учебную работу, вызвать интерес к знаниям, рас­крыть практическую роль знаний. Если этот урок - вводная лекция, то объе­диняется содержание материала в целом. Особое внимание уделяется разъ­яснению главного материала темы, составлению плана-конспекта. Взаимоконтроль. Это уроки опроса ранее пройденного материала. Класс делится на группы по 3-5 человек. Команды комплектуются на прин­ципе добровольности, но в них обязательно и «слабые», и «средние», и «сильные» ученики. Учащиеся проверяют друг у друга выполнение заданий. При этом проявляются чувство ответственности друг перед другом, взаимо­помощь, взаимовыручка.

№ слайда 19 «В» Диспут. Этот тип уроков означает признание важности и полезности обсуждений.
Описание слайда:

«В» Диспут. Этот тип уроков означает признание важности и полезности обсуждений. Это спор, полемика. Главная ценность этих уроков состоит в том, что в них формируется диалектическое мышление школьников. Это непринужденный, живой разговор учащихся, высказывание собственного мнения и его обоснование, выработка умения вникать в доводы оппонента, обнаруживая слабые места, умения задавать вопросы по фактическому материалу темы, активное превращение знаний в убеждения.

№ слайда 20 «Г» Закрепление изученного материала. Основной дидактический смысл заключается в
Описание слайда:

«Г» Закрепление изученного материала. Основной дидактический смысл заключается в закреплении и осмыслении изученного материала в виде соответствующих навыков и умений, как моторных, так и интеллекту­альных. Архитектоника таких уроков всегда связана с повторением прой­денного материала, выполнением упражнений и может быть успешно вос­произведена исключительно с учетом индивидуальных особенностей уча­щихся, их восприимчивости к учению. Целью уроков закрепления является не изучение нового мате­риала, не разрешение теоретических проблемных вопросов, а II тренировка, которая должна обязательно предполагать необхо­димую вариативность работ, требующую от учащихся переноса знаний и умений и их использования в нестандартных ситуациях. Зачет. Такие уроки подводят итог работе. Это одна из форм проверки знаний. Суть его в том, что учащиеся отчитываются об усвоении какой-то темы программы или логически связанной группы вопросов. Зачеты бывают разных видов. Иногда они представляют собой комплексную проверку зна­ний: и по теории, и по решению задач, и по практической или лабораторной работе; иногда на зачет выносят какой-то один вид проверки. Зачет органи­зуют и в строгом академическом стиле, и в форме игры. Он может быть письменным и устным.

№ слайда 21 «Д» Изобретательство. Уроки этого типа развивают творчество учащих­ся, их умения
Описание слайда:

«Д» Изобретательство. Уроки этого типа развивают творчество учащих­ся, их умения нестандартно мыслить, давать нестандартные решения задач. Они пробуждают вкус к усовершенствованию чего-то, рационализаторству. На уроках этого типа в течение всего урока изучается новая тема. Могут проводиться с помощью опорных конспектов (логического плана ответа с помо­щью символов). На уроках реализуется принцип многократного повторения (от 2 до 5 раз). Разбирается достаточно большой по объему и сложности ма­териал, требующий глубокой серьезной переработки. На уроках применяется комплекс методов обучения, активен не только учитель, но и школьники. Триединой целью таких уроков является учебно-воспитательная задача этапа усвоения новых знаний. Основное назначение - формирование знаний и умений. Интегрированный (межпредметный). Это урок интегрированных связей нескольких предметов. Дает учащимся достаточно широкое и яркое представление об окружающем мире, о взаимосвязях и явлениях. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образовательного мышления. Структура таких уроков отлича­ется четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловлен­ностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативностью, емкостью материала. Интегрированные уроки предполагают обязательное разви­тие творческой активности учащихся, перенапряжение за счет переключения па разнообразные виды деятельности; резко по­вышают познавательный интерес; служат развитию у школь­ников воображения, внимания, мышления, памяти, речи.

№ слайда 22 «К» Комбинированный. Такие уроки наиболее распространены. Они имеют несколько ди
Описание слайда:

«К» Комбинированный. Такие уроки наиболее распространены. Они имеют несколько дидактических целей и включают все структурные элемен­ты. Каждый из элементов комбинированного урока требует определенных методов и форм организации деятельности учащихся. Закрепление знаний на комбинированном уроке целесообразно проводить по ходу изучения но­вого материала. Домашнее задание может быть дано на разных этапах урока, важно лишь четко проинструктировать, как правильно его выполнять, ка­кие знания и умения, опыт творческой деятельности необходимо приобре­сти и хорошо усвоить. Консультация. Цель такого урока - оказание учебной помощи учени­кам. Такие уроки обеспечивают удовлетворение интересов всех групп изучающихся, так как категорий учеников несколько: одни недостаточно хорошо усвоили теоретический материал; другие не научились решать типичные задачи; третьи не усвоили приемы работы с приборами, картами, схемами; четвертые нуждаются в совете по подготовке к написанию рефератов, доклад и т.д. Конференция. Такой урок организуется как совещание специалистов по какой-либо науке, как собрание специалистов-практиков, занимающихся проблемами использования достижений науки, в производстве, как сове­щание предметников и философов, разрабатывающих мировоззренческие проблемы, как собрание специалистов разных профилей, решающих об­щую глобальную проблему. Учащиеся, как правило, выступают с докладами и сообщениями. Все сообщения готовятся самостоятельно и дома, а на уроке их только озвучивают. Базой для такой работы служит дополнитель­ная литература: научно-популярные книги, журналы, газеты. Цель уроков-конференций - расширение и углубление учебного материала, ознакомле­ние с новыми сведениями за счет обращения к разным литературным ис­точникам. Происходит обмен мнениями. Формы работы в процессе подго­товки - изучение литературных источников, в ходе самого урока - взаимоинформация учащихся, ведение тезисных записей, составление плана.

№ слайда 23 «Л» Лабораторная работа. Это урок формирования экспериментальных умений и навыко
Описание слайда:

«Л» Лабораторная работа. Это урок формирования экспериментальных умений и навыков, на котором учащиеся пользуются разными приборами, проводят наблюдения, опыты, снимают показания, описывают полученные результаты, составляют отчеты и делают выводы.

№ слайда 24 «О» Обобщение и систематизация знаний. Главная дидактическая цель: обобщение и с
Описание слайда:

«О» Обобщение и систематизация знаний. Главная дидактическая цель: обобщение и систематизация изученного материала, определение в нем основных понятий, закономерностей, областей применения, этапов процесса познания. Урок может состоять из трех частей: 1-я часть. Фронтальное повторение пройденного материала по вопросам. 2-я часть. Выдвижение и решение проблемы. 3-я часть. Экспериментальная работа. Обобщающие уроки приобретают все большее значение в процессе обучения многим предметам. Их проведение преду­смотрено программами почти по всем курсам школьных пред­метов. Основная черта обобщающих уроков - приобретение школьниками новых знаний на базе систематизации и обобще­ния, переосмысления имеющихся знаний. Такой урок может быть построен на самостоятельной работе учащихся с самостоятельными дидактическими карточками и таблицами, учебником или дополнительной литературой. Обобщение и систематизация знаний не только способствуют лучшему запоминанию и применению знаний, но и по­вышают их уровень, помогают усвоить фундаментальные знания. На таких уроках используется большое количество средств обучения - карты, схемы, таблицы, учебные картины, экранные пособия, плакаты, статистический ма­териал, приборы. Общественный смотр знаний. Такие уроки отражают стремление к открытости, гласности, сопереживанию, сотворчеству. Они являются свое­образной проверкой знаний учащихся по пройденной теме или разделу, особенность которой состоит в том, что проверка организуется с целью по­казать учащимся, учителям, родителям, чего достигли ученики, как они ов­ладели знаниями и умениями, предусмотренными программой, и насколько этот интеллектуальный и практический багаж связан с жизнью.

№ слайда 25 «П» Повторение изученного. Основная дидактическая цель уроков этого типа заключа
Описание слайда:

«П» Повторение изученного. Основная дидактическая цель уроков этого типа заключается в предотвращении забывания усвоенного материала, углублении его связей с ранее изученным материалом, уточнении приобретенных представлений. Особенность и сложность проведения таких уроков в том, чтобы точно определить границы учебного материала, умело выде­лить его основные идеи, понятия, правила, подобрать соответствующие за­дания. Повторение должно быть организовано в интересной форме и иначе, чем первоначальное усвоение материала. Уроки, специально посвященные повторению, проводятся редко, так как систематическое текущее повторение материала имеет место па каждом уроке. Однако они важны для закре­пления знаний и умений по большим разделам и темам с целью установления логической связи между разделами. Проводятся по усмотрению учителя исходя из конкретных условии. Практическая работа. Цель такого урока - отработка и закрепление теоретических умений и навыков на практике. На этих уроках проводятся большие по объему и сложные по содержанию работы. Уроки практической работы содержат следующие структурные элементы: постановка образова­тельно-воспитательных задач; ознакомление учащихся с учебными средства­ми, необходимыми для выполнения практической работы; инструкция по овла­дению приемами учебной работы и оформлению полученных результатов; подведение итогов и задание на дом. Результат этого типа уроков зависит от степени овладения учениками приемами учебной работы: сравнивать, сопоставлять, делать выводы, расчеты, анализировать, устанавливать зависимость. Пресс-конференция. Эти уроки имитируют проходящие в жизни пресс-конференции, когда группы общественных деятелей или ученых ведут беседу с представителями прессы, направленную на выяснение важнейших вопросов и проблем с целью их популяризации и пропаганды. Уроки этого типа способствуют развитию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой, прививают любознательность, вырабатывают умение работать в коллективе, оказывать взаимопомощь. Путешествие. Этот урок - познавательная игра, в ходе которой со­вершаются с помощью книг, карт экспедиции в разные эпохи, страны. Цель экспедиции - узнать о вкладе ученых какой-либо страны в развитие какого-либо раздела изучаемого предмета. Они могут быть вводно-обзорные по теме и заключительные.

№ слайда 26 «Р» Решение задач. Такие уроки имеют многогранные функции: средство осознания и
Описание слайда:

«Р» Решение задач. Такие уроки имеют многогранные функции: средство осознания и усвоения изучаемых понятий, явлений и закономерностей; средство отработки знаний и формирование умений, применение их на практике; средство повторения пройденного, способствующее установле­нию связи изучаемого предмета с жизнью и производством во всех его раз­новидностях, средство создания проблемных ситуаций. Такие уроки учат трудиться, быть целеустремленными и самостоятельными, творчески активными. Важное значение имеет формирование у учеников обобщенных умений, выработка общего подхода. Используются как групповые формы работы, так и индивидуальные. Ролевая игра. Такие уроки имитируют научную, производственную, социальную деятельность людей. Моделируют самые разнообразные жизненные и производственные ситуации с целью изучения нового материала, его закрепления, расширения и отработки знаний. К этому типу уроков отно­сятся уроки-спектакли, когда педагог организует театральное представле­ние и материал урока подается в форме инсценировки. Такие уроки привлекают своей праздничностью, атмосферой театра, возможностью проявить творчество, массовостью.

№ слайда 27 «С» Семинар. Урок углубляет и систематизирует знания. Непременное требование к н
Описание слайда:

«С» Семинар. Урок углубляет и систематизирует знания. Непременное требование к нему - активное участие каждого ученика. На семинарах предполагается более высокая степень конкретизации учебного материала, чем на лекции. Они требуют от учащихся серьезной самостоятельной работы с дополнительной литературой, чтения нового источника, сравнения материалов, подбора интересных фактов. Семинар - форма организации коллективной работы учащихся в рамках урока, который характеризуется коллективным обсуждением заранее запланированных вопросов. С использованием компьютера. Тип урока, который позволяет в концентрированной форме изучать и повторять материал по теме в темпе, который каждый ученик сам подбирает в соответствии с индивидуальными особенностями. Такие уроки работы на компьютерах создают у учащихся положительный эмоциональный настрой на учебу, обеспечивают их большую информированность. Соревнование. Это прием введения в урок элементов игры. Они ос­нованы на групповой деятельности учащихся. Бывают разными по содержанию, структуре, форме организации, разной может быть их роль в учебном процессе. Сочинение. Уроки этого типа посвящаются творческим работам учащихся. Они являются повторительными и основываются на изученном ма­териале. Они связывают тему предмета и родного языка и литературы. Чтобы написать сочинение, надо не только владеть фактическим материалом, но и уметь грамотно выражать мысли.

№ слайда 28 «Т» Творческий отчет. Такой урок проводится с целью повторения и обобщения матер
Описание слайда:

«Т» Творческий отчет. Такой урок проводится с целью повторения и обобщения материала, систематизации знаний. На нем учащиеся показывают и защищают свои творческие работы. На смотр и защиту могут представляться проекты, модели, стенды, рисунки, доклады, экспериментальные исследования. Отчет должен содержать аргументацию выбора темы, изложение сути работы, объединение полученных результатов с опорой на знание. Турнир. Цель такого урока - повторение и обобщение изученного материала. Его форма - диалог-соревнование между двумя группами, выявляющий качество усвоения материала. К этому типу уроков относятся и блицтурниры. Это конкурсы. Они проводятся на повторительно-обобщающем уроке. Их цель - развитие устной речи, осмысленное понимание материала, быстрота реакции.

№ слайда 29 «Ф» Формирование или совершенствование умений. Такие уроки направлены на формиро
Описание слайда:

«Ф» Формирование или совершенствование умений. Такие уроки направлены на формирование специфических умений и навыков, которые тесно связаны с теоретическими знаниями, их закрепление и обучение применению. Основной формой учебной деятельности на этих уроках являются практические работы, обучающие или тренировочные.

№ слайда 30 «Э» Экскурсия. Это одна из форм организации обучения учащихся осо­бенно в природ
Описание слайда:

«Э» Экскурсия. Это одна из форм организации обучения учащихся осо­бенно в природоведении, географии, биологии. Такие уроки прежде всего призваны показать школьникам возможности практического применения знаний, полученных при изучении темы или раздела. Учащиеся по ходу экс­курсий собирают природный материал для выполнения определенных за­даний. Это форма организации занятий в природе или на предприятиях. Цель уроков-экскурсий заключается в реализации краеведческого принципа обучения, а также экологического и экономического принципов. Они играют большую роль в ознакомле-нии школьников с методами исследования, в развитии их познавательной самосостоятельности.

№ слайда 31 Структура урока изучения нового материала: первичное введение материала с учетом
Описание слайда:

Структура урока изучения нового материала: первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся; указание на то, что учащиеся должны запомнить; мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти; сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.); первичное закрепление, под руководством учителя, посредством прямого повторения частичных выводов; контроль результатов первичного запоминания; регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями; внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых; частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

№ слайда 32 Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков: сообщение учащим
Описание слайда:

Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков: сообщение учащимся цели предстоящей работы; воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий; выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений; проверка выполненных работ; обсуждение допущенных ошибок и их коррекция; задание на дом (если это необходимо).

№ слайда 33 Структура урока формирования умений и навыков: постановка цели урока; повторение
Описание слайда:

Структура урока формирования умений и навыков: постановка цели урока; повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой; проведение проверочных упражнений; ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования; упражнения на их освоение; упражнения на их закрепление; тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции; упражнения на перенос в сходную ситуацию; упражнения творческого характера; итог урока; задание на дом.

№ слайда 34 Структура урока повторения организация начала урока; постановка образовательных,
Описание слайда:

Структура урока повторения организация начала урока; постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач; проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание; подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке; задание на дом.

№ слайда 35 Структура урока проверки знаний: организация начала урока. Здесь необходимо созд
Описание слайда:

Структура урока проверки знаний: организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к даль­нейшему изучению материала; постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы; изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика; подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок); определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

№ слайда 36 Структура урока применения знаний, умений и навыков: организация начала урока (п
Описание слайда:

Структура урока применения знаний, умений и навыков: организация начала урока (психологический настрой учащихся); сообщение темы урока и его задач; изучение новых знаний, необходимых для формирования умений; формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии; упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях; творческое применение знаний и умений; упражнение по отработке навыков; домашнее задание; итог урока с оценкой проделанной учащимися

№ слайда 37 Структура повторительно-обобщающего урока: организационный момент; вступительное
Описание слайда:

Структура повторительно-обобщающего урока: организационный момент; вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока; выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих умения, формирующих понятийные знания, на основе фактов и явлений; проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости); формулирование выводов по изученному материалу; оценка результатов урока; подведение итогов; задание на дом (не всегда).

№ слайда 38 Структура комбинированного урока организация начала урока; проверка домашнего за
Описание слайда:

Структура комбинированного урока организация начала урока; проверка домашнего задания, постановка цели урока; подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний, практических и умственных умений; изучение нового материала, в том числе и объяснение; закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым; обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными; подведение итогов и результатов урока; задание на дом; подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

№ слайда 39 Применяйте все рекомендации в своей работе и вы есть классный учитель своего дел
Описание слайда:

Применяйте все рекомендации в своей работе и вы есть классный учитель своего дела!!!

Название документа выст типы и формы уроков шму.doc


КГУ «Карагайлинская средняя школа отдела образования акимата

Алтынсаринского района»


hello_html_m1a55c168.gif










hello_html_585f5837.gif



Типы и формы современного урока



Выступление на

семинаре - практикуме:

Баймухаметова Б.Т.


















с.Шокай-2015 год

Тема: «Типы и формы современного урока»




«Урок-«клеточка» педагогического процесса. В нем как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке»

М.Н. Скаткин


Урок является сложным педагогическим объектом. Как и все сложные объекты, уроки делятся на типы по различным признакам. В дидактике их классифицируют по разным признакам: исходя из целей, методов обучения, форм организации учебной деятельности, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.. По характеру познавательной деятельности выделяются проблемные и не проблемные уроки.

В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков: уроки изучения нового учебного материала (1-й тип); уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й тип урока); уроки обобщения и систематизации (3-й тип), комбинированные уроки (4-й тип); уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).


Типы уроков. Формы уроков


Урок изучения нового материала (вводная и вступительная части, наблюдение и сбор материалов как методические варианты уроков):

  • урок-лекция;

  • урок-беседа;

  • урок с использованием учебного кино-, видеофильма;

  • урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);

  • урок смешанный (сочетание элементов различных видов урока на одном).

 

Урок совершенствования ЗУН (сюда входят уроки формирования ЗУН, целевого применения усвоенного и т.д.):

  • урок самостоятельной работы (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений);

  • урок – лабораторная работа;

  • урок практических работ;

  • урок-экскурсия;

  • урок-семинар.

 

Урок обобщения и систематизации:

Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков.

 

Контрольные уроки (учета и оценки ЗУН):

  • устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос);

  • письменная проверка;

  • зачет;

  • зачетные и лабораторные работы;

  • контрольная (самостоятельная) работа;

  • смешанный урок (сочетание трех первых видов).

 

Комбинированный урок

На нем решается несколько дидактических задач.

Нетрадиционные формы урока:

  • ролевые игры;

  • урок-спектакль;

  • исполнение сказочного сюжета;

  • смотр знаний;

  • урок фантазирования;

  • урок-игра;

  • деловая игра;

  • урок-зачет;

  • урок взаимообучения;

  • урок-путешествие;

  • круглый стол или конференция;

  • урок-состязание;

  • пресс-конференция;

  • урок открытых мыслей;

  • урок-восхождение;

  • урок-соревнование;

  • урок-диалог;

  • урок-КВН;

  • мозговая атака;

  • урок-викторина;

  • урок-брифинг;

  • игра «Следствие ведут знатоки»;

  • актуальное интервью;

  • аукцион знаний;

  • имитационно-ролевое моделирование;

  • урок-диспут;

  • моделирование мышления учащихся;

  • урок-турнир;

  • ролевая деловая игра;

  • урок-эврика;

  • урок-лекция:

  • игра «Волшебный конверт»;

  • проблемная;

  • межпредметный интегрированный урок;

  • визуальная;

  • урок-конкурс;

  • лекция вдвоем;

  • урок творчества;

  • пресс-конференция;

  • математический хоккей;

  • лекция-конференция;

  • лекция-провокация;

  • лекция-диалог.

 

Типологию уроков по основным дидактическим целям целесообразно представить, опираясь на основные элементы - составные части урока:

  • проверка опорных знаний и умений;

  • изучение нового материала;

  • его закрепление и обобщение;

  • задание на дом.


По дидактическим целям можно выделить следующие типы уроков:

  • вводные уроки;

  • уроки изучения нового материала;

  • уроки формирования умений;

  • уроки проверки, контроля и коррекции;

  • комбинированные уроки;

  • уроки повторения изученного;

  • обобщающие уроки.



На основании классификации по дидактическим целям, была пред­принята попытка разработать словарь уроков разных типов, видов и форм.

«А»

Аукцион, Заключается в публичной «продаже с молотка» «простых» предметов. «Продажу» осуществляют за знания - ответы, а «купившим» считается тот, кто последним даст правильный ответ. Предметы для про­дажи подбираются так, чтобы предложить «цепочку» ответов, где послед­ний - самый трудный. Урок учит видеть явления, закономерности в окру­жающей жизни.

«Б»


Вводные уроки. Проводятся в начале учебного года, когда приступают к изучению нового курса, или в начале большого раздела программы. Цель таких уроков - создать у школьников соответствующие психологические ус­тановки на предстоящую учебную работу, вызвать интерес к знаниям, рас­крыть практическую роль знаний. Если этот урок - вводная лекция, то объе­диняется содержание материала в целом. Особое внимание уделяется разъ­яснению главного материала темы, составлению плана-конспекта.

Взаимоконтроль. Это уроки опроса ранее пройденного материала. Класс делится на группы по 3-5 человек. Команды комплектуются на прин­ципе добровольности, но в них обязательно и «слабые», и «средние», и «сильные» ученики. Учащиеся проверяют друг у друга выполнение заданий. При этом проявляются чувство ответственности друг перед другом, взаимо­помощь, взаимовыручка.

«В»

Диспут. Этот тип уроков означает признание важности и полезности обсуждений. Это спор, полемика. Главная ценность этих уроков состоит в том, что в них формируется диалектическое мышление школьников. Это непринужденный, живой разговор учащихся, высказывание собственного мнения и его обоснование, выработка умения вникать в доводы оппонента, обнаруживая слабые места, умения задавать вопросы по фактическому ма­териалу темы, активное превращение знаний в убеждения.

«Г»

Закрепление изученного материала. Основной дидактический смысл заключается в закреплении и осмыслении изученного материала в виде соответствующих навыков и умений, как моторных, так и интеллекту­альных. Архитектоника таких уроков всегда связана с повторением прой­денного материала, выполнением упражнений и может быть успешно вос­произведена исключительно с учетом индивидуальных особенностей уча­щихся, их восприимчивости к учению.

Целью уроков закрепления является не изучение нового мате­риала, не разрешение теоретических проблемных вопросов, а II тренировка, которая должна обязательно предполагать необхо­димую вариативность работ, требующую от учащихся переноса знаний и умений и их использования в нестандартных ситуациях.

Зачет. Такие уроки подводят итог работе. Это одна из форм проверки знаний. Суть его в том, что учащиеся отчитываются об усвоении какой-то темы программы или логически связанной группы вопросов. Зачеты бывают разных видов. Иногда они представляют собой комплексную проверку зна­ний: и по теории, и по решению задач, и по практической или лабораторной работе; иногда на зачет выносят какой-то один вид проверки. Зачет органи­зуют и в строгом академическом стиле, и в форме игры. Он может быть письменным и устным.

«Д»

Изобретательство. Уроки этого типа развивают творчество учащих­ся, их умения нестандартно мыслить, давать нестандартные решения задач. Они пробуждают вкус к усовершенствованию чего-то, рационализаторству. На уроках этого типа в течение всего урока изучается новая тема. Могут про­водиться с помощью опорных конспектов (логического плана ответа с помо­щью символов). На уроках реализуется принцип многократного повторения (от 2 до 5 раз). Разбирается достаточно большой по объему и сложности ма­териал, требующий глубокой серьезной переработки. На уроках применяется комплекс методов обучения, активен не только учитель, но и школьники.

Триединой целью таких уроков является учебно-воспитательная зада­ча этапа усвоения новых знаний. Основное назначение - формирование знаний и умений.

Интегрированный (межпредметный). Это урок интегрированных связей нескольких предметов. Дает учащимся достаточно широкое и яркое представление об окружающем мире, о взаимосвязях и явлениях. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образовательного мышления. Структура таких уроков отлича­ется четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловлен­ностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативностью, емкостью материала.

Интегрированные уроки предполагают обязательное разви­тие творческой активности учащихся, перенапряжение за счет переключения па разнообразные виды деятельности; резко по­вышают познавательный интерес; служат развитию у школь­ников воображения, внимания, мышления, памяти, речи.



«К»

Комбинированный. Такие уроки наиболее распространены. Они имеют несколько дидактических целей и включают все структурные элемен­ты. Каждый из элементов комбинированного урока требует определенных методов и форм организации деятельности учащихся. Закрепление знаний на комбинированном уроке целесообразно проводить по ходу изучения но­вого материала. Домашнее задание может быть дано на разных этапах урока, важно лишь четко проинструктировать, как правильно его выполнять, ка­кие знания и умения, опыт творческой деятельности необходимо приобре­сти и хорошо усвоить.

Консультация. Цель такого урока - оказание учебной помощи учени­кам. Такие уроки обеспечивают удовлетворение интересов всех групп изучающихся, так как категорий учеников несколько:

  • одни недостаточно хорошо усвоили теоретический материал;

  • другие не научились решать типичные задачи;

  • третьи не усвоили приемы работы с приборами, картами, схемами;

  • четвертые нуждаются в совете по подготовке к написанию рефератаи, доклад и т.д.

Конференция. Такой урок организуется как совещание специалистов по какой-либо науке, как собрание специалистов-практиков, занимающихся проблемами использования достижений науки, в производстве, как сове­щание предметников и философов, разрабатывающих мировоззренческие проблемы, как собрание специалистов разных профилей, решающих об­щую глобальную проблему. Учащиеся, как правило, выступают с доклада­ми и сообщениями. Все сообщения готовятся самостоятельно и дома, а на уроке их только озвучивают. Базой для такой работы служит дополнитель­ная литература: научно-популярные книги, журналы, газеты. Цель уроков-конференций - расширение и углубление учебного материала, ознакомле­ние с новыми сведениями за счет обращения к разным литературным ис­точникам. Происходит обмен мнениями. Формы работы в процессе подго­товки - изучение литературных источников, в ходе самого урока - взаимоинформация учащихся, ведение тезисных записей, составление плана.

«Л»

Лабораторная работа. Это урок формирования экспериментальных умений и навыков, на котором учащиеся пользуются разными приборами, проводят наблюдения, опыты, снимают показания, описывают полученные результаты, составляют отчеты и делают выводы.

«О»

Обобщение и систематизация знаний. Главная дидактическая цель: обобщение и систематизация изученного материала, определение в нем основных понятий, закономерностей, областей применения, этапов процесса познания. Урок может состоять из трех частей:

1-я часть. Фронтальное повторение пройденного материала по вопросам.

2-я часть. Выдвижение и решение проблемы.

3-я часть. Экспериментальная работа.

Обобщающие уроки приобретают все большее значение в процессе обучения многим предметам. Их проведение преду­смотрено программами почти по всем курсам школьных пред­метов. Основная черта обобщающих уроков - приобретение школьниками новых знаний на базе систематизации и обобще­ния, переосмысления имеющихся знаний.

Такой урок может быть построен на самостоятельной работе учащихся с самостоятельными дидактическими карточками и таблицами, учебником или дополнительной литературой. Обобщение и систематизация знаний не только способствуют лучшему запоминанию и применению знаний, но и по­вышают их уровень, помогают усвоить фундаментальные знания. На таких уроках используется большое количество средств обучения - карты, схемы, таблицы, учебные картины, экранные пособия, плакаты, статистический ма­териал, приборы.

Общественный смотр знаний. Такие уроки отражают стремление к открытости, гласности, сопереживанию, сотворчеству. Они являются свое­образной проверкой знаний учащихся по пройденной теме или разделу, особенность которой состоит в том, что проверка организуется с целью по­казать учащимся, учителям, родителям, чего достигли ученики, как они ов­ладели знаниями и умениями, предусмотренными программой, и насколько этот интеллектуальный и практический багаж связан с жизнью.

«П»

Повторение изученного. Основная дидактическая цель уроков этого типа заключается в предотвращении забывания усвоенного материала, уг­лублении его связей с ранее изученным материалом, уточнении приобре­тенных представлений. Особенность и сложность проведения таких уроков в том, чтобы точно определить границы учебного материала, умело выде­лить его основные идеи, понятия, правила, подобрать соответствующие за­дания. Повторение должно быть организовано в интересной форме и иначе, чем первоначальное усвоение материала.

Уроки, специально посвященные повторению, проводятся редко, так как систематическое текущее повторение материа­ла имеет место па каждом уроке. Однако они важны для закре­пления знаний и умений по большим разделам и темам с целью установления логической связи между разделами. Проводятся по усмотрению учителя исходя из конкретных условии.

Практическая работа. Цель такого урока - отработка и закрепление теоретических умений и навыков на практике. На этих уроках проводятся большие по объему и сложные по содержанию работы. Уроки практической работы содержат следующие структурные элементы: постановка образова­тельно-воспитательных задач; ознакомление учащихся с учебными средства­ми, необходимыми для выполнения практической работы; инструкция по овла­дению приемами учебной работы и оформлению полученных результатов; подведение итогов и задание на дом. Результат этого типа уроков зависит от степени овладения учениками приемами учебной работы: сравнивать, сопос­тавлять, делать выводы, расчеты, анализировать, устанавливать зависимость.

Пресс-конференция. Эти уроки имитируют проходящие в жизни пресс-конференции, когда группы общественных деятелей или ученых ве­дут беседу с представителями прессы, направленную на выяснение важ­нейших вопросов и проблем с целью их популяризации и пропаганды. Уроки этого типа способствуют развитию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой, прививают любознательность, вырабатывают умение работать в коллективе, оказывать взаимопомощь.

Путешествие. Этот урок - познавательная игра, в ходе которой со­вершаются с помощью книг, карт экспедиции в разные эпохи, страны. Цель экспедиции - узнать о вкладе ученых какой-либо страны в развитие какого-либо раздела изучаемого предмета. Они могут быть вводно-обзорные по теме и заключительные.

«Р»

Решение задач. Такие уроки имеют многогранные функции: средство осознания и усвоения изучаемых понятий, явлений и закономерностей; средство отработки знаний и формирование умений, применение их на практике; средство повторения пройденного, способствующее установле­нию связи изучаемого предмета с жизнью и производством во всех его раз­новидностях, средство создания проблемных ситуаций. Такие уроки учат трудиться, быть целеустремленными и самостоятельными, творчески ак­тивными. Важное значение имеет формирование у учеников обобщенных умений, выработка общего подхода. Используются как групповые формы работы, так и индивидуальные.

Ролевая игра. Такие уроки имитируют научную, производственную, социальную деятельность людей. Моделируют самые разнообразные жиз­ненные и производственные ситуации с целью изучения нового материала, его закрепления, расширения и отработки знаний. К этому типу уроков отно­сятся уроки-спектакли, когда педагог организует театральное представле­ние и материал урока подается в форме инсценировки. Такие уроки привле­кают своей праздничностью, атмосферой театра, возможностью проявить творчество, массовостью.

«С»

Семинар. Урок углубляет и систематизирует знания. Непременное требование к нему - активное участие каждого ученика. На семинарах предполагается более высокая степень конкретизации учебного материала, чем на лекции. Они требуют от учащихся серьезной самостоятельной рабо­ты с дополнительной литературой, чтения нового источника, сравнения ма­териалов, подбора интересных фактов.

Семинар - форма организации коллективной работы учащих­ся в рамках урока, который характеризуется коллективным об­суждением заранее запланированных вопросов.

С использованием компьютера. Тип урока, который позволяет в концентрированной форме изучать и повторять материал по теме в темпе, который каждый ученик сам подбирает в соответствии с индивидуальными особенностями. Такие уроки работы на компьютерах создают у учащихся положительный эмоциональный настрой на учебу, обеспечивают их боль­шую информированность.

Соревнование. Это прием введения в урок элементов игры. Они ос­нованы на групповой деятельности учащихся. Бывают разными по содержанию, структуре, форме организации, разной может быть их роль в учеб­ном процессе.

Сочинение. Уроки этого типа посвящаются творческим работам уча­щихся. Они являются повторительными и основываются на изученном ма­териале. Они связывают тему предмета и родного языка и литературы. Чтобы написать сочинение, надо не только владеть фактическим материа­лом, но и уметь грамотно выражать мысли.

«Т»

Творческий отчет. Такой урок проводится с целью повторения и обобщения материала, систематизации знаний. На нем учащиеся показыва­ют и защищают свои творческие работы. На смотр и защиту могут представ­ляться проекты, модели, стенды, рисунки, доклады, экспериментальные ис­следования. Отчет должен содержать аргументацию выбора темы, изложе­ние сути работы, объединение полученных результатов с опорой на знание.

Турнир. Цель такого урока - повторение и обобщение изученного ма­териала. Его форма - диалог-соревнование между двумя группами, выяв­ляющий качество усвоения материала. К этому типу уроков относятся и блицтурниры. Это конкурсы. Они проводятся на повторительно-обобщающем уроке. Их цель - развитие устной речи, осмысленное понима­ние материала, быстрота реакции.

«Ф»

Формирование или совершенствование умений. Такие уроки на­правлены на формирование специфических умений и навыков, которые тесно связаны с теоретическими знаниями, их закрепление и обучение при­менению. Основной формой учебной деятельности на этих уроках являются практические работы, обучающие или тренировочные.

«Э»

Экскурсия. Это одна из форм организации обучения учащихся осо­бенно в природоведении, географии, биологии. Такие уроки прежде всего призваны показать школьникам возможности практического применения знаний, полученных при изучении темы или раздела. Учащиеся по ходу экс­курсий собирают природный материал для выполнения определенных за­даний. Это форма организации занятий в природе или на предприятиях. Цель уроков-экскурсий заключается в реализации краеведческого принципа обучения, а также экологического и экономического принципов. Они играют большую роль в ознакомлении школьников с методами исследования, в развитии их познавательной самосостоятельности.


школа молодого учителя "Типы и формы современного урока"
  • Другое
Описание:

Тема:«Типы и формы современного урока»

 

 

 

                  «Урок-«клеточка» педагогического процесса. В нем как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке»

М.Н. Скаткин

 

      Урок является сложным педагогическим объектом. Как и все сложные объекты, уроки делятся на типы по различным признакам. В дидактике их классифицируют по разным признакам: исходя из целей, методов обучения, форм организации учебной деятельности, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.. По характеру познавательной деятельности выделяются проблемные и не проблемные уроки.

В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков: уроки изучения нового учебного материала (1-й тип); уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й тип урока); уроки обобщения и систематизации (3-й тип), комбинированные уроки (4-й тип); уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).

 

Типы уроков. Формы уроков

 

Урок изучения нового материала (вводная и вступительная части, наблюдение и сбор материалов как методические варианты уроков):

-        урок-лекция;

-        урок-беседа;

-        урок с использованием учебного кино-, видеофильма;

-        урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);

-        урок смешанный (сочетание элементов различных видов урока на одном).

 

Урок совершенствования ЗУН (сюда входят уроки формирования ЗУН, целевого применения усвоенного и т.д.):

-        урок самостоятельной работы (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений);

-        урок – лабораторная работа;

-        урок практических работ;

-        урок-экскурсия;

-        урок-семинар.

 

Урок обобщения и систематизации:

Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков.

 

Контрольные уроки (учета и оценки ЗУН):

-        устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос);

-        письменная проверка;

-        зачет;

-        зачетные и лабораторные работы;

-        контрольная (самостоятельная) работа;

-        смешанный урок (сочетание трех первых видов).

 

Комбинированный урок

На нем решается несколько дидактических задач.

 

Нетрадиционные формы урока:

-        ролевые игры;

-        урок-спектакль;

-        исполнение сказочного сюжета;

-        смотр знаний;

-        урок фантазирования;

-        урок-игра;

-        деловая игра;

-        урок-зачет;

-        урок взаимообучения;

-        урок-путешествие;

-        круглый стол или конференция;

-        урок-состязание;

-        пресс-конференция;

-        урок открытых мыслей;

-        урок-восхождение;

-        урок-соревнование;

-        урок-диалог;

-        урок-КВН;

-        мозговая атака;

-        урок-викторина;

-        урок-брифинг;

-        игра «Следствие ведут знатоки»;

-        актуальное интервью;

-        аукцион знаний;

-        имитационно-ролевое моделирование;

-        урок-диспут;

-        моделирование мышления учащихся;

-        урок-турнир;

-        ролевая деловая игра;

-        урок-эврика;

-        урок-лекция:

-        игра «Волшебный конверт»;

-        проблемная;

-        межпредметный интегрированный урок;

-        визуальная;

-        урок-конкурс;

-        лекция вдвоем;

-        урок творчества;

-        пресс-конференция;

-        математический хоккей;

-        лекция-конференция;

-        лекция-провокация;

-        лекция-диалог.

 

Типологию уроков по основным дидактическим целям целесообразно представить, опираясь на основные элементы - составные части урока:

  • проверка опорных знаний и умений;
  • изучение нового материала;
  • его закрепление и обобщение;
  • задание на дом.

 

По дидактическим целям можно выделить следующие типы уроков:

  • вводные уроки;
  • уроки изучения нового материала;
  • уроки формирования умений;
  • уроки проверки, контроля и коррекции;
  • комбинированные уроки;
  • уроки повторения изученного;
  • обобщающие уроки.

 

 

   

      На основании классификации по дидактическим целям, была пред­принята попытка разработать словарь уроков разных типов, видов и форм.

 «А»

Аукцион, Заключается в публичной «продаже с молотка» «простых» предметов. «Продажу» осуществляют за знания - ответы, а «купившим» считается тот, кто последним даст правильный ответ. Предметы для про­дажи подбираются так, чтобы предложить «цепочку» ответов, где послед­ний - самый трудный. Урок учит видеть явления, закономерности в окру­жающей жизни.

«Б»

 

Вводные уроки. Проводятся в начале учебного года, когда приступают к изучению нового курса, или в начале большого раздела программы. Цель таких уроков - создать у школьников соответствующие психологические ус­тановки на предстоящую учебную работу, вызвать интерес к знаниям, рас­крыть практическую роль знаний. Если этот урок - вводная лекция, то объе­диняется содержание материала в целом. Особое внимание уделяется разъ­яснению главного материала темы, составлению плана-конспекта.

Взаимоконтроль. Это уроки опроса ранее пройденного материала. Класс делится на группы по 3-5 человек. Команды комплектуются на прин­ципе добровольности, но в них обязательно и «слабые», и «средние», и «сильные» ученики. Учащиеся проверяют друг у друга выполнение заданий. При этом проявляются чувство ответственности друг перед другом, взаимо­помощь, взаимовыручка.

«В»

Диспут. Этот тип уроков означает признание важности и полезности обсуждений. Это спор, полемика. Главная ценность этих уроков состоит в том, что в них формируется диалектическое мышление школьников. Это непринужденный, живой разговор учащихся, высказывание собственного мнения и его обоснование, выработка умения вникать в доводы оппонента, обнаруживая слабые места, умения задавать вопросы по фактическому ма­териалу темы, активное превращение знаний в убеждения.

«Г»

Закрепление изученного материала. Основной дидактический смысл заключается в закреплении и осмыслении изученного материала в виде соответствующих навыков и умений, как моторных, так и интеллекту­альных. Архитектоника таких уроков всегда связана с повторением прой­денного материала, выполнением упражнений и может быть успешно вос­произведена исключительно с учетом индивидуальных особенностей уча­щихся, их восприимчивости к учению.

Целью уроков закрепления является не изучение нового мате­риала, не разрешение теоретических проблемных вопросов, а IIтренировка, которая должна обязательно предполагать необхо­димую вариативность работ, требующую от учащихся переноса знаний и умений и их использования в нестандартных ситуациях.

Зачет. Такие уроки подводят итог работе. Это одна из форм проверки знаний. Суть его в том, что учащиеся отчитываются об усвоении какой-то темы программы или логически связанной группы вопросов. Зачеты бывают разных видов. Иногда они представляют собой комплексную проверку зна­ний: и по теории, и по решению задач, и по практической или лабораторной работе; иногда на зачет выносят какой-то один вид проверки. Зачет органи­зуют и в строгом академическом стиле, и в форме игры. Он может быть письменным и устным.

«Д»

Изобретательство. Уроки этого типа развивают творчество учащих­ся, их умения нестандартно мыслить, давать нестандартные решения задач. Они пробуждают вкус к усовершенствованию чего-то, рационализаторству. На уроках этого типа в течение всего урока изучается новая тема. Могут про­водиться с помощью опорных конспектов (логического плана ответа с помо­щью символов). На уроках реализуется принцип многократного повторения (от 2 до 5 раз). Разбирается достаточно большой по объему и сложности ма­териал, требующий глубокой серьезной переработки. На уроках применяется комплекс методов обучения, активен не только учитель, но и школьники.

Триединой целью таких уроков является учебно-воспитательная зада­ча этапа усвоения новых знаний. Основное назначение - формирование знаний и умений.

Интегрированный (межпредметный). Это урок интегрированных связей нескольких предметов. Дает учащимся достаточно широкое и яркое представление об окружающем мире, о взаимосвязях и явлениях. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образовательного мышления. Структура таких уроков отлича­ется четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловлен­ностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативностью, емкостью материала.

Интегрированные уроки предполагают обязательное разви­тие творческой активности учащихся, перенапряжение за счет переключения па разнообразные виды деятельности; резко по­вышают познавательный интерес; служат развитию у школь­ников воображения, внимания, мышления, памяти, речи.

 

 

«К»

Комбинированный. Такие уроки наиболее распространены. Они имеют несколько дидактических целей и включают все структурные элемен­ты. Каждый из элементов комбинированного урока требует определенных методов и форм организации деятельности учащихся. Закрепление знаний на комбинированном уроке целесообразно проводить по ходу изучения но­вого материала. Домашнее задание может быть дано на разных этапах урока, важно лишь четко проинструктировать, как правильно его выполнять, ка­кие знания и умения, опыт творческой деятельности необходимо приобре­сти и хорошо усвоить.

Консультация.Цель такого урока - оказание учебной помощи учени­кам. Такие уроки обеспечивают удовлетворение интересов всех групп изучающихся, так как категорий учеников несколько:

  • одни недостаточно хорошо усвоили теоретический материал;
  • другие не научились решать типичные задачи;
  • третьи не усвоили приемы работы с приборами, картами, схемами;
  • четвертые нуждаются в совете по подготовке к написанию рефератаи, доклад и т.д.

Конференция.Такой урок организуется как совещание специалистов по какой-либо науке, как собрание специалистов-практиков, занимающихся проблемами использования достижений науки, в производстве, как сове­щание предметников и философов, разрабатывающих мировоззренческие проблемы, как собрание специалистов разных профилей, решающих об­щую глобальную проблему. Учащиеся, как правило, выступают с доклада­ми и сообщениями. Все сообщения готовятся самостоятельно и дома, а на уроке их только озвучивают. Базой для такой работы служит дополнитель­ная литература: научно-популярные книги, журналы, газеты. Цель уроков-конференций - расширение и углубление учебного материала, ознакомле­ние с новыми сведениями за счет обращения к разным литературным ис­точникам. Происходит обмен мнениями. Формы работы в процессе подго­товки - изучение литературных источников, в ходе самого урока - взаимоинформация учащихся, ведение тезисных записей, составление плана.

«Л»

Лабораторная работа. Это урок формирования экспериментальных умений и навыков, на котором учащиеся пользуются разными приборами, проводят наблюдения, опыты, снимают показания, описывают полученные результаты, составляют отчеты и делают выводы.

«О»

Обобщение и систематизация знаний. Главная дидактическая цель: обобщение и систематизация изученного материала, определение в нем основных понятий, закономерностей, областей применения, этапов процесса познания. Урок может состоять из трех частей:

1-я часть. Фронтальное повторение пройденного материала по вопросам.

2-я часть. Выдвижение и решение проблемы.

3-я часть. Экспериментальная работа.

Обобщающие уроки приобретают все большее значение в процессе обучения многим предметам. Их проведение преду­смотрено программами почти по всем курсам школьных пред­метов. Основная черта обобщающих уроков - приобретение школьниками новых знаний на базе систематизации и обобще­ния, переосмысления имеющихся знаний.

Такой урок может быть построен на самостоятельной работе учащихся с самостоятельными дидактическими карточками и таблицами, учебником или дополнительной литературой. Обобщение и систематизация знаний не только способствуют лучшему запоминанию и применению знаний, но и по­вышают их уровень, помогают усвоить фундаментальные знания. На таких уроках используется большое количество средств обучения - карты, схемы, таблицы, учебные картины, экранные пособия, плакаты, статистический ма­териал, приборы.

Общественный смотр знаний. Такие уроки отражают стремление к открытости, гласности, сопереживанию, сотворчеству. Они являются свое­образной проверкой знаний учащихся по пройденной теме или разделу, особенность которой состоит в том, что проверка организуется с целью по­казать учащимся, учителям, родителям, чего достигли ученики, как они ов­ладели знаниями и умениями, предусмотренными программой, и насколько этот интеллектуальный и практический багаж связан с жизнью.

«П»

Повторение изученного. Основная дидактическая цель уроков этого типа заключается в предотвращении забывания усвоенного материала, уг­лублении его связей с ранее изученным материалом, уточнении приобре­тенных представлений. Особенность и сложность проведения таких уроков в том, чтобы точно определить границы учебного материала, умело выде­лить его основные идеи, понятия, правила, подобрать соответствующие за­дания. Повторение должно быть организовано в интересной форме и иначе, чем первоначальное усвоение материала.

Уроки, специально посвященные повторению, проводятся редко, так как систематическое текущее повторение материа­ла имеет место па каждом уроке. Однако они важны для закре­пления знаний и умений по большим разделам и темам с целью установления логической связи между разделами. Проводятся по усмотрению учителя исходя из конкретных условии.

Практическая работа. Цель такого урока - отработка и закрепление теоретических умений и навыков на практике. На этих уроках проводятся большие по объему и сложные по содержанию работы. Уроки практической работы содержат следующие структурные элементы: постановка образова­тельно-воспитательных задач; ознакомление учащихся с учебными средства­ми, необходимыми для выполнения практической работы; инструкция по овла­дению приемами учебной работы и оформлению полученных результатов; подведение итогов и задание на дом. Результат этого типа уроков зависит от степени овладения учениками приемами учебной работы: сравнивать, сопос­тавлять, делать выводы, расчеты, анализировать, устанавливать зависимость.

Пресс-конференция. Эти уроки имитируют проходящие в жизни пресс-конференции, когда группы общественных деятелей или ученых ве­дут беседу с представителями прессы, направленную на выяснение важ­нейших вопросов и проблем с целью их популяризации и пропаганды. Уроки этого типа способствуют развитию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой, прививают любознательность, вырабатывают умение работать в коллективе, оказывать взаимопомощь.

Путешествие. Этот урок - познавательная игра, в ходе которой со­вершаются с помощью книг, карт экспедиции в разные эпохи, страны. Цель экспедиции - узнать о вкладе ученых какой-либо страны в развитие какого-либо раздела изучаемого предмета. Они могут быть вводно-обзорные по теме и заключительные.

«Р»

Решение задач. Такие уроки имеют многогранные функции: средство осознания и усвоения изучаемых понятий, явлений и закономерностей; средство отработки знаний и формирование умений, применение их на практике; средство повторения пройденного, способствующее установле­нию связи изучаемого предмета с жизнью и производством во всех его раз­новидностях, средство создания проблемных ситуаций. Такие уроки учат трудиться, быть целеустремленными и самостоятельными, творчески ак­тивными. Важное значение имеет формирование у учеников обобщенных умений, выработка общего подхода. Используются как групповые формы работы, так и индивидуальные.

Ролевая игра. Такие уроки имитируют научную, производственную, социальную деятельность людей. Моделируют самые разнообразные жиз­ненные и производственные ситуации с целью изучения нового материала, его закрепления, расширения и отработки знаний. К этому типу уроков отно­сятся уроки-спектакли, когда педагог организует театральное представле­ние и материал урока подается в форме инсценировки. Такие уроки привле­кают своей праздничностью, атмосферой театра, возможностью проявить творчество, массовостью.

«С»

Семинар. Урок углубляет и систематизирует знания. Непременное требование к нему - активное участие каждого ученика. На семинарах предполагается более высокая степень конкретизации учебного материала, чем на лекции. Они требуют от учащихся серьезной самостоятельной рабо­ты с дополнительной литературой, чтения нового источника, сравнения ма­териалов, подбора интересных фактов.

Семинар - форма организации коллективной работы учащих­ся в рамках урока, который характеризуется коллективным об­суждением заранее запланированных вопросов.

С использованием компьютера. Тип урока, который позволяет в концентрированной форме изучать и повторять материал по теме в темпе, который каждый ученик сам подбирает в соответствии с индивидуальными особенностями. Такие уроки работы на компьютерах создают у учащихся положительный эмоциональный настрой на учебу, обеспечивают их боль­шую информированность.

Соревнование. Это прием введения в урок элементов игры. Они ос­нованы на групповой деятельности учащихся. Бывают разными по содержанию, структуре, форме организации, разной может быть их роль в учеб­ном процессе.

Сочинение. Уроки этого типа посвящаются творческим работам уча­щихся. Они являются повторительными и основываются на изученном ма­териале. Они связывают тему предмета и родного языка и литературы. Чтобы написать сочинение, надо не только владеть фактическим материа­лом, но и уметь грамотно выражать мысли.

«Т»

Творческий отчет. Такой урок проводится с целью повторения и обобщения материала, систематизации знаний. На нем учащиеся показыва­ют и защищают свои творческие работы. На смотр и защиту могут представ­ляться проекты, модели, стенды, рисунки, доклады, экспериментальные ис­следования. Отчет должен содержать аргументацию выбора темы, изложе­ние сути работы, объединение полученных результатов с опорой на знание.

Турнир. Цель такого урока - повторение и обобщение изученного ма­териала. Его форма - диалог-соревнование между двумя группами, выяв­ляющий качество усвоения материала. К этому типу уроков относятся и блицтурниры. Это конкурсы. Они проводятся на повторительно-обобщающем уроке. Их цель - развитие устной речи, осмысленное понима­ние материала, быстрота реакции.

«Ф»

Формирование или совершенствование умений. Такие уроки на­правлены на формирование специфических умений и навыков, которые тесно связаны с теоретическими знаниями, их закрепление и обучение при­менению. Основной формой учебной деятельности на этих уроках являются практические работы, обучающие или тренировочные.

«Э»

Экскурсия. Это одна из форм организации обучения учащихся осо­бенно в природоведении, географии, биологии. Такие уроки прежде всего призваны показать школьникам возможности практического применения знаний, полученных при изучении темы или раздела. Учащиеся по ходу экс­курсий собирают природный материал для выполнения определенных за­даний. Это форма организации занятий в природе или на предприятиях. Цель уроков-экскурсий заключается в реализации краеведческого принципа обучения, а также экологического и экономического принципов. Они играют большую роль в ознакомлении школьников с методами исследования, в развитии их познавательной самосостоятельности.

 

Автор Баймухаметова Батила Тургинбаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 429
Номер материала 39103
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓